Научная статья на тему 'Особенности реализации наследственных прав при применении вспомогательных репродуктивных технологий'

Особенности реализации наследственных прав при применении вспомогательных репродуктивных технологий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
615
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ВРТ) / ASSISTED REPRODUCTIVE TECHNOLOGY (ART) / НАСЛЕДОВАНИЕ / INHERITANCE / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / POPULATION POLICY / ДОНОРСТВО / DONATION / ПАЦИЕНТ / PATIENT / РЕБЕНОК / CHILD / ПРЕЗУМПЦИЯ / PRESUMPTION / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / LEGAL MECHANISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крысанова-кирсанова И. Г., Максимова И. А.

Рассматриваются основные проблемы права наследования, возникающие при осуществлении современных репродуктивных технологий, а также особенности наследственных правоотношений при донорстве половых клеток; возможные направления совершенствования законодательства в сфере регулирования отношений, возникающих при применении вспомогательных репродуктивных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации наследственных прав при применении вспомогательных репродуктивных технологий»

УДК 347.65/.68 347.632.1 ББК 67.404.5 67.404.4

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИзАЦИИ

наследственных прав при применении вспомогательных репродуктивных

технологий

ИРИНА ГЕОРГИЕВНА КРЫСАНОВА-КИРСАНОВА,

преподаватель кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: [email protected]; ИННА АЛЕКСАНДРОВНА МАКСИМОВА, преподаватель кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право,

семейное право, международное частное право Рецензент: старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук Мамонтов В.А.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются основные проблемы права наследования, возникающие при осуществлении современных репродуктивных технологий, а также особенности наследственных правоотношений при донорстве половых клеток; возможные направления совершенствования законодательства в сфере регулирования отношений, возникающих при применении вспомогательных репродуктивных технологий.

Ключевые слова: вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), наследование, демографическая политика, донорство, пациент, ребенок, презумпция, правовой механизм.

Аннотация. Рассматриваются основные проблемы права наследования, возникающие при осуществлении современных репродуктивных технологий, а также особенности наследственных правоотношений при донорстве половых клеток; возможные направления совершенствования законодательства в сфере регулирования отношений, возникающих при применении вспомогательных репродуктивных технологий.

Keywords: assisted reproductive technology (ART), inheritance, population policy, donation, the patient, the child, the presumption, a legal mechanism.

Рассматривая сложившиеся на современном этапе репродуктивные технологии, становится очевидным, что они подвергают сомнению многие принципы правового статуса гражданина, которые в том числе имеют и прямое отношение к регулированию наследственных прав и обязанностей. Так в конституционном праве репродуктивные права связаны с правом человека на жизнь и правом на неприкосновенность частной жизни. В семейном праве репродуктивные права следует рассматривать как совокупность возможностей человека на обеспечение рождения ребенка, что влечет возникновение семейных, гражданско-правовых отношений ребенка с родителями и другими членами семьи, которые, учитывая возможности вспомогатель-

ных репродуктивных технологий, могут и не иметь ни генетической, ни биологической связи с ребенком. В связи с этим целесообразно разграничивать понятия кровное родство, охватывающее биологическую, генетическую связь, а также приравненное к нему законодательством — юридическое родство.

Особенно хотелось бы остановиться на рассмотрении вопросов касающихся реализации репродуктивных прав после смерти. В основном эти проблемы связаны с установлением отцовства, а иногда с правами иных членов семьи в отношении родившегося ребенка, генетический материал отца которого был использован после смерти. Так, например, супруг, предоставляя генетический материал для криоконсервации, должен

позаботиться на случай смерти о порядке использования материала в различных жизненных ситуациях, например, предоставление для использования только при применении ВРТ в отношении супруги или по указанию матери в целях рождения ребенка суррогатной матерью и т.д.

При этом целесообразно определиться в будущем с доказательствами отцовства, поскольку презумпция отцовства действует в течение 300 дней с момента смерти и не учитывает применение ВРТ с генетическим материалом, который может храниться около десяти лет.

При возникновении наследственных правоотношений юридическое значение имеет факт родства, которое определяется в порядке, установленном Семейным кодексом РФ, так статья 49 СК РФ закрепляет: «В случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка (пункт 4 статьи 48 настоящего Кодекса) происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия. При этом суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица». Это означает, что суду могут быть представлены именно любые доказательства: согласие на криконсервацию, договор о донорстве половых клеток, медицинская карта донора, заключение эксперта и др. После того как будет установлен факт родства, в силу вступят наследственные правоотношения. Приведенные обстоятельства показывают, что часть третья ГК РФ не учитывает современные достижения репродуктивной медицины. Удар по устоявшимся принципам семейного права имеет свои последствия и в рамках наследственного права. Законодатель должен четко определить возможные варианты развития событий, но в любом случае цель правотворческой политики должна заключаться в соблюдении баланса интересов: родителей, согласившихся на осуществление той или иной репродуктивной технологии, и будущего ребенка.

Возникает вопрос о том, какова природа отношений по использованию генетического материала после смерти реципиента. Причем его правовое положение не следует путать с донором. Донор предоставляет материал без конкретизации целей дальнейшего использование. Его использование будет осуществляться для медицинских целей.

Необходимо определить, носят ли данные отношения характер имущественных или личных неимущественных, могут ли последствия использования генетического материала определяться завещанием или нет. Генетический материал, как уже отмечалось, представляет собой особый объект права собственности, правовой режим которого однозначно не установлен в законодательстве. Однако представляется, что он может рассматриваться как особый объект права собственности физического лица, который может быть

предметом сделки. Руководствуясь ст. 129 ГК РФ такой объект характеризуется ограниченной оборотоспособ-ностью, поскольку может принадлежать лишь определенным участникам оборота.

Следует отметить, что, услуги по осуществлению посмертной репродукции оказываются на возмездной основе, поскольку не соответствуют условиям оказания бесплатной медицинской помощи.

Специфичным для данного договора является то, что его заключению предшествует проведение определенных медицинских процедур. Данная необходимость обусловлена тем, что объектом договора выступают гаметы умершего. Заказчиком по исследуемому договору выступает лицо, обладающее правом на клетки умершего как на вещи, входящие в состав наследства. Следовательно, до заключения договора, направленного на реализацию посмертной репродукции, должны быть осуществлены мероприятия медицинского характера по обследованию пациента, забору у него половых клеток.

Результаты данных действий, зафиксированные в соответствующих документах, определяют как сам предмет договора, так и обязанности сторон.

Поскольку договор является взаимным, то и заказчик также должен совершить определенные действия в пользу исполнителя.

Заказчик обязан предоставить необходимые доказательства правомерности обладания гамет умершего.

Как мы уже выше заметили, в качестве заказчика по данному договору может выступать только лицо, обладающее имуществом, в том числе гаметами умершего на законном основании, приобретенном в порядке наследования. Поскольку интерес в реализации посмертной репродукции возникает обычно в случаях смерти именно молодых людей (мужчин, женщин), то, как показывает практика, в нашей стране люди в таком возрасте завещание не составляют. Поэтому к наследованию призываются наследники по закону, как правило, первой очереди. И именно данные наследники, составляющие близкий круг умершего (родители, переживший супруг) остро нуждаются в продолжении умершего родного человека. Хотя, безусловно, не редки случаи, когда молодой человек, болеющий смертельной болезнью, составляет завещание с указанием судьбы своего имущества, включая и изъятые компоненты собственного тела.

Объектом договора являются гаметы (сперма, оо-циты).

Возможности медицинской науки позволили достаточно давно использовать данные объекты, которые, безусловно, обладают индивидуальностью в силу принадлежности определенному физическому лицу.

Возможность отделения частей тела человека от их носителя с целью использования в отношении других лиц была предусмотрена Законом РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 «О трансплантации органов и (или) или тканей человека»1. В соответствии со статьей2 данного закона объектами трансплантации могут быть сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани человека.

В тоже время действие указанного закона о трансплантации в силу прямого установления законодателя (ст. 2 закона) не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички или эмбрионы), а также на кровь и ее компоненты.

Возможность изъятия и криоконсервации гамет обусловлено современными медицинскими достижениями. Данная медицинская возможность определена в законодательстве РФ через право гражданина на криоконсер-вацию в п. 5 ст.55 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»2. Международное право определяет правовую возможность подобного распоряжение генетическим материалом. Так, в Заявлении об искусственном оплодотворении и трансплантации эмбрионов, принятом 39-й Всемирной медицинской ассамблеей (Мадрид, Испания, октябрь 1987 г.), указано на необходимость определения дальнейшей судьбы оставшихся после проведения процедуры ЭКО яйцеклеток:

«Если при проведении ГУТ образуется избыток яйцеклеток, которые не будут немедленно использованы для лечения бесплодия, их дальнейшая судьба должна быть определена совместно с донорами. Лишние яйцеклетки могут быть: а) уничтожены; Ь) подвергнуты криоконсервации с целью сохранения в замороженном виде; с) оплодотворены и подвергнуты криоконсервации».

Итак, возможность отделения от человека определенных его частей, включая кровь, сперму и иные жидкие вещества, определена как достижениями медицины, так и нормами права.

Указанный забор не является самоцелью, а осуществляется для дальнейшего распоряжения. Однако распоряжение есть правомочие вещного права, возникающее в отношении вещей.

Вопрос о том, являются ли части тела, клетки человека объектами правоотношений и каким образом их следует рассматривать, остается в настоящее время дисскусионным.

М.Н. Малеина в своей докторской диссертации выделяет следующие позиции по данному вопросу: первая — части человека вещами не являются (З.Л. Волож, г.Н. Красновсий, М.И. Ковалев); вторая — являются личными неимущественными благами, по поводу которых складываются гражданские отношения донорства и трансплантации (Л.О. Красавчикова), и третья — являются ограниченными в обороте вещами (Н.М. Коркунов, В.Л. Суховерхий, М.Н. Маргацкая)3.

Правовая категория вещей обладает, по крайней мере, двумя признаками, телесностью в материальном мире и ценностью. Указанные признаки являются преобладающими в науке гражданского права для признания объекта вещами — телесность (материальность), доступность господству субъектов гражданского права, а также ценность (полезность) вещи 4.

Однако некоторые авторы отмечают, что полезность — это дополнительный признак, не обязательный для вещи как объекта гражданского права5.

Первый признак в отношении исследуемых объектов присутствует. Все части тела человека и его компоненты обладают материальностью, телесность как признак следует уже из источника формирования — тело человека.

С какого момента данные объекты становятся вещами, а их обладатель приобретает вещное право с возможностью распоряжения.

Представляется вполне обоснованным утверждение о том, что только с отделением от тела его частей они становятся вещами в юридическом смысле и поступают в собственность их прежнего носителя 6.

В самом деле, именно завершение в своей готовности объекта, или окончательное отделение его от иных объектов позволяют говорить о возникновении нового объекта права собственности на основании анализа ст. 218, 219, 220 ГК РФ. Тем более что при изъятии соответствующих компонентов, органов человеческого тела прикладывается труд — профессиональная деятельность врачей.

Соответственно, компоненты, в том числе жидкие, а также органы и иные части тела человека могут выступать объектом права собственности.

Но, данное право возникает на данные объекты с момента формирования их статуса как вещей, то есть с момента отделения от тела человека и до момента применения, либо в тело другого человека, либо для производства лекарства. Наличие данного конечного момента существования частей и компонентов тела человека как объектов вещного права, а соответственно и гражданских правоотношений обусловлен непродолжительностью существования в естественном состоянии, либо проведения криоконсервации для их сохранения.

Если признается право собственности на гаметы, как компоненты тела человека, то в рамках распоряжения ими возможно и совершение сделок с такими объектами.

И поскольку гаметы признаны объектом гражданского, в том числе наследственного правоотношения, то следует предъявить документ, подтверждающий принятие соответствующего имущества в качестве наследства. К примеру, в свидетельстве о праве на наследство можно выделить отдельно данные объекты наследственной массы, или получить свидетельство только на эту часть наследства. Такая возможность должна быть сформулирована законодателем в ст. 1162 ГК РФ.

1 «Ведомости СНД и ВС РФ», 14.01.1993, N 2, ст. 62.

2 «Российская газета», N 263, 23.11.2011.

3 Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан (понятие, осуществление и защита): Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1997. С. 151 — 153.

4 Щенникова Л.В. Вещное право: Учеб. пособие. Пермь: Изд-во Пермского университета, 2001. С. 54.

5 Аполинская Н.В. О статусе биологических объектов в гражданском праве РФ // http://law.isu.ru. 2002.

6 Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть. М.: Зерцало, 2003. С. 587.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.