Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ОТКРЫТОСТЬ И ПУБЛИЧНОСТЬ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ОТКРЫТОСТЬ И ПУБЛИЧНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ / ПУБЛИЧНОСТЬ И ГЛАСНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Айдинова А.Т.

В статье раскрыты ключевые понятия реализации информационной политики органами властной вертикали современного государства. Представлены понятия открытости, публичности и гласности осуществления функций государственного и муниципального управления. Проанализированы общие и частные характеристики данных понятий, а также какое значение данные понятия оказывают на систему управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF IMPLEMENTATION OF INFORMATION POLICY IN GOVERNMENT AND MANAGEMENT BODIES AT THE PRESENT STAGE: OPENNESS AND PUBLICITY

The article reveals the key concepts of the implementation of information policy by the vertical authorities of the modern state. The concepts of openness, publicity and publicity of the implementation of the functions of state and municipal administration are presented. The general and particular characteristics of these concepts are analyzed, as well as what meaning these concepts have on the control system.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ОТКРЫТОСТЬ И ПУБЛИЧНОСТЬ»

Айдинова А. Т. студент магистратуры 2 года обучения

очное обучение направление 38.04.04 - «ГМУ» Научный руководитель: Магулаева А. А., к.б.н.

доцент ФГБОУВО

«Карачаево-Черкесский государственный университет

имени У.Д. Алиева» Россия, г.Карачаевск

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ

ПОЛИТИКИ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ОТКРЫТОСТЬ И ПУБЛИЧНОСТЬ

Аннотация. В статье раскрыты ключевые понятия реализации информационной политики органами властной вертикали современного государства. Представлены понятия открытости, публичности и гласности осуществления функций государственного и муниципального управления. Проанализированы общие и частные характеристики данных понятий, а также какое значение данные понятия оказывают на систему управления.

Ключевые слова: Информация, информационная политика, информационная открытость, публичность и гласной системы управления.

Aydinova A. T.

2-year master's student full-time study direction 38.04.04 - "GMU" Scientific adviser: Magulaeva A.A., Ph.D.

docent FSBEI HE

"Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliev"

Russia, Karachaevsk

FEATURES OF IMPLEMENTATION OF INFORMATION POLICY IN GOVERNMENT AND MANAGEMENT BODIES AT THE PRESENT STAGE: OPENNESS AND PUBLICITY

Annotation. The article reveals the key concepts of the implementation of information policy by the vertical authorities of the modern state. The concepts of openness, publicity and publicity of the implementation of the functions of

state and municipal administration are presented. The general and particular characteristics of these concepts are analyzed, as well as what meaning these concepts have on the control system.

Key words: Information, information policy, information openness, publicity and public administration system.

В рамках исследования необходимо провести анализ понятия открытость и достоверность информации. Дефиниция слова открытость берет свое начало, от глагола открывать, а также прилагательного -открытый.

Ключевое значение прилагательного открытый, означает наличие свободы приема, передачи, хранения информации; полная независимость, отсутствие цензуры, откровенность, правдивость, доверчивость. [5]

Словарь современных понятий и терминов раскрывает термин открытости с «информированностью общества о принятии ключевых решений, свободой убеждений, выбора страны и места проживания, отсутствием цензуры». Важными составляющими данного определения является взаимосвязь предоставления информации, процедуры публичности и открытости в процессах управления обществом при осуществлении мер государственного и муниципального воздействия.

В современном развитии общественных отношений процессы управления тесно связаны с потребностями общества, так как основная функция системы управления это максимальное удовлетворение интересов и нужд населения, в этой связи открытость, является необходимым условием, при разработке и реализации государственных и муниципальных управленческих решений. При открытой, публичной и гласной работе органов власти различных управленческих уровней происходит информационно-коммуникационный процесс обратной связи.

В словаре синонимов понятие открытость определяется как «общительность; искренность, незаносчивость, публичность, спорность, прямота, откровенность, обнаженность, нескрываемость, доступность, непредвзятость, неприкрытость, честность, распахнутость, оголенность, раскрытость, гласность, явность. [2]

Употребляя слово открытость в сфере управления и политики, то необходимо придерживаться следующих ключевых сочетаний со словом открытость, таких как гласность, доступность, публичность.

По мнению ученого и экспертного сообщества, специалистов практиков, информационная открытость в сфере государственного и муниципального управления определяется как организационный и правовой режим деятельности любого участника социального взаимодействия. Этот режим обеспечивает любым участникам этого взаимодействия возможность получать необходимый и достаточный объем информации (материалов и сведений). Данные материалы раскрывают

структурно-функциональные особенности, цели, задачи, финансовые и иные существенные условия деятельности государственного и местного аппарата управления властной вертикали». [4]

Согласно этому определению информационная политика и открытость в системе государственного и муниципального управления определяет организационно-правовой статус публичности власти, с распределением функционала в социальных процессах.

Рассмотрев ключевые определения терминов слов, информация, политика и открытость, автор исследования отмечает присущие этим проанализированным выше определениям общее и частное, а также какое значение они имеют для системы управления, таким образом:

Во-первых, информационная политика и ее открытость это ключевые составные элементы общественных процессов происходящих вокруг нас, в различных областях знаний и особенностей жизнедеятельности общества;

Во-вторых, информационная политика и ее открытость это социально-экономический и политический процесс, который способствует развитию каналов информационно-коммуникационной системы;

В-третьих, информационная политика и ее открытость это своего рода ресурс определенных кейсов, востребованных местной властной вертикалью, в реализации функций управления;

В-четвертых, информационная политика и ее открытость носит междисциплинарных характер, применяется в различных сферах жизнедеятельности, в социальных процессах взаимодействий общества и государства, является каналом коммуникаций, через процедуру общественного обсуждения при разработке, принятии и реализации принимаемым государственных и муниципальных управленческих решений;

В-пятых, информационная политика и ее открытость, может быть, использована как ресурс, если общество верит и доверяет распространению этой информации, достоверная информация позволяет органам власти и управления при осуществлении своих функций, выстраивать процессы коммуникаций с представителями общества;

В-шестых, информационная политика и ее открытость это поле гласности и публичности для субъектов управленческой деятельности;

В-седьмых, при реализации своих властно-управленческих функций, информационная политика и ее открытость побуждает прямой диалог, не всегда эти процессы происходят гладко и ровно, а чаще всего вызывают общественные дискуссии, споры, скандалы, распространение не полной, не достоверной информация порождает появление слухов и дискредитирует в глазах общества органы государственного и муниципального управления.

Без соответствующего доступа к информации члены общества не могут участвовать в обсуждении общегосударственных проблем и принимать осознанные управленческие решения. Информация необходима

для становления демократического политического режима, она позволяет гражданам и власти открыто взаимодействовать и больше доверять друг другу. Право на свободный и беспрепятственный доступ к материалам и сведениям, содержащим важную, для граждан информацию о деятельности государственного и муниципального аппарата управления, гарантируется и охраняется Конституцией нашего государства. Без соответствующей информации о деятельности властной вертикали и принятых управленческих решениях, члены общества не смогут грамотно обосновать свои проблемы и претензии, потребовать защиты своих прав.

Все вышесказанное говорит о правовом нигилизме наших граждан, с одной стороны органы власти и управления должны при формировании своей политики быть максимально открытыми и публичными. А с другой общество закрывается от государственной системы и пренебрегает применением установленных Конституцией РФ прав на свободный доступ к информации о деятельности государственной системы управления.

В настоящее время нашего государство развивается как демократичная страна с рыночной экономикой, в которой воздействие общественного мнения, выраженного через различные формы общественных движений, через средства массовой информации. Информация и осуществление информационной политики является важным и необходимым элементом решения многих социально значимых проблем и налаживанию процессов коммуникации. В связи с этим формирование активной позиции общественности по социально значимым вопросам рассматривается в качестве важной задачи.

Открытый и беспрепятственный доступ к общественно значимой информации выступает в этом смысле не просто гарантом справедливого управления и свободного общества. Общественно значимая информация способствует просвещению народа, стимулирует прогресс и помогает решению стоящих перед нами сложных экономических, научных и социальных проблем.

Данное положение вытекает из идеи о том, что свободный доступ каждого к информации - основной принцип свободных обществ, гарантируемый их конституциями и международными законами. Это указано в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, [1] которая гласит: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений, свободу искать, получать и распространять информацию и идеи, любыми средствами и независимо от государственных границ».

В ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, [1] по указанным свободам прописаны ограничения в случаях, когда «это установлено законом, исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, удовлетворения справедливых

требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Каждая свобода, гарантированная во Всеобщей декларации, была провозглашена как наивысшее стремление народа быть успешным.

Это означает признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав. Это означает также ориентацию главных технологических компонентов информационной среды (системы формирования, распространения и использования информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных технологий) на обеспечение свободного обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство информации и распространение массовой информации.

Реальное участие общественности в подготовке и принятии решений, значимых для системы государственного управления и местного самоуправления, предполагает полную информированность населения уже на ранних стадиях процесса принятия управленческих решений. Это возможно только в том случае, если доступ к информации будет свободным и легким. Принимающие решения инстанции должны приглашать общественность к сотрудничеству - просить ее формулировать вопросы и высказывать свое мнение в рамках дискуссий, адекватно реагировать на высказываемые замечания и пожелания. Решения, принятые вопреки мнению общественности, должны быть мотивированы.

Реальная польза от развития общественного участия для органов государственной власти и местного самоуправления заключается в следующем:

• общественное участие генерирует более широкий диапазон мнений и возможные решения;

• общественное участие позволяет добиться более открытого и прозрачного характера управления, в результате повышается доверие к руководителям. Общественность начинает относиться к принятым решениям с большим пониманием и ответственностью;

• предотвращение конфликтов с общественностью, которые могут привести к крайне нежелательным последствиям при разработке и принятии значимых государственных и муниципальных управленческих решений.

Таким образом, подводя итоги, автор исследование отмечает, что осуществление информационной политики и открытость, гласность, публичность деятельности государственного и муниципального аппарата управления способствует формированию доверительных

взаимоотношений власти и общества, налаживанию информационно-коммуникационных каналов взаимодействия. Достоверная информация побуждает субъекты принятия решений проводить общественные

слушания и дискуссии, в конечном счете, принимаются государственные и муниципальные управленческие решения, максимально затрагивающие общественные блага населения, все это способствует доверительным взаимодействиям, тем самым порождают доверие общества к власти и наоборот.

Использованные источники:

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/

2. Апресян, Ю.Д. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. М.: Школа «Языки славянской культуры», 2003. с.589

3. Годин, В.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности. [Текст] Учебник / В.В. Годин. - М.: Мастерство. 2017. - 125 с.

4. Каменская, Е.А. Сущность и особенности информационной открытости органов власти в современной России [Текст] /Е.А. Каменская// Общество: политика, экономика, право. № 2/2011 с. 19.

5. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка [Текст]: /М. Фасмер, словарь в 4-х т. М.: Астрель-АСТ, 2004. Т. 4. с. 456.

6. Финько, О.А. Правовое обеспечение государственной информационной политики [Текст] / О.А. Финько / НТИ. - 2019. - № 8. - с.5-6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.