Научная статья на тему 'Особенности реализации индивидуальных образовательных траекторий с применением асинхронной организации учебного процесса'

Особенности реализации индивидуальных образовательных траекторий с применением асинхронной организации учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СИНХРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АСИНХРОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / INDIVIDUALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / SYNCHRONOUS EDUCATIONAL PROCESS / ASYNCHRONOUS ORGANIZATION OF TRAINING / FORMS OF INDEPENDENT WORK / CONTROL OF INDEPENDENT WORK / INDIVIDUALLY-ORIENTED ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошель Владимир Иванович, Ходжаян Анна Борисовна, Маяцкая Наталья Константиновна, Гевандова Маргарита Грантовна

Необходимым условием современного образования становится обучение с учетом потребностей и запросов обучающегося, его личности. Поиск и реализация инновационных подходов к обучению студентов актуализирует необходимость свободного выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории, без которой будет сложно получить ожидаемые результаты обучения. В современных условиях становится возможным индивидуализировать образовательный процесс с учетом способностей и интересов личности. Статья посвящена проблеме особенностей реализации индивидуальных образовательных траекторий с применением асинхронной организации учебного процесса. В работе дается характеристика синхронного образовательного процесса, рассматриваются разные аспекты асинхронной организации обучения, особое внимание уделяется сочетанию синхронной и асинхронной организаций обучения, организации самостоятельной работы студентов. Авторы статьи отмечают необходимость рекомендаций, раскрывающих возможности вариативных и индивидуальных учебных планов, программ обучения и дистанционного образовании, условия достижения положительных результатов при реализации индивидуальной образовательной траектории, указывают на необходимость организации индивидуальных образовательных траекторий студентов с учетом объективных и субъективных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошель Владимир Иванович, Ходжаян Анна Борисовна, Маяцкая Наталья Константиновна, Гевандова Маргарита Грантовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF IMPLEMENTATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES USING ASYNCHRONOUS ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

A prerequisite for modern education is learning, taking into account the needs and requirements of the student, his personality. The search and implementation of innovative approaches to teaching students actualizes the need for students to freely choose an individual educational path, without which it will be difficult to obtain the expected learning outcomes. In modern conditions it becomes possible to individualize the educational process, taking into account the abilities and interests of the individual. The article is devoted to the problem of the characteristics of the implementation of individual educational trajectories using asynchronous organization of the educational process. The paper describes the characteristics of a synchronous educational process, discusses various aspects of asynchronous organization of training, focuses on the combination of synchronous and asynchronous organizations of training, the organization of independent work of students. The authors of the article note the need for recommendations that reveal the possibilities of variable and individual curricula, programs of education and distance education, conditions for achieving positive results in the implementation of an individual educational trajectory, indicate the need to organize individual educational trajectories of students based on objective and subjective factors.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации индивидуальных образовательных траекторий с применением асинхронной организации учебного процесса»

5. Фатеев, В.С. Кластеры, кластерный подход и его использование как инструмента регулирования развития национальной и региональной экономики // Весшк Гродзенскага дзяржаунага ушвератэта iмя Яню Купалы. Серыя 5. Эканомiка. Сацыялопя. Бiялогiя. - 2012. - № 2 (131). - С. 40-50.

6. Тумма,Л.А. Организация образовательного кластера в учреждении начального профессионального образования (на примере специальных дисциплин) / Л.А. Тумма // Сибирский педагогический журнал. 2012. - №6.

7. Цигляев В. А. Теоретические основы интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему [Электронный ресурс]: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2011/2011-2/15/15.htm

Педагогика

УДК 37.013

доктор медицинских наук, профессор, ректор Кошель Владимир Иванович

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» (г. Ставрополь);

профессор кафедры биологии, доктор медицинских наук, профессор Ходжаян Анна Борисовна

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» (г. Ставрополь);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры

русского языка как иностранного Маяцкая Наталья Константиновна

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» (г. Ставрополь);

заведующая кафедрой биологии, кандидат медицинских наук, доцент Гевандова Маргарита Грантовна

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ АСИНХРОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Необходимым условием современного образования становится обучение с учетом потребностей и запросов обучающегося, его личности. Поиск и реализация инновационных подходов к обучению студентов актуализирует необходимость свободного выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории, без которой будет сложно получить ожидаемые результаты обучения. В современных условиях становится возможным индивидуализировать образовательный процесс с учетом способностей и интересов личности. Статья посвящена проблеме особенностей реализации индивидуальных образовательных траекторий с применением асинхронной организации учебного процесса. В работе дается характеристика синхронного образовательного процесса, рассматриваются разные аспекты асинхронной организации обучения, особое внимание уделяется сочетанию синхронной и асинхронной организаций обучения, организации самостоятельной работы студентов. Авторы статьи отмечают необходимость рекомендаций, раскрывающих возможности вариативных и индивидуальных учебных планов, программ обучения и дистанционного образовании, условия достижения положительных результатов при реализации индивидуальной образовательной траектории, указывают на необходимость организации индивидуальных образовательных траекторий студентов с учетом объективных и субъективных факторов.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, индивидуализация образовательного процесса, синхронный образовательный процесс, асинхронная организация обучения, формы самостоятельной работы, контроль самостоятельной работы, индивидуально-ориентированная организация учебной деятельности.

Annotation. A prerequisite for modern education is learning, taking into account the needs and requirements of the student, his personality. The search and implementation of innovative approaches to teaching students actualizes the need for students to freely choose an individual educational path, without which it will be difficult to obtain the expected learning outcomes. In modern conditions it becomes possible to individualize the educational process, taking into account the abilities and interests of the individual. The article is devoted to the problem of the characteristics of the implementation of individual educational trajectories using asynchronous organization of the educational process. The paper describes the characteristics of a synchronous educational process, discusses various aspects of asynchronous organization of training, focuses on the combination of synchronous and asynchronous organizations of training, the organization of independent work of students. The authors of the article note the need for recommendations that reveal the possibilities of variable and individual curricula, programs of education and distance education, conditions for achieving positive results in the implementation of an individual educational trajectory, indicate the need to organize individual educational trajectories of students based on objective and subjective factors.

Keywords: individual educational trajectory, individualization of the educational process, synchronous educational process, asynchronous organization of training, forms of independent work, control of independent work, individually-oriented organization of educational activities.

Введение. Процесс обучения в высшей школе в последние годы значительно меняется под влиянием глобальных образовательных тенденций. Современное образование отличается непрерывностью и массовым характером, что становится его главным признаком. Новым качеством среди изменений становится уровневость. Необходимым условием становится обучение с учетом потребностей и запросов обучающегося, его личности. Успешность процесса обучения не представляется возможным без самораскрытия человека за счет активного изучения и обеспечения им возможностей познавательной деятельности.

Решить все вышеперечисленные проблемы можно только при условии поиска и реализации инновационных подходов к обучению студентов.

Изложение основного материала статьи. В современном мире, объединенном общими глобализационными тенденциями, прежде всего, необходимо научить студентов действовать и мыслить творчески и в то же время критически.

Для обеспечения развития нового образа мышления, порождающего новый стиль жизни будущих поколений необходимо изучать гражданскую и правовую культуры, обучать критическому и инновационному мышлению, социальным компетенциям и толерантному отношению, активному поиску новых знаний, творческой конкуренции [1].

При условии сформированности потребности поиска нестандартных ответов в учебной, практической и исследовательской деятельности возможно проявление скрытых ранее самостоятельности и творчества. Развивается профессионализм, компетентность, конкурентность, ответственность - личностные качества, без которых невозможны успешная жизнь и деятельность в современном мире.

Только при условии приобретения выпускником вуза общекультурных и профессиональных компетенций он может стать создателем инноваций и преемником мирового опыта, творцом жизни и носителем культуры в новом постиндустриальном обществе. То, что образование стало в последние годы одной из приоритетных сфер развития России, является признанием данного факта.

К сфере образования в последнее годы привлечено пристальное внимание не только общества, но и государства. Образовательная система страны подвергается радикальным изменениям, которые будут способствовать приобретению Россией определенной достойной ниши, места в новом изменяющемся глобальном мире.

Толчком для проектирования образовательного пространства вуза согласно новым веяниям, поиску новых принципов и подходов к его организации явился современный социальный заказ. Согласно ему современные специалисты, выпускающиеся из вузов, должны быть способны к самоопределению, успешной адаптации к постоянно меняющемуся социуму, умению сделать правильный выбор в нестабильных условиях. Реалии сегодняшнего дня таковы, что без свободного выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории будет сложно получить ожидаемые результаты реализации высшего образования в РФ, его модернизации. Благодаря многообразным видам и формам образовательных учреждений, современным программам становится возможным индивидуализировать образовательный процесс с учетом способностей и интересов личности. Обучение по индивидуальному учебному плану позволяет обеспечить социальную и профессиональную мобильность обучающихся и предоставить права для свободного развития личности [2].

Единообразие образовательного процесса отрицается сегодня на уровне государственной образовательной системы. В официальных документах, регламентирующих образовательную деятельность, большое внимание отводится рекомендациям, раскрывающим возможности вариативных и индивидуальных учебных планов, программ обучения и дистанционного образования.

В рамках индивидуальной поддержки, сопровождения обучающегося по индивидуальной образовательной траектории вводится должность куратора.

Под системой обучения по индивидуальной образовательной траектории предполагается условное выделение двух классов всех типов организации учебного процесса на синхронные и асинхронные, исходя из признака наличия или отсутствия общего для студентов и преподавателей расписания учебных занятий.

Категория «асинхронная организация обучения» рассматривается в нескольких аспектах. Прежде всего асинхронное обучение рассматривается в качестве формы организации учебного процесса, дающая возможность обучающемуся осваивать учебный материал вне занятий, которые устанавливаются расписанием. в удобное для него время[3]. Традиционно асинхронная организация в системе обучения учебного процесса применялась при дистанционном и заочном обучении. Студенту предлагалось работать с образовательной средой, созданной преподавателями предварительно в какой-либо форме. Практикой доказано что такой подход к асинхронной организации учебного процесса, не обеспечивает ее самодостаточность, поэтому обычно параллельно используется синхронная организация обучения.

С позиций другого подхода к пониманию сути асинхронного обучения его рассматривают в качестве синонима индивидуальной образовательной траектории. В этом случае для асинхронности характерны такие проявления содержания образования, как учет интересов личных профессиональных планов студентов, их индивидуализация в соответствии особенностями профессионального самоопределения.

Для синхронной организации обучения характерна одновременная деятельность по приобретению одинаковых знаний или навыков группы людей - студентов, преподавателей, работников деканата. Синхронная организация обучения осуществляется на основе расписания учебных занятий, общего для учащихся и преподавателей, которое составляется предварительно. Но и в этом случае процесс обучения студентов осуществляется не только в учебных группах (классах), но и в виде индивидуальных занятий и потоков. Для асинхронного обучения, осуществляемого между обучающими и обучаемыми, характерна задержка во времени.

В зависимости от реализации различных форм организации учебного процесса в синхронной его организации выделяются разные ее подтипы - групповой, индивидуально-ориентированный и поточно-групповой. Важным распространенным методическим типом синхронного обучения, применяемого в системе высшего образования, остаются лекции [4]. Но и эта традиционная форма подачи знаний значительно видоизменилась с процессом развития и использования информационных технологий.

Традиционный учебный процесс в высших учебных заведениях представляет собой синхронное обучение с использованием асинхронной организации отдельных форм работы, чередованием синхронных и асинхронных действий участников процесса (единое расписание занятий и индивидуальная научная работа). Синхронность проявляется в одновременном начале обучения (вступительные испытания, зачисление студентов), синхронности прохождения основных этапов обучения (расписание учебных занятий, сессии, практики, переводы с курса на курс), одновременном завершении обучения (итоговая государственная аттестация, выпуск). Если синхронное начало и окончание обучения определяется нормативными документами (Приказы министерства образования и науки РФ, ФГОС ВО, приказы по университету и др.), то синхронность прохождения основных этапов обучения определяется базовыми учебными планами и может регулироваться внутри факультета. Асинхронные формы работы используются в интервале между лекцией и экзаменом: чтение, самостоятельное изучение отдельных вопросов, подготовка к семинарам, практическим занятиям и лабораторным работам, выполнение индивидуальных заданий для самостоятельной работы, курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

Современный синхронный образовательный процесс отличается индивидуально-ориентированной организацией учебной деятельности, которую принято считать своеобразным синтезом синхронного и асинхронного обучения. Студенты, которые обучаются по данной системе, имеют возможность на основе разработанных для них учебных планов создавать индивидуальные расписания учебных занятий. Обучающиеся по синхронной организации обучения могут широко пользоваться элементами асинхронной образовательной среды. Среди различных форм самостоятельной работы используются как классические, так

и современные формы, основанные на информационных технологиях и средствах дистанционного обучения. В то же время при асинхронном обучении используются элементы синхронного, примером тому может служить модель пирингового, или горизонтального обучения.

Классические формы самостоятельной работы связаны с использованием традиционных учебников и учебных пособий, вопросов к семинарским занятиям, тестовых заданий для самопроверки, учебно-методических комплексов.

Среди современных форм самостоятельной работы - интерактивные компьютерные учебные курсы, электронные учебники и учебные пособия, телевизионные курсы лекций на электронных носителях, тренажеры, контрольными тестами. Использование данных форм самостоятельной работы возможно при условии доступности вне учебного расписания для обучающихся кабинетов для самостоятельной работы, научных лабораторий, тренажеров, программ для контроля и тестирования, компьютерных классов, библиотек, цифровой среды.

Согласно требованиям ФГОС ВО, результатом обучения выступает набор разнообразных компетенций (общекультурных, профессиональных, специальных), сформированных у выпускника вуза. Возможность создания своей, сугубо индивидуальной образовательной траектории обучения позволяет студентам выработать такой набор профессиональных навыков и умений, который наиболее полно отвечает его профессиональным ожиданиям и соответствует его индивидуальным возможностям и потребностям. Несомненно, организация индивидуальных образовательных траекторий обучения требует большой организационной работы со стороны деканата.

Организация индивидуальных образовательных траекторий студентов должна проводиться с учетом объективных и субъективных факторов.

Анализ процесса реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов позволил выделить две условных группы студентов очной формы обучения. К первой были отнесены студенты стационара без пропусков занятий. Во вторую вошли студенты, имеющие особые личные, семейные и прочие ситуации, влияющие на посещение занятий и являющиеся причиной пропусков. Данная группа была представлена, прежде всего, студентами, у которых возникли проблемы со здоровьем (хронические заболевания, нарушение опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения). Особые семейные ситуации были связаны с наличием родителей-инвалидов, маленьких детей. Для студентов дневной формы обучения, имеющих перечисленные проблемы, были предложены индивидуальные образовательные траектории на необходимый промежуток времени, то есть данная группа не является постоянной, что отличает ее от обучающихся по заочной форме обучения. В основе формирования способов усвоения информации студентами преподаватели традиционно опираются на учение об индивидуальных стилях обучения, что позволяет достичь большей эффективности в результатах усвоения и оперирования информацией [5, 6].

Асинхронность проявляется по-разному при организации обучения в первой и второй группах. Студенты, которые обучаются по «традиционной форме», изучая отдельные учебные дисциплины, проходят обучение в рамках специально организованной самостоятельной работы. При этом студенты руководствуются расписанием работы библиотеки, компьютерного класса, кабинетов самостоятельной работы и графиками индивидуальных консультаций преподавателей.

Современными образовательными стандартами предусмотрено отведение на самостоятельную работу студентов более половины трудозатрат каждой из учебных дисциплин. Из практического опыта стала очевидна сложность методичного контроля самостоятельной работы выполнения даже при достаточном ее методическом обеспечении.

Решение этой проблемы возможно при условии обеспечения своей «зоны ответственности» каждого из субъектов образовательного процесса.

В обязанность деканата должно входить составление рабочего учебного плана, расписания занятий, консультаций преподавателя по проектированию, организация и контроль индивидуальной образовательной траектории обучающегося, контроль выполнения учебного плана.

Функцией преподавателей является разработка заданий для самостоятельной работы оценочных материалов, определение последовательности и правильности освоения необходимых компетенций. Он должен оказывать помощь студенту в проектировании индивидуальной образовательной траектории, ее организации, консультировать в выборе учебного материала, необходимого в определенный период обучения.

Педагогическое сопровождение, направленное на разрешение учебных и личных проблем, обеспечивает куратор.

При подготовке к лекциям, лабораторным, практическим и семинарским занятиям студенту необходимо освоить новые интерактивные средства работы с информацией. Без современных источников информации, Цифровой информационной среды невозможно пройти качественное тестирование, сдать экзамены, выполнить курсовую работу и написать выпускную квалификационную работу, пройти практику. В помощь студентам очного и заочного отделений разработаны пособия, предполагающие работу в дистанционном режиме, и учебно-методические комплексы. Руководствоваться в своей работе студент должен методическими рекомендациями по выполнению самостоятельной работы.

Выводы. Успешность проектирования индивидуальной образовательной траектории зависит от реализации принципов осознанности, личной ответственности, самостоятельности, корпоративности и др. Достижение положительных результатов при реализации индивидуальной образовательной траектории возможно при условии взаимодействия деканата, преподавателей, кураторов, заведующих кафедрами и отражении различных видов деятельности - ознакомительной, организационной, проектной, консультативной, контрольно-оценочной и педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения студентов.

Литература:

1. Виландеберг А.А., Шубина Н.Л. Новый учебный процесс: коротко о главном // С-Пб, С-Пб: Издательство РГГПУ им.А.И.Герцена, 2007

2. Михайлова Н.В. Особенности организации асинхронного обучения студентов вуза в электронной среде. - Омск: Вестник ОГУ. - №2 (138), февраль'2012

3. Манако, А.Ф. Управление знаниями обучаемого в дистанционном онлайновом курсе «BusinessEnglish» / А.Ф. Манако, Е.М. Синица, В.В. Манако // EducationalTechnology&Society. - 2001. - №4 (4).

4. Скиба Е. Средства синхронного и асинхронного электронного обучения [электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.liveintnet.ru

5. Калинина, Е.А. Развитие индивидуального стиля учения студентов вуза: Автореферат дисс... канд. пед. наук / Е.А. Калинина. - Саратов, 2001. - 23 с.

6. Тарева, Е.Г. Теоретические основы и педагогическая технология формирования рационального стиля учебной деятельно сти у студентов университета: Автореферат дисс. док.пед. наук / Е.Г. Тарева. - Иркутск, 2002. - 317 с.

Педагогика

УДК 378.14

доктор педагогических наук, профессор Лешер Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук Кабирова Ольга Ришатовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА: СОЦИАЛЬНО-

КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы исследования социально-культурного аспекта физкультурного образования студентов технического вуза. Раскрыта содержательная сторона социально-культурного аспекта физического образования студентов университета с позиций ценностей, формируемых в процессе физкультурного образования.

Ключевые слова: физкультурное образование, социально-культурный аспект физического образования студентов вуза, компоненты социально-культурного физического образования студентов вуза.

Annotation. The article substantiates the relevance of the problem of studying the socio-cultural aspect of physical education education of students of a technical university. The content side of the socio-cultural aspect of physical education of university students from the standpoint of the values that are formed in the process of physical education is revealed.

Keywords: physical education, socio-cultural aspect of the physical education of university students, components of the socio-cultural physical education of university students.

Введение. Физическое развитие, физкультурное образование - атрибут социального развития личности студента, его вхождения в систему социальных отношений. Как общественное явление, физкультурное образование имеет свой предмет, понятийный аппарат, связи с системой общественных отношений, социализацией личности, включение ее в социальные процессы, происходящие в обществе [5].

Это позволяет вести речь о разработке социально-культурного аспекта проблем физкультурного образования.

В проводимом нами исследовании определены основные положения социально-культурного аспекта физкультурного образования студентов вуза представленные предпосылками разработанного аспекта и его структурными компонентами.

Это, прежде всего уточнение сущности особенностей социально-культурного аспекта физкультурного образования, выступающих в виде ценностей культуры отношений; включающей в себя нравственные, правовые и политические ценности, ценности отношений [5, 6].

В условиях образовательной среды вуза для студентов особое значение приобретает процесс формирования этих ценностей.

Формулировка цели статьи. Цель данной статьи заключается в уточнении содержания социально-культурного аспекта физического образования студентов технического вуза на основе имеющихся предпосылок, определение его компонентов.

Изложение основного материала статьи. Физкультурное образование, как продукт общественного развития имеет довольно сложную структуру, содержание, с учетом которых рассматриваются предмет изучения, явление, процесс, физкультурная деятельность.

В педагогике физкультурного образования разработаны также научные подходы как к содержанию, так и к процессу изучения данного аспекта, которые мы рассматриваем в контексте взаимосвязи педагогики и физкультурной деятельности студентов [5].

Физкультурное образование, как педагогический процесс - это социально-культурная деятельность, ее особенностью является осознанность, целенаправленность, подчиненная созданию ценностей для удовлетворения потребностей личности студента или социальной общности в сфере формирования культуры отношений [2].

Физкультурное образование как осознанная, созидательная человеческая деятельность носит социально-культурный характер, являясь по своей сущности социокультурной.

Таким образом, физкультурное образование студентов выступает как общественный продукт и имеет длительную историю своего становления. Любая человеческая деятельность, в т.ч. и физкультурная по своей сущности социально-культурна. Нами определены предпосылки социально-культурного аспекта физкультурной деятельности. Это, прежде всего, исторические предпосылки, выделенные нами в проведенном исследовании по данной проблеме [2].

Нами отмечалось, что физкультурное образование, его социально-культурный аспект, выступает как сложный феномен культуры, содержанием которой являются, прежде всего, действия, взаимодействие, отношения. Социально-культурный аспект физического образования имеет свои культурологические предпосылки, поскольку в процессе его реализации происходит присвоение ценностей культуры отношений, в т.ч. и физической культуры. Следовательно, актуализируется вопрос культуры нравственных, правовых, эстетических, политических отношений, т.е. социально-культурный аспект отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.