УДК 364.24 МАГОМЕДТАГИРОВ МУРАД МУСАЕВИЧ
к.э.н., доцент кафедры социальных и информационных технологий ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
МАКСУДОВ ИБРАГИМ КАМИЛЬЕВИЧ
студент 2 курса 1 группы магистратуры Социального факультета ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
D0l:10.26726/1812-7096-2022-12-237-243 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Аннотация. Предмет/тема. Предметом исследования является государственное регулирование социальной политики, предусматривающей помощь молодым семьям в регионах России. Цель работы. Цель исследования заключается в том, чтобы на основе комплексного анализа сущности, форм и направлений государственной социальной поддержки молодых семей, определить роль социальной политики как элемента поддержки молодых семей в регионах России. Методология. Использованные в работе методы включают в себя анализ, синтез, обобщение, сравнение, группировку и систематизацию литературных источников. Результаты. Оказание помощи молодым семьям посредством реализации соответствующих целевых программ и проектов на местном уровне возможно при соблюдении нескольких концептуальных предпосылок. Все указанные проектные и программные мероприятия должны отображаться в данных положениях. Безусловный учет того фактора, что молодая семья имеет своеобразные потребности и затруднения. Таким образом, проблема является комплексной, и невозможно отказаться от признания факта необходимости совершенствования методов и приемов работы с молодыми семьями. При этом, сама молодежь считается в особенности уязвимой категорией населения, соответственно и проблем у молодой семьи гораздо больше. Следовательно, необходимость в таких формах государственной поддержки, как правовая и социальная, не вызывает сомнений. Область применения результатов. Полученные результаты проведенного исследования могут быть полезны для научных сотрудников, занимающихся разработкой и совершенствованием процесса организации внедрения государственных программ поддержки молодых семей в Республике Дагестан.
Ключевые слова. Государственная помощь, проектный подход, национальный проект, социальная выплата, поддержка молодых семей, механизм реализации программы.
MAGOMEDTAGIROVMURAD MUSAYEVICH
Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Social and Information Technologies, Dagestan State University,
e-mail: [email protected]
MAKSUDOV IBRAHIM KAMILEVICH
2nd year student of the 1st group of the Master's degree of the Social Faculty of the Dagestan State University,
e-mail: [email protected]
FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF STATE PROGRAMS SUPPORT FOR YOUNG FAMILIES IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Abstract. Subject/topic. The subject of the study is the state regulation of social policy providing assistance to young families in the regions of Russia. The purpose of the work. The purpose of the study is to determine the role of social policy as an element of support for young
families in the regions of Russia on the basis of a comprehensive analysis of the essence, forms and directions of state social support for young families. Methodology. The methods used in the work include analysis, synthesis, generalization, comparison, grouping and systematization of literary sources. Results. Assistance to young families through the implementation of appropriate targeted programs and projects at the local level is possible if several conceptual prerequisites are met. All specified project and program activities should be displayed in these regulations. Unconditional consideration of the fact that a young family has peculiar needs and difficulties. Thus, the problem is complex, and it is impossible to refuse to recognize the fact that it is necessary to improve methods and techniques of working with young families. At the same time, young people themselves are considered to be a particularly vulnerable category of the population, respectively, and a young family has much more problems. Consequently, there is no doubt that there is a need for such forms of state support as legal and social. The scope of the results. The obtained results of the conducted research can be useful for researchers involved in the development and improvement of the process of organizing the implementation of state programs to support young families in the Republic of Dagestan.
Keywords: State aid, project approach, national project, social payment, support for young families, the mechanism of implementation of the program.
Введение. В Российской Федерации главным вопросом государственной политики служит повышение качества жизни граждан страны. Молодая семья - это тот критерий, который особенно нуждается в поддержке и регулировании со стороны своего государства[13].
Молодая семья как общественный институт имеет индивидуальность, являясь в том числе и социальной группой. Когда мы ведем речь о молодой семье, можем подразумевать семью, поведение членов которой обусловливается молодым возрастом ее членов, что в свою очередь объясняет и отношение их с внешней средой. Разные социологи дают различные определения термину «молодая семья», озвучивая как простейшие толкования, так и основанные на научных исследованиях, с описанием конкретных параметров, по которым семья будет считаться молодой семьей[14].
Современная молодая семья очень уязвима, она подвержена сильному влиянию, прежде всего внешних факторов жизнедеятельности. При этом, отметим, что сохранение демографической ситуации в Российской Федерации, является основной целью самой государственной политики по отношению к молодым семьям[15].
Приходится признать, что социально - экономическое положение молодой семьи в РФ нуждается в совершенствовании роли государства в создании нормативных условий, чтоб достичь нужного уровня благополучия. Имеется в виду, создать благоприятную область для функционирования молодой семьи[5].
2. Основная часть. В Республике Дагестан организовано осуществление различных направлений помощи молодым семьям, в том числе софинансирование части затрат на приобретение жилых помещений, выделение земли безвозмездно или по льготной цене для индивидуального жилищного строительства, а также программа «Материнский капитал» [2].
Одним из важнейших инструментов региональной поддержки молодых семей в Республике Дагестане представляется выделение для них льготных кредитов на покупку жилья. Только аккредитованные соответствующим Федеральным агентством государственные банки вправе обслуживать данные программы по выделению социальных кредитов под залог приобретаемого жилья. Указанные программы залогового кредитования сроком до 20 лет реализуются кредитными учреждениями, в соответствующем порядке обосновавшими свою устойчивость [3].
При этом, отметим, что в настоящее время отдельным срезом знаний представляется именно проектное управление, имеющее собственные методы и стандарты, в том числе PMI PMBOK различных версий. В общественной деятельности именно проектный подход представляется одним из наиболее рациональных и результативных методов совершенствования ответственного, современного социума.
Имеется необходимость всецелого, без оглядки на возникающие затруднения и сложности, исполнения национальных проектов. Так, можно отметить в данном контексте следующие
аспекты: 1. Национальные проекты не являются разовой мерой, а долгосрочной политикой. 2. Присутствует падение качества жизни и фрагментация социальной системы. 3. Определение важнейших отраслей совершенствования общественного устройства является сильной стороной проектного подхода.
Таким образом, в городе Махачкале, как и во многих других городах и районах проблема обеспечения жильем является одной из основных. Особенно остро она стоит для молодежи и молодых семей.
Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа.
Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создает для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых семей позволяет сформировать экономически активный слой населения.
Муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Махачкале на 2020-2021 годы» в нашем регионе направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Жилье», который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан (в том числе и молодым семьям) в приобретении жилого помещения или строительстве жилого дома.
Целью программы является поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Общий объем бюджетных ассигнований программы на 2020-2022 годы составляет: 1484699,4 тыс. рублей.
Механизм реализации программы предполагает оказание поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
При этом, участие в программе является добровольным. Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз.
Условием предоставления социальной выплаты является наличие у молодой семьи помимо права на получение средств социальной выплаты, дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты строительства или приобретения жилого помещения. В качестве дополнительных средств молодой семьей также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи будет использоваться свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство). Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, отобранный уполномоченным органом исполнительной власти для обслуживания средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат, где на имя члена молодой семьи открывается банковский счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты.
Бланки свидетельств передаются в органы местного самоуправления в соответствии с количеством молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году[6].
Для участия в программе молодая семья обязана направить к исполнению пакет необходимых и установленных на законодательном уровне документов.
Собрав все необходимые документы, граждане, попадающие под статус молодой семьи, могут подойти в территориальные центра МФЦ в городе Махачкала, где им необходимо будет сдать соответствующие документы и заполнить необходимое заявление.
В случае если молодая семья планирует использовать социальную выплату в качестве пер-
воначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение (строительство) жилья, то платежеспособность молодой семьи подтверждается справкой из банка (организации, предоставляющей заем) с указанием размера кредита (займа), который может быть предоставлен одному из супругов исходя из совокупного дохода семьи. Перечень документов, подтверждающих совокупный доход семьи, определяется банком (организацией, предоставляющей заем) самостоятельно. Минстрой РД на основании поступивших списков формирует сводный список молодых семей - участников Подпрограммы (далее - сводный список) и с учетом средств, которые планируется выделить на предоставление социальных выплат из республиканского бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов на соответствующий год, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинанси-рования Подпрограммы. Заявка и сводный список представляются Минстроем РД в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В 20-дневный срок с даты получения предварительных контрольных цифр орган местного самоуправления утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году и молодых семей, включенных в резерв на получение социальных выплат в планируемом году, с учетом размера средств, предусматриваемых в местном бюджете и республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий год на предоставление социальных выплат.
В случае внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году и замены свидетельства по причине изменения молодой семьей формы приобретения жилья перерасчет размера социальной выплаты производится согласно условиям Подпрограммы на дату утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Замена свиде-
Наименование целевого индикатора
Единица измерения
2021 год
2022 год (планируемый)
Количество молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения
50
102
Доля молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 31 декабря планируемого года
%
2%
Источник: Интернет-страница Министерства труоа и социального развития РД dagmmtrud.ru/
4,02%
Также, в Республике Дагестан прорабатываются задачи облегчения бюрократических процедур предоставления молодым семьям всех видов государственной и муниципальной помощи путем реализации принципа «единого окна».
Народным собранием Дагестана утвержден республиканский закон «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в РД», учитывающий перечень мероприятий по оказанию помощи молодым семьям.
Список молодых семей - участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 01.01.2022 года содержит 7 900 семей[1].
В 2021 г. сводный список молодых семей, изъявших желание получить социальную выплату в 2022 году, насчитывает 440 семей. Список молодых семей, претендентов на получение социальной выплаты, в текущем году насчитывает 24 семьи[2].
На 06.05.2022 год из 24 семей вручены свидетельства о праве на получение социальной выплаты 21 семье, что составляет 4,7% от общего количества молодых семей, изъявших желание получить социальную выплату в 2022 году[3].
На 06.05.2022 году направлено обращений на предоставление социальных субсидий в 2023 году от 634 молодых семей.
Согласно проведенного анализа контрольного органа Народного собрания Республики Да-
гестан на предоставление государственной и муниципальной помощи всем нуждающимся по состоянию на 1 января 2022 года молодым семьям, в целом по Республике Дагестан потребуется минимум 13 лет, при условии ежегодного обеспечения не менее 500 молодых семей[3].
Таким образом, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» исполнялась в пределах возможностей республиканского и федерального бюджета. Учтены интересы далеко не всех молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Несмотря на то, что в бюджете Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов для Республики Дагестан предусмотрены 22 430,0 тыс. рублей и 62 997,6 тыс. рублей 66 168,2 тыс. рублей соответственно для улучшения жилищных условий молодым семьям в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», имеется опасность, что цели не удастся достичь ввиду нехватки финансовых ресурсов. После получения субсидии допускается образование значительной суммы задолженности по платежам.
Не удается достичь одинаковых условий для молодых семей из разных муниципалитетов Республики Дагестан при участии в программе. Из 51 муниципальных образований Республики Дагестан в программе участвует только 10 городских округов, а администрации муниципальных районов Республики Дагестан не участвует в программе. Таким образом, возникает различие в стартовых позициях для молодых семей, нуждающихся в получении государственной поддержки, что противоречит целям программы в вопросах обеспечения молодых семьей социальной поддержкой для обзаведения жильем.
Заключение. На основании сказанного мы можем сделать вывод, что существующий недостаток информации о предоставляемых льготах, компенсациях, государственных программах и нематериальных поддержках молодых семей является в настоящий момент достаточно серьезной проблемой, которую надо решать целенаправленно, комплексно и своевременно. С данной целью необходимо разрабатывать качественные Интернет-сайты органов и структур государственной поддержки, а также необходимо комплексно и полно информировать молодых граждан при их посещении социальных организаций, раздавать соответствующие буклеты, содержащие полную и необходимую для них информацию[13].
Отметим, что в Республике Дагестан предпринимается немало шагов по внедрению различных мероприятий поддержки молодых семей региона и решения их насущных проблем. Однако, надо заметить, что все, предпринимаемое в данном направление является пока недостаточным, чтобы все молодые семьи Республики Дагестан достигли необходимого уровня жизни.
Литература
1. Официальный сайт Государственного автономного учреждения Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан» - [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://mfcrd.ru/obespechenie-zhilem-molodyh-semej/ (Дата обращения: 26.09.2022).
2. Официальный сайт Министерства труда и социального развития Республики Дагестан -[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.dagmintrud.ru/ (Дата обращения: 16.09.2022).
3. Официальный сайт Республиканского информационного агентства «Дагестан» - [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.riadagestan.ru/news/economy/ murad_kachukaev_k_2020_godu_my_namereny_likvidirovat_ochered_po_programme_zhile_molodym_v_dag estane/Дата обращения: 20.09.2022).
4. Абдулаева З.З. Анализ обеспеченности жильем молодых семей в Республике Дагестан: проблемы и пути решения//Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. № 7 (129). С. 146-153.
5. Абузова Л.А. Государственная поддержка молодых семей: понятия и современность// Социальный педагог - исследователь. - Сборник научных работ аспирантов и магистрантов. Москва, 2022. С. 5660.
6. Андреева М.С. Особенности социальной помощи молодой семье// Студенческий форум. 2022. № 17-1 (196). С. 41-43.
7. Багаудинова Э.А. Программный подход к реализации семейной политики в Республике Дагестан// Проблемы развития национальной экономики в условиях глобальных инновационных преобразований. -Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Сборник научных трудов. Махачкала, 2021. С. 100-103.
8. Гареева И.А. Социальные проблемы современной молодой семьи// Ученые заметки ТОГУ. 2021. Т. 12. № 2. С. 254-259.
9. Горинова А.В. Правовые основы социальной защиты молодых семей, имеющих детей (в том числе, многодетных молодых семей)//Реформирование российского законодательства: проблемы, тенденции,
перспективы. - Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2021. С. 2226.
10. Кибанов А. Я. Реализация молодежной политики в Российской Федерации: монография /А.Я. Киба-нов, М.В. Ловчева, Т.В. Лукьянова. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 149 с.
11. Морозова Л.Р. Социально-демографическая политика и помощь молодым семьям в разрезе нескольких десятилетий: федеральные и региональные аспекты// Креативная экономика. 2021. Т. 15. M 12. С. 4521-4540.
12. Петрова Н.О. Государственное решение жилищного вопроса молодых семей// Аллея науки. 2021. Т. 1. M 5 (56). С. 155-159.
13. Разов П.В. Молодая семья в современном российском социуме: образ и качество жизни: монография /П.В. Разов, И.В. Преснякова-Осипова, С.А. Юшкова. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 210 с.
14. Ростова Ю.В. Государственные программы для молодых семей по улучшению жилищных условий// Права молодежи и приоритеты государственной молодежной политики. - Сборник научных трудов. Москва, 2022. С. 302-309.
15. Ростовская Т. К. Социальная работа с молодежью: Сборник документов / Ростовская Т.К., - 2-е изд. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 620 с.
16. Ростовская Т.К. О востребованности мер демографической политики: (анализ всероссийского социологического исследования) //Коллекция гуманитарных исследований. 2021. M 1. С. 42-49.
17. Семенова Н.Д. Социальная защита молодежи в России: состояние и направления совершенствования// Современная наука: вопросы теории и практики. - Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 136-139.
18. Судьин С.А. Развитие готовности молодежи к семейной жизни и меры поддержки студенческих семей//Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). 2022. Т. 15. M 1. С. 209-221.
19. Шулепова Д.С. Реализация и особенности государственных социальных программ поддержки молодых семей// Безопасность человека и устойчивое развитие общества перед вызовами глобальных трансформаций. - Материалы международной междисциплинарной научной конференции. Йошкар-Ола, 2022. С. 190-192.
20. Янгирова Л.М. Направления совершенствования социальной политики в отношении семьи / Л.М. Янгирова //Евразийский союз ученых. - 2020. - M 11-4 (80). - С. 55-57.
References:
1. Oficial'nyj sajt Gosudarstvennogo avtonomnogo uchrezhdeniya Respubliki Dagestan «Mnogofunkcional'nyj centr predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug v Respublike Dagestan» - [Elektronnyj resurs]/ Rezhim dostupa: https://mfcrd.ru/obespechenie-zhilem-molodyh-semej/ (Data obrashcheniya: 26.09.2022).
2. Oficial'nyj sajt Ministerstva truda i social'nogo razvitiya Respubliki Dagestan - [Elektronnyj resurs]/ Rezhim dostupa: http://www.dagmintrud.ru/ (Data obrashcheniya: 16.09.2022).
3. Oficial'nyj sajt Respublikanskogo informacionnogo agentstva «Dagestan» - [Elektronnyj resurs]/ Rezhim dostupa: https://www.riadagestan.ru/news/economy/ mu-
rad_kachukaev_k_2020_godu_my_namereny_likvidirovat_ochered_po_programme_zhile_molodym_v_dagesta ne/(Data obrashcheniya: 20.09.2022).
4. Abdulaeva Z.Z. Analiz obespechennosti zhil'em molodyh semej v Respublike Dagestan: problemy i puti resh-eniya//Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2021. M 7 (129). S. 146-153.
5. Abuzova L.A. Gosudarstvennaya podderzhka molodyh semej: ponyatiya i sovremennost'//Social'nyj pedagog
- issledovatel'. - Sbornik nauchnyh rabot aspirantov i magistrantov. Moskva, 2022. S. 56-60.
6. Andreeva M.S. Osobennosti social'nojpomoshchi molodoj sem'e//Studencheskij forum. 2022. M 17-1 (196). S. 41-43.
7. Bagaudinova E.A. Programmnyj podhod k realizacii semejnoj politiki v Respublike Dagestan// Problemy razvitiya nacional'noj ekonomiki v usloviyah global'nyh innovacionnyh preobrazovanij. - Materialy Vse-rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Sbornik nauchnyh trudov. Mahachkala, 2021. S. 100-103.
8. Gareeva ¡.A. Social'nye problemy sovremennoj molodoj sem'i// Uchenye zametki TOGU. 2021. T. 12. M 2. S. 254-259.
9. Gorinova A.V. Pravovye osnovy social'noj zashchity molodyh semej, imeyushchih detej (v tom chisle, mnogodetnyh molodyh semej)//Reformirovanie rossijskogo zakonodatel'stva: problemy, tendencii, perspektivy.
- Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa, 2021. S. 22-26.
10. Kibanov A. YA. Realizaciya molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii: monografiya / A.YA. Kibanov, M.V. Lovcheva, T.V. Luk'yanova. - Moskva: ¡NFRA-M, 2022. - 149 s.
11. Morozova L.R. Social'no-demograficheskaya politika i pomoshch' molodym sem'yam v razreze neskol'kih desyatiletij: federal'nye i regional'nye aspekty//Kreativnaya ekonomika. 2021. T. 15. M 12. S. 4521 -4540.
12. Petrova N.O. Gosudarstvennoe reshenie zhilishchnogo voprosa molodyh semej//Alleya nauki. 2021. T. 1. M 5 (56). S. 155-159.
13. Razov P. V. Molodaya sem'ya v sovremennom rossijskom sociume: obraz i kachestvo zhizni: monografiya / P.V. Razov, ¡.V. Presnyakova-Osipova, S.A. YUshkova. - Moskva: ¡NFRA-M, 2022. - 210 s.
14. Rostova YU.V. Gosudarstvennye programmy dlya molodyh semej po uluchsheniyu zhilishchnyh uslovij// Prava molodezhi i prioritety gosudarstvennoj molodezhnoj politiki. - Sbornik nauchnyh trudov. Moskva, 2022. S. 302-309.
15. Rostovskaya T. K. Social'naya rabota s molodezh'yu: Sbornik dokumentov /Rostovskaya T.K., - 2-e izd. -Moskva: NIC¡NFRA-M, 2017. - 620 s.
16. Rostovskaya Т.К. О vostrebovannosti тег demograflcheskoj роНЫМ: (апаНг vserossijskogo sociolog-icheskogo issledovaniya) //КоИеМ^уа gumanitaгnyh issledovanij. 2021. № 1. S. 42-49.
17. Semenova N.D. Social'naya zashchita molodezhi V Rossii: &'о&^оуап1е I паргау1етуа sovershenstvovaniya// Sovremennaya паиМа: voprosy teorii i ргаШМ. - Sbomik statej ро materialam Vserossijskoj паи^по-
konferencii. 2019. S. 136-139.
18. Sud'in S.A. Razvitie gotovnosti molodezhi k semejnoj гЫгт i тегу podderzhki studencheskih semej// Vest-nik YUzhno-Rossijskogo gosudaгstvennogo tekhnicheskogo ип^епчШа ^Р1). 2022. Т. 15. № 1. S. 209-221.
19. SHulepova D.S. Realizaciya i о&'оЬеппо&И gosudaгstvennyh social'nyh pгogгamm poddeгzhki molodyh semej// Bezopasnost' cheloveka i ustojchivoe гazvitie obshchestva peгed vyzovami global'nyh tгansfoгmacij. -Mateгialy mezhdunaгodnoj mezhdisciplinaгnoj nauchnoj konfeгencii. Joshkaг-Ola, 2022. S. 190-192.
20. YAngiгova L.M. Napгavleniya soveгshenstvovaniya social'nojроНИМ V otnoshenii sem'i /L.M. YAngiгova // Evгazijskij soyuz uchenyh. - 2020. - № 11-4 (80). - & 55-57.