Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / ЖИЛИЩНАЯ ПРОБЛЕМА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулаева Заира Запировна, Мамаева Аминат Залимовна

Тема жилищных проблем молодой семьи является весьма традиционной для исследований в области экономики и государственного управления нашего времени. Однако, интерес к ней за последние 2-3 года значительно упал. Это выглядит как уход от проблематики, связанной с ролью молодых семей в развитии общества, что может оказаться стратегической ошибкой государства. От разрешения проблем молодых семей неотделимы решения всех вопросов, касающихся будущего страны. Эти обстоятельства пробуждают обратиться к теме жилищных проблем молодой семьи, как одного из факторов оптимизации социокультурного облика и социальной структуры всей общественной системы России. С учетом конкретных исторических условий назрела необходимость анализа и поиска методов решения жилищных проблем молодой семьи на уровнях федеральной и региональной практики. Целью настоящей работы является анализ практики обеспеченности жильем молодых семей в Республике Дагестан, выявление проблем и обоснование путей решения данной проблемы. Предмет исследования - совокупность организационно-экономических, административных и управленческих отношений, возникающих при решении проблемы обеспечения жильем молодых семей в Республике Дагестан. В ходе проведения исследования применялись аналитический, логико-структурный подходы, использовались статистические методы обработки и представления информации. Результаты. Выявлено, что в РД уровень обеспеченности молодых семей жильем пока остается недостаточным по сравнению с высокоразвитыми и развитыми регионами РФ (52 позиция среди субъектов РФ). В то же время, по численности нуждающихся в жилье молодых семей регион занимает в СКФО первое место - 27,6 тыс. молодых семей. В работе выявлены причины сложившейся ситуации, основными из которых являются высокий уровень безработицы, один из самых низких по РФ показателей по уровню заработной платы, а также ежегодно повышающиеся цены на недвижимость. Дана оценка эффективности реализации республиканской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан на 2016-2018 годы». Предложены мероприятия по повышению эффективности действия приоритетного проекта по обеспечению молодых семей жильем в Республике Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF HOUSING SECURITY FOR YOUNG FAMILIES IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The topic of housing problems of a young family is very traditional for research in the field of economics and public administration of our time. However, interest in it has fallen significantly over the past 2-3 years. This looks like a departure from the issues related to the role of young families in the development of society, which may turn out to be a strategic mistake of the state. Solutions to all issues related to the future of the country are inseparable from solving the problems of young families. These circumstances arouse us to turn to the topic of housing problems of a young family, as one of the factors of optimizing the socio-cultural appearance and social structure of the entire social system of Russia. Taking into account the specific historical conditions, there is a need to analyze and search for methods to solve the housing problems of a young family at the levels of federal and regional practice. The purpose of this work is to analyze the practice of housing provision for young families in the Republic of Dagestan, identify problems and substantiate ways to solve this problem. The subject of the study is a set of organizational, economic, administrative and managerial relations that arise when solving the problem of providing housing for young families in the Republic of Dagestan. In the course of the study, analytical, logical and structural approaches were used, statistical methods of processing and presenting information were used. Results. It is revealed that the level of provision of young families with housing in the RD is still insufficient in comparison with highly developed and developed regions of the Russian Federation (52nd position among the subjects of the Russian Federation). At the same time, the region ranks first in the NCFD in terms of the number of young families in need of housing - 27.6 thousand young families. The paper identifies the reasons for the current situation, the main of which are the high unemployment rate, one of the lowest indicators in the Russian Federation in terms of wages, as well as annually rising real estate prices. An assessment of the effectiveness of the implementation of the republican target program "Providing housing for young families in the Republic of Dagestan for 2016-2018''is given. Measures are proposed to improve the effectiveness of the priority project to provide young families with housing in the Republic of Dagestan.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

ДБдулАЕВА З.З., МАМАЕВА А.З.

АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

УДК 332.12:316.442:304.4 АБДУЛАЕВА ЗАИРА ЗАПИРОВ-

НА

к.э.н., доцент, старший научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН,

e-mail: zaira-76@yandex.ru

МАМАЕВА АМИНАТЗАЛИМОВНА

студентка 3 курса, Социальный факультет ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» Россия

D0l:10.26726/1812-7096-2021 -7-146-153 АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация. Тема жилищных проблем молодой семьи является весьма традиционной для исследований в области экономики и государственного управления нашего времени. Однако, интерес к ней за последние 2-3 года значительно упал. Это выглядит как уход от проблематики, связанной с ролью молодых семей в развитии общества, что может оказаться стратегической ошибкой государства. От разрешения проблем молодых семей неотделимы решения всех вопросов, касающихся будущего страны. Эти обстоятельства пробуждают обратиться к теме жилищных проблем молодой семьи, как одного из факторов оптимизации социокультурного облика и социальной структуры всей общественной системы России. С учетом конкретных исторических условий назрела необходимость анализа и поиска методов решения жилищных проблем молодой семьи на уровнях федеральной и региональной практики. Целью настоящей работы является анализ практики обеспеченности жильем молодых семей в Республике Дагестан, выявление проблем и обоснование путей решения данной проблемы. Предмет исследования - совокупность организационно-экономических, административных и управленческих отношений, возникающих при решении проблемы обеспечения жильем молодых семей в Республике Дагестан. В ходе проведения исследования применялись аналитический, логико-структурный подходы, использовались статистические методы обработки и представления информации. Результаты. Выявлено, что в РД уровень обеспеченности молодых семей жильем пока остается недостаточным по сравнению с высокоразвитыми и развитыми регионами РФ (52 позиция среди субъектов РФ). В то же время, по численности нуждающихся в жилье молодых семей регион занимает в СКФО первое место — 27,6 тыс. молодых семей. В работе выявлены причины сложившейся ситуации, основными из которых являются высокий уровень безработицы, один из самых низких по РФ показателей по уровню заработной платы, а также ежегодно повышающиеся цены на недвижимость. Дана оценка эффективности реализации республиканской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан на 2016-2018 годы». Предложены мероприятия по повышению эффективности действия приоритетного проекта по обеспечению молодых семей жильем в Республике Дагестан.

Ключевые слова: молодая семья, жилищная проблема, социальная политика, государственная поддержка, регион._

ABDULAYEVA ZAIRA ZAPIROVNA

Ph. D. in Economics, Associate Professor, Senior Researcher at the Institute of Socio-Economic Research of the Russian Academy of Sciences,

e-mail: zaira-76@yandex.ru

MAMA YEVA AMINATZALIMOVNA

3rd-year student, Social Faculty of the Dagestan State University, Russia

ANALYSIS OF HOUSING SECURITY FOR YOUNG FAMILIES IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Abstract. The topic of housing problems of a young family is very traditional for research in the field of economics and public administration of our time. However, interest in it has fallen significantly over the past 2-3 years. This looks like a departure from the issues related to the role of young families in the development of society, which may turn out to be a strategic mistake of the state. Solutions to all issues related to the future of the country are inseparable from solving the problems of young families. These circumstances arouse us to turn to the topic of housing problems of a young family, as one of the factors of optimizing the socio-cultural appearance and social structure of the entire social system of Russia. Taking into account the specific historical conditions, there is a need to analyze and search for methods to solve the housing problems of a young family at the levels of federal and regional practice. The purpose of this work is to analyze the practice of housing provision for young families in the Republic of Dagestan, identify problems and substantiate ways to solve this problem. The subject of the study is a set of organizational, economic, administrative and managerial relations that arise when solving the problem of providing housing for young families in the Republic of Dagestan. In the course of the study, analytical, logical and structural approaches were used, statistical methods of processing and presenting information were used. Results. It is revealed that the level of provision of young families with housing in the RD is still insufficient in comparison with highly developed and developed regions of the Russian Federation (52nd position among the subjects of the Russian Federation). At the same time, the region ranks first in the NCFD in terms of the number of young families in need of housing — 27.6 thousand young families. The paper identifies the reasons for the current situation, the main of which are the high unemployment rate, one of the lowest indicators in the Russian Federation in terms of wages, as well as annually rising real estate prices. An assessment of the effectiveness of the implementation of the republican target program "Providing housing for young families in the Republic of Dagestan for 2016-2018"is given. Measures are proposed to improve the effectiveness of the priority project to provide young families with housing in the Republic of Dage-

Введение. Для молодых семей жилищная проблема, связанная с нехваткой доступного, отвечающего современным требованиям жилья является на сегодня одной из самых актуальных. В то же время, данная проблема является одной из первостепенных задач государственной социальной политики, с решением которой будут также решены проблемы демографической ситуации в стране, труда и занятости населения. Неравное распределение жилищного фонда повлекло за собой одну из основных социально-экономических проблем, которая привела к демографическому кризису. Экспертные обследования, проведенные специалистами ВЦИОМ показали, что 41% разводов случаются из-за плохих жилищных условий, становящимися причиной распадов молодых семей, отказов от рождения детей, многочисленных бытовых конфликтов.[1]

Изучение особенностей государственной поддержки молодых семей на современном этапе развития рыночных отношений в стране является актуальным на всех уровнях управления (местном, региональном, федеральном). [2] Так, еще в 2010 году было утверждено Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 №1050, которое ввело федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 годы.[10] Однако недостаточное финансирование проекта и бюрократические сложности привели к его закрытию в 2018-м году. Проект должен был помочь в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Она востребована, поэтому данную часть программы продлили до 2021 года, вводя и корректируя иные федеральные программы поддержки молодых семей.

Методы исследования. По данным Федеральной службы государственной статистики общее число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье по Российской Федерации, на 1 января 2020 г. составило 2 748 252 единиц. Из них 296 700 семьи СевероКавказского Федерального округа (23,6 %) (далее - СКФО), в том числе 81 763 молодых се-

ДБдулАЕВА З.З., МАМАЕВА А.З.

АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Рис.1. Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по субъектам СКФО на 1 января 2020 г., тыс. семей [3]

По численности нуждающихся в жилье семей Республика Дагестан среди субъектов СКФО занимает в 2019 году второе место (75,6 тыс. семей), уступая Ставропольскому краю (77,8 тыс. семей). Однако по численности нуждающихся в жилье молодых семей Республика Дагестан занимает в СКФО первое место - 27,6 тыс. молодых семей. Ставропольский край, с численностью нуждающихся в жилье молодых семей почти на 10 тысяч меньше, чем в РД, занимает второе место. Третье место занимает Чеченская Республика - 15,1 тыс. молодых семей.

[3]

Выделение молодых семей в самостоятельную социальную группу и формирование государственной политики по отношению к ним как части государственной семейной политики способствуют повышению устойчивости молодых семей за счет реализации комплекса специальных целенаправленных мер по оказанию им социальной поддержки. [4]

В 2019 г. число молодых семей, улучшивших жилищные условия по Российской Федерации, составило 35 958 единиц. В том числе 11 571 - это молодые семьи, проживающие в СКФО (рис. 2).

Из всех субъектов СКФО в 2019 г. лидирующие позиции по улучшению жилищных условий молодых семей заняли: Ставропольский край- 339 семей, Кабардино-Балкарская Республика - 197 семей, Чеченская Республика - 177 молодых семей. В Республике Дагестан в 2019 г. улучшили свои жилищные условия 201 семья. (1,97 % от российского показателя) - 7 место среди субъектов СКФО.[5]

Обеспеченность жилищным фондом молодых семей по группам субъектов РФ (по уровню их развития) не столь дифференцирована относительно средней обеспеченности жильём по стране. За промежуток с 2009 по 2019 год ситуация с молодыми семьями в жилищном секторе практически не подверглась изменениям, несмотря на подъём средней обеспеченности жилым фондом по стране с 20 до 24 м2 /чел. Тем не менее обеспеченность жильём молодых семей в менее развитых регионах, к которым относятся почти все субъекты СКФО, определённо ниже -19,2 м2/чел., то есть 80% от среднероссийской (табл. 1).

Рис.2. Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия в 2019 г. в СКФО, тыс. семей [3]

Обеспеченность молодых семей жильем по группам регионов

Таблица 1

2009 год В среднем, м2/чел. В городской местности, м2/чел. В сельской местности, м2/чел. Разница между сельской и городской обеспеченностью, м2/чел.

Высокоразвитые регионы 20,6 20,0 26,2 6,2

Развитые регионы 20,8 20,5 21,6 1,1

Среднеразвитые регионы 20,1 19,7 20,9 1,2

Менее развитые регионы 18,6 22,4 14,8 -7,7

РОССИЯ 20,3 20,2 20,8 0,6

2019 год В среднем, м2/чел. В городской местности, м2/чел. В сельской местности, м2/чел. Разница между сельской и городской обеспеченностью, м2/чел.

Высокоразвитые регионы 22,6 22,2 27,4 5,1

Развитые регионы 24,3 23,6 26,2 2,6

Среднеразвитые регионы 25,1 24,4 26,2 1,8

Менее развитые регионы 19,2 19,8 18,6 -1,2

РОССИЯ 23,9 23,3 25,3 1,9

Средний размер жилплощади в РФ на человека за десять лет (2009-2019 годы) имел не столь существенный рост: с 21 до 24 м2.

Республика Дагестан относится к группе менее развитых субъектов, так как размер жилплощади на 1 члена семьи не превышает 18 м2. [5]

Абдулаева З.З., Мамаева А.З.

АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Следующей отличительной особенностью данной группы субъектов отмечается более низкая обеспеченность жилищным фондом сельского населения, по сравнению с городским. В 2019 году в прочих группах субъектов на жителей сельской местности приходилось на 2-5 м2/ чел. больше, чем на жителей городов. Однако с 2008 года в среднем по России (исключая высокоразвитую группу субъектов), данная разница имеет тенденцию к увеличению, что говорит о субурбанизации. [3]

Как показывают данные таблицы, в Республике Дагестан уровень обеспеченности молодых семей жильем пока остается недостаточным по сравнению с высокоразвитыми и развитыми регионами РФ. В Республике Дагестан отмечается превышение числа жилых объектов над количеством молодых семей, нуждающихся в них. Тем не менее доступность квартир остается на довольно низком уровне. По обеспеченности молодых семей жильем Республика Дагестан занимает 52 позицию среди субъектов РФ. [6]

Причин этому сразу несколько:

- высокий уровень безработицы, и как следствие отсутствие источников для доходов молодой семьи и достаточных денежных средств на покупку собственного жилья. В составленном на основании данных Росстата рейтинге уровня безработицы Дагестан занимает 81 место из 85 возможных. По данным статистики, уровень безработицы в республике в июне-августе 2018 года достиг 10,7%. Хуже показатели только в Ингушетии (26,5%), Тыве (19%), Чечне (13,8%) и Карачаево-Черкессии (12,1%);

- один из самых низких по РФ показателей по уровню заработной платы. Средняя зарплата в Дагестане практические в два раза меньше общероссийской. На 2019 год средняя заработная плата составляет 27 тыс. руб. в месяц в г. Махачкала и 15 257 тыс. руб. в других городах и сельской местности);

- ежегодно повышающиеся цены на недвижимость. Отсутствие платежеспособного спроса на жилье со стороны населения РД - вот самая главная проблема. Жилье в республике вряд ли можно назвать доступным. По статистике, среднемесячный доход на душу населения в РД равен 21,3 тыс. рублей, а минимальная рыночная стоимость жилья - около 25 - и более тысяч. руб. за м2. Несмотря на достаточно высокие показатели ввода в действие жилых домов в Республике Дагестан, остается проблема невозможности приобретения этого жилья, особенно молодым семьям города. Отсутствие достаточных денежных средств на покупку собственного жилья, работы с достойной заработной платой, отказ от предоставления кредита на покупку квартиры препятствует созданию, благополучию и развитию семьи.

С конца 2018 года начался стремительный рост стоимости жилья в столице. Эта проблема существовала всегда, но в последнее время обострилась в связи с борьбой руководства республика с незаконным строительством и стала главным предметом возмущений среди населения. По данным Росстата цены на первичном рынке жилья выросли в Республике Дагестан за первые три месяца 2019 года на 15 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. На вторичном рынке квадратные метры дорожали чуть медленнее, и выросли на 12,6 %. Таким образом, республика заняла первое место по росту цен на жилье в СКФО. По данным риэлтерских агентств, средняя стоимость квадратного метра жилья в г. Махачкала на конец первого квартала равняется 26,5 тыс. рублей.[5]

Такой скачок цен естественным образом отодвинул надежду молодой семьи на приобретение собственного жилья на неопределенное время вперед. Чтобы молодая семья из трех человек перестала быть нуждающейся, ей необходимо приобрести квартиру площадью не менее 54 м2. А чем больше квадратных метров, тем больше общая стоимость жилья. [7]

Если молодая семья решает самостоятельно улучшить свои жилищные условия, то в большинстве случаев они могут позволить себе однокомнатную квартиру. А ее площадь в среднем может составлять 35 - 40 м2. [8]

Получается, что несмотря на то, что молодая семья якобы улучшила свои жилищные условия, она по-прежнему будет являться нуждающейся. Причины этому самые обычные: [9]

- отсутствие достаточных денежных средств у молодой семьи и высокая стоимость жилья на рынке.

- отказ от предоставления кредита на покупку квартиры также препятствует созданию, благополучию и развитию семьи. Несмотря на популярность ипотечного строительства, большин-

ство молодых семей пока не в состоянии накопить первоначальный взнос для приобретения жилья по ипотеке. Что касается проблем обеспеченности жильем молодых семей в РД, то самой основной это естественно является низкий уровень финансирования, а также снижение количества этого финансирования, несмотря на столь громкие разговоры о проблемах семей в РД. А ведь снижение финансирования прямо связано с числом семей, которым удается улучшить жилищные условия.

Так если за последний год из общего количества 95 молодым семьям удалось улучшить жилищные условия лишь за счет увеличения финансирования, то в 2017 году этот показатель находился на уровне 82 семей. [5]

Эти показатели ничтожно малы по сравнению с общей ситуацией в РД. И, несмотря на обещания высших государственных деятелей, что «в скором времени благодаря программе решить квартирный вопрос сможет более трети всех молодых семей...», выполнение поставленных задач в указанном объеме ни одна программа не достигла до сих пор. В связи с этим можно указать следующую проблему - недостаточность и неэффективность мер государственной поддержки по обеспечению жильем молодых семей в Республике Дагестан.

Проблема обеспеченности жильем молодых семей стоит в числе основных программ по улучшению демографической ситуации в Республике Дагестан. С целью повышения доступности жилья правительство Республики Дагестан утвердило целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан на 2016-2018 годы». [10] Однако, несмотря на это, финансирование со стороны государства поддержки молодым семьям достаточно низкое. Наряду с продлением действия подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей» и республиканская программа государственной поддержки молодых семей до 2020 года, эти программы приобрели ряд изменений.

Согласно новой программе, успешное выполнение ее мероприятий позволит до 2020 года обеспечить жильем до 800 молодых семей республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Изменился и уровень финансирования подпрограммы из федерального бюджета. Если по старой программе на 1 рубль из бюджета Республики Дагестан из федерального бюджета выделялось 2 рубля (средства распределялись пропорционально запрашиваемым суммам), то по условиям новой программы на 2 рубля из бюджета Республики Дагестан из федерального бюджета выделяется 1 рубль.

Возраст молодой семьи, не превышающий 35 лет, учитывается не на день принятия уполномоченным органом решения о включении молодой семьи - участника подпрограммы в список претендентов на ее получение, а на момент выдачи свидетельства о социальной выплате. [11]

Также большим недостатком новой программы явилось сокращение размера социальных выплат на приобретение или строительство жилья. Однако следует отметить, что размер предоставляемой субсидии рассчитывается исходя из социальной нормы стоимости жилья. Но цены на рынке жилья значительно выше этой нормы, и помимо этого с каждым месяцем еще и возрастают. Соответственно доля этой субсидии в стоимости квартиры пропорционально снижается, что доказывает ее незначительную эффективность.

Если раньше молодой семье для получения социальной выплаты на погашение основной суммы долга на приобретение жилого помещения при рождении ребенка необходимо было признание участником в рамках Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, то по условиям новой программы достаточно признание в установленном порядке нуждающейся в жилых помещениях.

Согласно новым условиям субсидирования при рождении ребенка, заявление молодая семья может написать только в течение года после рождения ребенка. Такие преобразования в программе естественно скажутся на числе участников программы. Снижение финансирования, создание ограничений, сокращение размера социальных выплат - вот преобразования программы, которые разработаны Правительством Республики Дагестан для так называемого «улучшения» жилищный условий. При этом планируется обеспечить жильем еще большее число людей, чем было при старой программе. Жаль, что пока неизвестно, как отразятся данные изменения на показателях улучшения обеспеченности жильем молодых семей в республи-

Абдулаева З.З., Мамаева А.З.

АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

ке.

С одной стороны такие ограничения можно считать недостатками программ, в результате которых может произойти не только повышение уровня обеспеченности жильем, но и снижение этого уровня. Или Правительство Республики Дагестан решило увеличить число выданных субсидий за счет сокращения их величины?

Отсутствие эффективного финансирования - вот главная проблема как при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», так и любой другой. Ведь число нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семей в Республике Дагестан растет в геометрической прогрессии по сравнению с ростом количества семей, которым удалось получить поддержку государства. Выделение большего количества денежных средств и направление их на субсидии будет способствовать увеличению количества молодых семей, улучивших жилищные условия, что вызовет повышение качества жизни и стремление у них к дальнейшему саморазвитию. А это уже позволит молодым семьям задуматься о продолжении рода, что и является приоритетным направлением государственной политики.

Действующие целевые программы в плане строгого соблюдения числа молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий крайне неэффективны. Если очередь на получение государственной поддержки двигается медленно, то у людей пропадает интерес и надежды на нее. Так многие дагестанские молодые семьи, которые по факту являются участниками программы, не обновляют документы и сведения о себе. А может просто забыли об участии в программе.

В результате медленного движения очереди на помощь от республиканских властей, большинство участников будет исключено из программы в связи с достижением ограничения возраста. В итоге семья, исключенная из программы, простояв в очереди более 7 лет, должна будет самостоятельно улучшать свои условия. А поскольку это невозможно, то соответственно будут ухудшаться показатели качества ее жизни, а также населения в целом. Поэтому руководству Республики, ставящему перед собой цель улучшения качества жизни населения, необходимо стараться всеми способами ускорить движение очереди нуждающихся. А если это невозможно с помощью действующих целевых программ, то необходимо предпринять другие меры.

Не секрет, что в любой стране существует такой отрицательный показатель как использование своего служебного положения. Этот способ позволяют получить государственную поддержку или жилье на льготных условиях в короткие сроки без ожидания в очереди для себя или своих знакомых. Так будет проявляться неэффективность расходования денежных средств государства, направленных на улучшение жилищных условий нуждающихся семей.

Важно помнить, что в долгосрочной перспективе важным в жилищной политике РД должно стать не количество введенных метров жилья, а количество нуждающихся, решивших свой жилищный вопрос посредством получения социального жилья, безвозмездной субсидии либо путем привлечения собственных и заемных средств.

Выводы. В целях более эффективной реализации республиканской подпрограммы предлагается оказывать государственное содействие, в том числе в отношении молодых семей, в которых хотя бы один из супругов признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом, государственное содействие будет оказано только в отношении данного члена молодой семьи.

Также актуально участие в республиканской подпрограмме одиноких молодых граждан в части критериев отбора участников республиканской подпрограммы. Так, в региональной программе помимо молодых и неполных семей участниками являются одинокие молодые

Литература

1. Всероссийский центр изучения общественного мнения wciom.ru [электронный ресурс]. - Режимдо-ступа - URL: https://wciom.ru/index. php?id=241&uid=114288 (Дата обращения: 13.05.21)

2. Скороходов Е.Л. Содействие государства в решении жилищной проблемы молодой семьи России // Проблемы современной экономики. 2018. № 3. С. 162-166.

3. Федеральная служба государственной статистики. URL: http: // http://www.gks.ru/ (дата обращения: 26.04.2021)

4. Табанова Д. Б. Правовое обеспечение жилищных прав молодой семьи // Форум молодых ученых. -2017. - №. 9. - С. 702-705.

5. Дагестанстат. URL: http://dagstat.gks.ru/ (дата обращения: 26.04.2021)

6. Завялова А. А., Бородина А. В. Решение проблем молодой семьи в рамках государственной политики (на примере республики Дагестан) // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. - 2019. - Т. 3. - №. 1. - С. 30-39.

7. Придвижкин С. В., Шилиманов М. Н., Ильюшин А. А. Обеспечение жильем молодой семьи: аренда или ипотека //Дискуссия. - 2018. - №. 3 (88).

8. Партина В.В. Специфика молодой семьи и се основные проблемы. Люберцы. 2017. 127 с.

9. Тахтарова А. Г., Хромов Н. И. Молодая семья как объект социальной политики //Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса. - 2017. - С. 261-263.

10. Постановление Правительства Республики Дагестан от 22.12.2014 № 661 Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан»// https://www.glavbukh. ru/npd/edoc/81_43393 7_?partId=2

11. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N1050 О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"(с изменениями и дополнениями)// https://b ase. garant.ru/12182235/

12. Мирзоева Е. В., Воеводина С. С., Толстых О. С. Пути и перспектива решения проблем студенческих семей //Семья и личность: проблемы взаимодействия. - 2017. - №. 7. - С. 59-66.

13. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (часть 1). Ст. 19.

14. Чистякова Г. Б. Особенности жилищной проблемы молодой семьи //Научно-практической конференции в рамках. - 2017. - С. 99.

15. Сайт пенсионного фонда Российской Федерации / Материнский капитал [электронный ресурс]. -Режим доступа - URL: http://www.pfrf. ru/grazdanam/family_capital/chto_nuzh_znat/ (Дата обращения: 23.06.2021)

References:

1. Vserossijskij centr izucheniya obshchestvennogo mneniya wciom.ru [elektronnyj resurs]. - Rezhimdostupa -URL: https://wciom.ru/index. php?id=241&uid=114288 (Data obrashcheniya: 13.05.21)

2. Skorohodov E.L. Sodejstvie gosudarstva v reshenii zhilishchnoj problemy molodoj sem'i Rossii // Problemy sovremennoj ekonomiki. 2018. M 3. S. 162-166.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. URL: http: // http://www.gks.ru/ (data obrashcheniya: 26.04.2021)

4. Tabanova D. B. Pravovoe obespechenie zhilishchnyhprav molodoj sem'i //Forum molodyh uchenyh. - 2017. - M. 9. - S. 702-705.

5. Dagestanstat. URL: http://dagstat.gks.ru/ (data obrashcheniya: 26.04.2021)

6. Zavyalova A. A., Borodina A. V. Reshenie problem molodoj sem'i v ramkah gosudarstvennoj politiki (na pri-mere respubliki Dagestan) // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Sociologiya. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya. - 2019. - T. 3. - M 1. - S. 30-39.

7. Pridvizhkin S. V., SHilimanov M. N., Il'yushin A. A. Obespechenie zhil'em molodoj sem'i: arenda ili ipo-teka //Diskussiya. - 2018. - M. 3 (88).

8. Partina V.V. Specifika molodoj sem'i i se osnovnyeproblemy. Lyubercy. 2017. 127s.

9. Tahtarova A. G., Hromov N. I. Molodaya sem'ya kak obëkt social'noj politiki //Doneckie chteniya 2017: Russkij mir kak civilizacionnaya osnova nauchno-obrazovatel'nogo i kul'turnogo razvitiya Donbassa. - 2017. -S. 261-263.

10. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Dagestan ot 22.12.2014 M 661 Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Respubliki Dagestan «Razvitie zhilishchnogo stroitel'stva v Respublike Dagestan»// https:// www.glavbukh.ru/npd/edoc/81_433937_?partId=2

11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17 dekabrya 2010 g. N1050 O realizacii otdel'nyh meropriyatij gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii Obespechenie dostupnym i komfortnym zhil'em i kommunal'nymi uslugami grazhdan Rossijskoj Federacii"(s izmeneniyami i dopolneniyami)//https://base.garant.ru/12182235/

12. Mirzoeva E. V., Voevodina S. S., Tolstyh O. S. Puti i perspektiva resheniya problem studencheskih semej // Sem'ya i lichnost': problemy vzaimodejstviya. - 2017. - M. 7. - S. 59-66.

13. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2006 g. M 256-FZ «O dopolnitel'nyh merah gosudarstvennoj podderzhki semej, imeyushchih detej» (red. ot 18.03.2019) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2007. M 1 (chast' 1). St. 19.

14. CHistyakova G. B. Osobennosti zhilishchnoj problemy molodoj sem'i //Nauchno-prakticheskoj konferencii v ramkah. - 2017. - S. 99.

15. Sajt pensionnogo fonda Rossijskoj Federacii /Materinskij kapital [elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa -URL: http://www.pfrf. ru/grazdanam/family_capital/chto_nuzh_znat/ (Data obrashcheniya: 23.06.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.