Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЖИЛЬЕ / МОЛОДЫЕ СЕМЬИ / СУБСИДИИ / ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ / ИПОТЕЧНЫЕ КРЕДИТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буянова Анастасия Владимировна

Раскрываются вопросы правового регулирования реализации федеральной и региональной жилищной поддержки молодых семей. Анализируются действующие федеральные и региональные программы (на примере Архангельской области), реализуемые в России для улучшения жилищных условий молодых семей. Доказывается, что существующие меры социальной поддержки молодых семей как на федеральном, так и на региональных уровнях достаточно сложны в административном аспекте и затратные по времени, поэтому молодым семьям приходится неоднократно взаимодействовать с органами власти, а также с кредитными организациями с целью получения субсидий или займов на приобретение жилья. Это усложняет и затягивает процесс получения государственной поддержки. Возможности бюджета регионов сильно отстают от реально необходимого масштаба необходимой социальной поддержки для молодых семей, и, поэтому, до сих пор у них отсутствует действительная вероятность обеспечения жильем в разумные сроки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF HOUSING SUPPORT FOR YOUNG FAMILIES

The issues of legal regulation of the implementation of federal and regional housing support for young families are revealed. The current federal and regional programs (on the example of the Arkhangelsk region) implemented in Russia to improve the living conditions of young families are analyzed. It is proved that the existing measures of social support for young families, both at the federal and regional levels, are quite complex in the administrative aspect and time-consuming, so young families have to repeatedly interact with authorities, as well as with credit organizations in order to obtain subsidies or loans for the purchase of housing. This complicates and delays the process of obtaining state support. The budget capacity of the regions lags far behind the really necessary scale of the necessary social support for young families, and, therefore, they still lack a real probability of providing housing in a reasonable time.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-65-68 EDN: https://elibrary.ru/avazep NIION: 2003-0059-3/23-671 MOSURED: 77/27-003-2023-03-870

Правовое регулирование жилищной поддержки молодых семей

Анастасия Владимировна Буянова1'2'3

1 Финансовый университет при правительстве РФ, Москва, Россия, AVBuyanova@mail.ru

2 Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Россия

3 Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия,

Москва, Россия

Аннотация. Раскрываются вопросы правового регулирования реализации федеральной и региональной жилищной поддержки молодых семей. Анализируются действующие федеральные и региональные программы (на примере Архангельской области), реализуемые в России для улучшения жилищных условий молодых семей. Доказывается, что существующие меры социальной поддержки молодых семей как на федеральном, так и на региональных уровнях достаточно сложны в административном аспекте и затратные по времени, поэтому молодым семьям приходится неоднократно взаимодействовать с органами власти, а также с кредитными организациями с целью получения субсидий или займов на приобретение жилья. Это усложняет и затягивает процесс получения государственной поддержки. Возможности бюджета регионов сильно отстают от реально необходимого масштаба необходимой социальной поддержки для молодых семей, и, поэтому, до сих пор у них отсутствует действительная вероятность обеспечения жильем в разумные сроки.

Ключевые слова: государство, региональные программы, жилье, молодые семьи, субсидии, жилищные условия, социальные выплаты, ипотечные кредиты

Для цитирования: Буянова А. В. Правовое регулирование жилищной поддержки молодых семей // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 3. С. 65-68. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-65-68. EDN: AVAZEP.

Original article

Legal regulation of housing support for young families

Anastasiya V. Buyanova1'2'3

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, AVBuyanova@mail.ru

2 National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia

3 General Church Postgraduate and Doctoral Studies named after Saints Cyril and Methodius, Moscow, Russia

Abstract. The issues of legal regulation of the implementation of federal and regional housing support for young families are revealed. The current federal and regional programs (on the example of the Arkhangelsk region) implemented in Russia to improve the living conditions of young families are analyzed. It is proved that the existing measures of social support for young families, both at the federal and regional levels, are quite complex in the administrative aspect and time-consuming, so young families have to repeatedly interact with authorities, as well as with credit organizations in order to obtain subsidies or loans for the purchase of housing. This complicates and delays the process of obtaining state support. The budget capacity of the regions lags far behind the really necessary scale of the necessary social support for young families, and, therefore, they still lack a real probability of providing housing in a reasonable time.

Keywords: state, regional programs, housing, young families, subsidies, housing conditions, social payments, mortgage loans

For citation: Buyanova A. V. Legal regulation of housing support for young families. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(3):65-68. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-65-68. EDN: AVAZEP.

Очевидно, что молодые семьи вынуждены решать гораздо больше проблем, чем семьи людей более зрелого возраста. В частности, молодежь, как правило, имеет более скромный доход при большом количестве нужд и актуальных потребностей.

Когда материальных средств не хватает, семья и вовсе может прекратить свое существование из-за не© Буянова А. В., 2023

возможности иметь достойный уровень жизни. Именно поэтому жилищная проблема молодых семей находится на особом контроле государства.

Во-первых, рассмотрим федеральные программы. Так, согласно статистическим данным, более 70 % молодых семей в Российской Федерации не имеют собственного жилья или не могут его приобрести

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ввиду вышеназванных проблем, связанных с доходом на одного человека [2].

В связи с этим существуют также и некоторые дополнительные проблемы, которые вытекают из главной — жилищной проблемы, в том числе:

♦ высокая вероятность отказа при обращении за жилищными субсидиями;

♦ отказ предоставить льготы и пособия многодетным семьям, на которые они могут рассчитывать по Закону;

♦ отказ в предоставлении помощи нуждающимся в улучшении жилищных условий семьям;

♦ недостаточное или неполное обеспечение и оборудование земельных участков, которое предоставлены семьям государством;

♦ нарушение сроков предоставления мер социальной поддержки.

Число молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на конец 2021 г. составило 258,563 тыс. семей. Стоит уточнить, что еще в 2012 г. данный показатель составлял 417,611 семей [3].

У молодых российских семей есть возможность улучшить свои жилищные условия (расширить или приобрести жилплощадь). Для данных целей были введены федеральные и региональные программы, позволяющие уменьшить ставки по ипотечным кредитам и займам или получить субсидию на жилую площадь.

Ведомственная целевая программа Материнский капитал Семейная ипотека рр* Дальневосточная ипотека Единоразовая выплата

Рис. 1. Виды улучшения жилищных условий молодых семей

Перечень основных федеральных программ, реализуемых государством, для улучшения жилищных условий молодых семей представлен на рис. 1.

Таким образом, у молодой семьи есть возможность улучшить свои жилищные условия путем покупки жилья в рамках программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». При поддержке государства молодая семья может покрыть до 30-35 % от стоимости покупки квартиры, но обязательно экономкласса в многоэтажном доме. Также они могут воспользоваться данным предложением при первоначальном взносе по ипотеке.

Молодая семья может получить жилье также и по программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. № 1710 [1, ст. 546].

Обратимся к региональным программам. В реализацию своих программ по обеспечению молодых семей жильем активно подключились и регионы.

Так, в Архангельской области реализуется программа поддержки «Обеспечение жильем молодых семей» [4]. В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на территории Архангельской области реализуется мероприятие по предоставлению социальных выплат молодым семьям, которое предусматривает оказание финансовой поддержки в приобретении жилья молодым семьям, нуждающимся в жилье или улучшении жилищных условий, т. е. регион помогает оплатить часть покупки (строительства) жилого помещения или погасить часть ипотечного кредита.

Финансовая поддержка оказывается путем предоставления молодым семьям социальных выплат, которые предоставляются в безналичной форме.

Молодая семья имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или для создания объекта индивидуального жилищного строительства, находящихся на территории Архангельской области.

Участником подпрограммы может стать молодая семья, в том числе семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, яв-

JURISPRUDENCE

ляющегося гражданином РФ, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

♦ возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (т. е. до исполнения 36 лет);

♦ молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении;

♦ наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Также правила получения такой выплаты регламентированы постановлением Правительства Архангельской области от 11 октября 2013 г. № 475-пп «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования».

В заключение следует констатировать, что существующие меры социальной поддержки молодых семей как на федеральном, так и на региональных уровнях достаточно сложны в административном аспекте и затратные по времени. В связи с этим молодым семьям приходится неоднократно взаимодействовать с органами власти, а также с кредитными организациями с целью получения субсидий или займов на приобретение жилья. Все эти факторы лишь усложняют и затягивают процесс получения государственной поддержки. Помимо этого, возможности бюджетов регионов сильно отстают от реально необходимого масштаба требуемой социальной поддержки для молодых семей, и поэтому для них отсутствует действительная вероятность обеспечения жильем в разумные сроки [5].

В связи с этим полагаем, что необходимо на законодательном уровне закрепить четкий срок, в течение которого должна быть оказана соответствующая мера социальной поддержки молодой семье. Этот срок не может превышать три года, однако в некоторых случаях он может быть продлен до пяти лет ввиду индивидуальной ситуации семьи. Такие положения должны быть отражены в региональных нормативных актах, а также в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Кроме того, необходима детальная разработка нормативных документов, которые позволят расширить инструментарий для оказания поддержки молодым семьям в процессе получения жилья [6].

Список источников

1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. № 1710 (с изм. и доп.) «Об утверждении государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» // СЗ РФ. 2017. № 1710.

2. Постановление Правительства Воронежской области от 29 октября 2015 г. № 834 «Об утверждении государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области» // URL://https://docs. cntd.ru/document/430660680.

3. Данные Росстата: Число молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на конец 2021 г. // URL://https://docs.yan-dex.ru/docs/view?url=ya-browser%3a%2f%2f4dt1uxeprr-jrxlufoewrub82dlns8hgkcokcwhbmgoa9qrmyu_ou8bpri1l xirn5mxpfl_gy7 0mrhstv5olivog7vwnpvfjlzf-blqnspr5mzip8riz7elgosmmofwh_qwbhfc4ynsewzj-few6qjg%3d%3d%3fsign%3doeopkrwcn2b6idwhrgd0wsf vo1lz0tyrcj60pemcaii%3d&name=smd_4.1.xlsx&nosw=1.

4. Официальный сайт Правительства Архангельской области // URL://https://dvinaland.ru/gov/iogv/min-stroy/family/#co okies=yes.

5. Андреева Е. И., Бычков Д. Г., Феоктистова О. А. Новые меры социальной поддержки семей с детьми: оценка государственных расходов // Финансовый журнал. 2018. № 2. С. 36-47.

6. Литвинова В. В. Анализ региональных практик обеспечения жильем молодых семей и предложения по их совершенствованию // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 12 (133). С. 109-117.

References

1. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1710 of December 30, 2017 (with amendments and additions) «On approval of the State program of Russia «Providing affordable and comfortable housing and communal services to citizens of Russia» // SZ RF. 2017. No. 1710.

2. Resolution of the Government of the Voronezh Region dated October 29, 2015 No. 834 «On approval of the State Program of the Voronezh Region «Providing affordable and comfortable housing for the population of the

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Voronezh Region» // URL://https://docs.cntd.ru/docu-ment/430660680.

3. Rosstat data: The number of young families registered as needing residential premises at the end of 2021 // URL://https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-bro-wser%3a%2f%2f4dt1uxeprrjrxlufoewrub82dlns8hgkcok cwhbmgoa9qrmyu_ou8bpri1lxirn5mxpfl_gy70mrhstv5 olivog7vwnpvfjlzf-blqnspr5mzip8riz7elgosmmofwh_ qwbhfc4ynsewzj-few6qjg%3d%3d%3fsign%3do-eopkrwcn2b 6idwhrgd0wsfvo 1lz0tyrcj 6 0pemcaii%3 d&n ame=smd_4.1 .xlsx&nosw= 1.

4. Official website of the Government of the Arkhangelsk region // URL://https://dvinaland.ru/gov/iogv/min-stroy/family/#co okies=yes.

5. Andreeva E. I., Bychkov D. G., Feoktistova O. A. New measures of social support for families with children: assessment of state expenditures // Financial Journal. 2018. No. 2. P. 36-47.

6. Litvinova V. V. Analysis of regional housing practices for young families and proposals for their improvement // Actual problems of Russian law. 2021. No. 12 (133). P. 109-117.

Семейное право

Второе издание

Гриф НИИ образования и науки Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований Серия «Dura lex, sed lex» Под ред. О. Ю. Ильиной, А. Н. Левушкина, Н. Д. Эриашвили

Проанализированы понятие, предмет и метод семейного права, его источники и принципы, институт брака, личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, бывшими супругами, особенности родительских правоотношений, алиментные обязательства, формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, особенности семейных отношений с участием иностранного элемента.

Особое внимание уделяется наиболее важным практическим проблемам семейного права, наибольшую актуальность среди которых приобрели вопросы, возникающие при рассмотрении семейных споров в судах, в частности споров о разделе имущества, о признании брака недействительным, расторжении брака, о взыскании алиментов, о принятии детей в семью на воспитание. При рассмотрении практических проблем использованы судебные дела из практики Верховного Суда РФ, областных и других судов РФ.

Для курсантов, слушателей и преподавателей образовательных учреждений системы МВД России и всех интересующихся вопросами семейного права.

Информация об авторе

А. В. Буянова — доцент Финансового университета при правительстве РФ, доцент Высшей школы юриспруденции и администрирования Национального исследовательского университета Высшая школа экономики, доцент Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, кандидат юридических наук.

Information about the author

A. V. Buyanova — Associate Professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Associate Professor of the Higher School of Law and Administration at the National Research University Higher School of Economics, Associate Professor of the General Church Postgraduate and Doctoral Studies named after Saints Cyril and Methodius, Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 03.02.2023; одобрена после рецензирования 27.03.2023; принята к публикации 15.05.2023.

The article was submitted 03.02.2023; approved after reviewing 27.03.2023; accepted for publication 15.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.