Научная статья на тему 'Особенности реализации доктрины продовольственной безопасности в регионе'

Особенности реализации доктрины продовольственной безопасности в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИЕВСКАЯ РУСЬ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРОЗЕЛИТИЗМ / МИССИОНЕРСТВО / УНИАТЫ / ЛАТИНЯНЕ / УНИЯ / РАСКОЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филонова Т. Н.

В данной статье рассказывается о попытках католической церкви преодолеть раскол с православием в период с XII по XIV вв., о первых церковных расколах, возникновении диалога между ними и попыток объединения. К концу XII века Киевская Русь распалась на княжества. В них папский престол не имел постоянного влияния. На севере Руси и в Киеве, увеличивается количество иностранцев латинской веры. Ведется строительство католических храмов в XI-XIII веках. В 20-30-х годах XIII века усиливается роль папства, возникает угроза независимости раздробленных русских княжеств. Великий князь владимирский и суздальский Юрий Всеволодович отказывается в 1231 г. от предложения Рима признать латинское верховенство, в результате был разгромлен и погиб в бою с монголо-татарами на реке Сити. В 1232 г курия впервые называет русских «врагами католической веры» и «неверными». В 1234 г., после завоевания части Галицко-волынского княжества Венгрией, Григорием IX (1227-1241) была утверждена Любуш-ская епархия, сфера деятельности которой распространялась и на юго-западную Русь. К этому времени на Балтике поселились Тевтонский и Ливонский рыцарские ордена ставшие военными противниками Руси. Русские войска при поддержке ливов, эстов и других народов Прибалтики разгромили подталкиваемых Римом рыцарей. Александр Невский на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г разгромил крестоносцев Тевтонского ордена князем. После Ледового побоища борьба Руси с рыцарями стала расцениваться как борьба православия с римской церковью. Миссионеры-католики продолжали свою деятельность на территории Руси. Поляки своим епископам поручили вести прозелитическую деятельность над западнорусскими епархиями. Русинов, переходивших в латинство, перекрещивали. Позже униаты будут объединять церковные структуры, не заботясь о богословии. До XV века папский престол вёл миссионерскую деятельность на Руси, но не смог основать здесь целостную католическую структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации доктрины продовольственной безопасности в регионе»

УДК 338.439.02

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОКТРИНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕГИОНЕ

Филонова Т.Н.

FEATURES OF REALIZATION OF THE FOOD SECURITY DOCTRINE IN THE REGION

Filonova T.N.

Filonova T.N. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Management and National Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch, Russian Federation, Orel, e-mail: filonovatn@yandex.ru

The features and the main results of the realization of the food security doctrine in the region are revealed, based on the analysis of the results achieved in 2014 and planned trends of agriculture development in 2015. A positive trend in the field of agriculture development on the results of the previous year is pointed out. The necessity to strengthen the price control for socially important food products in the Orel region is shown. The main directions of the development of the regional food sector according to the approved funding are determined.

Keywords: ensuring of food security, food security doctrine, regulation in the sphere of pricing for socially important food products in the region, regional food sector

Одним из важных направлений обеспечения национальной безопасности страны в целом и региона в частности в среднесрочной перспективе, фактором сохранения государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической и кадровой политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения, повышения уровня квалификации, в том числе управленческих кадров1, является продовольственная безопасность.

Рассмотрим особенности реализации мер по обеспечению продовольственной безопасности в Орловской области с учетом оценки по достигнутым итогам за 2014 год и в текущем году.

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение на-

1 Меркулов П.А. Актуальные проблемы подготовки управленческих кадров в современной Рос-сии//Вестник государственного и муниципального управления. - 2014. - № 3. - С. 57.

селения безопасной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. При этом гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются:

- своевременное прогнозирование, выявление и защита от внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий, формирование стратегических запасов пищевых продуктов;

- устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

- достижение и поддержание физической и экономической доступности продовольствия;

-обеспечение безопасности пищевых продуктов.

Исходя из требований продовольственной независимости, основным источником пищевых продуктов является продукция сельского, лесного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также пищевой промышленности. При этом главный удельный вес в обеспечении продовольственной безопасности занимает сельское хозяйство и пищевая промышленность. Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении:

- зерна - не менее 95 процентов;

- сахара - не менее 80 процентов;

- растительного масла - не менее 80 процентов;

- мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85 процентов;

- молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90 процентов;

- рыбной продукции - не менее 80 процентов;

- картофеля - не менее 95 процентов;

- соли пищевой - не менее 85 процентов2.

Приведем статистические и аналитические данные, характеризующие уровень эффективности функционирования регионального продовольственного сектора.

В текущем году ожидается увеличение объемов государственной поддержки агропромышленного комплекса нашего региона из федерального бюджета. Правительство региона рассчитывает на уровень не ниже прошлого года.

Об этом заявил заместитель Председателя Правительства Орловской области по агропромышленному комплексу Д. В. Бутусов на аппаратном совещании в Администрации Орловской области.

Сегодня Орловская область находится на среднероссийском уровне по доведению средств государственной поддержки

2 Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

до сельхозпроизводителей за счет средств федерального бюджета. До сельскохозяйственных товаропроизводителей доведены федеральные субсидии в сумме 235,6 млн рублей, что в 1,7 раза больше соответствующего периода прошлого года. При этом несвязанная поддержка доведена до сельхозпроизводителей почти на 90%. Полученный аграриями объем господдержки по области составляет 19% от доведенного лимита, по Российской Федерации - 20%, по ЦФО - 16 %.

Орловской области утверждены лимиты федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства в объеме более 1,242 млрд рублей по 18 направлениям в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

Основная доля этих средств приходится на несвязанную поддержку (около 20% от общего объема), а также на компенсацию процентных ставок по краткосрочным и долгосрочным кредитам в растениеводстве и животноводстве (около 60% от общего объема). Оставшиеся средства предусмотрены на возмещение затрат на уплату страховой премии в растениеводстве и животноводстве, поддержку племенного животноводства, оказание грантовой поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и ряд других направлений.

В областном бюджете на софинансиро-вание предусмотрено 200 млн. рублей. В 2015 году подписано два дополнительных соглашения к Соглашению с Минсельхозом России о предоставлении субсидий из федерального бюджета на общую сумму 1,087 млрд. рублей. В настоящее время проходит согласование третьего дополнительного соглашения на сумму 42 млн. рублей.

Для ускорения доведения средств государственной поддержки до сельхозпроизводителей утверждена и размещена в открытом доступе вся нормативная база по предоставлению субсидий. Проведено совещание с бухгалтерскими службами сельхозпредприятий по разъяснению условий господдержки в текущем году. Департаментом сельского хозяйства ведется системная работа по обработке документов на выплату субсидий.

CENTRAL RUSSIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES

Перед Департаментом сельского хозяйства Орловской области поставлена задача по ускорению обработки первичных документов и предоставлению документов в областной Департамент финансов Орловской области для перечисления господдержки сельхозпроизводителям. Особенно это касается возмещения затрат по процентным ставкам по кредитам, что позволит претендовать на дополнительное финансирование из федерального бюджета. На имя Министра сельского хозяйства Российской Федерации направлено обращение по увеличению лимита федеральных субсидий по краткосрочным кредитам на развитие животноводства до 410 млн. рублей.

Также было отмечено, что в Минсельхоз России направлена госпрограмма Орловской области по развитию ветеринарной службы, что даст региону возможность участвовать в конкурсном отборе региональных программ на финансирование из федерального бюджета мероприятий, связанных с ликвидацией последствий африканской чумы свиней.

Департаментом сельского хозяйства области подготовлен проект региональной программы по развитию молочного скотоводства. Во второй декаде апреля проект будет направлен на экспертизу в Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области и в Департамент финансов Орловской области.

23 апреля и 13 мая текущего года будут проведены региональные обучающие семинары для сельхозпроизводителей области по передовым технологиям кормления и искусственного осеменения животных в молочном животноводстве с приглашением ведущих специалистов России.

В ходе обсуждения вопроса Губернатор Орловской области В. В. Потомский поставил задачу в оперативные сроки разработать комплекс мероприятий по снижению нагрузки на сельхозпроизводителей в части земельного налога в связи с новой кадастровой оценкой. «Обязательно должны быть меры стимулирования для тех сельхозпроизводителей, которые занимаются помимо растениеводства животноводством», - подчеркнул глава региона. Как сообщил

Д. В. Бутусов, рабочая группа Департамента сельского хозяйства с участием заместителя Председателя Правительства Орловской области по экономике и финансам М. М. Бабкина в ближайшее время представит главе региона на согласование комплекс мер по решению поставленной задачи3.

Следует отметить, что в пищевой и перерабатывающей промышленности Орловской области в 2014 году зафиксирован рост на 15%. Серьезные темпы развития набрал в 2014 году агропромышленный комплекс, который произвел продукции на 45,3 млрд рублей или 107,3% (РФ - 103,7%, ЦФО -104,4%) в сопоставимой оценке к 2013 году. В структуре производства АПК доминирует растениеводство. Его доля почти 63% (28,3 млрд. рублей), соответственно на животноводство приходится 37% (17 млрд. рублей). Столь существенный удельный вес растениеводства отчасти связан с рекордным урожаем зерновых, полученным в прошлом году, он составил более 3,1 млн. тонн, или 122,6% к уровню 2013 года4 (РФ - 112,4%, ЦФО - 114,8%).

В соответствии с докладом руководителя Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Ю. А. Есипо-ва на заседании регионального Правительства, состоявшемся 6 апреля, планируется, что к концу 2015 года объем производства продукции сельского хозяйства увеличится на 2,5% и составит 48,4 млрд. рублей5.

Департамент сельского хозяйства Орловской области объявил о проведении конкурсных отборов крестьянских (фермерских) хозяйств. Гранты выделяются в рамках государственной программы Орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013-2020 годы».

Общий объем государственной поддержки на эти цели составляет 30,3 млн

3 Портал Орловской области - публичный информационный центр / http://orel-region.ru/index.php (Дата обращения: 5.02.2014)

4 Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области / www.orel.gks.ru.

5 Портал Орловской области - публичный информационный центр / http://orel-region.ru/index.php (Дата обращения: 5.02.2014)

рублей. Средства выделяются на условиях софинансирования из федерального и областного бюджетов.

Порядок финансирования мероприятий по развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и по поддержке начинающих фермеров утверждены постановлением Правительства Орловской области от 17 февраля 2014 года № 50. Постановлением Правительства Орловской области от 30 марта 2015 г. № 136 внесены изменения в указанный Порядок.

В частности, использовать грант на развитие семейной животноводческой фермы по целевому назначению необходимо в течение 24 месяцев (в предыдущей редакции постановления - 18 месяцев). Срок использования гранта на поддержку начинающих фермеров - 18 месяцев (ранее было 12).

Максимальный размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства составляет 1,5 млн. рублей. Семейная животноводческая ферма на базе крестьянского (фермерского) хозяйства при условии наличия хорошего бизнес-плана может получить более существенный грант, чем раньше, но не превышающий 60% затрат на развитие фермы.

Как отмечается прокурором области, государственным советником юстиции 2 класса И. В. Полуэктовым, по итогам проведенного анализа состояния законности и правопорядка на территории Орловской области по итогам за 2014 год приняты меры, направленные на выявление и пресечение нарушений законодательства, способствующих росту цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию, обеспечено взаимодействие контролирующих органов, органов исполнительной власти, внутренних дел и федеральной безопасности об изменении цен на основные продукты питания, фактах необоснованного изъятия из обращения продовольственных товаров с целью создания дефицита и, соответственно, искусственного завышения цен.

Также было подчеркнуто об особой значимости недопущения роста цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. В этой связи прокурорами объявлено 24 предостережения

должностным лицам сельскохозяйственных и продовольственных предприятий, функционирующих в регионе6.

Таким образом, в условиях кризисных явлений, наблюдаемых из-за введенных зарубежных санкций в отношении нашей страны, контроль в региональном продовольственном секторе за ценами на социально значимые продукты питания первой необходимости приобретает особую важность. Исходя из актуальности мер по предотвращению фактов превышения предельных цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию, контрольные меры необходимо осуществлять в тесном межведомственном взаимодействии со всеми ветвями власти, а уполномоченным органам власти области необходимо детально проработать вопрос об усилении государственного регулирования в сфере ценообразования.

Обеспечение продовольственной безопасности на региональном уровне, в первую очередь зависит от устойчивого развития агропромышленного комплекса Орловской области. Это приобретает особую важность в условиях открытости экономики. Продовольственное обеспечение осуществляется за счет отечественного производства и импортных поставок. При этом экономические санкции, введенные в прошлом году странами ЕС и США, положительным образом отразились на внутренней экономике, так как сокращение импортных поставок продовольствия явилось стимулом увеличения производства сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров отечественными региональными производителями.

Таким образом, в целях развития регионального продовольственного сектора необходимо повысить эффективность по следующим направлениям: ускоренное развитие животноводства и растениеводства; создание новых технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, методов хранения и транспор-

6 Информация Прокуратуры Орловской области от 20 марта 2015 года № 20-23-15 о состоянии законности, борьбы с преступностью и правонарушениями на территории Орловской области в 2014 году. - С. 5.

CENTRAL RUSSIAN JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES

тировки сельскохозяйственной и рыбной продукции; развитие научного потенциала агропромышленного комплекса региона, реализация мер, предотвращающих утечку высококвалифицированных научных кадров; увеличение темпов структурно-технологической модернизации регионального агропромышленного комплекса, воспроизводства природно-экологического потенциала; развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать задачи инновационной модели развития агропромышленного и рыбохозяй-ственного комплексов с учетом требований продовольственной безопасности; совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в части усиления контроля и устранения диспаритета цен на данных ранках и рынках материально-технических ресурсов; повышение эффективности государственной поддержки, уделяя особое внимание созданию условий для финансовой устойчивости и платежеспособности товаропроизводителей; повышение устойчивого развития сельских территорий

(социальное обустройство сельских населенных пунктов, увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ на селе; осуществление мониторинга уровня безработицы и уровня реальных доходов сельского населения; диверсификация занятости сельского населения).

Библиография/References

Меркулов П. А. Актуальные проблемы подготовки управленческих кадров в современной России//Вестник государственного и муниципального управления. - 2014. -№ 3. - С. 55-59.

Печенкина В.В. О проблемах обеспечения продовольственной безопасности Рос-сии//Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - № 1 (37). - С. 138-141.

Мв^иЫ, (2014) Р. А. А^а^ув problemy podgotovki upravlвnchвskih kadrov V sovrв-mennoj Rossii//Vвstnik gosudarstvвnnogo i municipal'nogo upravlenija. № 3. - р. 55-59.

Pвchвnkina, V.V. (2015) О problвmah obв-spвchвnija prodovol'stvвnnoj bвzopasnosti Rossii//Srвdnвrusskij vвstnik obshhвs1vвnnyh nauk. - № 1 (37). р. 138-141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.