П. А. Нестеренко, адъюнкт
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РОСГВАРДИИ В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ
FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF RUSSIAN GUARD
IN TERMS OF THE APPLICATION OF SPECIAL PREVENTIVE MEASURES
В статье с применением метода анализа правовых актов и формально-логического метода проанализирован административно-правовой статус подразделений Росгвардии в части, касающейся применения специальных мер пресечения (на примере огнестрельного оружия). Сделан вывод о целесообразности его приведения в соответствие с административно-правовым статусом сотрудника полиции и высказано мнение о необходимости унификации порядка и оснований применения специальных мер пресечения для сотрудников всех силовых структур.
The article uses the method of analysis of legal acts and the formal-logical method to analyze the administrative and legal status of the units of the Russian Guard, in terms of the use of special preventive measures (for example, firearms). The conclusion is made about the expediency of bringing it in line with the administrative and legal status of a police officer and the opinion is expressed about the need to unify the procedure and grounds for applying special preventive measures for employees of all law enforcement agencies.
Наличие института государственного принуждения является обязательным условием существования любой устойчивой общественной системы, являясь фактором поддержания стабильности ее существования.
Как отметил Д. В. Пожарский: «Представляя собой важнейший социальный институт, составляющий основу человеческого общества и способствующий достижению всеобщего блага, государство, несомненно, является ценностью» [1. — С. 7].
Для поддержания устойчивого развития государства как социального института жизненно необходимо наличие специальных субъектов, которые уполномочены на реализацию властных (управленческих) действий. В этой связи отметим особую роль Росгвардии, которая среди основных субъектов, обеспечивающих реализацию мер административно-принудительного характера, в том числе в силовом блоке государственного управления, обладает широкими полномочиями в данной сфере и наиболее часто используют их в правоприменительной практике.
Основной целью создания подразделений Росгвардии является обеспечение государственной и общественной безопасности, в связи с этим актуально рассмотреть специфику реализации
административно-правового статуса Росгвардии с позиций ее компетенции в области нейтрализации именно угроз государственной и общественной безопасности. При этом отметим, что, несмотря на значимость таких угроз и непосредственную компетентность Росгвардии по участию в деятельности по их устранению, ее современный административно-правовой статус не в полной мере позволяет Росгвардии принимать участие в этой деятельности, так как большинство документов стратегического планирования и иных нормативных актов принимались еще до создания Росгвардии как федеральной структуры и не учитывали ее в качестве субъекта такой деятельности. Следовательно, следует признать необходимым уточнить административно-правовой статус подразделений Росгвардии в этой части.
Такие ученые, как Т. М. Занина, Ю. Н. Стари-лов, и др. под административно-правовым статусом любого субъекта в обобщённом виде предлагают понимать его положение, определенное нормативными правовыми актами [2, 3]. Учитывая приведенное мнение, в ходе рассмотрения специфики административно-правового статуса подразделений Росгвардии ограничим объект исследования до следующих базовых правовых предписаний, опре-
деляющих правовое положение Росгвардии в части, касающейся применения специальных мер пресечения (в частности, огнестрельного оружия):
1. Правовые предписания, определяющие общий административно-правовой статус Росгвардии, то есть совокупность ее прав и обязанностей как органа государственной власти.
2. Правовые предписания, определяющие административно-правовой статус Росгвардии в области применения специальных мер пресечения (физической силы, специальных средств и оружия).
Анализ предложенной модели исследования предполагает рассмотрение каждого элемента как в отдельности, так и в системе его связей, что позволяет провести одномоментный анализ документов разной юридической силы, начиная от Конституции Российской Федерации и норм международного права и заканчивая ведомственным нормативным регулированием, в связи с чем далее рассмотрим правовые нормы в соответствии с предложенной классификацией.
Анализ правовых основ, определяющих общий административно-правовой статус Росгвар-дии, необходимо начать с Конституции Российской Федерации, положения которой не только определяют модель построения правовых основ любой сферы правоотношений в российском обществе, но и выступают их прямым регулятором. В этой связи отметим, что именно Конституция Российской Федерации обеспечивает государственные гарантии основных прав и свобод гражданина РФ, предоставляя государственным органам возможность применять меры государственного принуждения исключительно только на основании законов [4].
Основным законом, определяющим понятие Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и ее административно-правовой статус, является Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», в котором дано сокращённое наименование этого органа — «Росгвардия» [5].
Особо подчеркнем, что особенностью рассматриваемого федерального закона в области определения административно-правового статуса Росгвардии является структурное деление полномочий на несколько видов, а именно статья 8 предусматривает четыре их вида: общие, специальные, полномочия в условиях специальных режимов и иные. В этой связи отметим, что административно-правовой статус Росгвардии отличается от полиции тем, что его структура образована только лишь полномочиями, в то время как административно-правовой статус полиции состоит из прав и обязанностей [6].
Рассматривая нормативные правовые акты иной юридической силы, определяющие административно-правовой статус Росгвардии, отметим, что выстроенная система нормативных правовых актов, начиная от Указа Президента РФ и заканчивая приказами Росгвардии, фактически дублирует положения Федерального закона «О полиции», определяя субъектов обеспечения общественной безопасности, их соподчиненность и административно-правовой статус.
Общие полномочия предусматривают возможность реализовывать возложенные на Росгвардию задачи и во многих моментах аналогичны правам полиции. Возможность применения специальных мер пресечения является одним из специальных полномочий.
Далее рассмотрим некоторые особенности реализации административно-правового статуса Рос-гвардии в части, касающейся применения специальных мер пресечения, которые существенно отличаются от прав полиции в этой области.
Так, сотрудник Росгвардии, в отличие от сотрудника полиции, в соответствии с п. 4 ст. 18 имеет право не предупреждать о своем намерении применить специальные меры пресечения, в том числе оружие, в частности, при отражении нападения на охраняемые объекты, при этом статья не требует каких-либо дополнительных условий на применение оружия. Фактически это разрешает сотруднику Росгвардии применить оружие без предупреждения сразу на поражение, если осуществляется любое нападение на охраняемые объекты, даже без дополнительной угрозы жизни и здоровью граждан или угрозы наступления иных тяжких последствий. Полагаем, что такое право не всегда оправданно, так как подразделения вневедомственной охраны Росгвардии помимо особо важных объектов также осуществляют охрану коммерческих грузов и помещений и в этом случае вряд ли будет адекватным открывать огонь на поражение без предупреждения при одной только лишь попытке напасть на объект или груз, стоимость которого не может ставиться в сравнение с человеческой жизнью. В этой связи предлагаем изменить положения рассматриваемой статьи, исключив из нее в качестве обстоятельства, разрешающего применять оружие сотруднику Росгвардии без предупреждения, отражение нападения на охраняемые объекты.
Также требует совершенствования положение п. 9 ст. 18, в котором сотруднику предписывается сохранять без изменения место происшествия в случае причинения ранения либо смерти при применении специальных мер пресечения. При этом такое требование не распространяется на иные негативные обстоятельства применения
специальных мер пресечения, когда в результате причинён иной материальный вред имуществу. В этой связи полагаем целесообразным добавить к обстоятельствам, при наступлении которых требуется сохранять без изменения место происшествия, наступление иных последствий в виде любого имущественного вреда, так как это необходимо для уголовно-процессуальной или административной оценки действий сотрудника.
В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 21 сотрудник Росгвардии вправе применить оружие для защиты граждан или военнослужащих, однако не для защиты себя, как это предусмотрено ФЗ «О полиции». Представляется, что законодатель счел излишним такое уточнение, полагая, что сотрудник будет защищать себя как гражданина или иного сотрудника, однако при этом он расширил перечень защищаемых лиц, включив в него должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, что несколько противоречит логике построения правовой конструкции. В этой связи полагаем, что конструкция ФЗ «О полиции» более удачна.
П. 3 ч.1 ст. 18 позволяет сотрудникам Рос-гвардии применять оружие не только для освобождения заложников, но и для пресечения иных преступных посягательств, что в прямой трактовке данного положения будет прямым нарушением принципа гуманности при применении специальных мер пресечения, так как формально позволяет применить оружие на поражение для пресечения любого, даже не тяжкого преступления. В связи с этим, по нашему мнению, данная конструкция должна быть исключена из закона.
Также требует уточнения по образцу, принятому в ФЗ «О полиции», п. 4 ч. 1 ст. 18, который дает право сотруднику Росгвардии так же, как и полицейскому, применять огнестрельное оружие для задержания лиц при определенных обстоятельствах, но не накладывает дополнительного ограничения — «если другими способами задер-
жать его не представляется возможным», что неправомерно расширяет степень общественной опасности действий сотрудника в этом случае.
Кроме того, повышенную общественную опасность могут представлять действия сотрудника Росгвардии при применении оружия по основаниям п. 6 ч. 1 ст. 21 для пресечения попыток незаконно проникнуть и даже покинуть территорию, охраняемую Росгвардией (хотя в этом случае имеется ограничение в виде необходимости исчерпать иные способы задержания). Как уже ранее отмечалось, Росгвардия может охранять на договорной основе любые объекты, в том числе и не представляющие какой-либо существенной ценности, и в этом случае применение оружия является явно чрезмерной мерой.
Отметим запрет на применение оружия для сотрудников Росгвардии только в отношении женщин с видимыми признаками беременности и малолетних лиц, аналогичный и для применения специальных средств. То есть, в отличие от полиции, сотрудник Росгвардии никак не ограничен законом в возможности применения оружия в отношении любых женщин и несовершеннолетних детей. Впрочем, данное ограничение, действующее для сотрудников полиции, вызывает множество споров и, возможно, имеет право существовать и в таком виде.
Таким образом, полагаем, что административно-правовой статус сотрудников Росгвардии в части, касающейся применения физической силы, специальных средств и оружия, должен быть приведен в соответствие с административно-правовым статусом сотрудника полиции, прописанным в ФЗ «О полиции».
В заключение также отметим, что мнение о необходимости унификации порядка и оснований применения специальных мер пресечения для сотрудников всех силовых структур высказывалось ранее как практиками, так и учеными-административистами [7, 8].
ЛИТЕРАТУРА
1. Пожарский Д. В. Российское государство и полиция в системе конституционных ценностей // Труды Академии управления МВД России. — 2019. — № 1 (49). — С. 7—13.
2. Занина Т. М., Шебанова О. А. К вопросу об административно-правовом статусе государственных гражданских служащих // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : сборник статей по материалам X Юбилейной международной научно-практической конференции (Сорокинские чтения) / под общ. ред. А. И. Каплунова. — М., 2019. — С. 65—68.
3. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права : в 3 т. Т. 2 : Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. — М. : НОРМА, 2002. — 600 с.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
5. О войсках национальной гвардии Российской Федерации : федеральный закон от 03.07.2016
№ 226-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Российская газета. — 2016. — 6 июля.
6. О полиции : федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
7. Никулин Р. В. Особенности применения специальных мер пресечения сотрудниками, несущими службу в специальных учреждениях терри-
ториальных органов МВД России // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, 2015. — Воронеж. — С. 369—371.
8. Каплунов А. И. Применение сотрудниками полиции огнестрельного оружия: законодательство, теория и практика. — СПб. : СПб. университет МВД России, 2018.
REFERENCES
1. Pozharskij D. V. Rossijskoe gosudarstvo i polici-ya v sisteme konstitucionnyh cennostej // Trudy Akade-mii upravleniya MVD Rossii. — 2019. — # 1 (49). — S. 7—13.
2. Zanina T. M., Shebanova O. A. K voprosu ob administrativno-pravovom statuse gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih // Aktual'nye problemy administrativnogo i administrativno-processual'nogo prava : sbornik statej po materialam X Yubilejnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Sorokinskie chteniya) / pod obshch. red. A. I. Kaplu-nova. — M., 2019. — S. 65—68.
3. Starilov Yu. N. Kurs obshchego administrativnogo prava : v 3 t. T. 2 : Gosudarstvennaya slu-zhba. Upravlencheskie dejstviya. Pravovye akty upravleniya. Administrativnaya yusticiya. — M. : NORMA, 2002. — 600 s.
4. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993, s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo goloso-
vaniya 01.07.2020) // Oficial'nyj internet-portal pra-vovoj informacii. — URL: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
5. O vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii : federal'nyj zakon ot 03.07.2016 # 226-FZ (red. ot 31.07.2020) // Rossijskaya gazeta. — 2016. — 6 iyulya.
6. O policii : federal'nyj zakon ot 07.02.2011 # 3-FZ (red. ot 05.04.2021) // Sobranie zakonodatel'st-va RF. — 2011. — # 7. — St. 900.
7. Nikulin R. V. Osobennosti primeneniya spe-cial'nyh mer presecheniya sotrudnikami, nesushchimi sluzhbu v special'nyh uchrezhdeniyah territorial'nyh organov MVD Rossii // Aktual'nye problemy deyatel'-nosti podrazdelenij UIS : sbornik materialov vse-rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2015. — Voronezh. — S. 369—371.
8. Kaplunov A. I. Primenenie sotrudnikami policii ognestrel'nogo oruzhiya: zakonodatel'stvo, teoriya i praktika. — SPb. : SPb. universitet MVD Rossii, 2018.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Нестеренко Павел Александрович. Адъюнкт. Воронежский институт МВД России. E-mail: nester-p@yandex.ru
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-98.
Nesterenko Pavel Alexandrovich. Post-graduate cadet. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: nester-p@yandex.ru
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-98.
Ключевые слова: Росгвардия; административно-правовой статус; меры пресечения; нормативные правовые акты.
Key words: National Guard of Russia; administrative and legal status; preventive measures; regulatory legal acts.
УДК 342.9