Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКУЮ И СТАТИЧЕСКУЮ НАГРУЗКИ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА'

ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКУЮ И СТАТИЧЕСКУЮ НАГРУЗКИ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зайнеев М.М., Аникин Д.А., Григорьев Д.С., Чершинцева Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКУЮ И СТАТИЧЕСКУЮ НАГРУЗКИ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА»

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

041-042

тивный стаж от 11 до 25 лет) . Исследование проводилось на базе ООО "Аспэк-Медцентр" (г. Ижевск) . Реакция кардио-респираторной системы на физическую нагрузку изучалась методом эргоспирометрии на аппарате "CARDIOVIT AT-104 PC" (Schiller, Швейцария) . Физическая нагрузка задавалась на беговой дорожке Shiller под контролем ЭКГ и артериального давления . Для определения толерантности к физической нагрузке использовался ступенчатый непрерывно-возрастающий тест со скоростью ступени 9,0-10,8-12,6-16,4-18,0 км/ч под уклоном 1С по 3> каждая до максимального уровня или до отказа продолжать работу с учетом симптомов ограничения нагрузки

Результаты. В настоящем исследовании по каждому из исследуемых параметров эргоспирометрии спортсменов были получены следующие статистически значимые различия (p<0,05) . Так, мощность выполненной работы, выраженной в метаболических единицах (Мет, усл ед ), составила 16,5± 1,09. Статистическая достоверность обнаружена при максимальных значениях ЧСС (ЧСС, max, уд . /мин): 189±0,01; при аэробном пороге (ЧСС, АэП, уд . /мин): 146,7+1,8; и анаэробном пороге (ЧСС, АнП, уд . /мин): 168,5+1,9, что, в свою очередь, является отражением уровня сердечного выброса Наиболее надежным, и объективным показателем физической работоспособности является потребление кислорода Максимальное потребление кислорода (VO2, max, мл/мин/ кг) составило 57,2+1,1; потребление кислорода на уровне анаэробного порога (VO2, АнП, мл/мин/кг) 45,1+0,9 . Кислородный пульс (О2-пульс, max, мл/уд . ) составил 22,4+1,1 . Высокие значения кислородного пульса отражают улучшение экстракции кислорода и наблюдаются при высоком функциональном состоянии

Заключение. Физическая работоспособность футболистов-профессионалов в подготовительный период тренировочного процесса по данным эргоспирометрии соответствует хорошему уровню (по рекомендациям Американского спортивного колледжа)

041 ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ

КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКУЮ И СТАТИЧЕСКУЮ НАГРУЗКИ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Зайнеев М. М., Аникин Д. А., Григорьев Д. С., Чершинцева Н. Н.

Институт фундаментальной медицины и биологии КФУ, Казань, Россия

zaineev. marsel@mail . ru

Целью настоящего исследования явилось изучение адаптационных возможностей кардиореспираторной системы второклассников к учебной деятельности Изучалось влияние динамической и изометрической нагрузки на кардиореспира-торную систему детей второго класса в конце учебного года В исследованиях участвовали мальчики и девочки второго класса, обучающиеся в общеобразовательной школе Оценивали функциональное состояние дыхательной и сердечнососудистой систем в покое, после динамической и статической нагрузок У мальчиков второго года обучения в конце учебного года изометрическая нагрузка приводила к более выраженным изменениям сердечной деятельности После нее наблюдалось увеличения как УОК, так и МОК Динамическая нагрузка подобных изменений не вызывала, но приводила к выраженному подъему артериальному давления Интересным является и факт противоположной динамики параметров вариационной пульсограммы после разных видов нагрузок, динамическая нагрузка приводила к незначительному увеличению парасимпатических регуляторных влияний, а изометрическая к активации симпатикуса .

Динамическая нагрузка приводила в конце учебного года к усилению сердечной деятельности девочек второго года обучения и не вызывала изменений ЧСС, УОК и МОК у мальчиков . У мальчиков данный вид нагрузки приводил

к учащению дыхания, у девочек увеличение ЧД не было достоверно . Динамическая нагрузка приводила к увеличению ЖЕЛ девочек, в то время как у мальчиков данный показатель снижался . Увеличение значения Твыд/Тобщ после динамической нагрузки у девочек, свидетельствует о том, что их система внешнего дыхания более адекватно реагирует на данный вид физической нагрузки .

Изометрическая нагрузка вызывала увеличение МОК у девочек и у мальчиков второго года обучения в конце учебного года У девочек увеличение данного показателя в большей степени связано с частотным компонентом, а у мальчиков с увеличением УОК. Увеличения САД и ДАД в обеих группах детей мы не наблюдали Увеличение симпатических регуляторных воздействий после изометрической нагрузки было более выражено у девочек. В обеих группах детей изометрическая нагрузка приводила к увеличению МОД . Реакция показателя ЖЕЛ была противоположной У девочек изометрическая нагрузка приводила к увеличению ЖЕЛ и МВЛ, а у мальчиков наблюдалось снижение значений данных показателей Различные нагрузки приводили к противоположным результатам корреляционного анализа показателей ЧД и ДО После изометрической нагрузки выявлена значительная связь этих показателей (г=0,31; р<0,05), после динамической была замечена их обратная корреляционная связь (г=-0,36; р<0,01) . После изометрической нагрузки степень сопряжения ЧД и МОД была очень высокой (г=0,89; р<0,001) . Динамическая нагрузка приводила к значительной связи ЧСС и МОК (г=0,41; р<0,001), в отличие от изометрической .

042 ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ НА МЫШЕЧНУЮ НАГРУЗКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИзосимоваА.В.1, Вахитов И.Х.1, МиндубаевА.М.1, БозинА.А.1, Михайлова Е. Г.2

1ФГБОУ ВО Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н . Э . Баумана, Казань, Россия

2ГАПОУ "Колледж малого бизнеса и предпринимательства", Казань, Россия

ковтоуа . а1юпа@уап<1ех. ги

Все больше направлений промышленности активно осваивают 3Б технологии . Во многих колледжах, университетах 3Б принтеры являются уже неотъемлемой частью учебного процесса . При работе с 3Б принтерами работники сталкиваются с проблемами воздействия вредных частиц, высокой температурой и физической нагрузкой Однако, воздействие этих факторов полностью не выяснены На сегодняшний день для защиты организма используются индивидуальные средства защиты (СИЗ), но реакция сердечно-сосудистой системы на мышечную нагрузку с использованием СИЗ полностью не изучена Более того, вопросы нормирования режима труда при работе с 3Б принтерами остается практически не разработанным

Цель. Нами была изучена реакция ЧСС и время ее восстановления с использованием и без использования СИЗ В качестве мышечной нагрузки мы использовали Гарвардский степ-тест

Результаты. Исследования по изучению реакции ЧСС при выполнении мышечной нагрузки без использования СИЗ показали, что: при выполнении мышечной нагрузки без использования СИЗ частота сердечных сокращений максимальных значений достигает ко второй минуте работы Суммарное увеличение ЧСС при выполнении мышечной нагрузки составило 47,8 уд ./мин, по сравнению с исходными данными (Р>0,05) . Значительные снижения ЧСС после завершения мышечной нагрузки наблюдается на первых трех минутах отдыха Снижение ЧСС примерно до исходных значений произошло на седьмой минуте восстановительного процесса Реакция ЧСС при выполнении мышечной нагрузки с использованием СИЗ существенно отличалась . При выпол-

22

Российский кардиологический журнал. 2021;26(S5), дополнительный выпуск (апрель)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.