Научная статья на тему 'Особенности развития вербальной креативности у школьников'

Особенности развития вербальной креативности у школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2865
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / DEVELOPMENT / VERBAL CREATIVITY / PRIMARY SCHOOL AGE / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шило Татьяна Борисовна

В статье приводятся результаты исследования, целью которого было определение динамики развития вербальной креативности учащихся с 6 до 16 лет. Показано, что данный вид креативности имеет периоды постепенной эволюции, сменяющиеся резким скачком в онтогенезе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiar properties of the development of schoolers'' verbal creativity

The paper presents the results of a study aimed to determine the dynamics of verbal creativity of students from 6 to 16 years. It is shown that this kind of creativity has periods of gradual evolution, alternating with a sharp jump in the ontogeny

Текст научной работы на тему «Особенности развития вербальной креативности у школьников»

Т. Б. Шило

(Санкт-Петербург)

Особенности развития вербальной креативности у школьников

В статье приводятся результаты исследования, целью которого было определение динамики развития вербальной креативности учащихся с 6 до 16 лет. Показано, что данный вид креативности имеет периоды постепенной эволюции, сменяющиеся резким скачком в онтогенезе

Креативность как свойство личности носит интегративный, комплексный характер, характеризуется процессом и результатом развития человеком своей неповторимой индивидуальности в процессе творчества. Это необходимое условие для накопления и реализации творческого потенциала личности на новых, ранее не существовавших культурных, социальных, материальных и иных ценностях. При этом результатом творчества могут являться ситуации, средства, способы деятельности, эмоции и чувства человека. Неповторимость внутреннего и внешнего мира человека является при этом залогом его возможности быть креативной личностью. Креативность, как и любое личностное свойство, имеет свою динамику развития.

Ряд выдающихся исследователей выделяли различные периоды формирования креативности личности. Так, Г. Леман [3] определяет следующую динамику развития: подъем от 20 до 30 лет; пик продуктивности - 30-35 лет; спад к 45 годам (остается примерно 50% от первоначальной продуктивности] и к 60 годам происходит утрата творческой активности личности. Однако современные исследования творческих достижений и биографий выдающихся деятелей науки, искусства и литературы несколько опровергли такую теорию развития креативности личности, доказав, что творческая продуктивность может сохраняться и до глубокой старости. В связи с этим Л. А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко, М. В. Клементьева и другие исследователи предположили, что «креативность, являясь доминантной структурой в психике субъекта, обеспечивает сохранность и высокую продуктивность высших психических функций, дает потенциал для позитивной динамики развития всей его психики» [2]. Снижение творческой активности ведет к деградации интеллекта и в целом личности. Возрастает значение акти-

визации креативности с возрастом. Однако уровень развитости креативности во взрослом возрасте напрямую зависит от формирования креативности в детские годы и работы над совершенствованием данного свойства личности. Большинство исследователей (В. Н. Дружинин, В. Т. Кудрявцев, В. А. Моляко, Л. А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко и др.], рассматривая периоды развития креативности, отмечают важность этапа раннего онтогенеза. Так, В. Н. Дружинин выделяет две фазы развития креативности в детском возрасте:

- развитие «первичной креативности», неспециализированной по отношению к определённой области жизнедеятельности человека, которая наступает в 3-5 лет и далее переходит в латентное состояние, после чего наблюдается ее спад - после 6 лет;

- формирование «специализированной креативности» на основе общей с 13 до 20 лет, где творчество связано с определённой сферой деятельности человека, при этом актуализируются различные формы креативности, специализация которых зависит от внутренних и внешних детерминант.

В 3-5 лет ярко проявляется подражание значимому взрослому как креативному образцу, что является механизмом формирования креативности. Этот возраст является наиболее сензитивным для формирования творческих способностей. В том числе и развития вербальной креативности.

Вербальная креативность является одной из актуальных проблем современной педагогики и психологии. Однако в психолого-педа-гогической литературе наблюдается некий парадокс: с одной стороны, в теории психологии мы встречаем частое употребление понятия «вербальная креативность», особенно в материалах о специфике креативности и в практике применения тестов на определение уровня вербальной креативности личности.

С другой стороны, крайне мало теоретического материала, посвященного данной проблеме, и отсутствует определение вербальной креативности, что показал проделанный нами анализ исследований по проблеме отечественных, зарубежных психологических и педагогических словарей за период с начала XIX века и до сегодняшнего времени. Наблюдаются отдельные упоминания о данном виде креативности в трудах исследователей, как правило, когда речь идет о тестах на выявление вербальной креативности личности.

М. В. Клементьева считает, что вербальная креативность отражает специфику креативности через опосредование речи и проявляется как интериоризация литературного опыта индивидуального сознания, где продуктом выступает сочиненный самостоятельно текст (2004 г.] [2]. Ею дается еще одно определение изучаемого нами явления - «вербальная креативность - это психологическая структура, системными элементами которой выступают культурные инварианты, заданные литературной (фольклорной] традицией» (2004 г.] [Там же].

А. В. Шубин и Е. И. Серпионова вербальную креативность рассматривают как форму речемыслительной деятельности человека и как индивидуальные особенности речи, которые могут проявляться в создании текста, а также как выражение творческих способностей человека посредством языка и индивидуального логического мышления (2007 г.] [6].

Т. А. Гридина рассматривает вербальную креативность как одну из составляющих понятия креативности языковой личности, выявляющую способность носителя языка к творческому использованию готовых языковых форм и значений и обновлению их репертуара в условиях осознанного отступления от канонических форм речи [1].

О. К. Шульга рассматривает вербальную креативность как компонент структуры языковых и речевых способностей, определяющих успешность всех видов речевой деятельности, то есть креативность есть словесное творческое мышление, вычленение которого стало оправданным после выявления связи указанного вида креативности с соответствующим интеллектом (образным и вербальным] (2013 г.] [7].

Таким образом, мы видим, что трактовки вербальной креативности резко отличаются друг от друга, при этом они не имеют конкре-

тики и требуют дополнительных пояснений. Выводя определение вербальной креативности, в первую очередь остановимся на этимологии слов, составляющих понятие:

1. «Вербальный» от лат. verbalis, что обозначает «словесный», в свою очередь слово «verbalis» произошло от лат. «verbum» - слово.

2. Русскоязычное слово «креативность», «креативный» произошло от слова «креатив», что является калькой с английского creative (творческий, созидательный], произошедшего от латинского creatio (создание, сотворение, порождение], и в целом означает «созидательный, творческий».

Этимология слов «вербальный» и «креативность» показывает, что в дословном переводе «вербальная креативность» означает «словесное созидание» или «созидание посредством слов», то есть словесное творчество. Таким образом, можно сказать, что вербальная креативность - это словесное творчество человека.

Однако при выведении понятия вербальной креативности необходимо опираться не только на этимологические корни термина, но и, в большей степени, на понимание креативности в работах зарубежных и отечественных исследователей. Большинство исследователей считают, что креативность - это нестандартное, дивергентное мышление, проявляющееся в творческих способностях создавать что-то новое, оригинальное. Именно этой теории мы и будем придерживаться при выявлении понятия вербальная креативность. Исходя из данной трактовки под вербальной креативностью мы будем понимать:

- в широком смысле - словесное творчество личности;

- в более узком смысле - способность личности к творческому мышлению, проявляющуюся в создании нового оригинального речевого (словесного) продукта в любой его вербальной форме (устной, письменной, прозаической, поэтической, монологической, диалогической и т.д.).

Вербальную креативность можно также рассматривать и как один из видов общей креативности личности, который формируется у детей с самого рождения, когда происходит становление основных речевых форм (фонетических, морфологических, лексических, синтаксических], и активно продолжает развиваться в школьные годы. Для выявления динамики развития вербальной креатив-

ности у учащихся мы провели исследование в ряде общеобразовательных школ и гимназий Оренбургской области, в нем приняли участие свыше 570 школьников начальных, средних и старших классов. Опираясь на возрастные особенности школьников от 6 до 16 лет, мы подобрали для эксперимента несколько психологических методик, способствующих определению уровня развитости словесного творчества.

Для учащихся начальных классов были выбраны две методики:

1. Субтест «Слово» из батареи тестов Е. Е. Туник по изучению творческого мышления, состоящий из двух частей: задачей первой части является придумать как можно больше слов, начинающихся на слог «ПО», например: «полка», «полотно»; задача второй части заключается в том, чтобы придумать большое количество слов, заканчивающихся на слог «КА», например: «сумка», «ручка». Время выполнения заданий ограниченно - 4 минуты.

2. Методика «Назови картинку», переработанная, дополненная и адаптированная нами для учащихся 6-11 лет. Задачей данной методики является подборка детьми как можно большего количества названий предлагаемой картинки за 3 минуты.

Для учащихся 5-11 классов нами был выбран более сложный комплекс, состоящий из трех методик:

1. Субтест «Заключение», задачей которого является перечисление различных последствий гипотетической ситуации «Животные и птицы могут разговаривать на человеческом языке». Время выполнения задания 3 минуты.

2. Субтест «Выражение», основной задачей которого является придумать предложения, состоящие из четырех слов, где каждое слово начинается с каждой буквы аббревиатуры ВМСК, например: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». Время выполнения субтеста 5 минут.

3. Субтест «Словесные ассоциации», в котором необходимо привести как можно больше определений для общеупотребляемого слова: КНИГА, например: «красивая книга», «желтая книга». Время выполнения задания 3 минуты.

Результаты выполненных заданий оценивались в баллах по трем показателям:

- беглость - суммарное число приведенных ответов респондентов, 1 ответ - 1 балл.

Формула для вычисления: Б = п, где Б - беглость, п - общее число приведенных определений;

- оригинальность - число оригинальных ответов, данных 1-2 раза на выборку, 1 ответ

- 5 баллов. Формула вычисления: Ор = 5хк, где Ор - показатель оригинальности, к - число оригинальных ответов;

- гибкость - количество слов, используемых респондентом при ответе, причем каждое слово считается только один раз. 1 слово

- 0,1 балла. Г=0,1хт, где Г- показатель гибкости, т - число слов, используемых один раз.

После получения результатов все баллы по показателям суммировались, для того чтобы вывести общий суммарный показатель по каждой возрастной группе. В результате мы получили данные, отражающие динамику развития вербальной креативности учащихся. Полученные нами результаты мы отразили в таблице (с. 160].

Как мы видим из приведенных в таблице данных, наименьший показатель развития вербальной креативности приходится на 6 лет - 24,2 балла, что говорит о недостаточно развитых творческих речевых способностях, что связано в первую очередь с их маленьким словарным запасом. Однако именно в этот период у детей наблюдается ярко выраженная потребность в словотворчестве, которая проявляется в создании ими большого количества самостоятельных текстов в виде небольших сказок, рассказов, историй, стихотворных форм по типу считалок, дразнилок и т.д. По нашему мнению, с этого периода необходимо начинать систематическую работу по развитию вербальной креативности личности, которая будет заключаться в пополнении словарного запаса ребенка и выработке умений подбирать необходимые слова для выражения своей мысли.

Далее, с 6 до 8 лет происходит постепенное формирование вербальной креативности, и в 9 лет просматривается резкий скачок в ее развитии - 62,7 балла. Такому скачку способствует достаточно высокая степень познавательной активности детей данного возраста и изменения в психологических процессах личности. Во-первых, изменяется содержание мышления младших школьников - оно становится рефлексивным, ребенок теперь может выделять в предметах и явлениях существенные связи и отношения при оперировании не только реальными вещами, но и их образами.

Таблица

Динамика развития вербальной креативности у школьников 6-16 лет (показатели даны в баллах]

Возраст Младший школьный возраст Подростковый возраст

Методики 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Слово 19,5 21,2 25,1 41,3 40,7 47,4

Назови картинку 4,7 9,9 12,2 21,4 21 22,8

Заключение 15,4 13,5 15,3 16,7 14,7 13,2

Выражение 17,3 14,5 17,9 22,9 19,3 17,8

Словесные ассоциации 24,9 23,7 26,9 28,7 24,5 20,3

* ОСП 24,2 31,1 37,3 62,7 61,7 70,2 57,6 51,7 60,1 68,3 58,5 51,3

* общий суммарный показатель по всем методикам в возрастных группах

Во-вторых, к этому периоду дети приобретают возможность осмысленно запоминать материал, выделяя в нем содержательные отношения и смысловые элементы. В-третьих, восприятие 9-летнего ребенка существенно отличается от восприятия 7-8-летних детей: так, если на начальном этапе у младшего школьника преобладает анализирующее восприятие, то к 9 годам развивается восприятие синтезирующее, с помощью которого ребенок может устанавливать связи между элементами воспринимаемого.

Вслед за увеличением показателей вербальной креативности следует резкое снижение (с 62,7 до 61,7 баллов], связанное в первую очередь с переходным периодом в развитии личности ребенка и снижением мотивации к учебе и самому процессу обучения. В 11 лет, как мы видим из результатов, опять просматривается скачок в становлении вербальной креативности личности (с 61,7 до 70,2 баллов]. Однако следует особенное внимание уделить полученным результатам детей 11летнего возраста. На данный возраст, как мы видим из таблицы, приведены отличающиеся друг от друга данные по методикам, проводимым в начальной школе, и комплексу субтестов, применяемых в средних и старших классах. При этом суммарный показатель по методикам «Слово» и «Назови картинку» (70,2 балла] значительно выше, чем по другим трем методикам (57,6 баллов]. Такое различие в показателях одной возрастной группы объясняется тем, что данные были получены у разных двух групп 11-леток при различных

условиях: первую группу составляли младшие школьники, которые оканчивали начальную школу, а вторая группа состояла из детей

- младших подростков, начинающих свое обучение в средней школе. Следовательно, на формирование и проявление вербальной креативности большое влияние оказывали изменения социального окружения и социального статуса ребенка, а также психологические новообразования личности и сложности адаптации ученика к усложнившимся условиям обучения. В связи с этим и показатели вербальной креативности различны у детей, заканчивающих начальную школу, и у школьников, перешедших в среднее звено. Учитывая усложнившуюся жизненную ситуацию 5-классников, можно сказать, что вербальная креативность детей данного возраста находится на достаточно высоком уровне.

В 12 лет просматривается некоторое снижение формирования вербальной креативности до 51,7 баллов, что можно объяснить переходом детей на новый уровень общего развития личности - подростковый. Этот период представляет собой этап усиленного становления личности на основе дальнейшего развития процесса социализации, при котором ведущим видом становится общественно полезная деятельность. На фоне этого у подростков проявляется пристальное и критичное отношение к себе и своей внешности. Кроме этого в этом возрасте возникает и развивается особая форма общения - интимноличностная. Это объясняет появление именно в этом возрасте большого числа стихотворений, в

которых отражаются эмоции и чувства подростка и проявляются творческие словесные способности учащихся. Общение становится избирательным, что сказывается и на выборе социально значимых образцов для подражания, - это во многом определяет формирование вербальной и общей креативности.

С 13 и до 14 лет вербальная креативность начинает активно развиваться (13 лет - 60,1 балл, 14 лет - 68,3 балла], проявляясь в вербальных самостоятельных текстах, более сложных в композиционном, сюжетном и тематическом плане. В этом возрасте учащиеся создают рассказы, небольшие повести и стихотворения, как правило, отражающие первые сильные чувства и эмоции (любовь, разочарование, счастье и т.д.]. Именно в этот период, когда подросток чувствует себя непонятым, недооценённым, появляется особая форма воплощения вербальной креативности личности - это личный дневник, где школьник отражает все свои эмоции, сокровенные тайны и т.д., а также пытается провести анализ событий своей жизни. В подобных дневниках очень часто встречаются тексты стихотворной формы, «белые стихи», содержащие интимные личные переживания подростка. Все это указывает на потребность личности отразить свое внутреннее состояние посредством слова, что способствует совершенствованию вербальной креативности.

Начиная с 14 и вплоть до 16 лет динамика развития вербальной креативности постепенно снижается (14 лет - 68,3 балла, 15 лет -58,5 балла, 16 лет - 51,3 балла]. По нашему мнению, данное обстоятельство связано в первую очередь с психическими изменениями, которые претерпевает личность с переходом на следующий этап своего развития. Еще одной причиной снижения формирования данного вида креативности является установка самой школы - активное развитие теоретического мышления, направленного на формирование основных, базовых знаний и умений, необходимых при сдаче выпускных экзаменов в форме тестирования. В связи с этим развитие не только литературных, но и в целом творческих способностей учащихся отходит на второй план.

Таким образом, можно сделать вывод, что вербальная креативность в школьный период, начиная с 6 лет и заканчивая 16 годами, не имеет стабильной динамики своего развития, а формируется скачкообразно. Наибольший подъем в развитии просматривается в 9, 11 и 14 лет, а резкие спады - в 12, 15 и 16 лет. В связи с этим, целесообразно проводить активную работу по формированию данного вида креативности в начальных младших и средних классах, когда у учащихся просматривается острая необходимость и потребность в словотворчестве.

Литература

1. Гридина Т. А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи // Лингвистика креатива : коллективная монография / отв. ред. Т. А. Гридина. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2009. - С. 5-59.

2. Клементьева М. В. Предпосылки развития вербальной креативности в дошкольном возрасте на материале сочинения сказочных текстов : дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004.

3. Леман Г. Возраст и творчество. - М.: Наука, 1953.

4. Рудкевич Л. А. Возрастная динамика творческой продуктивности. - М.: Наука, 1994.

5. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология.

- М.: Просвещение, 1999.

6. Шубин А. В., Серпионова Е. И. Асимметрия мозга и особенности вербальной креативности // Вопросы психологии. - 2007. -№ 4. - С. 89-98.

7. Шульга О. К. Вербальная креативность как составляющая языковых и речевых способностей // Традиции и инновации в исследовании и преподавании языков : материалы Республиканского науч.-практич. сем. с междунар. участием «Инновационные технологии в современной парадигме языкового образования» (Минск, Белорус. гос. ун-т, 26-27 октября 2012 г.] / отв. ред. О. И. Уланович. - Минск : Изд. центр БГУ, 2013. - С. 13-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.