Научная статья на тему 'Особенности развития туриндустрии в регионах РФ в условиях нестабильности'

Особенности развития туриндустрии в регионах РФ в условиях нестабильности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
346
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ТУРИЗМ / ТУРИНДУСТРИЯ / СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ТУРИСТЫ / ТУРИНДУСТРИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ / ДОХОДЫ РЕГИОНА / REGION / TOURISM / TOURISM INDUSTRY / REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGY / THE TOURISTS / THE TOURISM INDUSTRY OF THE VORONEZH REGION / THE REGION''S INCOME

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ватыляк К. В.

В статье ставится проблема развития отраслей в регионах России в условиях трансформационного общества. Доказывается возможности развития туриндустрии Воронежской области, а так же предпринимаемые меры государством по развитию данной сферы в регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article raises the problem of the development of industries in the regions of Russia in terms of the transformation of society. It proved the possibility of the development of the tourism industry of the Voronezh region, as well as measures taken by the state for the development of this sector in the Russian regions.

Текст научной работы на тему «Особенности развития туриндустрии в регионах РФ в условиях нестабильности»

НАУКА МОЛОДЫХ Ватыляк К.В.

Научный руководитель: к.геог.н., доцент Кузьменко Н.И.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИНДУСТРИИ В РЕГИОНАХ РФ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Воронежский государственный педагогический университет

Ключевые слова: регион, туризм, туриндустрия, стратегии регионального развития, туристы, туриндустрия Воронежской области, доходы региона.

Аннотация: В статье ставится проблема развития отраслей в регионах России в условиях трансформационного общества. Доказывается возможности развития туриндустрии Воронежской области, а так же предпринимаемые меры государством по развитию данной сферы в регионах России.

Key words: region, tourism, tourism industry, regional development strategy, the tourists, the tourism industry of the Voronezh region, the region's income.

Abstract: The article raises the problem of the development of industries in the regions of Russia in terms of the transformation of society. It proved the possibility of the development of the tourism industry of the Voronezh region, as well as measures taken by the state for the development of this sector in the Russian regions.

Во многих дискурсах постоянно возникает проблема - какие возможности открывает перед регионом туристическая отрасль и как обеспечить развитие туриндустрии в условиях регионов России? Действительно в настоящий момент в условиях нестабильного социально-экономического отношения каким образом регионы России могут использовать возможности своих отраслей для успешного функционирования несмотря на негативное состояние экономики. Одной из уникальной отраслью, возможности которой целесообразно использовать является туриндустрия.

Рассмотрим особенности развития туристической отрасли применительно к субъектам РФ на примере Воронежской области.

Воронежская область образована 13 июня 1934 года. Входит в состав Центрального федерального округа. Она имеет необходимый потенциал для развития внутреннего и въездного туризма и среди

субъектов Российской Федерации в данном сегменте занимает 46 позицию. По уровню посещаемости туристами с целями культурного и познавательного обогащения оценке Воронежская область по оценкам Минспорттуризма России входит в 10 ведущих регионов Центрального Федерального округа и Северо-западного Федерального округа.

Регион имеет ряд основополагающих конкурентных преимуществ в сфере развития региональной туриндустрии. Это выгодное геоэкономическое положение: находится между Центральным районом и южными регионами, между Поволжьем и западными областями страны, а также наличие развитой сети транспортных магистралей (М-4, М-6, Е-38, Р-194).

Воронежская область обладает удивительным природным потенциалом: разнообразием природных ландшафтов, заповедников и памятников природы, очень богатым историческим и культурным наследием. К объектам, наиболее посещаемым как жителями России, так и иностранными туристами относятся: музей-заповедник «Дивногорье», музей-заповедник «Костёнки», музей-усадьба Веневитинова, Замок принцессы Ольденбургской, Хреновской конезавод, музеи и памятные места г. Воронежа.

Статистические данные по количеству посещений некоторых историко-культурных объектов (с учетом сезонного режима работы) -музеи-заповедники «Дивногорье» (60000) посетителей в сезон - май-ноябрь), «Костенки» (5000), Замок Ольденбургских (2000), Павловский районный краеведческий музей (3500) подтверждают высокий интерес туристов к области.

Регион регулярно осуществляет на своей территории событийные мероприятия областного и всероссийского значения: разнообразные выставки, фестивали, научно-практические конференции.

Туристическая индустрия области достаточно развита и имеет ресурсы для активного развития практически всех видов отдыха. Для размещения туристов в области имеется 140 объектов, включая 101 гостиницу, 7 исторических городов, 2,7 тыс. памятников истории и культуры, 20 музеев и 3 заповедника. Имеется необходимый кадровый персонал - более 4 тыс. человек занято в туризме и смежных отраслях. Развита и система информирования туристов, для обслуживания которых на территории региона действует 7 туроператоров и 150 туристических агентств.

Для создания в регионе устойчивой и конкурентоспособной региональной туристической индустрии департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области в 2010 году разработана и утверждена «Концепция развития

внутреннего и въездного туризма Воронежской области до 2016 года», а также ведомственная целевая программа «Развитие туризма и рекреации в Воронежской области на 2012-2013 годы».

Необходимость создания условий для удовлетворения потребностей населения Воронежской области в туристической сфере, а также защиты интересов граждан и юридических лиц при осуществлении деятельности в сфере туризма определены Законом Воронежской области от 6 октября 2011 года N 124-ОЗ «О развитии туризма в Воронежской области» [1]. Концепция призвана способствовать:

- формированию нормативно-правовой базы развития туризма в Воронежской области, в том числе по обеспечению безопасности при проведении туристских путешествий и мероприятий;

- содействию развития различных видов туризма в зависимости от целей путешествия;

- сохранению природного и историко -культурного наследия региона и развитию музейно-выставочного дела и народных промыслов;

- привлечению средств частных отечественных и зарубежных инвесторов, используемых для реализации целевых инвестиционных проектов;

- средств федерального бюджета, привлекаемых в рамках реализации на территории Воронежской области федеральных целевых программ;

- средств областного бюджета в рамках областных целевых программ.

Ожидаемые результаты реализации Концепции до 2016 года. В результате реализации долгосрочной областной целевой программы «Развития туризма и рекреации в Воронежской области в 2012 - 2016 годах» предполагается:

- увеличение объема внутреннего туристического потока на территории Воронежской области до 400,0 тыс. человек в год или 153% к уровню 2010 года;

- рост объема туристических услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 1,9 раза к уровню 2010 года;

- рост объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности «гостиницы и рестораны», «деятельность санаторно-курортных учреждений» - в 2,5 раза к уровню 2010 года.

Объем предоставляемых платных услуг населению по видам экономической деятельности «гостиницы и рестораны»,

«деятельность санаторно-курортных учреждений», «услуги гостиниц и аналогичных средств размещения», по оценке, увеличится к 2016 году до 2,0 млрд. рублей, налоговые поступления во все уровни бюджетной системы Российской Федерации - до 300,0 млн. рублей [2].

Цели развития туристической отрасли Воронежской области состоят в следующем:

- обеспечение организационно-правового регулирования отрасли и создание экономических условий для развития приоритетных направлений туризма

- повышение привлекательности региона для туристов за счет всестороннего развития опорных туристических зон в области

- создание современного рынка туристских услуг, отвечающего мировым стандартам

- развитие системы доступа к информации о туристических услугах региона

- представление Воронежской области, как региона благоприятного для развития туристической индустрии

- качественная подготовка специалистов в туристической отрасли

Для реализации этих целей были проведены маркетинговые

исследования потенциала области для развития туристической индустрии, разработаны проектные работы по моделированию туристическо-рекреационного кластера «Центральный». Предпринят целый ряд мероприятий в рамках ведомственной целевой программы «Развитие туризма и рекреации в Воронежской области на 2012-2013 гг., направленных на обустройство мест массового отдыха населения на водных объектах. Благоустроен 41 пляж в 25 муниципальных образованиях области.

Местные власти также оказывают поддержку развитию туристической индустрии, так департаментом Воронежской обл. осуществляется организационное сопровождение инвестиционных проектов по строительству гостиниц: ООО «Финансовая компания «Основа-Инвест» (строительство гостиницы 3* Hampton by Hilton), ООО «Стройсервис» (Арт-отель, строительство гостиницы 5*), ОАО «ЦУМ-Воронеж» (строительство гостиницы 4* Mariott-hotel). Для улучшения транспортной системы реализовано строительство многофункциональных зон дорожного сервиса. На участке М-4 «Дон» в Воронежской области открыта многофункциональная зона сервиса (МФЗ) [3]. Государственная компания «Автодор» совместно с ОАО «Лукойл» ввели в эксплуатацию новую многофункциональную зону дорожного сервиса (МФЗ) на платном участке автомобильной дороги

М-4 «Дон» в обход г. Воронежа. Новая МФЗ расположена на 498-м километре по направлению в Москву. Для расширения осведомленности туристов о Воронежской области как регионе, благоприятном для развития туризма, создан информационный интернет-портал Воронежской области (www.tourist36.ru).

Развернута деятельность по изданию информационно-рекламных материалов о достопримечательностях региона; в печатных федеральных и региональных СМИ опубликованы 5 статей о туристском потенциале области; важное значение имеет выпуск рекламно- информационных фильмов, раскрывающих потенциал Воронежской области «Воронеж: мозаика туризма», «Туристские маршруты земли Воронежской». Организованы рекламно-информационные туры для представителей туриндустрии и СМИ по основным маршрутам Воронежской области, а также автоэкспедиция журналистов редакции журнала «Путешествие по России» по основным туристическим маршрутам Воронежской области.

Также потенциал области был представлен на известных международных выставках Интурмаркет-2011, 2012. Представителям туристического бизнеса внутри региона на бесплатной основе были предоставлены выставочные площади [4].

Совместно с ТПП Воронежской области в 2011 и 2012 гг. проведены региональные выставки «Отдых. Туризм. Охота. Рыбалка» (г. Воронеж) с привлечением представителей туристического бизнеса не только Воронежской, но и соседних областей.

Количество туристов, посетивших в 2012 году Воронежскую область по официальным данным составил 378 тысяч человек, что превысило показатель 2011 года на 36%. Доходы от предоставления туристам услуг коллективными средствами размещения (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), млн. рублей, в 2012 году составили 1924,4 млн. рублей, что превысило показатель 2011 года на 10%. Налоговые поступления в консолидированный бюджет от деятельности гостиниц в 2012 году составили- 112,177 млн. рублей, что превысило показатель 2011 года на 55% [5].

Эти данные позволяют говорить о том, что область имеет возможности для качественного оказания туристических услуг, обладает необходимой инфраструктурой, показатели роста доходов быстрыми темпами увеличиваются, в структуре налоговых поступлений также поступления от туризма имеют весомое значение, т.е. экономический эффект от туристической отрасли имеет место, но для того, чтобы были возможности принимать большее количество туристов и развивать данную индустрию области необходимо

принимать во внимание ряд факторов, ограничивающих расширение туристической отрасли в Воронежской области.

К таким факторам относят, прежде всего, отсутствие финансового обеспечения крупных инвестиционных проектов в сфере развития внутреннего и въездного туризма, связанное с неготовностью потенциальных инвесторов вкладывать средства в эти разработки [6]. Недоверие связано с недостаточной осведомленностью об инвестиционной привлекательности сферы туризма, слабо развитой туристической инфраструктурой региона, состоянием культурных объектов, требующих реставрации.

Для решения данных проблем, мы считаем необходимо, в первую очередь, обеспечить доступ всех заинтересованных лиц к необходимой информации о состоянии туристической индустрии, о возможностях осуществления поездок, о транспорте, способе размещения, стоимости обслуживания, в том числе и к нормативной документации, характеризующей уровень и темпы развития туриндустрии в Воронежской области. Необходимо создание туристическо-информационного центра, консолидирующего всю актуальную информацию о туризме региона и предоставляющего свободный доступ к ней туристам, гражданам и иным заинтересованным лицам.

Доступность информации - немаловажный фактор в решении проблем развития туриндустрии области, но также необходимо развивать рекламную деятельности отрасли, публиковать туристические маршруты и актуальные статьи по возможностям отдыха и культурного развития населения в СМИ. Следует уделить внимание и нормативно-правовому обеспечению туристической сферы, регулированию прав и обязанностей туристов и организаций, занимающихся предоставлением услуг по туристическому обслуживанию граждан, стандартизации требований к оказанию подобного рода услуг для обеспечения качественного обслуживания. Немало важным является и реализация инвестиционных проектов в сфере развития внутреннего и въездного туризма на территории Воронежской области, реализовать которые возможно за счет поиска инвесторов.

Таким образом, комплексный подход к развитию туристической индустрии Воронежской области может обеспечить стабильный экономический рост в регионе, повышение его привлекательности как для российских, так и иностранных туристов, и как следствие, выхода на международный уровень развития сферы услуг, повышение конкурентоспособности региона на межрегиональном, государственном и международном уровне, достижения притока

капиталовложений и за счет их повышение финансового благополучия региона и страны в целом.

Список литературы

1. Закон Воронежской области от 6.10.2011г. №124-ОЗ «О развитии туризма в Воронежской области» (с изм. на 18.12.2015г).

2. Региональное законодательство: Воронежская область [режим доступа: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1954878.]

3. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Особенности формирования и перспективы развития трудовых ресурсов региона // Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Киров, 2015. - С. 30-32.

4. Кузьменко Н.И. Государственная информационная политика как показатель реализации информационной структуры инновационного ландшафта региона и ее роль в обеспечении конкурентоспособности образования// Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты материалы III международной научно-практической конференции. - Воронеж, 2015. - С. 134-139.

5. Постановление Правительства Воронежской обл. от 18 дек. 2013 №1119 «Об утверждении гос. программы Воронежской области «Развитие культуры и туризма» (с изменениями на: 17.12.2015).

6. Умаров С.Т., Дадабаев Н.А. Современное состояние и перспективы развития туристического бизнеса Кыргызстана // Синергия. 2015. № 1. С. 35-40.

Погорелова А.В.

Научный руководитель: к.филол.н., доцент Мегирьянц Т.А.

НОРМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: речевая культура, речь, клише и штампов, юристы.

Аннотация: В статье рассматривается важность правильной и богатой речи профессиональных деятелей в области юриспруденции. Насколько точно и уместно должна быть построена речь юриста для убедительного выступления.

Keywords: speech culture, speech, clichés and stamps, lawyers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.