Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ В ПРОСТРАНСТВЕ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ В ПРОСТРАНСТВЕ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТРАНСПОРТНЫЕ МАГИСТРАЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухинин С.А., Никулина О.В., Висханов М.Р., Еприкян С.О., Ивженко М.Г.

В статье рассматриваются особенности международных транспортных коридоров, проходящих по территории стран Евразийского экономического союза, анализируется потенциал и проблемы их развития, выявляются их перспективы в реализации крупных транспортно-логических проектов. Не смотря на большое внимание ученых разных стран к исследуемой проблематике, вопросы особенностей функционирования международных транспортных коридоров и их интеграции в мировую транспортную систему требуют дальнейшего изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сухинин С.А., Никулина О.В., Висханов М.Р., Еприкян С.О., Ивженко М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF TRANSPORT CORRIDORS IN THE SPACE OF THE COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article discusses the features of international transport corridors passing through the territory of the countries of the Eurasian Economic Union, analyzes the potential and problems of their development, identifies their prospects for the implementation of large transport and logistics projects. Despite the great attention of scientists from different countries to the issues under study, the issues of the functioning of international transport corridors and their integration into the global transport system require further study.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ В ПРОСТРАНСТВЕ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

Особенности развития транспортных коридоров в пространстве стран Евразийского экономического союза

С.А. Сухинин, О.В. Никулина, М.Р. Висханов, С.О. Еприкян, М.Г. Ивженко, О.А. Кацаран, К.О. Шарафан Донской государственный технический университет

Аннотация: В статье рассматриваются особенности международных транспортных коридоров, проходящих по территории стран Евразийского экономического союза, анализируется потенциал и проблемы их развития, выявляются их перспективы в реализации крупных транспортно-логических проектов. Несмотря на большое внимание ученых разных стран к исследуемой проблематике, вопросы особенностей функционирования международных транспортных коридоров и их интеграции в мировую транспортную систему требуют дальнейшего изучения.

Ключевые слова: логистика, логистические направления, транспортные коридоры, Евразийский экономический союз, транспортные магистрали.

Международные транспортные коридоры обеспечивают координацию транспортных систем для осуществления оперативных, безопасных, крупномасштабных и экономически эффективных поставок товаров из одной страны в другую на регулярной долговременной основе [1].

В условиях глобализации экономических связей между странами и увеличения темпов роста национальных экономик все больше возрастает потребность в создании интеграционной транспортной инфраструктуры для экспорта произведенных товаров. Функцию по пространственному перемещению произведенных товаров между национальными экономиками берет на себя транспорт.

Развитие транспорта способствует выстраиванию наиболее оптимальных по структуре и направлению перевозок, эффективных по экономической результативности форм пространственного перемещения товаров в виде международных транспортных коридоров.

Исследования международных транспортных коридоров осуществлялись в работах многих ученых. Эти исследования носили как

теоретический, так и прикладной региональный характер. Из теоретических исследований международных транспортных коридоров следует выделить их различные трактовки и определение их структуры с упором на объекты транспортной инфраструктуры, обслуживающие перевозки [2- 4]. Так, имеют место такие понятия, как «коридоры развития», «экономические коридоры», «мультимодальные транспортные коридоры», «транзитные коридоры», «торговые коридоры», «логистические коридоры», «основные коридоры и вспомогательные сети».

В данной статье международные транспортные коридоры рассматриваются как интеграционные транспортные проекты государств в сфере международных торговых сообщений на основе имеющихся объектов транспортно-логистической инфраструктуры. Они призваны сыграть существенную роль в обеспечении оперативных и устойчивых внешнеторговых связей между странами на основе объединения их транспортных систем в единые потоки по суше и морю.

Прикладные исследования международных транспортных коридоров носят более разносторонний характер. Они связаны с определением наиболее оптимальных стратегий их развития на основе методов моделирования взаимосвязей потоков трафика и объектов мультимодальной транспортной сети, проведением экспертных оценок отдельных проектов и стратегий развития транспортной инфраструктуры на основе достижений логистики [5, 6]. Причем главной целью таких стратегий и проектов является увеличение пропускной способности коридорных линий в перевозке грузов после их модернизации.

С пространственной точки зрения, коридоры являются звеньями международной транспортной сети и относятся к географическому соединению, связывающему два или более узла (часто экономических) транспортной инфраструктурой и потоками различных видов транспорта.

Эти узлы во многих случаях являются экономическими центрами, например, городами, портами, промышленными центрами и грузовыми поселками, где обрабатываются или хранятся грузовые товары.

Анализ роли международных транспортных коридоров в развитии национальных экономик и интеграционных объединений в последние годы активизировалось в связи с разработкой и началом использования нового транспортно-логистического мегапроекта «One Belt, One Road», инициированного Китаем для обеспечения устойчивых и эффективных перевозок грузов из Восточной Азии и стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии в Европу. Преимущественно данный мегапроект рассматривается как интеграция сухопутных международных транспортных коридоров (так называемого «Silk Road Economic Belt») и маршрутов морских перевозок (получивших название «The 21st Century Maritime Silk Road») из стран Азии в Европу. Учитывая важность данных международных транспортных инициатив в последние годы, появились не только экономические, но и экологические аспекты использования транспортных маршрутов, в том числе, и поиск альтернативных путей перевозки грузов [7].

Интеграционным объединением на постсоветском пространстве, которое может взять на себя важные функции в обеспечении транзита между заинтересованными сторонами в лице стран Европы и Азии, является Евразийский экономический союз (далее ЕАЭС). Поэтому, от эффективности функционирования международных транспортных коридоров в пределах ЕАЭС зависит степень реализации транзитных связей между странами Европы на западе и Китаем на востоке. В связи с этим, анализ особенностей расположения и функционирования международных транспортных коридоров в странах ЕАЭС позволяет определить возможности их дальнейшего развития в направлении активизации грузовых перевозок, а идентификация и анализ проблем международных транспортных коридоров в

ЕАЭС позволит установить ограничения их развития и снизить соответствующие риски, препятствующие реализации транспортно-транзитного потенциала ЕАЭС в международных перевозках [8].

Договором о ЕАЭС предусматривается осуществление в рамках данного интеграционного объединения скоординированной транспортной политики, нацеленной на усиление внешнеэкономических связей между государствами-участниками и формирование единого транспортного пространства [9]. ЕАЭС имеет значительный транзитный потенциал благодаря своему географическому и геоэкономическому положению. Транспортные системы стран ЕАЭС обеспечивают трансконтинентальные связи между Азией и Европой наиболее коротким путем. Таким образом, развитие перевозок в системе международных транспортных коридоров в пространстве стран Евразийского экономического союза стимулирует рост транзитных перевозок и способствует развитию экономики стран ЕАЭС.

Опираясь на данные официальной статистики, был исследован потенциал и степень участия транспортной сети стран ЕАЭС в международных транспортных коридорах (таблица №1) [10, 11]. Полученные результаты позволяют констатировать значительный транспортный потенциал стран ЕАЭС при ведущей роли в развитии грузовых перевозок Российской Федерации. Анализ протяженности транспортных магистралей, структура перевезенных грузов и грузооборота подтверждает значительные возможности стран ЕАЭС в осуществлении перевозок в различных направлениях. Однако степень участия государств ЕАЭС в осуществлении грузоперевозок различна: подавляющая часть грузов (64%) перевозится по территории РФ, более 32% объема перевозки приходится на Казахстан, а на три оставшиеся страны ЕАЭС в совокупности приходится всего лишь 3,5% грузов.

Таблица № 1

Показатели развития транспорта стран ЕАЭС

Страна Длина железных дорог, тыс км Длина автомобильных дорог, тыс км Объем перевезенных грузов, миллионов тонн Грузооборот, миллиардов тонно-километров

Армения 0,8 7,5 14,8 4,7

Беларусь 5,5 103,0 398,7 123,2

Казахстан 16,6 95,8 3944,8 588,7

Кыргызстан 0,4 0,4 24,6 2,4

Российская Федерация 87,0 1553,7 7959,7 5401,1

ЕАЭС - всего 110,3 1760,4 12342,6 6115,5

Анализ международных транспортных коридоров в пространстве ЕАЭС позволил выявить ряд особенностей:

1. Страны ЕАЭС, обладая выгодным географическим положением и находясь в непосредственной близости от двух ведущих полюсов роста мировой экономики - Западной Европы и Китая, успешно интегрируются в маршруты действующих международных транспортных коридоров.

2. Международные транспортные коридоры в ЕАЭС отличаются мультимодальностью, и в странах ЕАЭС в их структуре преобладают железнодорожные и автомобильные перевозки. В странах-участниках ЕАЭС имеется достаточно высокий потенциал транспортных магистралей для осуществления интермодальных перевозок грузов по различным направлениям. Ключевым субъектом в международных транспортных перевозках среди стран ЕАЭС выступает Россия - на ее долю приходится 82% суммарного грузооборота стран ЕАЭС.

3. Наиболее активно в функционирование международных транспортных коридоров вовлечены Россия, Белоруссия и Казахстан. Именно эти страны осуществляют набольший объем транзитных перевозок в пространстве ЕАЭС.

Транспортные системы ЕАЭС позволяют обеспечивать кратчайшие трансконтинентальные связи между Европой и Азией, а их интеграция способствует развитию стран Евразийского континента. Однако существует комплекс проблем включения транспортных сетей стран ЕАЭС в международные транспортные коридоры. В первую очередь, к таким проблемам относят разный уровень развития транспортной инфраструктуры стран-участниц ЕАЭС, недостаток финансирования ее модернизации, проблемы унификации и ценовой политики в определении тарифов на осуществление транзита грузов. Разрешение данных проблем позволит снизить затраты на логистику и расширить возможности государств ЕАЭС для международного транспортного сотрудничества.

Литература

1. Сухинин С.А., Аль-Фатла А.Н.М., Петров К.С., Новоселова И.В., Безмолитвенная А.Р. Ключевые логистические направления в транспортных перевозках строительных материалов в Российской Федерации // Инженерный вестник Дона, 2022, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2022/7541.

2. Sakalys R., Batarliene N. Research on intermodal terminal interaction in international transport corridors // Procedia Engineering, 2017, № 187. pp. 281288.

3. Romanova A., Vygnanov A., Vygnanova M., Sokolova E., Eiduks J. Problems of the formation of a single transport space on sections of international transport corridors // Procedia Computer Science, 2019, № 149. pp. 537-541.

4. Нестерова Н.С., Анисимов В.А. Сбалансированная система показателей для оценки стратегий развития мультимодальной транспортной сети // Известия Петербургского университета путей сообщения, 2016, № 2 (47). С. 197-205.

5. Зырянов В.В., Криволапова О.Ю. Моделирование и анализ спроса на объекты совершенствования транспортной сети // Инженерный вестник Дона, 2012, №4-1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1082.

6. Gasparik J., Cechovic L., Blaho P., Peceny L. Capacity of corridor lines after modernization // Transportation Research Procedia, 2021, № 53. pp. 159-166.

7. Мухин С.Г., Скудина А.А., Зубарева Е.Г. Модернизация транспортно-логистического процесса грузовых перевозок в региональных компаниях // Инженерный вестник Дона, 2017, № 4. URL: ivdon. ru/ru/magazine/archive/n4y2017/4424.

8. Никулина О.В., Новоселова И.В., Котоменкова В.Ю., Середина В.В. Управление рисками для эффективной реализации инвестиционно -строительных проектов // Актуальные проблемы социально-экономического развития России, 2020, № 2. С. 39-42.

9. Golam M., Monowar M. Eurasian Economic Union: Evolution, challenges and possible future directions // Journal of Eurasian Studies, 2018, № 9, pp. 163-172.

10. Официальная информация // Евразийский экономический союз. URL: eaeunion.org/#info.

11. Евразийский экономический союз // Росстат. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. URL: rosstat.gov.ru/folder/12880.

References

1. Sukhinin S.A., Al'-Fatla A.N.M., Petrov K.S., Novoselova I.V., Bezmolitvennaya A.R. Inzhenernyj vestnik Dona, 2022, № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2022/7541.

2. Sakalys R., Batarliene N. Procedia Engineering, 2017, № 187. pp. 281288.

М Инженерный вестник Дона, №4 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2022/7611

3. Romanova A., Vygnanov A., Vygnanova M., Sokolova E., Eiduks J. Procedia Computer Science, 2019, № 149. pp. 537-541.

4. Nesterova N.S., Anisimov V.A. Izvestiya Peterburgskogo universiteta putey soobshcheniya, 2016, № 2 (47). pp. 197-205.

5. Zyryanov V.V., Krivolapova O.Yu. Inzhenernyj vestnik Dona, 2012, № 4-1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1082.

6. Gasparik J., Cechovic L., Blaho P., Peceny L. Transportation Research Procedia, 2021, № 53. pp. 159-166.

7. Mukhin S.G., Skudina A.A., Zubareva E.G. Inzhenernyj vestnik Dona, 2017, № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/4424.

8. Nikulina O.V., Novoselova I.V., Kotomenkova V.Yu., Seredina V.V. Aktual'nyye problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii, 2020, № 2. pp. 39-42.

9. Golam M., Monowar M. Journal of Eurasian Studies, 2018, № 9, pp. 163172.

10. Yevraziyskiy ekonomicheskiy soyuz. URL: eaeunion.org/#info.

11. Rosstat. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki Rossiyskoy Federatsii. URL: rosstat.gov.ru/folder/12880.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.