Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (80–90-е годы XX века)'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (80–90-е годы XX века) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / содержание дошкольного образования / умственное и физическое воспитание / реформирование / социально-экономические условия / preschool education / content of preschool education / intellectual and physical training / reforming / social and economic conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. В. Зайцева, А. М. Киптик

В статье рассматриваются особенности развития теории и практики умственного и физического воспитания детей в дошкольных учреждениях (80–90-е годы XX века). Отмечено, что социально-экономические условия исследуемого периода в значительной степени повлияли на последующее развитие системы дошкольного воспитания в целом, и в частности на умственное и физическое воспитание детей в дошкольных учреждениях. Исходя из принципа историзма, изучаемые явления рассматривались на фоне общих исторических условий, сложившихся в теории и практике воспитания детей до школы в указанный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES of DEVELOPMENT OF THE THEORY AND PRACTICE OF INTELLECTUAL AND PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN IN PRESCHOOL INSTITUTIONS (80–90-е years of the 20th century)

In article features of development of the theory and practice of intellectual and physical training of children in preschool institutions are considered (80–90-е years of the 20th century). It is noted that social and economic conditions of the researched period, substantially influenced the subsequent development of system of preschool education in general, and in particular on intellectual and physical children of education in preschool institutions. Proceeding from the principle of historicism, the studied phenomena were considered against the background of the general historical terms which developed in the theory and practice of education of children to school during the specified period.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (80–90-е годы XX века)»

УДК 372.03

Н. В. Зайцева1, А. М. Киптик2

1 Доктор педагогических наук, доцент, МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Беларусь

2Аспирант кафедры педагогики и методик дошкольного и начального образования, МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Беларусь

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

(80-90-е годы XX века)

В статье рассматриваются особенности развития теории и практики умственного и физического воспитания детей в дошкольных учреждениях (80-90-е годы XX века). Отмечено, что социально-экономические условия исследуемого периода в значительной степени повлияли на последующее развитие системы дошкольного воспитания в целом, и в частности на умственное и физическое воспитание детей в дошкольных учреждениях. Исходя из принципа историзма, изучаемые явления рассматривались на фоне общих исторических условий, сложившихся в теории и практике воспитания детей до школы в указанный период.

Ключевые слова: дошкольное образование, содержание дошкольного образования, умственное и физическое воспитание, реформирование, социально-экономические условия.

Введение

Обращение к истории развития теории и практики умственного и физического воспитания детей в дошкольных учреждениях показало, что представленная проблема опирается не только на эмпирические данные и охватывает широкий круг литературных источников (философии, этнографии, истории, социологии, физиологии, психологии, педагогики), но имеет и свою специфику, основные этапы и особенности исторического развития. И для каждой эпохи характерны свое содержание, методы, пути организации умственного и физического воспитания детей до школы.

В свете сказанного необходимо обратить внимание на следующее принципиального характера суждение замечательного русского историка и писателя Н.М. Карамзина, который подчеркивал, что «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. Правители, Законодатели действуют по указаниям Истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие» [1, 31].

Такой подход в историографии к систематизации накопленного педагогического опыта и его теоретического осмысления позволяет выявить особенности содержания общественного дошкольного воспитания, установить факторы, обусловливавшие интенсивность и направленность развития теории и практики умственного и физического воспитания детей в дошкольных учреждениях исследуемого периода.

Историография рассматриваемой проблемы включает анализ трудов Е.Г. Андреевой, Е.И. Волковой, С.Ф. Егорова, В.И. Ерхова, А.В. Запорожца, А.В. Кенеман, М.М. Конторович, М.Н. Колмаковой, Л.Н. Литвина, В.И. Логиновой, Н.Я. Михайленко, Т.И. Осокиной, Н.Н.Поддьякова, А.П. Усовой, Д.Б. Хухлаевой, М.Ф. Шабаевой и других ученых, опираясь на выводы которых, целью данной работы мы ставим - раскрыть особенности развития теории и практики умственного и физического воспитания в дошкольных учреждениях (80-90-е годы XX века.), уточнить взаимовлияние педагогических идей прошлого в очерченный в исследовании период в плане применения их на современном этапе функционирования учреждения дошкольного образования.

© Зайцева Н. В., Киптик А. М., 2016

98

ВЕСН1К МДПУ iмя I. П. ШАМЯК1НА №2(48) 2016

Результаты исследования и их обсуждение

Социально - культурные изменения периода 80-90-х гг. XX века занимают особое место в истории развития и становления отечественного дошкольного образования. Именно в эти годы был совершен поворот более чем на десятилетие, определивший направления развития теории и практики умственного и физического воспитания детей до школы. Это был своеобразный период переосмысления сложных и противоречивых процессов в дошкольном образовании (и, в том числе, в содержании, формах, методах умственного и физического воспитания). Содержание умственного и физического воспитания в рассматриваемый период формировалось «крайне осторожно», на опыте и достижениях практики педагогической мысли прошлого и научных исследований, проводившихся в эти годы; а также с учетом ряда критических позиций, непосредственно относящихся к сфере дошкольного образования (политизированность работы дошкольных учреждений, отсутствие вариативных программ, ориентация на унифицированный стандарт содержания деятельности учреждений дошкольного образования, недостаточное обеспечение педагогического процесса научно-методической, дидактической литературой, отсутствие возможности широкого применения результатов научных исследований в практике работы детских садов). Объективная необходимость разрешения данного противоречия требовала переосмысления, прежде всего целевых основ дошкольного образования с учетом сложившейся сощально-экономической ситуации в исследуемый период [2].

Будет уместно выделить, что обозначенная проблема на протяжении истории развития дошкольного воспитания не решалась системно. В зависимости от конкретно-исторической ситуации организация умственного и физического воспитания в дошкольных учреждениях осуществлялась согласно адекватному содержанию программно-методических документов. Отметим, что программно-методические документы, изданные в этот период, во многом регламентировали содержание умственного и физического воспитания в дошкольных учреждениях. При этом основное внимание в них уделялось общим проблемам дошкольного воспитания, которые необходимо было решать в ракурсе многоаспектных задач (умственного, физического, нравственного, трудового, эстетического воспитания дошкольников). Цель, поставленная в программно-методических документах, ориентировала педагогов на унифицированный стандарт в воспитании и обучении дошкольников и, в основном, определяла сущность подготовки ребенка к школе. Поэтому без достаточно обоснованного определения целевой направленности умственного и физического воспитания фактически невозможно было создать адекватную им систему задач, что и наблюдалось в программных документах исследуемого периода.

Дошкольное воспитание в эти годы становится объектом пристального внимания со стороны государства. Анализ социокультурных предпосылок, обусловивших необходимость пересмотра парадигмы базовой модели дошкольного воспитания, показал, что в исследуемый период актуальным оставался вопрос разработки такого содержания умственного и физического воспитания, а также их форм и методов, которые бы максимально ориентировали педагога на личность ребенка, на раскрытие его интересов, через организацию разных видов детской деятельности.

Однако конкретно-исторические условия, сложившиеся в указанный период времени, высветили проблемы, связанные с разработкой содержания данных видов воспитания в детских садах. Ими явились: детский сад, который требовал создания гибкого режима, укрепления материально-технической базы, подготовки квалифицированных кадров; ограниченность связи между психологической наукой и педагогической практикой; отсутствие механизма внедрения результатов исследования в педагогический процесс; недостаточное методическое обеспечение педагогического процесса; расплывчатость цели дошкольного воспитания.

В свете приведенных положений вполне правомерно отметить, что рассматриваемый исторический период достаточно сложен с точки социально-экономических, культурных позиций, поскольку сложившаяся ситуация в организации образовательной работы в детском саду была довольно противоречива. Это связано с тем, что в зависимости от конкретной исторической ситуации теория и практика умственного и физического воспитания в дошкольных учреждениях осуществлялась с различной степенью противопоставления педагогической теории практике. Это противостояние было обусловлено: жесткой регламентацией режимных моментов детского сада; авторитарным стилем руководства; превалированием фронтального обучения (по типу школьного урока), где самостоятельность и активность детей подавлялась; чрезмерной централизацией управления системой дошкольного воспитания; высокой наполняемостью групп, недостаточной разработанностью образовательных технологий, ориентированных на индивидуальный подход к ребенку.

Перечисленные аспекты сдерживали творческую инициативу воспитателей и не позволяли обеспечить полноценное физическое и психическое развитие ребенка, исходя из его

индивидуальных, возрастных особенностей; главным критерием успешности педагогической работы с детьми были ЗУНы (знания, умения, навыки).

Для развития теории и практики умственного и физического воспитания важное значение имели концептуальные положения реформы общеобразовательной и профессиональной школы(1984 г.), которая проводилась в соответствии с программными установками июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС и имела своей целью приведение сферы образования в соответствие с реальными потребностями дальнейшего развития страны [3].

Перед дошкольными работниками были поставлены важные задачи, главными из которых являлись: « ... улучшить организацию воспитания и образования детей дошкольного возраста; с ранних лет воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты; развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину; разработать и ввести типовую программу воспитания и обучения детей в детском саду, учитывая при этом особенности возрастной физиологии и психологии, национальных культур и традиций» [4, 21].

Важнейшее место в школьной реформе занимали проблемы усовершенствования содержания дошкольного воспитания. Для их решения и для реализации школьной реформы было принято Постановление Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 года № 317 «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовки детей к обучению в школе». Постановлением было определено разработать и ввести в 1984-1985 годах типовую программу воспитания и обучения детей в детском саду, программно-методические документы, учебники и учебно-наглядные пособия, а также обратить особое внимание на разработку методов формирования всесторонне развитой личности ребенка в условиях общественного и семейного воспитания [5].

Таким образом, реализация задач данного документа предполагала совершенствование системы дошкольного воспитания как непременного условия хорошей подготовки детей к школе. Однако первые шаги реформы были связаны лишь с обновлением «Программ», хотя структура и содержание их не удовлетворяли практических работников. Реформирование системы дошкольного воспитания свелось в основном к более «усиленной» подготовке детей к школе.

Анализ событий исследуемого периода с позиций сегодняшнего дня показывает, что важную роль в развитии теории и практики умственного и физического воспитания сыграл выход «Концепции дошкольного воспитания» (1989 г.). Концепция существенным образом меняла отношение к дошкольному детству, провозглашая период дошкольного детства как самоценный в развитии личности ребёнка, учебно-дисциплинарную модель дошкольного образования заменяла на личностно-ориентированную; конкретизировала основные направления перестройки системы дошкольного воспитания и ориентировала педагогов на гуманизацию педагогической работы детского сада, создание условий для развития личности каждого ребенка, проявления его индивидуальности. Но в то же время этот документ не содержал конкретных программ по реализации намеченных целей. Этому мешало существование единой государственной программы [6].

Необходимо отметить, что с реформированием системы дошкольного образования традиционная система организации умственного и физического воспитания в детском саду стала принципиально ограниченной. В связи с этим актуальной стала задача поиска инновационных форм, методов организации умственного и физического воспитания дошкольников. В конце 80-х, начале 90-х гг. была провозглашена свобода теоретической разработки проблем дошкольного воспитания, во главу угла дошкольного воспитания была поставлена «личностно-ориентированная модель», которая составляла альтернативу учебно-дисциплинарной модели. Основным принципом личностно-ориентированной модели являлся принцип - «Не рядом и не над, а вместе!». Это предполагало, что личность ребенка - цель педагогической системы, а не средство достижения цели; каждый ребенок способен к развитию и овладению основ элементов культуры; в каждом ребенке изначально заложены стремления к развитию, свободе, взрослению; задача воспитателя -способствовать реализации этой программы; стимулированию положительной самооценки ребенка. При этом важным являлось то, что личностно-ориентированная модель общения воспитателя с ребенком ни в какой мере не предполагала отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы [6].

Таким образом, вторая половина XX в. выявила новые требования к содержанию умственного и физического воспитания дошкольников. Это, в первую очередь, создание в дошкольном учреждении каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. С данным требованием связана другая задача -опосредование процесса умственного и физического воспитания творческой личностью педагога,

100

ВЕСН1К МДПУ îm^ I. П. ШАМЯК1НА №2(48) 2016

ориентация деятельности воспитателя на личность ребенка. Реализация этих задач зависела, прежде всего, от направленности содержания дошкольного образования на социализацию ребенка; создание предметно-пространственной и социальной развивающей среды.

Выводы

Опираясь на проанализированные нами социокультурные события исследуемого периода и их влияние на развитие теории и практики умственного и физического воспитания в дошкольных учреждениях, мы пришли к следующим выводам:

данный исторический период характеризуется сменой парадигм: дошкольное воспитание в период начавшихся изменений в системе образования (конец 80-х-90-е. гг.) было отмечено учебно-дисциплинарной формой организации образовательного процесса. В образовательной работе акцент был сделан на фронтальные занятия, которые ставили воспитателя в позицию оценивающего эксперта, педагогика сотрудничества на практике не получала должной реализации, что в свою очередь детерминировало изменения в содержании умственного и физического воспитания.

В результате этих изменений произошла замена типовой программы вариативными, широко использовались инновационные варианты программного и научно-методического обеспечения деятельности дошкольного учреждения; был осуществлен переход от авторитарных форм воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка; изменились формы обучающих занятий, переход от фронтальных занятий к вариативным технологиям обучения; особое значение приобретало создание гибкой многофункциональной системы дошкольного воспитания, которая смогла бы обеспечить потенциальные возможности для творческого движения ребенка по собственному пути в системе общего образования и воспитания, направленного на развитие познавательной сферы дошкольника и удовлетворение его личностных и познавательных потребностей.

Названные особенности, характеризующие положение системы дошкольного образования рассматриваемого периода, могут служить ориентиром в разработке стратегии развития процесса умственного и физического воспитания в современных учреждениях дошкольного образования .

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алиев, Г. А. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Доклад на Первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва 12 апреля 1984 г. / Г. А. Алиев // Учительская газета. 1984. - 13 апреля. - № 45 (8358).

2. онцепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 9. - С. 48-69.

3. Народное образование в СССР. Сборник нормативных актов / сост.: Н. Е. Голубева ; спец. науч. ред.: Павлищев К.С. - М. : Юрид. лит., 1987. - 336 c.

4. Карамзин, Н. М. Предания веков: сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского» / Н. М. Карамзин ; сост. Г. П. Макогоненко. - Москва : Правда, 1989. - 765 с.

5. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы. - 1984. - С. 21.

6. Постановление Совета Министров СССР 12 апреля 1984 года №317 «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовки детей к обучению в школе».

Поступила в редакцию 21.10.16

N. V. Zaytseva, A. M. Kiptik

FEATURES of DEVELOPMENT OF THE THEORY AND PRACTICE OF INTELLECTUAL AND PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN IN PRESCHOOL INSTITUTIONS (80-90-е years of the 20th century)

In article features of development of the theory and practice of intellectual and physical training of children in preschool institutions are considered (80-90-е years of the 20th century). It is noted that social and economic conditions of the researched period, substantially influenced the subsequent development of system of preschool education in general, and in particular on intellectual and physical children of education in preschool institutions. Proceeding from the principle of historicism, the studied phenomena were considered against the background of the general historical terms which developed in the theory and practice of education of children to school during the specified period.

Keywords: preschool education, content of preschool education, intellectual and physical training, reforming, social and economic conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.