Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асанова Фатма Бекировна

Рассмотрены проблемы развития технического мышления студентов технологического направления подготовки. Показано, что для решения этих проблем необходимы создание и эффективное применение новых технологий обучения в учебно-воспитательном процессе. Обсуждены основные подходы к формированию основ технического творчества будущих учителей технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF TECHNICAL THINKING OF FUTURE HANDICRAFT TEACHERS IN TECHNICAL CREATIVITY

The problems of development of technical thinking of students of the technological direction of training are considered. It is shown that to solve these problems, it is necessary to create and effectively apply new learning technologies in the educational process. The main approaches to forming the foundations of technical creativity of future technology teachers are discussed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

DOI: 10.25586/RNU.HET.21.01.P.32 УДК 371.368

Ф.Б. Асанова,

Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

Особенности развития технического мышления будущих учителей технологии в процессе технического творчества

Введение

Под воздействием научно-технологической революции наших дней современная система образования испытывает острую потребность в более широком внедрении основ технического творчества в общеобразовательной школе, построенных на современных принципах. А для того чтобы возрастало качество преподавания в основной школе и эффективно формировалось техническое мышление у обучающихся, необходимо готовить будущих учителей технологии системно.

Техническое мышление является важным компонентом профессионального образования будущих учителей технологии. Сегодня, как никогда прежде, необходимы гибкие, ускоренные и надежные тех-

нологии обучения, которые при оптимальных затратах обеспечили бы гарантированное качество подготовки квалифицированного специалиста.

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, проблемы развития технического мышления были и остаются объектом внимания многих исследователей. Они освещены в работах С.Я. Батышева, А.И. Демина, П. Лу-зана, В.М. Мадзигон, В.М. Мань-ка, П. Олейника, В.К. Сидоренко, Д.А. Тхоржевского и др.

В этих и других публикациях показано, что техническое мышление направлено на познание технических и технологических явлений, а также процессов и существенных связей между ними. Для него харак-

терны такие качества, как гибкость, оперативность, активность в решении ряда специальных технических задач. Человек с развитым техническим мышлением обладает системой обобщенных знаний, умений, навыков и понимает технические взаимосвязи конструкций, функции отдельных деталей.

Сущность технического мышления и творчества и их формирование

Мышление - это процесс отражения в сознании человека объектов и процессов трудовой деятельности. Оно связано с умственной деятельностью, направленной на оперирование разнообразными образами в их статическом и динамическом состояниях [2].

© Асанова Ф.Б., 2021

32

фатма бекировна асанова

российская Федерация, г. симферополь

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова. Сфера научных интересов: педагогические технологии, интерактивные технологии в образовании, подготовка учителей технологии. Автор 27 опубликованных научных работ. Электронная почта: fatusha.87@mail.ru

FATMA B. AsANoVA simferopol, Russian Federation

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer at the Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov. Research interests: pedagogical technologies, interactive technologies in education, teacher training technologies. Author of 27 published scientific papers. Email address: fatusha.87@mail.ru

Рассмотрены проблемы развития технического мышления студентов технологического направления подготовки. Показано, что для решения этих проблем необходимы создание и эффективное применение новых технологий обучения в учебно-воспитательном процессе. Обсуждены основные подходы к формированию основ технического творчества будущих учителей технологии.

Ключевые слова: мышление, техническое мышление, технологическое образование, будущие учителя технологии.

The problems of development of technical thinking of students of the technological direction of training are considered. It is shown that to solve these problems, it is necessary to create and effectively apply new learning technologies in the educational process. The main approaches to forming the foundations of technical creativity of future technology teachers are discussed. Key words: thinking, technical thinking, technology education, future technology teachers.

Качественный анализ структуры и процесса технического мышления позволяет обосновать понятие «техническое мышление».

Техническое мышление - это практически-действенное мышление, направленное на оперирование техническими образами во время производственной и творческой деятельности человека. Оно способно решать сложные производственные задачи при любой критической ситуации [2].

Среди характерных особенностей и закономерностей технического мышления принято выделять:

• объединение образного и понятийного мышления;

• оперирование пространственными образами;

• умение оперировать образами объектов и явлений;

• конкретность и содержательность;

• оперативную деятельность в процессах конструирования, проектирования, изобретательства.

Первейшая цель кафедры технологического образования

Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова - подготовка студентов с развитым техническим мышлением, обладающих системой профессиональных знаний, умений и навыков, понимающих технические взаимосвязи конструкций, функций отдельных деталей.

Лучшие условия для развития технического мышления создаются именно во время графической подготовки учащихся. Психолого-педагогические исследования, а также опыт педагогов кафедры показывают, что способность студента к графической деятельности является одним из показателей уровня его технического мышления.

Важными дисциплинами технологической подготовки будущих учителей технологии считаются черчение, начертательная геометрия, основы конструкционных материалов, моделирование и конструирование швейных изделий, на примере и опыте которых и формируется у обучающихся техническое мышление. Одной из их основных задач является развитие пространственного воображения, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений.

В чертеже усиливается тенденция к схематизации, формализации изображений с целью приобретения ими более универсального значения, которое позволяет отображать большее количество реальных объектов, имеющих большее количество разнообразных свойств.

Во время создания чертежа конструируемого объекта мыслительные операции и выполнение графических построений находятся в диалектическом взаимодействии.

Будущие учителя технологии на практическом занятии

Мышление направлено на познание объекта: выявление его существенного содержания, выделение конструктивных элементов в этом объекте. То есть мыслительные операции направлены на создание внутреннего образа объекта конструирования.

Роль доминанты играет образный компонент технического мышления, позволяющий превращать различные объекты в образы, затем в чертежи и наоборот; то есть студент должен проявить активность в деятельности, в которой реализуются его творческие способности. Компьютер в процессе графической деятельности позволяет преобразовывать образы технических объектов, тем самым он способствует развитию понятийно-образного компонента технического мышления.

Студенты, которые обладают техническим мышлением, легко обучаются читать чертежи, схемы, диаграммы, определять количество деталей, из которых будет состоять изделие. Зная свойства обрабатываемых материалов, они умеют выбирать такие из них, которые наиболее соответствуют техническим условиям. Как мы знаем, сведения о форме технического объекта, его размеры и другие особенности задаются не готовыми образцами, как в обычном мышлении, а системой абстрактных графических знаков и линий - чертежом. Причем чертеж не дает готового образа того или иного понятия, его нужно представить самостоятельно, в этом и проявляется важность графических работ.

Проблему развития технического мышления и познавательной деятельности нужно рассматривать под углом активизации учебной деятельности обучающихся как эффективного инструмента, позволяющего преподавателю сделать процесс обучения более интересным. То есть для успешного формирования технического мышления нужно создать в первую очередь соответствующие условия.

Также одним и очень важным методом развития творчества и технического мышления является выполнение студентами творческих проектов при изучении дисциплины «Методика работы над творческим проектом».

Творчество является определенным процессом человеческой деятельности, создающим качественно новые материальные и духовные ценности.

В процессе выполнения творческого проекта принимают участие все духовные силы студента, в том числе воображение, а также приобретаемое в ходе обучения и практики мастерство, необходи-

мое для осуществления творческого замысла.

Техническое творчество — это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся, реализующийся в ходе создания материальных технических объектов с признаками полезности и новизны [4].

Результатом творческой деятельности обучающихся в области технологической подготовки в вузе является комплекс качеств творче-

ской личности, развитие которых можно рассматривать как основные задачи творчества:

• умственная активность;

• стремление добывать профессиональные знания и формировать умения для выполнения практической работы;

• самостоятельность в решении поставленной задачи;

• трудолюбие;

• изобретательность и др.

Анализ опыта работы преподавателей вуза Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова позволяет прийти к выводу, что техническое творчество создает условия для развития

Что такое техническое мышление?

технического мышления будущих учителей технологии, а также способствует приобретению опыта технической творческой деятельности, что чрезвычайно важно для будущего как рабочего, так и педагога.

Целью обучения учащихся основам творческого труда является пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности, выражающееся в активной рационализаторской и изобретательской деятельности.

Такое обучение вырабатывает повышенный интерес к своей профессии, потребность в постоянном поиске неиспользованных резервов, в ускоренном приведении их в действие через совершенствование технологии выполняемой работы и улучшение или создание новых приспособлений, инструментов и др.

Основы технического творчества формируют у учащихся вуза качественно новое представление о трудовом процессе, а также способствует ускорению профессионального роста.

Во время прохождения производственной (технологической) практики студент, который в производственном процессе является исполнителем, может увидеть в своей профессиональной деятельности также роль творца нового — стать рационализатором и изобретателем. Это в свою очередь позволяет повысить как профессиональную, так и социальную активность, что приводит к сознательному повышению производительности и качества труда, то есть к результатам труда, которые являются привлекательными и для общества, и для личности.

Для учета преподавателем и руководителем практики на производстве возможностей творческого продвижения каждого обучающегося разработана шкала творческой подготовленности учащихся.

Уровень 1. Обучающийся может изготавливать изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему, направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и др.

Уровень 2. Студенту доступно изготовление изделий с доконструи-рованием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную техническую документацию или отдельную схему.

Уровень 3. Студент справляется с изготовлением изделий с предварительным конструкторским ори-

гинальным усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.

Уровень 4. Обучающемуся посильны самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предъявленной руководителем) и его изготовление.

Уровень 5. Студент способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.

Выделим формы реализации технического творчества:

• бригада рационализаторов;

• технический кружок (кружок технического творчества);

• творческое задание;

• студенческое конструкторское бюро;

• предвыпускная производственная (технологическая) практика;

• экскурсии на выставки научных достижений и др.

Рассмотрим методику развития творческого мышления будущих учителей технологического направления подготовки. В первую очередь она должна включать в себя следующие основные компоненты.

1. Формирование у обучающихся с самого начала обучения профессии интереса к творческой деятельности.

2. Воспитание у будущих учителей технологии и постоянное поддержание в них веры в собственные творческие силы (конкретизация такого принципа воспитания, как принцип опоры в воспитании на положительное).

3. Побуждение студентов к самостоятельному получению необходимой информации, то есть новых знаний, а также умению анализировать и синтезировать их.

4. Развитие индивидуальной творческой активности учащихся путем включения каждого из них в усовершенствование несложных технологических операций в целях соз-

дания возможности испытать радость творчества.

5. Демонстрация новых приемов выполнения технологических операций в процессе производственного обучения на практике. Мастер производства должен предлагать учащимся задачи по их усовершенствованию, тем самым способствуя их постоянной нацеленности на творческое осмысление действительности.

6. Введение в процесс подготовки будущих учителей технологии «ситуаций затруднения», которые предполагают разрешение производственной ситуации в сложных или необычных условиях, например при отсутствии того или иного инструмента или оборудования.

7. Развивать воображение как основу любого творчества, в том числе и технического. С этой целью обучающимся можно предлагать задания на воссоздание недостающей конструкторской или технологической информации, либо по имеющемуся описанию техпроцесса дать задание воссоздать конструкцию изделия, либо по сборочному чертежу предложить описать технологический процесс сборки изделия.

8. Включение обучающихся в конструкторскую деятельность, которое может осуществляться, например, путем вовлечения в работу кружков и клубов технического творчества с соблюдением при этом добровольности их посещения.

9. Постоянная ориентация обучающихся на отыскание в технологическом процессе «узких мест», то есть таких его элементов, которые можно усовершенствовать. Формируемая при этом критичность мышления должна носить конструктивный характер — отыскивая недостатки, студент обязательно должен предлагать способы их устранения на основе полученных ранее профессиональных знаний.

Конкретно профессиональные качества формируются и развиваются путем выбора таких форм технического творчества, которые не-

посредственно ориентированы на профессию.

Конечно, нужно понимать, что профессиональные качества обучающихся формируются не только на аудиторных занятиях и на практике, но также немаловажную роль играет и досуговая деятельность студентов. В досуговую деятельность мы включаем работу клубов и кружков технического творчества.

Кружок технического творчества сравнительно не молодая, но все же современная и перспективная форма организации практической работы. Особенно она эффективна при обучении рабочим специальностям технического профиля, так как их специфика требует некоторых специальных профессиональных навыков и знаний, которые невозможно приобрести, не обладая опытом работы. Эти навыки не прямые и не явные, например инженерно-техническая смекалка, креативность, но они облегчают трудовой процесс, позволяют мо-

дернизировать технологические операции, создавать новые технические узлы и элементы.

Занятия в кружке должны быть направлены не только на получение новых, нестандартных знаний, но и позволять углублять и совершенствовать свои профессиональные качества.

Содержание работы таких клубов и кружков технического творчества определяется планом и программой работы, которые разрабатываются их руководителями с обязательным учетом мнений кружковцев. После этого составляется система индивидуальных заданий для каждого кружковца.

Естественно, успешность работы кружка во многом зависит от его материально-технической базы, которая определяет возможность выполнения плана и программы, а также программы индивидуального творческого развития.

Кружок позволяет убедиться в правильности профессионально-

го самоопределения. Руководителями кружков в основном являются преподаватели и мастера производственного обучения, имеющие соответствующую подготовку, знания и умения. Работа технологического кружка играет важную роль в профессиональном становлении будущих учителей технологии. Но не всегда удается сделать кружок действительно интересным и информативным, не превращая его в очередную форму лабораторно-практического занятия.

Кружок как образовательный ресурс может быть интересен достаточно узкой группе студентов. Чтобы увлечь большую группу обучающихся, такого рода деятельность должна иметь элементы интерактива и практического интереса. Студенты должны видеть результаты своей деятельности, и тогда у них возникает интерес к творчеству, к проблемам окружающей действительности, к самому себе и к своему «я».

Техническое творчество в школу должен принести учитель технологии

Подобное более детальное изучение студентами основ специальности способствует формированию у них мировоззрения, основанного на культуре ценности труда, мастерства и профессии. Результаты деятельности участников кружка, кроме личной значимости для собственного развития, важны для будущей профессиональной деятельности и позволяют в будущем выработать правильное трудовое поведение.

Для развития технического мышления обучающихся в технических кружках руководителям требуется разрабатывать и применять технические задачи.

Термин «техническая задача» понимается в широком смысле. Техническая задача - это любая задача, связанная с развязыванием технических и производственно-технических проблем, а значит, и с оперированием совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков в области техники и производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т.В. Кудрявцев и И.С. Якиманская выделили четыре типа задач, кото-

рые способствуют развитию у обучающихся способности выполнять технические умственные операции:

• задачи, требующие умения обобщать и конкретизировать технические явления (задачи на классификацию, возведение отдельных случаев к общему правилу);

• конструктивно-технические задачи, предусматривающие комбинирование элементов;

• задачи, которые требуют навыков распознавать неполадки;

• задачи, основанные на оперировании пространственными образами.

Как отмечает Т.В. Кудрявцев, «успешное решение различных видов конструктивно-технических задач может быть одним из наиболее общих показателей развития технического мышления» [3].

Цель решения задач с техническим содержанием - найти техническое противоречие и решить его, применив определенным образом усвоенные ранее знания, а также опыт, воображение и интуицию. Важным в этом плане являет-

ся ознакомление студентов с приемами решения технических противоречий.

Некоторые выводы

На основе результатов исследования по развитию технического мышления студентов можно сделать вывод, что обучающиеся по технологическому направлению подготовки часто испытывают трудности при выполнении технических задач, поскольку у них недостаточно сформированы навыки технического мышления в процессе выполнения творческой деятельности.

Исходя из знания особенностей профессиональной деятельности, нужно в каждом конкретном случае решать вопрос о способах формирования технического мышления учащихся. Рассмотренные выше особенности технического мышления позволяют сделать вывод, что развитие его основных компонентов должно осуществляться не только в процессе обучения, но и во всех видах внеаудиторной деятельности по техническому творчеству.

литература

1. Андрюшина Т.В. Психологические условия развития пространственного мышления личности в графической деятельности. Новосибирск: издательство Сибирского государственного университета путей сообщения, 2000. 148 с.

2. Калошина И.П. Проблемы формирования технического мышления. М.: изд-во Московского университета, 1974. 183 с.

3. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления (процесс и способы решения технических задач). М.: Педагогика, 1975. 303 с.

4. Литова З.А. техническое творчество учащихся: учеб. пособие. Курск: изд-во Курск. гос. ун-та. 2016. 96 с.

5. Черноталова К.Л. Формирование профессионально-технического мышления студентов технических вузов средствами новых информационных технологий. URL: http://www. nntu.ru/RUS/NEWS/probl_nayk/cek3_1.rtf. (дата обращения: 10.11.2020).

REFERENCES

1. Andryushina T.V. (2000) Psixoiogicheskie usioviya razvitiya prostranstvennogo myshleniya iichnosti vgraficheskoj deyatei'nosti [Psychological conditions for the development of spatial thinking of a person in graphic activity]. Novosibirsk: Publishing house of the Siberian State University of Railway Transport, 148 p. (In Russian).

2. Kaloshina I.P. (1974) Probiemy' formirovaniya texnicheskogo myshleniya [Problems of forming technical thinking]. Moscow: Moscow University Publishing House. 183 p. (In Russian).

3. Kudryavcev T.V. (1975) Psixoiogiya texnicheskogo myshleniya (process i sposoby' resheniya texnicheskix zadach) Psychology of technical thinking (process and methods of solving technical problems)]. Moscow: Pedagogy. 303 p. (In Russian).

4. Litova Z.A. (2016) Texnicheskoe tvorchestvo uchashhixsya [Technical creativity of students: textbook]. Kursk: Kursk state publishing House. un-ta. 96 p. (In Russian).

5. Chernotalova K.L. (2005) Formirovanie professionai'no-texnicheskogo my'shieniya studentov texnicheskix vuzovsredstvami novy'x informacionnyx texnoiogij [Formation of professional and technical thinking of students of technical universities by means of new information technologies]. URL: http://www. nntu.ru/RUS/NEWS/probl_nayk/cek3_1.rtf. (accessed: 10.11. 2020). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.