Научная статья на тему 'Особенности развития современного рынка гостиничных услуг'

Особенности развития современного рынка гостиничных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
634
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / СТРАНЫ-КОНКУРЕНТЫ / ИНВЕСТИЦИИ / МИРОВОЙ РЫНОК / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / НОМЕРНОЙ ФОНД / HOTEL SERVICES MARKET / TOURISM INDUSTRY / COMPETING COUNTRIES / INVESTMENTS / WORLD MARKET / HOTEL BUSINESS / ACCOMMODATION FACILITIES / NUMBER OF ROOMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багирян В.А.

Современный рынок гостиничных услуг, как и вся гостиничная индустрия, является динамично развивающейся отраслью мирового хозяйства. Данный вид туристического бизнеса обусловливает необходимость применения в нынешних условиях со стороны государств особого инструмента, способного опередить в своем развитии стран-конкурентов. Все это требует рассмотрения особенностей рынка гостиничных услуг и тенденций ее развития. Становится необходимым изучение международных гостиничных цепей, гостиниц, соответствующих международным стандартам качества, исследование загрузки номерного фонда отечественных гостиниц, а также проведение анализа в разрезе сегментации российского гостиничного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE MODERN MARKET OF HOTEL SERVICES

The modern hotel services market, like the entire hotel industry, is a dynamically developing industry in the world economy. This type of tourism business necessitates the use of a special tool in the current conditions on the part of states that can outstrip competing countries in their development. All this requires consideration of the characteristics of the hotel services market and its development trends. It becomes necessary to study international hotel chains, hotels that meet international quality standards, study the occupancy rate of domestic hotels, as well as conduct analysis in the context of segmentation of the Russian hotel business.

Текст научной работы на тему «Особенности развития современного рынка гостиничных услуг»

Багирян В.А.,

ассистент кафедры «Общий и стратегический менеджмент», РГЭУ (РИНХ)

E-mail: yana_bagiryan@mail. ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ

JEL classification: Z00, Z39

Современный рынок гостиничных услуг, как и вся гостиничная индустрия, является динамично развивающейся отраслью мирового хозяйства. Данный вид туристического бизнеса обусловливает необходимость применения в нынешних условиях со стороны государств особого инструмента, способного опередить в своем развитии стран-конкурентов. Все это требует рассмотрения особенностей рынка гостиничных услуг и тенденций ее развития. Становится необходимым изучение международных гостиничных цепей, гостиниц, соответствующих международным стандартам качества, исследование загрузки номерного фонда отечественных гостиниц, а также проведение анализа в разрезе сегментации российского гостиничного бизнеса.

Ключевые слова: рынок гостиничных услуг, индустрия туризма, страны-конкуренты, инвестиции, мировой рынок, гостиничный бизнес, средства размещения, номерной фонд.

V.A. Bagiryan

FEATURES OF DEVELOPMENT

OF THE MODERN MARKET OF HOTEL SERVICES

The modern hotel services market, like the entire hotel industry, is a dynamically developing industry in the world economy. This type of tourism business necessitates the use of a special tool in the current conditions on the part of states that can outstrip competing countries in their development. All this requires consideration of the characteristics of

the hotel services market and its development trends. It becomes necessary to study international hotel chains, hotels that meet international quality standards, study the occupancy rate of domestic hotels, as well as conduct analysis in the context of segmentation of the Russian hotel business.

Keywords: hotel services market, tourism industry, competing countries, investments, world market, hotel business, accommodation facilities, number of rooms.

Введение

В настоящее время туризм является весьма значимым социально-экономическим явлением, вошедшим в XXI век как динамично развивающаяся отрасль мирового хозяйства, а также сфера, оказывающая непосредственное влияние на развитие смежных отраслей, таких как торговля и транспорт. Так, согласно данным ЮНВТО, данный сектор экономики имеет большие перспективы в будущем, например, к 2030 году займет лидирующие позиции в общем объеме мирового рынка услуг. Однако еще в 2008 году туристическая индустрия претерпела значительный спад, связанный с мировым экономическим кризисом, приведшим к резкому сокращению туристических маршрутов [1].

Сегодня индустрия гостеприимства достигла значительных успехов в своем развитии. Так, опубликованные данные ЮНВТО свидетельствуют о том, что в мире насчитывается более 400 комфортабельных гостиниц разного уровня, имеющих номерной фонд более 15 млн единиц. Вместе с этим стоит отметить, что за последние двадцать лет прирост гостиничных мест возрос в среднем в 4 раза, что свидетельствует о положительной динамике развития гостиничной цепи по всему миру.

Таким образом, гостиничная индустрия является своего рода полюсом притяжения инвестиций, однако в своем развитии ей приходится сталкиваться с рядом проблем, представленных в виде нехватки квалифицированных кадров, недостаточного количества гостиниц высокого класса, несовершенства законодательства в сфере

туриндустрии, в связи с чем становится необходимой разработка мер, способствующая тесному взаимодействию со стороны государства и бизнеса, а также создание особых инвестиционных проектов и дальнейшая их поддержка, созданная на принципах упрощения процедур регистрации гостиничных объектов [3].

Целью исследования является оценка особенностей развития современного рынка гостиничных услуг, адекватно отвечающих современным требованиям турин-дустрии.

Материалы и методы

В процессе исследования были использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, систематизация, обобщение, методы графического изображения результатов.

Современный гостиничный бизнес относится к категории быстроразвиваю-щихся отраслей и является одним из элементов бизнес-сектора HoReCa (HOtel, REstaurant, CAtering/CAzmo/CАfë) - это особый рынок, отличающийся индивиду-

альным набором традиций, стиля, особенностей проведения маркетинговых мероприятий предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса. Так, гостиничный рынок привлекает множество инвесторов, желающих приумножить свой капитал.

Результаты работы и обсуждения

В 2017 году компания Jones Lang LaSalle опубликовала отчет Hotel Investment Outlook, согласно которому объем инвестиций в глобальный рынок гостиниц к 2020 году составит 50 млрд долл.

Наряду с происходящими процессами глобализации странам приходится проводить жесткую политику в сфере гостиничного бизнеса. Так, в настоящее время насчитывается более 300 гостиничных цепей, причем анализ их функционирования указывает на то обстоятельство, что гостиницы, входящие в эти сети, имеют прибыть выше, чем 60%, чем те, которые являются независимыми (табл. 1).

В таблице 2 автором рассмотрены 15 крупнейших международных гостиничных групп (брендов).

Таблица 1 - Крупнейшие международные гостиничные цепи (январь 2017 г.)

Л« Гостнннчная цепь Страна Количество госгпннп Количество номеров Рост, %

2017 г. 2016 г 2017 г. 2016 г.

1 Inter Continental Hotels Group (IHG) Великобритания 4602 4480 675 982 653 343 17.6

2 Hilton Hotels Corp. США 3992 3S61 652 373 631 131 21 2

3 Marriott International США 3672 3595 638 793 622 279 16:5

4 Wyndham Worldwide США 7342 7205 627 437 613 126 14,3

5 Choice Hotels International США 6198 6203 479 023 502 460 -5,4

6 Ac с or Франция 3515 4426 450 199 531 714 -81.5

7 Starwood Hotels & Resorts Worldwide США 1121 1076 328 055 315 346 12,7

S Best Western International США 4024 4D1S 311611 295 254 1б;3

9 Ноше bins Китай 1772 1426 214 070 176 562 37:5

10 Carlson Hospitality Worldwide США 1077 1077 166 245 165 802 4

Составлена автором на основе: Жданов К.В., науки. - 2018. - № 3. - С. 62

Ефремов П.В. Индустрия туризма // Символ

Таблица 2 - КрупнеГште международные гостиничные группы (бренды) (январь 2017 г.)

№ ПоЗЕЗШЗЯ Гостиничная группа Гостиничная иепь Количество гостиниц Количество номеров

2017 г. 2016 г. 2017 г. 2016 г.

1 2 Holiday Inn — Express IHG 3392 3347 424 612 421944

2 1 В est Western В est Western International 4024 4013 311611 295 254

3 6 Marriott Hotel Res oft Marriott International 553 555 20491" 205 595

4 3 Comfort Inn & Suites Choice Hotels Int. 2509 2530 194262 199 373

5 5 Hilton Hotels & Res oft Hilton Worldwide 551 562 191 199 199 375

6 4 Hampton Inn by Hilton Hilton Worldwide 1330 1347 134 765 131073

7 7 Ibis (Mezabrand) Accor 1667 1519 132496 131037

3 15 Ноше Inns Home Inns 1433 IUP 164 325 123 621

9 3 Sheraton Hotels & Res oft Starwood Hotels 427 415 149 734 144 643

10 10 Days Inn of America Wyndham Hotel Group 1326 1364 147 512 142 254

И 9 Super S Motels Wyndham Hotel Group 2314 2249 147 303 150 436

12 11 Courtyard by Marriott Marriott International 929 311 136 553 134 423

13 12 Quality Inns Hotels Choice Hotels Int. 1479 1410 133 515 123 753

14 13 Ramada Worldwide Wyndham Hotel Group 350 393 115 311 114 306

15 16 Crocus Plaza IHG 392 337 103 307 105 104

Составлена автором на основе: Ревунов Т.М., Лукашова П.А. Стандарты туризма. - 2017. -№ 2. - С. 69-71.

Так, согласно данным таблицы 2, в мировой гостиничной индустрии по количеству номерного фонда лидером является Inter Continental Hotel Group (IHG) -Holiday Inn и Crowne Plaza. В данный момент на его долю приходится свыше 700 номеров в отелях мира. Этот показатель ежегодно увеличивается благодаря расширению марки Holiday Inn Express. В 2017 году три ведущие мировые гостиничные цепи увеличили свой доход в 2 раза, что составило более 70 млрд долл. Сейчас лидирующие позиции в рейтинге гостиничных брендов по количеству номеров приходится на

долю Holiday Inn и Holiday Inn Express, сместив при этом Best Western на второе место.

Для эффективной работы гостиничных предприятий необходим один из ее важнейших показателей - степень загрузки номерного фонда. Этот показатель по рассмотренным выше гостиничным цепям представлен на рисунке 1.

Таким образом, данные графика говорят о самой высокой загруженности номерного фонда в июле, а наименьшей - в декабре 2017 года.

Составлен автором на основе: Чебышев Х. Основы гостиничного дела. Как достичь безупречного сервиса. - М.: Вершина, 2017. - 89 с.

Для гостиничного бизнеса нашей страны характерен ежегодный рост на 1015%. Так, на конец 2018 года общее число гостиниц увеличилось на 12%. Очевидно, что российский гостиничный рынок представлен

современными функционирующими отелями и другими средствами размещения. Согласно статистическим данным 2018 года, процентное соотношение их представлено следующим образом (рис. 2) [6]:

Составлен автором на основе: Виноградов П.А., Ребушев Ф.П. Оценка организации гостиничного обслуживания. - М.: КОЛЕУС, 2017. - 128 с.

Для клиентов определяющим фактором в выборе тех или иных средств размещения являются такие составляющие, как качество, доверие, бонусы и скидки, возможные льготы.

Высококачественное обслуживание клиентов - это основа собственного благополучия любой организации, а необходимость обеспечения гостям высококлассного и комфортного

проживания зачастую является нелегкой задачей для гостиниц разных категорий звезд. По данным статистики Федерального агентства по туризму Российской Федерации, гостиничная индустрия нашей страны претерпевает определенные изменения. Так, сегментация отечественного гостиничного бизнеса представлена на рисунке 3 [7].

Рисунок 3 - Сегментация российского гостиничного бизнеса

Составлен автором на основе статистических данных Федерального агентства по туризму Российской Федерации (дата обращения 16.07.2019 г.).

Обобщая, следует заключить, что любое средство размещения клиентов должно ставить перед собой ряд целей и задач, однако их достижение будет определяться прежде всего тем, насколько высок ее номерной фонд. Таким образом, только при исключительном обеспечении предприятиями гостинично-туристского бизнеса своим клиентам высококачественного обслуживания можно рассчитывать на постоянную клиентуру и постоянную прибыль.

Заключение

Гостиничная индустрия является сложной, комплексной сферой профессиональной деятельности. Динамичный рост гостиничной индустрии возможен только при должном соответствии современным реалиям жизни, что позволит гостиничным объектам избежать проблем на рынке туристских услуг и впоследствии максимально успешно удовлетворить возникшие у туристов потребности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Боливадов Г.А., Копустин Л.Д. Особенности управления гостиницами в современном мире. - М.: ИНФРА-М, 2018. -562 с.

2. Виноградов П.А., Ребушев Ф.П. Оценка организации гостиничного обслуживания. - М.: КОЛЕУС, 2017. - 128 с.

3. Дивушин Е.Н. Гостиничное дело. -М.: ДЕФО, 2018. - 951 с.

4. Жданов К.В., Ефремов П.В. Индустрия туризма // Символ науки. - 2018. - № 3. - С. 62.

5. Ревунов Т.М., Лукашова П.А. Стандарты туризма. - 2017. - № 2. - С. 69-71.

6. Пластинин Л.А. Гостиничная индустрия: мировой опыт // Менеджмент сегодня. - 2016. - № 4. - С. 200-205.

7. Фастов Я.П. Гостиницы и рестораны: теория управления : учеб. пособие / Я.П. Фастов. - М.: Минск, 2017. - 630 с.

8. Чебышев Х. Основы гостиничного дела. Как достичь безупречного сервиса. -М.: Вершина, 2017. - 89 с.

9. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Российской Федерации. - Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/content/8/ (дата обращения: 16.07.2019 г.).

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Bolivadov G.A., Kopustin L.D. Features of hotel management in the modern world - M.: INFRA-M, 2018, 562 p.

2. Vinogradov P.A., Rebushev F.P. Evaluation of the organization of hotel service, -M.: KOLEUS, 2017, 128 p.

3. Divushin E.N. Hospitality - M.: DEFO, 2018, 951 p.

4. Zhdanov K.V., Efremov P.V. Tourism industry, // International scientific journal «Symbol of Science» No. 3/2018, C 62.

5. Revunov TM, Lukashov P.A. Standards of tourism. - 2017. - № 2. - Pp. 69-71. 6. Plastinin LA Hotel industry: world experience // Management today. - 2016. - № 4. - pp. 200 - 205.

7. Fastov Y.P. T. Hotels and restaurants: management theory: study guide / Ya.P. Fastov. - M.: Minsk, 2017. - 630 p.

8. Chebyshev H. Basics of hotel business. How to achieve impeccable service. M.: The Top, 2017. - 89 p.

9. The official website of the Federal Agency for Tourism of the Russian Federation https://www.russiatourism.ru/content/8/ (date of access: July 16, 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.