Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
89
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Субботина И.К.

Статья посвящена анализу дискурсивного пласта детской советской литературы, формирующегося, с учетом «фактора адресата» (Н.Д. Арутюнова). Было установлено, что советский художественно- идеологический дискурс (ХИД), адресованный детям и юношеству, характеризуется реализацией идейно- тематической заданности в интригующем содержании, динамичном сюжете и системе языковых средств, адекватных интерпретативной способности реципиента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»

Вторым этапом реализации проекта было уведомления номинантов и гостей о мероприятии, мы давали возможность всем прийти с дополнительным гостем, итого в нашем списке получилось около 120 человек. Далее мы занялись тщательной подготовкой мероприятия.

Ведущим мероприятия коллективно был выбран Руслан Очиров. Руслан подходил нам своей коммуникабельностью, также играло роль то, что он лично знаком со многими нашими гостями и в связи с этим ему удалось создать отличную атмосферу на вечеринке.

Итак, сама суть мероприятия заключалось в оглашении победителей и вручении призов, также на мероприятии мы презентовали ролик, который сняли специально к юбилею компании. Мероприятие проходило в несколько этапов:

1. Встреча гостей, приветственная речь.

2. Игра с гостями (викторина о Ykt/Ru).

3. Подведение итогов конкурса.

4. Награждение победителей.

5. Презентация видеоролика.

6. Дискотека, фуршет.

Таким образом, мы провели крупное интернет-мероприятие, которое мы использовали как средство формирования имиджа - PR-мероприятие. Наш проект был на слуху у горожан, все о нем знали, а гости после мероприятия писали положительные отзывы о «INTERNET PARTY», о компании и о коллективе Группы компаний «Синет» в целом. Нами были исследования социальных коммуникаций, а именно, нас интересовали отзывы о проведенном нами мероприятии и о самой компании Синет. Были проанализированы такие площадки, как социальная сеть Instagram, Twitter, Facebook. Положительные отзывы были опубликованы половиной гостей мероприятия (сториз, публикации и твиты), отрицательных отзывов не наблюдалось, все гости были довольны мероприятием и результатами конкурса. Анализировались публикации в республиканских СМИ: НВКсаха и News.Ykt.Ru.

Таким образом, можно отметить, что описанное нами PR- средство, действительно, является продуктивным для продвижения компаний в информационном пространстве. Список использованной литературы:

1. Панасюк А. Ю. Я - ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать ваш профессиональный имижд. - 2-е изд. испр. - М.: Дело, 2004. - 240 С.

2. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М.: Омега-Л. 2004. - 266 С.

3. Почепцов Г.Г. Имиджелогия - 2-е изд. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2001. - 698 С.

4. Миланова Т. А. Основы имиджелогии - 1-е изд. М.: Дрофа, 2010 - 322 С.

© Протопопова А.Ю., Карнаухова А.А., 2020

УДК 80

И.К. Субботина

к.фил.н., старший преподаватель СЗФ ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Санкт-Петербург, Россия

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ДИСКУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

Аннотация

Статья посвящена анализу дискурсивного пласта детской советской литературы, формирующегося, с

учетом «фактора адресата» (Н.Д. Арутюнова). Было установлено, что советский художественно-идеологический дискурс (ХИД), адресованный детям и юношеству, характеризуется реализацией идейно-тематической заданности в интригующем содержании, динамичном сюжете и системе языковых средств, адекватных интерпретативной способности реципиента.

Ключевые слова:

Художественно-идеологический дискурс, советская литература, социалистический реализм.

В силу чрезмерного упрощения лингвориторической стратегии и предсказуемости тактик советский художественно-идеологический дискурс (ХИД) для взрослой аудитории постепенно, но прочно входит в круг детского чтения; в то же время активно формируется дискурсивный пласт специализированной «детской литературы». Таким образом, с учетом специфики психологии адресата и его лингвистической компетенции, мы считаем правомерным разграничить два направления советского ХИД:

1. Советский ХИД, ориентированный на взрослого читателя (А.А. Фадеев «Разгром», «Молодая гвардия», Н.А. Островский «Как закалялась сталь», Ю. Крымов «Танкер Дербент», А. Макаренко «Флаги на башнях» и др.).

2. Советский ХИД, ориентированный на юного читателя (П.А. Бляхин «Красные дьяволята», В.А. Катаев «Белеет парус одинокий», В.А. Каверин «Два капитана», Л. Пантелеев «Республика ШКИД» и др.).

В ситуации, когда детство воспринималось как «благодатная почва для «взращивания» советского гражданина» [3, интернет-ресурс], большое внимание уделялось содержанию детской литературы. Если в начале века инвентивный стержень ХИД детской литературы представляли темы революции и Гражданской войны, восстановления народного хозяйства, выполнения первых пятилеток, индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, то в середине века вышеназванные темы расширяются за счет включения темы Великой Отечественной войны и героического подвига советского народа. В целом «естественная эволюция детской литературы осложнялась диктатурой правительственной верхушки в отношении тематического и идейного планов» [Там же].

Советский ХИД для детской аудитории не отличался однородностью: «Произведения, созданные для детей, в разные годы 20 века имели свои особенности. Если в начале века в литературе господствовал единственный существующий метод - социалистический реализм и создавалась литература, почти полностью запертая в тесные рамки идеологии, то к середине столетия она начинала включать в себя темы, свободные от коммунистической морали. Упор стал делаться на внутренний мир ребенка, а детство в произведениях перестало быть только стартовой площадкой для воспитания советского человека» [2, интернет-ресурс]. Однако разные периоды сближало то, что «на всем протяжении существования Советского Союза создание детских книг находилось под тотальным контролем государственной системы. Произведения подвергались жесткой цензуре, многие не выходили в печать. Темы и идеи диктовались правительством, что затрудняло естественный процесс развития детской литературы [Там же].

Омри Ронен в работе «Детская литература и социалистический реализм» довольно убедительно доказал, что соцреалистическим авторам, работавшим для детей, позволялась более высокая степень косвенной социальной критики, чем их коллегам, писавшим для взрослых, и что интернационалистские мотивы в эпоху нарастания националистической пропаганды дольше оставались в ходу у официальных советских детских писателей, чем у взрослых [4, с. 975-977]. Об этом свидетельствует возможность появления детских произведений с глубоким остро социальным подтекстом. А.В. Фатеев, исследуя в своей работе «Сталинизм и детская литература в политике номенклатуры СССР» литературные образы и нравственный потенциал нации в 1939-1941 гг., отмечает, что в данный период соседствовали повести Г.А. Медынского «Девятый «А», О.В. Донченко «Школа над морем», А.И. Копыленко «Очень хорошо», явившиеся образцами официальной массовой культуры, и тексты Р.И. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви», В.А. Каверина «Два капитана», А.П. Гайдара «Тимур и его команда», художественно преобразившие предложенные идеологические постулаты. В отличие от произведений, олицетворявших бюрократическое направление в детской литературе, где «серьезные вопросы ставятся несерьезно, нет настоящих конфликтов, все лишено резкости, все плавно и искусственно, как в подводном

царстве оперы «Садко» [1, с. 35], в повестях Каверина, Фраермана и Гайдара динамика характеров героев психологически оправдана. Книга А. Гайдара «демонстрировала социальный идеал - образ Тимура - и настойчиво внушала необходимость преодоления трудностей на пути к совершенству, определенному ВКП (б)» [5, с. 64], отвечая потребностям времени, но в то же время преодолевая схематизм, изначально присущий советскому ХИД.

Итак, расцвет советской детской литературы, связанный с приходом в нее К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А. Гайдара, С.В. Михалкова, А.Л. Барто, В.А. Каверина, Л.А. Кассиля, В.П. Катаева и др., чье творчество не «не вписывалось» в жесткие рамки социалистического реализма, свидетельствует о безусловном своеобразии данной разновидности советского ХИД. Характерными чертами текстов детской художественной литературы 20-х-начала 40-х гг. являются наличие динамичного, интригующего сюжета в сочетании с идейно-тематической регламентированностью; выбор лингвориторических средств, оправданных с точки зрения литературной способности реципиента; смысловая многослойность, позволяющая в некоторых случаях обходить цензуру и переводящая многие произведения ХИД в разряд ценностно значимых.

Таким образом, советская культура породила свою особую этику и эстетику (в том числе и в сфере создания литературной личностью ХИД, предназначенного для детской читательской аудитории), раскрывающуюся в социально-историческом контексте. Сущностным признаком данной разновидности советского ХИД выступает его социально-педагогический, воспитывающий характер в духе идеологии ленинской партии большевиков, что предполагает массированное воздействие на коллективную языковую личность реципиента, трансформирование и идеологическую «перековку» в заданном направлении на всех уровнях структуры - вербально-семантическом, лингвокогнитивном, мотивационном. Список использованной литературы:

1. Нагибин Ю.М. Дневник. Мемуары. М.: АСТ., 2005. 704 с.

2. Перовская О. Детская отечественная литература ХХ в. // URL: http://www.perovskaia.ru/detskaya-literatura_1 .htm.

3. Пивоварова И.М. О детской отечественной литературе ХХ в. // URL: http://www.irinapivovarova.ru/detskaya-literatura.htm. - 2009.

4. Ронен О. Детская литература и социалистический реализм // Соцреалистический канон: Сборник статей / Под общ. ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. СПб.: Академический проект, 2000. С. 969-979.

5. Фатеев А.В. Сталинизм и детская литература в политике номенклатуры СССР. М.: МАКС Пресс, 2007. 352 с. URL: http://psyfactor.org/lib/fateev.doc.

© Субботина И.К., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.