Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудничество / дошкольники / задержка психического развития / взаимодействие / деловое общение / cooperation / preschoolers / mental retardation / interaction / business communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балакина Алина Павловна, Касова Вероника Вячеславовна

В статье представлен анализ проблемы сотрудничества дошкольников с задержкой психического развития со взрослыми и сверстниками. Рассматривается специфика сотрудничества дошкольников в разных видах деятельности. Развитие сотрудничества играет важную роль в формировании личности. Ребенок приобретает качества, которые важны не только в процессе обучения, но и при дальнейшей интеграции в общество. Основы сотрудничества формируются в период дошкольного возраста. Дети начинают переходить к сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками. Для дошкольников с ЗПР характерен ряд особенностей, которые делают сотрудничество со взрослыми и сверстниками крайне затруднительным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an analysis of research on the problem of cooperation of preschoolers with mental retardation with adults and peers. The specifics of cooperation of preschoolers in different types of activities are considered. The development of cooperation plays an important role in the formation of personality. The child acquires qualities that are important not only in the learning process, but also in further integration into society. The foundations of cooperation are formed during the preschool age. Children begin to move on to complex independent contacts with adults and peers. Preschoolers with ZPR are characterized by a number of features that make cooperation with adults and peers extremely difficult.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.-480 с.

3. Гинзбург, И.П. П. Чистяков и его педагогическая система / И.П Гинзбург. - Л.; М., 1940. - 140 с.

4. Иогансон, Б.В. О живописи / Б.В. Иогансон. - М.: Профиздат, 1955. - 30 с.

5. Кузин, B.C. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства / B.C. Кузин // Нач. школа. - 1971. - № 2,- С. 36-45

6. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина // Учебное пособие. - М.: Academia, 2013.-288 с.

7. Чернова, Е.А. Знакомство с пейзажем на уроках изобразительного искусства в основной школе / Е.А. Чернова, Т.Н. Козина // Вестник Пензенского государственного университета. - 2016. - № 4 (16)-С. 67-74

УДК 376

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

студент Балакина Алина Паелоена Федеральное государственное бюджетное образоеателъноеучреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени КозъмыМинина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук доцент Кисова Вероника Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образоеателъноеучреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени КозъмыМинина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Сотрудничество - это совместная деятельность с партнером или взаимодействие партнеров, подразумевающее активную помощь друг другу, которое способствует достижению общих целей совместной деятельности. Развитие сотрудничества играет важную роль в формировании личности - ребенок учится видеть и понимать точку зрения партнера, координировать свои действия, развивает инициативу, творческое мышление, познавательную мотивацию. Эти качества важны не только в процессе обучения, но и для дальнейшей интеграции в общество. Основы сотрудничества формируются в дошкольном возрасте, дети начинают переходить к более сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками, они становятся больше заинтересованы друг в друге и совместной деятельности, начинают более осознанно взаимодействовать. О важности развития сотрудничества именно в дошкольный период говорили такие авторы как Е.Е. Кравцова, Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов, Л.С. Римашевская и т.д.

На современном этапе развития образования одним из приоритетов является формирование личности ребенка с учетом особенностей развития, способностей, интересов и потребностей. Проблема изучения сотрудничества в этом контексте представляется особенно актуальной, поскольку она затрагивает большое количество аспектов личностного развития. Говоря о дошкольниках с ЗПР, мы также не можем отрицать важность формирования сотрудничества, напротив, учитывая особенности их развития, это становится еще более важным. Для детей этой категории характерна незрелость эмоционально-волевой сферы, которая определяет уникальность личностных характеристик и поведения, при этом страдает и коммуникативная деятельность.

Нередко у них наблюдаются проблемы с морально-этическими нормами, слабо развиты социальные эмоции, в результате чего дети не могут установить тесные отношения со сверстниками, также могут нарушаться эмоциональные контакты со взрослыми.

Все эти особенности крайне затрудняют сотрудничество дошкольника с задержкой психического развития со взрослыми и сверстниками. В некоторых случаях ребенок не сможет заниматься совместной деятельностью со сверстниками без помощи взрослых, что негативно сказывается на социальном развитии ребенка.

Изложение основного материала исследования. Проблеме изучения самого феномена сотрудничества было посвящено довольно большое количество исследований. Таким образом, в рамках концепции совокупного действия впервые идея «особого типа сотрудничества» была сформулирована Д.Б. Элькониным [10]. Суть сотрудничества заключалась в появлении внутреннего

плана, осознание способа действий происходит через выполнение пробных действий, которые позволяют критически оценить как свои действия, так и действия партнера, и в конечном итоге приводят к созданию определенной модели действий. Таким образом, сотрудничество со взрослым и сверстником представлено как модель, реализуемая путем донесения способа действия до партнера и создания "внутреннего плана" этого действия.

Данные исследования Эльконина являются частью теории развивающего обучения, разработанной совместно с В.В. Давыдовым, в них рассматривается сотрудничество в учебной деятельности, соответственно, они затрагивают детей школьного возраста. Такие исследователи, как В.В. Рубцов, Т.А., Е.Е. Кравцова, Г.А. Цукерман, также изучали этот тип сотрудничества. Авторы отмечают большую роль сотрудничества в развитии когнитивных способностей и формировании новых психических функций [5]. В процессе совместной деятельности дошкольники осваивают такие способы взаимодействия, как распределение и обмен действиями, взаимопонимание, рефлексия и планирование, все это способствует формированию познавательных действий.

В трудах Л.С. Римашевской рассматриваются возможности развития сотрудничества в рамках занятий в детском саду. Автор отмечает, что такое взаимодействие со сверстниками учит планировать свои действия, координировать их с партнером, контролировать и оценивать себя [6]. Л.С. Римашевская также характеризует сотрудничество как основу для последующих этапов возрастного и психического развития ребенка, и особенно в дошкольный период.

Таким образом, сотрудничество в дошкольный период действительной способствует развитию навыков взаимопомощи, умения конструктивно выражать свою точку зрения и узнавать точку зрения партнера, а также грамотно решать возникшие разногласия.

Несмотря на особую роль сверстников в дошкольный период, во многих исследованиях также подчеркивается важность сотрудничества со взрослым. Л.С. Выготский рассматривал совместную деятельность ребенка со взрослым как необходимый компонент зоны ближайшего развития. В психическом развитии ребенка взрослый играет ключевую роль, и наличие зоны ближайшего развития является прямым подтверждением этого. Процесс познания мира, который происходит посредством подражания, связан со взаимодействием со взрослыми и сверстниками [1]. Основными примерами такого взаимодействия являются общение и совместная деятельности. Ребенок не способен развиваться сам по себе, без помощи взрослого он не освоит даже простейшие бытовые действия, а тем более не научится взаимодействию с окружающими. Согласно теории о зоне ближайшего развития, все умения, которые ребенок приобретает в совместной деятельности со взрослым, являются залогом его будущего развития. Следовательно, чем больше аспектов развития затрагиваются в совместной деятельности со взрослым, тем больше вероятность раскрытия всего потенциала ребенка. При этом такая деятельность должна носить именно характер сотрудничества. Взрослому необходимо выглядеть в глазах ребенка не строгим наставником, а помощником. Если ребенку не будет интересно или он будет напуган занятиями, то полученные навыки не усвоятся. Именно поэтому так важно формировать отношения сотрудничества в совместной деятельности со взрослыми.

Проблема коммуникативной стороны сотрудничества дошкольника со взрослым затрагивалась в исследованиях М.И. Лисиной [4]. Именно в процессе взаимодействия со взрослым ребенок развивается, основой в данном случае является эмоциональный контакт взрослого и ребенка, который постепенно перерастает в сотрудничество. Сама потребность в сотрудничестве появляется уже в период раннего детства, когда ребенок начинает интересоваться предметами. Реализация данной потребности происходит в совместных действиях со взрослым, с помощью него ребенок учится новым способам манипулирования предметами, которые он не может обнаружить сам. Общение, складывающееся на основе такой совместной деятельности, называется ситуативно-деловое. В дошкольном возрасте общение со взрослым обусловлено познавательными мотивами, оно уже касается не конкретных предметов, а всего окружающего мира. К концу данного периода появляется внеситуативно-личностное общение, которое касается социальных аспектов, поведения или мотивов других людей.

Каковы же условия развития сотрудничества дошкольников? Самым главным параметром можно считать наличие у ребенка положительной направленности на взаимодействие со сверстником, это проявляется в интересе детей друг к другу, в желании сотрудничать с ним. Ребенок должен воспринимать сверстника не только как приятеля, но и как партнера, с которым он сможет успешно реализоваться в совместной деятельности.

Следующим условием является владение конкретными инструментами организации сотрудничества. Ребенок должен знать правила, по которым строится взаимодействие и владеть

наиболее успешными вариантами моделей поведения в различных ситуациях, возникающих в процессе совместной деятельности.

Не менее важным является и умение строить деловой диалог. Общение играет ключевую роль на этапах планирования и согласования действий. Без него достижение результата будет невозможным.

Последним условием является умение оценивать ситуацию сотрудничества и свои возможности в ней. Ребенок должен определять какую часть деятельности он сможет выполнить и какую позицию ему стоит занять.

В процессе сотрудничества дошкольников взрослому отводится не менее важная роль. Необходимо обеспечить психологически комфортные условия, при которых ребенок сможет раскрыть весь потенциал, в том числе попробовать себя в роли лидера. Педагог должен способствовать развитию инициативы, навыков разрешения конфликтов, умению договариваться и согласовывать действия [2]. Важно донести до ребенка смысл сотрудничества и помочь в освоении правил эффективного взаимодействия. При достижении результата в процессе успешного сотрудничества повышается самооценка детей, в будущем они будут более уверенно чувствовать себя в ситуации делового взаимодействия и проявлять больше желания участвовать в такой деятельности.

Гораздо меньше исследований посвящено сотрудничеству дошкольников с ЗПР со сверстниками. В исследованиях С.Н. Сорокоумовой и В.В. Кисовой изучалось учебное сотрудничество дошкольников с ЗПР со взрослыми и сверстниками [8, 9]. В работах Е.С. Слепович сотрудничество рассматривалось в рамках игровой деятельности [7]. Было выявлено, что дошкольники с задержкой психического развития либо подчиняли себе своего партнера по деятельности, либо сами конструировали их действия. Даже если дети были способны на простые межролевые взаимодействия, то это длилось достаточно непродолжительное время. Автор подчеркивает, что такая игра не относится к полноценной совместной деятельности. Дошкольники с ЗПР испытывают трудности в ролевом взаимодействии, требующем определенного уровня социальной и коммуникативной компетентности.

Сотрудничество дошкольников с задержкой психического развития обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, у детей данной категории снижена потребность во взаимодействии и со взрослыми, и со сверстниками, у них также наблюдается сниженная активность во всех видах деятельности. Это объясняет и частое отсутствие позитивного эмоционального отношения со сверстниками, такие дети более безразличны к оценкам сверстников и их эмоциональному состоянию. Контакты со сверстниками часто неустойчивость и эмоционально поверхностны, наблюдается слабое проявление эмпатии. Неумение проявлять свои чувства и сочувствовать другим приводит к сложностям во взаимодействии.

В процессе делового диалога дошкольники с ЗПР часто не контролируют свои высказывания, им намного сложнее ориентироваться в ситуации общения. В процессе игры или любой другой совместной деятельности дети не могут договориться, что приводят к частым конфликтам. При этом способами разрешения конфликтах ситуаций они также не владеют.

В ситуации сотрудничества дошкольники с ЗПР склонны к соперничеству и импульсивному поведению. Другой крайностью может быть зависимость от более активных сверстников, отсутствие инициативы и активности. Все это связано с особенностями нервной системы, так у ребенка наблюдается повышенная двигательная активность и высокая отвлекаемость, и при этом низкая выносливость, нарушение настроения, которое негативно отражается на поведении и деятельности.

В сотрудничестве со взрослым, в условиях положительной эмоциональной обстановки, дошкольники с задержкой психического развития уже более успешны. Они легче идут на контакт, более заинтересованы в деятельности и реже отказываются от нее. Однако, с посторонним взрослым дети редко будут инициировать общение и обращаться за помощью или оценкой своей деятельности. При этом в играх, организованных взрослым, который берет на себя руководящую роль, они будут проявлять больше активности, чем в играх со сверстниками.

В процессе делового диалога дошкольники с ЗПР чувствуют себя менее уверенно и могут вовсе прекращать общение. Обращение к взрослым чаще касается желания привлечь к себе внимания, чем предмета совместной деятельности. В исследовании Е.Е. Дмитриевой, касающегося взаимодействия дошкольников со взрослыми, отмечается отставание в развитии форм общения, у дошкольников с ЗПР преобладает ситуационно-деловая форма общения, в то время как дети с нормативным развитием в дошкольном возрасте уже переходят к более высоким формам [3]. Обращения ребенка к взрослому основаны только на просьбах о помощи, они не проявляют заинтересованности в деловом сотрудничестве.

Исходя из всего вышеописанного можно утверждать, что при данных особенностях дошкольникам ЗПР крайне трудно взаимодействовать в рамках совместной деятельности, требующей от ребенка достаточно высокого уровня развития множества умений.

Выводы. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сотрудничества дошкольников с ЗПР со взрослыми и сверстниками подчеркивает важность изучения данной проблемы. Первостепенная роль развития сотрудничества, как со взрослыми, так и со сверстниками, именно в дошкольном возрасте неоднократно отмечалась большим количеством авторов. Несмотря на это, данная проблема в контексте дошкольников с ЗПР недостаточно изучена, чаще всего рассматриваются отдельные компоненты сотрудничества. Это обуславливает необходимость комплексного изучения и создания программы развития сотрудничества дошкольников с ЗПР со взрослыми и сверстниками. Перспективами дальнейших исследований данной проблемы может стать изучение сотрудничества дошкольников с ЗПР в различных видах деятельности и разработка методов организации культуры развития сотрудничества в дошкольных учреждениях.

Аннотация. В статье представлен анализ проблемы сотрудничества дошкольников с задержкой психического развития со взрослыми и сверстниками. Рассматривается специфика сотрудничества дошкольников в разных видах деятельности. Развитие сотрудничества играет важную роль в формировании личности. Ребенок приобретает качества, которые важны не только в процессе обучения, но и при дальнейшей интеграции в общество. Основы сотрудничества формируются в период дошкольного возраста. Дети начинают переходить к сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками. Для дошкольников с ЗПР характерен ряд особенностей, которые делают сотрудничество со взрослыми и сверстниками крайне затруднительным.

Ключевые слова: сотрудничество, дошкольники, задержка психического развития, взаимодействие, деловое общение.

Annotation. The article presents an analysis of research on the problem of cooperation of preschoolers with mental retardation with adults and peers. The specifics of cooperation of preschoolers in different types of activities are considered. The development of cooperation plays an important role in the formation of personality. The child acquires qualities that are important not only in the learning process, but also in further integration into society. The foundations of cooperation are formed during the preschool age. Children begin to move on to complex independent contacts with adults and peers. Preschoolers with ZPR are characterized by a number of features that make cooperation with adults and peers extremely difficult.

Key words: cooperation, preschoolers, mental retardation, interaction, business communication.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Москва: Перспектива, 2022. - 224 с.

2. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика / Л.Н. Галигузова. - Москва: Юрайт, 2020. - 254 с.

3. Дмитриева, Е.Е. Особенности социализации детей с задержкой психического развития на этапах раннего онтогенеза. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Е.Е. Дмитриева. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - С. 60-79

4. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - Воронеж: МОДЕК, 1997.-384 с.

5. Обучение учебному сотрудничеству / Г. Цукерман, Н. Елизарова, М. Фрумина, Е. Чудинова // Вопросы психологии. - 1993. -№ 2.-С. 35-43

6. Римашевская, Л.С. Развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятии: диссертация канд. пед. наук: 13.00.07 / Римашевская Лариса Сергеевна. - Санкт-Петербург, 2001,- 183 с.

7. Слепович, Е.С. Дидактическое взаимодействие детей с одинаковым и разным уровнем интеллектуального развития в ходе совместной продуктивной деятельности / Е.С. Слепович, С.С. Харин//Дефектология. - 1991.-№ 5. - С. 75-80

8. Сорокоумова, С.Н. Особенности сотрудничества старших дошкольников с задержкой психического развития со взрослым и сверстниками в учебно-познавательной деятельности / С.Н. Сорокоумова, В.В. Кисова // Дефектология. - 2014,- № 1.- С. 29-37

9. Сорокоумова, С.Н. Формирование основ учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками у старших дошкольников с задержкой психического развития / С.Н. Сорокоумова, В.В. Кисова // Дефектология. -2015. - №4,- С. 63-74

10. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - Москва: Академия, 2007. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.