Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
услуга / сфера услуг / мировая экономика / технологии / service / service sector / world economy / technology

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О.Д. Кононенко, И.С. Фадеева

В современной мировой экономике – в век космических технологий, глобализации сфера услуг развивается еще более интенсивно и приобретает новые черты. В статье рассмотрены некоторые особенности развития услуг в мире, в том числе, в аэрокосмической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE SERVICE SECTOR IN THE MODERN WORLD ECONOMY

In the modern world economy – in the age of space technologies, globalization, the service sector is developing even more intensively and acquiring new features. The article discusses some features of the development of services in the world, including in the aerospace industry.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

(Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

УДК 339.9

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ

ЭКОНОМИКЕ

О. Д. Кононенко Научный руководитель - И. С. Фадеева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: fadeeva_is@mail.ru; olkonon776@gmail.com

В современной мировой экономике - в век космических технологий, глобализации сфера услуг развивается еще более интенсивно и приобретает новые черты. В статье рассмотрены некоторые особенности развития услуг в мире, в том числе, в аэрокосмической отрасле.

Ключевые слова: услуга, сфера услуг, мировая экономика, технологии

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE SERVICE SECTOR IN THE

MODERN WORLD ECONOMY

O. D. Kononenko Scientific supervisor - I. S. Fadeeva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: fadeeva_is@mail.ru; olkonon776@gmail.com

In the modern world economy - in the age of space technologies, globalization, the service sector is developing even more intensively and acquiring new features. The article discusses some features of the development of services in the world, including in the aerospace industry.

Keywords: service, service sector, world economy, technology

Для понимания важности сферы услуг в современном мировом сообществе и в мировой экономике, обратимся к определению термина «услуги». В экономическом словаре, «услуги» определяются как результат какой-либо непроизводственной деятельности кого-либо, который направлен на удовлетворение потребностей человека. [1] Из данного определения можно сделать вывод, что услуги - это процесс удовлетворения различных потребностей человека, который осуществляется фирмой, компанией, другими людьми.

В экономике все услуги определяют в отдельную сферу услуг. Сферой услуг называется система различных отраслей хозяйства, направленных на создание продуктов, которые удовлетворяют потребности людей. Однако, в современной экономике сфера услуг выходит за привычные традиционные рамки. Развитие новых технологий, появление новых отраслей, объединение капиталов (в широком смысле этого слова) разных стран, стимулирует появление новых видов услуг, характерных инновационной, космической экономике.

Уровень развития данной сферы показывает, насколько близко страна подошла к переходу из индустриальной экономики в постиндустриальную (экономику услуг). На этот уровень оказывают влияние политика государства, глобализация и интернационализация, научно-техническая революция, развитие бизнеса.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

По данным Всемирного банка на 2019 год, лидирующее место среди стран мира по доле сферы услуг в ВВП занимает США (77,4%). После идут Великобритания (71%) и Франция (70,3%). [2] Важное замечание: в сферу услуг включается не только деятельность развлекательных комплексов, ресторанов и кафе, но и деятельность организаций, предоставляющих финансовые услуги, страховые, образовательные, услуги здравоохранения, телекоммуникации.

В связи с быстрым темпом развития науки и технологий сфера услуг, как и все остальные сферы экономики, прошла через различные изменения. Изменились способы осуществления многих традиционных услуг. Например, сейчас для покупки продуктов и товаров можно не выходить в магазин. Достаточно сделать выбор всего необходимого в электронном каталоге в приложении, а после курьер доставит заказ вам на дом. Изменилась покупка авиа-, железнодорожных билетов, билетов в кино, театры, на выставки. Теперь чтобы приобрести билет, не обязательно куда-то ехать и стоять в очереди, достаточно зайти на сайт или в приложение и приобрести билет через интернет. Еще одной отраслью, где произошли коренные изменения, является образование. Сейчас наравне с традиционным (очным) образованием, активно развивается дистанционное (удаленное) образование. Существует множество интернет школ, которые помогут ученикам и студентам подготовиться к экзаменам, выучить новые языки и подтянуть знания по другим предметам. У таких школ нет зданий, учителя и преподаватели встречаются со своими учениками на различных специальных платформах.

Так же развитие техники и технологий привели к появлению новых видов услуг и профессий, связанных с ними. Например, существуют шлем и очки виртуальной реальности, но позволить себе их может не каждый. Поэтому сейчас в торговых центрах можно найти небольшие капсулы с сиденьями, которые дают возможность всем желающим за определенную плату поиграть в игры в виртуальной реальности. Еще появление VR-очков и "У^шлемов привело к необходимости создания игр и различных платформ в виртуальной реальности. Так появилась профессия дизайнер виртуальной реальности.

Одной из основных причин такого роста и стремительного развития сферы услуг является механизация производства товаров. Современные механизмы и технологии позволяют производить товары и продукты быстрее и дешевле, однако функции по обслуживанию этих машин остаются за человеком.

Сфера услуг развивается в условиях процесса глобализации, поэтому включение в мировую торговлю обмен услугами было неизбежно. Этот процесс еще называют «невидимым» импортом и экспортом, т.к. услуги в большинстве своем неосязаемы и невидимы.

По данным отчета ВТО за 2019 год, наибольшие показатели торговли услугами принадлежат Европе, однако в уровне занятости населения в сфере услуг лидирует США.[3]

Если сравнивать продажу услуг и товаров, то поставщики услуг сталкиваются с проблемами, с которыми не сталкиваются поставщики товаров. Т.к. услуги неосязаемы, то появляется задача правильно донести до покупателей, какую услугу они получат и какую ценность она для них несет. Однако не все современные услуги предоставляют покупателям гарантии, например, услуги консультантов или организации, предоставляющие инвестиционные услуги. Они не могут на 100% гарантировать исполнение оплаченных потребителем услуг.

В российской экономике так же происходит наращивание сектора услуг. Однако российская сфера услуг все еще отстает от стран-лидеров.

Особенностью сектора услуг в России являются теневые отношения. Т.е. многие услуги можно приобрести неформально, у частных лиц. Например, девушки могут ходить на маникюр, как в салоны красоты, так и к своим подругам/знакомым, которые имеют специальное оборудование и навыки, но не трудоустроены по этой специальности. [4-5]

Секция ««Проблемы и перспеетивы между еародеоё интеграции в современном еизнесе»е

Отдельно стоит отметить рост сферы услуг в более технологичных отраслях экономики. Так, например, новый этап развития характерен для аэрокосмической отрасли, в которой на первом месте находится предоставление спутниковых услуг, доставка товаров и грузов на орбиту, а также сопутствующие услуги для организации исследований и производства в аэрокосмической отрасли. Однако, большую заинтересованность вызывает исследования и развитие инновационных ниш: от космического туризма до колонизации планет и освоения внеземных ресурсов. [6]

Сфера услуг не стоит на месте и постоянно развивается, создаются новые способы сделать жизнь людей лучше, проще, ускорить процесс удовлетворения их потребностей. Несомненно, новые технологии играют здесь огромную роль. Однако и сфера услуг играет огромную роль в развитии технологий, т.к. именно через эту сферу происходит распространение инноваций. На мой взгляд, сфера услуг развивается гораздо быстрее других сфер. Причиной этого является постоянное и быстрое возрастание потребностей людей и общества. Для их удовлетворения необходимо постоянно создавать новые услуги и технические приспособления.

Библиографические ссылки

1. Кошель П. А., Словарь-справочник: экономика, внешняя торговля, выставки /под ред. В. Л. Малькевича- М.: О-во сохранения лит. Наследия, 2012. - 344 с.: ил. 5.

2. Доля услуг в ВВП Топ-20 экономик мира [Электронный ресурс]. URL: https://credinform.ru/ru-RU/Publications/Article/6d99e95b11d8 (дата обращения: 18.03.2021)

3. World Trade Report 2019. The future of services trade [Электронный ресурс]. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/trade-monitoring/world-trade-report-2019_7e6f8c91-en#page1 (дата обращения: 18.03.2021)

4. И. А. Иваненко, О. В. Назаренко, Тенденции развития сферы услуг в мировой экономике [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/1_NI0_2008/Economics/24861.doc.htm (дата обращения: 10.03.2021)

5. Пантиков И. В. Общее положение сектора услуг в мировой экономике // Актуальные исследования. 2020. №10 (13). Ч.П. С. 110-113.

6. Кузнецов Ф.А. Инновационные направления развития государственного и частного сектора на мировом рынке аэрокосмических услуг // Российский внешнеэкономический вестник №19, 2020, С. 85-99

© Кононенко О. Д., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.