Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ УСЛУГА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ'

ЦИФРОВАЯ УСЛУГА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7938
680
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ УСЛУГА / ЭЛЕКТРОННАЯ УСЛУГА / УСЛУГА / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL SERVICE / ELECTRONIC SERVICE / SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко Евгения Сергеевна

Актуальность тематики исследования обусловлена тем, что в условиях трансформации и цифровизации экономики основным признаком развитого цифрового общества является преобладающее значение сектора цифровых услуг. Целью данного исследования является проведение ретроспективного сравнительного анализа различных научных подходов зарубежных и отечественных исследователей для разграничения толкований основных образующих терминов: «услуга», «электронная услуга», «цифровая услуга» и предложения собственной трактовки дефиниции «цифровая услуга». Автором предложена собственная классификация цифровых услуг. Акцентировано внимание на определенных трудностях в правовой квалификации цифровой услуги. Сделан вывод о том, что переход на предоставление и получение цифровых услуг может существенно повысить качествожизни исократить социальное неравенствоиз-заразного уровня дохода илипроживания вудаленных уголках страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL SERVICE: CONCEPT, TYPES, SPECIAL ASPECTS

The relevance of the research is caused by the fact that in the conditions of transformation and digitalization of economy the main sign of the developed digital society is the prevailing value of the sector of digital services. An objective of this research is carrying out retrospective comparative analysis of various scientific approaches of foreign and domestic researchers for differentiation of interpretation of the main forming terms: «service», «electronic service», «digital service» and offers of own interpretation of a definition «digital service». The author offered own classification of digital services. The attention is focused on certain difficulties in legal qualification of digital service. The conclusion is drawn that transition to granting and receiving digital services can significantly increase quality of life and reduce social inequality because of different income level or accommodation in remote corners of the country.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ УСЛУГА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ»

ЦИФРОВАЯ УСЛУГА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ

Нестеренко Евгения Сергеевна

аспирант,

ФГБОУ ВО «Крымский Федеральный университет», кафедра экономической теории г. Симферополь, Российская Федерация. E-mail: Nesterenko.E.S@yandex.ru

Аннотация: Актуальность тематики исследования обусловлена тем, что в условиях трансформации и цифровизации экономики основным признаком развитого цифрового общества является преобладающее значение сектора цифровых услуг. Целью данного исследования является проведение ретроспективного сравнительного анализа различных научных подходов зарубежных и отечественных исследователей для разграничения толкований основных образующих терминов: «услуга», «электронная услуга», «цифровая услуга» и предложения собственной трактовки дефиниции «цифровая услуга». Автором предложена собственная классификация цифровых услуг. Акцентировано внимание на определенных трудностях в правовой квалификации цифровой услуги. Сделан вывод о том, что переход на предоставление и получение цифровых услуг может существенно повысить качествожизни исократить социальное неравенствоиз-заразного уровня дохода илипроживания вудаленных уголках страны.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая услуга, электронная услуга, услуга.

JEL: L6

DIGITAL SERVICE: CONCEPT, TYPES, SPECIAL ASPECTS Nesterento Evgeniya Sergeevna

pоstgraduate оf 3 years оf study оf the Department оf Ecоnоmic Theоry, V.I.Vernadsky ^mean Federal University Simferopol, Russian Federation

Abstract: The relevance of the research is caused by the fact that in the conditions of transformation and digitalization of economy the main sign of the developed digital society is the prevailing value of the sector of digital services. An objective of this research is carrying out retrospective comparative analysis of various scientific approaches of foreign and domestic researchers for differentiation of interpretation of the main forming terms: «service», «electronic service», «digital service» and offers of own interpretation of a definition «digital service». The author offered own classification of digital services. The attention is focused on certain difficulties in legal qualification of digital service. The conclusion is drawn that transition to granting and receiving digital services can significantly increase quality of life and reduce social inequality because of different income level or accommodation in remote corners of the country.

Keywords: digital economy, digital service, electronic service, service.

В теории постиндустриального общества существенно изменяется место сферы услуг в экономике развитых стран. В условиях трансформации и цифровизации экономики основным признаком развитого цифрового общества является преобладающее значение сектора цифровых услуг. В 2017 году каждый второй житель планеты подключился к сети Интернет. По прогнозам компании McKinsey, в ближайшие 20 лет до 50% рабочих операций в мире станут автоматизированными. По числу интернет-пользователей Россия вошла в рейтинг лидеров, заняв первое место в Европе и шестое в мире [1]. Мир становится более прозрачным при переходе на цифровые продукты и электронные услуги.

Несмотря на свое широкое употребление в практике, термин «услуга» так и не получил однозначной трактовки и адекватного категориального оформления. Следовательно, целью данной статьи является проведение ретроспективного сравнительного анализа различных научных подходов

зарубежных и отечественных исследователей для разграничения толкований основных образующих терминов: «услуга», «электронная услуга», «цифровая услуга» - и предложения собственной трактовки дефиниции «цифровая услуга».

Экономическое понятие «услуга» как вид экономической деятельности, считается, что впервые ввел в научный оборот Ж. Сэй в 1803 году в работе «Трактат по политической экономии». Ученый считал, что услуги оказывают не только люди, но и предметы, силы природы. Ф. Бастиа, опираясь на «теорию услуг» Ж. Сэя, значительное внимание уделял индивидуальным услугам и их роли в гармонизации интересов. Следует отметить, что под услугой ученый понимал не только реальную затрату труда в процессе производства, но и каждое усилие вообще, которое применяется кем-либо или от которого высвобождается тот, кто данную услугу использует (идея социальной услуги) [2]. К. Маркс трактует данное определение в широком смысле и в узком. В широком смысле услуга -результат труда, который может выступать в различной форме и предназначен не для собственного потребления и удовлетворения различных потребностей, а других индивидуумов, организаций, стран. В узком смысле К. Маркс рассматривает услугу как деятельность, не принимающую предметно-вещественную форму и, соответственно, не получающую в виде вещи самостоятельного бытия отдельно от исполнителя этих услуг [3]. Термин «услуга» в российском законодательстве впервые появился в Конституции РФ в 1993 г.

По мнению Х. Ворачека, не выработано единого понятия «услуга», способного охватить все многообразие данной деятельности. В литературе встречается довольно широкий диапазон мнений по этому вопросу [4].

После анализа зарубежных и отечественных определений, с нашей точки зрения, в современной литературе целесообразно выделить три основных подхода к толкованию дефиниции «услуга», представленных в табл. 1 [5, 6]. Первый подход рассматривает услугу как деятельность, процесс, специфическую форму труда, взаимодействие, а второй подход соотносит данное понятие с результатом труда, полезным эффектом деятельности, представители же третьего подхода пытаются объединить постулаты первого и второго подходов. Мы придерживаемся следующего определения: услуга - деятельность одного субъекта, которая осуществляется по инициативе другого с целью удовлетворения потребностей последнего субъекта. Указанная деятельность становится возможной лишь при наличии двух обязательных условий: потребности в получении такой услуги и объективной возможности ее предоставить [7].

Таблица 1 - Подходы к трактованию дефиниции «услуга» [составлено автором на основе: 2-17]

Авторы Определение Отличительные характеристики

Ф. Котлер [9 ] Услуга - любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Автор представляет услугу в виде неосязаемой деятельности без права собственности на нее.

Бастиа К.Ф. [6, 1133] Услуги - реальные затраты труда в процессе производства, так и вообще любые усилия, прилагаемые кем-либо в порядке обмена деятельностью или освобождающие кого-либо из индивидуумов от определенного образа действий. В определении услуга представлена как взаимодействие, то есть процесс, возникающий между его участниками, которые обозначены как какие-либо индивидуумы.

Авторы Определение Отличительные характеристики

Маршалл А. [10] Услуги - все виды деятельности (делаете ли вы стол из куска дерева, везете ли уголь, готовите ли рыбу и т.д.), которые производят полезности или, другими словами, услуги для удовлетворения желаний. Автором сделан акцент на том, что услуги - это виды деятельности, то есть процессы, которым присущ полезный эффект деятельности.

Хилл Т. [11] Услуга может быть определена как изменение в условиях лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, которое является результатом деятельности какой-либо другой экономической единицы с предварительного согласия первого лица. Услуга представлена процессом изменения.

К. Гронроос. [12] Услуга - это процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые при необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия - поставщика услуг. Четко сформулировано, что услуга - это процесс, состоящий из действий, направленный на решение проблем покупателя услуги. Обозначены поставщики и потребители. Подчеркнута неосязаемость услуги.

Услуга - результат:

Г. Ассэль [2] Услуга - это неосязаемые блага, которые приобретаются потребителем, но не связаны с собственностью. Автор связывает услугу именно с конечным результатом (приобретением блага), а из действий фигурирует лишь ее покупка.

Л. Абалкин [5] Услуга - специфический продукт труда, который не приобретает вещной формы и потребительская стоимость которого в отличие от вещного труда заключается в полезном эффекте живого труда Автор рассматривает услугу как продукт труда, приносящий полезный эффект деятельности.

В. Супян [8] Услуги представляют собой такие виды продукции, которые не могут быть складированы и потребляются в месте и во время их потребления Автор рассматривает услугу как вид продукции и подчеркивает ее неосязаемость.

Смит А. [10, с. 8] Услуги - бесплодные и непродуктивные, так как они, как правило, исчезают в самый момент их предоставления и не фиксируются в каком-либо ощутимом продукте Автор указывает на результат процесса как предполагаемый неосязаемый, но не указаны поставщики и потребители процесса.

Авторы Определение Отличительные характеристики

Васильева О.Е. [13] Услуга - особый товар, принявший специфическую форму в виде результата деятельности, направленной на удовлетворение потребностей различных субъектов общества) посредством обмена. Услуга выступает как неосязаемый результат деятельности с целью удовлетворения потребностей покупателя.

Двойственность подходов:

Аристотель [14] Услуга - форма взаимодействия между людьми, которая предусматривает пропорциональное возмездие или вознаграждение. В данной трактовке автор представляет услугу в виде взаимной деятельности между индивидами с целью получения вознаграждения за результат деятельности.

Ф. Котлер [15]. Услуга - это любое мероприятие, деятельность или выгода, которые одна из сторон может предложить другой стороне и которые в основном неосязаемы и не приводят к овладению чем-либо Ф. Котлер дает очень широкое определение, включающее в себя связь услуги и с действием, и с результатом (выгода - это все же некий результат, а не процесс).

К. Маркс [3, с. 413]. Услуга - полезное действие той или иной потребительной стоимости товара или труда. К. Марксу присуща двойственность подхода: он одновременно рассматривает данное понятие и с позиции деятельности, и с позиции результата труда

В. Прищепенко [16] Услуга - определенное свойство объекта или субъекта, проявляющееся в результате взаимодействия с другими объектами и/ или субъектам В данном определении автор подчёркивает двойственность услуги, т.е. услуга - не только результат действия, но и процесса взаимодействия

Прокопенко С. [6, с. 10] Услуги - виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существующий материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Само оказание услуг создает желаемый результат. Услуга обозначена и как процесс, и как результат этого процесса

С нашей точки зрения, для точности исследования необходимо выделить характерные признаки услуги [8]:

положительный эффект как результат деятельности, который заключается в удовлетворении потребностей конкретного субъекта;

первичность потребностей заказчика в действиях исполнителя при оказании услуги; синхронность предоставления и получения услуги;

потребление услуги не предусматривает права собственности на нее, в отличие от товара (вещей);

услуга, как правило, не приводит к возникновению материального (имущественного) правоотношения, то есть форма удовлетворения потребности сама по себе не связана исключительно с образованием материального (овеществленного) носителя;

дифференцированность качества услуги, которая зависит от квалификации исполнителя (то есть поставщика услуги) и процесса совершения им определенных действий;

эксклюзивность услуги (то есть она предоставляется конкретным субъектом правоотношений - исполнителем, предоставляющим услуги);

невозможность хранения услуги и, соответственно, ее накопления и перераспределения; неисчерпаемость услуги (то есть независимо от числа предоставления соответствующей услуги ее собственные количественные характеристики не изменяются).

В мировой экономике продолжают выделяться и развиваться многие виды специализированных отраслей сферы услуг. Особое развитие в условиях цифровизации получили цифровые услуги, в отношении которых коммерческие операции, например, поиск, заказ, доставка и оплата осуществляются исключительно электронным способом в сети Интернет [18]. В Российской Федерации определения цифровой услуги в настоящий момент не выработано, как и не существует критериев их разграничения. Также данная дефиниция отсутствует в существующих классификациях данного термина. Как правило, в большинстве исследований, цифровые услуги - это традиционная услуга, оказываемая посредством сети Интернет (услуги онлайн-рекламы; услуги онлайн-посредничества; продажа данных, сгенерированных из информации, оставленной пользователями в цифровых интерфейсах и др.). Наиболее распространенными среди них являются образовательные, информационные, рекламные, консультационные, бухгалтерские, юридические, научно-технические услуги [19]. С нашей точки зрения, необходимо узаконить цифровые услуги для большинства отраслей, так как огромное количество как государственных предприятий, так и внебюджетных организаций игнорируют процесс цифровизации, что в свою очередь может привести к серьезным последствиям (например, для того, чтобы Вы могли прийти в любое учреждение и потребовать электронную очередь, электронную книгу жалоб, электронную карту и др.).

Следует акцентировать внимание на том, что при получении цифровой услуги происходит обмен электронными данными, которые составляют содержание цифрового объекта, а не физическое перемещение товаром границы. Но это не означает, что взаимодействие при получение цифровой услуги полностью происходит в цифровой форме, например, веб-сайт Amazon.com представляет цифровые услуги, которые часто включают доставку физического продукта. Однако это взаимодействие быстро меняется, так как Amazon.com уже предлагает множество электронных книг.

Следующим отличием цифровой услуги являются права собственности. Поставщик услуги может представлять собой большое количество взаимодействующих владельцев (например, платформа, суть которой заключается в предоставлении бизнесу и населению специфической услуги по координации деятельности различных участников рынка).

Цифровая услуга в первую очередь направлена на удовлетворение потребности покупателя, то есть характер отношений отходит на второй план, так как в большинстве случаев продавец даже не будет знать о социальных, культурных, эмоциональных качествах покупателя. Если же мы говорим, об оказании обычной услуги, то она основана на личных отношениях и взаимодействии. [20]. Таким образом, нами выделены следующие характеристики цифровых услуг:

- неосязаемость (в большинстве случаев);

- поставка через интернет;

- легкодуступность;

- поставка автоматизированная или при минимальном вмешательстве человека;

- права собственности как индивидуальные, так и общие;

- контролируемость поставки услуги покупателем;

- хранение информации в цифровом виде;

- нацелена в первую очередь на удовлетворение потребности покупателя

- неисчерпаемость услуги (то есть независимо от числа предоставлений соответствующей услуги ее собственные количественные характеристики не изменяются);

- асинхронность предоставления и получения услуги.

С нашей точки зрения, следует сразу же разобраться в понятиях цифровые услуги и электронные. Прилагательное «цифровая» изначально относится к форме (или формату) представления информации. Эта форма не связана прямо с материальным носителем информации. А прилагательное «электронная» относится к материальной форме воплощения сигнала, т.е. как раз к материальному носителю информации [21]. Электронные услуги формируются на основе электронных ресурсов, которые в свою очередь основываются на информационных технологиях и чаще всего имеют информационный характер. Цифровые услуги базируются в первую очередь на сквозных, а потом уже на информационно-коммуникационных технологиях. Как правило в Российской Федерации электронная услуга связана с предоставлением электронного документа, то есть данный документ возможно перевести в обычную бумажную форму [22].

В Российской Федерации под электронными услугами в большей степени подразумеваются государственные услуги, оказанные на основе современных информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют реорганизовать работу органов власти и достигать нового качества управления, соблюдая регламенты обслуживания бизнеса и общества и повышая результативность принимаемых решений. В данном случае электронные услуги можно рассматривать как инструмент в повышении качества взаимодействия власти, бизнеса и общества. Задачи электронных услуг - повышение надежности и улучшение деятельности систем государственного обслуживания; обеспечение нужной информацией и услугами широких слоев населения. Результатом практического внедрения электронных услуг в рамках программы электронного правительства в самом широком плане является более качественное управление [23].

Как было уже сказано ранее, отечественные ученые пока не исследовали понятие «цифровая услуга». Хотелось бы отметить определения зарубежных авторов: K. Williams, S.Chatterjee и M.Rossi, которые считают, что цифровая услуга - это деятельность или выгода, которую одна сторона может предоставить другой посредством цифровой сделки. Стороной, предоставляющей услугу или деятельность, является поставщик цифровых услуг. Стороной, получающей деятельность или выгоду, является пользователь цифрового услуг [20, с 506]. A. Kar и H. Singhal рассматривают цифровые услуги как услуги, которые полностью автоматизированы и управляются конечным потребителем или клиентом услуг [24].

C нашей точки зрения, развитие и электронных, и цифровых услуг направлено на повышение уровня цифровизации как в стране, так и на региональном уровне. Поэтому мы считаем, что целесообразней рассматривать электронные услуги как составную часть цифровых услуг. Далее для полноты исследования авторами предложена классификация цифровых услуг (рис. 1) [26, 27]:

- государственные электронные услуги (многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, Единый портал государственныхуслуги функций, цифровые услуги электронной записи через Интернет, мобильные приложения для записи в городские учреждения и др.);

- информационные услуги (городские информационные сервисы: городской информационный портал, портал скаталогом доступных сервисов или услуг для жителей, приложения или рассылки соповещением о чрезвычайных ситуациях и др.);

- транспортные услуги (цифровые услуги для использования личного иобщественного

транспорта: приложения для поиска иоплаты парковки, сервисы дляпросмотра иоплаты штрафов, приложения с расписанием и маршрутами движения транспорта, приложения для просмотра пробок и аварий, безналичные способы оплаты проезда и др.);

- услуги жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) (оплата онлайн коммунальных платежей за электричество, газ, воду иотопление; цифровые сервисы для клиентов: выставление электронных счетов; личный кабинет клиента свозможностью отмечать показатели расхода электроэнергии, воды или газа и др.);

- финансово-технологические услуги (мобильные приложения банков илистраховых компаний, мобильные электронные кошельки или средства платежей и др.);

- услуги в сфере цифрового образования и науки (образовательные онлайн-платформы, агрегирующие онлайн-курсы, сетевое взаимодействие, цифровых платформы для взаимной интеграции интеллектуальных ресурсов науки, образования и современных технологий; и др.);

- услуги в сфере цифрового здравоохранения (Единая система идентификации физических лиц и интегрированная электронная медицинская карта, облачная платформа, обеспечивающая доступ персонала и пациента к информации,приложения, обеспечивающие постоянный мониторинг жизненных функций и др.);

- услуги в сфере культуры (виртуальная церковь,imedrese, иммерсивный театр, «Большой музей», цифровой кинотеатр, кинотеатр 3D, кинотеатр Drive-in, электронная библиотека, виртуальные выставки и др.);

- услуги в сфере туризма (цифровые сервисы для туристов, системы онлайн бронирования жилья и покупки билетов, онлайн-платформы определенного типа туризма, космический туризм и др.);

- услуги в сфере торговли (коммерция вещей, онлайн-торговля, покупка и оплата, платформы цифрового опыта и др.)

- услуги доступа к сети(доступ кпубличной бесплатной Wi-Fi

ЦИФРОВЫЕ УСЛУГИ

- Услуги доступа к сети

Рисунок - 1 Классификация цифровых услуг [составлено автором на основе 26, 27]

Принимая во внимание вышесказанное, цифровая услуга - это автоматизированная онлайн деятельность, которую одна из сторон может предложить другой стороне посредством цифровой сделки для улучшения качества жизни общества при минимальном вмешательстве человека. Потребителями цифровых услуг могут быть государство, муниципальные органы власти, организации, частные лица, т. е. все экономические субъекты. (Список затронутых поставщиков цифровых услуг включает, но не ограничивается следующим: подписки на игры, азартные игры, электронные книги, программное обеспечение и обновления программного обеспечения, веб-сайты, хостинг, VoIP, контент, музыка, фильмы, изображения, фотографии, доступ к электронным рынкам, дистанционное обучение и др.).

Тот факт, что поставщики могут предоставить огромное количество цифровых услуг может осложнить анализ и систематизацию данных по данному исследованию, поэтому следует рассмотреть типы цифровых услуг. H. Klotzner предлагает следующие типы цифровых услуг [25]:

1. Интегрированные цифровые услуги (далее - IDS): интегрированные цифровые услуги являются неотъемлемой частью выпускаемой продукции и предоставляются бесплатно. Однако их затраты могут быть рассчитаны в общую цену. IDS носят дополнительный характер и имеют важное значение для основной функциональности физического продукта (например, после покупки телефона находимо регулярное обновление программного обсечения, обновление предоставляется через Интернет производителем бесплатно).

2. Цифровые услуги надстройки (далее - ADS): дополнительные цифровые услуги поставляются в виде цифровых сервисных расширений выпускаемой продукции и оплачиваются отдельно. ADS носят дополнительный характер и выполняют функции, которые не имеют существенного значения для физического продукта. (например, строительная фирма продает кирпичи, чтобы помочь клиенту вычислить правильный угол для размещения кирпичей, фирма предоставляет приложение, которое использует технологию дополненной реальности за отдельную оплату. Само приложение требует подключения к Интернету.

3. Чисто цифровые услуги (далее - PDS) обеспечивают результат, независимый от физического продукта (например, компания производит диагностические устройства для автомобилей. Поскольку новейшее производство автомобилей может также напрямую подключаться к сетям, то она предлагает интернет-сервис, который считывает данные с автомобиля через сетевое соединение и анализирует его в Интернете. Услуга предлагается в виде подписки. В этом случае больше нет необходимости в физическом устройстве.

Также следует акцентировать внимание на определенных трудностях в правовой квалификации цифровой услуги, покупка и продажа которой может происходить, через сеть Интернет, минуя физические границы регионов и государств. Поэтому рынок цифровых услуг фактически неподконтролен налоговым, таможенным и иным государственным органам, что осложняет процедуры обложения таможенными пошлинами, а также введение тарифных барьеров [19]. Некоторые государства (Великобритания, Испания, Германия и др.) нацелены на введение налога на продажу цифровых услуг. Напомним, что проект цифрового налога Еврокомиссия предложила 16 марта 2018 года. Попроекту, налог вразмере 3% должен взыскиваться совсех доходов американских интернет-гигантов годовой оборот которых свыше 750 млн.долларов. Первыми под этот налог подпадут такие компании, как Microsoft, Apple, Google иFacebook.

Следовательно, переход на предоставление и получение цифровых услуг может существенно повысить качествожизни исократить социальное неравенствоиз-заразного уровня дохода илипроживания вудаленных уголках страны. В первую очередь, цифровые услуги послужат механизмом социальных лифтов, оказывая содействие на социальную ифинансовую вовлеченность населения иповышая доступность, качествоиудобствополучения услуг втаких важнейших областях, как медицина, образование, государственные услуги, культура, наука. Во-вторых, цифровые

услуги позволяют создавать комфортные и безопасные условия дляжизни общества. В-третьих, всовременном мире компаниям крайне необходимы квалифицированные кадры, обладающие цифровой грамотностью, аталантливые люди, серьезно относятся квыбору места дляжизни иработы. Создание удобных условий жизни становится обязательным требованием дляпривлечения высококлассных специалистов икрупных работодателей, особенно ввысокотехнологичных отраслях. Сегодня хорошее качествожизни напрямую связано сулучшением бизнес-климата иэкономическим ростом. В-четвертых, цифровые услуги помогут улучшить деловой иинвестиционный климат -благодаря повышению доступности иэффективности государственных услуг.

Разработанная трактовка систематизирует широкий спектр экономических работ по цифровой экономике, что является фундаментом для дальнейших эмпирических исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цифровая Россия: Новая реальность. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// www.tadviser.ru/images/c/c2/DigitalRussia-report.pdf (дата обращения: 12.01.2019).

2. Савинов Л. И. Теоретические подходы к содержанию понятия «услуга» // Сервис plus. - 2010. - № 3. - С. 14-19.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 26. - Ч. 1. - С. 413

4. Ворачек Х. О состоянии «теории маркетинга услуг» / Х. Ворачек// Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №1. - С.99-103.

5. Король. А. Н. Услуги: определение и классификация /А. Н. Король,С. А. Хлынов // Электронное науч. изд. «Ученые заметки ТОГУ». - 2014. - Т. 5. № 4. - С. 1323-1328

6. Фадеева Н. В. Анализ основных дефиниций сферы услуг с позиций процессного подхода к менеджменту качества // Вестник ТГТУ- 2011. - Т. 17. - № 4. - С. 1131-1147

7. Бритченко И.Г. Теоретические подходы к определению понятия «услуга» и «административная услуга» в экономической литературе и практике / Даньшина Ю.В., Бритченко И.Г. // Електроний науковий журнал ВСУ iм. Черноризец Храбр (Варна, Болгарiя). - № 10. - 2017. - 19 с.

8. Адмшютративш послуги у сферi внутршшх справ: Монографiя / ГП.Голосшченко, О.Г.Циганов, О.О.Попова, М.О.Журба, 1.В.Бойко; за ред. ГП.Голосшченка, к.т.н., О.Г.Циганова. - К.: НТУУ «КП1», ДНД1 МВСУ, 2015. - 590 с.

9. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер, 1998. - 559 с.

10. Попов Е.А. Концептуальная сущность услуг в информационно-сервисной экономике : монография / Е.А. Попов. - Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2007. - 128 с.

11. Hill, T. P. On goods and services / T. P. Hill // Review of Income and Wealth. — V. 23 (December 1977). - P. 315-338.

12. Gronroos, C. Service Management and Marketing: A Customer Relationship Management Approach / C. Gronroos. - 2nd ed. - West Sussex, England : John Wiley & Sons, 2000. - 404 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Васильева О.Е. Эффективность сервисного обслуживания продукции / О.Е. Васильева. - М. : Экономика, 2007. - 175 с.

14. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель; [пер., примеч. и указ.] Н.В. Брагинской // Этика / Аристотель; [пер. Н.В. Брагинской, Т А. Миллер]. - М.: АСТ, 2011. - С. 39-280.

15. Котлер Ф. Основы маркетинга. / Пер. с англ. - М.: Изд-во Вильямс, 2007. - 656 с.

16. Прищепенко В.В. Семантика, дефиниции и соотношение понятий «продукт», «товар», «услуга» // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 2. - С. 12-21.

17. Михалев И.В. Методологические подходы к определению и структуре сферы услуг // Сервис в России и за рубежом. Электронный журнал. - 2012. - № 10. - С. 12-23.

18. Hart М., Chaitoo R. Electronic commerce and the Rules of the World Trade Organization // Journal of world intellectual property. 1999. No. 6. p. 71-75.

19. Цифровой товар - товар или услуга? [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// moglobi.ru/stati/cifrovoj-tovar-tovar-ili-usluga/main.html (дата обращения: 12.01.2019).

20. Williams K., Chatterjee S., Rossi M.Design of emerging digital services: a taxonomy // European Journal of Information Systems. Vol. 17, No. 5, 2008, p. 505-517.

21. Козырев А.Н. Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе [Электронный ресурс] // Цифровая экономика (CEMI-RAS).- М.: ЦЭМИ РАН, 2017.URL: http://digital-economy.ru/stati/tsifrovaya-ekonomika-i-tsifrovizatsiya-v-istoricheskoj-retrospektive (дата обращения: 10.03.2019).

22. Цветков В.Я., Семушкина С.Г. Электронные ресурсы и электронные услуги // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 6-1. - С. 39-40.

23. Татаринцева Э. А. Электронные услуги как инструмент повышения качества взаимодействия власти, бизнеса и общества [Электронный ресурс] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. URL: http://www.rbsys.ru/page.php7press-centre/publications/2009/06/04/305/ (дата обращения: 12.03.2019).

24. Kar A., Singhal H. Information Security Concerns in Digital Services: Literature Review and a Multi-Stakeholder Approach // International Conference on Advances in Computing, Communications and Informatics. 2015 p. 901-906.

25. Klotzner H. The Digital Service Transformation in the Manufacturing Industry //URL: https://www. researchgate.net/publication/318040460_The_Digital_Service_Transformation_in_the_Manufacturing_ Industry (дата обращения: 25.03.2019).

26. Рейтинг удовлетворенности цифровыми услугами в крупных городах мира // URL: https:// www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-digital-city-survey/$FILE/EY-digital-city-survey.pdf (дата обращения: 27.03.2019).

27. Симченко Н. А., Нестеренко Е. С. Структурные особенности социальных институтов развития цифровой экономики / Известия ДВФУ Экономика и управление. - 2018. - № 3. - С. 24-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.