Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В ПЕРИОД ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В ПЕРИОД ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
631
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ БРАКА / СЕМЬЯ / НОРМЫ РЕЛИГИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зульфалиева В.Г.

В данной работе автор рассматривает документы, на основании которых становились и развивались как личные взаимоотношения в семье, так и институт семьи и брака в целом. В ходе исследования автором были выявлены особенности формирования семейного права на начальных этапах становления Древнерусского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF FAMILY LAW IN THE PERIOD OF ANCIENT HISTORY OF RUSSIA

In this work the author is considering the documents which based on they became and developed as personal relationships in the family, so is the institution of family and marriage in general. During the exploration the author revealed the features of the formation of family law in the initial stages of the formation of the Old Russian state.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В ПЕРИОД ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В ПЕРИОД ДРЕВНЕЙ

ИСТОРИИ РОССИИ

В.Г. Зульфалиева, студент

Научный руководитель: Э.М. Алсынбаева, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-3-45-48

Аннотация. В данной работе автор рассматривает документы, на основании которых становились и развивались как личные взаимоотношения в семье, так и институт семьи и брака в целом. В ходе исследования автором были выявлены особенности формирования семейного права на начальных этапах становления Древнерусского государства. Ключевые слова: формы брака, семья, нормы религии.

Институт семьи и брака является наиболее действующим звеном в развитии системы общества. Семья, как малая социальная группа, выступает важным социальным институтом, который имеет свои функции, цель и значимость в социализации личности. В свою очередь, брак является исторически сложившийся формой закрепления отношений между мужчиной и женщиной, которая в то же время устанавливает их права и обязанности по отношению друг к другу. Стоит отметить и тот факт, что брак и семья являются взаимодополняющими и важнейшими элементами в формировании общественного сознания, а также оказывают воздействие на изменение моральных, социальных и правовых норм.

В отечественной истории такие учёные, как М.А. Исаев, М.В. Антокольская, отмечают различную периодизацию развития института семьи и брака в истории России. Нами же будет рассмотрены нормы, которые регулировали семейные отношения до крещения Руси в 988 году по период восшествия первых Романовых на престол.

Славянские племена регулировали отношения между собой на основе обычного права, складывавшейся в соответствии с нормами язычества и культа, которые были свойственны тому периоду. Брак заключали посредством родителей, которые приносили невесту в дом жениха (у полян), а затем получали плату (вено), также мог осуществляться выкуп невесты. Невесту могли выбрать на игрищах, где могли

похитить девушку с её согласия, данный обряд получил название «умыкание невесты», также допускалось многоженство. При похищении, невеста, скорее, становилась собственностью жениха, иначе дело обстояло, когда супруг получал приданое за невесту от её родственников. Характерной чертой данной эпохи является то, что каждое племя имело свои обособленные обычаи в сфере брака и семьи, также существовали различные способы заключения брака, в зависимости от которых определялся статус жены в семье [2].

С принятием христианства в 988 году происходит рецепция византийского брач-но-семейного законодательства, которая распространила религиозные нормы по отношению к семье. Основным документом являлся Номоканон - собрание норм византийского семейного права, в дальнейшем после перевода и дополнения княжескими уставами, он стал называться Кормчей книгой. Положение о брачном праве закреплялись в главе 50 Кормчей книги «О тайне супружества», где в первой части сдержались общее понятие брака и порядок, условия, место и время совершения брака. Во второй части главы были указаны степени кровного родства и свойства, при наличии которых нельзя было вступать брак или, наоборот, дозволялось, также были собраны учения о духовном родстве и о его влиянии на брак (при крещении, усыновлении). Закрепляется единая форма заключение брака - церковное венчание. Характерной чертой способа

заключения брака с XI века было то, что брак заключался в два этапа. Сначала осуществлялось обручение (сговор) по предварительному договору родителей будущих супругов, который закреплялся сго-ворной записью. Вторым этапом являлось венчание, где священник составлял венечную запись [5].

М.В. Антокольская отмечала, что церковный брак официально признавался «таинством», то есть совершался на небесах, который был направлен на наиболее полное физическое и духовное общение супругов, однако духовная сторона христианского брака не получила существенного развития в тот период [1].

Вводились такие существенные условия для заключения брака, как: возраст (для мужчин 15, для женщин 12); кровное родство до седьмой степени включительно; наличие христианского вероисповедания у супругов; согласие родителей; отсутствие не расторгнутого брака; соблюдение сроков заключения брака. Церковь четко регламентировала основания для расторжения брака, например, прелюбодеяние, проблемы со здоровьем супругов, действия жены, которые позорили мужа т.д. Религия упразднила многоженство, при этом допустив вступление в брак не более трех раз. Вместе с тем изменились личные и имущественные отношения между супругами. В соответствии с нормами религии на супругов возлагаются взаимные обязанности, но при этом они не были равны. Предусматривались разные виды наказания, в то же время жена рассматривается как относительно самостоятельное лицо за счет своего приданого, выдаваемого её родителями жениху. Дети росли в условиях «теремного» существования семьи, относящееся к жене, которая практически была в заточении. Следует отметить, что не было свободного волеизъявления для юношей и девушек при решении, к примеру, вопроса о выборе супругов, могло применяться принуждение со стороны родителей, однако церковь запрещала брак без согласия жениха и невесты [4].

Семейное право и уклад в России раннего периода отличалось от института семьи и брака в Западной Европе и Древнего

Рима. Различалось правосознание по отношению к женщине и её места и роли в семье, так, в Западной Европе почитали образ прекрасной дамы, основанной на почитании Мадонны, в соответствии с этим не одобрялось применение насилия к женщине. В России же правосознание стояло на более низкой ступени развития, поэтому довольно часто встречались убийства жены и ограничение её свободы, которые, к слову, были запрещены церковью. Однако в имущественных отношениях в Древней Руси, по сравнению с Западной Европой, жены обладали большей самостоятельностью, так как еще в дохристианский период женщина имело свое имущество. Так, княгине Ольге принадлежал собственный город, свои места птичьей и звериной ловли. В семейных отношениях господствовала родительская власть, например, родители могли даже убить своего ребенка за неповиновение или обратиться к публичной власти для наказания провинившегося ребенка, кроме этого родители могли отдать ребенка в холопство или же насильно подстричь в монахи. Конечно, подобные действия осуждались церковью, однако в тот период канонические представления о семейной жизни ещё не укрепились [1].

Помимо Кромчей книги существовало «княжеское право», источником которого были уставы князей Владимира Святославича «О десятинах, судах и людях церковных» и Ярослава Владимировича «О церковных судах» (Х-Х1 вв.). По мнению И.А. Исаева, уставы князей лишь дополняли новыми нормами обычное право, не затрагивая его сущности. Уставы содержали нормы, регулирующие брачно-семейные отношения, действия против нравственности и семьи. В своих уставах князья закрепляли положения о деяниях по отношению к семье, церкви и т.п. В сфере отношения семьи выделялись такие «преступления», как: многобрачие, развод («роспуст»), супружеская измена («заставанье»), принуждение родителями детей к вступлению брак или необоснованный запрет жениться или выйти замуж. Последнее имеет особое значение, если данное деяние повлекло самоубийство, избиение

мужа женой, родителей детьми и свекрови снохой. Уставы также касались преступлений против половой морали, которые выражались в сожительстве вне брака и рождение внебрачных детей, половые связи между кровными и духовными родственниками, убийство матерью новорождённого ребёнка, побои чужой жены и т.д. [3]. Также, уставы предполагали наказания за нарушение установленных канонов. Так, воровство чужой дочери (умыкание) несло материальную ответственность перед церковной властью, князем и самой потерпевшей. Уставы первых князей закрепляли за церковью право судебного разбирательства, куда также были отнесены дела «брачные и семейные».

Процесс заключения брака и внутрисемейные отношения начинают складываться в соответствии с канонами религии при присутствии элементов обычного права. Церковь приобретает значимую роль в брачно-семейных отношениях, так как в

форм заключения брака, так и расторжение брака. Правовое значение стали уделять только законному родству и законности происхождения ребёнка, поэтому внебрачные дети утратили права. Супружеские отношения характеризовались полновластием мужчины по отношению к своей жене и своим детям, при этом в сфере имущественных отношениях жена пользовалась относительной независимостью. Наказания по отношению к членам семьи было примитивным, так как осуществлялось на основе обычного права.

Таким образом, несмотря на то, что Древнерусское государство унаследовала семейное право из римского частного права, она сохраняла присущие ей особенности. Данное положение связано с тем, что после принятия христианства, население, раннее существовавшие, как отдельные племена, сохраняла свои исторически сложившиеся и укрепившиеся обычаи и традиции в сфере семейных отношений.

его деятельность входит как узаконение

Библиографический список

1. Антокольская М. В. Семейное право. Учебник: изд. второе, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - С. 49-51.

2. Белковец Л.П. История государства и права России. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издание, 2000. - С. 18.

3. Исаев И.А. История отечественного государства и права. Учебник. - М.: Проспект, 2012. - С. 21.

4. Нижник Н.С. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в контексте эволюции государственно-правовой системы России, 1Х-ХХ вв.: автореф. дис. д-ра юрид. наук. - СПб., 2003. - С. 16-26.

5. Цитович Л.В. Семейное право: учебник и практикум для вузов / Л.М. Пчелинцева, Л.В. Цитович. - М.: Юрайт, 2019. - С. 83-84.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF FAMILY LAW IN THE PERIOD OF ANCIENT HISTORY OF RUSSIA

V.G. Zulfaliyeva, Student

Supervisor: E.M. Alsynbaeva, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. In this work the author is considering the documents which based on they became and developed as personal relationships in the family, so is the institution of family and marriage in general. During the exploration the author revealed the features of the formation of family law in the initial stages of the formation of the Old Russian state. Keywords: forms of marriage, family, religious norms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.