Научная статья на тему '10. 12. Регламентация нормами обычного права брачно-семейных отношений чувашских крестьян в ХVII ХIХ веках'

10. 12. Регламентация нормами обычного права брачно-семейных отношений чувашских крестьян в ХVII ХIХ веках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
645
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЫЧНОЕ ПРАВО / ЧУВАШСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ / БРАК / РАЗВОД / СЕМЬЯ / CUSTOM LAW / CHUVASH PEASANTS / MARRIAGE / DIVORCE / FAMILY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оверчук Юлия Викторовна

Статья посвящена анализу норм обычного права регламентирующих комплекс брач-но-семейных отношений чувашских крестьян в XVII XIX веках. Показаны специфика обрядов и церемоний при заключении и расторжении брака, влияние язы-ческого культа, предписаний обычного права и дог-матов православной религии на брачно-семейную сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGULATION NORMS OF COMMON LAW FOR MARRIAGE RELATIONSHIPS OF CHUVASH PEASANTS IN 17-19 CENTURIES

The article is devoted to the analysis of Common Law norms of Chuvash peasants in 17-19 centu-ries. The specific character of marriage rites and ceremo-nies, the influence of heathen culture, directions of Com-mon Law and dogmas Orthodox religion on marriage sphere are shown here.

Текст научной работы на тему «10. 12. Регламентация нормами обычного права брачно-семейных отношений чувашских крестьян в ХVII ХIХ веках»

10.12. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ НОРМАМИ ОБЫЧНОГО ПРАВА БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧУВАШСКИХ КРЕСТЬЯН В XVII - XIX ВЕКАХ

Оверчук Юлия Викторовна, аспирант. Место учебы: Чебоксарский кооперативный институт, Российский университет кооперации. E-mail: john-5@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу норм

обычного права регламентирующих комплекс брачно-семейных отношений чувашских крестьян в XVII -XIX веках. Показаны специфика обрядов и церемоний при заключении и расторжении брака, влияние языческого культа, предписаний обычного права и догматов православной религии на брачно-семейную сферу.

Ключевые слова: обычное право, чувашские крестьяне, брак, развод, семья.

THE REGULA TION NORMS OF COMMON LAW FOR

MARRIAGE RELATIONSHIPS OF CHUVASH PEASANTS IN 17-19 CENTURIES

Overchuk Yulia Victorovna, postgraduate student. Place of study: Cheboksary Cooperative Institute Branch of Russian University Cooperation. E-mail: john-5@mail.ru

Annotation: The article is devoted to the analysis of Common Law norms of Chuvash peasants in 17-19 centuries. The specific character of marriage rites and ceremonies, the influence of heathen culture, directions of Common Law and dogmas Orthodox religion on marriage sphere are shown here.

Keywords: custom law, Chuvash peasants, marriage, divorce, family.

Порядок и условия вступления в брак, расторжения брака в чувашских крестьян в XVII-XVIII веках регулировались нормами обычного права.

Формой заключения брака у чувашского народа являлась свадьба (туй) - торжество, состоящее из целого комплекса обрядов и церемоний. Особенность чувашской свадьбы состояла в том, что ее празднование со стороны жениха и невесты начиналось хоть и в один день, но осуществлялось по отдельности. Стороны сходились только на второй день свадьбы.

У чуваш существовало два способа заключения брака, различие которых состояло в предшествующих свадьбе действиях и в проведении самой свадьбы.

Наиболее распространены были браки, основанные на получении предварительного согласия родителей невесты на брак и уплате калыма. В целях получения согласия родителей невесты осуществлялось сватовство. При этом инициировать женитьбу сам жених не имел права. Получение согласия невесты не рассматривалось чувашами как условие, необходимое для заключения брака. В случае достижения договоренности между родителями невесты и сватом, последний при уходе из дома невесты оставлял кнут, что свидетельствовало о том, что сговор состоялся. Расторжение сговора производилось путем возврата кнута свату1.

В чуваш существовал институт купли-продажи невест, состоящий в уплате женихом родителям невесты калыма. Это было связано с тем, что по представлениям крестьян невеста была рабочей единицей, кото-

1 В.И. Михайлов. Обряды и обычаи чуваш // Записки РГО по отд. этнографии.- СПб, 1891. - т.17. - вып.2. - С.91

рая после свадьбы из родительского дома переходила в дом мужа. Калым же выступал в качестве компенсации родителям невесты за потерю работницы. Размер калыма зависел от материального положения вступающих в брак, достоинств невесты (в первую очередь ее работоспособности и состояния здоровья), размера приданого и согласовывался в процессе сватовства. По свидетельству В.А. Сбоева размер калыма в зависимости от достоинств невесты достигал иногда 200 рублей и более2. Свадьба при таком способе заключения брака проводилась с соблюдением всех свадебных обрядов и длилась несколько дней.

Достаточно широко применялся также другой способ, состоящий в похищении невесты. Похищение невесты, как правило, осуществлялось по взаимной договоренности жениха и невесты (мнимое похищение), однако имело место и умыкание, совершаемое насильственным путем, против воли девушки. Похищение применялось либо в случае отсутствия согласия родителей невесты или самой невесты на брак, либо в целях уменьшения размера калыма и других свадебных расходов. Как отмечал В.А. Сбоев «чуваши воруют не невест, но калым, который должны бы заплатить за них».3 При похищении невесты чуваши тоже справляли свадьбу, но без излишних торжеств с соблюдением лишь самых необходимых обрядов.

При вступлении в брак девушки получали от родителей приданое, состоящее обычно из одежды, украшений, постельных принадлежностей, домашнего скота. Исследователь В.К.Магницкий отмечает, что в состав приданого входят «лошадь или, по бедности, жеребенок, корова, несколько голов овец, шуба или полушубок, кафтан, шапка, рукавицы, кушак, несколько пар рубах и портов как мужских, так и женских, .... и другие украшения».4 Полученное в качестве приданого имущество являлось собственностью жены. Муж имел право распоряжаться таким имуществом только с согласия супруги. При разводе приданое оставалось жене. Жене помимо приданого также принадлежали заработанные ей средства, а также часть общих доходов, например, от продажи производимой сельскохозяйственной продукции.

Следует отметить, что и после массового крещения чувашского народа в середине XVIII века брак у чуваш считался заключенным только после совершения языческих свадебных обрядов, одним из которых выступал обряд возложения на голову невесты головного убора замужней женщины - сурбана. Церковное венчание не являлось для чувашей формой заключения брака, а совершалось лишь по принуждению духовенства. Поэтому чуваши венчались, как правило, только через несколько месяцев и даже лет после свадьбы.

Нормы обычного семейного права чуваш не устанавливали минимальный возраст для лиц, вступающих в брак. Поэтому нередко имело место вступление в брак мальчиков, достигших лишь пяти-семи летнего возраста. При этом, как правило, их невестами выступали двадцати-тридцати летние девушки. Так, например, Н.В. Никольский описывает случай расторжения духовенством неравного брака, заключенного в 1751 году между семилетним мальчиком и двадцатилетней

2 Сбоев В.А. Заметки о чувашах. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004. - С.25

3 Сбоев В.А. Заметки о чувашах. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004. - С.25.

4 В.К. Магницкий. Очерк юридического быта чуваш Ядринского, Козьмодемьянского и Чебоксарского уездов // Казанские губернские ведомости. - Казань, 1868. - № 86.

БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Оверчук Ю.В.

девушкой5. Такое неравенство в возрасте жениха и невесты было связано с тем, что родители девушки как можно дольше не хотели отпускать из дома рабочую силу, родители же мальчиков, наоборот, старались быстрее получить работницу в свое хозяйство. Следует отметить, что максимальный возраст вступления в брак обычное право не определяло, в то время как по законодательству Российской империи, он составлял 80 лет.

В отличие от предписаний православной церкви, запрещающих вступать в брак более трех раз, у чувашей не существовало ограничений числа повторных браков. По словам К.П.Прокопьева «после смерти трех законных жен они часто женятся на четвертой и пятой, так как общественное мнение совсем не осуждает таких браков»6. Вступать в повторные браки разрешалось и мужчинам и женщинам.

Брачно-семейные нормы чуваш в рассматриваемый период позволяли мужчинам иметь несколько жен, то есть разрешалось заключение полигамных браков. Как отмечает В.А. Сбоев «многоженство у них дозволялось; но более пяти жен никто не имел».7 Архивные документы свидетельствуют о том, что если чуваши и создавали полигамные семьи, то обычно имели не более двух жен. Причинами многоженства выступали чаще всего бездетность первой жены, а также обычай левирата «оставшуюся после смерти большого брата во вдовстве жену брал за себя меньшой брат, но большой брат не мог жениться на вдове меньшого брата».

Нормы обычного права чувашского народа запрещали эндогамные браки, то есть браки между кровными родственниками. При этом, безусловно, запрещались браки по прямой восходящей и нисходящей линии родства, а по боковым линиям кровного родства браки были запрещены до седьмой степени родства. Никольский Н.В. отмечает, что чувашам нельзя было жениться на родной сестре, на двоюродной или троюродной сестре по отцу (однако по матери разрешалось), на племяннице до троюродной включительно.8 Чувашам также запрещалось брать в жены девушек из своей деревни, поскольку считалось, что каждая деревня происходит от одного родоначальника.9

Кроме того, нахождение в свойстве также могло являться основанием, препятствующим заключению брака. Так, у чувашских крестьян запрещалось жениться родным братьям на родных сестрах, родственникам по кумовству, на мачехе после смерти отца. При этом допускалось вступать в брак, например, с сестрой умершей жены (свояченицей).

Следует отметить, что обычное право чуваш не содержало запретов на вступление в брак по национальному признаку. Чуваши достаточно часто заключали браки с русскими, мордвой, марийцами.

Любая чувашская семья стремилась иметь детей, в случае невозможности чуваши либо усыновляли чужого ребенка, либо муж брал в жены еще одну женщину.

5 Н.В.Никольский. Христианство среди чуваш Среднего Поволжья в XVI-XVIII веках. - Казань: Типо-литография Императорского университета, 1912. - С.143.

6 Прокопьев К.П. Брак у чуваш // ИОАИЭ. - Казань, 1903. - Т. XIX. - Вып. 1.

7 Сбоев В.А. Заметки о чувашах. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004. - С. 60.

8 Никольский Н.В. Собрание сочинений. Том I. Труды по этнографии и фольклору чувашского народа. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004. - С. 89.

9 С.М. Михайлов. Предания чуваш // Казанские губернские ве-

домости. - Казань, 1852. - № 25.

Кроме того, если детей не мог иметь муж, жене «предлагают временно в мужья кого-либо из молодых людей. В случае согласия...временный супруг вступает в

10

супружеские права до трех раз» .

Расторжение брака было разрешено нормами обычного права чувашей, но осуждалось, в связи, с чем случаи разводов среди чуваш были крайне редки. Право инициировать расторжение брака, было предоставлено как мужу, так и жене.

В случае расторжения брака мужем, по словам Н.В.Никольского, «муж лишает ее ( жену- Ю.О.) своего ложа, делает работницей, но изгнать ее не может».11 По мнению же В.А. Сбоева после развода, совершенного по инициативе мужа, жена должна была покинуть его дом.12 При расторжении брака женой, она покидала дом мужа, забрав с собой имущество, входящее в состав приданого.

Развод у чуваш осуществлялся несколькими способами. Один из способов расторжения брака состоял в разрезании сурбана, являвшегося символом замужней женщины, сначала поперек, а потом вдоль. Одну часть сурбана муж брал себе, другую - отдавал жене, после чего брак между ними считался расторгнутым. Указанный способ развода в большей степени применялся чувашами, проживающими в Казанской губернии.

Другой способ развода, используемый чувашами Уфимской губернии, подробно описан К.В. Магницким13. Бракоразводный процесс начинался с приглашения каждым из супругов на свою сторону стариков, именуемых шарагатчиками. Шарагатчики сначала выясняли обстоятельства, послужившие поводом к разводу, определяли с кем из родителей останутся дети, производили раздел имущества супругов, а затем выводили мужа и жену на середину улицы, ставили их друг к другу спинами и связывали кушаком. Далее ша-гаратчики мужа вставали в линию по правую сторону, а шарагатчики жены - по левую сторону от супругов. После совершения указанных подготовительных действий один из шарагатчиков перерезал кушак, связывавший супругов. Вслед за тем бывшие супруги старались пнуть друг друга и бежали к речке, где умывались со словами: как берега реки никогда не сходятся, так бы и мы не сходились».

Брачно-семейные отношения чуваш в ХУІІ-Х1Х веках регулировались нормами обычного права, несмотря на то, что большинство из них (например, разрешение многоженства) вступало в противоречие с законодательством Российской империи и предписаниями Православной церкви.

Список литературы:

1. Михайлов В.И. Обряды и обычаи чуваш // Записки РГО по отд. этнографии.- СПб, 1891. - т.17. - вып.2. -С.91.

2. Сбоев В.А. Заметки о чувашах. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004. - С.25.

3. Магницкий В.К. Очерк юридического быта чуваш Ядринского, Козьмодемьянского и Чебоксарского уез-

10 Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. - Казань. 1881. - С.199

11 Никольский Н.В. Собрание сочинений. Том I. Труды по этнографии и фольклору чувашского народа. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004. - С. 89.

12 Сбоев В.А. Заметки о чувашах. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004. - С. 64

13 Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. - Казань. 1881. - С.217-218.

дов // Казанские губернские ведомости. - Казань, 1868. - № 86.

4. Н.В.Никольский. Христианство среди чуваш Среднего Поволжья в XVI-XVIII веках. - Казань: Типолитография Императорского университета, 1912. -С.143.

5. Прокопьев К.П. Брак у чуваш // ИОАИЭ. - Казань, 1903. - Т. XIX. - Вып. 1.

6. Никольский Н.В. Собрание сочинений. Том I. Труды по этнографии и фольклору чувашского народа. -Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004. -С. 89.

7. Михайлов С.М. Предания чуваш // Казанские губернские ведомости. - Казань, 1852. - № 25.

8. Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. - Казань. 1881. - С.199

Рецензия:

Представленная на рецензирование научная статья Оверчук Ю.В. выполнена на актуальную тему, поскольку в последнее время можно наблюдать дискуссии по данному вопросу. Статья посвящена анализу норм обычного права регламентирующих комплекс брачно-семейных отношений чувашских крестьян в XVII - XIX веках. Показаны специфика обрядов и церемоний при заключении и расторжении брака, влияние языческого культа, предписаний обычного права и догматов православной религии на брачно-семейную сферу.

Несомненным достоинством настоящего исследования является последовательность изложения мыслей, позволяющая автору раскрыть тему в полном объеме. Автором творчески использованы нормативные правовые акты и научная литература, умелая опора на них в процессе раскрытия темы говорит о внимательном отношении к процессу исследования. Работа отличается самостоятельным подходом исследования к формулировке основных положений, выводов и рекомендаций.

Научная статья Оверчук Ю.В. на тему «Регламентация нормами обычного права брачно-семейных отношений чувашских крестьян в XVII - XIX веках» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации Н.И. Петренко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.