Научная статья на тему 'Правовое регулирование брачно-семейных отношений чувашей в конце XIX - начале XX в'

Правовое регулирование брачно-семейных отношений чувашей в конце XIX - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
587
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / FAMILY AND MARRIAGE RELATIONS / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / ОБЫЧНОЕ ПРАВО / COMMON LAW / ОБРЯД / CEREMONY / СВАДЬБА / WEDDING / ЗАКОН / LAW / ЧУВАШИ / CHUVASH / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оверчук Юлия Владимировна

Изучены особенности традиционных брачно-семейных отношений чувашского народа. Приведены конкретные примеры из традиционного быта чувашей. На основе анализа литературы и источников сделан вывод о доминировании обычного права в брачно-семейных отношениях чувашей в конце XIX начале XX в., большинство из которых вступало в противоречие с законодательством Российской империи и предписаниями православной церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL REGULATION OF MARITAL AND FAMILY RELATIONS OF THE CHUVASH IN THE LATE 19TH AND EARLY 20TH CENTURY

Questions of features of traditional marriage and family relations of the Chuvash people. The concrete examples of the traditional life of the Chuvash. Based on the analysis of literature and sources concluded domination of customary law in marriage and family relations in the Chuvash late XIX -early XX century, most of which conflicted with the laws and regulations of the Russian Empire of the Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование брачно-семейных отношений чувашей в конце XIX - начале XX в»

70

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №4(14)

УДК 340.155.6

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕйНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧУВАШЕЙ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Ю.В. Оверчук

Изучены особенности традиционных брачно-семейных отношений чувашского народа. Приведены конкретные примеры из традиционного быта чувашей. На основе анализа литературы и источников сделан вывод о доминировании обычного права в брачно-семейных отношениях чувашей в конце XIX - начале XX в., большинство из которых вступало в противоречие с законодательством Российской империи и предписаниями православной церкви.

Ключевые слова: семейно-брачные отношения; правовое регулирование; обычное право; обряд; свадьба; закон; чуваши; законодательство; Российская империя; религия; традиционная культура.

Yu.V. Overchuk. THE LEGAL REGULATION OF MARITAL AND FAMILY RELATIONS OF THE CHUVASH IN THE LATE 19TH AND EARLY 20TH CENTURY

Questions of features of traditional marriage and family relations of the Chuvash people. The concrete examples of the traditional life of the Chuvash. Based on the analysis of literature and sources concluded domination of customary law in marriage and family relations in the Chuvash late XIX -early XX century, most of which conflicted with the laws and regulations of the Russian Empire of the Orthodox Church.

Keywords: family and marriage relations; regulation; common law; ceremony; wedding; law; Chuvash; legislation; the Russian empire; religion; traditional culture.

Формой заключения брака у чувашского народа являлась свадьба (туй) - торжество, состоящее из целого комплекса обрядов и церемоний. Особенность чувашской свадьбы состояла в том, что ее празднование со стороны жениха и невесты начиналось хоть и в один день, но осуществлялось по отдельности. Стороны сходились только на второй день свадьбы.

У чувашей существовало два способа заключения брака, различие которых состояло в предшествующих свадьбе действиях и в проведении самой свадьбы.

Наиболее распространены были браки, основанные на получении предварительного согласия родителей невесты на брак и уплате калыма.

В целях получения согласия родителей невесты осуществлялось сватовство. При этом в роли свата сам жених выступать не имел права. Получение согласия невесты не рассматривалось чувашами как условие, необходимое для заключения брака. В случае достижения договоренности между родителями невесты и сватом, последний при уходе из дома невесты оставлял (бросал) кнут, что свидетельствовало о том, что сговор состоялся. Расторжение сговора производилось путем возврата кнута свату [3].

У чувашей существовал институт купли-продажи невест, состоящий в уплате женихом

родителям невесты калыма. Это было связано с тем, что невеста представляла собой рабочую силу, которая после свадьбы из родительского дома переходила в дом мужа. Калым же выступал в качестве компенсации родителям невесты за потерю работницы. Размер калыма зависел от материального положения вступающих в брак, достоинств невесты (в первую очередь ее работоспособности и состояния здоровья), размера приданого и согласовывался в процессе сватовства. По словам В. Сбоева, размер калыма в зависимости от достоинств невесты достигал иногда 200 руб. и более [8].

Свадьба при таком способе заключения брака проводилась с соблюдением всех свадебных обрядов и длилась несколько дней.

Достаточно широко применялся также другой способ, состоящий в похищении (умыкании) невесты. Похищение невесты, как правило, осуществлялось по взаимной договоренности жениха и невесты (мнимое похищение), однако имело место и умыкание, совершаемое насильственным путем, т.е. против воли девушки. Умыкание применялось либо в случае отсутствия согласия родителей невесты или самой невесты на брак, либо в целях уменьшения размера калыма и других свадебных расходов. По словам В. Сбоева, «чуваши воруют не невест, но калым, который должны бы заплатить за них» [8].

Государство и право

71

В случаях похищения невесты чувашский народ тоже справлял свадьбу, но без излишних торжеств, с соблюдением лишь самых необходимых обрядов.

При вступлении в брак девушки получали от родителей приданое, состоящее обычно из одежды, украшений, постельных принадлежностей, домашнего скота. Исследователь В.К. Магницкий отмечает, что в состав приданого входят «лошадь или, по бедности, жеребенок, корова, несколько голов овец, шуба или полушубок, кафтан, шапка, рукавицы, кушак, несколько пар рубах и портов как мужских, так и женских, теветь, ама и другие украшения» [2, с. 199]. Полученное в качестве приданого имущество являлось собственностью жены. Муж имел право распоряжаться таким имуществом только с согласия супруги. В случае развода приданое оставалось жене.

Жене помимо приданого также принадлежали заработанные ею средства, а также часть общих доходов, например, от продажи производимой сельскохозяйственной продукции.

Следует отметить, что и после массового крещения чувашского народа в середине XVIII в. брак у чувашей считался заключенным только после совершения языческих свадебных обрядов, одним из которых выступал обряд возложения на голову невесты головного убора замужней женщины - сурбана. Церковное венчание не являлось для чувашского народа формой заключения брака, а совершалось лишь по принуждению духовенства. Поэтому чуваши венчались, как правило, только через несколько месяцев и даже лет после свадьбы.

Нормы обычного семейного права чувашей не устанавливали минимальный возраст для лиц, вступающих в брак, т.е. брачный возраст. В связи с этим у чувашского народа имело место вступление в брак мальчиков, достигших лишь пяти-семи летнего возраста. При этом, как правило, их невестами выступали двадца-ти-тридцати летние девушки. Так, например, Н.В. Никольский описывает случай расторжения духовенством неравного брака, заключенного в 1751 г. между семилетним мальчиком и двадцатилетней девушкой [6]. Такое неравенство в возрасте жениха и невесты было связано с тем, что родители девушки как можно дольше не хотели отпускать из дома рабочую силу, родители же мальчиков, наоборот, старались быстрее получить работницу в свое хозяйство. Следует отметить, что максимальный возраст для вступления в брак у чувашского народа также отсутствовал, в то время как по законодательству Российской империи, например, он составлял 80 лет.

В отличие от предписаний православной церкви, запрещающих вступать в брак более трех раз, у чувашского народа не существовало ограничений числа повторных браков. По словам К.П. Прокопьева, «после смерти трех законных жен они часто женятся на четвертой и пятой, так как общественное мнение совсем не осуждает таких браков» [7]. Вступать в повторные браки разрешалось и мужчинам, и женщинам. Однако чуваши чаще чувашек заключали повторные браки, что было связано с высокой смертностью женщин.

Брачно-семейные нормы чувашей в рассматриваемый период позволяли мужчинам иметь несколько жен, т.е. разрешалось заключение полигамных браков. Как отмечает В. Сбоев, «многоженство у них дозволялось; но более пяти жен никто не имел» [8]. Архивные документы свидетельствуют о том, что если чуваши и создавали полигамные семьи, то обычно имели не более двух жен. Причинами многоженства выступали чаще всего бездетность первой жены, а также обычай левирата: «оставшуюся после смерти большого брата во вдовстве жену брал за себя меньшой брат, но большой брат не мог жениться на вдове меньшого брата».

Нормы обычного права чувашского народа запрещали эндогамные браки, т.е. браки между кровными родственниками. При этом безусловно запрещались браки по прямой восходящей и нисходящей линии родства, а по боковым линиям кровного родства браки были запрещены до седьмой степени. Н.В. Никольский отмечает, что чувашам нельзя было жениться на родной сестре, на двоюродной или троюродной сестре по отцу (однако по матери разрешалось), на племяннице до троюродной включительно [5]. Чувашам также запрещалось брать в жены девушек из своей деревни, поскольку считалось, что каждая деревня происходит от одного родоначальника [4].

Кроме того, нахождение в свойстве также могло являться основанием, препятствующим заключению брака. Так, у чувашского народа нельзя было жениться родным братьям на родных сестрах, родственникам по кумовству, на мачехе после смерти отца. При этом допускалось вступать в брак, например, с сестрой умершей жены (свояченицей).

Следует отметить, что обычное право чувашей не содержало запреты на вступление в брак по национальному признаку. Чуваши достаточно часто заключали браки с русскими и марийцами.

Любая чувашская семья стремилась иметь детей, в случае невозможности чуваши либо усыновляли чужого ребенка, либо муж брал в

72

Вестник Российского университета кооперации. 2013. №4(14)

жены еще одну женщину. Кроме того, если детей не мог иметь муж, жене «предлагают временно в мужья кого-либо из молодых людей. В случае согласия... временный супруг вступает в супружеские права до трех раз» [1, с. 217218].

Расторжение брака было разрешено нормами обычного права чувашского народа, но осуждалось, в связи с чем случаи разводов среди чувашей были редки. Право расторгнуть брак было предоставлено как мужу, так и жене.

В случае расторжения брака мужем, по словам Н.В. Никольского, «муж лишает ее (т.е. жену) своего ложа, делает работницей, но изгнать ее не может» [5, с. 89].

В. Сбоев же указывает, что после развода, совершенного по инициативе мужа, жена должна была покинуть его дом [8].

При расторжении брака женой, она покидала дом мужа, забрав с собой имущество, входящее в состав приданого.

Развод у чувашей осуществлялся несколькими способами.

Один из способов расторжения брака состоял в разрезании (разрывании) сурбана, являвшегося символом замужней женщины, сначала поперек, а потом вдоль. Одну часть сурбана муж брал себе, другую - отдавал жене, после чего брак между ними считался расторгнутым.

Указанный способ развода в большей степени применялся чувашами, проживающими в Казанской губернии.

Другой способ развода, используемый чувашами Уфимской губернии, подробно описан В.К. Магницким [2].

Рассматриваемый вид бракоразводного процесса начинался с приглашения каждым из супругов на свою сторону стариков, именуемых шарагатчиками. Шарагатчики сначала выясняли обстоятельства, послужившие поводом к разводу, определяли с кем из родителей останутся дети, производили раздел имущества супругов, а затем выводили мужа и жену

на середину улицы, ставили их друг к другу спинами и связывали кушаком. Далее шарагат-чики мужа вставали в линию по правую сторону, а шарагатчики жены - по левую сторону от супругов. После совершения указанных подготовительных действий один из шарагат-чиков перерезал кушак, связывавший супругов. Вслед за тем бывшие супруги старались пнуть друг друга и бежали к речке, где умывались со словами: «как берега реки никогда не сходятся, так бы и мы не сходились».

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что брачно-семейные отношения чувашей в конце XIX - начале XX в. регулировались нормами обычного права, несмотря на то, что большинство из них (например, разрешение многоженства) вступало в противоречие с законодательством Российской империи и предписаниями православной церкви.

Список литературы

1. Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881.

2. Магницкий В.К. Очерк юридического быта чуваш Ядринского, Козьмодемьянского и Чебоксарского уездов // Казанские губернские ведомости. Казань, 1868. № 86.

3. Михайлов В.И. Обряды и обычаи чуваш // Записки РГО по отд. этнографии. СПб., 1891. Т. 17. Вып. 2.

4. Михайлов С.М. Предания чуваш // Казанские губернские ведомости. Казань, 1852. № 25.

5. Никольский Н.В. Собр. соч. Труды по этнографии и фольклору чувашского народа. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. Т. I.

6. Никольский Н.В. Христианство среди чуваш Среднего Поволжья в XVI-XVШ вв. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1912.

7. Прокопьев К.П. Брак у чуваш // ИОАИЭ. Казань, 1903. Т. XIX. Вып. 1.

8. Сбоев В.А. Заметки о чувашах. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004.

ОВЕРЧУК Юлия Владимировна - старший преподаватель кафедры частного права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tvyazovskaya@rucoop.ru

OVERCHUK Yulia Vladimirovna - Senior Teacher ofChair of Private Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: tvyazovskaya@ rucoop.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.