Научная статья на тему 'Особенности развития рынка труда на сельских территориях'

Особенности развития рынка труда на сельских территориях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок труда / устойчивое развитие / территория / предпринимательство / трудовой потенциал / диверсификация. / labor market / sustainable development / territory / entrepreneurship / labor potential / diversification
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития рынка труда на сельских территориях»

Третьякова Л.А.

д.э.н., профессор Белгородского государственного национального исследовательского университета

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА НА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ

Ключевые слова: рынок труда, устойчивое развитие, территория, предпринимательство, трудовой потенциал, диверсификация.

Keywords: labor market, sustainable development, territory, entrepreneurship, labor potential, diversification.

Особенности прогнозирования и развития рынка труда сельских муниципальных образований связаны с выявлением тенденций развития всех сегментарных единиц экономики сельской территории, а также с оценкой сельскохозяйственного производства как главной определяющей компоненты не только рынка труда в сельской местности, но и продовольственной безопасности государства. Проблема прогнозирования развития рынка труда сельских муниципальных образований возникла как составная часть обшей проблемы «устойчивого развития сельских территорий». Последняя стала актуальной для научной общественности и международных организаций в период, когда стало понятно, что в современных условиях развития мирового сообщества происходит деградация природных систем жизнеобеспечения, увеличивается дифференциация не только между бедными и богатыми странами, но и внутри их.

Около 75% бедного и беднейшего населения проживает в сельских районах. При росте нищеты в городах и в XXI веке, по прогнозам, бедное и беднейшее населения будет особенно распространено в сельских районах. Это обусловливает необходимость принятия системы мер по улучшению качества жизни населения таких районов в первую очередь через динамичное и стабильное развитие рынка труда, а, следовательно, стабильное эффективное развитие всех сфер экономической деятельности сельских муниципальных образований. Сложность задачи заключается в том, чтобы обеспечить максимальную занятость и повысить доходы сельских жителей, и все это при условии оптимально рационального использования ресурсного потенциала сельских территорий.

Отметим, что концептуальные основы устойчивого развития рынка труда сельских муниципальных образований и качественного развития сельских территорий лежат в одной плоскости и направлены на достижение стабильного развития сельского сообщества, обеспечивающего рост эффективности сельской экономики, повышение качества и уровня жизни сельского населения, поддержание природно-экологической системы жизнеобеспечения1.

Надо сказать, что современная российская наука не обладает теоретико-методологическим аппаратом для всестороннего изучения и прогнозирования развития рынка труда сельских муниципальных образований в рамках многофункциональности сельского хозяйства в более широкой трактовке. Для понятия закономерностей развития рынка труда в сельских муниципалитетах необходима разработка понятий и трактовок, характеризующих его.

По нашему мнению, рынок труда сельских муниципальных образований следует рассматривать как базовую основу народнохозяйственного комплекса страны, обеспечивающую стабильное перспективное развитие сельских территорий через многостороннее рациональное использование ресурсного потенциала.

Рассматривая сегментацию рынка труда сельских муниципальных образований, можно с уверенностью сказать, что сельское хозяйство является системообразующей отраслью на многих сельских территориях, а также важнейшим фактором существования человечества в настоящее время, поскольку его роль в экономике разных стран весьма существенна. Так, в странах с очень низким уровнем ВВП на душу населения, доля сельского хозяйства в ВВП достигает 60%, а в наиболее богатых - единицы процента. Вместе с тем, весьма важно, что эта связь не линейна. По мере роста ВВП на душу населения вплоть до 3-4 тыс. долларов доля сельского хозяйства в общем производстве ВВП быстро снижается до 10%, а затем происходит лишь небольшое уменьшение2. При этом надо отметить, что относительное значение сельского хозяйства в экономике стран падает по мере роста их богатства, что, несомненно, меняет и модель рынка труда со значительным приоритетом развития других сфер экономической деятельности.

Несомненно, что только эффективное и стабильно развивающееся сельское хозяйство позволит иметь качественный рынок труда в сельских муниципальных образованиях и, кроме того, стабильную систему жизнеобеспечения сельского населения. При этом можно рассматривать реализацию нескольких стратегических направлений по обеспечению экономически устойчивого и экологически приемлемого развития аграрного сектора экономики: оптимизация размещения сельскохозяйственного производства, внедрение инновационных технологий, основанных на выведении новых сортов и пород сельскохозяйственных растений и животных, использование биологизированных технологий

1 Третьякова Л.А. Стратегия формирования устойчивого жизнеобеспечения населения сельских территорий как инструмент управления качеством жизни - диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Орловский государственный аграрный университет. - Орел, 2009.

2 Там же.

производства продукции растениеводства, сохранение экологического потенциала сельских территорий в качественном состоянии1.

Исследуя проблему прогнозирования и перспективного устойчивого развития рынка труда сельских муниципальных образований, необходимо понимать, что на современном этапе развития мирового производства первоочередным является обоснование перспективной стратегии формирования эффективного рынка труда. Ее реализация должна предполагать рациональное использование трудоресурсного потенциала территорий, обеспечение занятости и повышение доходов населения, чтобы распределение населения по качественным ступеням благосостояния было оптимальным и в любом районе государства отвечало требованиям, предъявляемым к качеству жизни человека.

Как показывает практика, на эффективность и устойчивость развития рынка труда сельских муниципальных образований влияют в основном административные и финансовые проблемы, что не способствует рациональному использованию ресурсов сельских муниципальных образований, а следовательно, и оптимальному развитию всех сфер экономической деятельности.

Надо сказать, что социально-экономические особенности различных стран и многоаспектное влияние чрезвычайно большого числа факторов оказывают всестороннее влияние на модель развития рынка труда сельских муниципальных образований. На наш взгляд, важнейшей задачей в этой ситуации является совершенствование международных норм, правил, мер и методов, определяющих взаимодействие экономики сельских муниципалитетов, природной среды и социума.

Опыт развития мировой экономической науки показал, что устойчивость развития сельских муниципальных образований определяется в первую очередь устойчивостью развития сельской экономики2.

Несмотря на положительные эффекты ускоренного развития аграрного сектора, как отрасли, определяющей вариативность формирования аграрного рынка труда разрыв между возможной и фактической продуктивностью по-прежнему велик. Для того чтобы разработать необходимые экономические меры, направленные на повышение устойчивости всех видов экономической деятельности, важно понять, что его достижение должно определяться не только объемами и продуктивностью (эффективностью) производства, но в большей степени стабильным положением на рынке труда и потенциальной возможностью каждого члена общества реализовать свой потенциал.

Если охарактеризовать суть политики занятости РФ с 2000 по 2016 г., то ее можно назвать политикой минимальной вынужденной поддержки, несмотря на то, что программные мероприятия комплексного развития села направлены на создание модели социально-ориентированного рынка труда в сельских муниципальных образованиях как комплексной системы вариативных направлений государственной политики на рынке труда в аграрной сфере, при которой занятость сельского населения рассматривается как приоритетная цель макроэкономической агропродоволь-ственной политики.

В этой связи надо отметить, что за последние пять лет в РФ наблюдается быстрое сокращение занятости в сельских муниципальных образованиях, при этом темпы роста безработицы на селе опережают темпы роста безработицы в городе (табл. 1)3.

Таблица 1

Уровень безработицы и социальной защиты в РФ, %

Показатели | 2000 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2012 г. | 2015 г.

Сельское население

Удельный вес безработных в трудоспособном возрасте в общей численности безработных, % 25,7 38,6 37,7 36,5 38,2 37,9 38,7 39,4

Удельный вес зарегистрированных безработных в общей численности безработных, % 4,6 17,8 20,1 21,6 23,1 22,5 23,6 25,2

Удельный вес лиц, получающих пособия по безработице, в общей численности безработных, % 14,5 27,2 29,8 31,7 33,1 33,4 34,6 35,1

Городское население

Удельный вес безработных в трудоспособном возрасте в общей численности безработных, % 74,3 61,4 62,3 63,5 61,8 63,5 62,2 62,5

Удельный вес зарегистрированных безработных в общей численности безработных, % 10,1 16,9 17,2 18,4 17,6 18,4 18,8 19,5

Удельный вес лиц, получающих пособия по безработице, в общей численности безработных, % 13,0 24,6 18,8 22,4 19,6 22,4 20,6 25,7

Существенное расхождение между общей и зарегистрированной безработицей является специфической особенностью и проблемой российского рынка труда, особенно его составляющей в сельских муниципальных образованиях, где

1 Третьякова Л.А. Стратегия формирования устойчивого жизнеобеспечения населения сельских территорий как инструмент управления качеством жизни - диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Орловский государственный аграрный университет. - Орел, 2009.

2 Третьякова Л.А. Организационно-экономические основы устойчивого развития сельских территорий монография / М-во сельского хоз-ва РФ, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Орловский гос. аграрный ун-т». -Орел, 2008.

3 Третьякова Л.А. Организационно-экономические основы устойчивого развития сельских территорий: монография / Л.А. Третьякова; М-во сельского хоз-ва РФ, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Орловский гос. аграрный ун-т». Орел, 2008.

потеряв работу, нет возможности трудоустроиться в связи с отсутствием альтернативных форм занятости, обеспечивающих рынок труда новыми высокодоходными рабочими местами в других сферах экономической деятельности.

На сегодняшний день, влияние сельскохозяйственного производства на уровень устойчивости развития рынка труда сельских муниципальных образований является первостепенным и определяющим векторное направление перспективного развития. Несомненно, аграрный сектор экономики - это базис, обеспечивающий стабильное функционирование других отраслей экономики. Но при этом, наиболее актуальным является вопрос определения стратегической роли сельского хозяйства в развитии рынка труда в современных условиях государственной поддержки развития отрасли. Следует признать, что средства, выделяемые в рамках реализации государственных проектов и программ, направленных на поддержание конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, совершенно необходимы, но они позволяют сельхозтоваропроизводителям решать лишь незначительную часть проблем. Уровень и формы государственной поддержки сельского хозяйства в РФ по сравнению с экономически развитыми странами несовершенны и мало адаптированы к условиям ведения сельскохозяйственного производства. Об этом свидетельствует полное отсутствие безвозвратных форм поддержки и выделение ресурсов только на возвратной основе1.

Регулирование экономических условий развития рынка труда на сельских территориях обеспечивает непрерывное управленческое воздействие посредством поэтапного решения следующих задач:

Во-первых, получение объективных данных для анализа факторов формирования и развития рынка труда на различных уровнях управления на основе комплексной оценки. При этом субъект управления в зависимости от качественных характеристик совокупности ресурсного потенциала жизнеобеспечения населения региона или территории должен определить перечень оценочных показателей путем их комбинирования из объективной и субъективной групп, что позволит качественно и всесторонне оценить не только условия жизнеобеспечения, но и получить картину дифференциации регионов в зависимости от индикаторов уровня занятости.

Во-вторых, повышение эффективности методического и методологического инструментария получения достоверных статистических данных по занятости населения, включая самозанятость, комплексный подход к анализу взаимосвязи уровня занятости и доходов должен обеспечить на получения средних показателей, характеризующих отдельные стороны жизнеобеспечения населения, изолированные факты и явления, а целостную картину социально-экономических явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости.

В-третьих, необходимо научно обосновать и внедрить унифицированную комплексную систему мониторинга занятости населения, включая самозанятость на федеральном и региональном уровнях, предусматривающую мониторинг эффективности принимаемых управленческих решений, основных социальных индикаторов в области условий жизнеобеспечения, доходов населения, структуры и моделей рынка труда.

Комплексное решение перечисленных задач позволит субъекту любой ступени управления достичь одну из важнейших целей формирования оптимальных экономических условий формирования и развития рынка труда: разработать научно обоснованные, социально-адаптированные программы развития рынка и экономических условий повышения уровня жизни населения, заложенные в основу государственной экономической политики.

Таким образом, нам представляется, что с учетом складывающейся социально-экономической ситуации при формировании и развитии рынка труда в Российской Федерации направления регулирования экономических условий формирования и развития рынка труда включают (рис. 1): недопущение сильной дифференциации уровня занятости и доходов населения; обоснование и реализацию приоритетных целевых федеральных и региональных программ как главного инструмента обеспечения эффективности экономических условий развития рынка труда; совершенствование принципов, форм и методов государственной социальной поддержки различных категорий и групп населения применительно к конкретным условиям жизнеобеспечения регионов на основе мониторинга уровня занятости населения; принятие нормативно-правовых и управленческих решений на основе экспертного заключения о возможных последствиях их воздействия на социально-экономическое положение населения России.

Направления регулирования экономических условий формирования и развития рынка труда

Совершенствование принципов, форм и методов государственной социальной поддержки различных категорий и групп населения применительно к конкретным условиям жизнеобеспечения регионов на основе мониторинга уровня занятости населения. —► Обоснование и реализация приоритетных целевых федеральных и региональных программ как главного инструмента обеспечения эффективности экономических условий формирования и развития рынка труда.

—► Недопущение сильной дифференциации уровня занятости, и доходов населения, особенно, социально уязвимых групп.

Принятие нормативно-правовых и управленческих решений на основе экспертного заключения о возможных последствиях их воздействия на социально-экономическое положение населения России.

Рисунок 1.

Рекомендуемые направления регулирования экономических условий формирования

и развития рынка труда

1 Третьякова Л.А. Организационно-экономические основы устойчивого развития сельских территорий: монография / Л.А. Третьякова; М-во сельского хоз-ва РФ, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Орловский гос. аграрный ун-т». Орел, 2008.

Представленные направления регулирования экономическими условиями формирования и развития рынка труда могут быть использованы на макроуровне и мезоуровне. В зависимости от уровня управления постановка функциональных задач перед субъектом управления будет различной (табл. 2).

Таблица 2

Распределение функциональных задач по уровням регулирования экономических условий

формирования и развития рынка труда

Уровень управления Функциональные задачи субъектов управления

Макро-уровень (Министерство экономического развития Российской Федерации) - Уточнение системы оценочных показателей эффективности экономических условий через индикаторы уровня занятости населения в качестве объективно-контролируемых показателей результативности федеральных целевых программ и определение их прогнозных значений; - разработка концепции повышения уровня занятости населения; - создание нормативно-правовых и финансовых условий реализации программных мероприятий по повышению уровня занятости; - координация управленческих воздействий на всех уровнях государственного управления.

Мезоуровень (Департамент экономического развития региона) - Обоснование системы показателей оценки эффективности региональных проектов и программ, направленных на формирование эффективной системы формирования и развития рынка труда и их оценка; - определение стратегии социально-экономического развития региона и путей ее реализации в соответствии с федеральной концепцией повышения уровня занятости населения; - разработка механизмов повышения уровня занятости населения для различных категорий и групп населения; - мониторинг уровня занятости населения в регионе; - определение организационно-экономических и правовых механизмов реализации программ по повышению уровня занятости населения региона и развитию рынка труда.

Предлагаемые направления регулирования экономических условий формирования и развития рынка труда позволят составлять не только прогнозные сценарии изменения динамики уровня занятости населения региона и развития рынка труда, но и получать необходимую информацию для органов государственной власти при обосновании и разработке социально-экономических проектов и программ.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что концептуальные основы построения стратегии формирования устойчивого рынка труда в сельских муниципальных образованиях следующие: обоснование комплексности мер и механизмов их реализации по устойчивому развитию рынка труда с учетом региональной трудоресурсной составляющей; стандартизация социально-экономических условий развития сельских муниципальных образований; разработка механизмов развития трудодефицитных сфер экономики; методическое обоснование механизмов межведомственного координационного взаимодействия при решении проблем занятости в сельских муниципальных образованиях, включая разработку целевых проектов и программ; оптимизация опережающей системы подготовки и переподготовки кадрового потенциала с учетом реального спроса на рабочую силу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.