ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
К.В. Самохвалова, студент
Научный руководитель: Н.В. Романова, канд. экон. наук, доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10262
Аннотация. На текущем этапе развития финансово-экономических отношений особенно актуальной становится тема, связанная с проблемой привлечения дополнительных финансовых ресурсов корпорациями. В своих исследованиях ряд экономистов выделяет существенную роль внутреннего рынка долговых инструментов и подчеркивает значимость выпуска облигаций для финансирования компаний. Данная статья посвящена изучению состояния и тенденций развития российского рынка корпоративных облигаций на основе рассмотрения различных научных публикаций. Проведенное исследование формирует представление о характерных чертах рынка корпоративных облигаций, позволяющее определить необходимые меры по его развитию.
Ключевые слова: корпоративные облигации, долговое финансирование, рынок корпоративных облигаций, бондизация.
В современных условиях для поддержания финансового положения и развития российских компаний чрезвычайно важно расширять возможности внутреннего рынка долговых инструментов и задействовать свободные денежные средства российских инвесторов. В качестве основного и наиболее развитого инструмента финансирования бизнес-процессов традиционно выступают банковские кредиты, однако коммерческие банки не способны обеспечить полный объем дополнительных финансовых ресурсов, в которых нуждаются корпорации. В этой связи корпорации все чаще обращают внимание на такой вид финансового инструмента, как облигации.
В результате рынок корпоративных облигаций становится одним из важнейших сегментов финансового рынка страны. Его развитие необходимо для поддержания устойчивости всего национального хозяйства, преодоления негативных последствий внешних шоков и формирования качественно новой модели экономического роста. Целью настоящей работы является изучение современного российского рынка корпоративных облигаций и выявление условий и направлений для его развития.
Перед началом исследования рассмотрим роль обращающихся на данном рынке
финансовых инструментов в хозяйственной деятельности предприятий, а также сильные и слабые стороны осуществления операций с корпоративными облигациями. Необходимо отметить, что и выпуск облигаций с целью привлечения дополнительных средств, и их приобретение, направленное на получение дохода, имеют свои преимущества и недостатки.
По мнению Ушанова А.Е., к числу достоинств корпоративных облигаций, делающих их более привлекательными для эмитентов по сравнению с другими финансовыми инструментами и банковскими кредитами, относится [1, с. 350]:
- возможность привлечь дополнительные средства, не передавая инвестору права на долю собственности компании и принятие решений, т.е. отсутствует риск внешнего вмешательства в управление;
- мобилизация значительных объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации крупных проектов и осуществления затрат, без предоставления залога, по меньшей стоимости и на условиях, являющихся более выгодными;
- отсутствие зависимости от определенного лица, предоставившего кредитные средства, т.к. как правило облигации ком-
пании распределены между множеством кредиторов;
- один из способов привлечения дополнительных инвестиций в регионы без причастности региональных бюджетов посредством облигационного финансирования долгосрочных проектов региональных предприятий;
- формирование кредитного рейтинга и улучшение кредитной истории, которое в дальнейшем будет способствовать упрощению и удешевлению привлечения денежных средств;
- укрепление деловой репутации и повышение вероятности будущего контактирования с инвесторами, возможность повысить узнаваемость бренда;
- высокая маневренность, возможность управлять долгом при изменении рыночных условий, выбор приемлемой процентной ставки;
- корпоративные облигации служат для долгосрочного привлечения средств, в то время как банковские кредиты обычно выдаются на срок не более трех лет.
Существуют и некоторые недостатки выпуска облигаций корпорациями. В их число входит обязательность раскрытия публичной информации, проведение достаточно трудоемкой процедуры подготовки к выпуску и осуществление дополнительных расходов на консультантов и андеррайтеров, на получение рейтинга. Кроме того, эмитент не имеет права вносить изменения в оферту или изменять купонную ставку до погашения облигации.
Преимущества инвестиций в корпоративные облигации включают: фиксированный гарантированный доход, лишиться которого кредитор может только в случае банкротства компании; прозрачность данных по облигациям, что позволяет оценить возможные риски; более высокая степень надежности по сравнению с инвестициями в акции; льготные условия налогообложения по облигационным доходам; возможность проведения операций на вторичном рынке; большая ликвидность облигаций в сравнении с кредитом [1, с. 350].
Осознание указанных преимуществ отчасти и привело к тому, что с начала 2017 г. корпоративные облигации россий-
ских эмитентов начали заметно набирать популярность. В первой половине 2017 г. они стали основным источником дополнительных финансовых ресурсов: размер вложений в корпоративные облигации вырос на 40% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и вдвое превысил объем полученных банковских кредитов. Российский финансовый рынок расширялся, и это расширение происходило по большей части за счет роста рынка корпоративных облигаций [1, с. 351]. В роли основных эмитентов на нем выступали крупные корпорации, обладающие хорошей репутацией и высоким кредитным рейтингом.
Описываемый процесс развития облигационного рынка принято называть «бон-дизация» [2, с. 1]. Его подробно рассматривает Балюк И.А., в качестве предпосылок выделяя меры, предпринятые Банком России по сокращению расходов эмитентов на выпуск облигаций и совершенствованию рыночной инфраструктуры. Большую роль сыграло и развитие российских рейтинговых агентств, создавших основу для качественного функционирования учреждений по внешней оценке рисков. Была проведена модернизация механизма распространения ценовой и другой существенной информации посредством нескольких информационных центров [3, с. 77]. В свою очередь, процесс либерализации российского рынка ценных бумаг в целом, совершенствование его организационной структуры также способствовало ускорению его развития.
Бондизация проходила и под воздействием имеющейся у кредитных институтов и корпораций потребности в привлечении относительно дешевых финансовых ресурсов на средне- и долгосрочной основе. В результате за период с 2013 по 2017 гг. рынок корпоративных облигаций в России ежегодно расширялся примерно на 20%. Этот процесс сопровождался увеличением срока заимствования, так, среди обращающихся корпоративных облигаций большая часть имеет срок до погашения от пяти до десяти лет.
К концу первого полугодия 2018 г. объем облигаций, эмитированных корпора-
циями, превысил 11 трлн. руб. Рассматривая по отраслям экономики, можно отметить, что лидировал сектор нефти и газа, на который приходилось около 35% всех обращающихся облигаций. Затем следовал банковский сектор с одной пятой частью общего объема, выделялись также отрасли транспорта, энергетики, связи, металлургии и строительства. На эмитентов из оставшихся секторов экономики приходилось около 9% всех корпоративных облигаций [1, с. 351].
Тем не менее, по сравнению с мировыми параметрами данные цифры не были существенны. В отношении к ВВП России совокупный объем инвестиций в корпоративные облигации составлял около 12%, тогда как в США данный показатель приближался к 46%, а в странах ЕС достигал 80% [3, с. 77].
В то же время на рынке облигаций корпоративных эмитентов наметился спад. За рассматриваемый период снизилась рыночная активность, так, объем первичных размещений облигаций во втором квартале 2018 г. сократился почти в два раза по сравнению с предыдущим кварталом, а общий объем за полугодие снизился на 29% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Объяснение данной ситуации нашлось в существенном замедлении темпов инфляции, что поспособствовало снижению процентных ставок коммерческими банками. Таким образом, предприятия получили возможность привлечения сравнительно дешевых банковских кредитов по стоимости до 9%, в то время как доходность по корпоративным облигациям осталась примерно на том же уровне - 1015% и их сравнительные преимущества отошли на второй план.
В таких условиях рассматриваемый сегмент рынка долговых инструментов -рынок корпоративных облигаций, теряет конкурентоспособность и перестает быть альтернативой банковскому кредитованию. Он не способствует эффективной аккумуляции и перераспределению свободных денежных средств между экономическими субъектами. Компаниям выгоднее привлекать кредитные средства за счет ссуд, выдаваемых надежными банками под
низкий процент, чем выпускать собственные облигации на рынок.
На состояние фондового рынка в целом в значительной степени влияют и другие факторы, в особенности геополитическая обстановка. Ужесточение санкций со стороны стран ЕС и США порождает множество рисков и приводит к дополнительным затратам и экономическим потерям. Инвесторы стремятся максимально снизить риски, что уменьшает их интерес к покупке облигаций и приводит к росту стоимости заемного капитала для компаний-эмитентов.
Особенно заметна данная тенденция в сфере частных предприятий из второго и третьего эшелона кредитного качества, тогда как крупнейшие компании с государственным участием имеют на рынке облигаций более комфортные условия. В результате весь сектор корпоративных облигаций основывается на нескольких огромных корпорациях и их дочерних структурах, государственное участие в которых выступает в качестве дополнительной гарантии высокой кредитоспособности.
Кроме того, характерной чертой российских корпораций-эмитентов облигаций до сих пор является их высокая капитализация. Так, лидером среди наиболее капитализированных эмитентов несколько лет остается ПАО «Газпром», за которым следуют ПАО «НК «Роснефть» и Сбербанк России [4, с. 114].
Более того, на российском рынке долговых ценных бумаг высока роль государства и как эмитента собственных облигаций. Так, в России доля корпоративных облигаций составляет около 58% от всех, в то время как на международном рынке -85% [3, с. 76]. Корпоративные облигации вынуждены вступать с государственными в некую конкуренцию: чем больший объем государственных облигаций будет выпущен Минфином РФ на внутренний рынок, тем в менее благоприятные условия относительно стоимости и объема доступных финансовых ресурсов будет попадать корпоративный сектор. В связи с чем одной из задач государства становится поиск компромисса между собственными потребностями во внутренних заимствованиях и
перечнем мероприятий, необходимых для ускорения развития рынка корпоративных облигаций.
За период с 2015 по 2018 гг. корпоративный долг российских компаний в значительной мере трансформировался. Соотношение между российскими еврооблигациями, выпущенными на внешнем рынке, и внутренними корпоративными облигациями заметно изменилось. Если в 2016 г. на рынке международных облигационных займов обращались еврооблигации российских эмитентов на общую сумму свыше 190 млрд долл. США (примерно 11,5 трлн руб.), то к марту 2018 г. их объем сократился до 167 млрд (9,5 трлн руб.). На внутреннем же рынке наблюдалась обратная ситуация: в 2016 г. общий объем корпоративных облигаций не достигал 9,5 трлн руб., а к 2018 г. он возрос до 11,7 трлн руб. [3, с. 81]. Таким образом, соотношение внешнего к внутреннему долгу российских корпораций применительно к облигационным займам за два года изменилось с 1,22 до 0,81.
Бондизация в России должна основываться на развитии нормативно-правовой базы и применении новейших технологий
и механизмов, доказавших свою эффективность в практике западных стран, считает Балюк И.А. Кроме того, он отмечает, что, развивая рынок, нужно принимать во внимание сбережения населения как источник долгосрочных инвестиций. При снижении банками процентных ставок по депозитам для граждан становится актуальным вопрос поиска альтернативных вариантов вложения средств. По примеру облигаций федерального займа для населения (ОФЗ-н) предлагается ввести специальные корпоративные облигации, ориентированные на частных инвесторов. Эмитентами таких ценных бумаг могут стать наиболее крупные и надежные коммерческие банки и корпорации, располагающие доверием граждан. Успешный опыт операций с ними поспособствует появлению у населения интереса к финансовому рынку вообще и к облигациям в частности. В дальнейшем практику выпуска таких специализированных облигаций можно распространять и на другие компании.
Рассмотрим динамику размера и структуры накоплений населения России за 2017-2018 гг. на рисунке.
20000
15000
ю ч10000
5000
17578,6
sssss. sssss. sssss. ///у/, sssss. sssss. sssss. ///у/, sssss. sssss. sssss.
///У/, sssss. sssss.
sssss
4209,8 4181,9
На начало 2017 г.
9688,
sssss.
sssss. sssss. sssss. sssss.
SSSSS.
sssss. sssss. sssss.
SSSSS.
sssss. sssss. sssss.
SSSSS. SSSSS.
5038,5 4761,8
'' Остатки вкладов
П Остатки наличных денег
□ Ценные бумаги
На начало 2018 г.
Рисунок. Денежные накопления населения на 2017 и 2018 гг. [5, с. 170]
0
Исходя из рисунка видно, что сбережения российских физических лиц на данный момент преимущественно сконцентрированы в банковской сфере, т.е. хранятся на депозитах. Однако с учетом реализации рассмотренных ранее мероприятий возможно переориентировать граждан на рынок долговых ценных бумаг, привлечь инвестиции в корпоративные облигации.
Для развития российского рынка корпоративных облигаций представляется возможным осуществить некоторые меры. Во-первых, целесообразно прояснение процесса выпуска облигаций для потенциальных эмитентов на различных обучающих мероприятиях. Во-вторых, предлагается облегчить и ускорить процедуру регистрации эмиссии небольшого числа об-
лигаций и смягчить требования к таким эмитентам с целью снижения их издержек. В-третьих, возможно введение дополнительных налоговых стимулов для лиц, инвестирующих средства в облигации корпораций из определенных сфер экономики. С целью признания российских рейтинговых агентств и в качестве регуляторов других стран, механизм их регулирования и контроля должен быть приближен к международному опыту [1, с. 352].
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать несколько выводов. Разумеется, объем российского рынка корпоративных облигаций пока еще слишком мал по сравнению с аналогичными рынками развитых стран. Однако, он обладает значительным потенциалом роста. Реализация рассмотренных мер может поспособствовать преодолению рецессии на рынке корпоративных облигаций и помочь реализовать его инвестиционные возможности. В результате повысится ликвидность обращающихся на нем
инструментов и возрастет общая инвестиционная активность.
У привлечения финансовых ресурсов в форме выпуска облигаций как у альтернативы банковским кредитам есть множество преимуществ и для их реализации в полной мере требуется активная эмиссия облигаций не только в государственном сегменте, но и со стороны корпораций. И в то же время следует вовлекать в их покупку как институциональных, так и частных инвесторов.
Развитие рынка корпоративных облигаций позволит снизить стоимость заемного капитала для всех предприятий и в первую очередь для малого и среднего бизнеса, привлечь «длинные деньги» в экономику, снять избыточную нагрузку с банковского сектора. Это будет способствовать повышению эффективности процесса перераспределения и трансформации сбережений в инвестиции, а значит, более качественному выполнению финансовым рынком своей основной функции.
Библиографический список
1. Ушанов А.Е. К вопросу о развитии рынка корпоративных облигаций // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - №1 (26). - С. 349-352.
2. Банк России, Аналитическая записка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.cbr.ru/Content/Document/File/44023/IFK_2017_07.pdf (дата обращения: 12.02.2020).
3. Балюк И.А. Рынок корпоративных облигаций: международный опыт и российская практика // Финансы: теория и практика. - 2019. - №2 (110). - С. 74-83.
4. Кулигина А.А. Текущее состояние рынка облигаций, его характерные особенности // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. №9 (18). - Новосибирск: СибАК, 2018. - С. 113-118.
5. Корень А.В., Пустоваров А.А. Развитие рынка облигаций в России: проблемы и перспективы // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - №2 (23). -С. 169-172.
PECULIARITIES OF THE CORPORATE BONDS MARKET DEVELOPMENT IN
MODERN RUSSIA
K.V. Samokhvalova, Student
Supervisor: N.V. Romanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. At the present stage of development of financial and economic relations, the problem of attracting financial resources by corporations is particularly relevant. Many economists emphasize the significant role of the domestic debt market and the importance of issuing bonds to finance companies in their researches. This article discusses the state and trends in the development of the Russian corporate bond market and is based on a review of various scientific publications. The study reveals the specifics of the corporate bond market, which allows us to determine the necessary measures for its development.
Keywords: corporate bonds, debt financing, corporate bond market, bondization.