Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
транспортно-логистические услуги / логистические провайдеры / логистические затраты / transportation and logistics services / logistics providers / logistics costs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарова И. В.

Статья затрагивает актуальную тему необходимости развития транспортно-логистической отрасли как фактора развития национальной экономики в условиях усиливающейся международной и внутриотраслевой конкуренции. Проводится анализ мирового и российского рынка транспортно-логистических услуг. Определены особенности и основные проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN MARKET TRANSPORTATION AND LOGISTICS SERVICES

Article affects the current topic the need to develop transport and logistics industry as a factor in the development of the national economy in an increasingly international and intra-industry competition. The analysis of the Russian and global market of transport and logistics services. The features and main problems of development of the market of transport and logistics services in Russia.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ»

Шарова И.В.

доцент кафедры предпринимательства и логистики Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

к.э.н., доцент

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ

УСЛУГ

FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN MARKET TRANSPORTATION AND

LOGISTICS SERVICES

Sharova I. V., Professor of Entrepreneurship and Logistics Department Plekhanov Russian University of Economics, PhD

АННОТАЦИЯ

Статья затрагивает актуальную тему необходимости развития транспортно-логистической отрасли как фактора развития национальной экономики в условиях усиливающейся международной и внутриотраслевой конкуренции. Проводится анализ мирового и российского рынка транспортно-логистических услуг. Определены особенности и основные проблемы развития рынка транспортно-логистических услуг в России.

ABSTRACT

Article affects the current topic the need to develop transport and logistics industry as a factor in the development of the national economy in an increasingly international and intra-industry competition. The analysis of the Russian and global market of transport and logistics services. The features and main problems of development of the market of transport and logistics services in Russia.

Ключевые слова: транспортно-логистические услуги, логистические провайдеры, логистические затраты.

Keywords: transportation and logistics services, logistics providers, logistics costs.

Анализ мировых тенденций развития транс-портно-логистической отрасли подтверждает тот факт, что страна не способна контролировать риски собственной экономики без устойчивых позиций в логистической сфере.

Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, состояние российской транспортно-логистической сферы является существенным сдерживающим фактором развития российской экономики в условиях усиливающейся международной и внутриотраслевой конкуренции, повышения требований к качеству профессиональных кадров и исчерпания источников экспортно-сырьевого типа развития [1].

Вместе с тем разработчики стратегии констатируют рост ресурсоемкости перевозок и транспортных издержек экономики, повышение транспортных тарифов и усиление дефицита квалифицированных профессиональных кадров в транспортной отрасли.

Совокупные внутренние и внешние затраты на транспорт и логистику в России одни из самых высоких в мире. Они составляют до 20% ВВП страны при среднемировом показателе на уровне 11%. В Китае он находится на уровне 14%, в странах ЕС -в пределах 11%, в США и Канаде - 10% [2].

Несмотря на темпы развития рынка логистических услуг, в рейтинге Всемирного банка по уровню развития логистики (LPI - Logistics Performance Index) в 2014 Россия заняла 90 место в состоящем из 160 стран мира рейтинге [8].

Для повышения конкурентоспособности национальной транспортно-логистической отрасли необходимо дальнейшее развитие рынка логистических посредников с целью повышения экономической привлекательности стратегии аутсорсинга

(то есть передачи части или всех логистических функций провайдерам логистических услуг), которая широко применяется в западной практике ведения бизнеса и недостаточно развита в нашей стране.

В настоящее время на российском рынке работает около 3,8 тыс. компаний, предоставляющих транспортно-экспедиторские услуги, в том числе 2,8 тыс. перевозчиков и 1 тыс. экспедиторов (операторы или агенты). Около 800 компаний позиционируют себя как складские операторы. Основная масса экспедиторских и логистических компаний расположена в Москве и Санкт-Петербурге, а также в портах и региональных центрах России [6].

По мнению экспертов РБК, конкурентную среду на российском рынке транспортно-логисти-ческих услуг в целом определяют российские транспортные компании и экспедиторы, а ключевыми участниками в сегменте 3PL-услуг выступают западные логистические провайдеры, имеющие богатый опыт решения задач по обслуживанию международных крупных производственных и торговых компаний, с которыми они работают по всему миру. Как правило, масштабы операций западных логистических провайдеров на российском рынке непосредственно связаны с активностью в России их глобальных клиентов [6].

С возрастанием роли логистики в повышении конкурентоспособности как промышленных, так и торговых предприятий, ростом логистических затрат и требований клиентов к качеству предоставляемых услуг при поставках сырья, материалов и готовой продукции ведущие глобальную деятельность компании все чаще передают логистические бизнес-процессы на аутсорсинг. По статистиче-

ским оценкам услугами логистических посредников пользуются 81,3% компаний в США, 64,6% европейских компаний, 49% компаний Китая [7].

Несмотря на то, что передача операционной логистической деятельности на аутсорсинг по оценке зарубежных исследователей обеспечивает снижение логистических издержек в среднем на 4050% [4], относительный вес рынка транспортно-логистических услуг в России невелик: доля аутсорсинга в общем объеме транспортных услуг остается сравнительно незначительной - от 20 до 39%. В основном компании по-прежнему обслуживают себя сами, осуществляя перевозки и логистику силами внутренних подразделений.

Состояние российского рынка транспортно-логистических услуг характеризуется следующими особенностями:

1. Высокий уровень логистических затрат - неэффективность организации внутренней логистики компаний и транспортно-логистической системы страны в целом. По данным опроса российских и зарубежных предпринимателей, проведенного The Boston Consulting Group совместно с Комитетом по логистике Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, только 34% респондентов оценивают долю издержек компаний на транспортные и логистические услуги в пределах 10% от цены производимой продукции. Более четверти (26%) опрошенных участников рынка оценивают издержки на транспорт и логистику в размере не менее 30% от производимой продукции. При этом, отвечая на вопрос «На каком участке цепи поставок в наибольшей степени концентрируются логистические издержки вашей организации?», подавляющее большинство респондентов (81%) обозначают расходы на транспортировку произведенной продукции в качестве основного источника затрат [4].

2. Основная часть услуг в сфере перевозок и хранения грузов, а тем более управления запасами и цепочками поставок, выполняется собственными службами предприятий-товаропроизводителей, дистрибьюторов или ритейлеров, в то время как во всем мире увеличивается доля передаваемой на аутсорсинг внутренней логистики и управления запасами.

Так, например, крупнейшие компании (например, Х5 Retail Group и «Магнит»), как правило, делают фокус на развитие собственных логистических компетенций. В том числе многие грузоотправители развивают собственную базу активов, так как не могут найти внешнего 3PL-оператора для качественного решения своих задач при приемлемом уровне тарифов. Например, собственный автомобильный парк «Магнита» (5,5 тыс. автомобилей)

Таблица 1.

больше парка DB Schenker в России (200 автомобилей) в 28 раз [4].

3. Преобладание сырьевых товаров и полуфабрикатов в структуре грузопотоков.

4. Протяженность территории и удаленность основных экспортных производств от портов.

5. Нерациональное размещение производств и архаичность организации доставки грузов от производителя к потребителю.

6. В России по сравнению с другими странами выше доля базовой услуги транспортировки и ниже доля сервисов 3PL/4PL. Это объясняется как высокой долей сырьевых грузов, так и дефицитом качественного предложения со стороны 3PL/4PL компаний. Преобладают услуги 2PL (грузоперевозки, экспедирование и прямая аренда складов), доля комплексных логистических услуг (3PL) составляет 8% оборота российского рынка транспортно-логистических услуг. Аналогичный показатель для стран Евросоюза - 19% [7].

Список литературы

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (с изменениями на 11 июня 2014 года) [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. — Электрон. дан. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 12.09.2015).

2. Домнина С.В., Федоренко А.И. Развитие рынка транспортно-логистических услуг в странах-членах Евразийского экономического союза / С.В. Домнина, А.И. Федоренко // Логистика сегодня. -2014. - № 06(66). - C. 344-361.

3. Левина Т.В. Анализ рынка логистических услуг в Московском регионе. Презентация на собрании Гильдии логистических операторов / Т.В. Левина // Логистика. - 2011. - №2. - С. 78.

4. Логистика в России: новые пути раскрытия потенциала, 2014. [Электронный ресурс] / The Boston Consulting Group. - Электрон. дан. - Режим доступа: URL: http://www.bcg.ru/docu-mentsfile158550.pdf (дата обращения: 15.01.2015).

5. Логистика: современные тенденции развития. [Электронный ресурс] / Логистика - Электрон. дан. - Режим доступа: http://logistika-prim.ru/sites/defauMiles/s 14-15_log_0615 .pdf (дата обращения: 09.01.2016).

6. Обзор по логистике и экспресс-логистике 2013. [Электронный ресурс] / РБК.research - Электрон. дан. - Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/reviews/transport2013/chapter _5_2.shtml (дата обращения: 02.02.2016).

Мировой и российский рынок т

)анспортно-логистических услуг в 2015 году

ВВП, Логистические Доля в ТЛУ Рынок ТЛУ Доля аутсор-

Млрд.$ затраты ВВП, % (аутсорсинг) синга, %

США 15650,0 1332,0 8,5 1141,9 928,3 81,3

Европа 16210,0 1487,6 9,2 1197,9 773,9 64,6

Китай 8260,0 1486,8 18,0 1210,6 593,2 49,0

Россия 2017,5 382,5 19,0 307,7 120,9 39,3

7. Рынок ТЛУ в условиях экономической рецессии: прогноз до 2017 г. [Электронный ресурс] / РБК.research - Электрон. дан. - Режим доступа: http://bc.rbc.ru/2015/log/materials/585/EuSQht.pdf (дата обращения: 02.02.2016).

8. Logistics Performance Index. International LPI [Электронный ресурс] / World Bank official site - Электрон. дан. - Режим доступа: http://lpi.worldbank.org/international_(дата обращения: 12.12.2015).

Sharova K.

Postgraduate student, Plehanov University of Economics, Moscow, Russia

METHODS FOR EVALUATION OF THE CORPORATE REPUTATION OF A COMPANY

ABSTRACT

Study of intangible assets and their use for strengthening company's position on market became a vital component for modern Russian companies. Reputation is becoming a weapon in a battle to achieve steady and positive development of an organization on market. And regulation of a reputation is becoming a process that is necessary for forming of a positive trend and winning positions in contrast with competitors. This paper contains main methods for evaluation of corporate reputation and ways of using it for improvement in companies practice.

Keywords: corporate reputation, reputation stability, reputation ratings, marketing research

Valuation of a successful operation of a modern company can not be based only on material factors (profit growth, stepping up the rate of production, winning products in comparison with competitors). Since middle 70-s corporations have started to aim at the social factors i.e. intangible assets, which also include concepts such as reputation of a company, image, brand, mission and etc.

Consumers pay attention not only to the price and quality of the product, but also to the respectability of a brand, the ecological compatibility of production, the popularity of the manufacturer, his position on market and other social characteristics that didn't have any great significance before.

Study of a corporate reputation is a common occurrence for the majority of international and domestic companies. Large-scale enterprises that exist on a market for a long time and need to keep up their reputation tend to pay more attention to this aspect. For small enterprises study of a corporate reputation cannot be that relevant, but for establishing firm positions of an organization in the field of its activity and maintenance of loyalty of the interested parties it is necessary to secure a decent level of a corporate reputation.

The process of formation and maintenance of a proper level of corporate reputation stability is a strategically essential asset and has great significance in a forming of the company's activity as well as it acquires urgency and necessity of increasing investment of capital into intangible assets of a company.

For the most foreign companies reputation is one of the most valuable assets, in so doing, company's management isn't always able to determine the level of the corporate reputation. It is often connected with the fact that intangible assets take very small part in the structure of accounting balance in comparison with the value of equipment or immovable. In Russia, the phase when either leaders of the company or employees don't pay enough attention to the corporate reputation is still happening. But it is necessary to consider that reputation can have an immediate impact through opinions of concerned parties and increase company's profit by attracting new stakeholders and keeping and maintaining positive relations with current ones.

The necessity of the evaluation of company's corporate reputation is connected not only with situations when company management wants to understand how costly will the financial regulation of a company be or when company image is damaged. The main reason is the situation when there appears an interest in comparison of company position with competitors in one particular sphere of business. Existence of this sort of information will let determine what kind of reputation company has at the moment to understand in which directions company should develop and change in order to keep its place in a market and try to become a leader. In that regard, a company will require not so much a quantitative evaluation i.e. an evaluation received by financial calculations as a qualitative evaluation received by sociological analysis.

There are a lot of different ways to determine the level of a corporate reputation in an organization. In general different ways are divided into quantitative and qualitative measures of evaluation.

Two main groups of quantitative methods are:

1. Direct methods. They are used in assessing directly the cost of the reputation without accounting the rest of company's property.

2. Indirect methods. Goodwill is determined as a difference between the cost of the whole company and the cost of its net assets.

I would like to grant a detailed attention to qualitative methods of the corporate reputation evaluation. Group of qualitative methods consist of expert methods and methods of sociological questioning. As G. Dowling said "qualitative analysis - the best method for exposure of characteristics used for description of an image and a reputation".

Among the expert methods of corporate reputation evaluation rating and recommendatory methods stand out. The base of the recommendatory method is a discussion of corporate reputation by PR analytics and recommendations about its modification. The result is descriptive adjectives of company's reputation, which often do not include comparative analysis with other companies in the industry. Results of the analysis are synthesized in analytical summaries, which are used by

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.