Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы российского рынка транспортно-логистических услуг'

Проблемы и перспективы российского рынка транспортно-логистических услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3412
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР / 3PL-ОПЕРАТОР / ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ / ЗАТРАТЫ / АВТОЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЦЕСС / ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ / ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКИЕ УСЛУГИ / LOGISTICS OPERATOR / 3PL-OPERATOR / LOGISTICS / TRANSPORTATION COSTS / COSTS / AUTO-LOGISTICS / TRANSPORT PROCESS / TRANSPORT COMPANY / FREIGHT FORWARDING SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вискова Анастасия Юрьевна, Веремеенко Елена Геннадьевна

Рассматриваются проблемы и перспективы российского рынка транспортно-логистических услуг, уровень логистического обслуживания, области деятельности 3PL-операторов, отношение западных компаний к логистике в России, ключевая возможность развития рынка логистики, логистические перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE RUSSIAN MARKET OF TRANSPORT AND LOGISTIC SERVICES

The article examines the problems and prospects of the Russian market of transport and logistics services, the level of logistics services, the areas of activity of 3PL operators, the attitude of western companies to logistics in Russia, the key opportunity for the development of the logistics market, and the logistics prospects.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы российского рынка транспортно-логистических услуг»

УДК 656.02

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Вискова А. Ю., Веремеенко Е. Г.

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

viskowa.anastasya@yandex.ru

Рассматриваются проблемы и перспективы российского рынка транспортно-

логистических услуг, уровень логистического обслуживания, области деятельности 3PL-операторов, отношение западных компаний к логистике в России, ключевая возможность развития рынка логистики, логистические перспективы.

Ключевые слова: логистический оператор, SPL-оператор, логистика, транспортные расходы, затраты, автологистика,

транспортный процесс, транспортная компания, транспортно-экспедиторские

услуги.

Введение. Развитие рынка логистических услуг в России идет со значительным отставанием от развитых стран. Однако, компании с крупным оборотом хотят пользоваться услугами единого оператора. Подавляющая часть 3PL-компаний представлена иностранным или смешанным капиталом. Это объясняется разработанными способами решения аутсорсинговых вопросов и задач иностранных потребителей услуг в России [1].

Мировой рынок логистических услуг стабильно развивается в течение 20 лет. Появляются различные методы и схемы работы — от мультимодальных транспортных услуг к дистрибьюторским центрам со сложными технологиями комплектации и предпродажной подготовкой товарных потоков, управлением дистрибьюторскими каналами и коммуникационной инфраструктурой [2].

Среди ведущих 3PL-операторов присутствуют как транспортные компании, так и управляющие компании распределительных центров. Это Tibbet&Britten, TNT, Geodis, Schenker. В число стран определяющих мировой рынок логистических услуг входят Великобритания, США, Россия, Китай, Бразилия, ЮАР.

Структуры, образовавшиеся из служб экспресс доставки и пришедшие в Россию для решения задач крупных производственных и торговых компаний, занимают ведущее место на рынке 3PL-аутсорсинга. Яркие представители таких провайдеров — DHL и UPS. В этих компаниях по срочной доставке полностью отлажен управленческий, информационный и производственный комплекс решений для полного логистического обслуживания.

Область деятельности 3PL-провайдеров представлена в основном международными компаниями. Российских компаний — SPL-провайдеров с полным спектром услуг на рынке

UDC 656.02

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE RUSSIAN MARKET OF TRANSPORT AND LOGISTIC SERVICES

Viskova A. Y., Veremeenko E.G.

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

viskowa.anastasya@yandex.ru

The article examines the problems and prospects of the Russian market of transport and logistics services, the level of logistics services, the areas of activity of 3PL operators, the attitude of western companies to logistics in Russia, the key opportunity for the development of the logistics market, and the logistics prospects.

Keywords: logistics operator, 3PL-operator, logistics, transportation costs, costs, auto-logistics, transport process, transport company, freight forwarding services.

практически нет. Рынок 3PL-аутсорсинга в России на начальной стадии формирования образуют транспортно-логистические и складские фирмы.

Анализ возможностей. Анализ возможностей развития рынка логистических услуг говорит о том, что все его участники стараются максимально расширить свои возможности по предоставлению услуг. Это объясняется растущим спросом на полное логистическое обслуживание. Компании, желающие работать только с одним крупным оператором, требуют все новых и новых решений, исчерпывающих весь спектр услуг по ведению бизнеса [3].

Российский уровень логистического обслуживания на грузовых терминалах отстает от уровня иностранных компаний примерно на десять лет. Фактором, сдерживающим рост возможностей контрактной логистики, можно считать недостаток требуемого количества ведущих логистических провайдеров, имеющих возможности по предоставлению полных качественных услуг. Осложняет дело и отсутствие развитой логистической складской инфраструктуры [4].

Западные компании попросту не уверены в профессионализме российских специалистов по логистике либо не находят требуемого спектра услуг в компаниях. Так, компания Heineken обращается к иностранным экспедиторам для перевозки своего оборудования на российские заводы. Компания Schenker получила статус главного поставщика логистических услуг в России для сети Metro Group.

Спрос на услуги 3PL-компаний составляют компании, занимающиеся производством и торговлей товарами с высокой добавленной стоимостью, внешнеэкономической деятельностью или реализующие сложные проекты с определенными условиями и схемой доставки грузов различными видами транспорта. Структура производства в России, а именно преобладание сырьевых товаров и полуфабрикатов — углеводородов, руды, каменного угля, минеральных удобрений, леса и пиломатериалов определяет низкую долю 3PL-услуг в обороте рынка ТЛУ. Сырьевые компании оставляют за собой управление цепями поставок, отдавая на долю сторонних компаний только заботы по транспортировке и переработке грузов. Доставка грузов до потребителя осуществляется в большей степени железнодорожным транспортом (прежде всего ОАО «РЖД» и ее дочерними структурами, а также другими операторами подвижного состава) при небольшой экспедиторской наценке [5].

Перспективы. Ключевая возможность развития логистики в России — автомобильная промышленность. На 11 действующих в России автосборочных производствах логистические технологии коренным образом влияют на качество производимой продукции и повышают продажи.

Начало роста автологистики в России связано с приходом компании-лидера автологистики Gefco. Транспортные компании Fesco и «Русская Тройка», осуществляющие интермодальные контейнерные перевозки по территории России в транспортном коридоре «Восток-Запад» и по территории России, уже специализируются на автологистике.

Компания Kuehne + Nagel сегодня является одним из ведущих провайдеров логистических услуг в России. Более 500 квалифицированных сотрудников обслуживают постоянно растущую клиентскую базу, которая включает российские предприятия различных отраслей, а также крупные международные корпорации [6].

Известные транспортные компании — «Русская Логистическая Служба» (РЛС) и складской оператор «Национальная Логистическая Компания» (НЛК) объединили свою деятельность. Союз РЛС и НЛК — это первый шаг в развитии сетевой транспортно-складской инфраструктуры, которая пока в России отсутствует. До сих пор РЛС и НЛК не занимали серьезную долю на рынке сборных грузов. Новый проект этих компаний позволит занять новый статус и выйти на рынок сборных грузов и сегмент 3PL-операторов. По мнению аналитиков, альянс РЛС и НЛК уже отнял

работу у курьерских компаний. Консолидация больших объемов товара от разных поставщиков позволяет оператору предоставить клиенту возможность перевозить минимальные партии товаров по привлекательным ценам.

В последнее время возрос интерес известных международных логистических операторов к России. Коммерческая компания Hines, находящаяся в Штатах, ведет работы по строительству больших складских комплексов в Московской области.

По сообщению аналитического агентства M. A. Research, в 2016 году объем рынка 3PL-услуг вырос на 8%, достигнув при этом 189 млрд руб. Около 72% оборота логистических операторов обеспечили операции по перевозке и экспедированию грузов, 28% приходилось на сегменты складских и управленческих услуг, управление цепочками поставок. Конкурировать на рынке услуг позволяли предложения новых услуг, нацеленные на сокращение издержек и клиентоориентированность.

- 50%

- 40%

- 30%

- 20% 10%

- 0% -10% ■ -20% ■ -30%

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017Е

«Объем, млрд руб. -t-Pücr,% (с) М. A. Research

Рис. 1. Динамика рынка SPL-услуг в России в 2009-2017 гг., в млрд руб. и в %

Операции на рынке транспортно-экспедиторских услуг и управленческих решений обеспечили рост уровня 3PL-услуг в 2016 году после падения его в 2015 году.

В 2016 году было замечено относительное снижение спроса на аренду складов логистическими компаниями. На их долю пришлось не более 18% общего объема заключенных сделок на рынке складской недвижимости. При этом ряд ведущих операторов (Itella, FM Logistic, STS Logistics) продолжают арендовать крупные складские площади или строят их по проектам built-to-suite. Новая тенденция проявляется не только в столицах, но и в некоторых регионах РФ. По данным Knight Frank, в 2016 году многие логистические компании увеличили складские мощности. При этом 42% компаний арендуют складские мощности, 25% совмещают помещения в аренде и собственности, 33% владеют складскими мощностями.

В 2019-2020 гг. росту сегмента 3PL будет способствовать повышение спроса на логистический аутсорсинг со стороны торговых и дистрибьюторских компаний, развивающих новый вид коммерции, использующий интернет для создания виртуальных магазинов, потребность в новых логистических решениях для сокращения издержек в цепях поставок. Компании, занимающиеся логистическим обслуживанием интернет-магазинов, имеют успех. Важным фактором развития также является начавшийся в 2017 году процесс увеличения объемов производства в основных грузообразующих секторах промышленности и строительства,

восстановления импортных операций на фоне стабилизации рубля. При этом серьезным ограничителем роста спроса на услуги 3PL остается низкая динамика реальных доходов населения и оборота розничной торговли [7].

Заключение. Рынок российских логистических услуг имеет положительные среднесрочные перспективы. Однако, опыт ведения логистического бизнеса и решения задач перенимаются от иностранных компаний. В этой ситуации нельзя не учитывать то, что в России свой менталитет, своя специфика ведения бизнеса. Следовательно, необходима разработка единой российской системы логистической теории и практики, которая, несомненно, будет опираться на зарубежный опыт, но соответствовать российским требованиям.

Библиографический список

1. Веремеенко, Е. Г. Вопросы моделирования терминально-логистических комплексов // Строительство и архитектура: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. — Ростов-на-Дону, 2015. — С. 15-18.

2. Логистика. Учебное пособие / В. В. Негреева, В. Л. Василёнок, Е. И. Алексашкина. — Санкт-Петербург : Университет ИТМО, 2015. — 85 с.

3. Гуснов, Д. И. Логистический консалтин году исследование тенденций рынка / Д. И. Гуснов, Л. В. Еремина // Логистика — Евразийский мост: мат-лы XI междунар. науч.-практ. конф. — Красноярск, 2016. — Ч.1. — С. 360-365.

4. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / под общ. и науч. ред. В. И. Сергеева. — 2-е изд. — Москва : ИНФРА-М, 2013. — 634 с.

5. Логистика на транспорте. Учебное пособие для техникумов и колледжей железнодорожного транспорта / Д. Г. Шишкин, Л. Н. Шишкина. — Москва : Маршрут, 2006. — 224 с.

6. Управление грузовыми потоками в транспортно-логистических системах: монография / Л. Б. Миротин [и др]. — Москва : Горячая линия-Телеком, 2010. — 704 с.

7. Управление логистикой и компанией [Электронный ресурс] / Logistics.ru. — Режим доступа: http://www.logistics.ru/management/news/okolo-72-oborota-3pl-operatorov-v-rossii-obespechivayut-operacii-po-perevozke-i_ (дата обращения 01.02.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.