Научная статья на тему 'Особенности развития российского рынка индивидуального банковского обслуживания'

Особенности развития российского рынка индивидуального банковского обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / MARKET / БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / BANKING / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / INVESTING / ИНДИ ВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / PERSONAL APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонова Виктория Геннадиевна

В статье рассматриваются российский рынок индивидуального банков ского обслуживания, его особенности, проблемы и перспективы развития в современных условиях. Проведен сравнительный анализ с зарубежным аналогичным обслуживанием, в ходе которого выявлена специфика функ ционирования российского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT FEATURES OF RUSSIAN PRIVATE BANKING MARKET

The article deals with Russian market of Private Banking, its characteristics, prob lems and prospects of development in the modern world. It presents comparative analysis of foreign market Private Banking which shows the specific functioning of Russian market.

Текст научной работы на тему «Особенности развития российского рынка индивидуального банковского обслуживания»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

DEVELOPMENT FEATURES OF RUSSIAN PRIVATE BANKING MARKET

УДК [339.13 : 336.71](470+571)

АНТОНОВА Виктория Геннадиевна

старший преподаватель кафедры экономики кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, e-mail: viki-ant@rambler.ru

ANTONOVA Victoria Gennadievna

Senior Lecturer of the Film and Television Economics Department, Saint-Petersburg State University of Film and Television, viki-ant@rambler.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются российский рынок индивидуального банковского обслуживания, его особенности, проблемы и перспективы развития в современных условиях. Проведен сравнительный анализ с зарубежным аналогичным обслуживанием, в ходе которого выявлена специфика функционирования российского рынка.

Ключевые слова: рынок, банковское обслуживание, инвестирование, индивидуальный подход.

Abstract.

The article deals with Russian market of Private Banking, its characteristics, problems and prospects of development in the modern world. It presents comparative analysis of foreign market Private Banking which shows the specific functioning of Russian market.

Key words: market, banking, investing, personal approach.

Одно из направлений работы банка с физическими лицами - индивидуальное банковское обслуживание состоятельных клиентов, или (как это именуется за границей) Private banking, в последнее время стало неотъемлемой частью услуг крупных банков. Данное обслуживание решается с использованием максимального количества финансовых услуг, оказываемых на высоком уровне сервиса. При этом Private banking не подразумевает единых для всех клиентов жестких правил и

регламентов, а также обязательного использования продуктов только своего банка.

Private banking - это комплекс финансовых услуг частным клиентам по управлению денежными средствами, создание оптимальных инвестиционных стратегий с учетом пожеланий конкретного клиента, а также безупречное выполнение технических функций по реализации разработанных стратегий [1].

Данное направление обслуживания частных клиентов зародилось в середине XVIII в.

114

петербургский экономический журнал • № 1 • 2014

в Швейцарии и начиналось с процедур финансового управления средствами состоятельных людей на основе высокой степени доверия и конфиденциальности.

Развитию Private banking в России способствуют как рост числа состоятельных клиентов, так и усиление конкуренции между финансовыми институтами.

Система Private banking включает в себя:

• классические банковские услуги, такие как операции со счетами, размещение депозитов, обслуживание банковских карт, предоставление кредитов;

• инвестиционные продукты (общий фонд банковского управления (ОФБУ)), накопительное страхование жизни, паевые инвестиционные фонды (ПИФ), операции с драгметаллами;

• управление капиталом;

• альтернативные инвестиции (art-banking, хедж-фонды, структурированные продукты);

• консультационные услуги по валютному и налоговому законодательству, юридическое сопровождение;

• небанковский сервис (бронирование гостиниц, заказ билетов и т. д.).

Программу Private banking в России предоставляют следующие отечественные и европейские банки: ВТБ 24, Банк Москвы, Газпромбанк, Альфа-банк, Росбанк, Банк Санкт-Петербург, Банк Русский Стандарт, Райффайзенбанк (Австрия), UniCredit Bank (Италия), HSBC Private Bank (Великобритания), Lombard Odier Darier Hentsch & Cie (Швейцария), Credit Suisse (Швейцария), UBS (Швейцария), Barclays (Великобритания), KBC Group (Бельгия), Swedbank (Швеция) и др.

Общепризнанными мировыми принципами на рынке Private banking являются:

• конфиденциальность - надежность, безопасность всех финансовых операций клиента в банке;

• комфорт - обеспечение полного финансового комфорта и приближенность по месту обслуживания к клиенту;

• индивидуальность - индивидуальные условия обслуживания, разработка и реализация индивидуальной инвестиционной стратегии;

• минимизация усилий клиента - обеспечение доступа клиента ко всему комплексу предоставляемых банком услуг одним лицом;

• комплексность - предоставление широкого спектра традиционных банковских, финансовых услуг, а также разработка новых продуктов и услуг в соответствии с потребностями клиентов;

• оптимизация - разработка оптимальных финансовых решений для клиента, использование современных технологий;

• оперативность - постоянный мониторинг состояния счетов клиента, обеспечение оперативности расчетов.

Специфика Private banking заключается в том, что каждая услуга должна быть сформирована индивидуально под потребности конкретного клиента. Основная задача банка состоит в том, чтобы стать для своих клиентов партнером в вопросах управления их личными и семейными финансами. С клиентом работает персональный менеджер, предлагает ему индивидуальные схемы, из которых клиент выбирает наиболее подходящий вариант. Персональный менеджер не только информирует клиента обо всех изменениях в услугах банка и его тарифах на финансовых рынках, но и помогает выработать стратегию инвестиционного поведения, предлагая варианты услуг, которые, на его взгляд, наиболее полно отвечают потребностям клиента.

В настоящее время российские банки предлагают набор элитных банковских услуг и продуктов, не уступающих по разнообразию и качеству предоставляемыми швейцарскими частными банками. Но только немногие отечественные банки оказывают услугу финансового планирования, которая объединяет в единый комплекс все банковские продукты.

Классифицировать клиентов Private banking можно по нескольким признакам. Рассмотрим две наиболее распространенные классификации:

1. В зависимости от целей сбережений [2]:

• low-сегмент - массовый потребитель банковских услуг с невысокими доходами, сберегающий средства, как правило, на депозитах под определенную покупку;

петербургский экономический журнал • № 1 • 2014

115

• middle-сегмент - более продвинутые и активные в финансовом плане россияне, имеющие хорошие перспективы карьерного роста. Помимо депозитов, они инвестируют сбережения с целью получать более высокий доход в наиболее распространенные инвестиционные инструменты (ПИФы, обезличенные металлические счета (ОМС), реже - самостоятельное формирование инвестиционного портфеля через брокерское обслуживание в банке или инвестиционной компании. Цель - дорогостоящие покупки, накопление первоначального капитала для начала собственного бизнеса и т. п.;

• premium-сегмент - это обеспеченные люди (mass affluent), как правило, топ-менеджеры компаний или владельцы среднего бизнеса, предпочитающие VIP-сервис, отдающие средства в доверительное управление. Цель - накопление и приумножение собственного капитала;

• top-сегмент - состоятельные клиенты, значительный размер капитала которых требует разработки персональной стратегии инвестирования и управления портфелем, более сложных подходов к диверсификации последнего. Как правило, это владельцы крупного бизнеса. Цель - сохранение собственного капитала и передача его по наследству.

2. В зависимости от сопоставления классов инвестиционных продуктов [3]:

• продукты с относительной доходностью. Это стратегии инвестирования, ставящие себе целью переиграть какой-либо бенчмарк (эталон), например, классические паевые фонды, использующие только длинные позиции;

• продукты с абсолютной доходностью, которые должны показывать заранее спрогнозированную доходность. Это, например, облигации, которые держат до погашения, или депозиты; до кризиса 2008 г. сюда же гипотетически были отнесены хедж-фонды (частные, не ограниченные нормативным регулированием, либо подверженные более слабому регулированию инвестиционные фонды, недоступные широкому кругу лиц и управляемые профессиональными инвестиционными управляющими);

• продукты, чья доходность не определяется событиями на фондовом рынке. Это инве-

стиции в искусство, вино, некоторые стратегии хедж-фондов, фонды прямых инвестиций (хотя глобальные кризисы, безусловно, влияют и на показатели по этому классу продуктов).

Основными клиентами данной услуги в России являются собственники среднего и крупного бизнеса, руководители компаний, спортсмены, представители шоу-бизнеса, а также члены их семей.

Особенностью российского Prívate banking является структура клиентской базы и основные требования состоятельных клиентов [4]:

1. Порог для включения в VIP-категорию в нашей стране значительно ниже, чем на Западе - от 200 тыс. долл. В банках в США или западноевропейских странах на роль VIP-клиента могут претендовать люди, способные отдать под управление от 10 млн долл. В Швейцарии требования более лояльные, и на услуги частного банковского обслуживания вполне могут рассчитывать люди, активы которых не превышают 1 млн долл.

2. Значительное число «нерыночных» клиентов, относящихся к VIP-клиентам.

3. В настоящее время к категории VIP-клиентов стали относиться люди, которые заработали свои состояния на создании, развитии и последующей продаже собственного бизнеса.

4. Российские клиенты при формировании инвестиционного портфеля придерживаются более агрессивных стратегий по сравнению с западными.

5. Отсутствие опыта и традиций у владельцев крупного российского капитала, способность доверяться полностью одному банку приводит к определенной нестабильности клиентской базы и вынуждает банки работать с капиталами, объемы которых зачастую близки к рознице.

6. С клиента взимается вознаграждение за управление активами и капиталом. В традиционном Private banking оно состоит из двух частей:

• плата за управление (management fee) -удерживается ежеквартально от средней стоимости активов клиента в данном квартале;

• вознаграждение за успех (success fee) -начисляется и удерживается в конце каждо-

116

петербургский экономический журнал • № 1 • 2014

го квартала. Вознаграждение исчисляется от превышения валютной оценки активов клиента на конец квартала над наивысшей валютной оценкой, произведенной в предыдущие дни начисления вознаграждения (high water principie). Это означает, что если активы клиента упали ниже достигнутого ранее уровня, то управляющий не будет получать вознаграждения за успех до тех пор, пока активы не вернутся к максимуму. Вознаграждение за успех является гарантией заинтересованности управляющих в увеличении капитала клиента.

Вместе с тем российская специфика такова, что иногда довольно трудно разделить персональные средства клиента и капитал созданной им организации (на Западе для обслуживания крупных институционализированных вкладчиков существует отдельное направление банковского бизнеса - Global Asset management (глобальное управление активами)). Поэтому российские банки зачастую идут на то, чтобы предлагать комплексные услуги по управлению средствами, формально принадлежащими как частному лицу, так и его компании.

Линейка продуктов Private banking достаточно широка - по сравнению с розничными банковскими услугами клиенту предоставляются более выгодные условия кредитования, интересные депозиты и т. д. Однако главным отличием является кастомизация (индивидуализация) продуктов, т. е. есть возможность структурирования отдельного предложения. Банком предлагается формирование полноценного инвестиционного портфеля, часть которого будет направлена в депозиты, а часть инвестирована в любые классы активов. Главная задача Private banking - правильное распределение активов в зависимости от склонности клиента к риску.

В России в основном клиенты на внутреннем рынке держат около 80% своих вложений в банковских депозитах, так как в нашей стране, они достаточно доходны. Для граждан России, инвестирующих в активы за пределами страны условия противоположно меняются - большая часть вложений (около 70%) - это инвестиционная составляющая.

При сравнении рынков Private banking США, России и других развивающихся стран можно сделать вывод, что между ними есть существенная разница. В США Private banking - это на 80-90% чистые инвестиции с возможностью вложения средств в паевые инвестиционные фонды, хедж-фонды, дери-вативы и другие активы. Транзакционной и депозитной составляющей там практически нет, так как банки считают их низкодоходными продуктами. Рынок в России и других развивающихся странах большей частью основан на депозитах, инвестиции составляют не более 20-30%. В этих странах также важную роль играет сервис и транзакционная составляющая.

Несмотря на хорошие перспективы развития, рынок Private banking имеет ряд проблем, основными из которых являются:

• несовершенство законодательства, регулирующего управление крупным частным капиталом, а также его постоянные изменения;

• недостаток профессиональных специалистов в сфере Private banking, владеющих российской спецификой. В основном персонал делится на две категории: банковские кредитчики или депозитчики; продавцы, имеющие агрессивную тактику продажи инвестиционных продуктов.

Обе эти разновидности персонала не подходят для Private banking, так как здесь подразумевается работа вместе с клиентом и квалифицированные консультации. В практике зарубежных стран существует сертификация финансовых консультантов. В России специалистов с такими сертификатами единицы;

• политическая и экономическая нестабильность.

У современного Private banking появились свои отличительные особенности в сравнении с «классическими» представлениями о нем:

1. Сформировалась индустрия массового Private banking в связи с резким увеличением количества состоятельных людей, особенно в развивающихся экономиках.

2. Появилось понятие «корпоративный VIP-клиент», которое сочетает в себе обслуживание как частного лица, так и его бизнеса.

петербургский экономический журнал • № 1 • 2014

117

Это позволяет увеличить объемы денежных средств в управлении.

3. Произошла универсализация услуги в связи с размыванием границ между Private banking и розничным бизнесом банков. В результате эксклюзивность данной услуги была утрачена.

4. Слабая осведомленность клиентов, пользующихся Private banking, о существующих инструментах инвестирования.

В сложившейся ситуации основным фактором успеха при работе с клиентами является клиентоориентированность банка, т.е. учет пожеланий клиента, его видения и требований к управлению капиталом, а также безопасность для капитала.

В свою очередь VIP-клиенты ожидают от Private Banking:

• максимальной защиты своих капиталов от чрезмерной доходности. Клиенты могут пожертвовать доходностью накоплений, если будет обеспечена сохранность денежных средств в случае появления шоков на рынке;

• консультирования по портфелю инвестиций в целом, а не разрабатывать инвестиционную стратегию самостоятельно, выбирая

финансовые инструменты из предложенного перечня;

• возможности доступа ко всем финансовым инструментам, имеющимся на рынке для диверсификации портфеля;

• взаимодействия с банком и оперативного принятия решений без личного присутствия в банковском офисе.

Отечественный рынок Private Banking, являясь частью мирового рынка, в той или иной мере отражает тенденции развития банковского обслуживания состоятельных клиентов. Развиваясь в соответствии с этими тенденциями, российский рынок в свою очередь вырабатывает собственные подходы к формированию требований к состоятельному клиенту, расширению продуктовой линейки в соответствии с национальной спецификой. Все это приводит к усилению конкуренции на рынке и, как следствие, происходит повышение качества услуг, усложнение структуры самого рынка. Решение проблем рынка Private banking и индивидуальный подход к комплексному банковскому обслуживанию создаст хорошие перспективы для дальнейшего развития рынка.

Список литературы

1. Бровкина Н. Е., Ломако Ю. В. Что такое Private Banking и тенденции его развития в России // Деньги и кредит. 2011. № 8. С. 53-57.

2. Особенности Private Banking в России: банковский взгляд на VIP-клиентов. URL: http://bankonline.nichost.ru/index.php (дата обращения: 10.02.2014).

3. Коровяковский Д. Г. Развитие Private Banking в России в условиях финансового кризиса // Финансы и кредит. 2009. № 4. С. 9-18.

4. Банковский эксклюзив. URL: http://www.cfin.ru/press/zhuk/2005-7/8.shtml (дата обращения: 10.02.2014).

118

петербургский экономический журнал • № 1 • 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.