УДК 711.25; 726.7
Шулик В.В. - доктор архитектуры, профессор
Савченко А, А. - аспирант
E-mail: [email protected]
Логвиненко О.С. - аспирант
E-mail: [email protected]
Полтавский национальный технический университет им. Юрия Кондратюка
Адрес организации: 36000, Украина, г. Полтава, Первомайский пр., д. 24
Особенности развития религиозного и оздоровительного туризма в контексте формирования рекреационно-туристической системы Полтавской области
Аннотация
Цель статьи - определение основных составляющих рекреационной деятельности, обоснование целесообразности использования историко-культурного потенциала для развития религиозного туризма в Полтавской области. В статье даётся определение туристической деятельности, классификация основных видов туризма. Анализируя туристическо-рекреационную сеть (инфраструктуру) в контексте развития религиозного туризма, как важнейшие составляющие выделяются культовые и религиозные центры. Статья описывает рекреационно-туристическую сеть Полтавшины по видам туризма, её основные туристические центры и памятники архитектуры культового назначения, в частности монастырские православные комплексы. Даётся классификация монастырских православных комплексов по конфессионной принадлежности.
Ключевые слова: рекреация, религиозный туризм, рекреационно-туристическая сеть, православные монастырские комплексы.
Известно, что среди жизненно необходимых потребностей человека и общества выделяются те, реализация которых связана с восстановлением и развитием жизненных сил и определенными условиями их удовлетворения - со свободным временем и особыми свойствами пространства. Т.е. речь идет о выделении отдельной группы - рекреационных потребностей. В центре внимания рекреационной сферы находится человек с его рекреационными потребностями - бытовыми, культурными и т.п.
Научно-технический прогресс активно оказывает содействие развитию рекреации и туризма. Во многих странах мира он разрешает много социальных и экономических проблем. Развитие рекреационно-туристической области оказывает содействие увеличению доходов в бюджет, созданию новых рабочих мест, развитии рекреационной инфраструктуры, охране и реконструкции существующих историко-культурных памятников, охране природы. Государственной программой развития туризма в Украине с 2002 года предусмотрена реализация комплекса задач из приоритетных направлений, которые будут оказывать содействие решению важных социально-экономических и научно-технических проблем, активизации производственной деятельности туристических предприятий разных форм собственности.
Рекреационная деятельность, сориентированная, в первую очередь, на рекреационные нужды населения (а потом на систему ресурсных ограничений), выступает как элемент социального балансирования народнохозяйственного комплекса. В то же время, рекреационные нужды рассматриваются как динамическая, управляемая и одна из наиболее важных категорий, поскольку они являются частью и условием реализации программы гармоничного развития личности, ее социально-биологического воспроизведения.
Формирование архитектурной среды, с учетом разнообразных нужд разных социальных групп населения, стало основным фактором в архитектурном и градостроительном проектировании. Организация процессов, связанных с рекреационной деятельностью человека, и формирование соответствующей среды на сегодняшний день выступают не только как задача градостроительная, но и как социальная и экономическая, что должна решаться как на общегосударственном, так и на региональном уровнях.
Потребности в отдыхе и туризме определяются необходимостью снятия физической, психической усталости и напряжения, желанием духовного, интеллектуального, физического развития. Рекреационные нужды, под действием этих факторов, определяют спрос на рекреационные услуги как часть нужд потребителей, обеспеченных денежной массой. Итак, на спрос, с одной стороны, большое влияние имеет материальная обеспеченность населения района, с другого - предложение, возможность выбора согласно вкусам, привычкам, интересам, ожиданиям рекреантов, которые формируются под влиянием таких факторов, как возраст, пол, социальная принадлежность, традиции, религиозные и национальные особенности, вкус, состояние здоровья [1]. Сейчас существует значительная дифференциация разных прослоек населения по уровню доходов, но удельная частица малообеспеченного населения остается на сегодня наибольшая.
Разделение свободного времени в зависимости от характера его использования на: ежедневное (с учетом суточного бюджета времени и режима рабочего дня), еженедельное (выходные дни) и ежегодное (отпуск) - является важным в методическом отношении, так как служит основой при рассмотрении структуры отдыха и использования свободного времени для рекреационных целей.
Дифференцированное таким образом свободное время разрешает рассматривать рекреационную деятельность за территориальными признаками и связывать с особенностями естественной среды, которая является необходимой для обеспечения рекреационной деятельности. Использование ежедневного свободного времени и ежедневная рекреация непосредственно связаны с жильем и городской средой, их социальной и пространственной организацией; еженедельного - больше зависит от размещения рекреационных объектов и «пороге» города и за его пределами, на межселенных территориях; использование ежегодного свободного времени зависит от размещения рекреационных объектов санаторно-курортного типа и разнообразных сооружений для долгосрочного отдыха и туризма.
Рекреация за пределами города является более разнообразной по своим формам, организации, продолжительности и оздоровительной эффективности. Быстрое развитие автомобилизации привело к расширению возможностей еженедельного отдыха [2]. По мнению большинства ученых, рекреация связана с отдыхом, хотя определение отдыха разноплановое и включает любое занятие в свободное время вне трудовой деятельности человека.
Процедура решения таких сложных задач нуждается в исследованиях на научной основе, которые могут включаться как предпроектная стадия в процесс градостроительного проектирования на соответствующем уровне. Рекреация тесно связана с такими понятиями, как отдых и туризм. Связано это с общим использованием ресурсных баз и разных средств, т.е. одна и та же территория используется для удовлетворения рекреационных и туристских нужд, разные виды туризма являются рекреацией [3]. Поэтому можно дать определение, что туризм - это разновидность рекреации, один из видов отдыха, который, в свою очередь, тоже делится на разные формы, виды и типы (рис. 1).
ТУРИЗМ
Рис. 1. Классификация туризма (по Лукьяновой Л.Г.) [4]
Полтавская область имеет высокую обеспеченность ресурсами для организации различных видов туризма, значительный историко-культурный потенциал. Довольно развитая транспортная сеть позволяет организовывать перемещения рекреантов по всей территории, связывая основные туристические центры (рис. 2).
Условные обозначения: археологические места | | •природные юридоры
□ ГГТП. жошабильные юны
-памятные места связанны 4
с историческими действиями I II - экологические ядра (объекты
-памятники и памятные места связанны с деятельностью_
^ - реки
природно-заповедный ||хшл и их буферные юны)
деятелен науки и культуры •музеи | | • моря, водоемы
Виды туризму:
-позноватсльный ( \
\ I -аматорский X'
- рекреационый (
I - оздоровительный
- духовноиаправлепыи (паломпицький)
Рис. 2. Система рекреационно-туристического потенциала по Полтавской области
Среди приведенной выше классификации следует выделить религиозный туризм, как один из актуальных на современном этапе становления туристической инфраструктуры нашей страны, и в частности Полтавщины. Этот вид туризма можно признать одним из наиболее давних, что ведет свое начало со времен внедрения христианства на Украине. Он основывается на религиозных потребностях людей разных конфессий. Как и другие виды туризма, он имеет свои разновидности: паломнический туризм (отдельно следует выделить духовно-паломническое направление) и религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.
Паломнический туризм как особый вид существует и развивается в наше время интенсивно и с большим успехом. Под религиозным туризмом экскурсионной направленности следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением нужд туристов, которые направляются к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.
Духовно-паломнический туризм имеет узкую социально-психологическую базу и географическую направленность. Духовно-паломнический туризм тесно связан с лечебно-оздоровительным туризмом. Например, большинство духовных центров в Индии являются центрами аюрведичного лечения. В Индии аюрведа является комплексной наукой лечения, омоложения организма и предупреждения заболеваний, которые возникают вследствие нарушения гармонии между энергией человека и Вселенной. Разнообразные практики и установки, которые являются универсальными для людей
разных вероисповеданий, национальностей, возраста, выходят за рамки религии и не имеют непосредственно религиозной основы. Цель таких практик - помощь человеку в решении его психологических проблем, а также в его духовном самосовершенствовании, познании своей внутренней духовной природы. В первую очередь, духовно-паломнический туризм связан и практикуется в духовных центрах стран Востока, а именно в Индии, Тибете, Китае, Непале, Японии. Следует отметить близость духовно-паломнического туризма и других видов туризма. Например, ежегодно много туристов посещают Китай для занятий системой цигун. Цигун помогает человеку набрать запас жизненных сил и энергии. Такое путешествие включает в себя элементы религиозного, спортивного и лечебно-оздоровительного туризма.
Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности предусматривает посещение религиозных центров, в которых туристы имеют возможность увидеть религиозные объекты - действующие культовые памятники, музеи, посетить богослужение, принять участие в религиозных процессиях, медитациях и других религиозных мероприятиях [5].
Анализируя туристическо-рекреационную сеть (инфраструктуру) в контексте развития религиозного туризма, как важнейшие составляющие целесообразно выделить культовые центры и религиозные центры. Культовый центр - это место, которое имеет большое значение для представителей определенной конфессии, в котором проводятся культовые и другие мероприятия, которые собирают большое количество паломников. В таких местах по обыкновению есть храм с чудодейственной иконой или там раньше жил известный святой, духовный наставник, или происходили исторические религиозные события. Религиозный центр - более широкое понятие, чем культовый центр. Религиозный центр, кроме объекта культа, включает учреждения образования и административные органы религиозных организаций.
В Украине много святых мест, которые ежегодно привлекают миллионы паломников как из нашей страны, так и со всего мира. В частности, монастырские комплексы, которые принадлежат украинским православным церквям Московского и Киевского патриархатов, армянской апостольской церкви, греко-католической (униатской) и римско-католической церквям, а также мусульманам и буддистам, имея большой историко-культурный и духовный потенциал, играют ведущую роль в проведении религиозного туризма [6].
Ведущая роль принадлежит православным монастырям, главными среди которых являются Киево-Печерская и Свято-Успенская Почаевская лавры, а также Свято-Успенская Святогорская лавра. Полтавская область, имея значительный историко-культурный потенциал, который в частности представлен большим количеством памятников архитектуры культового назначения, удобное расположение и благоприятные климатические условия, является очень привлекательным регионом для организации и развития туризма, в частности религиозного (рис. 3).
Сегодня на Полтавщине функционируют 4 православных монастырских комплекса, здания трех из которых являются памятниками архитектуры ХУП-ХГХ вв. Каждый из них имеет свои собственные традиции, святыни, на их территории жили и похоронены известные религиозные деятели, духовные наставники, происходили исторические религиозные события [7]. В разные времена их посещали известные деятели культуры и искусства, в частности, Т.Г. Шевченко неоднократно бывал в Мгарськом Спасо-Преображенском монастыре, о котором он упоминает в повести «Близнецы». Чудотворные иконы Полтавского и Козелыцинського монастырей издавна привлекали большое количество паломников. Такой весомый потенциал придает им значение культовых центров, возлагает на них функцию главных составляющих сети религиозного туризма [8].
Главным центром формирования и концентрации туристических потоков является г. Полтава, где сосредоточены основные историко-культурные памятники, туристические организации области и сконцентрированы объекты для приема и размещения туристов. К основным центрам концентрации туристов на Полтавщине целесообразно также отнести такие населенные пункты, как Кременчуг, Миргород, Лубны, Диканька, Решетиловка, Гадяч, Опопшя и Шишаки [9].
I Оиыцьнскаи цьнковь
1-ТРОИЦКАЯ ЦСРКОЗЬ
ТРОИЦКЛЯ
НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕ*
РОЖДРСТйРИПКО-Ш-СРЛЯ/И |КИЙ
ЦЕРКОВЬ
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Рис. 3. Схема туристической инфраструктуры Полтавской области с выделением виднейших памятников сакральной архитектуры
В результате проведения анализа можно сделать следующие выводы.
На сегодняшний день понятие «рекреация» охватывает широкий круг проблем, связанных с санаторно-курортным лечением, прохождением реабилитации и всеми видами активного оздоровительного отдыха: занятие физической культурой, туризмом, экскурсиями и т.д. Если для организации кратковременного отдыха должны быть отведены места в населенных пунктах в любой климатической зоне, то для организации продолжительного отдыха определяющим в выборе территории становится наличие климатических условий.
Указанные выше данные позволяют указать на существующую популярность и потребность в перспективном развитии в Украине такого вида туризма, как религиозный. Проанализировав историко-культурный и природный потенциал Полтавской области, можно указать на её привлекательность для развития такого вида туризма.
Основными задачами формирования сети религиозного туризма в нашей стране и Полтавской области следует считать такие:
1. Организация экскурсионных маршрутов, которые в полной мере освещали бы привлекательность и потенциал историко-культурных памятников, в частности культовых (храмовых и монастырских комплексов) и оказывали бы содействие повышению уровня духовности и образованности туристов.
2. Дальнейшее восстановление, реставрация и восстановление памятников архитектуры, истории и культуры культового назначения.
3. Развитие туристической инфраструктуры - объектов гостиничной сети, учреждений общественного питания и транспортной сети вдоль туристических маршрутов религиозного направления.
4. Введение и формирование зон психологической реабилитации в структуру культовых объектов (храмовых и монастырских комплексов) с целью использования их не только в экскурсионных, паломнических и образовательных целях, но и в лечебно-оздоровительных.
Список литературы
1. Мальская М.П., Худо В.В. Туристический бизнес: теория и практика Учебн. пособие. - К.: Центр учебной литературы, 2007. - 424 с.
2. Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. - Изд. Флинта, 2005. - 493 с.
3. Николаенко Т.В. Процесс рекреационного освоения региона (на примере Крыма). -Симферополь, 1998.
4. Лукьянова Л.Г. Рекреационные комплексы: Учебное пособие. - К.: Высшая школа,
2004.-346 с.
5. Бабкин АВ. Специальные виды туризма: Учебное пособие. -М Советский спорт, 1998.
6. URL: http://pravoslavye.org.ua. Официальный сайт Украинской православной церкви.
7. Полтавшина: энцикл. справочник. (Заред. АВ. Кудрицького). - К.: УЕ, 1992. - 1024 с.
8. Гладыш К.В. Архитектура и памятники Полтавщины. Путеводитель. - Харьков, «Прапор», 1982. - 105 с.
9. Отчёт о научно-исследовательской работе «Развитие туристическо-рекреационной системы Полтавской области. № договора 0122/12. ПолНТУ имени Юрия Кондратюка. - Полтава, 2012.
Shulik V. V. - doctor of architecture, professor Savchenko A. A. - post-graduate student Logvinenko O.S. - post-graduate student
Poltava National Technical University named after Uriy Kondratuk, Poltava
The organization adress: 36000, Ukraine, Poltava, Pershotravnevyi prospect, 24
Features of religious tourism and health in the context of the formation of recreation
and tourist system of Poltava region
Resume
The purpose of the article - identification of the main components of recreational activities, rationale for the use of historical and cultural potential for the development of religious tourism in the Poltava region. The paper provides a definition of tourism, classification of the main types of tourism. Analyzing the tourist and recreational area network (infrastructure) in the context of the development of religious tourism as the most important components are distinguished religious and religious centers. The article describes the recreational-tourist network of Poltava of different kinds of tourism, its main tourist centers and monuments of religious purpose, in particular the Orthodox monastic complexes. A classification of the Orthodox monastic complexes confessional affiliation is given in the article.
Keywords: recreation, religious tourism, recreation and tourism network, the Orthodox monastic complexes.
References
1. Malskaya M.P., Hudo V.V. Travel industry: Theory and Practice. Studies / The grant for high schools. - K.: Center for scientific literature, 2007. - P. 424.
2. Kuskov A.S., Golubeva V.L., Odincova T.N. Recreational geography. - Publishers Flint,
2005.-P. 493.
3. Nikolaenko T.V. The process of recreational development in the region (for example, the Crimea). - Simferopol, 1998.
4. Babkin A.V. Special forms of tourism: Studies/ The grant for high schools. - M. Sovetskiy sport, 1998.
5. Luk'yanova L.G. Recreational complexes: Studies/ The grant for high schools. - K. High school, 2004.-P. 346.
6. URL: http://pravoslavye.org.ua. Official website of Ukrainian orthodox church.
7. Poltava: encyclopedic reference book. (For Ed. Kudritskogo AV). - K.: PU, 1992. - P. 1024.
8. Gladysh K.V. Architecture and monuments of Poltava. Guide. - Kharkov «Ргарог», 1982. -P. 105.
9. Report on the research work «Development of tourism and recreation system of Poltava region». Contract number 0122/12. PNTU named after Yuri Kondratyuk. - Poltava, 2012.