Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ПУТИ ИХ КОРРЕКЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ГРАФИЧЕСКОЙ ДИСКАЛЬКУЛИИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ПУТИ ИХ КОРРЕКЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ГРАФИЧЕСКОЙ ДИСКАЛЬКУЛИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ / ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / КУЛЬТУРА ПОЗНАНИЯ МАТЕМАТИКИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратьева Светлана Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы профилактики дискалькулии в дошкольном возрасте, уточняется семантика понятия «дискалькулия» и формулируется новое определение данного нарушения. Обсуждается дефиниция культуры познания математики, анализируются ее структурные компоненты, раскрываются особенности пространственных представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, приводится анализ результатов исследований, направленных на выявление специфики ориентирования в пространстве у детей этой категории, нарушений, которые могут привести к предрасположенности к графической дискалькулии, что, в свою очередь, может оказать негативное влияние на формирование культуры познания математики. Практическая значимость статьи определяется направлениями и технологиями психолого-педагогической работы по развитию как элементов культуры познания математики, так и пространственных представлений у дошкольников в структуре профилактики графической дискалькулии в условиях образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратьева Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SPATIAL REPRESENTATIONS IN PRESCHOOLERS WITH DISABILITIES AND WAYS OF THEIR CORRECTION IN THE SYSTEM OF PREVENTION OF GRAPHIC DYSCALCULIA

The article discusses the issues of prevention of dyscalculia in preschool age, clarifies the semantics of the concept of “dyscalculia” and formulates a new definition of this disorder. The definition of the culture of knowledge of mathematics is discussed, its structural components are analyzed, the features of spatial representations in preschool children with disabilities are revealed. In addition, the analysis of the results of studies aimed at identifying the specifics of orientation in space in children of this category, violations that can lead to a predisposition to graphic dyscalculia, which, in turn, can have a negative impact on the formation of a culture of knowledge of mathematics. The practical significance of the article is determined by the directions and technologies of psychological and pedagogical work on the development of both elements of the culture of knowledge of mathematics and spatial representations in preschool children in the structure of prevention of graphic dyscalculia in the conditions of an educational organization.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ПУТИ ИХ КОРРЕКЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ГРАФИЧЕСКОЙ ДИСКАЛЬКУЛИИ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 7. С. 42-48. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 7. P. 42-48.

Научная статья УДК 376-053.4

https://doi.org/10.24158/spp.2021.7.7

Особенности развития пространственных представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и пути их коррекции в системе профилактики графической дискалькулии

Светлана Юрьевна Кондратьева

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, kondr-svet@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-9730-6185

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профилактики дискалькулии в дошкольном возрасте, уточняется семантика понятия «дискалькулия» и формулируется новое определение данного нарушения. Обсуждается дефиниция культуры познания математики, анализируются ее структурные компоненты, раскрываются особенности пространственных представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, приводится анализ результатов исследований, направленных на выявление специфики ориентирования в пространстве у детей этой категории, нарушений, которые могут привести к предрасположенности к графической дискалькулии, что, в свою очередь, может оказать негативное влияние на формирование культуры познания математики. Практическая значимость статьи определяется направлениями и технологиями психолого-педагогической работы по развитию как элементов культуры познания математики, так и пространственных представлений у дошкольников в структуре профилактики графической дискалькулии в условиях образовательной организации.

Ключевые слова: графическая дискалькулия, высшие психические функции, коррекционная работа, культура познания математики, ограниченные возможности здоровья, пространственные представления

Для цитирования: Кондратьева С.Ю. Особенности развития пространственных представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и пути их коррекции в системе профилактики графической дискалькулии // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №. 7. С. 42-48. https://doi.org/10.24158/spp.2021.7.7.

Original article

Features of the development of spatial representations in preschoolers with disabilities and ways of their correction in the system of prevention of graphic dyscalculia

Svetlana Jurievna Kondratieva

Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, Saint Petersburg, Russia, kondr-svet@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-9730-6185

Abstract. The article discusses the issues of prevention of dyscalculia in preschool age, clarifies the semantics of the concept of "dyscalculia" and formulates a new definition of this disorder. The definition of the culture of knowledge of mathematics is discussed, its structural components are analyzed, the features of spatial representations in preschool children with disabilities are revealed. In addition, the analysis of the results of studies aimed at identifying the specifics of orientation in space in children of this category, violations that can lead to a predisposition to graphic dyscalculia, which, in turn, can have a negative impact on the formation of a culture of knowledge of mathematics. The practical significance of the article is determined by the directions and technologies of psychological and pedagogical work on the development of both elements of the culture of knowledge of mathematics and spatial representations in preschool children in the structure of prevention of graphic dyscalculia in the conditions of an educational organization.

Keywords: graphic dyscalculia, higher mental functions, correctional work, culture of learning mathematics, disabilities, spatial representations

For citation: Kondratieva S.Ju. Features of the development of spatial representations in preschoolers with disabilities and the ways of their correction in the system of prevention of graphic dyscalculia // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 7. P. 42-48. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.77.

В последнее время категория дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) становится все более многочисленной. У данной категории детей обнаруживаются специфические особенности психического развития, в том числе нарушения пространственных представлений, которые играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентирования в ней. Пространство - это определяющие параметры существования мира и основополагающие формы жизненного опыта человечества.

Поэтому гармоничное развитие дошкольника невозможно без развития у него умения ориентироваться в пространстве, что выступает важной предпосылкой к усвоению школьных навыков, таких как счет и письменная речь.

У дошкольников с ОВЗ уровень развития пространственных представлений часто оказывается недостаточным. Детей данной категории отличают ограниченная восприимчивость, необоснованная длительность восприятия, слабая дифференцированность ощущений, что затрудняет формирование у них пространственных представлений. Одной из основных причин, вызывающих недостатки пространственного восприятия, ученые называют несформированность взаимодействия зрительного и двигательного анализаторов [1].

Первостепенная задача формирования пространственных представлений у дошкольников заключается в следующем: ребенок должен овладеть знанием отдельных единиц ориентирования на себе, в окружающем пространстве и на плоскости, имея прочную сенсорную основу. Для этого в образовательной организации целесообразно использовать занятия, игры, игровые упражнения, являющиеся наиболее эффективными технологиями, позволяющими дошкольникам осознать пространственные представления в рамках продуктивной деятельности.

Цель нашего исследования заключалась в выявлении особенностей пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ, а также в разработке методических рекомендаций по развитию данных представлений в структуре профилактики дискалькулии у детей обозначенной категории.

Современные исследователи указанной проблемы, говоря о процессе математического развития дошкольника, прежде всего подчеркивают его связь со становлением познавательной сферы, различных способов познания и формированием в дошкольном возрасте математического стиля мышления, хотя и элементарного [2]. Математические способности авторы соотносят с познавательными способностями и процессами: сенсорными и интеллектуальными. Известно, что в основе сенсорных способностей лежит восприятие, а в основе интеллектуальных - мышление. Память, воображение и внимание являются условием успешной реализации математических способностей.

Математическое образование - это целенаправленный процесс обучения математике и воспитания математической культуры. Следует обратить внимание и на взгляд Ж. Пиаже по данному вопросу, который предупреждал об ошибочности представлений о том, что ребенок приобретает математические понятия непосредственно при обучении. Ученый утверждал, что в значительной степени ребенок развивает элементарные математические понятия самостоятельно, независимо и спонтанно [3]. Л.А. Парамонова, рассматривая проблемы развития творческого конструирования в качестве одного из видов математической деятельности, доказывает, что оно развивается на основе продуктивного мышления, воображения, самостоятельного экспериментирования. В процессе данной деятельности у детей формируется способность видеть целое раньше частей, что важно для профилактики графической дискалькулии [4].

Дискалькулия - это нарушение математической деятельности, проявляющееся в стойких специфических математических ошибках, вызванных несовершенством мыслительной деятельности, приема и переработки сенсомоторной информации, а также нарушениями математической речи, что приводит к снижению уровня культуры познания математики [5, с. 26; 6, с. 197; 7].

Л. Косч выделял пять видов дискалькулии [8]. Механизмами возникновения рассматриваемой нами дискалькулии - графической - выступают следующие: несовершенство зрительно-пространственных функций, патологическая инертность в процессе формирования у дошкольников двигательных стереотипов, проявляющихся в нарушении восприятия объектов и записи математических знаков.

Для выявления особенностей пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ мы провели исследование, в котором приняли участие 202 ребенка с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями (далее - ТНР) и задержкой психического развития (далее - ЗПР)) и 102 ребенка без речевых и интеллектуальных нарушений в возрасте 5,5-6 лет. Все дети с ОВЗ имели соответствующее заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Исследование осуществлялось на основе адаптированных методик [9].

Далее в качестве примера представлены итоги реализации двух заданий экспериментальной методики, направленных на выявление у детей предрасположенности к графической дискалькулии. Анализ результатов выполнения задания по конструированию кубиками «Черно-белые круги» показал, что дети с нормальным речевым развитием (далее - НРР) с интересом брались за составление картинки, самостоятельно исправляли ошибки, наблюдались хороший темп и целенаправленная организация работы (рисунок 1). Дети с ТНР, выполнившие задание на 5 баллов (7 %) и 4 балла (46 %), исправляли некоторые ошибки, но только после указания на них и предложения сравнить картинку на карточке и кубиках. Дети с ТНР, получившие 3 балла, правильно выбирали кубики, но испытывали затруднения в их пространственном расположении. Ошибки исправляли только при поэтапном сопоставлении изображения и организующей помощи со стороны взрослого.

о ш н

о

О) У

С

О

50

40

о н 30

X О) 20

Ч

X 10

о

с о 0

О)

о.

4746

33

Г

3031

20^

19

13 4 ъ

0 043

3

Количество баллов

НРР-ИСХ ТНР-ИСХ ЗПР-ИСХ

Рисунок 1 - Результаты выполнения задания по конструированию кубиками «Черно-белые круги»

У дошкольников с ТНР, выполнивших задание на 2 и 1 балл (13 и 4 % соответственно), отмечалось большое количество затраченного времени, деятельность была нецеленаправленная, а действия - хаотичны. У детей с ЗПР, выполнивших задание на 2 и 1 балл (19 и 3 % соответственно), наблюдались периодический отказ от работы, неорганизованность, частая отвлека-емость, нерешительность, отсутствие программы действия, неумение оценить результат. Дети с ЗПР, получившие 5 баллов (12 %), 4 (35) и 3 балла (31 %), имели качественные нарушения концентрации внимания, характеризовались невозможностью его удержания, просили повторить инструкцию, задавали вопросы по расположению кубиков, путали пространственные ориентиры (справа - слева).

На рисунке 2 графически представлены результаты выполнения задания «Дорисовывание незаконченных контуров геометрических фигур». 5 баллов получили 25 % дошкольников с НРР, 11 - с ТНР, 19 % - с ЗПР. 4 балла зафиксировано у 40 % участников исследования с НРР, 23 - с ТНР, 28 % - с ЗПР. Среди детей с ЗПР доля выполнивших задание на 5 баллов была больше, чем среди респондентов с ТНР. 4 балла наиболее характерны для дошкольников с нарушениями речи: они сохраняли формы фигур без значительных искажений; иногда нарушали симметрию в рисунке, часто проговаривая то, что собирались нарисовать, комментировали свою деятельность, практически самостоятельно выполняя задание. 3 балла получили 26 % детей с НРР, 38 -с ТНР, 21 % - с ЗПР. В данном случае в рисунках незначительно искажалась симметричность или при ее сохранности слабо нарушалась величина фигуры и не соответствовало действительности количество ее элементов. Дети с ЗПР, как и все остальные, с удовольствием брались за задание, но постепенно интерес угасал, они жаловались на усталость, неумение рисовать, демонстрировали желание закончить и идти играть. Среди детей с НРР не наблюдалось тех, кто выполнил бы это упражнение на 1 балл. Детей с нарушениями речи, получивших 2 балла, было 16 %, 1 балл - 12 %. Соответственно, дошкольников с ЗПР, выполнивших задание на 2 балла, зарегистрировано 13 %, на 1 - 19 %. Дети с ОВЗ проявили недостаточность в координации, не-сформированность самоконтроля.

НРР-ИСХ ТНР-ИСХ ЗПР-ИСХ

3

Количество баллов

5

4

2

1

Рисунок 2 - Результаты выполнения задания «Дорисовывание незаконченных контуров

геометрических фигур»

На рисунке 3 отражено распределение результатов обследования дошкольников по предрасположенности к различным видам дискалькулии. Анализ позволил сделать следующие выводы: у 80 % детей с речевыми нарушениями данная предрасположенность отсутствует; участники исследования с ОВЗ (чуть более 50 % - дети с ЗПР, менее 50 % детей с речевыми нарушениями) имеют данную предрасположенность.

Рисунок 3 - Относительное распределение результатов тестирования на предрасположенность к дискалькулии у дошкольников

а) дети с НРР, б) с ТНР, в) с ЗПР.

ГД - графическая, ВД - вербальная дискалькулия, ПД - практогностическая, ДД - дислексическая, ОД - операциональная, НД - нет предрасположенности к дискалькулии

По результатам исследования также определено, что 20 % детей с НРР предрасположены к данному нарушению, главным образом к графической - 5 %. Высокие показатели объясняются сложностью формирования у детей с ОВЗ в дошкольном возрасте зрительного гнозиса, праксиса и мнезиса, слабостью развития процессов ориентирования. У детей с ограниченными возможностями здоровья предрасположенность к этому виду дискалькулии также высока: 10 % у дошкольников с речевыми нарушениями, 11 % - с ЗПР.

Психолого-педагогическая работа по профилактике дискалькулии у детей с ОВЗ - это процесс совместной деятельности педагога-психолога со всеми субъектами образовательного процесса: учителями-дефектологами, логопедами, воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, педагогами дополнительного образования и родителями, воспитывающими детей с ОВЗ. Коррекционная работа по развитию пространственных представлений должна осуществляться с учетом индивидуальных психофизических особенностей дошкольников.

Непосредственная деятельность дошкольника должна быть специально организована, и в ней должны присутствовать все компоненты общей структуры любой деятельности - мотив, задача, способы, продукт деятельности, условия. Известно, что такой деятельностью в дошкольном учреждении являются учебно-игровая деятельность и смоделированные взрослыми учебно-игровые ситуации, направленные на решение тех или иных задач. Основным элементом учебной деятельности выступает учебная задача, целью последней - овладение общими способами действия [10]. Для этого необходимо уже в дошкольном возрасте сформировать у детей наглядно-образное, образно-схематическое мышление и зачатки логического мышления. Кроме того, целесообразно развивать творчество, фантазию, воображение, произвольное внимание, зрительную, слуховую, двигательную и смысловую память, личностные качества, мотивацию к обучению, самодисциплину. Деятельность старшего дошкольника должна представлять собой логический переход от игровой деятельности в процессе дошкольного обучения к учебной - в школьном образовании.

В связи с этим определены общие содержательные ориентиры по формирования культуры познания математики и специальные содержательные ориентиры психолого-педагогической работы по профилактике дискалькулии (в данном случае - графической).

1. Общие содержательные ориентиры психолого-педагогической работы по формированию культуры познания математики в рамках различных видов деятельности приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Общие направления психолого-педагогической работы по формированию культуры познания математики_

1. Побудительный компонент культуры познания математики

Направления психолого-педагогической работы На коррекционных занятиях целесообразно формировать у детей с ОВЗ положительную мотивацию и интерес к занятиям. Уже на этапе дошкольного образования необходимо развивать умение пользоваться алгоритмами для приобретения навыка вычислительной деятельности, но обязательно с акцентом на социальную значимость полученных знаний. Следует прививать умение оперировать основными математическими понятиями в условиях предметно-практической деятельности (на занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности). Важно развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, учить обосновывать суждения, доказывать правильность своих решений, принимать другие высказывания, находить общие результаты, высказывать умозаключения

Технологии Для этого специалисты и педагоги могут использовать игровые формы взаимодействия с помощью интерактивного оборудования, игры-экспериментирования с проблемной ситуацией, дидактические игры

Продолжение таблицы 1

2. Управленческий компонент

Направления Необходимо в процессе взаимодействия учить детей самостоятельно определять познавательную цель, постепенно составлять план деятельности, предвидеть результат. Важное место занимает развитие интеллектуальной деятельности: анализировать, сравнивать и обобщать объекты, высказывать свои суждения, предпочтения, замечания, адекватно реагировать на критику

Технологии Целесообразно в психолого-педагогическую работу включать метод проектной деятельности; игры с природным материалом (песочную терапию); экспериментирование и опыты, как специально организованные, так и стихийно возникающие по инициативе детей

3. Смысловой и технологический компоненты

Направления Основными являются речевые задачи, ориентированные на формирование и развитие связной диа- и монологической речи, насыщенной математической терминологией

Технологии Для этого широко используются следующие педагогические технологии, рекомендуемые в дошкольном образовании: беседы, занятия по развитию речи, направленные на составление описательных рассказов по картине или их серии. Интересным опытом для детей является обучение умению отгадывать ребусы и кроссворды. Дидактические игры и упражнения, насыщенные математическим содержанием, опыты Ж. Пиаже, комментированное рисование, занятия с применением интерактивного оборудования -все это вносит неоценимый эмоциональный вклад в получение и закрепление новой информации

4. Эмоционально-оценочный компонент

Направления Известно, что развитие мышления, речи и способности к познанию происходит у детей в результате общения. При взаимодействии между взрослым и ребенком возможны формирование положительной мотивации и интереса к занятиям, обучение самоконтролю, умению преодолевать возникающие трудности и находить способ правильного выхода из сложившейся ситуации

Технологии Для развития взаимодействия между взрослыми и детьми используются занятия любого вида, а также специально разработанные для детей с ОВЗ музыкальные коррекционно-игровые занятия, широко внедряются элементы арт-терапии, экскурсии, наблюдения, чтение и беседы по литературным источникам, семейное музицирование и др.

2. Специальные содержательные ориентиры психолого-педагогической работы по профилактике дискалькулии (графической).

- Дифференциация сходных зрительных образов по цвету, форме, величине. Дошкольникам целесообразно предлагать игровые упражнения, направленные на классифицирование объектов по одному выделенному признаку и более, соотнесение по форме предметов с предъявленной геометрической фигурой. Широко используются конструктивные игры из плоскостных или объемных деталей (по образцу, памяти, схематичному изображению), задания на сериацию по величине предметов. Взрослым необходимо учить детей делить предметы, игрушки на группы больших, средних и маленьких размеров, далее выделять наибольший и наименьший, раскладывать по возрастающей или убывающей величине, обязательно употребляя при этом математические термины. Варианты примерных заданий представлены в специально разработанных рабочих тетрадях [11].

- Развитие восприятия и ориентирования. Умение ориентироваться у дошкольника формируется постепенно, сначала ребенок учится ориентироваться в схеме собственного тела, осваивая его как точку отсчета пространственных направлений, затем - в окружающем его пространстве и на плоскости. Данные навыки постепенно закрепляются и автоматизируются в двигательном акте, в процессе утренней гимнастики, занятий по физкультуре и рисованию, двигательных игр, хороводов и танцев, в конструктивной и игровой деятельности и т. д. Целесообразно, рассказывая детям сказки, в которых фигурируют великаны и карлики, сопровождать речь выразительными жестами, мимикой, интонацией [12].

- Формирование пространственных представлений (гнозопраксис). У детей с ОВЗ недостаточность пространственных представлений проявляется в нарушении восприятия схемы своего тела (частей тела и лица). Такие пространственные представления, как вверху, внизу, спереди, сзади и т. д., дошкольники данной категории осваивают только в рамках специально организованного обучения. Они испытывают трудности в понимании и использовании в речи предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. У многих нарушено восприятие целостного образа предмета. Особенно заметны пространственные нарушения в процессе изобразительной деятельности, конструирования [13].

- Формирование и развитие зрительного гнозиса. Детям предлагаются задания на узнавание «зашумленных» изображений предметов, дорисовывание симметричной половины, целесообразны упражнения из кинезиологической гимнастики [14].

- Применение проводимых на логопедических занятиях пальчиковой гимнастики, кинезио-логической практики «Гимнастика для мозга», тестов Л. Бендер, способствующих развитию зрительно-моторной координации дошкольников с ОВЗ. Они направлены на формирование умения воспроизводить рисунки различной сложности по памяти [15].

- Развитие ручной моторики и умения графически воспроизводить математические знаки. При обучении запоминанию образа цифр, математических знаков, геометрических фигур целесообразно использовать влажный песок, тесто, глину, пластилин и любой другой пластичный материал, в процессе работы с которым ребенок получает более четкое ощущение кинестетического образа математического знака. Дети учатся сначала по образцу, а затем и самостоятельно выполнять обследовательские, характерные для письма движения, при этом тренируются психомоторные пути и мускульная память. Следует применять разнообразные варианты графических заданий на бумаге. Графические диктанты можно выполнять правой, левой рукой, одновременно двумя руками [16].

- Развитие умения записывать математические знаки при решении арифметических задач. Следует отметить, что форма многих математических знаков ассиметрична, что вызывает у детей на определенном этапе овладения цифровой символикой их зеркальное написание. Это связано с тем, что асимметрия мозга у дошкольников еще не полностью сформирована, соответственно и пространственные отношения трудны для анализа. Данная работа возможна только тогда, когда дети начинают осознанно решать задачи, анализировать их и понимать смысл математических знаков.

- Развитие умения пользоваться чертежными и измерительными инструментами и приборами. Измерительная деятельность в дошкольной образовательной организации направлена на формирование пространственных представлений, развитие глазомера, восприятия величины, приобретение навыка применять измерительные приборы не только на занятиях, но и в обыденной жизни. Обучение измерению целесообразно начинать с использования условных мерок, делая это сложное занятие для дошкольников более доступным и занимательным. Дети учатся задействовать «условную мерку» с учетом особенностей измеряемого объекта, например длину комнаты измерять детскими и взрослыми шагами, количество крупы - стаканами, ложками, на весах, воду -кружкой, мерным стаканом и другими способами. В данной работе предусмотрены определенные этапы: объяснение смысла и значения этой деятельности; показ и объяснение педагогом способов овладения действием; сообщение основных правил, которых следует придерживаться.

- Формирование и развитие математической речи. Данное направление психолого-педагогической работы в профилактике графической дискалькулии реализовывалось, как правило, в рамках игровой деятельности. Сюжетно-ролевые игры с включением математического содержания являются аналогом традиционного занятия по математике. В игре моделируются условия, ориентированные на развитие взаимодействия, диалога между партнерами, в процессе которого необходимо выполнить вычислительные операции, определить пространственное расположение объектов, произвести измерение, используя необходимый инструментарий. В содержание игр включалась работа с условно-графическими схемами, планами, чертежами [17].

В результате исследования можно сделать следующие выводы.

- Изменение образовательной парадигмы приводит к тому, что важным становится не обучение навыкам, а развитие ребенка, его индивидуальности, творческих способностей, освоение им разнообразных культурных практик [18].

- Исходя из теоретических исследований по данной проблеме и проведенной нами работы, можно утверждать, что математические представления у дошкольника как с ОВЗ, так и без речевых и психических нарушений формируются, развиваются и закрепляются только в процессе различных видов его деятельности как в специально организованных условиях, так и в спонтанно возникающих [19].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Посредством математического образования в дошкольном возрасте закладываются предпосылки успешной адаптации ребенка к ускоряющимся процессам информатизации общества.

Список источников:

1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л., 1961. 455 с. ; Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. М., 1955. 20 с.

2. Воронина Л.В., Утюмова Е.А. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста : учебное пособие / под общ. ред. Л.В. Ворониной. Екатеринбург, 2017. 289 с.

3. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии. 1966. № 4. С. 121-127.

4. Парамонова Л.А., Урадовских Г.В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. 1985. № 7. С. 46-49.

5. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений во владении счетной деятельностью. СПб., 2013. 121 с.

6. Кондратьева С.Ю. Профилактика графической дискалькулии у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-4. С. 194-201.

7. Кондратьева С.Ю. Профилактика и коррекция дискалькулии в системе формирования культуры познания математики у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста : монография. М., 2018. 264 с.

8. Kosc L. Developmental Dyscalculia // Journal of Learning Disabilities. 1974. Vol. 7, no. 3. P. 164-177. https://doi.org/10.1177/002221947400700309.

9. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры и логические упражнения с цифрами. СПб., 2007. 96 с. ; Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Профилактика и коррекция дискалькулии у детей : учебное пособие. СПб., 2015. 127 с. ; Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики : курс лекций. М., 2004. 399 с. ; Гермаковска А., Лалаева Р.И. Дискалькулии у детей // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 2. С. 7-9 ; Кондратьева С.Ю. Профилактика и коррекция ... ; Кондратьева С.Ю., Лебедева И.Н. Карта развития дошкольника с задержкой психического развития. СПб., 2010. 32 с. ; и др.

10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 544 с. ; Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М., 1989. С. 223-251.

11. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры и логические упражнения ... ; Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Указ. соч. ; Кондратьева С.Ю. Профилактика и коррекция ... ; Кондратьева С.Ю., Лебедева Н.В. Математические игры в картинках. Развитие математических способностей у старших дошкольников : рабочая тетрадь. СПб., 2017. 24 с. ; Их же. Математические игры с геометрическими формами и цифрами. Развитие математических способностей у старших дошкольников : рабочая тетрадь. СПб., 2017. 24 с.

12. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры и логические упражнения ... ; Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Указ. соч. ; Кондратьева С.Ю., Лебедева Н.В. Математические игры в картинках ...

13. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры и логические упражнения ... ; Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Указ. соч. ; Кондратьева С.Ю. Профилактика графической дискалькулии ... ; Ее же. Профилактика и коррекция ... ; Кондратьева С.Ю., Агапутова О.Е. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. СПб., 2011. 176 с. ; Кондратьева С.Ю., Лебедева Н.В. Математические игры в картинках. ... ; Их же. Математические игры с геометрическими формами .

14. Белошистая А.В. Указ. соч. ; Гермаковска А., Лалаева Р.И. Указ. соч. ; Деннисон П.Е., Деннисон Г.Е. Гимнастика мозга: книга для учителей и родителей. Дополнение к «Гимнастике мозга»: простые упражнения для активизации обоих полушарий. СПб., 2015. 307 с.

15. Деннисон П.Е., Деннисон Г.Е. Указ. соч.

16. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Указ. соч. ; Гермаковска А., Лалаева Р.И. Указ. соч. ; Кондратьева С.Ю., Лебедева Н.В. Математические игры в картинках. ... ; Их же. Математические игры с геометрическими формами ... ; Парамонова Л.А., Урадовских Г.В. Указ. соч.

17. Кондратьева С.Ю. Профилактика и коррекция ...

18. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Указ. соч. ; Деннисон П.Е., Деннисон Г.Е. Указ. соч. ; Кондратьева С.Ю. Профилактика и коррекция ...

19. Кондратьева С.Ю. Профилактика и коррекция ...

Информация об авторе С.Ю. Кондратьева - доктор психологических наук, доцент, доцент кафедры логопедии, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=621887.

Information about the author S.Ju. Kondratieva - D.Phil. in Psychology, Associate Professor, Chair of Speech Therapy, Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, Saint-Petersburg, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=621887.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 01.07.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.07.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 22.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.