Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА МИРА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СРЕДОВЫМИ УСЛОВИЯМИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА МИРА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СРЕДОВЫМИ УСЛОВИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СРЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МИРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ананикова Виктория Викторовна, Беленкова Лариса Юрьевна

В статье представлены результаты изучения профессионального образа мира студентов вузов с различными средовыми условиями. С целью выявления показателей сформированности профессионального образа мира студентов вузов с различными средовыми условиями было проведено эмпирическое исследование. Исследование частично подтвердило гипотезу о различии содержательных характеристик профессионального образа мира студентов вузов с различными средовыми условиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IMAGE OF THE WORLD OF UNIVERSITY STUDENTS WITH DIFFERENT ENVIRONMENTAL CONDITIONS

The article presents the results of studying the professional image of the world of university students with different environmental conditions. In order to identify indicators of the formation of a professional image of the world of university students with different environmental conditions, an empirical study was conducted. The study partially confirmed the hypothesis about the difference in the content characteristics of the professional image of the world of university students with different environmental conditions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА МИРА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СРЕДОВЫМИ УСЛОВИЯМИ»

Психология

УДК 159.9.072

кандидат психологических наук, доцент Ананикова Виктория Викторовна

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна

ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА МИРА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С РАЗЛИЧНЫМИ

СРЕДОВЫМИ УСЛОВИЯМИ

Аннотация. В статье представлены результаты изучения профессионального образа мира студентов вузов с различными средовыми условиями. С целью выявления показателей сформированности профессионального образа мира студентов вузов с различными средовыми условиями было проведено эмпирическое исследование. Исследование частично подтвердило гипотезу о различии содержательных характеристик профессионального образа мира студентов вузов с различными средовыми условиями.

Ключевые слова: личность, средовые условия, студенты, профессионально-личностное развитие, профессиональный образ мира.

Annotation. The article presents the results of studying the professional image of the world of university students with different environmental conditions. In order to identify indicators of the formation of a professional image of the world of university students with different environmental conditions, an empirical study was conducted. The study partially confirmed the hypothesis about the difference in the content characteristics of the professional image of the world of university students with different environmental conditions.

Keywords: personality, environmental conditions, students, professional and personal development, professional image of the world.

Введение. Личностно-профессиональное становление в условиях высшего образования рассматривается как форма проявления самоорганизации человека как целостной психологической системы, как постепенное преобразование мышления человека в профессиональное мышление, как осуществление целенаправленной активности, связанной с реальной жизнедеятельностью человека. В процессе личностно-профессионального становления в условиях вуза происходит преобразование своего внутреннего мира, модернизация образа мира студента. Поэтому профессиональный образ мира будущего специалиста складывается в процессе личностно-профессионального становления в условиях вузовского обучения.

Профессия одна из самых главных сфер жизни человека, она стоит наряду с такими сферами как семья и здоровье: во-первых, большинство людей проводят значимую часть времени на работе, поэтому очень важно изначально грамотно подойти к выбору своей будущей профессии; во-вторых, необходимо иметь полное представление о той профессии, которую ты выбрал и получаешь в образовательном учреждении; в-третьих, научиться понимать и принимать некоторые изъяны своей профессии лично для вас, если таковые имеются. Это все поможет нивелировать профессиональное выгорание и отстранение от своей профессии.

Существует популярное мнение о том, что большинство выпускников вузов в будущем работают не по той профессии, которую они получали, а выбирают что-либо другое. Это ведет к тому, что государство не получает тех специалистов, которых оно обучило, следовательно, качество и количество выполняемых задач и целей не выполняется в полной мере, что негативно сказывается на всех сферах общества. Другой аспект этой проблемы, психологический, заключается в том, что люди не всегда могут реализоваться на другом месте, что ведет к постоянному стрессу, а в долгосрочной перспективе к депрессии, которая может повлиять на проявление деструктивного поведения. Причины такой тенденции могут быть самыми разными, начиная от изначального выбора профессии не по желанию; неполное понимание, общее разочарование и формирование негативного отношения к своей будущей профессии, заканчивая элементарной нехваткой вакантных мест на предприятиях и в учреждениях.

Исследователи, придерживающиеся акмеологического подхода в концепции профессионального развития, сходятся во мнении, что профессионализму конкретного индивида служит процесс получения способностей и умений в рамках профессии, формирование и улучшение деловых качеств, наличие мотивации и развитие творческого потенциала, способность к рефлексии, а также нравственное и профессиональное обогащение личности [10]. Авторы данной концепции отмечают, что специалисты не заканчивают свое развитие, добившись высокой компетенции в конкретной профессиональной области.

Категории «образ мира» и «профессиональный образ мира» достаточно подробно разработаны в отечественной психологии. А.Н. Леонтьев ввел понятие образа мира. К числу пяти «квазиизмерений», которые изучал ученый, относятся координаты пространства, времени и значения. В пространстве человек не только живет, но и действует, формирует он его в ходе сменяющихся видов деятельностей. Образ жизни человека есть не что иное как совокупность последних. Исследователь пятимерный мир неразрывно связывал с предметным сознанием [8].

Образ мира (в том числе и профессиональный) может быть представлен как интеграция системы информации, которая поступает как извне, так и изнутри, так и системы ценностей, определяющих набор профессионально-значимых качеств, необходимых для успешной реализации целей профессиональной деятельности. П.Р. Юсупов определил понятие «профессиональный образ мира» как целостную структуру, которая направляется потребностными гипотезами, интегрирующая актуальные категории восприятия и цели профессиональной деятельности в единый смысловой контекст. Главной функцией профессионального образа мира личности специалиста является ориентировка в окружающем мире как поиск целесообразных ресурсов для достижения профессионально значимых целей [12].

Все исследования образа мира можно сгруппировать в два направления: определение структуры образа мира; выявление механизмов формирования системы значений. Исследователи первого направления (С.Д. Смирнова и В.В. Петухова) рассматривают образ мира через его поуровневую организацию, выделяя слои образа мира как его структуры. И.Б. Ханина отмечает, что профессиональную деятельность некоторых профессий и специальностей можно соотнести с ядерными структурами образа мира (например, профессия врача). А вот с поверхностными структурами факт соотнесения очевиден, т.к. профессиональное становление специалиста во многом осуществляется в соответствии с теми целями, которые ставит перед собой субъект этой деятельности [11]. Поэтому профессиональную деятельность можно считать «включенной» в образ мира. Второе направление в исследовании образа мира представлено работами по субъективной семантике (Ю. Артемьева, Ю.К. Стрелков, В.П. Серкин, А.Г. Шмелев, В.Ф. Петренко, И.Б. Ханина и др.). В

рамках концепции образа мира Е.Ю. Артемьева, Ю.К. Стрелков, В.П. Серкин выделили определенные семантические векторы, свойственные каждой из профессий и проявляющиеся в языке семантических структур [2].

Для системного описания образа мира В.П. Серкиным было введено понятие «образа жизни», описывающее актуальную деятельность субъекта, в процессе которой происходит развитие и изменении образа мира. Образ мира является отражением образа жизни, а образ жизни - проявлением образа мира [6]. Ученый подчеркивает, что достаточно большое количество профессий требует помимо овладения соответствующими профессиональными компетенциями, еще и принятие особого образа жизни, задаваемого спецификой профессии. Поэтому для успешного профессионального становления необходимы не только результаты профессионального обучения, но также готовность и возможность освоения профессионально специфического образа жизни [10].

Также исследователи отмечают наличие «неслучайных различий содержательных характеристик образа мира в зависимости от типа профессии». Т.В. Казакова указывает на то, что достаточно мало изучен вопрос о влиянии типичной профессиональной деятельности на формирование у человека образа мира, или же сам человек осуществляет выбор профессии в соответствии со своим образом мира [5]. Профессиональный образ мира Н.В. Козлова рассматривает с точки зрения акмеориентированного процесса личностно-профессионального становления. В данном процессе движения к «вершинным» этапам своего становления происходит у человека через постоянную трансформацию складывающегося (становящегося) образа мира [6].

В.Н. Бородина отмечает, что студенты факультета психологии, принимающие свою профессию как образ жизни, постепенно приобретают особое понимание окружающего мира, особое отношение к нему, а также особенности взаимодействия с ним. Поэтому исследователь утверждает, что образование должно способствовать осознанию и обогащению человеком своего «Я», нахождению своего места и определению своей социальной роли в отношениях с внешним миром [2].

Анализ теоретических концепций позволил выявить основные составляющие понятия «образ мира» - ценностные ориентации в карьере, базовые убеждения личности, профессиональные планы, готовность к принятию решений, профессиональная позиция личности и стремление стать профессионалом. Именно данные компоненты были взяты за основу при проведении эмпирического исследования.

Изложение основного материала статьи. Взяв за основу гипотезу о наличии различий профессионального образа мира студентов вузов с различными средовыми условиями, нами было проведено исследование на базе ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» и ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». В исследовании приняли участие 60 студентов, осваивающих программу подготовки по направлению «Психология» и «Психолого-педагогического образования»: 30 студентов МГГЭУ и 30 студентов МПГУ. В исследовании использованы следующие методики: методика «Якорь карьеры» Э. Шейна, в переводе и адаптации В.Э. Винокуровой, В.А. Чикер, модификация С.А. Богомаза; опросник «Шкала базисных убеждений» Р. Янова-Бульмана, в переводе и адаптации О.А. Кравцовой; методика «Определение статуса профессиональной идентичности» А.А. Азбель,

A.Г. Грецовой; новый опросник толерантности к неопределенности (НТН) Т.В. Корнилова; методика «Образ профессии»

B.П. Серкина; методы статистической обработки: t-критерий Стьюдента; U-критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования отражены в таблицах 1-5.

В таблице 1 отражены показатели методики «Якоря карьеры» Э. Шейна (в адаптации В.А. Чикер).

Таблица 1

Сравнительный анализ сходства и различий показателей карьерных ориентаций студентов вузов с разными средовыми условиями по методике Э. Шейна с помощью ^критерия Стьюдента

№ п/п Шкалы методики МГГЭУ МПГУ

Среднее значение r Р Различия

1 Профессиональная компетентность 6,3 6,4 0,602 >0,05 Нет

2 Менеджмент 6 6,3 0,569 >0,05 Нет

3 Автономия (независимость) 6 6 0,957 >0,05 Нет

4 Стабильность работы 6,5 6,7 0,7 >0,05 Нет

5 Стабильность места жительства 6,3 5,5 0,322 >0,05 Нет

6 Служение 7,1 7,4 0,551 >0,05 Нет

7 Вызов 5,6 5,5 0,818 >0,05 Нет

8 Интеграция стилей жизни 7,2 7,2 0,969 >0,05 Нет

9 Предпринимательство 7,3 7,1 0,681 >0,05 Нет

Проанализировав результаты методики «Якоря карьеры» Э. Шейна (в адаптации В.А. Чикер), выявлено, что для всей выборки приоритетными карьерными ориентациями оказались такие, как «Служение», «Интеграция стилей жизни» и «Предпринимательство». Самой низкой по частоте выбора стала шкала «Вызов». Остальные шкалы оказались на среднем уровне.

Что касается карьерных ориентаций, то для студентов МГГЭУ самой значимой ориентацией стала «Предпринимательство» - это означает, что они нацелены на создание чего-то нового, готовы к риску и желают создать свое дело, которое будет отражением их личности, они будут идти к этому, не смотря на возникающие трудности, а для студентов МПГУ самой значимой ориентации стало «Служение» - это означает, что для них важными являются идеи о «всемирном благе» и «служению человечеству», они способны работать не на месте мечты и не с самой большой оплатой труда, главное для них, что они смогут реализовывать свои идеи и ценности. А самым низким по частоте выбора для всей выборки стал - «Вызов». Шкала «Вызов» показывает насколько человеку свойственен дух конкуренции в профессиональной деятельности. Из этого можно сделать несколько выводов: либо студенты не выносят конкуренции и боятся трудных задач, либо они ставят в приоритет личностное развитие, при котором они не обращают внимание на окружающих коллег, концентрируясь на себе.

Далее рассмотрим результаты методики выявления базисных утверждений Р. Янова-Бульмана, которые представлены в таблице 2.

Сравнительный анализ сходства и различий показателей базисных утверждений студентов вузов с разными средовыми условиями по методике Р. Янова-Бульмана с помощью ^критерия Стьюдента

№ п/п Шкалы методики МГГЭУ МПГУ r Р Различия

Среднее значение

1 Доброжелательность окружающего мира 6,9 7 0,739 >0,05 Нет

2 Справедливость 4,6 4,3 0,571 >0,05 Нет

3 Образ Я 4,9 4,6 0,63 >0,05 Нет

4 Удача 5,9 5,7 0,796 >0,05 Нет

5 Убеждения о контроле 6,3 6,7 0,605 >0,05 Нет

Проанализировав результаты показателей по опроснику базисных утверждений Р. Янова-Бульмана, в переводе и адаптации О. Кравцовой, выявлено, что для всей выборки приоритетной шкалой для обеих групп стала «Доброжелательность окружающего мира». Чем выше показатели по данной шкале, тем более безопасным и радужным местом люди представляют себе наш мир. Такие показатели могут свидетельствовать о высокой эмпатии у всей выборки в целом. Студенты доверяют окружающим и готовы помочь, если не каждому, то большинству. Наименее приоритетной шкалой для обеих групп стала «Справедливость». Данные показатели хоть и ниже остальных шкал, но остаются средними, это говорит о том, студенты, скорей всего, не уверены в том, что «добро» всегда поощряется, а «зло» наказывается в полной мере. Такие показатели могут быть результатом возрастных особенностей выборки.

Далее представлены результаты методики изучения статусов профессиональной идентичности А. А. Азбеля, которые отражены в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительный анализ сходства и различий показателей изучения статусов профессиональной идентичности студентов вузов с разными средовыми условиями по методике А.А. Азбеля с помощью t-критерия Стьюдента

№ Шкалы методики МГГЭУ МПГУ

п/п Среднее значение r Р Различия

1 Неопределенная 10,9 12,7 0,497 >0,05 Нет

2 Навязанная 14,7 13,4 0,471 >0,05 Нет

3 Мораторий 12,8 15,1 0,197 >0,05 Нет

4 Сформированная 13,3 13,8 0,827 >0,05 Нет

Полученные в ходе исследования результаты изучения статусов профессиональной идентичности свидетельствуют о том, что студенты МГГЭУ, в большинстве своем, при выборе своей будущей профессии опирались на мнение окружающих (друзья, родственники и другие важные для них люди); студенты МШУ, в большинстве своем, выбрали альтернативный путь для себя, который не сходится полностью и с их желаниями, и с мнением окружающих, но устраивающий обе стороны. Таким образом, студенты обоих вузов до сих пор переживают кризис, связанный с выбором своего дальнейшего пути, что сказывается на показателях, которые отображают, грубо говоря, причину выбора своей профессии.

Далее рассмотрим результаты показателей по методике Т.В. Корнилова, которые представлены в таблице 4.

Таблица 4

Сравнительный анализ сходства и различий показателей толерантности к неопределенности студентов вузов с разными средовыми условиями по методике Т.В. Корнилова с помощью и-критерия Манна-Уитни

№ Шкалы методики МГГЭУ МПГУ

п/п Среднее значение r Р Различия

1 Толерантность к неопределенности 50 48,3 0,735 >0,05 Нет

2 Интолерантность 53,1 58,2 0,266 >0,05 Нет

3 Межличностная интолерантность к неопределенности 30 34 0,574 >0,05 Нет

Рассмотрев результаты средних показателей по методике Новый опросник толерантности к неопределенности (НТН) Т.В. Корнилова, можно отметить, что наиболее выраженным стала шкала «Интолерантность к неопределенности». Итак, для двух групп свойственно стремление к порядку, точности, четкости и последовательности в их деятельности и жизни. Это свидетельствует о том, что им будет сложнее адаптироваться к изменяющимся условиям, но не исключает того, что они смогут это сделать.

Статистический сравнительный анализ перечисленных выше методик выявил отсутствие различий между показателями двух выборок.

Далее в таблице 5 представлены результаты методики В.П. Серкина.

Семантические универсалии оценки образа профессии студентов вузов с разными средовыми условиями по

методике В.П. Серкина

МГГЭУ МПГУ

№ п/п Признака № п/п Признака

Различающиеся качественно дескрипторы

1 широкая 1 узкая

2 напряженная 2 не напряженная

3 творческая 3 нетворческая

4 помогающая 4 не помогающая

5 однообразная 5 многообразная

6 комфортная 6 некомфортная

7 теоретическая 7 практическая

8 благоприятная 8 вредная для здоровья

9 спокойная 9 нервная

10 личностно значимая 10 личностно незначимая

11 коммуникабельная 11 некоммуникабельная

12 связанная с людьми 12 не связанная с людьми

13 неэкологичная 13 экологичная

14 романтичная 14 обыденная

Образ профессии, являющийся частью семантического слоя и отражающий профессиональную деятельность в образе мира личности, характеризуется уникальными дескрипторами между двумя выборками. В большинстве своем обе группы оказались со схожим мнением по поводу своей профессии: 31 пара дескрипторов оказалась схожей у двух групп, но 14 пар показали разницу в представлении студентами своей профессии. Студенты МГГЭУ охарактеризовали свою профессию как: широкая, напряженная, творческая, помогающая, однообразная, комфортная, теоретическая, благоприятная, спокойная, личностно значимая, коммуникабельная, связанная с людьми, неэкологичная, романтичная. В то же время студенты МПГУ предпочли такую характеристику: узкая, не напряженная, нетворческая, не помогающая, многообразная, некомфортная, практическая, вредная для здоровья, нервная, личностно незначимая, некоммуникабельная, не связанная с людьми, экологичная, обыденная. Таким образом, различия выявлены именно по тем характеристикам, которые в большей мере несут важность для конкретного человека. На это влияет группа факторов - это и индивидуальные особенности и потребности личности, и различные средовые условия, и экономическое и социальное положение личности в обществе.

Анализируя результаты проведенного исследования, можно утверждать, что у большинства студентов-психологов и студентов-педагогов-психологов достаточно сформированы содержательные характеристики профессионального образа мира: они положительно настроены на получение профессии, однако им не хватает пока определенных практических умений и личностных характеристик.

Выводы. Таким образом, статистическая обработка данных, направленная на выявление различий между двумя выборками, показала, что отсутствуют различия по показателям всех методик, кроме методики «Образ профессии» В.П. Серкина. Значит, гипотеза исследования подтвердилась лишь частично. Итак, сформированность образа мира, видения окружающей действительности через призму профессии, максимально объективное оценивание себя как профессионала (собственных знаний, качеств и желаний), напрямую зависит от деятельности, в которую включен индивид.

Литература:

1. Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю.К., Серкин В.П. Описание структур субъективного опыта // Мышление. Общение. Опыт. - Ярославль: Изд-во Ярославск. Ун-та, 1983. - С. 99-108.

2. Бородина В.Н. Профессиональный образ мира как основание деятельности психолога // Наука и образование в жизни современного общества: материалы международной научно-практической конференции (г. Тамбов, 30 апреля 2015 г.). - Тамбов, 2015. - Т. 1. - С. 39-40.

3. Буравцова Н.В. Образ мира личности в контексте проблем профессионального образования // Социосфера. - 2010. - №1. - С. 47-50.

4. Деркач, А.А. Зазыкин, В.Г. Акмеология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Казакова Т.В. Теоретический анализ исследований образа мира в отечественной психологии [Электронный ресурс] [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22768

6. Козлова Н.В. Особенности личностно-профессионального становления в условиях образовательных инноваций // Известия Томского политехнического университета. - 2007. - № 3. - С. 205-211.

7. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения: в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 2. - С. 251-261.

8. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР. в 2-х тт. - М.: Педагогика, 1983. - Т. II.

9. Серкин В.П. Проблемы исследования и проектирования профессионального образа жизни // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2015. - № 3 (74). - С. 28-31.

10. Серкин В.П. Профессиональная специфика образа мира и образа жизни // Психологический журнал. - 2012. - №4 (33). - С. 78-90.

11. Ханина И.Б. Образ мира и профессиональный мир // Мир психологии. - 2009. - № 4. - С. 179-187.

12. Юсупов, П.Р. Психологические особенности профессионального образа мира личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2003. - 22 с.

Психология

УДК 370

кандидат психологических наук, доцент Бура Людмила Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация. В статье анализируются основные проблемы развития психологических служб в высших учебных заведениях Российской Федерации. Представлено возможное решение выявленной проблемы. Подчеркивается цель психологических служб и практические задачи, связанные с требованиями времени, а также указывается необходимость трансформации задач и направлений деятельности психологических служб в системе высшего образования. Описаны основные проблемы, препятствующие эффективному развитию психологических служб. Отметим необходимость изменения ранее существовавшего представления об организациях психосоциальной поддержки в высших учебных заведениях. Эта потребность была продемонстрирована вызовами времени и, в свою очередь, необходимостью комплексного подхода, сочетающего теорию, практику, учебные задачи и формирование личности, в условиях социальной нестабильности и роста кризисных вмешательств. С акцентом на новые требования к психологическим услугам, во-первых, необходимо организовать психологическое консультирование и психотерапию, во-вторых, организовать работу, направленную на развитие навыков студентов по поддержанию их психического здоровья.

Ключевые слова: университетская психологическая служба, психологическая помощь студентам.

Annotation. This article analyzes the main problems of the development of psychological services in higher educational institutions of the Russian Federation. A possible solution to the identified problem is presented. The purpose of psychological services and practical tasks related to the requirements of the time are emphasized, and the need to transform the tasks and activities of psychological services in the higher education system is also pointed out. The main problems hindering the effective development of psychological services are described. We note the need to change the previously existing concept of organizations of psychosocial support in higher educational institutions. This need was demonstrated by the challenges of the time and, in turn, the need for an integrated approach that combines theory, practice, educational tasks and personality formation, in the context of social instability and the growth of crisis interventions. With an emphasis on the new requirements for psychological services, firstly, it is necessary to organize psychological counseling and psychotherapy, secondly, to organize work aimed at developing students 'skills to maintain their mental health.

Keywords: university psychological service, psychological assistance to students.

Введение. В условиях социальной трансформации России, в силу ее потребностей, наша система образования испытывает определенное давление со стороны общества. Поэтому образование участвует в различных модернизационных проектах, которые выражают логику перехода от традиционного образования, которое характеризуется переходом от парадигмы знаний к современному образованию с парадигмой способностей. Однако не все высшие учебные заведения готовы отвечать вызовам времени. Некоторые университеты не предоставляют психологических услуг вообще или только номинально, где сфера ответственности за психологические услуги определяется в рамках академических мандатов и не включает вопросы поддержки психического здоровья и безопасности.

Постановка целей и задач психологической службы в высших учебных заведениях является динамичным процессом и предполагает активные дискуссии с ключевыми участниками, заинтересованными в создании и функционировании психологических служб: руководством университета, студентами и психологами (см. рис. 1).

Рисунок 1. Определение целей и задач психологических служб вузов [4]

Мониторинг уровня психологического благополучия студентов, оценка их заинтересованности и готовности обратиться к психологу в вузе, представления о том, с какими проблемами они бы пошли к психологу - важный источник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.