Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИИ ЖУРНАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИИ ЖУРНАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессия / журналист / научно-технический прогресс / цифровые технологи / жанр / интернет / profession / journalist / scientific and technological progress / digital technologies / genre / Internet

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — И.В. Упоров

Начавшая более тридцати лет назад информационная революция в виде использования цифровых технологий, что происходит невероятно высокими темпами, меняет привычные направления человеческой деятельности. Это, бесспорно, относится, и к профессии журналиста, больше, чем представители других профессий, связанной с получения, обработкой, распространением информационных потоков. В статье выделяются основные тенденции развития данной профессии в современном мире применительно к России. Отмечается, в частности, внедрение в журналистику новейших достижений научно-технического прогресса в области информационных технологий, привело к тому, в средствах массовой информации исчезают такие традиционные для газет и журналов жанры, как очерки, фельетоны, и одновременно имеет место упрощения и снижения объема текстовых журналистских материалов за счет расширения аудио- и видеоконтента, и этот процесс является объективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE PROFESSION OF A JOURNALIST IN THE CONTEXT OF DIGITAL TECHNOLOGIES

The information revolution that began more than thirty years ago in the form of the use of digital technologies, which is happening at an incredibly high pace, is changing the usual directions of human activity. This, undoubtedly, applies to the journalistic profession, more than representatives of other professions associated with receiving, processing, and disseminating information flows. The article highlights the main trends in the development of this profession in the modern world in relation to Russia. It is noted, in particular, that the introduction into journalism of the latest achievements of scientific and technical progress in the field of information technology has led to the disappearance of traditional newspaper and magazine genres such as essays and feuilletons in the media, and at the same time there is a simplification and reduction in the volume of textual texts. journalistic materials by expanding audio and video content, and this process is objective.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИИ ЖУРНАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИИ ЖУРНАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

И.В. Упоров, д-р ист. наук, канд. юрид. наук, профессор Краснодарский университет МВД России (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-7-3-44-48

Аннотация. Начавшая более тридцати лет назад информационная революция в виде использования цифровых технологий, что происходит невероятно высокими темпами, меняет привычные направления человеческой деятельности. Это, бесспорно, относится, и к профессии журналиста, больше, чем представители других профессий, связанной с получения, обработкой, распространением информационных потоков. В статье выделяются основные тенденции развития данной профессии в современном мире применительно к России. Отмечается, в частности, внедрение в журналистику новейших достижений научно-технического прогресса в области информационных технологий, привело к тому, в средствах массовой информации исчезают такие традиционные для газет и журналов жанры, как очерки, фельетоны, и одновременно имеет место упрощения и снижения объема текстовых журналистских материалов за счет расширения аудио- и видеоконтента, и этот процесс является объективным.

Ключевые слова: профессия, журналист, научно-технический прогресс, цифровые технологи, жанр, интернет.

В конце ХХ стали активно использоваться цифровые технологии в сфере получения, хранения и передачи информации как неких интеллектуально осознаваемых символов (текст, фотографии, рисунки и т.д.). В этой связи следует заметить, что достижения научно-технического прогресса в информационной сфере наиболее наглядно проявляются в журналистике. Этот социальный институт, который остается востребованным для общества, посредством цифровых тезнологий подвергается серьёзным и противоречивым изменениям, которые, на наш взгляд, далеко не всегда соответствуют вызовам времени. При этом нужно иметь в виду, что журналистика как вид профессии стала формироваться после появления технических возможностей доведения определенной общественно значимой информации до неопределённого круга лиц. Так, длительное время (очевидно, с конца XVII века) журналистами были пишущими на бумаге люди, чьи творения также на бумаге, но в печатном виде (газеты, журналы) расходились среди широкой публики (истоки журналистики как профессии, конечно, следует искать в более глубоких исторических

временах, и об этом имеется обширная литература [1; 2], но мы имеем в виду журналистику в нынешнем ее понимании).

Востребованность журналистики как профессии обуславливалась естественным стремлением обывателей к познанию окружающего мира, желанием получать разнообразную информацию о событиях в своём городе, в других странах, о людях, экономике, финансах, культуре и т.д., необходимую как для удовольствия, так и для решения своих проблем, и в целом для того, чтобы быть причастным к переживаемому времени. Собственно, суть журналистики с тех пор остаётся прежней, являясь «комплексом каналов передачи массовой информации, использующих различные средства коммуникации (печать, радио, телевидение, Интернет) и образующих разнообразные типы изданий и программ (общенациональные и местные, общие и специализированные по аудитории, тематике, сфере экономики, области жизни, характеру социальной позиции, направленности, творческому облику и т.д.), действующих в национальном и глобальном информационном пространстве» [3], и, соответственно, журналисты

по-прежнему выполняют «информационную, коммуникационную и рекреативную функции» [4, с. 16].

Но формы подачи информационных материалов изменяются. В первой половине ХХ века к «бумажной» журналистике (газеты журналы) добавилась радиожурналистика, а со второй половины того же ХХ века - тележурналистика. В журналистской профессии сложились свои правила, принципы, способы подачи журналистского материала, журналистскому ремеслу стали обучать в университетах, что свидетельствует о значимости для общества этой профессии. И вот, с начала XXI века - новая вершина научно-технического прогресса, связанная с радикально изменившимися возможностями получения, обработки, сохранения и передачи информации. Прошедшие годы адаптации российской журналистики к принципиально новым (электронным) носителям информации позволяют выявить ряд тенденций этого процесса.

Прежде всего отметим, что, несмотря на, казалось бы, революционный характер цифровых технологий, бумажные газеты и журналы, и тем более радио- и телепередачи по-прежнему живут, действуют, они по-прежнему востребованы, хотя, конечно, в значительно меньшей степени (особенно газеты и журналы, на которые, тем не менее, по-прежнему осуществляется почтовая подписка, и их можно приобрести в древних газетных киосках, и, во всяком случае, на вокзалах они представлены в большом разнообразии). Такое положение довольно резко контрастирует с использованием цифровых технологий в экономике и финансах (платёжных системах) и ряде других сфер жизнедеятельности, где уже давно многие вопросы решаются посредством всемирной сети. Такое положение мы объясняем, с одной стороны, неготовностью самого журналистского сообщества предложить массовому потребителю современный информационный продукт (бесспорно, имеются добротные интернет-издания, но мы ведём речь все же о тенденциях), и, с другой стороны, неготовностью самих обывателей к потреблению такого продукта (известно, например, что

ноутбуки, смартфоны и другие гаджеты используются россиянами всего на 5-10% от их возможностей).

При этом всемирную сеть используют только несколько более половины районных газет, издающихся в России, и то в весьма ограниченных рамках (такие данные Е.Г. Власова приводит по Пермскому краю [5, с. 124], хотя, очевидно, это характерно и для других регионов России). Но это, скорее, проблемы не журналистики, а общества в целом.

Что же касается чисто журналистских особенностей, связанных с использованием в журналистике цифровых технологий, то следует указать на сокращаемый объём текстов и сужение жанрового разнообразия при представлении их читателям (слушателям, зрителям) во всемирной сети. Это видно, в частности, по такому явлению, как исчезновение такого ранее довольно популярно газетно-журнального жанра, как очерк, печатавшиеся, нередко в нескольких номерах. Крайне редко появляются фельетоны. Заметно меньше стало серьёзных аналитических статей, равно как и статей публицистического характера.

Это явление имеет свое объяснение. Дело в том, что указанные жанры были одними из самых сложных. Они и раньше не были рядовым событием в средствах массовой информации, а сейчас очень редкое их использование в интернет-изданиях обусловлено как значительно повышенной интенсификацией информационно-

жизненного ритма (людям приходится переваривать, даже помимо их воли, огромный объем разного рода информации, и сейчас для многих стоит проблема не столько поиска нужных сведений, статьи или нормативно-правового акта, сколько фильтрации их беспрерывных потока), так и большой трудозатратностью - чтобы написать тот же очерк, нужно основательно поработать, и не один день, а работодатель требует материал «завтра к утру».

К тому же, например, очерковые материалы требуют непосредственного общения с их героями, а на всё это требуется время, много времени, поэтому журналист звонит по телефону, может даже поговорить по скайпу, но в глаза он не заглянет, и

интонации души не почувствует - эти нюансы уже не считаются существенными, они в современной интернет-сетевой журналистике уже не нужны (и это не критика - это просто констатация факта, характеризующего современность, нравится он или нет). Как следствие информационного «громадья», которое журналисты выдают «на гора» едва ли не ежеминутно, а потребитель не в состоянии глубоко «переварить», - стандартизированный язык заметок и корреспонденций в интернет-изданиях как основных журналистских жанров, если использовать прежнюю традиционную классификацию таких жанров; в литературе уже даже придуман термин, обозначающий журналистский материал интернет-издания неопределённого синтезированного жанра -«универсальное информационное сообщение», включающее и заголовок, и подзаголовок, и ударный тезис, и гиперссылку на основной текст, и иллюстрации [6, с. 93].

Вместе с тем, с другой стороны, цифровые технологии предоставляют возможность значительно оживить подачу журналистского материала, в результате чего журналистские жанры размываются. И, очевидно, само понятие «жанр» скоро будет кардинально пересмотрено, поскольку материал будет подаваться так, чтобы его было удобно прочесть (прослушать, просмотреть) и чтобы он привлёк внимание читателя (слушателя, зрителя), а способы достижения этого будут определяться в каждом конкретном случае, исходя из позиций журналиста и работодателя, ориентирующихся, в свою очередь, на потребителя. Например, в радио- и теле- онлай-новской журналистике А.А. Тертычный выявил такие жанры, как «телевизионная заметка, телевизионный комментарий, интервью, репортаж, дискуссия, ток-шоу, сатирические жанры, отчёт, хроникальное радиосообщение, развёрнутое радиосообщение, радиообзор печати, радиоинтервью, радиорепортаж (в том числе - телефонный репортаж), радиорецензия, радиоотчет, радиобеседа, радиозарисовка, радиокомментарий и пр.» [7, с. 175] (онлай-новская радио- и теле-журналистика - это тоже примета сегодняшнего дня). В этом

контексте следует согласиться с А.П. Аржановым в том, что «постепенно интернет-журналистика меняется, все больше ориентируется на аудиовизуальный характер восприятия информации, вырабатывает собственные специфические формы, активно начинает пользоваться возможностями, заложенными в Интернет его создателями» [8, с. 7].

Среди таких возможностей - интерактивность публикации интернет-издания (в последние годы, правда, ряд ведущих интернет-изданий, например, «Газета.Яи», исключили возможность читателям оставлять свои комментарии - это опять же к вопросу о том, что значительная часть потребителей такого информационного продукта ещё не готова выдерживать даже минимальный уровень приличия в такого рода читательских дискуссиях, допуская оскорбления и откровенное хамство). Особенностями интернет-изданий являются также доступность информационного продукта, наличие архивов, что очень важно для людей исследовательского склада, использование видеоматериалов (причём интернет-мультимедиа уже сформировались как самостоятельный вид интернетовской журналистики).

Нельзя не отметить информационной оперативности сетевых средств массовой информации, в чем легко убедиться, прослушав новостную программу любого канала традиционного телевидения или радиостанции, - едва ли не половина, а то и больше сообщаемых радио- и теленовостей уже выложена на сайтах интернет-изданий. В этом смысле преимуществом интернет-издания является то обстоятельство, что потребитель может раскрывать более подробно ту новость, которая его заинтересовала, пропуская те, которые ему неинтересны, и тем самым экономя немало личного времени, в то время как на телевидении или радио такой возможности нет, и это уже можно расценивать как существенный фактор. В целом, конечно, цифровые технологии привносят много нового в журналистику. О чем-то можно сожалеть, поскольку имеются и проблемы, о которых имеется немало публикаций [9; 10, 11; 12; 13 и др.], но причин для опти-

мизма все же больше. Впереди нас ждут он должен работать на общество, неся ещё более захватывающие перспективы нужную людям информацию, которая поз-(очевидно, как гипотеза, грядёт время бес- воляет делать нашу жизнь лучше, а в кон-платного скоростного интернета и наста- тексте российских реалий последних лет нет эпоха видеоинформации). Но в любом актуальной становится и сохранение сво-случае миссия журналиста не изменится - боды журналистского творчества.

Библиографический список

1. Тендит К.Н, Шелковникова Н.В. История журналистики. - Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2012. - 155 с.

2. История мировой журналистики / А.Г. Беспалова, Е.А. Корнилов, А.П. Короченский и др. - М.-Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. - 432 с.

3. Прохоров Е.П. Терминологический аппарат - понятийно-смысловой скелет науки // Вестник Московского университета. Серия «Журналистика». - 2011. - № 1. - С. 12-17.

4. Тулупов В.В. Есть ли будущее у профессии журналиста? // Журналистский ежегодник. - 2015. - С.15-19.

5. Власова Е.Г. Районные газеты и социальные сети: жанровые аспекты взаимодействия (на материале СМИ Пермского края) // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 3. - С. 120-126.

6. Тертычная М.А. Жанровая структура социальной интернет - рекламы // Современная журналистика: опыт и перспективы развития, Материалы международной научно-практической конференции. - М.: ИГУМО и ИТ, 2012. - С. 90-97.

7. Тертычный А.А. Особенности жанрообразования в интернет-СМИ // Научные ведомости Белгор. гос.ун-та. Серия: «Гуманитарные науки». - 2013. - № 6. - С. 172-177.

8. Аржанов А.П. Субъективное начало в жанрах Интернет - журналистики // Жанровые метаморфозы в российской журналистике. Тезисы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Самара: Порто-принт, 2010. - С. 5-10.

9. Ван Чженьюй. Ограничения современной журналистики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 3-2. - С. 180-183.

10. Родионова С.П., Фролова Н.М. Технологии визуализации в современной журналистике // Огарёв-Online. - 2020. - № 2.

11. Иванян Р.Г. Ценность солидарности в современной журналистике // Гуманитарный вектор. - 2021. - Т. 16. № 4. - С. 126-135.

12. Медджанова Г., Гурбангелдиева Н. Современные инструменты журналистики // Ceteris paribus. - 2022. - С. 63-67.

13. Усов О.О. и др. «Смерть автора» в контексте современной журналистики // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2020. - №4 (48). -С. 196-201.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE PROFESSION OF A JOURNALIST IN THE

CONTEXT OF DIGITAL TECHNOLOGIES

I.V. Uporov, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Krasnodar)

Abstract. The information revolution that began more than thirty years ago in the form of the use of digital technologies, which is happening at an incredibly high pace, is changing the usual directions of human activity. This, undoubtedly, applies to the journalistic profession, more than representatives of other professions associated with receiving, processing, and disseminating information flows. The article highlights the main trends in the development of this profession in the modern world in relation to Russia. It is noted, in particular, that the introduction into journalism of the latest achievements of scientific and technical progress in the field of information technology has led to the disappearance of traditional newspaper and magazine genres such as essays and feuilletons in the media, and at the same time there is a simplification and reduction in the volume of textual texts. journalistic materials by expanding audio and video content, and this process is objective.

Keywords: profession, journalist, scientific and technological progress, digital technologies, genre, Internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.