Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОТЕБНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОТЕБНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ЛИЧНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрункина Н.В.

В данной статье рассматриваются особенности развития потребности личностного роста в подростковый период. Описывается процесс и факторы развития самосознания подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF PERSONAL GROWTH PERFORMANCE IN ADOLESCENT AGE

In this article the peculiarities of the development of the need for personal growth during the adolescent period are considered. The process and factors of the development of teenagers' self-awareness are described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОТЕБНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.9.075

Стрункина Н.В. студент

факультет психологии и педагогики Елабужский институт Казанский Федеральный Университет

Россия, г. Елабуга ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОТЕБНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности развития потребности личностного роста в подростковый период. Описывается процесс и факторы развития самосознания подростков.

Ключевые слова: личностное развитие, личностный рост, личность, самосознание, подростки.

Strunkina N. V., student of the faculty psychology and pedagogy Elabyga Institute of Kazan Federal University Russia, Elabuga PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF PERSONAL GROWTH PERFORMANCE IN ADOLESCENT AGE

Annotation: in this article the peculiarities of the development of the need for personal growth during the adolescent period are considered. The process and factors of the development of teenagers' self-awareness are described.

Key words: personal development, personal growth, personality, self-awareness, adolescents.

Личностное развитие подростка тесно связано с формированием самосознания, которое является центральным новообразованием этого возраста (Л. С. Выготский). Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека. Самосознание включает в себя когнитивный элемент (представление о своих качествах и сущности), эмоционально-аффективный элемент (самоотношение, самолюбие) и оценочно-волевой (определенная самооценка) [4, с.129]. Самосознание - следствие длительного развития индивида, превращения его в самостоятельного субъекта деятельности, устанавливающего определенные взаимоотношения с обществом и природой. В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу; активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования [3, с.347].

Под личностью понимается человек, активно познающий окружающий и свой внутренний мир, имеющий более или менее правильное представление о самом себе, о своих достоинствах и недостатках, индивидуальных особенностях. Быть личностью - значит создать образ «Я»

по собственному сценарию. Личностное развитие подростка можно считать и одной из главных жизненных задач юного человека. Процесс развития личности предполагает постоянную трансформацию самооценки, самоуважения, самочувствия человека, другими словами - динамику его самосознания.

Как уже отмечалось, в подростковом периоде происходит качественный сдвиг в развитии самосознания. Попробуем подробнее раскрыть содержание этого феномена:

1. Физиологические процессы приводят к изменению внешнего облика, и подросток присматривается к себе, выстраивает заново физический образ Я, оценивает свои возможности с учетом эталонов красоты и силы. Серьезные переживания вызывают низкий или слишком высокий рост, форма лица, полнота, цвет и длина волос и т. п. Ему нужно признание, чтобы утвердиться в своей привлекательности [2, с.608].

2. Потребность занимать уважаемое положение среди товарищей вызывает анализ и самооценку собственной личности как условие успешных взаимоотношений. Особое внимание подросток уделяет своим недостаткам и способам их устранения. Размышления о себе становятся самостоятельным внутренним процессом; наблюдается недовольство собой и попытки самовоспитания. Все это подстегивается анализом взаимоотношений, которые часто не устраивают подростка. Возрастает самостоятельность в суждениях о себе, хотя самооценка бывает не только неадекватной, но и непостоянной [1, с.38-46].

3. Под влиянием обучения, общения с товарищами, собственных размышлений у подростков формируется система жизненных ценностей. Прежде всего они подражают внешним проявлениям взрослости, «привилегиям» взрослых. Это - курение, алкоголь, взрослая форма одежды и мода, украшения, косметика, формы отдыха, кокетство и т. д. Все это усваивается путем подражания окружающим и киногероям как самый легкий способ демонстрации взрослости. Более «осведомленные» товарищи также приобщают «новичков» ко взрослой жизни с низкой культурой досуга в виде бесцельного хождения по улице, игры в карты, сексуальных игр.

4. Самосознание подростков становится серьезным механизмом саморегуляции поведения. Они начинают сознательно заниматься самовоспитанием и развивать в себе определенные качества, закалять свою волю, выносливость. Пренебрегают теплой одеждой, не хотят «кутаться», соревнуются в том, кто дольше сможет задержать дыхание или смотреть не моргая, выдержать боль при сдавливании пальцев и т. д. Все это - детские способы самовыражения во внешне эффектных действиях, в них проявляется стремление к мужеству.

Важную роль в саморегуляции подростков играют образы-идеалы. Любимые их герои - люди целеустремленные, активные, преодолевающие серьезные препятствия, победители в экстремальных ситуациях. Для подростков характерно сопереживание героям, личностное включение в

воображаемую ситуацию, идентификация себя с героем. Сильное воздействие оказывают на них кинофильмы, телепередачи, художественная литература. Яркие образы-идеалы порождают мечты о героических делах и профессиях, о морских путешествиях, победах полицейских, пожарников, космонавтов, спортсменов, о яркой жизни. До воплощения таких мечтаний еще очень далеко, но они влияют на развитие интересов, увлечений и тем самым на поведение.

Таким образом, ведущие тенденции в личностном развитии подростков заключаются в: осознании себя взрослыми и стремление доказать свою самостоятельность; расширении круга общения и усиление значимости мнения товарищей при относительном снижении авторитета взрослых; активизации самоанализа, самосознания, самооценки и попытки выработать у себя желаемые качества; появлении кумиров, идеальных образов, стремлении копировать их хотя бы внешне.

Использованные источники:

1. Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии //Психологические проблемы самореализации личности. - 1997. - С. 38-46.

2. Зиглер Д., Хьел Л. Теории личности - СПб: Питер, 2017. - 608 с.

3. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 347 с.

4. Цукерман Г.А. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 2002. - 129 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.