Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРБЕНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА'

ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРБЕНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
96
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / ПОДРОСТКИ / ПОТРЕБНОСТЬ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА / PERSONAL GROWTH / PERSONAL DEVELOPMENT / PERSONALITY / SELF-AWARENESS / ADOLESCENTS / NEED FOR PERSONAL GROWTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрункина Н.В.

В данной статье рассматривается понятие личностного роста, особенности развития потребности личностного роста в подростковый период. Описываются тенденции развития самосознания подростков. А также в статье представлены данные эмпирического исследования развития у подростков 13-14 лет потребности личностного роста. Исследование проведено при помощи диагностической методики и коррекционно-развивающей программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Стрункина Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY AND DEVELOPMENT IN ADOLESCENTS OF PERSONALITY OF PERSONAL GROWTH

In this article the peculiarities of the development of the need for personal growth during the adolescent period are considered. The process and factors of the development of teenagers' self-awareness are described. And also in the article the data of the empirical study of the development of the needs of personal growth in adolescents aged 13-14 years are presented. The study was carried out using a diagnostic technique and a correction-development program.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРБЕНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА»

УДК 159.9

Стрункина Н.В. студент 4 курса факультет психологии и педагогики Елабужский Институт Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

Россия, г. Елабуга ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРБЕНОСТИ

ЛИЧНОСТНОГО РОСТА Аннотация: в данной статье рассматривается понятие личностного роста, особенности развития потребности личностного роста в подростковый период. Описываются тенденции развития самосознания подростков. А также в статье представлены данные эмпирического исследования развития у подростков 13-14 лет потребности личностного роста. Исследование проведено при помощи диагностической методики и коррекционно-развивающей программы.

Ключевые слова: личностный рост, личностное развитие, личность, самосознание, подростки, потребность личностного роста.

Strunkina N. V. student

4 year, Faculty of Psychology and Pedagogy Elabuga Institute of Kazan (Privolzhsky) Federal University

Russia, Elabuga STUDY AND DEVELOPMENT IN ADOLESCENTS OF PERSONALITY OF PERSONAL GROWTH Annotation: in this article the peculiarities of the development of the need for personal growth during the adolescent period are considered. The process and factors of the development of teenagers' self-awareness are described. And also in the article the data of the empirical study of the development of the needs of personal growth in adolescents aged 13-14 years are presented. The study was carried out using a diagnostic technique and a correction-development program.

Key words: personal growth, personal development, personality, self-awareness, adolescents, need for personal growth.

Существует множество подходов к понятию личностного роста, оно является широким и неоднозначным. Изначально понятие «Личностный рост» было сформулировано в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу где главной идеей является то что, человеческая сущность заключена в стремлении к личностному росту, творчеству и самодостаточности, человек от рождения совершенен и имеет способность к саморазвитию [1, с.352]. Отечественный психолог-педагог Л.С. Выготский личностный рост заменял понятием «самовоспитание», он говорил, что человек не нуждается в воспитательных воздействиях со стороны, его не

нужно приспосабливать к рамкам, условиям социальной среды, главной необходимостью является сформировать личность, которая самовоспитывается и выходит за рамки социальных требований. Современный писатель, бизнес-тренер по эффективным коммуникациям и личностному росту Г.А. Спижевой вкладывает в понятие личностный рост такие составляющие как «Я-Я отношения», «Отношения Я-Другие» и самореализация [3, с.12].

Подростковый возраст - период кардинальных изменений во всех сферах жизни ребёнка - как в физиологии, так и в психических процессах и психологии. Личностное развитие подростка тесно связано с формированием самосознания, которое по мнению Л.С. Выготского является центральным новообразованием этого возраста. Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека [4, с.129]. В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу; активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования [2, с.347]. Процесс развития личности предполагает постоянную трансформацию самооценки, самоуважения, самочувствия человека, другими словами - динамику его самосознания.

Ведущие тенденции в личностном развитии подростков заключаются в: осознании себя взрослыми и стремление доказать свою самостоятельность; расширении круга общения и усиление значимости мнения товарищей при относительном снижении авторитета взрослых; активизации самоанализа, самосознания, самооценки и попытки выработать у себя желаемые качества; появлении кумиров, идеальных образов, стремлении копировать их хотя бы внешне.

Цель нашего исследования заключалась в выявлении у подростков проявления потребности личностного роста. Объект исследования: подростки в возрасте от 13 до 14 лет. Предмет исследования: потребность личностного роста подростков

Эмпирическое исследование проводилось в три этапа. В ходе констатирующего этапа нами была проведена диагностика исходного уровня развития потребности личностного роста у подростков. На формирующем этапе проведена работа по реализации коррекционно-развивающей программы развития потребности личностного роста у подростков. И в заключении, на контрольном этапе исследования нами была проведена повторная диагностика уровня развития потребности личностного роста у подростков, проведен сбор эмпирических данных, их обобщение, обработка при помощи ^критерия Стьюдента, анализ и интерпретация результатов исследования.

На формирующем этапе работы нами была разработана и реализована программа, направленная на развитие потребности личностного роста у подростков 13-14 лет. Ниже представлена таблица отражающая план

мероприятий программы (см. таблицу 1)

Таблица 1

_План коррекционно-развивающей программы_

№ Тема занятия Задачи решаемые в ходе занятия

1 Эмпатия в группе - развить у подростков навыки эффективного общения; - развить умения анализировать поступки других людей; - развить эмпатию и способность понимать других людей.

2 Мой статус в группе - предоставить возможность для исследования подростками своего статуса в группе; - помочь подросткам понять ценность каждой личности; - подчеркнуть уникальность и неповторимость каждого человека.

3 Умение и способность к - развить у подростков способность к самонаблюдению и

самоанализу самоанализу; - развитие самосознания участников группы.

4 Жизненные цели - развить способность к целеполаганию; -формировать умения эффективного планирования; - предоставить возможность для осознания подростками своей жизненное позиции, намеченных целей.

5 Формирование - формировать у подростков позитивный образа «Я» и

позитивного восприятия позитивное

себя восприятия мира; - развить представление о себе и своей телесности, умение распознавать и понимать своё тело; - развить чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе.

6 Принятие решений - познакомить подростков с этапами принятия решений; - развить навыки принятия решений; -ознакомить подростков с информацией о вреде негативных привычек у подростков и их влиянием на будущее; - показать, что за принятое решение человек несёт ответственность перед собой, близкими, обществом.

Коррекционно - развивающая программа рассчитана на 6 занятий, длительность одного занятия 1 час. Программа была реализована в течении 3 недель, занятия по развития потребности личностного роста у подростков проводились с периодичностью 2 раза в неделю.

Для того, чтобы выявить проявления потребности личностного роста у подростков, на констатирующем и контрольном этапе исследования была использована «Методика диагностики личностного роста (Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов)». Для достижения цели и задач нашего исследования в работе мы использовали 3 шкалы выбранной нами методики, такие как: отношение подростка к своему телесному «Я», отношение подростка к своему душевному «Я» и отношение подростка к своему духовному «Я».

Для просмотра динамики развития показателей по диагностике уровня развития потребности личностного роста у подростков мы составили

сводную таблицу обобщённых полученных результатов исходного уровня и результатов, полученных при повторной диагностике после реализации коррекционно-развивающей программы (см. таблицу 2).

Таблица 2

Сводная таблица полученных результатов исходного уровня и повторной диагностики развития потребности личностного роста («Методика диагностики личностного роста (Д.В.Григорьев, И.В.Кулешова,

П.В. Степанов)»)

Уровень развития отношения подростка к ценностям (количество испытуемых)

Шкала Устойчиво- Ситуативно- Ситуативно- Устойчиво-

позитивное позитивное негативное негативное

отношение отношение отношение отношение

1 2 1 2 1 2 1 2

Отношение

подростка к своему 7 10 16 22 26 22 11 6

телесному «Я»

Отношение

подростка к своему 5 9 34 38 15 11 6 2

душевному «Я»

Отношение

подростка к своему 12 16 25 29 14 11 9 4

духовному «Я»

Примечание: 1 - данные, полученные при первичной диагностике, 2 -результат, полученный при повторной диагностике.

Для того чтобы проверить существуют ли статистически значимые различия между исходным уровнем развития потребности личностного роста и уровнем, полученным после реализации коррекционно-развивающей программы мы провели обработку данных при помощи математического критерия ^Стьюдента в программе MicrosofЮfficeExcel 2016.

Результаты проведённого исследования диагностики потребности личностного роста у подростков 13-14 лет, позволяют сказать, что:

По шкале «Отношение подростка к своему телесному «Я»» мы получили уровень достоверного различия р=0,04, это значение попадает в зону значимости, что говорит о наличии различий. Проанализировав динамику полученных результатов, мы можем сказать, что подростки стали больше задумываться о ценности своего здоровья, важности здорового образа жизни, большее количество подростков принимает себя в физическом плане, положительно оценивает свою внешность, что помогает им в

реализации себя и своих целей и предаёт уверенность в своих силах для дальнейших достижений.

По шкале «Отношение подростка к своему душевному «Я»» уровень достоверного различия р=0,004, значение попадает в зону значимости, что свидетельствует о наличии различий. Наблюдая положительную динамику повышения результатов диагностики в сторону позитивного отношения к своему душевному «Я» можно сказать, что подростки принимают себя в целом такими какие они есть, они уже более искренны в проявлении своих чувств, честны к себе, не боятся быть в центре внимания в кругу знакомых, друзей и сверстников, способны понимать эмоциональное состояние другого человека и умеют адекватно выразить свое, всё это безусловно способствует личностному развитию подростков.

По шкале «Отношение подростка к своему духовному «Я»» мы получили уровень достоверного различия р=0,04, данное значение попадает в зону значимости, это говорит о том, что по этому компоненту личностного роста существуют статистически значимые различия. Изменения полученных данных показывают, что по результатам проделанной нами работы динамика является положительной. То есть среди участников исследования выросло количество подростков, способных на самостоятельный выбор, обладая духовной силой они готовы взять на себя ответственность за принятые ими решения, подростков, которые позиционируют себя авторами и распорядителями собственной жизни. Хорошо развитая сила воли еще один из факторов личностного роста, который помогает ставит цели и добиваться их.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод что, проделанная нами работа по реализации коррекционно-развивающая программы развития потребности личностного роста у подростков была эффективна. По всем 3 критериям проявления личностного роста наблюдается положительная динамика, что является свидетельством повышением потребности у подростков совершенствоваться и развиваться. Таким образом, в ходе исследования, поставленные нами задачи были решены, цель исследования достигнута.

Использованные источники:

1. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2005. - 352 с.

2. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 347 с.

3. Спижевой Г.А. Личностный рост. - Издательство «Диля», 2015. - 12 с.

4. Цукерман Г.А. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 2002. - 129 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.