Научная статья на тему 'Особенности развития политического сознания россиян в условиях международного санкционного давления (2014 – 2023 гг.)'

Особенности развития политического сознания россиян в условиях международного санкционного давления (2014 – 2023 гг.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и власть
ВАК
Ключевые слова
массовое сознание / россияне / антироссийские санкции / СВО / Крым / Путин / патриотизм / mass consciousness / Russians / anti-Russian sanctions / SVO / Crimea / Putin / patriotism

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мустакимов Алексей Владимирович

Статья посвящена анализу особенностей развития массового политического сознания российских граждан в контексте беспрецедентной антироссийской санкционной кампании, которую с 2014 г. реализует «коллективный Запад». Автор по итогу исследования приходит к выводу, что международные антироссийские санкции не оправдали ожидания их инициаторов и привели к «обратному» эффекту, способствовав появлению так называемого эффекта «сплочения вокруг флага». Ключевым феноменом массового политического сознания россиян в данном контексте выступает так называемый «крымский консенсус», характеризующийся резким ростом рейтингов одобрения Президента РФ и российского правительства после присоединения Крыма и Севастополя. Этот консенсус успешно удерживается вот несколько лет, несмотря на стартовавший осенью 2014 г. очередной экономический кризис, пандемию короновируса в 2020 г., общим снижением социально-экономического уровня жизни россиян и беспрецедентным санкционным давлением в отношении России после начала Специальной военной операции на Украине в 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the development of the political consciousness of russians in the conditions of international sanctions pressure (2014-2023)

The article is devoted to the analysis of the peculiarities of the development of mass political consciousness of Russian citizens in the context of an unprecedented anti-Russian sanctions campaign, which has been implemented by the "collective West" since 2014. The author concludes that the international anti-Russian sanctions did not meet the expectations of their initiators and led to the "reverse" effect, contributing to the appearance of the so-called "rallying around the flag" effect. The key phenomenon of the mass political consciousness of Russians in this context is the so-called "Crimean consensus", characterized by a sharp increase in the approval ratings of the President of the Russian Federation and the Russian government after the annexation of Crimea and Sevastopol. This consensus has been successfully maintained for several years, despite the launch in the fall of 2014. another economic crisis, the coronavirus pandemic in 2020, a general decline in the socio-economic standard of living of Russians and unprecedented sanctions pressure against Russia after the start of a special military operation in Ukraine in 2022.

Текст научной работы на тему «Особенности развития политического сознания россиян в условиях международного санкционного давления (2014 – 2023 гг.)»

Особенности развития политического сознания россиян в условиях международного санкционного давления (2014 - 2023 гг.)

Мустакимов Алексей Владимирович

аспирант Центра социальной безопасности и рискологии ФНИСЦ РАН, citadelab@ya.ru

Статья посвящена анализу особенностей развития массового политического сознания российских граждан в контексте беспрецедентной антироссийской санкционной кампании, которую с 2014 г. реализует «коллективный Запад». Автор по итогу исследования приходит к выводу, что международные антироссийские санкции не оправдали ожидания их инициаторов и привели к «обратному» эффекту, способствовав появлению так называемого эффекта «сплочения вокруг флага». Ключевым феноменом массового политического сознания россиян в данном контексте выступает так называемый «крымский консенсус», характеризующийся резким ростом рейтингов одобрения Президента РФ и российского правительства после присоединения Крыма и Севастополя. Этот консенсус успешно удерживается вот несколько лет, несмотря на стартовавший осенью 2014 г. очередной экономический кризис, пандемию короновируса в 2020 г., общим снижением социально-экономического уровня жизни россиян и беспрецедентным санкционным давлением в отношении России после начала Специальной военной операции на Украине в 2022 г. Ключевые слова: массовое сознание, россияне, антироссийские санкции, СВО, Крым, Путин, патриотизм

сч о сч

in

Россия под санкциями

Сегодня российское общество стоит перед новыми вызовами, не имеющими аналогов по своим масштабам за весь постсоветский период отечественной истории.

Начиная с 2012 г. против России, российских компаний и российских граждан осуществляется международная санкционная кампания. К 7 марта 2022 г. Российская Федерация была признана мировым лидером среди государств, на которые наложены зарубежные санкции [25]: численность российских юридических и физических лиц, находящихся под международными санкциями, достигло 7116.

Новый, наиболее масштабный, этап санкционного давления на Россию начался в 2022 г. и связан с реакцией западных государств на проведение российским руководством Специальной военной операции на Украине (СВО). Санкции, которые были введены после начала СВО, включают существенные ограничения и запреты финансовой российской системы (в том числе — деятельность Центрального Банка РФ и крупнейших банков страны), деятельности отечественного бизнеса и целых отраслей российской экономики, ограничения и закрытия воздушного пространства и морских портов для российских судов, персональные санкционные меры в отношении политического руководства России, ряда общественных деятелей и деятелей культуры, крупнейших бизнесменов, членов их семей и др.

На сегодняшний день международные антироссийские санкции затрагивают множество сфер:

- Финансовая сфера: заморозка резервов Центрального банка РФ, размещенных на зарубежных счетах; запрет для американских и европейских компаний совершать сделки с банками и финансовыми учреждениями России; исключение ряда российских банков и финансовых учреждения из платежной системы SWIFT.

- Физические лица: персональные санкции в отношении политического руководства России, ряда государственных служащих, общественных деятелей, крупных предпринимателей; введение ограничений на банковские счета, которые российские граждане открывают в европейских банках (до 100 000 евро) [19].

- Транспорт и промышленность: запрет для авиакомпаний России совершать полеты в воздушном пространстве США, Великобритании и Евросоюза; ограничение доступа на кредитные рынки США и Европы для ряда крупных российских промышленных компаний (включая «Транснефть», «Газпром», «РусГидро» и т.д.); введение американского эмбарго на импорт нефти из РФ; введение европейского эмбарго на экспорт в РФ высокотехнологичной продукции и большого спектра комплектующих товаров.

- Культурная и спортивная сферы: отмена всех международных спортивных соревнований, проведение которых планировалось на территории РФ; запрет на участие российских спортсменов в ряде международных соревнований; исключение РФ из некоторых международных спортивных федераций; запрет на участие представителей России в ряде международных культурных мероприятий (включая музыкальный конкурс «Евровидение»).

Кризисные последствия санкционного давления уже прослеживаются в динамике экономического развития России. Во втором квартале 2022 гожа зафиксировано сокращение ВВП страны на 3,8% в годовом выражении, а индекс физического объема ВВП упал на 5,7% по сравнению с предыдущим кварталом [13].

Эффективны ли международные санкции в отношении политического сознания граждан?

Вопросы о том, эффективны ли международные санкции, способны ли они выступать фактором социально-политических трансформаций в странах-получателях, воздействовать на устойчивость политических режимов, против которых данные санкции направлены, — эти вопросы остаются дискуссионными в современной академической науке [3; 7; 17; 27]. Открытым по-прежнему остается и вопрос о влиянии санкционных кампаний на массовое политическое сознание граждан государства, попавшего под санкции, и степень их социально-политической консолидации.

Теория санкций (the Theory of Sanctions) базируется на представлении о том, что между санкционными мерами, запретами и ограниче-

ниями, с одной стороны, и трансформацией политического курса или в целом политического режима, с другой стороны, существует корреляция. В уже ставшей классической работе «О последствиях международных экономических санкций...» (1967) Й. Галтунг отмечает, что «экономическое принуждение приносит режиму государства-получателя крупные экономические издержки (pains), которые могут повлиять на изменение государственной политики ради избавления от принесенных санкциями издержек» [18].

Многие политологи, экономисты и исследователи-международники не разделяют точку зрения, согласно которой санкционные запреты и ограничения способствуют политической трансформации в странах-получателях по причине дестабилизации их национальных экономик [21. — P. 786]. Другие исследователи подчеркивают, что эффективность санкций достижима при определенных условиях. Так, к примеру, Т. Морган и В. Швебах полагают, что санкции способны достигнуть своих «политических» целей только в том случае, если они наносят критический урон ключевым группам влияния и политическим силам государства-получателя [22].

Отсутствует сегодня в экспертном и академическом сообществе и единое мнение по вопросу о том, оказывают ли эффективное воздействие международные санкции на социально-политические настроения граждан в стране-получателе, а также на рейтинг и позиции высшей политической власти. У. Кэмпфер и Э. Ловенберг в своем исследовании 1988 г. [21] приходят к выводу, что результатом санк-ционной политики могут быть два взаимно исключающих результата. С одной стороны, в случае «эффективного» применения санкций в стране-получателе наблюдаются ослабление позиций правящей партии (президента, правительства и т.д.), элитный раскол, рост про-тестных настроений и социального недовольства. С другой стороны, напротив, санкции могут стать фактором сплочения граждан против «недружественных действий» внешней силы в лице государства-санкционера, обычно воспринимаемого как врага.

Исследователи Й. Галтунг [18] и Д. Ров [25], проанализировав эффективность санкционной кампании против Южной Родезии, которая в 1965 г. объявила о своей независимости от британской колониальной системы, пришли к выводу, что применение санкций против целой страны, ее национальной экономики и целых социальных слоев с высокой вероятностью

и »

*

о х

а

a

8) О

т

V

сч о сч

in

приведет к противоположному результату и вызовет рост общественной поддержки политики лидеров санкционируемой страны. Более того, случай Южной Родезии, по мнению Й. Галтунга и Д. Ров, демонстрирует, что в условиях международного санкционного давления и политики изоляционизма даже возможен социально-экономический подъем, сопровождаемый ростом патриотических настроений.

Эффект, обозначенный вышеуказанными исследователями, подобен тому, что ученый-политолог Дж. Мюллер называет «сполчением вокруг флага» (Rally Round the Flag) — ситуация, когда «международные кризисы и сходные с ними по масштабу события вызывают краткосрочный всплеск популярности президента и его поддержки» [23. — P. 20]. Исследователи М. Хетерингтон и М. Нельсон в качестве ярких примеров «сплочения вокруг флага» называют резкий рост популярности и уровня одобрения президентов Дж. Кеннеди и Дж. Буша-Старшего в период Карибского кризиса и во время операции «Буря в пустыне» соответственно [20].

Главной особенностью эффекта «сплочения вокруг флага» является противоположный эффекту «пятой колонны» перенос ответственности за возникшее кризисной состояние на внешнего актора, которым в условиях санкци-онной кампании выступает государство-санк-ционер. Такое «сплочение» обычно сопровождается существенным ростом уровня патриотической поддержки деятельности руководства страны.

Консолидация россиян в условиях международной напряженности

В России эффект «сплочения вокруг флага» наиболее ярко проявил себя в 2014 г. в контексте включения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. Политологи и социологи называют указанный эффект «крымским консенсусом».

Подавляющее большинство российских граждан выразило свою поддержку действиям российских властей в ситуации с кризисом на Украине. Патриотический подъем и социальная консолидация «вокруг флага» стала доминирующей реакцией российского общества на возвращение Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации и определила специфику развития массового политического сознания на последующие годы. При этом поддержка политических действий российского руководства в контексте событий в Крыму и «Русской весны» детерминировала отношение россиян к положению дел в стране в целом. Так, например,

если осенью 2013 г. лишь порядка 40 % граждан РФ полагали, что Россия движется в правильном направлении, то уже в марте 2014 г. этот показатель вырос на 20 %.

Именно так называемый «Крымский консенсус» стал определяющим феноменом массового политического сознания и социальной динамики российского общества, начиная с 2014 г. В узком смысле понятие «Крымский консенсус» означает согласие и / или поддержку россиянами политики руководства страны по вопросу включения Крыма и Севастополя в состав России. В широком же смысле «Крымский консенсус» — это демонстрация широкомасштабной политической поддержки гражданами России своего Президента и реализуемого им внутри- и внешнеполитического курса [1].

Так, согласно опросу ВЦИОМ, состоявшемуся в апреле 2014 г., 96 % российских граждан поддержали принятие Крыма и Севастополя в состав России. Стоит отметить, что впервые в современной российской истории социологи зафиксировали полное единодушие общества по политическому вопросу: возвращение Крыма и Севастополя поддержали и жители крупнейших городов (98 %), и жители сельских территорий (95 %); и молодые граждане (96 %), и граждане старшей возрастной группы (97 %); и сторонники правящей политической партии (97 %), и поддерживающие коммунистов избиратели (99 %) [8].

Изучение динамики рейтинга одобрения деятельности главы российского государства показывает, что инерционное воздействие «крымского консенсуса» и рост общественной консолидации вокруг фигуры Президента РФ продолжились в последующие после воссоединения Крыма и Севастополя с Россией пять лет. В 2019-2020 гг. патриотическая повестка постепенно начинает конкурировать с социальной повесткой, связанной с запросом граждан на повышение уровня жизни, решение социально-экономических проблем, достижение более справедливого уровня распределения общественных благ.

Можно сказать, что 2014 г. стал знаковым в отношении своего рода «перезагрузки» во взаимодействии власти и общество. После возвращения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации снижавшийся в предыдущие годы уровень доверия к власти был восстановлен. События «Крымской весны» и предшествовавшие этому Олимпийские игры в Сочи позволили с января по май 2014 г. вырасти рейтингу одобрения главы государства с 61 % до 86 %. Несмотря на то, что уже в 2015-2016 гг. в российской экономике наблюдались кризисные

явления, а уровень жизни граждан стал снижаться, резкого падения рейтинга Президента не произошло.

Несмотря на указанные социально-экономические проблемы российского общества, обусловленные санкционным давлением, Специальная военная операция на Украине, начавшаяся 24 февраля 2022 г., тем не менее способствовала масштабной социально-политической консолидации российского населения и стала фактором существенного роста патриотических настроений в российском обществе. Так, согласно исследованию «Левада-Центр», только за один месяц — с февраля по март 2022 г. — рейтинг одобрения Владимира Путина вырос на 12% и достиг рекордной за последние годы отметки в 83%, оставаясь практически неизменным на протяжении последних полутора лет [12]. Данные ВЦИОМ демонстрируют схожие показатели: после начала СВО и по настоящее время рейтинг доверия Президенту России не опускается ниже 75% [4].

Динамика развития политического сознания россиян в условиях санкций

В свою очередь уже в 2018 г. исследователи зафиксировали рекордно высокую численность населения, полагающую, что Российская Федерация находится в международной изоляции (56 %). 54 % при этом полагали, что РФ должна восстановить связи с западными странами, тогда как 28 % не видели в этом политической необходимости.

Согласно результатам схожего опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» весной 2018 г., более половины (51 %) россиян отмечали, что международные санкции не оказывают существенного влияния на жизнь обычных граждан, тогда как 37 % опрошенных полагали, что санкции оказывают отрицательный эффект на национальную российскую экономику; 30 % опрошенных граждан, напротив, видели в санкциях возможности для экономического роста и развития страны [9].

Результаты социологических исследований 2022 г. во многом подтверждают указанную тенденцию: обеспокоенность санкциями у россиян находится на достаточно невысоком уровне. Так, согласно исследованиям Левада-Центр, в мае 2022 г. обеспокоенность санкциями несколько снизилась сравнению с мартом: санкции совершенно не беспокоят 29 % респондентов (в марте — 23 %); не слишком — 32 % (в марте — 30 %); довольно беспокоят — 21 % (в марте — 27 %); очень беспокоят — 17 % (в марте — 19 %). Тем не менее беспокойство санкциями все еще выше, чем в декабре 2021

г. [16]

Социологи отмечают, что наиболее обеспокоены санкциями жители Москвы и жители городов с населением более 500 тысяч человек: около 45 % из них беспокоят санкции. Также относительно высокая обеспокоенность характерна для жителей городов до 100 тыс. населения. Санкции беспокоят 41 % респондентов, которым «едва хватает на еду». Среди тех опрошенных, которые утверждают, что им хватает средств на приобретение товаров длительного пользования, 15 % «очень обеспокоены» санк-ционными запретами, тогда как 19 % «довольно обеспокоены» [Там же].

Стоит отметить, что последствия антироссийской санкционной кампании оцениваются по-разному в той или иной возрастной группе респондентов. Так, к примеру, наиболее негативным результатом санкций, по мнению респондентов в возрасте 18-24 лет, стала невозможность использования платежных систем Visa и MasterCard на территории России (56 %), уход из РФ некоторых зарубежных компаний (43 %) и арест российской собственности в иностранных государствах (35 %). Последний пункт — замораживание российских активов и наложение ограничений на российскую государственную собственность — наиболее всего беспокоит в свете оценки последствий санкций респондентов в возрасте 25-39 лет (35 %), 4054 лет (53 %) и старше 55 лет (60 %).

Характерно, что по сравнению с весной 2022 г. снижается доля граждан, которые отмечают, что международные санкции привели к проблемам для них лично и их семей. Так, к примеру,

5 % (весной 2022 г. — 7 %) опрошенных говорят

06 «очень серьезных» проблемах; 11 % (по сравнению с 22 % в марте 2022 г.) — о «довольно серьезных» проблемах; более половины (весной 2022 г. этот показатель составлял 30 %) сегодня считают, что санкции не создали для них никаких проблем. Таким образом, за несколько месяцев с начала Специальной военной операции и инициирования первой волны антироссийских санкций в 2022 г. доля граждан, для которых международных ограничения и запреты создали какие-либо проблемы, упала на 13 п.п. до 16 %, тогда как до 83 % выросла доля тех респондентов, для которых санкции не создали никаких сложностей [Там же]. В результате к осени 2022 г. социологический срез отношения российских граждан к антироссийским санкциям и оценки их последствий достиг уровня весны 2018 г.

Социологи сегодня фиксируют достаточно тревожное отношение россиян к феномену

U

8) *

О X

а

a

8) О

т

V

сч о сч

ю

«"отмены" России» — систематическому и массовому стремлению исключить русскую культуру из публичного дискурса в западных странах и связанные с этим факты русофобии, отмены концертов, расторжения договоров с российскими деятелями культуры.

Восприятие антироссийских санкций среди российских граждан сегодня рассматривается не только как индикатор социально-экономического самочувствия населения. По сути, отношение к санкциям — наряду с рядом других социологических показателей — отражает уровень поддержки актуального политического курса, действий правительства, готовность «затянуть пояса» в условиях существенного политико-экономического давления на страну. В этой связи видится необходимым выявить корреляцию между отношением россиян к антироссийским санкциям и такими показателями, как уровень патриотизма, поддержка действующей власти и армии.

Согласно социологическим исследованиям, проведенным ВЦИОМ в конце апреля 2022 г. [15], подавляющее большинство россиян (92 %) считают себя патриотами России. Из них «безусловными патриотами» называют себя 54 % респондентов, и этот показатель является самым высоким с 2000 г. Стоит отметить, что в последние два десятилетия уровень патриотизма среди российских граждан остается очень высоким и не опускается ниже 80 %.

Изучение актуального уровня поддержки государственной власти, ключевых политиков и политических партий среди россиян подтверждают гипотезу о повторении в 2022-2023 гг. «крымского консенсуса». В условиях проведения специальной военной операции на Украине, санкционного давления и недружественной риторики западных стран в адрес России наблюдается сплочение граждан вокруг лидера страны и поддержка действий правительства.

На сегодняшний день, согласно данным ВЦИОМ за сентябрь 2023 г., уровень одобрения деятельности Президента РФ остается высоким и составляет 73,7 %. В свою очередь положительно оценивают работу главы Правительства и кабинета министров РФ 51,1 % и 48,5 % соответственно [10].

Показатель личного доверия граждан РФ главе государства Владимиру Путину на сентябрь 2023 г. сохраняется высоким и составляет 77,3 %, премьер-министру Михаилу Мишу-стину — 60 %, экс-Президенту РФ Дмитрию Медведеву — 38,7 %, а лидерам фракций в Государственной Думе РФ Геннадию Зюганову,

Сергею Миронову, Леониду Слуцкому и Алексею Нечаеву — 31,4 %, 26,3 %, 16,2 % и 7,5 % соответственно [5].

В условиях проведения Россией Специальной военной операции, которая стала формальным поводом к принятию масштабного пакета антироссийских санкций со стороны США и других западных стран, среди россиян наблюдается безусловно высокий уровень доверия армии своей страны.

Российской армии доверяют 84 % граждан, тогда как не испытывает доверия только 10 % [2]. Поддерживают решение провести специальную военную операцию России на Украине 71% россиян (Каждый пятый скорее не поддерживает — 21 %). При этом 70 % российских граждан считают, что специальная военная операция на Украине проходит успешно.

Мы можем констатировать, что объявление о начале Специальной военной операции на Украине 24 февраля 2022 г. стало фактором существенной социально-политической консолидации российских граждан, что проявилось, главным образом, в резком росте патриотических настроений и сплочения вокруг фигуры Президента страны. Так, показатель одобрения деятельности Владимира Путина за один месяц — с февраля по март 2022 г. — поднялся на 12 % и составил на тот момент рекордные 83 %, оставаясь практически неизменным вплоть до осени 2022 г. [Там же]

Практически остается неизменным на протяжении последних полутора лет уровень поддержки гражданами действий российской армии. На сентябрь 2023 г. уровень одобрения вооруженных сил Российской Федерации составляет 77,2 % [11]. Год назад, в августе 2022 г., 46 % респондентов «определенно поддерживали» действия российской армии на Украине, 30 % «скорее поддерживали», тогда как 17 % граждан выразили не согласие с деятельностью Вооруженных сил РФ [6]. Стоит отметить, что почти половина опрошенных в августе 2022 г. российских граждан испытывали «гордость за Россию» в связи с проведением Специальной военной операции, а треть (31 %) описывали свои чувства как «тревогу, страх и ужас» [Там же].

Говоря о влиянии масштабной антироссийской санкционной кампании на социальное самочувствие граждан РФ, также важно подчеркнуть, что более двух третей (67 %) россиян полагают, что, несмотря на негативные и кризисные явления в экономике и политике, страна движется в правильном направлении; четверть населения (24 %) с ними не согласна и считает, что Россия находится сегодня на неверном пути [14].

Резюмируя, можем отметить, что «крымский консенсус» 2014 г. как уникальный социально-политический феномен массового политического сознания россиян и высокий рост патриотических настроений, а также уровня поддержки деятельности руководства России после начала Специальной военной операции, несмотря на беспрецедентное санкционное давления со стороны недружественных стран, подтверждают гипотезу Дж. Мюллера об «обратном эффекте» кризисов, приводящем к «сплочению вокруг флага».

Мы наблюдаем сегодня, что ответственность за проявившиеся и возможные негативные последствия антироссийской санкционной кампании россияне, главным образом, переносят на западные государства и их правительства, которые выступили инициаторами введения ограничительных мер и запретов в отношении российской экономики и российских граждан. В связи с этим с февраля 2022 г. в России фиксируется существенная интенсификация процессов социально-политической консолидации, сопровождаемая ростом доверия населения российскому руководству и росту патриотизма. Как и в 2014 г., в 2022-2023 гг. россияне демонстрируют сплочение вокруг фигуры лидера страны, чей рейтинг на протяжении последних полутора лет приближается к 80 % [12 ].

Выводы

Таким образом, приведенные данные позволяют сделать несколько выводов.

Во-первых, и в 2014 г., и в 2023 г. социологи фиксируют высокий уровень лояльности российских граждан. И в том, и в другом случаях граждане демонстрировали объединение вокруг фигуры Президента и оказывали высокую поддержку действиям правительства в условиях внешнеполитической конфронтации и введения масштабных антироссийских санкций.

Во-вторых, на протяжении восьми лет социологи фиксируют динамику сохранения невысокого уровня обеспокоенности экономическими санкциями. При этом наиболее высокий уровень обеспокоенности россиянами выявляется в ситуациях наибольшей «неопределенности», как, например, в марте 2022 г. спустя несколько дней после начала специальной военной операции на Украине. Тем не менее, сегодня оценка гражданами действий России в ответ на санкции остается практически неизменной: 75 % считают, что РФ должна продолжать свою политику, невзирая на санкции, 19 % — что она должна искать компромисс.

Литература

1. Абрамов А.В. Крымский консенсус как феномен российского политического сознания // Пятилетие воссоединения Крыма с Россией: итоги и перспективы. Сб. научных статей по материалам шестов Международной научно-практической конференции / Под ред. А.А. Вилкова, 2019. — С. 3-9.

2. Армия и общество на фоне специальной военной операции // ВЦИОМ. — 2022. — 5 Марта. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/armija-i-obshchestvo-na-fone-specialnoi-voennoi-operacii (дата обращения: 15.09.23)

3. Бойкова А.В., Конакова Л.В., Самылина Ю.Н. Последствия экономических санкций: обзор международных подходов // Экономика и предпринимательство. — 2022. — № 4 (141). — С. 142-144.

4. Доверие политикам // ВЦИОМ. — 2022. — URL: https://wciom.ru/ratings/doverie-politikam/ (дата обращения: 16.09.23)

5. Доверие политикам // ВЦИОМ. — 2023. — 24 Сентября. — URL: https://wciom.ru/ratings/doverie-politikam/ (дата обращения: 16.09.23)

6. Конфликт с Украиной: август 2022 года // Сайт «Левада-Центр». — 2022. — 1 сентября.

— URL: https://www.levada.ru/2022/09/01/konflikt-s-ukrainoj-avgust-2022-goda/ (дата обращения: 17.09.23)

7. Корнева Е.С. Санкции и односторонние принудительные меры в современном международном праве // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Ку-палы. Серия 4. Правоведение. — 2022. — Т. 12.

— № 3. — С. 146-154.

8. Крым в России - навсегда! // ВЦИОМ. — URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=770 (дата обращения: 20.09.23)

9. Лаенко Е.А. Отношение россиян к экономическим санкциям // Инновационное развитие. — 2018. — № 5 (22). — С. 129-131.

10. Одобрение деятельности государственных институтов //ВЦИОМ. — 2023. — 24 Сентября. — URL: https://wciom.ru/ratings/dejatelnost-gosudarstvennykh-institutov/ (дата обращения: 20.09.23)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Одобрение общественных институтов // ВЦИОМ. — 2023. — 24 Сентября. — URL: https://wciom.ru/ratings/dejatelnost-obshchestvennykh-institutov/ (дата обращения: 20.09.23)

12. Одобрение органов власти // Сайт «Левада-Центр». — 2022. — URL:

u

8) *

О X

а

а

8) О

т

V

сч о сч

in

https://www.levada.ru/indikatory/odobrenie-organov-vlasti/ (дата обращения: 20.09.23)

13. Одобрение органов власти // Сайт «Левада-Центр». — 2022. — URL: https://www.levada.ru/indikatory/odobrenie-organov-vlasti/(дата обращения: 20.09.23)

14. Официальная статистика Росстат // Федеральная служба государственной статистики: сайт. — 2022. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (дата обращения: 22.09.23)

15. Оценка текущего положения дел в стране // Сайт «Левада-Центр». — 2022. — URL: https://www.levada.ru/indikatory/polozhenie-del-v-strane/^дата обращения: 22.09.23)

16. Патриотизм сегодня: любить, заботиться и защищать // ВЦИОМ. — 2022. — 28 Апреля. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-segodnja-ljubit-zabotitsja-i-zashchishchat (дата обращения: 22.09.23)

17. Санкции Запада // Левада-Центр. — 2022. — 8 Июня. — URL: https://www.levada.ru/2022/06/08/sanktsii-zapada/ (дата обращения: 22.09.23)

18. Шевченко Ян.Н., Мухамадеев Д.В. Экономические санкции в мировой политике и науке о международных отношениях: актуальные теоретико-методологические подходы // Конфликтология / Nota Bene. — 2020. — № 2. С. 1-10.

19. Galtung J. On the Effects of International Economic Sanctions: With 'Examples from the Case of Rhodesia // World Politics. — 1967. — Vol. 19 (3). — pp. 378-416.

20. Henley J. What sanctions have been imposed on Russia over Ukraine invasion? // The Guardian. — 2022. — February 28 — URL: https://www.theguardian.com/world/2022/feb/28Zw hat-sanctions-imposed-on-russia-over-ukraine-invasion-putin (дата обращения: 22.09.23)

21. Hetherington M.J., Nelson M. Anatomy of a Rally Effect: George W. Bush and the War on Terrorism // Political Science and Politics. — 2003. — Vol. 36. — №1. — pp. 37-42.

22. Kaempfer W.H., Lowenberg A.D. The Theory of International Economic Sanctions: A Public Choice Approach // The American Economic Review. — 1988. — Vol. 78. — № 4. — pp. 784-792.

23. Morgan T.C., Schwebach V.L. Fools Suffer Gladly: The Use of Economic Sanctions in International Crises // International Studies Quarterly. — 1997. — Vol. 41. — pp. 41-46.

24. Mueller J.E. Presidential Popularity from Truman to Johnson // The American Political Science Review. — 1970. — Vol. 64. — No 1. — pp. 11-25.

25. Peterson T.M., Drury A.C. Sanctioning Violence: The Effect of Third-Party Economic Coercion on Militarized Conflict // Journal of Conflict Resolution. — 2011. — Vol. 55. — No 4.

— pp. 579-587.

26. Rowe D. Manipulating the Market: Understanding Economic Sanctions, Institutional Change, and the Political Unity of White Rhodesia. University of Michigan, 2001.

27. Russia is Now the World's Most-Sanctioned Nation // SWI swissinfo.ch. — March 7.

— 2022. — URL: https://www.swissinfo.ch/eng/bloomberg/russia-is-now-the-world-s-most-sanctioned-nation/47410978 (дата обращения: 25.09.23)

28. Turgel I.D. Sanctions in International Politics: Expectations and Reality // R-Economy.

— 2022. — T. 8. — No 3. — pp 191-195.

Features of the development of the political consciousness of russians in the conditions of international sanctions pressure (2014-2023) Mustakimov A.V.

Center for Social Security and Riskology of the FCTAS RAS The article is devoted to the analysis of the peculiarities of the development of mass political consciousness of Russian citizens in the context of an unprecedented anti-Russian sanctions campaign, which has been implemented by the "collective West" since 2014. The author concludes that the international anti-Russian sanctions did not meet the expectations of their initiators and led to the "reverse" effect, contributing to the appearance of the so-called "rallying around the flag" effect. The key phenomenon of the mass political consciousness of Russians in this context is the so-called "Crimean consensus", characterized by a sharp increase in the approval ratings of the President of the Russian Federation and the Russian government after the annexation of Crimea and Sevastopol. This consensus has been successfully maintained for several years, despite the launch in the fall of 2014. another economic crisis, the coronavirus pandemic in 2020, a general decline in the socio-economic standard of living of Russians and unprecedented sanctions pressure against Russia after the start of a special military operation in Ukraine in 2022. Keywords: mass consciousness, Russians, anti-Russian

sanctions, SVO, Crimea, Putin, patriotism References

1. Abramov A.V. Crimean consensus as a phenomenon of Russian political consciousness // The fifth anniversary of the reunification of Crimea with Russia: results and prospects. Collection of scientific articles based on the materials of the International Scientific and Practical Conference / Edited by A.A. Vilkov, 2019. — pp. 3-9.

2. Army and society against the background of a special military operation // VTSIOM. — 2022. — March 5. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/armija-i-obshchestvo-na-fone-specialnoi-voennoi-operacii (accessed: 15.09.23)

3. Boikova A.V., Konakova L.V., Samylina Yu.N. Consequences of economic sanctions: an overview of international approaches // Economics and entrepreneurship. — 2022. — № 4 (141). — Pp. 142-144.

4. Trust in politicians // VTsIOM. — 2022. — URL: https://wciom.ru/ratings/doverie-politikam / (date of address: 16.09.23)

5. Trust in politicians // VTsIOM. — 2023. — September 24.

— URL: https://wciom.ru/ratings/doverie-politikam / (accessed: 16.09.23)

6. Conflict with Ukraine: August 2022 // Levada Center website. — 2022. — September 1. — URL: https://www.levada.ru/2022/09/01/konflikt-s-ukrainoj-avgust-2022-goda / (date of address: 17.09.23)

7. Korneva E.S. Sanctions and unilateral coercive measures in modern international law // Bulletin of Yanka Kupala Grodno State University. Series 4. Jurisprudence. —

2022. — Vol. 12. — No. 3. — pp. 146-154.

8. Crimea in Russia - forever! // VTSIOM. — URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=770 (accessed: 20.09.23)

9. Laenko E.A. Attitude of Russians to economic sanctions // Innovative development. — 2018. — № 5 (22). — Pp. 129131.

10. Approval of the activities of state institutions //VTSIOM. —

2023. — September 24. — URL: https://wciom.ru/ratings/dejatelnost-gosudarstvennykh-institutov / (date of application: 09/20.23)

11. Approval of public institutions // VTsIOM. — 2023. — September 24. — URL: https://wciom.ru/ratings/dejatelnost-obshchestvennykh-institutov / (accessed: 20.09.23)

12. Government approval // Levada Center website. — 2022.

— URL: https://www.levada.ru/indikatory/odobrenie-organov-vlasti / (date of application: 09/20.23)

13. Approval of the authorities // Levada Center website. — 2022. — URL: https://www.levada.ru/indikatory/odobrenie-organov-vlasti /(accessed: 20.09.23)

14. Official statistics of Rosstat // Federal State Statistics Service: website. — 2022. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (accessed: 22.09.23)

15. Assessment of the current state of affairs in the country // Levada Center website. — 2022. — URL: https://www.levada.ru/indikatory/polozhenie-del-v-strane / (date of address: 22.09.23)

16. Patriotism today: to love, care and protect // VTsIOM. — 2022. — April 28. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-segodnja-ljubit-zabotitsja-i-zashchishchat (accessed: 22.09.23)

17. Sanctions of the West // Levada-Center. — 2022. — June 8. — URL: https://www.levada.ru/2022/06/08/sanktsii-zapada / (accessed: 22.09.23)

18. Shevchenko Yan.N., Mukhamadeev D.V. Economic sanctions in world politics and the science of international relations: actual theoretical and methodological approaches // Conflictology / Nota Bene. — 2020. — No. 2. pp. 1-10.

19. Galtung J. On the Effects of International Economic Sanctions: With 'Examples from the Case of Rhodesia // World Politics. — 1967. — Vol. 19 (3). — pp. 378-416.

20. Henley J. What sanctions have been imposed on Russia over Ukraine invasion? // The Guardian. — 2022. — February 28 — URL: https://www.theguardian.com/world/2022/feb/28/what-sanctions-imposed-on-russia-over-ukraine-invasion-putin (accessed: 22.09.23)

21. Hetherington M.J., Nelson M. Anatomy of a Rally Effect: George W. Bush and the War on Terrorism // Political Science and Politics. — 2003. — Vol. 36. — №1. — pp. 37-42.

22. Kaempfer W.H., Lowenberg A.D. The Theory of International Economic Sanctions: A Public Choice Approach // The American Economic Review. — 1988. — Vol. 78. — № 4. — pp. 784-792.

23. Morgan T.C., Schwebach V.L. Fools Suffer Gladly: The Use of Economic Sanctions in International Crises // International Studies Quarterly. — 1997. — Vol. 41. — pp. 41-46.

24. Mueller J.E. Presidential Popularity from Truman to Johnson // The American Political Science Review. — 1970. — Vol. 64. — No 1. — pp. 11-25.

25. Peterson T.M., Drury A.C. Sanctioning Violence: The Effect of Third-Party Economic Coercion on Militarized Conflict // Journal of Conflict Resolution. — 2011. — Vol. 55. — No 4. — pp. 579-587.

26. Rowe D. Manipulating the Market: Understanding Economic Sanctions, Institutional Change, and the Political Unity of White Rhodesia. University of Michigan, 2001.

27. Russia is Now the World's Most-Sanctioned Nation // SWI swissinfo.ch . — March 7. — 2022. — URL: https://www.swissinfo.ch/eng/bloomberg/russia-is-now-the-world-s-most-sanctioned-nation/47410978 (accessed: 25.09.23)

28. Turgel I.D. Sanctions in International Politics: Expectations and Reality // R-Economy. — 2022. — T. 8. — No 3. — pp 191-195.

U

8) *

0 X

00 a 8) O T V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.