Научная статья на тему 'Сочинская Олимпиада, Крым и российский патриотизм'

Сочинская Олимпиада, Крым и российский патриотизм Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
105
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ОЛИМПИАДА В СОЧИ / ВОССОЕДИНЕНИЕ КРЫМА С РОССИЕЙ / PATRIOTISM / POLITICAL CONSCIOUSNESS / THE OLYMPIC GAMES IN SOCHI / THE REUNIFICATION OF THE CRIMEA WITH RUSSIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абрамов Андрей Вячеславович

На основе рассмотренного влияния Олимпийских игр в Сочи и воссоединения Крыма с Россией на общественное и политическое сознание россиян сделан вывод о том, что Олимпиада способствовала созданию образов героев, необходимых для патриотического воспитания граждан, а «возвращение домой» Крыма улучшило социальное самочувствие россиян, пробудило чувство национальной гордости и способствовало формированию консенсуса в обществе. По мнению автора, уникальное состояние российского общественного сознания и высокий уровень патриотизма граждан необходимо использовать для социально-политического рывка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Olympic Games in Sochi, Crimea and Russian patriotism

The article considers the influence of the Olympic Games in Sochi and the reunification of the Crimea with Russia on the political consciousness of the Russians. It is concluded that the Olympic Games contributed to heroes' image making, which is necessary for people's patriotic education. Besides, the Crimean “coming back home” has improved social consciousness of Russia's citizens, has awaken the feeling of national greatness and has contributed to forming consensus in the society. The author believes that to make a breakthrough in social and political spheres it is necessary to use this unique state of social consciousness and high level of patriotism.

Текст научной работы на тему «Сочинская Олимпиада, Крым и российский патриотизм»

Сочинская Олимпиада, Крым и российский патриотизм

Андрей Абрамов

Начало 2014 г. стало временем значительных событий в политической жизни современной России. К числу вызвавших широкий общественный резонанс следует в первую очередь отнести успешно проведённые в Сочи зимние Олимпийские игры, а также вхождение в состав Российской Федерации Крымского полуострова и города Севастополь.

Значение этих событий сложно переоценить. Сочинская Олимпиада стала не просто праздником для спортсменов и болельщиков со всего мира. Её успешное проведение, церемонии открытия и закрытия продемонстрировали всему миру, что Россия способна организовывать и решать такие сложные проблемы, как строительство спортивных объектов международного уровня. Уже решение Международного олимпийского комитета провести игры в России стало свидетельством возросшего

политического значения нашей страны в мире.

По крайней мере, именно так оценил в 2007 г. известие о будущей Олимпиаде в Сочи известный политолог И.Валлерстайн в своей статье с красноречивым названием «Путин -харизматический лидер? Не знаю, но результаты налицо» [1].

Опасения некоторых аналитиков о возможности срыва Олимпиады в Сочи в результате конфликта в Закавказье не сбылись [2]. Не случилось и повторения событий, подобных московской Олимпиаде 1980 г. [3]. Вместе с тем не могло не броситься в глаза и демонстративное отсутствие западных лидеров на церемонии открытия Олимпиады, явственно показавшее действительное отношение западного мира к России.

Под стать своим лидерам были и западные журналисты, ещё до начала соревнований предрекавшие крах Олимпиады и соревновавшиеся друг с

АБРАМОВ Андрей Вячеславович - кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и права Московского государственного областного университета. E-mail: abram-off@mail.ru

Ключевые слова: патриотизм, политическое сознание, Олимпиада в Сочи, воссоединение Крыма с Россией.

другом в выискивании негативных материалов о Сочи. Излюбленными темами статей стали коррупция при строительстве спортивных объектов, низкое качество спортивных сооружений, возможность террористических актов, некомфортные условия проживания журналистов, стаи бродячих в Сочи собак и т.д. и т.п. [4, 5, 6].

В англоязычном Интернете стартовала кампания по размещению фотографий, фиксирующих проблемы в подготовке к сочинским Играм. Как выяснилось впоследствии, большинство размещённых фотоматериалов оказалось либо подделками, либо фотографиями, сделанными вовсе не в Сочи [7].

Не нашёл своего подтверждения и тезис о сочинской Олимпиаде как о самой затратной в мировой истории.

«Затраты на организацию Олимпийских игр полностью остаются в рамках затрат прошлой Олимпиады, не превышают их, - заметил руководитель Международного олимпийского комитета Т.Бах. - Сложно говорить о затратах, когда полностью реконструирован регион. Немного старомодный летний курорт преобразован в современный круглогодичный комплекс» [8].

Другим важным событием политической жизни стал кризис 20132014 гг. на Украине, завершившийся свержением законно избранного президента страны В.Ф.Януковича и приходом к власти активистов киевского Майдана. В условиях вакуума власти на Украине активизировались украинские ультраправые организации, взявшие курс на построение моноэтнического государства. Отмена Верховной Радой закона о региональных языках и прозвучавшие угрозы насильственно украини-

зировать проживающих в стране русских, возымели обратный эффект.

11 марта 2014 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. 16 марта в Крыму состоялся референдум, на котором 96,77% высказались за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации, а спустя два дня в Москве был подписан межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России.

Реакция киевского правительства и Запада оказалась предсказуемо негативной. Западные лидеры не признали итогов прошедшего референдума и объявили о введении режима санкций в отношении России.

Западная пресса традиционно поддержала свои правительства, трактуя события в Крыму как «агрессивный геополитический шаг» и «аннексию». Общим местом публикаций стали рассуждения о «варварской России», стремящейся сорвать планы Украины по «преодолению советского наследия» и вхождению в «цивилизованную» Европу.

В соответствии с технологией наклеивания ярлыков Россия предстала в западной прессе как гонитель свободы и душитель светлой и чистой украинской демократии. Российская Федерация безапелляционно была объявлена «склонной к авторитарной политике», экспансионизму и милитаризму [9], а россияне уничижительно охарактеризованы как люди, которые могут лишь подчиняться, восхищаться грубой силой и

менталитет которых «так и не принял западных ценностей» [10].

Однако антироссийская риторика западных средств массовой информации вызвала непонимание среди граждан России.

По данным Левада-Центра, доля россиян, положительно относящихся к США и Евросоюзу, резко сократилась. Если в январе 2014 г. Вашингтону симпатизировали 43% респондентов, то к концу марта таковых осталось лишь 26%.

Схожая картина наблюдалась и по отношению к Евросоюзу, положительное отношение к которому за аналогичный временной период сократилось с 51% до 32% [11].

Неприятие Западом сочинской Олимпиады и присоединения к России Крыма явилось своеобразным «моментом истины» для российского общественно-политического сознания, катализатором развития патриотических чувств.

Сочинская Олимпиада стала своеобразным спусковым механизмом возрождения патриотизма в стране.

«После развала СССР, - заметил Президент России В.В. Путин в интервью российским и иностранным средствам массовой информации по поводу Олимпиады, - после достаточно тяжёлых и, прямо скажем, кровавых событий на Кавказе всё-таки общее состояние общества было удручающим и пессимистическим. Нам нужно встряхнуться (курсив здесь и далее наш. - Авт.), нужно понять и почувствовать, что мы можем осуществлять крупные, масштабные проекты, делать это в срок и качественно, и не только в области совершенствования наших оборонных инструментов, но и в гуманитарной сфере... Всё это вместе, мне кажется, безусловно, движение в правильном направлении, укрепляет и духовное состояние нации, укрепляет социальную сферу, здоровье, создаёт условия для развития на будущее» [12].

Диагноз, поставленный В.В.Путиным российскому общественному сознанию конца XX - начала XXI в., был довольно точным.

Проведённый в декабре 2012 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опрос констатировал, что патриотами себя считают («безусловно считают» и «скорее считают») 80% населения.

Вместе с тем социология фиксировала и пугающую тенденцию - отсутствие чувства патриотизма у значительного числа граждан.

В 2005 г. патриотами себя не считали 10%, а в 2012 - уже 17% [13]. Оппозиционные социологи Левада-Центра были ещё более пессимистичны. По их данным, число патриотов сократилось с 77% в 2000 г. до 69% в 2012 г. [14].

Картина будет более полной, если рассмотреть предметы национальной гордости.

По данным социологов, россияне, прежде всего, гордятся историей своей страны (85% против 11%), спортивными победами (77% против 18%) и культурой (75% против 19%).

Уровень (качество) современной жизни составляет предмет гордости только 16% россиян [15].

Не менее печальным оказалась и фиксация того факта, что любовь граждан Российской Федерации к Родине носит поверхностный и ритуальный характер.

19% видят свой патриотизм в том, чтобы праздновать исторические события и юбилеи, ещё 13% - в беседах со знакомыми на патриотические темы. Доля граждан, готовых работать на свою страну с полной самоотдачей, постоянно снижается: с 37% в 2008 г. до 26% в 2011 г. [16].

«Мы предпочитаем любить Родину расчётливо, не тратя на это особых сил и энергии, но настойчиво самоустраняясь от "повышенных

обязательств"... - прокомментировал полученные результаты руководитель ВЦИОМ Валерий Фёдоров. - Есть что-то, чего остро недостает нашему патриотизму, чтобы он из элемента словесного "джентльменского набора" современного россиянина стал действительно важным мотиватором его поведения. Нам недостает предметов и оснований для гордости, взятых из дня сегодняшнего (курс. - Авт.) (самому свежему из всеми признаваемых достижений нашего народа -полёту в космос - уже полвека). Нет героев сегодняшнего дня, на которых хотелось бы равняться... И наконец, возможно, самое главное. Нам не хватает понимания того, как взаимосвязаны успех страны в целом и успех каждого её жителя. И осознания, что одного без другого не бывает» [17].

С Олимпиады 2014 г. в российском обществе вступил в активную фазу процесс демонтажа комплекса национальной неполноценности и ломки стереотипов о России как стране-неудачнице. Значительная часть россиян стала укрепляться во мнении, что они живут в великой и сильной стране.

Огромное значение в этом процессе сыграло первое место России в неформальном медальном зачёте на Олимпиаде.

По результатам завершившихся соревнований российская команда завоевала 33 медали: 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых. Столь очевидный успех заставил говорить о возвращении лучших традиций советского спорта (Россия в Сочи повторила успех советской сборной в Играх 1952 г. в Осло) и продуманности политики в этом направлении.

Российские средства массовой информации создали целую галерею образов спортсменов, достойных подражания.

Среди несомненных героев Олимпиады оказались конькобежец В.Ан, бобслеисты А.Воевода и А.Зубков, фигуристы Т.Волосо-жар и М.Траньков, сноубордист В.Уайлд и др. Телевидение подчёркивало не только факт завоевания медалей, но и непростой путь к ним: восстановление после тяжёлых травм, трудности с организацией тренировок в 90-е годы и т.п.

Триумфальными, с точки зрения количества медалей, оказались и Паралимпийские игры. Сборная Российской Федерации стали здесь абсолютным лидером, собрав 37% от общего числа медалей: 30 золотых, 28 серебряных и 22 бронзовые. Впервые в российской телевизионной практике паралимпийские состязания демонстрировались так же, как и обычные олимпийские соревнования, а паралимпийцы стали настоящими героями, добившись успеха в тех соревнованиях и видах спорта, где неудачно выступили здоровые спортсмены. Фраза о том, что люди с ограниченными возможностями продемонстрировали, что их возможности безграничны, стала реальным отражением действительности.

Столь значительное внимание прессы к олимпийцам и паралим-пийцам становится понятным в контексте вышеизложенных оценок патриотизма россиян. Поскольку, как уже было отмечено выше, спорт является одним из немногих предметов гордости россиян, возможность создания здесь положительных образов представляется наименее трудоёмким делом. При отсутствии в общественном бытии и, соответственно, в сознании героев политики и бизнеса спортсмены, деятели науки и искусства становятся единствен-

ными образами в патриотическом воспитании граждан.

О том, что создание таких образов является жизненно важным для страны, неоднократно говорил и Президент В.В.Путин.

3 декабря 2012 г. на встрече со студентами юридических факультетов в преддверии юбилея Конституции страны, Президент заявил: «...Если мы хотим сохранить свою идентичность в целом, то мы, конечно, должны культивировать здоровое чувство патриотизма (курс. - Авт.). Без этого страна не будет существовать. Она просто изнутри развалится, как кусок сахара, намоченный водой. Нужен ли герой? Конечно, как элемент этого патриотизма нужны люди, на которых общество ориентируется... (курс. - Авт.)

К сожалению, мы не умеем красиво, талантливо, своевременно и достойно это представить обществу, а это нужно сделать и нужно делать.

Знаете, когда я награждаю в Кремле людей за выдающиеся достижения либо в творчестве, либо в трудовой деятельности - вот они, герои! Но надо найти их и презентовать обществу (курс. - Авт.). Пока, к сожалению, у нас этого не хватает. Рынок захлестнул и текущую жизнь, и сознание. А без этого куда? Как бы никуда» [18].

Совершенно очевидно, что Олимпиада и Паралимпиада в Сочи стали попыткой посредством медиа презентовать обществу российских героев, а всему миру - Новую Россию [19].

Помимо Олимпиады в Сочи большое значение для укрепления российского патриотизма имело и «возвращение домой» Крымского полуострова.

Крымские события даже в большей степени, чем сочинская Олимпиада,

стали лекарством для российского общественного сознания, поспособствовав обретению общественного согласия, который не наблюдался в современной России очень давно.

Результаты проведённого 2 апреля 2014 г. всероссийского опроса общественного мнения по Крыму сопоставимы с итогами Крымского референдума.

96% россиян считает правильным решение о принятии Крыма в состав Российской Федерации. Любопытно, что решение Президента поддерживают в равной степени и жители го-родов-миллионников (98%), и сельское население (95%), и молодёжь (96%), и люди преклонного возраста (97%), и сторонники «Единой России» (97%), и КПРФ (99%) [20].

В ходе другого социологического исследования было зафиксировано повышение большинства индексов социального самочувствия россиян (оценок россиянами различных сторон жизни страны), значения которых вышли на максимальные уровни за последние пять лет.

Прежде всего, наблюдался всплеск социального оптимизма (преобладание оптимистичных оценок гражданами будущего над пессимистичными), значение которого составило 71 пункт, что в два раза превзошло кризисное значение 2009 г.

Рекордные значения за последние десять лет получил и индекс оценок общего вектора развития страны, превысив предыдущее максимальное достижение (59 пунктов в апреле 2012 г.) на 14 пунктов [21].

Среди лидеров роста также оказался и индекс оценок политической обстановки, тоже вышедший на исторический максимум за последние пять лет (73 пункта) и вплотную приблизившийся к абсолютному максимуму (74 пункта в мае 2008 г.).

Таким образом, Олимпиада в Сочи и воссоединение Крыма с Россией имели положительное влияние на российское общественное сознание в целом и российский патриотизм в частности. В представлении большинства росси-

ян успех российских спортсменов на «домашних» Олимпийских играх стал доказательством возрождения страны, постепенно возвращающей себе утраченные в 90-е годы позиции.

Во время телевизионных трансляций были предприняты и попытки создать образы героев, на примере которых можно воспитывать патриотизм граждан. И хотя процесс создания имиджа героев не получил своего завершения, тем не менее предпринятая попытка представляется весьма продуктивной и востребованной в современных условиях.

Ещё больше укрепила патриотизм россиян позиция руководства страны по поводу Крыма. Успешное «возвращения домой» полуострова вернуло большинству граждан ощущение того, что они живут в великой и сильной стране, не только осознающей собственные национальные интересы, но и активно их отстаивающей. Думается, именно этим обстоятельством объясняется рост рейтинга Президента В.В.Путина, достигшего максимального уровня за последние несколько лет.

Однако самым главным следствием политических событий начала 2014 г. стала консолидация общества, необходимая для эффективного развития страны, преодоления тех проблем и трудностей, которые перед ней стоят. Но рост патриотизма налагает на власть и большую ответственность. Политическая элита обязана направить созидательную энергию общества в конструктивное и полезное для страны русло, а не растрачивать её попусту.

Сегодня в России возникла уникальная ситуация для экономического и политического рывка, которой необходимо воспользоваться. Второго такого шанса у властей может больше и не быть.

Примечания

1. Валлерстайн И. Путин - харизматический лидер? Не знаю, но результаты налицо // Русский архипелаг. URL: http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/putin/charis-matic_leader

2. Нуждёнов К.Э. Политические аспекты Олимпиады в Сочи 2014 г. // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «История и политические науки». 2011. № 4.

3. Нуждёнов К.Э. Международные спортивные соревнования как инструмент воздействия на современный политический процесс / / Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». 2012. № 2 // URL: http:// evestnik-mgou.ru/Articles/View/198

4. МитинМ. Западные СМИ: красиво, но очень... плохо // Expert Online. 2014. 8 февраля // URL: http://expert.ru/2014/02/8/zapadnyie-smi-ochen-krasivo-no-ochen-ploho

5. Новиков С. Как белые игры чернят на Западе // КП. 2014. 10 февр. // URL: http:// www.kp.ru/daily/26192.5/3079998

6. Полоцкий А., Костарев Г. Западные СМИ об Олимпиаде и Владимире Путине // РБК daily. 2014. 24 февраля // URL: http://rbcdaily.ru/sport/562949990639603

7. ТербушДж. 6 самых нелепых выдумок и мистификаций по поводу Олимпиады в Сочи // URL: http://inosmi.ru/sport/20140221/217754823.html

8. Бах Т. Затраты на Сочи-2014 не превышают показатели прошлой Олимпиады // URL: http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Events/Sochi2014/spbnews_NI433140_ Tomas-Bah-Zatrati-na-Sochi-2014-ne-previshayut-pokazat

9. Оренстайн М. Готовьтесь увидеть российско-германскую Европу // URL: http:// inosmi.ru/world/20140311/218433762.html

10. Жего М. Россия запланировала аннексию Крыма // URL: http://inosmi.ru/russia/ 20140313/218509938.html

11. Россияне обиделись на Запад из-за Украины // URL: http://www.levada.ru/02-04-2014/rossiyane-obidelis-na-zapad-iz-za-ukrainy

12. Путин В.В. Интервью российским и иностранным СМИ 19 января 2014 г. // URL: http: / / news.kremlin.ru/news/20080

13. Сколько в России патриотов? // ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 2187. 2012. 12 декабря // URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113466

14. Патриотизм в представлениях россиян // Левада-Центр. Пресс-выпуск. 2013. 19 ноября // URL: http://www.levada.ru/19-11-2013/patriotizm-v-predstavleniyakh-rossiyan

15. История, спорт, наука: чем гордятся россияне? // ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 2357. 2013. 29 июля // URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114310

16. Общественное мнение - 2012. М.: Левада-Центр. С. 18.

17. Фёдоров В. Патриотизм у россиян - в прошлом // URL: http://wciom.ru/ index.php?id=266&uid= 13650

18. Встреча Президента России со студентами юридических вузов Москвы // URL: http: / / news.kremlin.ru/news/19778

19. Перссон Э. Россия на экране: Олимпиада в Сочи и власть заметности в современных медиа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. XVII. № 5. С. 221-234.

20. Зачем России нужен Крым? // ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 2550. 2014. 2 апреля // URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114766

21. Социальное самочувствие россиян «времён Очаковских и покоренья Крыма» // ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 2554. 2014. 08 апреля // URL: http://wciom.ru/ index.php?id=459&uid=114774

ПБОЗРЕВ Ubser

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.