Научная статья на тему 'Репутационный капитал российского государства - олимпийский вклад'

Репутационный капитал российского государства - олимпийский вклад Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
182
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПУТАЦИЯ / РЕПУТАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ ГОСУДАРСТВА / ВКЛАД / НАКОПЛЕНИЕ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рудакова Алевтина Эдуардовна

В статье оценивается роль крупных мероприятий в процессе накопления репутационного капитала государства на примере Олимпийских игр 2014 года, прошедших в г. Сочи. Выявлена положительная динамика трансформации репутации России посредством анализа различных показателей общественного мнения, выраженного в результатах социологических опросов, а также материалах СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPUTATIONAL CAPITAL OF RUSSIA - OLYMPIC CONTRIBUTION

The article assesses the role of major events in the accumulation of reputational capital of the state as an example the 2014 Olympic Games in Sochi. Positive dynamics of transformation of Russia's reputation by analyzing various public opinion expressed in the results of opinion polls and media reports.

Текст научной работы на тему «Репутационный капитал российского государства - олимпийский вклад»

УДК 32.019.51:659.4

АЭ. Рудакова РЕПУТАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ РОССИЙСКОГО

ГОСУДАРСТВА - ОЛИМПИЙСКИЙ ВКЛАД

Аннотация. В статье оценивается роль крупных мероприятий в процессе накопления репутационного капитала государства на примере Олимпийских игр 2014 года, прошедших в г. Сочи. Выявлена положительная динамика трансформации репутации России посредством анализа различных показателей общественного мнения, выраженного в результатах социологических опросов, а также материалах СМИ.

Ключевые слова: репутация, репутационный капитал государства, вклад, накопление, Олимпийские игры.

Alevtina Rudakova REPUTATIONAL CAPITAL OF RUSSIA - OLYMPIC

CONTRIBUTION

Abstract. The article assesses the role of major events in the accumulation of reputational capital of the state as an example the 2014 Olympic Games in Sochi. Positive dynamics of transformation of Russia's reputation by analyzing various public opinion expressed in the results of opinion polls and media reports.

Keywords: State, reputation, reputational capital of the state, contribution, accumulation, Olympic Games, political consequences.

Современная политологическая теория признает явление репутационного капитала государства в качестве фактора повышения конкурентоспособности страны на международном поле. Имиджевые характеристики государства, его основных политических и экономических институтов, институтов гражданского общества обеспечивают формирование репутации, влияющей на восприятие страны как во внешне - так и внутриполитической среде. Если влияние это благотворно, то есть приносит практическую пользу субъекту репутации, то репутация трансформируется в репутационный капитал.

Рассматриваемая категория отчасти имеет экономическую этимологию. А. Смит характеризовал капитал в качестве накопленного запаса вещей или денег [20, с. 97]. К. Маркс утверждал, что капитал - это самовозрастающая стоимость, рождающая так называемую прибавочную стоимость. Создателем прироста прибавочной стоимости он считал только труд наемных рабочих. Поэтому капитал - это, прежде всего, определенное отношение между различными классами, в особенности между наемными рабочими и капиталистами [11, с. 304]. В широком же смысле капиталом является все, что может приносить прибыль, как материальные ценности, ресурсы, так и символические, невещественные.

Репутационный капитал государства - «нематериальный актив, способный обеспечить устойчивое положение субъекту репутации (государству) на международной арене, инвестиции в экономику, социально-демографический комфорт внутри страны. Это интенсивный производительный фактор экономического развития. Репутационный капитал государства конструируется и реализуется с целью более легкого и эффективного решения задач государства: создания выгодных экономических и военно-политических союзов, установления партнерских отношений с другими игроками на международной арене, возможности получения займов» [21, с. 179]. «Внешняя и внутренняя политика того или иного государства, направленная на изоляцию или идущая в разрез с общемировыми глобализационными трендами способствует образованию негативного имиджевого впечатления, а значит, относительно этого государства будут сделаны соответствующие выводы - не инвестировать экономику, не укреплять социокультурные связи, а порой и в принудительном порядке навязывать волю лидеров политической арены» [8, с. 110]. Условно можно говорить, что прибылью, которую дает репутационный капитал является доверие к субъекту репутации, которое в данном случае употребляется как расчётная единица, обеспечивающая реальные инвестиции, взаимовыгодные международные контракты, электоральный выбор, лояльное поведение бизнеса касательно размещения своего капитала в отечественных или зарубежных банках, рекреационная мобильность населения.

Продолжая проводить аналогию капитала - «экономической категории» с репутационным капиталом, отметим некоторые схожие свойства.

© Рудакова А.Э., 2014

- Диверсификация капитала. Инвестируются различные виды активов, формирующие капитал, с целью повышения вероятности получения доходов. В случае с репутационным капиталом государства укрепляются имиджевые характеристики основных политических, общественных институтов, акторов, каждые из которых по отдельности способны влиять на репутацию государства.

- Накопление (самовозрастание) капитала. Капитал самовоспроизводится, то есть прирастает, это не накопление в классическом смысле, когда, например, деньги или золото, не участвуют в обороте, а хранится как «богатство» и время от времени пополнятся. Так и репутационный капитал обладает свойством самовозрастания, корректная стратегия трансляции репутационных характеристик субъекта, использование капитала приводит не к его растрате, а накоплению.

- Реализация капитала. Если в экономической сфере реализация - это процесс превращения товара в деньги, «продажа», то в репутационном поле «товар» в форме положительных свойств субъекта «продается» объекту в обмен на такую абстрактную символическую ценность, как лояльность, доверие, предпочтение. Стоит отметить, что деньги, выплачиваемые за товар в коммерческом процессе, эквивалентны его стоимости, ввиду чего специалистам проще прогнозировать доходы, риски и убытки, эксперты же, занимающиеся оценкой репутационных стратегий, используют специфические механизмы и технологии анализа и прогнозирования конструирования репутационного капитала, в частности государства.

Остановимся подробнее на таком процессе, как накопление репутационного капитала Российского государства. Само по себе репутационное поле в том или ином виде существует у любого субъекта, участвующего в процессе политической коммуникации, однако качество и структура его может существенно отличаться в зависимости от частного случая. Рассмотрим ряд простых примеров: безусловно, страны-лидеры глобальных мировых процессов обладают более высоким потенциалом узнаваемости, ассоциативности, ярким имиджем, авторитетом, чем некоторые так называемые «развивающиеся страны», то есть первые обладают репутацией, качественно отличной от репутации вторых, она, возможно, содержит меньше рисков, убытков, больше свойств, формирующих капитал. В первом случае уже идет целенаправленное, управляемое накопление репутационного капитала страны, во втором же - репутация пока формируется стихийно, со слабыми признаками «капитализации». Описанный факт демонстрирует актуальность, потребность применения специальных технологий, средств, ресурсов для обеспечения регулируемого конструирования и накопления репутационного капитала государства.

Оперируя таким экономическим термином как «капитал», обратимся еще к одному -«вклад».

Вклад - 1) пожертвование в пользу богоугодных, училищных и др. заведений, особенно в пользу церквей и монастырей. Такие вклады не могут быть взяты обратно 2) Денежные капиталы, вносимые частными лицами и учреждениями в кредитные установления или в какое-либо предприятие. Они отдаются или а) на хранение и для заведования, или Ь) для приращения процентами, или с) для участия в предприятии с получением прибыли [23]. То есть под «вкладом» подразумевается капитал, вносимый физическими или юридическими лицами в какое-либо предприятие с целью получения прибыли или принесения пользы.

На наш взгляд, одним из эффективных компонентов технологии укрепления репутации, а, следовательно, накопления репутационного капитала государства, является активное и пассивное участие в крупных международных, межрегиональных мероприятиях, как политического, так и общественного, культурного значения. Активное - предполагает участие в качестве главного организатора, принимающей стороны, ключевого гостя, пассивное же -участие в качестве приглашенного, имеющего более ограниченные обязанности и возможности в рамках конкретного мероприятия относительно ключевых участников. Например, в России уже традиционно ежегодно проводится Международный арктический форум «Арктика -территория диалога» [1], в котором принимают активное участие представители стран арктического региона - члены Арктического совета, а также и представители стран, географически не принадлежащих к арктическому региону, однако имеющих бизнес-интерес в данной области (например, Италия, Франция) - такое участие можно определить, как пассивное.

Формат мероприятий, могущих иметь репутационную составляющую, представляется весьма разнообразным: форумы, саммиты, съезды, конгрессы, конференции и многое другое. Это и традиционные, повторяющиеся с определенной периодичностью события и новые типы мероприятий.

В данном исследовании обратимся к такому значимому для всего мира событию, как Олимпийские игры («зимние» и «летние»). Зачастую у крупных событий спорта, культуры может не быть политических причин, но обнаружатся политические последствия. Несмотря на то, что Олимпиада - спортивное мероприятие, она, безусловно, имеет политическую составляющую. Президент США Дж. Кеннеди утверждал, что количество золотых олимпийских медалей определяет силу государства наравне с количеством ядерных боеголовок.

Крупные события представляют собой основания для развития бизнеса в широком масштабе. Потому продвижением интересов страны в конкурсе за престижное право стать столицей проведения очередных игр занимаются непосредственно главы государств. Этой теме Энди Марковец и Ларс Ренсмэн посвятили свою последнюю книгу «Gaming the world» с таким подзаголовком: «Как спорт преобразует культуру и глобальную политику». Примерно эту же тему обсуждает и эксперт по маркетингу Майкл Пэйн в своей работе «Olympic Turn Around» [6].

Отметим, что место проведения Олимпийских состязаний выбирает Международный олимпийский комитет (в соответствии с определенной процедурой выбирается именно город, а не страна). Так в 2007 году в непростой конкурентной борьбе победу одержал Российский город г. Сочи. Многие говорили и писали тогда, что, с технической точки зрения, данный регион не подходит для проведения подобного уровня соревнований, речь шла и о субтропическом климате, отсутствии спортивных объектов, транспортной инфраструктуры, а также высокой стоимости реализации проекта. Однако, по мнению французского издания «Figaro», президент Владимир Путин, который лично принимал участие в презентации г. Сочи на сессии МОК в Гватемале, «смог найти нужные слова, убедившие большую часть членов Международного олимпийского комитета сделать выбор в пользу Сочи» [9].

На протяжении всего периода подготовки Олимпиады проводились различные опросы населения с целью выявления отношения граждан к факту проведения зимних Олимпийских игр в г. Сочи. В 2007 году Левада-Центр выяснял мнение россиян о проведении зимней Олимпиады 2014 года в г. Сочи. На вопрос «Хотели бы вы, чтобы зимняя Олимпиада 2014 года прошла в Сочи?» большинство ответило положительно (82%), а на вопрос «Как вы думаете, в связи с чем Россия борется за право проведения Олимпийских игр в нашей стране?» большинство респондентов (64%) высказалось за вариант ответа «Проведение Олимпиады поднимет престиж нашей страны в мире» [19]. В декабре 2008 года тот же Левада-Центр провел опрос среди россиян «Какие из событий года (речь идет о 2007 годе) Вы считаете важнейшими?». Вторым по популярности ответом после выборов в Государственную Думу стал: «Россия получила право проведения зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи» [2].

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел всероссийский опрос населения в 2007 году, в рамках которого также задавался вопрос «Как вы относитесь к идее проведения Олимпийских игр 2014 года в Сочи?», на который большинство респондентов (53%) ответило: «Олимпиада поднимет международный престиж России и привлечет в страну иностранные инвестиции» [3]. Еще одно исследование ВЦИОМ ставит вопрос «Какие чувства Вы испытали, когда узнали о победе кандидатуры Сочи?», большая часть опрашиваемых (41%) свои эмоции выразили формулировкой «восхищение» [4]. На вопрос «Как Вы думаете, какие последствия для Сочи и для России в целом будет иметь проведение Зимних игр-2014?» того же исследования большинство (52%) ответило: «Повышение престижа России, укрепление ее позиций в мире». В 2010 году ВЦИОМ задает вопрос: «А в целом, на Ваш взгляд, проведение Олимпиады в России в Сочи принесет больше пользы или вреда?», в ответ на который большинство респондентов (74%) отвечает: «Скорее, больше пользы» [5].

Исследовательский холдинг «Ромир» в июле 2011 года провел всероссийский опрос общественного мнения, посвященный отношению россиян к приближающейся Олимпиаде в г. Сочи. Большинство россиян (68%) считают, что Россия войдет в тройку лидеров в медальном зачете. Причем 36% уверены, что российская сборная займет 1-е место. Андрей Милехин, Президент Холдинга «Ромир», доктор социологических наук: «Прогноз в отношении места

России на Олимпиаде можно расценивать как своеобразный индикатор уровня национальной самооценки, и, в частности, восприятия россиянами места России в мире» [15].

Зарубежные издания и исследователи отчасти скептически восприняли информацию о выборе г. Сочи местом проведения зимних Олимпийских игр 2014 года. CNN назвал игры в г. Сочи «венцом постсоветского возрождения России», помимо высокой стоимости реализации проекта по строительству олимпийской инфраструктуры, отмечались и высокие экологические риски для хрупкой природы российского юга [24].

Чем меньше оставалось времени до начала Олимпиады, тем больше в отечественных и зарубежных СМИ выходило сообщений, посвященных этому событию. Обстановка нагнеталась тревожными публикациями. Например, после авиакатастрофы в Индонезии, заговорили о проблемах в российской авиации, представляющих угрозу и для спортсменов-олимпийцев помимо криминогенной обстановки в регионе. Рассмотрим подобный пример: «Сложно представить риски для тех спортсменов, которые будут достаточно глупы, чтобы меньше чем через два года отправиться в Сочи. Чтобы добраться до Игр, участникам придется лететь в самом опасном небе в мире, но даже если они удачно приземлятся, они фактически превратятся в мишени в тире, в который превратятся российские улицы» [25]. В успешном проведении Олимпиады в г. Сочи сомневались и некоторые представители общественности Грузии: «Ясно, что российскую сочинскую олимпиаду впереди ждут большие проблемы, и все это ставит под сомнение вопрос полноценного проведения зимнего праздника спорта» [17]. Много говорилось и о нарушениях прав жителей г. Сочи в результате масштабного строительства олимпийских объектов, о коррупции, об угрозе срыва сроков и нарушении технических стандартов строительства современной спортивной инфраструктуры. «Депутат Европарламента Марек Мигальский (Marek Migalski) призвал бойкотировать Олимпийские игры в Сочи, чтобы отрезвить россиян. Кампания бойкота под названием Olimpic shames должна заключаться в отказе западных лидеров от поездки в Россию из-за того, что Владимир Путин нарушает права человека. В статье «Стыдные игры» я сам писал о том, что в контексте Олимпиады можно найти множество поводов для критики Путина: гомофобские законы, коррупция при строительстве спортивных объектов, ущерб окружающей среде в окрестностях Сочи, использование полурабского труда мигрантов. Претензий наберется немало» [12].

За шестьдесят дней до начала Игр ВЦИОМ изучал, каково мнение россиян о готовности страны к Олимпиаде, о возможности занять первую строчку в общем зачете по золотым медалям, о потенциальной пользе Игр для нашего государства. Большинство опрошенных (85%) сошлись во мнении: «Россия сможет достойно организовать проведение Олимпийских игр в Сочи». Почти три четверти опрошенных (73%) полагают, что России удастся повторить успех предыдущих стран-организаторов Олимпиад, чьи команды становились лидерами зачета по числу золотых медалей. По мнению более чем половины респондентов (56%), проведение Зимних игр в Сочи будет полезным для страны в целом. Результаты мониторинга социальных медиа выявили спорное отношение пользователей по вопросу о готовности к Олимпиаде. Половина блогеров (53%) убеждена в провальном выступлении российских спортсменов на домашней Олимпиаде. Большинство «интернетчиков» оценили проведение Олимпиады в г. Сочи как нецелесообразное (60%) для России, а каждый третий (31%), напротив, дал позитивный прогноз, сказав о пользе для страны в целом [14].

Таким образом, мы проанализировали ожидания от Олимпиады в г. Сочи граждан России и некоторые мнения иностранцев. Эти ожидания во многом отражают состояние репутационного капитала России на период подготовки данного мероприятия, в том числе репутационные риски, сопутствующие процессу создания спортивной индустрии, подготовки олимпийской сборной. Внутриполитическое состояние репутационного капитала в обозначенный период можем оценить, как «позитивное» - россияне положительно отнеслись к информации о том, что праздник спорта пройдёт именно в г. Сочи и, несмотря на многие проблемы, были убеждены, что данное событие принесет пользу стране. Частные инвесторы вопреки высоким рискам в части касающейся окупаемости проектов приняли ощутимое и, быть может, даже решающее участие в деле подготовки Олимпиады. Иностранная же общественность отнеслась к данной информации с осторожностью, скептически высказываясь о потенциале страны и региона на должном уровне провести такого уровня мероприятие. Подобное отношение обусловлено довольно неэффективным внешним характеристикам репутационного капитала России, поддерживается оно стереотипами и мифами о нецивилизованной экономике, острой криминогенной обстановке на Северном Кавказе,

повсеместном нарушении прав человека, отсутствием «культуры природопользования», проблемах в политической системе.

Чтобы обнаружить динамику изменения репутационного капитала России после проведения Олимпийский игр в г. Сочи, рассмотрим также некоторые публикации отечественных и зарубежных изданий.

После завершения Олимпиады ВЦИОМ провел исследование «Олимпиада в г. Сочи: послесловие». Большинство респондентов (51%) считают, что «Олимпиада-2014 в первую очередь повысила престиж России на мировой арене».

Глава Федерального агентства по делам СНГ К.К. Косачев в интервью, размещенном в журнале «VIP-Premier», на вопрос: «Изменила ли Олимпиада восприятие России в мире?» отвечает: «По данным независимых экспертов, в России за играми следили три четверти населения, в США - свыше 50%, в Канаде - более 90%, в Южной Корее - около двух третей. А главным успехом стало то, что не оправдались искусственно подогреваемые ожидания провала, скандала, политизированной демонстрации и антироссийской акции. Во-первых, люди увидели прекрасные сочинские пейзажи: покрытые снегом горные склоны, море и очень много солнца -одно это уже у многих в мире вызвало «разрыв шаблонов», так как до сих пор Россию воспринимали как страну мрачную, глухую, таежную. Во-вторых, были продемонстрированы прекрасный уровень организации соревнований и функциональность объектов. Это доказало, что Сочи - не «калиф на час», а серьезная инвестиция на перспективу, которая имеет будущее и после Олимпиады. В-третьих, мир увидел высокий уровень гостеприимства, безопасности и общей доброжелательности сочинцев, организаторов, волонтеров и всех, кто был причастен к этому празднику. Поверьте, такое хорошо запоминается!» [10].

Директор Центра либерально-консервативной политики им. Столыпина и Струве, политолог А.Ю. Казаков сравнил эффект от Олимпиады в г. Сочи с результатами Олимпиады, прошедшей в Пекине и подчеркнул, что «страна, которая берет на себя такие обязательства и выполняет их, тем самым подтверждает свой статус и свои возможности» [13].

Помимо спортивных достижений, эксперты, представители СМИ, зрители оценили техническую сторону - уровень организации и исполнения от вопросов логистики до работы волонтеров. Одними из самых ярких событий, оказавших эмоциональное воздействие на тех, кто следил за Олимпиадой, стали, безусловно, церемонии открытия и закрытия игр.

Политолог Д.И. Орлов высказался о церемонии открытия игр: «Общее решение постановочно-пространственное, и динамика, и колористические решения, и темпоритм... Все очень удачно было сделано, качественно. Я думаю, что имиджевый и политический эффект от трансляции этой церемонии на трехмиллиардную аудиторию был чрезвычайно высокий, потому что это было качественно и это несло в себе очень серьезный содержательный заряд» [22].

Иностранные СМИ также оценили уровень проведения Олимпиады. «.Безупречные две недели Игр - это хороший знак для новой России. Не будем слушать придирки. Помните, как самоуверенные скептики из газет были уверены в провале Олимпиады? Они считали, что во время соревнований обязательно произойдут теракты, а организацию мероприятия начали ругать еще до его начала. Кое-кто даже советовал родственникам олимпийцев не ехать в Сочи. Сейчас Россия - это нечто большее, чем просто один из игроков в мировом сообществе» [7]. «Россия доказала скептикам, что ей по силам такое грандиозное мероприятие» [18]. «Глава МОК Томас Бах назвал игры «великими». Даже если с этим поспорить и назвать их просто хорошими, все равно не удастся отрицать невероятную уникальность сочинской Олимпиады. Эти игры еще долго будут оставаться в памяти тех, кто участвовал в них, и тех, кто следил за спортивными баталиями» [18]. Стоит, конечно, сказать, что и негативные отзывы имели место. Вспоминали и арест активисток из панк-группы Pussy Riot, и положение секс-меньшинств, и бродячих собак на улице. «.Никакие спортивные и культурные амбиции не стоят таких чудовищных расходов в ущерб интересам населения страны, бремя которых будет аукаться еще нескольким поколениям русских» [18].

Сам президент России В.В. Путин отметил, что критики Олимпиады в г. Сочи достигли обратного результата - мир увидел новую и открытую к сотрудничеству Россию [16].

Таким образом, заключаем, что за рассмотренный период времени произошли позитивные изменения в качестве репутации Российского государства, а именно в части увеличения репутационного капитала страны, главным фактором, провоцирующим данное явление, стало событие международного масштаба - проведение зимних Олимпийских игр в

г. Сочи в 2014 году. Олимпиада дала прирост репутационному капиталу государства, произошло его накопление, можно назвать подобный механизм «олимпийским вкладом» - в данное «предприятие» был внесен колоссальный ресурс в виде инвестиций в строительство, индустрию туризма, комплексное развитие региона, в результате чего произошел прирост репутационного капитала государства.

[Электр. ресурс]:

Библиографический список

1. III Международный форум «Арктика - территория диалога» http ://www.rgo.ru/ru/event/iii-mezhdunarodnyy-forum-arktika-territoriya-dialoga.

2. Важнейшие события 2008 года [Электр. ресурс]: http://www.levada.ru/12-01-2009/vazhneishie-sobytiya-2008-goda.

http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=375&q_id=30346&date=

3.

04.03.2007.

4.

15.07.2007.

5.

20.03.2010.

6.

ВЦИОМ ВЦИОМ ВЦИОМ

[Электр. [Электр. [Электр.

ресурс]: ресурс]: ресурс]:

http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=433&q_id=34739&date= http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=665&q_id=47946&date= победная стратегия Росси [Электр. ресурс]: [Электр. ресурс]: http://inosmi.ru/russia/20140226/

Геополитика олимпиад и поб< http://inosmi.ru/olympic/20120216/186033471 .html.

7. Главные победители Игр в Сочи 217924167.html.

8. Гришин О.Е., Соколова А.Э. Формирование репутационного капитала государства: инновационные информационно-коммуникационные технологии // PolitBook. - 2013. - №2. - С. 106-116.

9. Иностранные СМИ объясняют победу кандидатуры Сочи-2014 поддержкой Путина и тенденциями в МОК [Электр. ресурс]: http://ug.ria.ru/politics/20070705/81588349.html.

10. Константин Косачев: «Я вижу как минимум три причины деформации имиджа России на Западе» [Электр. ресурс]: http://www.vip-premier.ru/userfiles/file/1-2014/24-29.pdf.

11. Маркс К. Капитал. Т.3. Соч. 2-е изд. Т. 25, ч. II. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1963.

12. Не будем бойкотировать Олимпиаду [Электр. ресурс]: http://inosmi.ru/russia/20130909/ 212776370.html.

13. Олимпиада в Сочи показала новые возможности России [Электр. ресурс]: http://www.km.ru/2014-sochi/2014/02/19/olimpiiskie-igry-v-sochi-2014/732742-olimpiada-v-sochi-pokazala-novye-vozmozhn.

14. Олимпиада в Сочи: 60 дней до старта [Электр. ресурс]: http://wciom.ru/index.php7id =268&uid=114643.

15. Олимпийский оптимизм [Электр. ресурс]: http://romir.ru/studies/155_1312920000/.

16. Путин: критика Олимпиады достигла обратного результата [Электр. ресурс]: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1320514&cid=7.

17. Российская Олимпиада?! [Электр. ресурс]: http://inosmi.ru/olympic/20120607/193270093.html.

18. Россия доказала миру, что Олимпиада ей по силам [Электр. ресурс]: http://www.inosmi.ru/sport/20140224/217860197.html?id=217865147.

19. Россияне о проведении зимней олимпиады 2014 года в Сочи [Электр. ресурс]: http://www.levada.ru/21-02-2007/rossiyane-o-provedenii-zimnei-olimpiady-2014-goda-v-sochi.

20. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1962.

21. Соколова А.Э. Репутационный капитал государства: проблема интерпретации термина в современной политической науке // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2012. - №10(24). -Ч. I. - С. 176-179.

22. Церемония открытия Игр как многоточие: а что сделаем мы, чтобы наше время было оценено как великий прорыв России? [Электр. ресурс]: http://fedpress.ru/news/society/reviews/1392099567-tseremoniya-otkrytiya-igr-kak-mnogotochie-chto-sdelaem-my-chtoby-nashe-vremya-bylo-otseneno-kak-.

23. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. - М.: Терра, 2001.

24. Russia plans 'green' winter Olympics. [Электр. ресурс]: http://www.cnn.com/2009/W0RLD/europe/12/11/winter.olympics.russia.2014/index.html?iref=allsearch.

25. Russia, nation of doom and failure [Электр. ресурс]: http://dyingrussia.wordpress.com/ 2012/05/12/russia-nation-of-doom-and-failure/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.