Научная статья на тему 'Особенности развития отдельных отраслей отечественной промышленности в условиях антироссийских санкций'

Особенности развития отдельных отраслей отечественной промышленности в условиях антироссийских санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международные отношения / авиастроение / экономическая безопасность / международные сделки / авиаперевозки / санкции / импортозамещение / автомобилестроение / параллельный импорт / развитие промышленности / «серый» импорт / international relations / aircraft construction / economic security / international transactions / air transportation / sanctions / import substitution / automotive industry / parallel imports / industry development / «gray» imports

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитрий Петрович Ющенко

Позиционируется тезис о том, что за период с начала введения санкций в отношении России наша страна кардинально перестроила свои логистические цепочки в различных отраслях производства. Существенные изменения претерпели отрасли промышленности (многие иностранные, например, автопроизводители, поддержавшие санкции, покинули наш рынок, но данная ниша была замещена «новыми» для нас игроками). При этом было проанализировано текущее состояние автомобильного рынка, тенденции его развития. Более того, в качестве примера импортозамещения и «выживания» в крайне зависимом от международных поставок направлении, приведен вариант отрасли авиаперевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of development of certain branches of domestic industry under the conditions of anti-Russian sanctions

The thesis that since the beginning of the introduction of sanctions against Russia our country has radically rebuilt its logistics chains in various industries is being positioned. Industries have undergone significant changes (many foreign, for example, automakers who supported the sanctions left our market, but this niche was replaced by «new» players for us). At the same time, the current state of the automotive market and its development trends were analyzed. Moreover, as an example of import substitution and «survival» in a direction that is extremely dependent on international supplies, a variant of the air transportation industry is given.

Текст научной работы на тему «Особенности развития отдельных отраслей отечественной промышленности в условиях антироссийских санкций»

Научная статья УДК 339

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-234-236 EDN: https://elibrary.ru/xqcvbf NIION: 2015-0066-2/24-985 MOSURED: 77/27-011-2024-02-184

Особенности развития отдельных отраслей отечественной промышленности в условиях антироссийских санкций

Дмитрий Петрович Ющенко

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия,

dimavarec@rambler.ru

Аннотация. Позиционируется тезис о том, что за период с начала введения санкций в отношении России наша страна кардинально перестроила свои логистические цепочки в различных отраслях производства. Существенные изменения претерпели отрасли промышленности (многие иностранные, например, автопроизводители, поддержавшие санкции, покинули наш рынок, но данная ниша была замещена «новыми» для нас игроками). При этом было проанализировано текущее состояние автомобильного рынка, тенденции его развития. Более того, в качестве примера импортозамещения и «выживания» в крайне зависимом от международных поставок направлении, приведен вариант отрасли авиаперевозок.

Ключевые слова: международные отношения, авиастроение, экономическая безопасность, международные сделки, авиаперевозки, санкции, импортозамещение, автомобилестроение, параллельный импорт, развитие промышленности, «серый» импорт

Для цитирования: Ющенко Д. П. Особенности развития отдельных отраслей отечественной промышленности в условиях антироссийских санкций // Вестник экономической безопасности. 2024. № 2. С. 234-236. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2024-2-234-236. EDN: XQCVBF.

Original article

Peculiarities of development of certain branches of domestic industry under the conditions of anti-Russian sanctions

Dmitry P. Yushchenko

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia, dimavarec@rambler.ru

Abstract. The thesis that since the beginning of the introduction of sanctions against Russia our country has radically rebuilt its logistics chains in various industries is being positioned. Industries have undergone significant changes (many foreign, for example, automakers who supported the sanctions left our market, but this niche was replaced by «new» players for us). At the same time, the current state of the automotive market and its development trends were analyzed. Moreover, as an example of import substitution and «survival» in a direction that is extremely dependent on international supplies, a variant of the air transportation industry is given.

Keywords: international relations, aircraft construction, economic security, international transactions, air transportation, sanctions, import substitution, automotive industry, parallel imports, industry development, «gray» imports

For citation: Yushchenko D. P. Peculiarities of development of certain branches of domestic industry under the conditions of anti-Russian sanctions. Bulletin of economic security. 2024;(2):234-6. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-234-236. EDN: XQCVBF.

После введения санкций различные российские отрасли претерпели кардинальные изменения. Пришлось полностью перестраивать логистические цепочки, находить новых партнеров и пересматривать «глобальную» экономическую модель. Эти изменения затронули и автомобильную промышленность России, которая переживает значительный рост и развитие. Санкции, введен© Ющенко Д. П., 2024

ные против России, привели к ограничению доступа к иностранным технологиям и комплектующим, что вынудило отечественный автопром искать альтернативные решения и развивать инновации.

Одним из основных факторов, способствовавших росту отрасли, стала государственная поддержка локализации производства автомобилей. Для снижения за-

234

Вестник экономической безопасности

№ 2/2024

ECONOMIC SCIENCE

висимости от импорта россииским автопроизводителям было предложено налаживать партнерские отношения с местными поставщиками и инвестировать в отечественные производственные мощности. В результате в отрасли произошел резкий рост национального производства, что привело к созданию новых рабочих мест и в итоге стимулировало рост экономики.

Более того, значительный вклад в развитие отечественной автомобильной промышленности внесли китайские автопроизводители. Они вовремя увидели огромную освободившуюся нишу для бизнеса и решили занять ее. Продажи китайских автомобилей только за 9 месяцев 2023 г. уже больше, чем за весь предыдущий год. Это более 168 тыс. автомобилей, а доля рынка с 10,6 % за год увеличилась до 46 %. Китайские автомобильные бренды пришли к нам на рынок не только через сеть автодилеров, освободившихся после ухода других брендов, но и начали производить свои автомобили на базе мощностей бывших производств ушедших автопроизводителей. Один из таких примеров - это перерождение «Москвича» на мощностях бывшего завода «Renault».

Приход на российский рынок китайских автопроизводителей позволяет теперь наполнять наш рынок не только «серыми» автомобилями, но и «гарантийными» новыми автомобилями, на которые есть высокий спрос как среди населения, так и среди компаний и государственного сектора. Причем запрос всего госсектора и большинства компаний на покупку автомобилей невозможно удовлетворить только параллельным импортом в силу юридических особенностей нашего законодательства.

При этом подобная ситуация наблюдается не только в автомобилестроении нашей страны, но и в сфере авиаперевозок, например. С введением санкций против нашей страны у авиаперевозчиков вместе с возможностью обновлять свой парк воздушных судов пропала и возможность покупать запчасти для уже купленных судов. Если бы не была найдена альтернатива, то это гро-

зило бы крахом всей сферы российских авиаперевозок, причем как внутренних, так и внешних.

К счастью, альтернатива была найдена. Государство одобрило параллельный импорт на законодательном уровне, и авиаперевозчики нашли «спасение» для их самолетов. В 2022 г. поставки из США, Франции и Германии были заменены на поставки из Китая, Объединенных Арабских Эмиратов, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Казахстана. Как пишет немецкое издание Focus (перевод статьи отечественным изданием Russian RT), «к примеру, в июне этого года одна компания из эмирата Умм-эль-Кайвайн экспортировала в Россию электронную деталь для управления самолетами семейства Airbus A320, произведенную французским концерном Thaïes» [2, с. 44].

Далее целесообразно привести таблицу с информацией о некоторых текущих поставщиках запчастей для отечественных авиаперевозчиков. Таблица была взята из издания «Важные истории» [1, с. 2].

Возвращаясь к отрасли автомобилестроения, следует отметить, что санкции стимулировали производство отечественных автомобилей. Растут продажи и, соответственно, производство не только у Lada, КАМАЗ и УАЗ, но и у так называемых «новых» брендов, которые производят автомобили совместно с китайскими партнерами - Evolute, «Москвич». С января по сентябрь 2023 г. было выпущено 358 тыс. автомобилей, что на 2,7 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Данные были взяты из анализа Федеральной службы государственной статистики «Росстат». Российское автомобилестроение ежемесячно в течение этого года показывает положительную динамику с тенденцией постоянного роста объема выпуска продукции от месяца к месяцу.

Например, по данным Росстата, в сентябре 2023 г. автомобилестроительные заводы превысили августовские показатели выпуска продукции на 29,8 %, выпустив 64,3 тыс. легковых автомобилей. При этом данный показатель в 2,7 раза выше показателя сентября

Таблица

Компания, страна Объем продаж, млрд руб. Кому поставляли

Ats Heavy Equipment & Machinery, ОАЭ 3,9 «Якутия», «Ижавиа», «Победа», «Россия», «Ямал», «Аэрофлот», «Ред вингс», S7, «Нордстар», «Ай флай», «Евразийский технологический альянс»

Xi'an Aerotek Aviation Supplies Co, Китай 2 «Аэрофлот»

Na Havacilik Ve Teknik Ticaret Limited Sirketi, Турция 1,8 «Северный ветер», «Икар», «НВ техник»

Steel Design, ОАЭ 1,7 «Авиатех»

Griffon FZC, ОАЭ 1,3 «Протектор» (бывший «Пропартс»)

Hailan Import & Export Co, Китай (Гонконг) 1 «Лонгвей»

Desert Sun Supply FZE, ОАЭ 0,9 «Объединение поставщиков», «Протектор»

Trade One Middle East FZE, ОАЭ 0,7 «Аэрофлот», «Нордстар», «Протектор» (бывший «Пропартс»), «Победа»

Drayton Aerospace Industries Co, Китай 0,5 «Аэрофлот», «Победа», «Россия», «Ютэйр», «Нордстар»

Skyparts FZCO, ОАЭ 0,4 «Уральские авиалинии», «С7 инжиниринг»

№ 2/2024

Bulletin of economic security

235

2022 г. Но растет не только производство легковых автомобилей. Производство грузовиков выросло на 14 % до 118 тыс. штук за девять месяцев, а выпуск автобусов массой до 5 тонн на 79,4% - до 15,3 тыс. штук, автобусов массой более 5 тонн - до 9,7 тыс. штук (это около 7,6 % «прибавки» объема производства в сравнении с показателями предыдущего периода). Получается, что общий объем выпуска легковых автомобилей, автобусов и грузового транспорта за три квартала составил более 500 тыс. штук.

В заключение следует отметить, что санкции не только открыли российский рынок для новых зарубежных компаний, например, китайских, но и послужили «катализатором» для технологического прогресса и в остальных отраслях. В условиях ограниченного доступа к зарубежным технологиям российские производители были вынуждены инвестировать в исследования и разработки, что привело к появлению инновационных решений и развитию новых технологий, импортозаме-щению многих компонентов и даже целых изделий. Это не только повысило конкурентоспособность российских производителей, но и позволит им стать весомыми игроками на глобальном рынке в будущем.

При этом в таких сферах, где импортозамещение продукции или замещение ушедших компаний новыми в ближайшей перспективе просто невозможно, например, в сфере российских авиаперевозок, были найдены новые возможности для осуществления параллельного импорта продукции (в частности, запчастей для самолетов). Это стало возможно не без помощи нашего государства в части правого обеспечения параллельного импорта российскими компаниями.

Список источников

1. «Важные истории» // URL://https://storage. googleapis.com/istories/stories/2023/09/12/pochemu-samoleti-v-rossii-vse-yeshche-letayut/index.html?utm_ source=twitter&utm_medium=mainpage (дата обращения: 26.10.2023).

2. Темрокова А. Х. Импортозамещение в современных условиях преодоления экономических санкций // Научные известия. 2017. № 7. С. 42-47.

References

1. «Important stories» // URL://https://storage. googleapis.com/istories/stories/2023/09/12/pochemu-

samoleti-v-rossii-vse-yeshche-letayut/index.html ?utm_source=twitter&utm_medium=mainpage (accessed: 26.10.2023).

2. Temrokova A. Kh. Import substitution in modern conditions of overcoming economic sanctions // Scientific news. 2017. № 7. P. 42-47.

Библиографический список

1. Автономная некоммерческая организация «ТВ-новости» // URL://https://russian.rt.com/inotv/2023-05-23/ Focus-parallelnij-import-pomogaet-Rossii?ysclid=lo175xqi 2o706829526 (дата обращения: 24.10.2023).

2. Джураев А. Д., Скляр В. Д., Янковский П. С. Экономические санкции 2022 года в отношении России : принятые решения, последствия и перспективы // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 6-1 (88). С. 133-136.

3. Кунцман М. В., Султыгова А. А. Финансовые стратегии на предприятиях автопрома // Транспортное дело России. 2022. № 1. С. 181-184.

4. Милютина Л. А. Экономические санкции : сущность, виды и их влияние на финансовую устойчивость российских предприятий // Вестник университета. 2018. № 1.

5. Росстат // URL://https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 02.11.2023).

Bibliographic list

1. Autonomous non-profit organization «TV News» // URL://https://russian.rt.com/inotv/2023-05-23/Focus-parallelnij-import-pomogaet-Rossii?ysclid=lo175xqi 2o706829526 (accessed: 24.10.2023).

2. Dzhuraev A.D., Sklyar V. D., Yankovsky P. S. Economic sanctions 2022 against Russia : decisions made, consequences and prospects // Economics and business: theory and practice. 2022. № 6-1 (88). P. 133-136.

3. Kuntsman M. V., Sultygova A. A. Financial strategies at the enterprises of the automotive industry // Transport business of Russia. 2022. № 1. P. 181-184.

4. Milyutina L. A. Economic sanctions : essence, types and their impact on the financial sustainability of Russian enterprises // Bulletin of the University. 2018. № 1.

5. Rosstat // URL://https://rosstat.gov.ru (accessed: 02.11.2023).

Информация об авторе

Д. П. Ющенко - аспирант Московского авиационного института (национального исследовательского университета).

Information about the author D. P. Yushchenko - Graduate Student of the Moscow Aviation Institute (National Research University).

Статья поступила в редакцию 22.11.2023; одобрена после рецензирования 11.01.2024; принята к публикации 29.02.2024.

The article was submitted 22.11.2023; approved after reviewing 11.01.2024; accepted for publication 29.02.2024. 236 - Вестник экономической безопасности - № 2 / 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.