Научная статья на тему 'Развитие транспортного комплекса Российской Федерации под давлением санкций 2022 года'

Развитие транспортного комплекса Российской Федерации под давлением санкций 2022 года Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
128
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Санкции / транспортный комплекс / авиационный транспорт / железнодорожный транспорт / грузоперевозки / Sanctions / transport complex / aviation transport / railway transport / freight transportation

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Н. С. Бушуев, К. П. Мухина

Цель: Анализ развития транспортного комплекса Российской Федерации под давлением санкций 2022 года со стороны недружественных стран по многим аспектам нашей жизнедеятельности. Ранее мы уже рассматривали влияние санкций США и Западной Европы на развитие транспортного комплекса Российской Федерации [1]. Сейчас же можно сделать некоторые выводы о развитии ситуации и рассмотреть следующие вопросы: какие пути были найдены с целью выхода из трудного положения; как изменилась экономика транспортной отрасли за 2022 и начало 2023 года; какие перспективы ждут отрасль в дальнейшем? Методы: Сравнение характеристик состояния и развития различных основных видов транспортной отрасли за 2022 год с показателями предыдущего периода 2020–2021 годов. Результаты: Показано, что с конца февраля 2022 года, после начала специальной военной операции, на Российскую Федерацию пошло сильное давление в виде целого ряда санкций, в основном со стороны США и Западной Европы. Санкции сильно повлияли на транспортный комплекс России: нехватка запчастей для автомобилей, невозможность импорта по железнодорожным путям и закрытие воздушного пространства. В настоящее время практически каждый день появляются новые подробности, связанные с введением дополнительных санкций, их последствиями, а также с фактами, подтверждающими все большую устойчивость транспортной отрасли России к этим санкциям. Практическая значимость: Показана необходимость дальнейшего анализа фактов, подтверждающих устойчивость работы транспортной отрасли России в условиях новых вызовов и глобального давления на экономику России недружественных стран Запада и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Transport Complex of the Russian Federation under the Pressure of Sanctions in 2022

Purpose: To analyze the development of the transport complex of the Russian Federation under the pressure of sanctions in 2022 from unfriendly countries in many aspects of our life. Previously, we have already considered the impact of the US and Western European sanctions on the development of the transport complex of the Russian Federation [1]. Now we can draw some conclusions about the development of the situation and consider the following questions: what ways have been found to overcome a difficult situation; how has the economy of the transport industry changed in 2022 and the beginning of 2023; what prospects lie ahead of the industry in the future? Methods: Comparison of the characteristics of the state and development of various main types of transport industry in 2022 with the indicators of the previous period of 2020-2021. Results: It is shown that since the end of February 2022, after the start of the special military operation, the Russian Federation has been under strong pressure in the form of a number of sanctions, mainly from the United States and Western Europe. The sanctions have greatly affected the Russian transport complex: a shortage of spare parts for cars, the inability to import by rail and the closure of airspace. Currently , new details are emerging almost every day related to the introduction of additional sanctions, their consequences, as well as facts confirming the increasing resilience of the Russian transport industry to these sanctions. Practical significance: The necessity of further analysis of the facts confirming the stability of the Russian transport industry in the face of new challenges and global pressure on the Russian economy of unfrie ndly Western countries and the United States is shown.

Текст научной работы на тему «Развитие транспортного комплекса Российской Федерации под давлением санкций 2022 года»

^ ПРОБЛЕМАТИКА ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

УДК 625.1:625.7:656.02

Развитие транспортного комплекса Российской Федерации под давлением санкций 2022 года

Н. С. Бушуев, К. П. Мухина

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

Для цитирования: Бушуев Н. С., Мухина К. П. Развитие транспортного комплекса Российской Федерации под давлением санкций 2022 года // Известия Петербургского университета путей сообщения. — СПб.: ПГУПС, 2023. — Т. 20. — Вып. 2. — С. 267-272. DOI: 10.20295/1815-588Х-2023-2-267-272

Аннотация

Цель: Анализ развития транспортного комплекса Российской Федерации под давлением санкций 2022 года со стороны недружественных стран по многим аспектам нашей жизнедеятельности. Ранее мы уже рассматривали влияние санкций США и Западной Европы на развитие транспортного комплекса Российской Федерации [1]. Сейчас же можно сделать некоторые выводы о развитии ситуации и рассмотреть следующие вопросы: какие пути были найдены с целью выхода из трудного положения; как изменилась экономика транспортной отрасли за 2022 и начало 2023 года; какие перспективы ждут отрасль в дальнейшем? Методы: Сравнение характеристик состояния и развития различных основных видов транспортной отрасли за 2022 год с показателями предыдущего периода 2020-2021 годов. Результаты: Показано, что с конца февраля 2022 года, после начала специальной военной операции, на Российскую Федерацию пошло сильное давление в виде целого ряда санкций, в основном со стороны США и Западной Европы. Санкции сильно повлияли на транспортный комплекс России: нехватка запчастей для автомобилей, невозможность импорта по железнодорожным путям и закрытие воздушного пространства. В настоящее время практически каждый день появляются новые подробности, связанные с введением дополнительных санкций, их последствиями, а также с фактами, подтверждающими все большую устойчивость транспортной отрасли России к этим санкциям. Практическая значимость: Показана необходимость дальнейшего анализа фактов, подтверждающих устойчивость работы транспортной отрасли России в условиях новых вызовов и глобального давления на экономику России недружественных стран Запада и США.

Ключевые слова: Санкции, транспортный комплекс, авиационный транспорт, железнодорожный транспорт, грузоперевозки.

Авиационный транспорт

В конце февраля 2022 года Евросоюз и США начали ограничивать воздушное пространство для российских авиаперелетов. На самом «пике» полеты ограничили 36 стран, на что был сделан

зеркальный ответ. Закрытие неба некоторыми странами не означает того, что возможность перелетов полностью закрывается. Авиаперелеты можно совершать через другие страны, например через Турцию и ОАЭ.

В конце января 2023 появились новости о том, что США начали давление на Турцию по вопросу

0 запрете российским авиакомпаниям летать на самолетах «Боинг» (американское производство). Маловероятно, что власти Турции пойдут на реализацию такого сильного удара по экономике страны. В 2022 году Турцию посетили около пяти миллионов россиян, а летом совершалось до 750 рейсов в неделю [2].

Один из важных вопросов, касающихся авиатранспорта, — это стоимость перелетов. Благодаря субсидированию цены на авиаперелеты не сильно подскочили даже в летний период, хотя стоимость керосина за 2022 год возросла на 45 % [3].

Если объем пассажирских перевозок авиатранспортом в России в 2022 году стабилизировался, то Западная Европа и США стали довольно сильно проигрывать из-за закрытого неба. В конце 2022 года некоторые авиакомпании Западной Европы начали выступать за отмену санкций [4]. Российская Федерация нашла способы для обхода санкций и устояла в непростой период, а недружественные страны до сих пор несут сильные потери в экономическом аспекте. Более того, в Евросоюзе боятся, что с окончанием пандемии в Китае европейский рынок станет неконкурентоспособным, ведь воздушное пространство для Китая станет открытым [4].

Еще рано говорить о свободных авиаперелетах, но Еврокомиссия уже начала призывать Российскую Федерацию к отмене транссибирских платежей с авиакомпаний, использующих для перелетов небо над территорией России [5]. Такая плата с советских времен взимается с иностранных компаний на полеты через Сибирь, что сокращает им полет на 4000 км и приносит России доход около

1 миллиарда рублей в год. Многие считают, что в данной ситуации такой призыв, а скорее «угроза», выглядит анекдотично. Продолжение переговоров по данному вопросу в перспективе, очевидно, будет достаточно жестким.

Железнодорожный транспорт

По прогнозам на 2022 год, крупнейший российский железнодорожный перевозчик — ОАО «РЖД» — должен был снизить объем погрузки на 7 % в связи с запретом экспорта. По факту погрузка снизилась всего на 3,6 % [5]. Несмотря на санкции, железнодорожная отрасль превзошла все ожидания. Так, доходы ОАО «РЖД» превысили 2 триллиона рублей за 2022 год, что выше на 15 %, чем в прошлом году. По сравнению с 2021 годом, прирост пассажиров составил 7,8 %, а перевозка контейнеров выросла на 0,3 % [6].

Прежде всего прирост пассажиров связан с закрытием аэропортов на юге России. Анапа, Геленджик, Краснодар — одни из самых популярных мест российского отдыха, в которые летом 2022 года было достаточно трудно попасть. Конечно, можно было воспользоваться аэропортами в соседних городах, например Сочи и Минеральные воды, но далее все равно пришлось бы задействовать другой трансфер. Поэтому с экономической точки зрения удобнее было добираться поездами дальнего следования. Для наглядности можно обратить внимание на общую статистику пассажиропотока с 2018 по 2022 год (рисунок), данные взяты с официального сайта ОАО «РЖД» [7].

Многие логистические цепочки, которые были отработаны ранее, в 2022 году стали неактуальными. Например, сократился грузопоток из Китая в Европу через Казахстан, поэтому импорт перенаправили на Азию и Восток. Объем заявок на перевозки в восточном направлении, наоборот, вырос на 30 % по отношению к 2021 году [8]. По БАМу и Транссибу было перевезено 158 млн тонн. Номенклатура перевозимого груза также изменилась, на протяжении 10 лет 50-60 % груза составлял уголь, теперь же в больших количествах везут металлы, минеральные удобрения и зерно [9].

Главный перевозчик Российской Федерации — ОАО «РЖД» — не собирается останавливаться на достигнутом, в 2023 году провозная способность Восточного полигона по плану будет

млрд пасс.-км

160 -

140 -

120 100 80 60 40 20 0

Пассажирооборот, млрд пасс.-км

2018 129,4

2019 133,4

2020 78,1

2021 103,4

2022 122,9

Статистика пассажиропотока железнодорожным транспортом с 2018 по 2022 год

достигать 173 тонн [10]. В дальнейшем планируется модернизировать железнодорожную инфраструктуру, что повысит скорость движения поездов, а также увеличит пропускную и провозную способность магистралей.

Автомобильный транспорт

Ситуация с автомобильным транспортом до сих пор не очень оптимистичная. Рынок запчастей «остается пустым», цены на автомобили растут, а содержать их становится дороже. По официальным данным, в 2022 году стоимость автомобилей выросла на 24 %, несмотря на то, что инфляция зарегистрирована в два раза меньше. Иномарки подорожали уже на 40 % [11]. Частично авторынок сейчас спасает параллельный импорт, автодилеры отдают предпочтение китайским маркам автомобилей.

В части положительной динамики можно отметить производство отечественных автомобилей. Так, компания «АвтоВАЗ» организовала перезапуск автомобилей Lada Granta и Niva в более легких версиях, без сложной электроники [12]. Несмотря на то, что процент проданных машин снизился на 46 %, долю на рынке удалось нарас-

тить почти на 7 %. В дальнейшем автомобильная компания планирует расширить свое производство на заводах закрывшихся компаний, которые ушли из России, например на заводе Nissan в Санкт-Петербурге. Также планируют вернуть сложную, «неантикризисную» электронику в автомобили и заняться новыми проектами.

Что касается гарантийного ремонта машин и страховки, то автодилеры несут большие потери. Иностранные компании, покинувшие Россию, не расторгли гарантийные отношения. АвтоВАЗ, который является посредником, не в полной мере предоставляет запчасти. Номенклатура не покрывает весь потребный перечень, некоторые запчасти приходится ждать 2-3 месяца. Остается открытым вопрос о сроках гарантийного обслуживания. Сегодня, при определенных обстоятельствах, автовладельцы могут требовать от автодилеров полную замену автотранспорта или возмещение ущерба по полной стоимости. Многие считают, что в данной ситуации стоит полностью пересмотреть законодательство Российской Федерации, так как достать новую иномарку физически невозможно [13].

С грузовыми автомобилями происходит такая же ситуация, лидирующую позицию в России держат КАМАЗ и «Урал». Процент проданных автомобилей упал, но производство осталось на том же уровне. Санкции не повлияли на сборку новых автомобилей, КАМАЗу больше не нужны импортные запчасти. Всего за 9 месяцев удалось перейти на собственное производство, конечно, с помощью дружественных стран. Например, часть деталей, такие как двигатели и коробки передач, поставляется из Казахстана [14]. Перспективы развития рынка грузовых автомобилей аналогичны легковым. Тяжелее всего сейчас приходится частным транспортным компаниям, которые эксплуатируют зарубежные грузовые автомобили. Многие из них пытаются закупать китайские запчасти, которые в 4 раза дешевле оригинальных, но срок службы у них гораздо ниже.

Заключение

Вызывает интерес дальнейший анализ фактов, подтверждающих устойчивость работы транспортной отрасли России в условиях новых вызовов и глобального давления на экономику России недружественных стран Запада и США.

Библиографический список

1. Бушуев Н. С. Влияние санкций США и Западной Европы на развитие транспортного комплекса России / Н. С. Бушуев, К. П. Мухина // Инфраструктура транспорта. — 2021. — № 2(2). — С. 5-9.

2. Россиян лишают перелетов в Турцию. — URL: https://amp.ridus.ru/rossiyan-lishayut-pereletov-v-turciyu-poddastsya-li-ankara-shantazh-mintorga-ssha-399314.html.

3. Авиакеросин в РФ в 2022 году подорожал более чем на 45 %. — URL: https://www.interfax.ru/russia/874814.

4. Западные авиакомпании неожиданно захотели летать через Россию. — URL: https://ruposters.ru/news/12-

12-2022/zapadnie-aviakompanii-neozhidanno-zahoteli-letat-cherez-rossiyu-proigrivayut-konkurentsiyu.

5. Еврокомиссия призвала Россию отменить транссибирские платежи с авиакомпаний. — URL: https://www. vedomosti.ru/business/articles/2023/01/17/959272-evrokomissiya-prizvala-rossiyu-otmenit-transsibirskie-platezhi.

6. Рельсовая волна. — URL: https://www.rbc.ru/news paper/2022/12/13/639470f99a79476b67c1a6cb.

7. ОАО «РЖД». — URL: https://www.rzd.ru/.

8. Итоги работы ОАО «РЖД» в 2022 году превзошли ожидания. — URL: https://gudok.ru/news/press/?ID= 1627323.

9. 2022: факты, события, тенденции. — URL: https:// vgudok.com/lenta/2022-fakty-sobytiya-tendencii-itogi-uhodyashchego-goda-dlya-seti-rzhd-i-smezhnyh-otrasley-v.

10. Аккуратные рекорды БАМ. — URL: https://vgudok. com/lenta/akkuratnye-rekordy-bam-novyy-etap-modernizacii-vostochnogo-poligona-ne-udarit-po-zhd-otrasli.

11. Цены на иномарки установили рекорд: что будет с ценами в 2023 году. — URL: https://www.autonews.ru/ news/63cab6989a79471d8cc113f4.

12. АВТОВАЗ готовит облегченные комплектации автомобилей. — URL: https://v1.ru/text/auto/2022/ 03/29/70725677/.

13. Автопроизводители ушли, а гарантия осталась. — URL: https://www.zr.ru/content/articles/933793-ushli-brendy-garantiya-ne-dejs/.

14. КАМАЗу больше не требуются импортные запчасти. — URL: https://www.ixbt.com/live/offtopic/dvoynaya-igra-v-odni-vorota-ili-afera-s-treugolnikom-pri-prodazhe-avtomobilya.amp.html.

Дата поступления: 15.05.2023 Решение о публикации: 31.05.2023

Контактная информация:

БУШУЕВ Николай Сергеевич — канд. техн. наук, доц.;

2009bushuev@rambler.ru

МУХИНА Ксения Павловна — студент;

xenia.mukhinaa@gmail.com

Development of the Transport Complex of the Russian Federation under the Pressure of Sanctions in 2022

N. S. Bushuev, K. P. Mukhina

Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation

For citation: Bushuev N. S., Mukhina K. P. Development of the Transport Complex of the Russian Federation under the Pressure of Sanctions in 2022 // Proceedings of Petersburg Transport University, 2023, vol. 20, iss. 2, pp. 267-272. (In Russian). DOI: 10.20295/1815-588X-2023-2-267-272

Summary

Purpose: To analyze the development of the transport complex of the Russian Federation under the pressure of sanctions in 2022 from unfriendly countries in many aspects of our life. Previously, we have already considered the impact of the US and Western European sanctions on the development of the transport complex of the Russian Federation [1]. Now we can draw some conclusions about the development of the situation and consider the following questions: what ways have been found to overcome a difficult situation; how has the economy of the transport industry changed in 2022 and the beginning of 2023; what prospects lie ahead of the industry in the future? Methods: Comparison of the characteristics of the state and development of various main types of transport industry in 2022 with the indicators of the previous period of 2020-2021. Results: It is shown that since the end of February 2022, after the start of the special military operation, the Russian Federation has been under strong pressure in the form of a number of sanctions, mainly from the United States and Western Europe. The sanctions have greatly affected the Russian transport complex: a shortage of spare parts for cars, the inability to import by rail and the closure of airspace. Currently, new details are emerging almost every day related to the introduction of additional sanctions, their consequences, as well as facts confirming the increasing resilience of the Russian transport industry to these sanctions. Practical significance: The necessity of further analysis of the facts confirming the stability of the Russian transport industry in the face of new challenges and global pressure on the Russian economy of unfriendly Western countries and the United States is shown.

Keywords: Sanctions, transport complex, aviation transport, railway transport, freight transportation.

References

1. Bushuev N. S., Mukhina K. P. Vliyanie sanktsiy SShA i Zapadnoy Evropy na razvitie transportnogo kompleksa Rossii [Influence of sanctions of the USA and Western Europe on the development of the transport complex of Russia]. Infrastruktura transporta [Transport infrastructure]. 2021, Iss. 2(2), pp. 5-9. (In Russian)

2. Rossiyan lishayut pereletov v Turtsiyu [Russians are denied flights to Turkey]. Available at: https://amp.ridus.ru/ rossiyan-lishayut-pereletov-v-turciyu-poddastsya-li-ankara-shantazh-mintorga-ssha-399314.html. (In Russian)

3. Aviakerosin v RF v 2022 godu podorozhal bolee chem na 45 % [Aviation kerosene in the Russian Federation in 2022 has risen in price by more than 45 %]. Available at: https:// www.interfax.ru/russia/874814. (In Russian)

4. Zapadnye aviakompanii neozhidanno zakhoteli letat ' cherez Rossiyu [Western airlines suddenly wanted to fly through Russia]. Available at: https://ruposters.ru/news/12-12-2022/zapadnie-aviakompanii-neozhidanno-zahoteli-letat-cherez-rossiyu-proigrivayut-konkurentsiyu. (In Russian)

5. EvrokomissiyaprizvalaRossiyu otmenit 'transsibirskie platezhi s aviakompaniy [The European Commission called

on Russia to cancel trans-Siberian payments from airlines]. Available at: https://www.vedomosti.ru/business/ articles/2023/01/17/959272-evrokomissiya-prizvala-rossiyu-otmenit-transsibirskie-platezhi. (In Russian)

6. Rel'sovaya volna [Rail wave]. Available at: https:// www.rbc.ru/newspaper/2022/12/13/639470f99a79476b67c 1a6cb. (In Russian)

7. OAO "RZhD" [Russian Railways JSC]. Available at: https://www.rzd.ru/. (In Russian)

8. Itogi raboty OAO "RZhD" v 2022 godu prevzoshli ozhidaniya [The results of the work of Russian Railways in 2022 exceeded expectations]. Available at: https://gudok.ru/ news/press/?ID=1627323. (In Russian)

9. 2022: fakty, sobytiya, tendentsii [2022: facts, events, trends]. Available at: https://vgudok.com/lenta/2022-fakty-sobytiya-tendencii-itogi-uhodyashchego-goda-dlya-seti-rzhd-i-smezhnyh-otrasley-v. (In Russian)

10. Akkuratnye rekordy BAM [Accurate BAM records]. Available at: https://vgudok.com/lenta/akkuratnye-rekordy-bam-novyy-etap-modernizacii-vostochnogo-poligona-ne-udarit-po-zhd-otrasli. (In Russian)

11. Tseny na inomarki ustanovili rekord: chto budet s tsenami v 2023 godu [Prices for foreign cars set a record: what will happen to prices in 2023]. Available at: https://

www.autonews.ru/news/63cab6989a79471d8cc113f4. (In Russian)

12. AVTOVAZ gotovit oblegchennye komplektatsii avtomobiley [AVTOVAZ prepares lightweight vehicle configurations]. Available at: https://v1.ru/text/ auto/2022/03/29/70725677/. (In Russian)

13. Avtoproizvoditeli ushli, a garantiya ostalas' [The automakers are gone, but the warranty remains]. Available at: https://www.zr.ru/content/articles/933793-ushli-brendy-garantiya-ne-dejs/. (In Russian)

14. KAMAZU bol'she ne trebuyutsya importnye zapchasti [KamAZ no longer needs imported parts]. Available at: https://www. ixbt.com/live/offtopic/dvoynaya-igra-v-odni-vorota-ili-afera-s-treugolnikom-pri-prodazhe-avtomobilya. amp.html. (In Russian)

Received: May 15, 2023 Accepted: May 31, 2023

Author's information:

Nikolay S. BUSHUEV — PhD in Engineering, Associate Professor; 2009bushuev@rambler.ru Ksenia P. MUKHINA — Student; xenia.mukhinaa@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.