2. Андреев А.В. Методические основы формирования показателей оценки конкурентоспособности аэропорта // Научный вестник М., МГТУ ГА № 181, 2012. С. 12-18.
3. Афанасьев В.Г. Организация загранработы на воздушном транспорте (теория и практика): Учеб. пособие / В.Г. Афанасьев; М-во транспорта Российской Федерации. Гос. служба гражд. авиации. Моск. гос. техн. ун-т гражд. авиации. Каф. менеджмента. - М. : МГТУ ГА, 2003. 103 с.
4. Буреева Н.Н. Многомерный статистический анализ с использованием ППП «STATISTICA». Учебно-методический материал по программе повышения квалификации «Применение программ-
ных средств в научных исследованиях и преподавании математики и механики». Нижний Новгород, 2007, 112 с.
5. Данные ФАВТ «Росавиация» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФАВТ «Росавиация». [сайт]. URL: http://www.favt.ru/ (дата обращения: 18.03.2018).
6. Зимовец А.В. Международные транспортные операции: Конспект лекций Конспект лекций. Таганрог: Издательство ТИУиЭ, 2008.
7. Романенко В.А. Аэродромы, аэропорты, авиакомпании [Электронный ресурс] : конспект лекций / В.А. Романенко, М-во образования и науки РФ, Самар. гос. аэрокосм. ун-т им. С. П. Королева (нац. исслед. ун-т). Электрон. текстовые и граф. дан. Самара, 2013.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Медведева Светлана Николаевна,
кандидат эк. наук, доцент филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе Гамбеева Юлия Николаевна старший преподаватель филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN RUSSIAN
FEDERATION
Medvedeva Svetlana Nikolaevna
candidate eq. Sci., Associate Professor branch of Moscow State University. M.V.
Lomonosov in the city of Sevastopol Gambeeva Yuliya Nikolaevna Senior Lecturer branch of Moscow State University. M.V.
Lomonosov in the city of Sevastopol
Аннотация
Выполнен анализ функционирования особых экономических зон в России. Сформулированы рекомендации по совершенствованию развития особых экономических зон в Российской Федерации.
Annotation
The analysis of the functioning of special economic zones in Russia is performed. The recommendations on improving the development of special economic zones in the Russian Federation are formulated.
Ключевые слова:особые экономические зоны, иностранные инвестиции, промышленно-производственные зоны, технико-внедренческие зоны.
Key words: special economic zones, foreign investments, industrial-production zones, technical-innovative zones.
В настоящее время особые экономические зоны являются экономическими элементами, которые позволяют использовать передовой опыт и инвестиции на территории страны как составляющие глобальной мировой экономики. Следует отметить, что такие зоны могут иметь разные названия - сво-
бодные, особые, специальные, но наибольшее распространение в теории и на практике получила категория «особая экономическая зона» (ОЭЗ).
Федеральный закон от 25.12.2009 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» формулирует определение особой экономической зоны -- это территория, которая наделена
особым юридическим статусом и экономическими (налоговыми, таможенными, инфраструктурными) льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России от-расли[1, с. 15]. Формирование ОЭЗ на территории РФ, предполагает организацию производства качественно нового ассортимента продукции на базе высокотехнологичных областей экономики, модернизации и развитие транспортной инфраструктуры,
Цели создания особых
информационно-телекоммуникационной сети, логистической системы и привлечение иностранного капитала.
В России развитие ОЭЗ началось в 2005 году,когда был принят Федеральный Закон о ОЭЗ №116 от 22.07.2005 года[2, с. 26]. Управление ОЭЗ осуществляет ОАО «Особые экономические зоны», которое создано в 2006 году. Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса.
Таблица 1
экономических зон в РФ
с точки зрения государства с точки зрения инвесторов
привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны освоение новых рынков сбыта
создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала приближение производства к потребителю
развитие экспортной базы минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин
импортозамещение доступ к инфраструктуре
аппробация новых методов менеджмента и организации труда использование более «дешевой» рабочей силы
Значение особых экономических зон для стран их размещения заключается в том, что они:
во- первых, являются важным фактором социально-экономического, научно-технического, кадрового и технологического совершенствования национальной экономики;
во-вторых, выступают связующим элементом между мировой экономикой и экономикой данной страны, т.е. способствуют интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей;
в-третьих, являются своеобразным эталоном наиболее передовых форм организации производства и управления, развития и внедрения результатов НТП;
в-четвертых, способствуют насыщению внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами;
Задачи и проблемы создания < _в России в конце 80-
в-пятых, являются важным инструментом привлечения иностранных инвестиций, а также фактором мобилизации национальных ресурсов;
в-шестых, стимулируют развитие новых форм предпринимательства и деловой активности, которые могут использоваться во всех сферах и регионах национальной экономики.
Рассмотрим этапы развития особых экономических зон на территории Российской Федерации.
I ЭТАП (становление): конец 80-х XX века -1998 гг.
Процесс становления ОЭЗ был заложен еще в конце 80-х годов ХХ века. В СССР была разработана единая государственная концепция свободных зон. Сама идея зондирования представлялась как синтез свободного и совместного предпринимательства на компактных территориях с выделенным кластером предприятий на ней и с участием иностранных инвестиций.
Таблица 2
вободных экономических зон х XX века -1998 гг.
Задачи государства перед экономическими зонами Проблемы создания свободных экономических зон
развитие отсталых регионов ускоренными темпами в социальной и экономической сферах отсутствие четко сформулированной цели и задач синтеза СЭЗ
внедрение новейших разработок и технологий зарубежных и отечественных ученых отсутствие правовой базы, регламентирующей деятельность СЭЗ
развитие экспорта неравномерное распределение налоговых преференций
увеличение притоков иностранных капиталов в экономику страны попытка образования суверенитета местными властями на территории бывшего СССР, где действовала СЭЗ
расширение международных экономических связей отсутствие развитой инфраструктуры свободных экономических зон препятствовала освоению российского рынка иностранными компаниями
вовлечение в международный бизнес невозможность действующих государственных и местных органов власти заинтересовать иностранных инвесторов и производителей образовывать производственные предприятия в имеющихся зонах
СЭЗ были основаны в 11 областях СССР, налоговые преференциями являлись одинаковыми для всех действующих зон, различался только статус: зона свободного предпринимательства (Выборг, Санкт-Петербург); специальная экономическая зона (Находка, Калининград).
Опыт создания в 90-х гг. в последующем привел к необходимости укрепления законодательной базы, где четко прописывалось создание, функционирование, налоговые преференции СЭЗ и переориентации федеральных и региональных органов власти в синтезе свободных экономических зон. II ЭТАП (развитие): 2005 - 2007 гг. Федеральный Закон от 22.07.2005. №116 «Об особых экономических законах» ввел понятие особой экономической зоны, сформулированы типы,
Таким образом, первоначальная идея создания ОЭЗ на территории страны предполагала, что синтез особой экономической зоны, обустройство инфраструктуры, и в целом, затраты на функционирование экономического кластера на выделенных территориях, полностью финансирует принимающая сторона. Но, при анализе существования и функционирования, можно наблюдать, что инвестиции делятся между государством и резидентами.
создаваемых ОЭЗ и определена их система управ-ления[3, с. 19].
В 2006 году был создан проект российские особые зоны РосОЭЗ, который подразумевает под собой государственно-частное партнерство. Также внутри особых экономических зон, выделены ряд кластеров. Ранее созданные зоны (24 СЭЗ) были закрыты в виду вступления в силу нового законодательства (исключением явились зоны, созданные в Магаданской и Калининградской областях).
Цель, которую преследует государство, создавая новые особые экономические зоны, это - решение стратегических задач развития экономического сегмента на территории РФ. Выполнение внешнеторговых, общеэкономических, социальных, технико-внедренческих, финансовых, научных и региональных задач.
Таблица 3
III ЭТАП (модернизация): 2007 - по настоящее время.
В России в 2007 году была принята Концепция кластерной политики. Согласно этому документу, действие которого распространяется на промыш-ленно-производственные зоны «Алабуга» в Республике Татарстан и Липецк в Липецкой области, вся производственно- научная деятельность делится и контролируется по секторам: металлообработка, электротехническое производство, сельское
Виды особых экономических зон в Российской Федерации
Виды особых экономических зон Характеристика ОЭЗ
Промышленно-производственные зонынаходятся в Липецкой области (ОЭЗ «Липецк») и в Республике Татарстан (Елабуга, ОЭЗ «Алабуга») 1)предназначены для производства высококачественной конкурентоспособной продукции в целях насыщения внутреннего потребительского рынка и производства продукции, способной конкурировать на общемировом рынке;
Технико-внедренческие зоны расположены в г. Санкт-Петербурге (поселок «Стрельна», зона «Нойдорф»), в Зеленоградском административном округе г. Москвы (Зеленоград, ТВЗ «Зеленоград»), в г. Дубне (Московская область), в г. Томске (Томская область) 1) предполагают создание и реализацию научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения 2)создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных; 3) оказание услуг по внедрению и обслуживанию подобного рода товаров и услуг
Туристско-рекреационные зоны: Калининградская обл., Краснодарский, Ставропольский, Алтайский край; Республики Алтай, Бурятия; Иркутская область 1) деятельность по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской деятельности и деятельности по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов; 2) деятельность по санаторно-курортному лечению, медицинской реабилитации, организацию отдыха граждан, промышленному розливы минеральных вод
Портовые зоны -на территории: -Ульяновской области; -Краснодарского края; - Хабаровского края 1) предполагают погрузочно-разгрузочные работы; 2) складирование и хранение товаров, а также оказание транспортно-экспедиторских услуг; 3) снабжение и снаряжение судов или воздушных судов, в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами, оснащение судов или воздушных судов; 4) ремонт, техническое обслуживание и модернизация морских и речных судов, воздушных судов, авиационной техники; 5) переработка водных биологических ресурсов; 6) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке; 7) простые сборочные операции; 8) биржевая и оптовая торговля товарами.
хозяйство, транспорт, строительство. Результатом такого разграничения является взаимное усиление конкурентоспособности отраслей и территорий их базирования. Применение кластерного подхода напрямую влияет на улучшение конкурентных позиций регионов Российской Федерации. В России особые экономические зоны являются своего рода базой, подготовительной инфраструктурой для развития кластеров. Они являются одной из составляющих кластерной политики. В связи с введением Федерального закона от 30.11.2011 года № З65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» было впервые законодательно закреплено на федеральном уровне понятие кластер, который представляет собой совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией[5,с.150].
В 2017 году в России функционировало 23 ОЭЗ, созданных на основе ФЗ №116 «Об особых экономических зонах, а также - ОЭЗ в Калининградской области и в Магадане на основе отдельных законов [5, с. 36].
Благодаря созданию особых экономических зон возможно привлечение инвестиций, диверсификация и переход экономики на инновационный путь развития. ОЭЗ должны способствовать стиму-
лированию роста производства, развивать и внедрять новые технологии в обрабатывающих секторах национальной экономики.
Литература:
1. Федеральный закон от 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»:[принят Гос. Думой 08 июл. 2005 г.: по состоянию на 03 июл. 2016 г.] [Электронный ресурс]. - М.: Косультант плюс.
2.Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: [принят Гос. Думой 22 нояб. 2011 г.: по состоянию на 28 декаб. 2013 г.] [Электронный ресурс]. - М.: Косультант плюс.
3. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ [ред. От 31.12.2014]. [Электронный ресурс]. - М.: Косультант плюс.
4. Варнавский В. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики //Мировая экономика и международные отношения. 2012. №9. С. 53-65.
5.Гамбеева Ю.Н., Медведева С.Н. Регулирование процесса деоффшоризации в РФ на современном этапе. - журнал «Российское предпринимательство»: - Москва: Креативная экономика, 2018 г., том 19, №2. - с. 140-158