Научная статья на тему 'Особенности развития некоммерческого сектора в России'

Особенности развития некоммерческого сектора в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1095
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития некоммерческого сектора в России»

D0l:10.24412/2076-1503-2021-4-226-231 НЕМЦЕВ Александр Викторович,

кандидат социологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г. Москва),

e-mail: nemtsevmail@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА

В РОССИИ

Аннотация. На данный момент гражданское общество Российской Федерации еще находится на этапе развития, его формирование не закончено, при этом оно приобретает структурированную институциональную архитектуру. Функции уже не размыты и не ограничиваются видением или представлением ведомств относительно степени привлечения граждан к процессу государственного управления. Функции и деятельность некоммерческого сектора на данный момент регламентируется законодательством, хотя ранее отсутствие нормативно-правовых актов для регулирования деятельности некоммерческого сектора России представляло собой серьезную проблему. Более подробно вопросы законодательства рассматриваются в данной работе. В работе рассматриваются особенности развития некоммерческого сектора в России. Рассмотрено, что стало базой для формирования некоммерческого сектора РФ, как увеличивалась численность некоммерческих организаций (НКО), в каких направлениях они развиваются. Также важным индикатором деятельности НКО является их доля в валовом внутреннем продукте, динамика изменения доли НКО в ВВП также представлена в работе. Было выявлено, что Россия отстает в области экономической роли третьего сектора экономики от таких стран как Япония, Ирландия, Испания, Аргентина, США, Австралия, Соединенное Королевство Великобритании, Бельгии, которые имеют показатели на уровне 4-9% от ВВП, а также от мировых лидеров: Нидерландов (на долю НКО приходится 15.5% ВВП) и Израиля (на долю НКО приходится 12.7% ВВП). Россия по вкладу НКО в ВВП находится на одном уровне со Словакией, Румынией и Мексикой, которые имеют показатели на уровне 0.4 - 1.5%. Таким образом, некоммерческий сектор Российской Федерации на данный момент еще не завершил свое развитие.

Ключевые слова: некоммерческий сектор, некоммерческие организации, гражданское общество, политические процессы, социальная роль, поддержка НКО.

NEMTSEV Alexander Viktorovich

candidate of sociological sciences, associate professor Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow)

FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE NON-PROFIT SECTOR

IN RUSSIA

Annotation. At the moment, the civil society of the Russian Federation is still at the stage of development, its formation is not completed, while it is acquiring a structured institutional architecture. Functions are no longer blurred and are not limited to the vision or representation of departments regarding the degree of citizen involvement in the public administration process. The functions and activities of the non-profit sector are currently regulated by law, although previously the lack of legal acts to regulate the activities of the non-profit sector in Russia was a serious problem. In more detail, the issues of legislation are considered in this work. The paper examines the features of the development of the non-profit sector in Russia. It is considered what became the basis for the formation of the non-profit sector of the Russian Federation, how the number of non-profit organizations (NPO) increased, in what directions they are developing. Another important indicator of the activities of NPOs is their share in the gross domestic product, the dynamics of changes in the share of NPOs in GDP is also presented in the work. It was revealed that Russia lags behind countries such as Japan, Ireland, Spain, Argentina, USA, Australia, the United Kingdom of Great Britain, Belgium in the economic role of the third sector of the economy, which have indicators at the level of 4-9% of GDP,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

as well as world leaders: the Netherlands (NPOs account for 15.5% of GDP) and Israel (NPOs account for 12.7% of GDP). In terms of the contribution of NPOs to GDP, Russia is on a par with Slovakia, Romania and Mexico, which have indicators at the level of 0.4 - 1.5%. Thus, the non-profit sector of the Russian Federation has not yet completed its development.

Key words: non-profit sector, non-profit organizations, civil society, political processes, social role, support of NGOs.

Политическая система демократического государства, каким является Российская Федерация, представляет собой объединение акторов политических процессов, которые активно взаимодействуют друг с другом. На данный момент политическая система Российской Федерации представлена не только традиционными институтами государственной власти, но также институтами гражданского общества, обладающих высоким управленческим потенциалом. В связи с этим анализ деятельности некоммерческого сектора России и особенностей его развития в системе современных властных отношений является актуальным для понимания и осознания политических процессов Российской Федерации [1]. На данный момент гражданское общество Российской Федерации еще находится на этапе развития, его формирование не закончено, при этом оно приобретает структурированную институциональную архитектуру. Функции уже не размыты и не ограничиваются видением или представлением ведомств относительно степени привлечения граждан к процессу государственного управления. Функции и деятельность некоммерческого сектора на данный момент регламентируется законодательством, хотя ранее отсутствие нормативно-правовых актов для регулирования деятельности некоммерческого сектора России представляло собой серьезную про-

блему. Более подробно рассмотрим вопросы законодательства далее.

Сегодня при органах государственной исполнительной власти организованы и работают специализированные общественные совета и экс-пертно-консультативные советы, их основной задачей является сопровождение деятельности данных органов. Также активно используется механизм привлечения представителей населения РФ к общественным слушаниям относительно стратегически важных для граждан вопросов, к чтениям законопроектов [2]. Таким образом, в политической системе Российской Федерации по состоянию на 2021 г. отмечается увеличение социальной роли третьего сектора, что объясняется формированием у граждан социальных ожиданий. При этом государство постепенно смещает в сторону некоммерческого сектора социальную ответственность. С 1991 по 2010 гг. отмечается ежегодный рост количества зарегистрированных некоммерческих организаций, что продемонстрировано в таблице 1. При этом прирост численности зарегистрированных некоммерческих организаций в 2010 г. относительно уровня 1991 г. составил 15081.010189%, что является впечатляющим показателем [3,4]. Динамика роста численности некоммерческих организаций сохраняется до сих пор. Достигнутые результаты являются следствием планомерного развития некоммерческого сектора России.

Таблица 1.

Динамика численности некоммерческих организации на территории Российской Федерации с 1991 по 2010 гг.

Год регистрации Количество организаций

1991 4614

1992 9381

1993 8668

1994 8729

1995 9092

1996 17595

1997 17601

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

1998 25711

1999 29511

2000 31783

2001 445738

2002 489248

2003 516674

2004 547152

2005 567894

2006 583773

2007 675754

2008 655401

2009 724768

2010 700301

Максимальная динамика создания и регистрации некоммерческих организаций приходится на конец 1990-х, начало 2000-х годов, что обусловлено резким обострением социальных проблем в обществе, которые были обусловлены низкой эффективностью и не результативностью государственной деятельности в социальной сфере. Также резкий прирост зарегистрированных организаций некоммерческого сектора с 1996 г. объясняется принятием двух важных законодательных актов, которые были приняты в 1995 г.:

1. Федеральный закон «Об общественных организациях» [5].

2. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» [6].

После принятия данных законодательных актов некоммерческий сектор России стал представлять собой динамично развивающуюся, сложно организованную структуру с установленными стандартами, положениями и нормами. После формирования нормативно-правовой базы актуальным стал вопрос востребованности некоммерческого сектора в РФ. Это продиктовало необходимость разработки и внедрения механизмов финансирования: президентских грантов, правительственных программ по поддержке некоммерческого сектора, государственных заказов. Позднее в 2000-х годах Центр стратегического планирования Германа Грефа инициировал и оказывал содействие в реализации бюджетных и административных программ, направленных на увеличение эффективности и минимизацию управленческих решений. Одной из задач данных реформ было перераспределение государственных соци-

альных обязательств с передачей части непосредственно самим гражданам, в первую очередь - некоммерческим организациям [7]. Это было обусловлено более современных форм взаимодействия власти и гражданского общества, а также спецификой вовлеченных некоммерческих организаций [8]. Таким образом, некоммерческие организации представляют собой особый сектор рыночной экономики - некоммерческий сектор РФ. Он образован следующими участниками: бюджетные учреждения; автономные некоммерческие организации; некоммерческие партнёрства в различных сферах и отраслях; ассоциации, фонды, союзы; общественные и религиозные объединения, организации. Некоммерческий сектор создает условия для самозанятости и занятости населения посредством вовлечения в современную экономическую деятельность граждан, которые относятся к социально уязвимым слоям населения. Некоммерческий сектор характеризуется широким многообразием видов и форм его субъектов, что позволяет осуществлять деятельность в разных отраслях, не ограничиваясь социальной сферой. Традиционными направлениями деятельности некоммерческого сектора являются образование, здравоохранение, культура и наука. Однако сегодня отмечается тенденция расширения сферы присутствия: создаются негосударственные пенсионные фонды, организуются профессиональные союзы, некоммерческие организации принимают участие в деятельности политических партий и общественных движениях. Как уже было сказано, ранее основным толчком для активации гражданского

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

общества и развития некоммерческого сектора стало вступление в силу ряда законодательных актов. Это позволило систематизировать и узаконить некоммерческие организации, установить порядок получения и дальнейшего использования ими имущества. В результате был сформирован фундамент, правовая основа для нового экономического сектора - некоммерческого.

Первой попыткой представить полную картину деятельности некоммерческого сектора на территории Российской Федерации стал доклад Общественной палаты РФ [9]. В нем говорилось, что по состоянию на 2006 г. было зарегистрировано 665624 НКО, из них 306604 являлись различного рода учреждениями, в том числе органами муниципальной и государственной власти. Остальные субъекты представляли собой структуры гражданского общества, которые были зарегистрированы как некоммерческие организации.

В последующем наблюдается активное увеличение количества НКО на территории Российской Федерации, что стало результатом планомерных действий государства по поддержке некоммерческого сектора. К данным действиям можно отнести организацию Общественный палаты РФ в 2005 г., выделение грантов на поддержку НКО в размере 1.26 млрд руб. в 2007 г. и так далее [10]. В 2009 г. была принята Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ, что стало одним из результатов успешной социальной деятельности НКО [11]. Согласно принятой Концепции, деятельность, направленная на благотворительность, признана ведущим фактором социального развития населения в различных отраслях. В свою очередь, принятие Концепции привело к устойчивому росту количества НКО и численности отдельных граждан, которые стали принимать активное участие в добровольческой и благотворительной деятельности, увеличивая масштабы реализуемых социальных программ и проектов.

Проведенный анализ выполненного исследования «Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы» продемонстрировал, что некоммерческий сектор РФ имеет большой потенциал, его социальная база может иметь внушительный масштаб, несмотря на относительно невысокие индикаторы гражданских инициатив и участие граждан РФ в деятельности НКО. В частности, было выявлено, что свыше 50% взрослого населения РФ готово участвовать в собраниях и мероприятиях НКО, выступать с гражданскими инициативами; свыше 35% взрослого населения РФ готово работать в НКО за минимальную заработную плату или быть добровольцем; около 25% взрослого населения РФ отметили, что могли бы стать организатором или

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

инициатором организации различного рода гражданских инициатив и НКО [12]. Говоря о развитии некоммерческого сектора на территории РФ, необходимо оценить его вклад в совокупную государственную экономику. Это возможно посредством изучения значения НКО для сферы занятости и внутреннего валового продукта (ВВП). В первые годы обретения независимости, в 1995 г. в структуре ВВП было всего 1.7% НКО, деятельность которых была направлена на обслуживание домашних хозяйств. К 2005 г. данный индикатор сократился до 1.4%. Однако если говорить о роли некоммерческого сектора в государственной экономике, то с 24 млрд. руб. в 1995 г., он увеличился до 176 млрд руб. в 2007 г., при этом вклад некоммерческого сектора в экономику в 2007 г. также минимален - 0.5% [13]. Тенденция увеличения финансового потока при сохранении или сокращении относительной доли в ВВП сохраняется и по состоянию на 2021 г.

Вклад НКО в ВВП представляется стратегически важным индикатором, который сопоставим с весом регионов или отраслей экономики. К примеру, в 2003 г. НКО выпустили услуги и продукты на сумму, которая в 1.7 раз превысила объем продукции легкой промышленности (составил 88.9 млрд руб.), что сравнимо с объемом продукции такой отрасли экономики как «жилищного хозяйство» (составило 1742.5 млрд. руб). Также необходимо учитывать «качество» ВВП, который производят организации некоммерческого сектора. Как правило, оно выше относительно остальных сфер. Это объясняется тем, что большая часть НКО заинтересованы в применении инновационных решений, социальных технологий и прочих современных эффективных решений. Преимущественная доля услуг, оказываемых НКО создают условия для наращивания «человеческого капитала» и оказания прямого воздействия на потенциальный рост ВВП в скором будущем.

Если же сравнивать экономическую роль третьего сектора в РФ и других государствах, в зарубежных странах она более заметна. В частности, Россия отстает от таких стран как Япония, Ирландия, Испания, Аргентина, США, Австралия, Соединенное Королевство Великобритании, Бельгии, которые имеют показатели на уровне 4-9% от ВВП, а также от мировых лидеров: Нидерландов (на долю НКО приходится 15.5% ВВП) и Израиля (на долю НКО приходится 12.7% ВВП). Россия по вкладу НКО в ВВП находится на одном уровне со Словакией, Румынией и Мексикой, которые имеют показатели на уровне 0.4 - 1.5% [14]. Данную ситуацию в Российской Федерации можно объяснить финансовым кризисом 1990-х годов после распада Советского Союза и посткризисным постепенным восстановлением государ-

ственной экономики. Таким образом, некоммерческий сектор Российской Федерации на данный момент еще не завершил свое развитие. На данный момент стоит ряд важных задач и вопросов. Однако уже проделан долгий путь и достигнут ряд достижений: сформирована нормативно-правовая база, ежегодно увеличивается количество зарегистрированных НКО, отмечается тенденция роста доли НКО в ВВП, для НКО характерно применение инновационных технологий и решений. Таким образом, выявленные и рассмотренные в работе тенденции развития некоммерческого сектора России, результаты социально-экономической деятельности в динамике говорят о постепенном устойчивом развитии, несмотря на кризисные явления, затронувшие все экономические отрасли.

Список литературы:

[1] Carothers T. The Concept of Civil Society Is a Recent Invention [Электронный ресурс]. uRL: https://carnegieendowment.org/pdf/CivilSociety.pdf (дата обращения: 16.05.2021).

[2] Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2019 год [Электронный ресурс]. uRL: https://www.oprf.ru/ files/1_2019dok/ doklad_OPRF_2019_19122019.pdf (дата обращения: 16.05.2021).

[3] Хананашвили Н.Л. Межсекторные взаимодействия в России / Н.Л. Хананашвили,

B.Н. Якимец. М. : ФондНАН, 2000. 184 с.

[4] Официальные данные Федеральной службы государственной статистики https://rosstat. gov.ru/ (дата обращения: 17.05.2021).

[5] Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция).

[6] Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция).

[7] Михайлова В.В. Институциализация НКО в рамках социального обслуживания населения // Институциональные проблемы современной России. Материалы V региональной научной конференции (заочной). Н. Новгород.НКИ, 2006.

C.70-73.

[8] Хананашвили Н.Л. Межсекторные взаимодействия в России / Н.Л. Хананашвили, В.Н. Якимец. М. : Фонд НАН, 2000. 184 с.

[9] Доклад Общественной палаты Российской Федерации «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации», 2007 г. // Общест- венная палата Российской Федерации. URL: http://www.oprf.ru/ rus/documents/report (дата обращения: 17.05.2021).

[10] Леонов Ю.С. Некоммерческие организации: законодательное регулирование и

практика // Аналитический вестник Аналитического управле- ния Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2008. № 2 (347).

[11] Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р // Официальный сайт Министерства экономического развития Россий- ской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sec-tions/admReform/publicsociety/doc091224_1949 (дата обращения: 17.05.2021).

[12] Нестеренко Н. Состоялась презентация социологического исследования «Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы». URL: http://www.asi. org.ru/asi3/rws_asi.nsf/va_WebPages/1668C4EDB-277DD51C325747F002C1A8ERus (дата обращения: 17.05.2021).

[13] Задорин И.В. Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России на 2009 год // Аналитический обзор № 3 по результатам анали- за государственной статистики, баз данных НКО.

[14] Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России // Аналитический обзор по результатам анализа государственной статисти- ки, баз данных НКО и опросов общественного мнения. URL: http://www.socpoli-tika.ru/files/424/NK02006.pdf (дата обращения: 17.05.2021).

Spisok literatury:

[1] Carothers T. The Concept of Civil Society Is a Recent Invention [Elektronnyj resurs]. uRL: https:// carnegieendowment.org/pdf/CivilSociety.pdf (data obrashcheniya: 16.05.2021).

[2] Doklad o sostoyanii grazhdanskogo obsh-chestva v Rossijskoj Federacii za 2019 god [Elektronnyj resurs]. uRL: https://www.oprf.ru/files/1_2019dok/ doklad_0PRF_2019_19122019.pdf (data obrashcheniya: 16.05.2021).

[3] Hananashvili N.L. Mezhsektornye vzai-modejstviya v Rossii / N.L. Hananashvili, V.N. Yakimec. M. : FondNAN, 2000. 184 s.

[4] Oficial'nye dannye Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki https://rosstat.gov.ru/ (data obrashcheniya: 17.05.2021).

[5] Federal'nyj zakon "Ob obshchestvennyh ob"edineniyah" ot 19.05.1995 N 82-FZ (poslednyaya redakciya).

[6] Federal'nyj zakon "O nekommercheskih organizaciyah" ot 12.01.1996 N 7-FZ (poslednyaya redakciya).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

[7] М^^а УМ Institucializaciya NKO V гат-kah social'nogo obsluzhivaniya naseleniya // Institucional'nye ргоЬ1ету sovremennoj Rossii. Mate-rialy V regional'noj nauchnoj konferencii (zaochnoj). N. Novgorod.NKI, 2006. S. 70-73.

[8] Hananashvili N.L. Mezhsektornye vzai-modejstviya V Rossii / N.L. Hananashvili, V.N. Yakimec. М. : Fond NAN, 2000. 184 s.

[9] Doklad Obshchestvennoj palaty Rossijskoj Federacii «О sostoyanii grazhdanskogo obsh-chestva V Rossijskoj Federacii», 2007 д. // Obsh-chest- vennaya palata Rossijskoj Federacii. URL: http://www.oprf.ru/rus/documents/report (data obrashcheniya: 17.05.2021).

[10] Leonov Yu.S. Nekommercheskie organ-izacii: zakonodatel'noe regulirovanie i р^^а // Analiticheskij vestnik Analiticheskogo ирга^е- niya Apparata Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii. 2008. № 2 (347).

[11] ^псерауа sodejstviya razvitiyu blagot-voritel'noj deyatel'nosti i dobrovol'chestva V Rossi-jskoj Federacii, odobrennaya rasporyazheniem Ргау-itel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 iyulya 2009 g. №

1054-Г // ОАаа!^ sajt Ministerstva ekonomich-eskogo razvitiya Rossij- skoj Federacii. URL: http:// www.economy.goV.ru/minec/actiVity/sections/adm-Reform/publicsociety/doc091224_1949 (data obrash-cheniya: 17.05.2021).

[12] Nesterenko N. Sostoyalas' prezentaciya sociologicheskogo issledovaniya «Obshchestven-naya podderzhka NKO V rossijskih regionah: prob-lemy i perspektivy». URL: http://www.asi.org.ru/asi3/ rws_asi.nsf/va_WebPages/1668C4EDB277D-D51C325747F002C1A8ERus (data obrashcheniya: 17.05.2021).

[13] Zadorin 1.М Dinamika razvitiya i tekush-chee sostoyanie sektora NKO V Rossii na 2009 god // Analiticheskij obzor № 3 po rezul'tatam anali- za gosudarstvennoj statistiki, baz dannyh NKO.

[14] Dinamika razvitiya i tekushchee sostoy-anie sektora NKO V Rossii // Analiticheskij obzor po rezul'tatam analiza gosudarstvennoj statisti- ki, baz dannyh NKO i oprosov obshchestven-nogo mneniya. URL: http://www.socpolitika.ru/ files/424/NKO2006.pdf (data obrashcheniya: 17.05.2021).

_

V

ЮРКОМПАНИ

www.law-books.ru _

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.