Научная статья на тему 'Особенности развития негосударственного образовательного учреждения на примере крупного промышленного города Сибири'

Особенности развития негосударственного образовательного учреждения на примере крупного промышленного города Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
негосударственное образовательное учреждение / особенности развития / учебно-воспитательная работа / внутришкольное управление / центр образования и развития

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маврин А. С.

Статья посвящена проблемам развития и управления современным негосударственным образовательным учреждением среднего общего образования. В статье рассматриваются общность и различия основополагающих позиций и направленности учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях негосударственного профиля, действующих в Омском регионе, а также дана характеристика системы внутришкольного управления, существующей в НОУ «Центр образования и развития».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the development and management problems of the modern private educational institution of general secondary education. Similarity and differences in basic points and directions of teaching and educational process in private educational institutions in the Omsk region are revealed. The in-school management system is characterized by the example of the private educational center «The Center of Education and Developments.

Текст научной работы на тему «Особенности развития негосударственного образовательного учреждения на примере крупного промышленного города Сибири»

Л. С. Маврин

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА СИБИРИ

Работа представлена кафедрой педагогики Омского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н ,В- Чекалёва

Статья посвящена проблемам развития и управления современным негосударственным образовательным учреждением среднего общего образования. В статье рассматриваются общность и различия основополагающих позиций и направленности учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях негосударственного профиля, действующих в Омском регионе, а также дана характеристика системы внугрншкольного управлении, существующей в НОУ «Центр образования и развития».

The article is devoted to the development and management problems ofthe modern private educational institution of general secondary education. Similarity and differences in basic points and directions of teaching and educational process in private educational institutions in the Omsk region are revealed.

The in-school management system is characterized by the example of the private educational center «The Center of Education and Developments

В основополагающем документе, регламентирующем развитие образовательной системы России - Доктрине образования Российской федерации в качестве основных целей и задач образования поставлены :

• организация учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

• непрерывность образования в течение всей жизни человека;

• многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание.

В качестве ожидаемых результатов реализации Доктрины в разделе «Качество образования» указано на необходимость обеспечения индивидуализации образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;

стремления к конкурентоспособному уровню образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг, оказываемых школой.

Система негосударственных образовательных учреждений (НОУ) стала складываться в России в начале 1990-х гг. и получила правовое подкрепление в Конституции

РФ, Законе об образовании РФ редакции

2

1991 г. (статья 10) . До середины 1990-х гг. негосударственное образование часто ассоциировалось и обозначалось словосочетанием «альтернативное образование», видимо, в противовес образованию традиционному. Отличие от традиционной системы образования альтернативной системе обеспечивали, по меньшей мере, три условия:

• негосударственность, выраженная в минимизированной государственной финансовой поддержке, составляющей от 1/30 до 1/10 бюджета учреждения негосударственной системы обучения и воспитания;

• использование нетрадиционных (щадящих, интенсификационных, поддерживающих и пр.) педагогических технологий;

• расширение образовательных полей (за счет введения в учебные планы широкого спектра предметов дополнительного цикла, углубление содержания предметов базовых циклов и т. п.).

К 1997 г. термин «альтернативное образование» утратил актуальность, поскольку альтернативное образование явилось своеобразным катализатором реформационных процессов в образовательной системе.

Появившись в столичных центрах, частные школы, а затем и частные профессиональные учебные заведения, стали ориентирами для развития периферийной системы негосударственного образования. В г. Омскев 1991-1996 гг. были зарегистрированы, прошли лицензирование, а затем процедуры аттестации и аккредитации первые негосударственные образовательные учреждения начального, основного и полного (среднего) образования.

Социально ориентированная модель развития образования, принятая в РФ, подтверждает право граждан на свободный выбор образовательного учреждения любой формы собственности. При этом государственные школы находятся в лучшем положении по сравнению с учреждениями группы НОУ, и, следовательно, выживание негосударственных образовательных учреждений может быть обеспечено только за счет эффективного управления.

Однако на 2007 г. почти 15 лет на рынке образовательных услуг в г. Омске действуют пять НОУ по профилю полного

3

(среднего) общего образования . Статистика такова: все НОУ Омского региона лицензированы, государственную аккредитацию имеют пять учреждений. За время своего существования показали стабильную и устойчивую работу. В НОУ г. Омска обучаются и воспитываются около 760 детей дошкольного и школьного возраста. С ними работают более чем 450 педагогов, основным местом работы которых является негосударственные образовательные учреждения. НОУ, прошедшие процедуру аккредитации, имеют право государственной аттестации выпускников. За 12

лет из выпускников НОУ г. Омска получили золотые медали 9 человек, серебряные 13, стали победителями городских и областных предметных олимпиад более 150 учащихся. Учащиеся НОУ ориентированы на продолжение образования в вузах, в 'том числе и зарубежных .

Общим направлением работы всех НОУ г. Омска стало обеспечение полноценного среднего образования при реальной преемственности концепции всех образовательных ступеней.

Общность концептуальных положений НОУ заключается в обеспечение условий индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, создания атмосферы психологического комфорта и доверия.

Различия основополагающих позиций определяют направленность как учебного, так и воспитательного процесса, например:

• школа «Wiedergeburt» («Возрождение») основывает свою концепцию на идее диалога культур, специализируется на углубленном изучении со 2-го класса иностранных языков при приоритете немецкого языка и основ немецкой культуры;

• «Славянская школа им. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» укрепляет традиции православного воспитания, реализует идеи православной педагогики. Изучение истории православия, участие в религиозных праздниках, следование церковному календарю, исполнение обрядов сочетаются с основной целью школы -воспитанием образованного человека.

Одну из центральных позиций в системе негосударственного общего среднего образования в Омском регионе занимает НОУ «Центр образования и развития». Свою деятельность образовательное учреждение начало еще с 1993 г., и его первичное название было «Школа интеллектуального развития». В 2000 г. к школе присоединился детский сад и учреждение преобразовалось в «Центр образования и развития».

Цели деятельности

1. Организация учебного процесса с ориентацией на принципы сохранения здо-

ровья (физического, психического, социального) всех участников образовательного процесса и интеллектуализации обучения.

2. Обеспечение условий комфортности обучения и воспитания.

3. Создание эргономичной среды социализации ребенка в обществе.

4. Достижение самореализации участников образовательного процесса через рост личностных достижений, выбор индивидуального образовательного маршрута, программы, методов обучения и воспитания.

5. Формирование педагогического коллектива, разделяющего и развивающего принципы инновационной деятельности школы и детского сада.

Клиентами, формирующими социальный заказ на негосударственные формы образования, являются:

• любая семья и любой человек, поскольку социальный заказ на такой вид образования реально существует. Малая наполняемость классов, внимание к ребенку, индивидуализация, подход к ученику, профилизация обучения на индивидуальном уровне в старших классах, консультативная скорая помощь родителей, полупансион, оснащение, питание, насыщенность школьной жизнью;

• заинтересованные в ребенке родители и родственники (семья может быть среднеобеспеченной и в складчину учить одного ребенка, считая, что ему подходит именно «такая школа»);

• родители, которых частное образование привлекает именно полупансионом, возможностью «пристроить» ребенка на весь световой день (с 8.00 до 19.00):

• родители, занятые идеей «престижности жизни», для которых частная школа в определенной мере символизирует принадлежность к «ограниченному кругу лиц».

В Центре была предпринята попытка создания целостной системы эффективного внутришкольного управления на основе общеэкономической теории менеджмента с учетом специфики образовательного

учреждения. Конечно, работа по созданию такой системы не закончена, система продолжает развиваться, в нее вносятся необходимые изменения и дополнения с учетом новой информации и опыта работы. Управление школой - это особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования,организации, руководства и контроля обеспечивают организованность (интегрированность) совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее

направленность на достижение образова-„ „ 5

тельных целей и целей развития школы .

Управление персоналом - важная составляющая системы управления образовательным учреждением. Лозунг «Кадры решают все» остается актуальным и в настоящее время. Управление персоналом в образовательном учреждении осуществляется за счет формирования общей стратегии работы с кадрами (разработка штатного расписания, должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка, формы трудовых договоров (контрактов), приема на работу, координации деятельности сотрудников; разработки системы мотивации труда, оценки и контроля деятельности персонала и системы управления персоналом).

Обеспечивая реализацию обучающимися своих прав на получение образования, работая в основном с социально незащищенными группами населения (дети, подростки), НОУ «Центр образования и развития» осуществляет взвешенную финансовую политику, избегая ненужных рисков, гарантируя тем самым стабильную работу учреждения в течение продолжительного времени. Управление финансами в образовательном учреждении включает: разработку финансовой стратегии учреждения, выбор наиболее надежного банка (банков) для хранения (вложения) денежных средств; финансовое и налоговое планирование различных видов и направлений деятельности, предусмотренных уставом; внутреннюю финансово-правовую экспертизу идей, проектов, документов;

организацию бухгалтерского учета, включая разработку учетной политики учреждения; организацию системы представления финансовой,налоговой и другой.пре-дусмотренной законом отчетности: организацию взаимодействия с контролирующими финансовую деятельность органами; создание и поддержку деловой репутации учреждения; оценку и контроль финансовой системы учреждения.

Развитие новых образовательных технологий, новых экономических механизмов и организационных структур в сфере образования служат той основой, на которой возможно преодоление кризиса образования и создание новой образовательной системы - глобальной системы открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».

- Федеральный Закон «О государственном образовательном стандарте основного общего образования» //Учебные стандарты школ России / Под ред. В. С. Леднёва, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазуто-вой. М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», 1998.

4 Омская школа: Справочник для родителей. Омск: Курьер, 2004.

? Образование inform. Совместное издание образовательных учреждений г. Омска / Ж. - 2005. № 3.

' Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева М.: Новая школа, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.