Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании системы управления общеобразовательным учреждением'

К вопросу о совершенствовании системы управления общеобразовательным учреждением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / SECONDARY SCHOOL / SYSTEM OF MANAGEMENT / THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васин Сергей Михайлович, Бареева Иркям Адгамовна

В статье поднята проблема востребованности и права на существование негосударственных частных общеобразовательных школ, рассматриваются причины возникновения, преимущества негосударственных частных общеобразовательных школ, а также обосновывается необходимость практической реализации ряда рекомендация, направленных на совершенствование системы управления учреждениями среднего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On a question about improvement of the system of management of secondary establishments

This article touches upon the problem of demanding and rights of existence of unstate private secondary schools. Reasons of origin and advantages of these schools are examined in this article. Authors ground the necessity of practical realization of line of recommendations, which direct on improvement of the system of management of establishments of secondary education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании системы управления общеобразовательным учреждением»

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 371.1+65.014

К ВОПРОСУ о СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

© С. М. ВАСИН, И. А. БАРЕЕВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра менеджмента и экономических теорий e-mail: [email protected]

Васин С. М., Бареева И. А. - К вопросу о совершенствовании системы управления общеобразовательным учреждением // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 251-255. - В статье поднята проблема востребованности и права на существование негосударственных частных общеобразовательных школ, рассматриваются причины возникновения, преимущества негосударственных частных общеобразовательных школ, а также обосновывается необходимость практической реализации ряда рекомендация, направленных на совершенствование системы управления учреждениями среднего образования.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, система управления, рынок образовательных услуг.

Vasin S. M., Bareeva I. A. - On a question about improvement of the system of management of secondary establishments // Izv. Penz.gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. Р. 251-255. - This article touches upon the problem of demanding and rights of existence of unstate private secondary schools. Reasons of origin and advantages of these schools are examined in this article. Authors ground the necessity of practical realization of line of recommendations, which direct on improvement of the system of management of establishments of secondary education.

Key words: secondary school, system of management, the market of educational services.

Преобразования, характерные для современного российского общества, переживающего серьезные социально-экономические проблемы в связи с переходом к рыночным отношениям, многоукладному типу, коснулись практически всех общественных институтов, в том числе и образования. Увеличение спроса на количество и качество образовательных услуг, рост образовательных потребностей привели к созданию и развитию новых структур в этой сфере. Наряду с традиционными появились учреждения так называемого повышенного уровня (гимназии, колледжи, лицеи), параллельно с государственными начинают функционировать негосударственные частные образовательные учреждения (НОУ).

По данным международной статистики (табл. 1 ) в 2010 г. сократилось число общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений), что в определенной степени связано с сокращением численности детей школьного возраста ( попредварительнымданным, среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 2,1%) [9].

Платных образовательных услуг населению в 2010 г. было оказано, по предварительным данным, на 326,0 млрд. рублей, или на 0,3% больше, чем в 2009 году.

Таблица 1 Отдельные показатели деятельности организаций образования

2010 г. 2009 г.

Государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)

число учреждений, единиц 48809 50977

из них: гимназии 1425 1417

Лицеи 1058 1045

численностьобучающихся,тыс.человек 13245,1 13258,3

из них: в гимназиях 1015,4 982,7

в лицеях 698,7 667,3

Негосударственные общеобразовательные учреждения

число учреждений, единиц 665 680

из них: гимназии 77 77

Лицеи 42 54

численностьобучающихся,тыс.человек 73,5 71,2

из них: в гимназиях 10,9 10,3

в лицеях 4,5 5,3

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

В отчете Комитета ГосударственнойДумыпо образованию о работе в период осенней сессии 2010 года участники парламентских слушаний отметили, что не-государственныйсекторв системеобщеобразователь-ных учреждений показал свою востребованность, что характеризуется официальными статистическими показателями [8].

Проанализировав статистические данные, сделаем вывод, что количество негосударственных обще-образовательныхучрежденийвозрослоот525(1995г.) до 665 (2010 г.) с контингентом обучающихся от 46 до 73,5 тыс. чел, что составляет соответственно

0,97-1,28 % и 0,33-0,49 % от государственного и му-ниципальногосекторовобщеобразовательныхучреж-дений. При этом наблюдается прирост указанных показателей [9].

По мнению членов Комитета Государственной Думы, функционирование частных школ в течение 18 летпоказалостабильность их работыивостребован-ность таких образовательных учреждений, дополняющих сеть государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений и входящих в систему образования Российской Федерации. Они отмечают, что привлекательность обучения в негосударствен-ныхобщеобразовательных школахсвязананетолькос желанием родителей предоставить своим детям более качественноеобразование,болеекомфортныеусловия егополучения,обеспечитьимдополнительныеобразо-вательные услуги, но и с возможностями, которые могут быть предоставлены в частной школе для работы с детьми, требующими особого подхода и внимания. Это дети с серьёзными логопедическими проблемами, особенностями психофизического развития, дети-инвалиды, которые в небольших (по 10-15 человек) классах негосударственной школы чувствуют себя комфортно и уверенно. Кроме того, частные школы могут вводить религиозное воспитание, в то время как в государственных и муниципальных образователь-ныхучреждениях законодательнозакрепленсветский характер образования [8].

Вомногихстранахчастноеобразованиесохрани-лось со времен становления капитализма. Хотя в Великобритании, Швейцарии, Австрии, Германии, США государственные школы посещают порядка 90 % юных граждан, «частники» продолжают играть ведущую роль в развитии общества. Например, в Англии лишь 5 % детей учатся платно, однако именно они составляют половину студентов Кембриджа и Оксфорда [2].

По словам Исака Фрумина, научного руководителя Института развития образования Государственного университета - Высшей школы экономики, в квазисоциалистическихскандинавскихстранахболее 50% школ - именно негосударственные [6].

В России частные школы сегодня составляют менее одного процента. Примерно половина из них находится в Москве, а остальные - в крупных городах России. Плата за обучение колеблется в зависимости от региона [2].

Официальный статус негосударственного образовательного учреждения был введен в России в

1992 году в Законе РФ «Об образовании» [3]. Однако первые частные школы появились ещё раньше. Тогда они существовали как кооперативы либо общества с ограниченной ответственностью [1].

Негосударственные образовательные учреждения, принадлежащие отдельным лицам (частные) или общественным и религиозным организациям и объединениям, - учебные заведения и воспитательные учреждения. Они создаются в организационно-правовых формах,предусмотренныхгражданскимзаконодатель-ством РФ для некоммерческих организаций.

Деятельностьнегосударственныхобразователь-ных учреждений регулируется Законом РФ «Об образовании» (1992 г.), а в части вопросов, неурегулиро-ванныхданнымЗаконом, -законодательствомРФ [4].

Руководство негосударственных образовательных учреждений осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления не-государственныхобразовательныхучреждений,атак-же процедура назначения или выборов руководителя и его правомочия определяются учредителем (попечительским советом) по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе образовательного учреждения.

Причины появления негосударственных образовательных учреждений в России можно видеть, во-первых, в стремлении педагогов реализовать свои образовательные программы и технологии, что в рамках государственной школы в тот период было затруднительно. Во-вторых, назрела необходимость отклик-нутьсянаизменениясоциально-экономическойситуа-ции в стране и изменения образовательных потребностей в обществе.В-третьих,нельзя сбрасыватьсо счета и перегруженность массовой школы, невозможность в этих условиях осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. Это породило потребность родителей в школе, которая бы обеспечила личностно ориентированное образование.

Негосударственные образовательные учреждения могут иметь в качестве своих учредителей частных лиц, общественные (ассоциации родителей, крупные корпорации) и религиозные организации, и в соответствии с Законом РФ «Об образовании» могут ор-ганизовыватьдошкольные, общеобразовательные(на-чальноеобщее,основноеобщее,среднее-полное-общее образование),начально-профессиональные,средниеи высшиепрофессиональныеучрежденияобразования, атакжеспециальные(коррекционные)школы,учреж-дениядополнительногообразования,другиеучрежде-ния, осуществляющие образовательный процесс.

Как часть и вид общей системы образования негосударственные учреждения выполняют функции экономического, социального и культурного характера, а как специфическому образовательному институту им присущи такие функции, как инновационность, вариативность, компенсаторная, привлечения допол-нительныхэкономическихресурсоввсферуобразова-ния,материальнойподдержкинаучно-педагогических

работников. Разумеется, государственныеучреждения также выполняют эти функции, но не все из них относятся к разряду обязательных [5].

Для негосударственной образовательной школы преимущественной характеристикой становится утверждение партнерского типа взаимодействия между участниками педагогического процесса, основанного на приоритетности позитивных межличностных отношений и идеологии сотрудничества в образовательной деятельности, что предопределяется ценностной ориентацией педагогов НОУ на диалог и сотрудничество с учениками. В негосударственной системе установка начеловекотворческоеобщениесучеником перерастает в реальную стратегию поведения, в то время как в государственных школах чаще наблюдается лишь понимание новой роли учителя и попытка этому пониманию соответствовать. Существенно отметить также, что в негосударственных школах - лучшие организационные условия процесса обучения в сравнении с обычной массовой школой, повышенная профессиональная ответственностьучителейпередучащими-ся и родителями в связи с платностью образования.

И хотя сегодняшние школы государственного сектора пытаются реализовать идеи многообразия, вариативности содержания и организационных форм, методико-технологических подходов, преодолевая тенденции единой (однообразной) школы, гарантом независимости и творческой самостоятельности вы-ступаетвсе-такинегосударственнаясистемакакменее зависимая от навязываемых сверху установок. В них наиболее ярко проявляется ориентир на личностные потребности ребенка, специфику научных концепций, своеобразныймеханизморганизацииобразовательно-го пространства.

Деятельность и успешность общеобразователь-нойшколы, как государственной, так и частной, можно оценить по следующим критериям:

-целостнаясистеманепрерывногообразования: детский сад - школа - вуз;

- тщательный подбор педагогов;

- углубленное изучение отдельных предметов и введение в программу дополнительных дисциплин, подготовка детей к сдаче международных экзаменов на языковые сертификаты;

- небольшая наполняемость классов;

- индивидуальный подход к каждому ребенку;

- применение дифференцированного подхода -уровневое обучения;

- большая часть домашних заданий выполняется в школе;

- мощная психологическая служба и высококлассное медицинское обслуживание;

- хорошая оснащенность;

- комфорт и безопасность;

- организация досуга детей (в том числе регулярные поездки за границу на отдых и для языковой практики).

Большинство исследователей [10] считают, что качество образования выше именно в частных школах и аргументируют свою позицию тем, что за уровень

предоставляемых ими услуг они ответственны перед родителями. Считается, что государственные школы легче избегают ответственности за низкое качество образования, так как они в основном подотчетны чиновникам и в меньшей степени - родителям учащихся [6].

Достоинствами негосударственного сектора является то, что частные школы вбирают в себя «не вписывающихся» в стандарт подростков, отрабатывают модели школы с учетом региональных особенностей (в частности, национальных), становятся базой для педагогического эксперимента, обеспечивающего развитие инновационных технологий, способствуют снижению наполняемости государственных образовательных учреждений, привлекают дополнительные инвестиции в сферу образования, сотрудничают с престижными вузами России и зарубежными учебными заведениями, ведётся целенаправленная подготовка старшеклассников в конкретные российские и зарубежные вузы (свидетельством данного факта является информация о поступлении каждого выпускника, предоставленная на сайтах негосударственныхшкол).

К сожалению, у негосударственных частных школ масса трудностей и проблем. В связи со сложной демографической ситуацией в стране частные школы находятся в состоянии конкуренции за учащегося, как междусобой,такисгосударственнымиобщеобразова-тельными учреждениями, так как родители стараются выбирать для своих детей те школы, которые способны обеспечить хорошие условия обучения и предоставить разнообразные и качественные образовательные услуги.

Перед частными школами встает ряд важных вопросов:

1. Как быть востребованным детьми и родителями - основными заказчиками и потребителями образовательных услуг?

2. Как быть конкурентоспособным в едином образовательном пространстве города?

3. Как стать учреждением, которое, разумно сохраняя традиции и профили, находится в постоянном поиске и осмыслении своей деятельности с современных позиций?

Ключевой фигурой, от которой зависит эффективность проводимой школой образовательной политики, является директор. результаты деятельности школы, её конкурентоспособность и востребованность зависят от того, насколько проф ессионально организовано управление, правильно ли выбраны приоритеты. В современных условиях успех работы школы прямо пропорционален тому, насколько директор частной негосударственной школы эффективно занимается маркетинговой деятельностью с целью создания жизнеспособного и конкурентоспособного учебного заведения.

Маркетинг представляет собой вид управленческой деятельности, который непосредственно охватывает как разработку услуг, так и удовлетворение образовательных потребностей с помощью этой услуги [5]. При формировании плана маркетинговой деятельности должны учитываться цели и интересы школы. Игнорирование этого положения не позволяет в полной

меререализоватьреальныевоспроизводственныепро-цессы и обеспечить эффективное функционирование школы. При определении маркетинга должно быть рациональное соотношение между удовлетворением потребности, целями потребителя и социальными целями [5]. Маркетинг используется также для выявления образовательных потребностей и установления степени их удовлетворения образовательными услугами с целью привлечения новых и удержания постоянных потребителей [7].

Для повышения эффективности управления частной школой может быть создан полноценный маркетинговый отдел, основными направлениями деятельности которого будет следующее:

1. Изучение спроса потребителей на образовательные услуги. Целью данного направления является изучение и формирование спроса потребителей на образовательные услуги. Изучение спроса потребителей состоит в изучении потенциальных потребителей (учащихся, родителей, жителей микрорайона) и в выявлении их реальных потребностей в конкретной образовательной услуге для определения конкурентоспособности услуги.

2. Оценка возможностей частной школы. Его целью исследования может быть оценка возможностей школы в предоставлении конкурентоспособных образовательных услуг. Оценка возможностей школы начинается с анализа внутренних и внешних условий функционирования школы, который состоит в тщательном изучении реальных средств и возможностей сильных и слабых сторонобразовательногопроцесса и ванализевсейсовокупностиусловийреализацииобра-зовательных услуг (оценка материально-технической базы, научно-методического обеспечения, кадрового потенциала, нормативно-правовых основ для разработки новых услуг).

3. Изучение существующих и потенциальных конкурентов. Целью данного направления является изучение потенциальных и существующих конкурентов. Под конкурентами подразумеваются негосударственные и государственные общеобразовательные учреждения, находящиеся в том же районе, а также школы, предлагающие такие же образовательные услуги, как данная частная школа.

Анализ деятельности школ-конкурентов с одной стороны направлен на выявление их слабых мест с целью использования в маркетинговой стратегии, а с другой - на изучение прогрессивных методов организации образовательного процесса для внедрения в своей школе.

4. Продвижение образовательных услуг на рынке. Целью этого направления является определение мероприятий по продвижению образовательных услуг,внедрениеважнейшихсовременныхтехнологий продвижения образовательных услуг (традиционная и креативная реклама, событийный маркетинг, выста-вочнаядеятельность,прямоймаркетинг,и коммуникационный сервис, менеджмент отношений), поддержание информационной активности в Интернет-среде, разработка личного web-сайта, расширение осведомленности и сопровождение реальных и потенциаль-

ных потребителей, формирование имиджа и управление репутацией, подготовку потребителей (учащихся, родителей,жителей и общественность микрорайона)к благоприятному отношению к новой образовательной услуге иподдержкуспросана образовательную услугу на высоком уровне.

5. Планирование и разработка новых образовательных услуг, выходящих за рамки Учебного плана образовательного учреждения. Цель - расширение спектра образовательных услуг (уникальность и мно-говариативность образовательных услуг), разработка новых востребованных и удовлетворяющих запросы потребителей образовательных услуг со степенью инновационности.

6. Повышение качества предоставления образовательных услуг. Целью данного направления являет-сяповышениекачествапредоставленияобразователь-ных услуг, разработка системы менеджмента качества образовательных услуг: стандартизация и сертификация, введение добровольной сертификации: анализ эффектов.

7. Определение политики ценообразования. Его предназначение заключается в разработке ценовой политики: установление цен на новые образовательные услуги, адаптацияцен ( структураскидокцен, наценки ).

8. Организация маркетинговой информационной системы. Назначение данного направления - создать маркетинговую информационную систему для проведения маркетинговых исследований (внутренних и внешних), сбора маркетинговой информации, анализа процессов, происходящих на рынке образовательных услуг, осуществления постоянного наблюдения за окружающей информационной средой, обеспечения руководства школы данными о внешних условиях деятельности и о деятельности всех ее подразделений (учащиеся, учителя, техперсонал), хранения данных, контроля претворяемых в жизнь мероприятий.

Школа заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. В частности, ей нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий. Все это и составляет процесс управления маркетингом.

Итогом работы предлагаемого маркетингового отдела будет являться улучшение позиционирования негосударственного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, реализация концепции удовлетворения потребностей, разработка новой образовательной услуги, привлечение родителей (заказчиков образовательных услуг) к сотрудничеству посредством оказания дифференцированных образовательных услуг,

Предложенныерекомендации,направленныена совершенствование системы управления, по нашему мнению, послужат росту конкурентоспособности, и в целом, благоприятным образом отразятся на положении российской средней школы на рынке образовательных услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Витковский А. Частные школы под прессом общих проблем. Сохранится ли в России негосударственное образование // Первое сентября. 2011. № 4. С. 24-28.

2. Енгалычева М. Эверест образования // Пензенская правда. 2009. 21 апреля.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании». Глава II. Система образования. Статья 11.1. Государственные и негосударственные образовательные организации. Статья 12. Образовательные учреждения.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании». Глава IV. Экономика системы образования.

5. Маркетинг образовательных услуг / Под ред. Н.А. Пашкус. СПб.: Книжный дом, 2007. С. 16.

6. ФруминИ.Д.,ПолярушП.П..Частно-государственное партнерство в образовании: уроки международного опыта // Вопросы образования. 2008. № 2. С. 73-107.

7. Петрова У.Г. Маркетинговая деятельность как условие модернизации управления адаптивной школой. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Яркутск: ЯТУ им. М.К. Амосова, 2007. 19 с.

8. Отчет по работе за 2010 г. Комитета Государственной Думыпообразованию(Ъйр: //www.komitet8.km.duma. gov.ru/site.xp/049057.html).

9. Российский статистический ежегодник 2010: статистический сборник. М.: Росстат, 2010.

10. TooleyJ. The global education industry // IEA Yearbook ofGovernmentPerformance/Ed.WarburtonP.London: Profile Books, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.