Научная статья на тему 'Моделирование системы управления современной общеобразовательной школой с позиций системного подхода'

Моделирование системы управления современной общеобразовательной школой с позиций системного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1176
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / SYSTEM APPROACH / SYSTEM FACTORS / CONDITIONS OF STRUCTURAL AND FUNCTIONAL COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любченко Ольга Андреевна, Карпова Светлана Ивановна

В статье отражены вопросы управления современной общеобразовательной школой с позиций системного подхода с учетом государственно-общественного характера управления образованием и переводом образовательных учреждений в новые типы: казенные, автономные и бюджетные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF CONTROL SYSTEMS WITH THE MODERN SECONDARY SCHOOL SYSTEM APPROACH

This paper addresses issues of a modern secondary school managing in terms of systematic approach taking into account the public nature of public administration of education and educational institutions in the transfer of new types: state-owned, independent and budget.

Текст научной работы на тему «Моделирование системы управления современной общеобразовательной школой с позиций системного подхода»

УДК 159.922.7

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

© Ольга Андреевна ЛЮБЧЕНКО

Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация, кафедра теории и истории педагогики, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, e-mail: LubchenkoO@pedagog.mgpu.ru © Светлана Ивановна КАРПОВА Одинцовский гуманитарный институт, г. Одинцово, Московская область, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, ректор, e-mail: karpova_svetlana@inbox.ru

В статье отражены вопросы управления современной общеобразовательной школой с позиций системного подхода с учетом государственно-общественного характера управления образованием и переводом образовательных учреждений в новые типы: казенные, автономные и бюджетные.

Ключевые слова: системный подход; системообразующие факторы; условия функционирования; структурно-функциональные компоненты.

При моделировании управления современной общеобразовательной школой (гимназией, лицеем) с позиции системного подхода мы будем понимать, что система - это «целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой» [1, с. 8].

Мы будем рассматривать школу как сложную социально-педагогическая систему, являющуюся одновременно системообразующей подсистемой системы образования,

обладающую интегративным свойством качественно удовлетворять образовательные потребности общества в лице государства, потребителей образовательных услуг и работодателей. Как социально-педагогическая система, школа находится под «контролем» общества, т. е. той социальной системы, частью которой она является. Общество формирует заказ, и в соответствии с ним, строит систему образования. Сегодня управление образованием носит государственно-общественный характер, в дальнейшем предполага-

ется переход к общественно-государственному управлению образованием. Государственно-общественный характер управления образованием закреплен в законе Российской Федерации «Об образовании», который объединяет усилия государства и общества в решении проблем образования в интересах человека, общества и государства. Государственная политика в образовательных учреждениях проводится местными органами управления путем соблюдения государственных образовательных стандартов [2]. Общественное самоуправление в этом случае содействует демократизации образования и развитию самостоятельности всех образовательных учреждений. Практическим воплощением общественного характера управления образованием на уровне школы является деятельность коллективного органа управления - совета школы, регулируемая «Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской федерации» [3].

В моделировании управления школой находит отражение переход образовательных учреждений в новые типы: казенные, автономные и бюджетные. Нормативно-правовой ресурс такого перехода составляет федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [4]. Закон предоставляет возможность образовательным учреждениям выступать полноценными участниками рыночных отношений.

Такая форма некоммерческих образовательных учреждений, как автономные и бюджетные учреждения предполагает отмену субсидиарной ответственности, т. е. учредители не приобретают никаких прав на имущество и не несут никакой ответственности по обязательствам учреждений, однако учредители обязаны осуществлять надзор за соответствием деятельности образовательных учреждений уставным задачам в порядке, определенном учредительными документами.

Вводя в правовую систему автономных образовательных учреждений школы, законодатель тем самым обеспечил юридическую

возможность управления ими в современных рыночных условиях [5].

Помимо учредителя наблюдательный совет школы следит за соответствием деятельности школы нового типа уставным задачам в порядке, определенном учредительными документами и принимает участие в организации образовательного процесса.

Нормативно-правовая база образовательных учреждений нового типа является для школы ресурсом, который позволяет эффективно распоряжаться имуществом для расширения спектра образовательных услуг, в т. ч. на внебюджетной основе. Сочетание образовательных услуг на бюджетной основе с услугами на внебюджетной основе позволяет школе выполнять свою миссию: обеспечивать в максимальной степени развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников посредством реализации воспитательно-образовательной деятельности по образовательным программам трех ступеней общеобразовательной школы и различным программам дополнительного образования.

Функционирование педагогической системы школы направлено на достижение целей, обусловленных потребностями общества, которые должны быть достигнуты в строго определенное время (9-11 лет), и характеризуется уровнем достигнутых результатов.

Управление школой как педагогической системой означает, что управленческая деятельность всех участников этого процесса -должностных лиц, учителей, учащихся - в равной мере направлена на выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического и ученического коллективов, на отбор содержания и использование разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательной работы.

Для построения модели управления школьной педагогической системой выделим в ней:

1) системообразующие факторы, представленные:

- целями;

- результатами;

2) условия функционирования:

- социально-педагогические;

- временные;

3) структурно-функциональные компоненты:

- представляющие структуру как управляющую подсистему (педагогический коллектив со своим содержанием, средствами, формами и методами педагогической деятельности) и управляемую подсистему (ученический коллектив с многообразием видов деятельности: учебной, исследовательской, спортивной, художественно-эстетической, общественно-полезной);

- представляющие функциональные компоненты: педагогический анализ, целе-полагание и планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование.

Важным системообразующим фактором и началом функционирования педагогической системы является общая цель совместной деятельности учителей и учащихся, направленная на гармоничное развитие личности учащегося, на его самоопределение и создание условий для саморазвития. Общая цель может детализироваться в частных целях, сформулированных по разным направлениям учебно-воспитательной работы. Эффективным управление школой будет при условии соотнесения частных целей с общей всеми участниками образовательного процесса от директора до органов ученического самоуправления.

Результат, как системообразующий фактор, определяется системой критериев, обеспечивающих определение уровня образованности, воспитанности отдельных учащихся и ученических коллективов в целом. Наличие обоснованной системы критериев позволяет соотносить принятую цель деятельности с ее фактическим состоянием, анализировать, контролировать, регулировать и коррегировать деятельность педагогической системы и всех ее структурных элементов.

Под социально-педагогическими условиями функционирования педагогической системы мы будем понимать социальные, экономические, культурные, национальные, географические условия, влияющие на деятельность школы

Временная характеристика педагогической системы обусловлена введением трех ступеней общеобразовательной школы: начальное общее - 1-111 (IV) классы; основное общее - IV ^)-1Х классы; среднее (полное) общее образование - X (XI) классы. Каждая ступень общего образования решает свои специфические задачи, но общая направлен-

ность деятельности подчинена основной цели - развитию личности школьника. Системообразующие факторы, социально-педагогические и временные условия влияют на управление школой и определяют особенности взаимодействия структурных и функциональных компонентов.

Многообразие и сложность структурных компонентов педагогической системы школы, управление одновременно двумя объектами - учителем и учеником, являющимися одновременно и субъектами управления, требует разумной дифференциации и координации деятельности, с выделением уровней управления. Первый уровень - стратегическое направление развития школы, представляемое директором школы, руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Второй уровень - заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, старшие вожатые, органы и объединения, участвующие в самоуправлении, осуществляющие тактическое управление школой. Третий уровень - оперативное управление, представленное учителями, классными руководителями, выполняющими управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности и дополнительного образования. Четвертый уровень -учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение уровня самоуправления подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками: ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития. В приведенной иерархической структуре взаимодействия каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.

Содержание как структурный компонент целостного педагогического процесса определяется целями, стоящими перед общеобразовательным учреждением, - гимназией, лицеем или общеобразовательной школой. Характерные для современного общества процессы гуманизации и гуманитаризации, индивидуализации и дифференциации, усиления культурологической направленности об-

разовательного процесса определяют особенности использования форм и методов обучения и воспитания учащихся.

Наряду с формами коллективной и групповой работы особое внимание уделяется формам индивидуальной работы. Многообразие форм организации целостного педагогического процесса отражает многообразие видов совместной деятельности учителей и учащихся: учебной, проектной, проектно-исследовательской, общественно-полезной, эстетической, спортивной, патриотической и др.

При этом важны способы воздействия управляющей системы на управляемую систему, способы их взаимодействия и развития, т. е. методы. Эффективность системы методов зависит от того, насколько они соответствуют конкретной педагогической ситуации, сложившимся отношениям между педагогами и учащимися, возможности оптимального сочетания различных методов, отражающих организационное, функциональное и информационное единство педагогической системы. Наряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулирования и самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки информации, проведения диагностики индивидуального развития, коррекции и др.

Структурные компоненты не существуют сами по себе, через педагогическую деятельность они образуют функциональные компоненты педагогической системы. В основе функциональных компонентов лежат устойчивые связи основных структурных компонентов педагогической деятельности. Функциональные компоненты: педагогический анализ, целеполагание и планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование - отражают педагогический процесс в его движении, развитии и совершенствовании.

Структурно-функциональная сложность социально-педагогической системы школы требует управленческого внимания к каждой подсистеме школы, к каждому структурному и функциональному компоненту. Управленческий труд в школе разнообразен, для него характерен напряженный ритм, множество стрессовых ситуаций. Директор и администрация в ходе процесса управления имеют дело с учителями, учениками, родителями, общественностью, контролирующими орга-

низациями образовательной системы, при этом складываются административные, правовые, трудовые, экономические, этические отношения. В школе играют свою роль неформальные управленческие отношения, возникающие под влиянием симпатий и антипатий. Вся многообразная система отношений определяет психологический климат коллектива. Все это предъявляет высокие требования к организации и осуществлению процесса управлению школой и лично к ее руководителю.

Моделирование управления школой с применением системного подхода, на наш взгляд, должно:

1. Ориентироваться на государственнообщественный характер управления современным образованием.

2. Учитывать тип образовательного учреждения: бюджетное, автономное, казенное.

3. Ориентироваться на выполнение действующих образовательных стандартов, предусматривающих удовлетворение запросов всех групп потребителей образования.

4. Определять главной целью и результатом функционирования системы управления школой не только образованность и воспитанность выпускников, но и способность их к самообразованию, саморазвитию (к выстраиванию собственной траектории образования), удовлетворенность выпускника качеством получаемых образовательных услуг.

5. Обеспечивать целенаправленность, устойчивость, конкурентоспособность системы управления во внешней (маркетинговой среде) посредством:

- управления личностными знаниями педагогов с учетом непрерывного повышения их квалификации;

- маркетинга как системы управленческой деятельности, определяющей поведение школы в рыночной среде, направленной на более эффективное удовлетворение образовательных потребностей путем изучения рынка образовательных услуг и рынка труда;

- интегративной информационной основы оперативного управления образовательным процессом (под информационной основой понимается информация, необходимая для принятия оперативных управленческих решений во всех подразделениях школы в соответствии с полномочиями субъектов, управляющих образовательным процессом);

Рис. 1. Модель системы управления современной общеобразовательной школой с позиции системного подхода

- сотрудничества субъектов управления как внутренних социальных партнеров, интегрирующих усилия в достижении целей;

- установления взаимодействия с внешними социальными партнерами: образовательными учреждениями, научными центрами, вышестоящими органами управления и т. д., влияющими на педагогическую систему школы.

Нами представлена четырехуровневая структурно-функциональная модель управления школой, в ней учтен такой качественный признак управления как результат в достижении цели образовательного процесса (рис. 1). Теоретически такая модель управления школой позволяет обеспечить не только долгосрочное (соответствующее образовательному циклу), но и оперативное управление педагогической системой школы. Для определения эффективности модели управления необходима диагностическая методика, включающая инструментарий отбора и квалиметрическую обработку информации с использованием установленных критериев и показателей:

- качества и результатов образовательного процесса внутри школы;

- удовлетворенности образовательными услугами выпускников, соответствие качества полученных видов услуг их ожиданиям;

- оценки уровня образования выпускников работодателями и вузами в сравнении с государственной аттестацией;

- оценки качества предоставляемых образовательных услуг родителями.

Выводы

1. Сущность управления современной школой как педагогической системой в пространстве ее взаимодействия с внешней (маркетинговой) средой состоит в установлении структурно-органических связей внутри системы и с другими системами, одновременно участвующими в создании интегративного свойства целостной системы управления - обеспечивать в полном объеме требования к качеству образовательной продукции школы всех ее потребителей.

2. Интегративными критериями качества управления школой как образовательной системой являются:

- субъектная профессиональная компетентность педагогов, основанная на личностном знании;

- субъектная активность школьников в образовательной деятельности;

- образованность выпускников, их способность к саморазвитию;

- удовлетворенность потребителей образовательных услуг их качеством.

3. Эффективность системы управления в школе в пространстве ее взаимодействия с внешней (маркетинговой) средой зависит от нормативных и маркетинговых требований к качеству самого процесса управления и его результатов, нормативных и маркетинговых компонентов системы управления, мониторинговых и маркетинговых информационных основ оперативного управления.

4. К основным интегративным результатам эффективной системы управления школой относятся:

- получение интегративных критериев качества;

- обеспечение целенаправленности, конкурентоспособности системы управления во внешней (маркетинговой) среде;

- создание единой информационной основы управленческих воздействий на качество образовательного процесса.

1. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. М., 2007.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования Российской Федерации. М., 2011.

3. Временное положение о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации: приказ Министерства образования Российской Федерации № 356 от 14.09.1994 г.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федеральный закон Российской Федерации от 8.05.2010 г. № 83-ФЭ.

5. Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений, субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности: приложение к распоряжению Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1505-р.

Поступила в редакцию 22.04.2012 г.

UDC 159.922.7

MODELING OF CONTROL SYSTEMS WITH THE MODERN SECONDARY SCHOOL SYSTEM APPROACH Olga Andreеvna LYUBCHENKO, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russian Federation, Theory and Pedagogics History Department, Candidate of Education, Senior Lecturer, e-mail: LubchenkoO@pedagog.mgpu.ru

Svetlana Ivanovna KARPOVA, Odintsovo Humanitarian Institute, Odintsovo, Moscow region, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Rector, e-mail: karpova_svetlana@inbox.ru

This paper addresses issues of a modern secondary school managing in terms of systematic approach taking into account the public nature of public administration of education and educational institutions in the transfer of new types: state-owned, independent and budget.

Key words: system approach; system factors; conditions of structural and functional components.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.