АЛГОРИТМЫ ВЫСШЕЙ ШКОПЫ
УДК 371
Сергей Александрович ПУНТУС,
начальник учебного отдела Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук, доцент
ЮРИДИЧЕСКИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ
NON-GOVERNMENTAL LAW EDUCATIONAL INSTITUTIONS: CURRENT PROBLEMS AND NEW POSSIBILITIES
Реформа юридического образования в России влечет неизбежность изменений в системе подготовки юристов негосударственными образовательными учреждениями. В статье рассматриваются недостатки и положительные аспекты функционирования юридических негосударственных образовательных учреждений, предлагаются меры по совершенствованию их деятельности.
The reform of legal education in Russia leads to inevitability of some changes in the system of lawyers' training at the non-government educational institutions. The article considers the positive and negative aspects in the functioning of the non-governmental law educational institutions. The author suggests the measures for the improvement of their activity.
Ключевые слова: юридические негосударственные образовательные учреждения, качество подготовки юристов, рейтинг вузов.
Keywords: non-governmental law educational institutions, quality of lawyers' training, rating of higher educational institutions.
E
26 мая 2009 г. Указом Президента РФ №599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» была поставлена задача не только повышения качества образовательных программ высшего профессионального образования в области юриспруденции, но и усиления контроля
деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров в Российской Федерации.
Какие цели преследовал данный Указ Президента РФ в период, когда в России продолжается реформирование системы образования? Ответ прост - стремле-
Алгоритмы высшей школы
ние поставить «пол контроль» юридическое образование, создать монополию в сфере юридических образовательных услуг.
Российская высшая школа за последние голы подвергалась крайностям. Если первоначально роль государства в образовании начала снижаться (в первую очередь в финансировании) и значительно возросло количество образовательных учреждений (в основном за счет платных и негосударственных), то теперь образовательная реформа пошла в обратном направлении. Последние годы наметилась ярко выраженная тенденция к ужесточению требований, предъявляемых к негосударственным образовательным учреждениям (НОУ), и в первую очередь к НОУ, готовящим юристов. При этом государство явно отдает преференции государственным юридическим вузам.
«...Используя ресурс бюджетного финансирования, государственное высшее юридическое образование пытается сбросить негосударственное высшее юридическое образование с «перевала», чтобы снова безраздельно завладеть образовательным пространством, то есть, попросту говоря, опять его монополизировать.»1.
Негосударственные юридические образовательные учреждения часто критикуют. Какие же аргументы приводятся в упрек деятельности юридических НОУ? Постараемся их выделить и оценить.
1. Наличие большого количества юристов в России вызывает невостребованность выпускников юридических НОУ.
Следует отметить, что в России не раздаются возгласы о переизбытке финансистов или экономистов, которых явно не меньше. В то же время закон рынка -спрос рождает предложение - вполне обосновывает причину, по которой увеличивается количество образовательных учреждений, готовящих юристов. В Советском союзе юристов готовили 52 вуза, а в настоящее время 1211 вузов и фа-культетов.2
Юристов в правовом государстве быть много не может. Выпускники юридических вузов становятся безработными, в
первую очередь, по причине отсутствия ожидаемой ими высокооплачиваемой работы. Правоохранительные органы, многие бюджетные организации испытывают глубокий кризис нехватки юристов высшей квалификации, и именно там молодым юристам можно найти непосредственное применение.
Таким образом, следует признать, что проблема переизбытка юристов в России далека от реальности. Наметившаяся тенденция к уменьшению количества юристов (вернее, лиц, имеющих диплом о юридическом образовании) не является абсолютно верной. «.Наше государство страдает от правового нигилизма народа и его слуг... Нужно идти не по пути сужения юридического образования, уменьшения количества бюджетных мест, закрытия юридических факультетов в «непрофильных» вузах, а, наоборот, по пути создания обширной системы правовых институтов, факультетов, кафедр для внедрения правового мышления в сознании наших граждан.»3 .
2. Отсутствие собственных педагогических кадров у НОУ либо их низкая квалификация.
Бесспорно, количество ученых званий и степеней в юридических НОУ меньше, чем в государственных. Измениться ситуация никогда не сможет, но возможности НОУ использовать в учебном процессе профессорско-преподавательский состав государственных вузов и практикующих юристов нельзя занижать. Более того, это интегрирует образовательное пространство, экономически стимулирует преподавателей, позволяет им совершенствоваться в методике преподавания и т.д.
Мы должны признать, что НОУ выступают способом дополнительного заработка современных российских преподавателей. Это стало неизбежной реальностью как для юридических вузов, так и для иных образовательных учреждений. И оценивать сложившую практику исключительно негативно - не позволительно. Стоит согласиться с высказыванием К.В.Решетниковой и А.Г.Эфендиева: «...Дополнительные за-
работки могут как способствовать развитию профессионального уровня, обеспечивая гармонизацию научного и преподавательского вектора развития преподавания, так и тормозить, а в некоторых случаях и разрушать уровень профессионального развития. Все зависит от характера, интенсивности и мотивации дополнительных заработков и т.д...»4.
На сегодняшний день сложилась негативная ситуация, при которой уровень квалификации преподавательского состава постоянно снижается. Подобное объясняется низкой конкурентностью среди желающих работать в системе высшего профессионального образования. И если государственные образовательные учреждения «принуждают» преподавателей к прохождению стажировок, повышению квалификации и преподавательского уровня, то во многих НОУ работа по повышению педагогического мастерства собственного преподавательского состава осуществляется не продуктивно. Конечно, различные формы стажировки преподавателей - в других образовательных учреждениях или правоохранительных органах - присутствуют в планах работы кафедр и факультетов, однако на проведение конкурсов профессионального мастерства, функционирование школы педагогического мастерства и т.п. руководству НОУ следует обратить пристальное внимание.
3. Низкий научный потенциал и отсутствие практической направленности образовательного процесса в юридических НОУ.
На заседании Аккредитационной коллегии Рособрнадзора 4 апреля 2008 г. руководитель Национального аккредитаци-онного агентства В.Г.Наводнов отметил, что если общие тенденции развития государственных и негосударственных вузов примерно одинаковые, а в некоторых НОУ есть показатели, которые выше, чем у государственных (в частности, по использованию в образовательной деятельности вычислительной техники), то по развитию науки НОУ проигрывают.5
Одним из направлений решения этой проблемы и совершенствования юридического образования в целом является повышение его практической направленности. Одним из путей видится возможность «специализировать» юридические образовательные учреждения (как, например, образовательные учреждения системы МВД России, занимающиеся подготовкой юристов для правоохранительных органов).
Юридические НОУ могли бы также пойти по пути специализации и заниматься подготовкой кадров для ФАС, нотариата, ювенальной юстиции и др. Важным с точки зрения повышения научной и практической составляющей деятельности юридических НОУ видится выполнение заказов на научные исследования муниципалитетов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Представляется, что повышения практической направленности обучения и активизации научно-исследовательской деятельности можно добиться, создавая юридические клиники при юридических НОУ.
Осуществление практического воплощения в жизнь получаемых знаний путем консультационной помощи населению, ведения просветительской деятельности или ликвидации юридической безграмотности является одним из наиболее обсуждаемых аспектов современного юридического образования. Создание юридических клиник при образовательных учреждениях - важное направление практически-ориентированного обучения, позволяющего будущим юристам получить навыки работы с населением.
Таким образом, для юридических НОУ будет «весомым» подспорьем планируемое включение в новые ФГОС ВПО требования об обязательном наличии в вузе юридических клиник (студенческих правовых консультаций) с разрешением образовательным учреждениям включать их в проведение всех видов практик - от ознакомительной до преддипломной.
4. Низкое качество подготовки юристов юридическими НОУ.
По мнению Министра образования и науки А.А.Фурсенко, до 40% выпускни-
ков юридических вузов в нашей стране -«некачественные специалисты» (выступление на совместной коллегии Генеральной прокуратуры РФ и Министерства образования и наука РФ 27 марта 2008 г.).
К сожалению, низкий уровень подготовки выпускников свойственен именно юридической сфере. Таким «некачественным продуктом» могут «похвастать» не только юридически НОУ, но и государственные вузы (особенно учитывая фактор сохранения бюджетных мест). Эту проблему необходимо решать всему юридическому сообществу.
Следует признать, что качество подготовки выпускников должен оценивать потребитель товара, то есть работодатель. Востребованность выпускников, их закреп-ляемость - вот главные показатели качества подготовки специалистов. Эти критерии, так же как качество подготовки специалистов, должны являться важнейшими показателями в системе рейтинга образовательных учреждений.6
Представляется, что мониторинг закреп-ляемости выпускников должен войти в практику деятельности всех юридических вузов и факультетов. В настоящий момент разгорается дискуссия о необходимости возвращения к распределению выпускников. Однако справедливо утверждение о том, что принудительное распределение выпускников является злом в условиях рыночной экономики и конкуренции труда.
Если мы признаем, что низкое качество выпускников - вина только вузов (как государственных, так и негосударственных), то российское юридическое образование обречено. В качестве подготовки юридически грамотных кадров должны быть заинтересованы работодатели. Последним пора ввести в практику курирование студентов с 3-4 курсов, прохождение на будущем месте работы их преддипломной практики и стажировки. Именно тогда будет действовать эффективная обратная связь «производитель (вуз) - потребитель (работодатель)» и будут выпускаться те специалисты, которые востребованы.
= Алгоритмы высшей школы
Следует отметить еще один аспект низкого качества подготовки юристов. С целью повышения качества образования предлагается ввести общественную аттестацию (аккредитацию) вузов.
«...Введение общественной аккредитации как процедуры, обязательной для прохождения всеми юридическими вузами и факультетами, послужит формой дополнительного контроля качества их образовательной деятельности со стороны уполномоченных компетентных органов. С другой же стороны, это будет ориентировать юридические вузы и факультеты на более глубокий и серьезный подход к введению образовательных программ юридического профиля, организации соответствующего учебного процесса и к подготовке и прохождению как общественной, так и государственной аккредитации.»7.
В Российской Федерации сложилась устойчивая, квалифицированная система государственной аттестации вузов, в том числе и юридических НОУ. Так, с 2004 г. по 2007 г. положительные заключения УМО по юридическому образованию о возможности начала образовательной деятельности по специальности и направлению «Юриспруденция» были получены лишь в 50-70% случаев обращений. Анализ работы УМО по юридическому образованию приводит к выводу, что недостатками, препятствующими открытию новых образовательных программ по юридической специальности, являются: недостаточная (не соответствующая ГОС ВПО) материально-техническая база вуза (филиала), ограниченные возможности по использованию современных технологий в обучении, отсутствие профессорско-преподавательского состава, способного обеспечить высокий теоретический и методический уровень преподавания по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, отсутствие надлежащей базы для проведения практик студентов по заявленной специализации.8 Следует добавить, что указанные недостатки, по мнению некоторых экспертов, присущи именно НОУ.
Ряд представителей органов власти и различных УМО предлагают включить общественную аккредитацию в качестве основного элемента самообследования вуза при процедуре государственной аккредитации. Однако представляется, что общественная аккредитация должна охватывать те критерии и требования, предъявляемые к образовательным учреждениям, которые «не интересуют» Рособрнадзор.
Возможно, что в общественной аккредитации вузов есть здравый смысл. Однако какой субъект будет уполномочен на данную деятельность? Ассоциация юристов России? Это приведет к очередной монополии в сфере юридического образования. Видится, что АЮР может найти множество иных способов подвергать рентгену деятельность образовательных учреждений юридического профиля.9
Так, нелишенным смысла является путь, которым пошли иные общественные организации - Ассоциация инженерных вузов, Ассоциация строительных вузов и др. Речь идет не об общественной аккредитации вуза, а общественной аккредитации специальности, направления подготовки.
Таким образом, представляется, что заключение по общественной аккредитации вуза должно лишь учитываться при государственной аккредитации образовательных учреждений юридического профиля и общественная аккредитация не должна подменять государственную.
5. Низкий уровень методической работы преподавательского состава юридических НОУ.
Проходящая реформа ГОС ВПО, изменение основных направлений развития юридического образования приводят к соответствующим изменениям в образовательном процессе практически всех юридических вузов. Однако по вполне понятным причинам юридические НОУ и их филиалы характеризуются отсутствием динамики учебных планов и программ. Если соответствующие изменения происходят, то зачастую с явным опозданием.
Использование труда «сторонних» преподавателей юридическими НОУ законо-
мерно приводит к тому, что учебно-методическое направление их работы заметно ниже, чем по месту основной работы. Наблюдается низкая активность собственной редакционно-издательской деятельности НОУ.
В некоторых НОУ замечается большое количество публикаций профессорско-преподавательского состава. Но, к сожалению, учебно-методические работы представляют собой чаще всего низкопробную литературу. Выходом из сложившейся ситуации видится активизация юридических НОУ на издание работ, имеющих грифы различного уровня - от регионального до общероссийского.
6. Повышенная коррупционность преподавательского состава НОУ.
За последние годы в нашей стране проведены целый ряд мероприятий по предупреждению коррупции в целом и в сфере образования в частности. Эта «болезнь» присутствует как в государственных, так и негосударственных вузах.
Видится необходимым, чтобы каждое образовательное учреждение создавало собственный комплекс антикоррупционных мер.
7. Отсутствие послевузовского образования НОУ.
Деятельность большинства современных юридических НОУ базируется на подготовке выпускников с базовым высшим образованием. В то же время ниша послевузовского образования оказывается практически незанятой негосударственным сектором. Представляется целесообразным для НОУ переключить внимание на развитие послевузовского образования. И если о создании собственных аспирантур и докторантур в рамках каждого НОУ можно только мечтать, то развитие дополнительного образования, повышение квалификации уже сейчас могут придать «новую жизнь» таким образовательным учреждениям.
Нельзя забывать и о ряде позитивных аспектов деятельности любого НОУ, в том числе и юридической направленности.
Так, немаловажной является социальная функция юридических НОУ. Активная
молодежь (17-23 лет) не только проходит процесс социализации в высшем учебном заведении, но и повышает уровень общих и правовых знаний, готовится к жизни в правовом государстве, «отвлекая от воспитания улиц». Сказанное приводит к выводу, что и воспитательная функция не является чуждой для таких образовательных учреждений. Возможно, что с учетом решаемых социальных задач некоторым юридическим НОУ нужно оказывать целевую государственную поддержку.
Таким образом, запретительные меры не должны быть путем решения проблемы юридических НОУ, точно так же как создание «тепличных» условий или преференций для государственных вузов. Речь должна идти о честной конкуренции между образовательными учреждениями, что позволит повысить качество юридического образования.
1 Панченко П.Н. Негосударственное высшее юридическое образование: отличная заявка на существование // Юридическое образование и наука. 2010. №1.
Алгоритмы высшей школы v
2 См. подр.: Дмитриев Ю. Юрист в России больше, чем юрист // Эж-Юрист. 2009. №25.
3 Ливеровский A.A. России нужны юристы // Эж-Юрист. 2009. №22.
4 Решетникова К.В., Эфендиев А.Г. Профессиональная деятельность преподавателей российских вузов: проблемы и основные тенденции // Вопросы образования. 2008. №1.
5 См.: Государственная аккредитация в «фазе роста» // Аккредитация в образовании. 2008. №23.
6 Видится необходимым, чтобы юридические НОУ активнее участвовали как в существующих глобальных («Шанхайский рейтинг», «QS-THES» и др.), так и в общероссийских рейтингах вузов. Возможно и создание самостоятельного рейтинга юридических НОУ.
7 Слепнева Л.И. Каким быть механизму общественной аккредитации вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров в России? // Юридическое образование и наука. 2009. №4.
8 См. подр.: Степанов А.Г. О некоторых результатах работы УМО по юридическому образованию вузов России // Юридическое образование и наука. 2008. №4.
9 Кроме того, заинтересованность АЮР в высоком качестве юридического образования вполне может найти воплощение в создании на базе ассоциации Института повышения квалификации или т.п.