Особенности развития нефтегазового сектора России в зеркале экономических санкций: тренды и перспективы
Абдуллаев Дамир Абдуллаевич,
соискатель кафедры глобальной энергетической политики и энергетической безопасности, МГИМО (Университет) МИД России, (агж[email protected]
Цель статьи заключается в исследовании особенностей функционирования нефтегазового сектора России в условиях экономической и политической неопределенности - американских санкций, введенных по отношению к России в результате присоединения Крыма. Рассматривается экономическая составляющая санкций в качестве инструмента достижения целей американскими властями, особенности их применения по отношению к проекту «Северный по-ток-2», анализируется проект «Южный газовый коридор» в качестве источника диверсификации газовых поставок в Европу, выделяются структурные изменения в отрасли под влиянием сан-кционного давления, а также анализируется категория «экономические санкции» в контексте новых возможностей развития нефтегазового бизнеса РФ в форме партнерства с азиатскими странами в лице Китая и Индии, а также ускорения процесса развития собственной технологической инфраструктуры для снижения зависимости ключевой отрасли российской экономики от иностранного капитала. Ключевые слова: экономические санкции, Россия, иностранный капитал, инвестиционный климат, импортозамещение, зарубежное кредитование, поставка оборудования, современные технологии, США, ЕС, Северный поток-2, Южный газовый коридор, ОПЕК, Азиатский регион, Дальний Восток.
Начиная с 2014 года под воздействием санкционного давления экономика Россия вступила в новую фазу развития (рецессия), поскольку в результате политических и экономических ограничений все сферы общественной деятельности вынуждены подстраиваться под текущие условия экономической неопределенности. Санкционный режим оказал негативное воздействие на уровень жизни населения страны, платежеспособность граждан, возможность привлечения государством инвестиций с европейского рынка заемного капитала и, более того, радикальные меры американского правительства по отношению к России отразились в оттоке зарубежного капитала из российской экономики, который является неотъемлемым условием развития многих ее отраслей (график 1).
График 1 отражает динамику вложения прямых иностранных инвестиций в экономику России начиная за последние 10 лет и из которой очевидно прослеживается, что санкции 2014 года более негативно сказались на возможностях привлечения иностранного капитала, чем, скажем, глобальный экономический кризис 2008 года. Если во втором случае объем ПИИ в экономике снизился на 41%, но при этом со следующего же года был взят курс экономического выздоровления и в течение последующих двух лет показатель улучшился на 50%, то санкционные ограничения оказали мгновенный негативный эффект на экономику страну и привели к тому, что большинство зарубежных ТНК приостановили свою операционную деятельность на российском рынке ввиду ухудшения состояния инвестиционного климата: ежегодно в 2013-2015 гг. объемы входящих ПИИ сокращались на рекордные 68%, что привело к неготовности национальных домашних хозяйств восполнять пробелы зарубежного финансирования ввиду отсутствия проведения должной политики импортозамещения со стороны государства на краткосрочную перспективу. Таким образом, качественные изменения коснулись всех отраслей экономики, в том числе и нефтегазовую, которая должна, в свою очередь, адаптироваться к новым условиям деятельности в условиях быстро меняющейся макроэкономической конъюнктуры.
Нефтегазовый сектор РФ по праву считается ключевым «драйвером» российской экономики, поскольку является ключевым источником валютных и налоговых поступлений для экономики страны. Осознавая зависимость российской экономики от нефтегазового сектора, Западная коалиция коалиция во главе с США постоянно использует политическое давление в форме постоянно усиливающихся санкций против России. Экономические и политические ограничения направлены, прежде всего, на долгосрочные нефтегазовые проекты, требующие использования кадрового, технического, управленческого и финансового опыта международных нефтегазовых корпораций. В частности, санкционные решения коснулись деятельности крупнейшей российской нефтегазовой корпорации «Роснефть» и независимого производителя газа «Новатэк», а также различных коммерческих банков и компаний в лице «Внешэкономбанк» и «Газпромбанк», которые осуществляют непосредственное финансирование проектов. Таким образом, введенные санкции в отношении российских банков и компаний топливно-энергетического комплекса предполагают ограничения к зарубежному кредитованию, поставку оборудования и современных технологий, обеспечивающих стабильную добычу полезных ископаемых.
Многие российские и зарубежные экономисты рассматривают категорию «экономические санкции» как наложенный коммерческий или финансовый запрет одной и более стран в отношении второй, который, прежде всего, принимает так называемую ограничительную форму, касательно осуществления какой-либо деятельности или, иными словами, объявление одним государством экономической войны другому. На протяжении многих десятилетий санкции выступают важнейшим экономическим инструментом американских властей в контексте внешнеторговой политики. ООН, ЕС и США неоднократно применяли экономические ограничения по отношению к Ирану по различным вопросам, включая его ядерные программы и вопросам нарушения прав человека. ООН и США также вводили санкции против Северной Кореи в ответ на
О £
ю
5
оо 2
сч со £
б
а
2 о
продолжающее развитие ядерной и ракетной программ - так, например, каждый запуск ракеты преследуется очередной волной экономического давления (1). Но, несмотря на всю свою разнонаправ-ленность и фундаментальность, система их применения остается до сих пор неразвитой, что, в принципе, подтверждается на примере антироссийских санкций в отношении нефтегазового сектора, которые, в свою очередь, являются «совместным проектом» между Европой и США. «Размытость» американских санкций по отношению к России заключается в неравномерности их применения. Основная идея санкций США - нанести серьезный урон российской экономике между тем не снижая нефтегазовые поставки РФ на мировой рынок энергоресурсов (2). Постоянно расширяя санкци-онный пакет, американские власти подрывают, прежде всего, собственные интересы: американские корпорации являются ключевыми игроками в сегменте upstream и сервисного бизнеса, и Россия представляет крупнейшую поисково-разведочную территорию для американцев - однако собственные же санкционные меры вынуждают отказаться или временно приостанавливать реализацию достаточно прибыльных и эффективных проектов. Так, ConocoPhillips спустя 25 лет успешной работы покинула рынок, продав свою 50% долю в «Полярном Сиянии», стоимость бизнеса которого оценивается 150 - 200 млн. долл. (3), Exxon Mobil также вышел из совместных проектов с «Роснефтью» по поиску новых углеводородных месторождений в Арктике и Черном море - компания понесла серьезные убытки в результате санкци-онных действий собственных же властей, поскольку в условиях работы вне российских проектов, объемы добычи корпорации существенно понизились (4). Не принимая во внимания, что российская сторона является важной стороной глобальной цепочки поставок энергоресурсов, американцы, фактически, создают угрозу, а не вырабатывают альтернативные источники для энергетической безопасности ЕС, который традиционно считается основным импортером российского газа ввиду таких сложившихся устойчивых факторов как географическая близость и существование долгосрочных торговых связей (диаграмма 1).
Из вышеприведенной диаграммы видно, что европейский регион обеспечивает собственное газопотребление лишь на 1/3 с помощью усилий Норвегии, в то время как доля России в постав-
График 1
Объемы притока ПИИ в экономику России в 2008-2017 гг. Index 2008 = 100
Источник: OECD Economic Outlook 103 datebase
Диаграмма 1
Страна-экспортеры газа в европейский регион в 2017 году Источник: Росстат
ках составляет еще 1/3 часть. Причем при росте собственной экономики Европа ежегодно увеличивает свои потребности в газе приблизительно на 10 млрд. м3 -например, в 2017 году показатель импорта газа европейским регионом увеличился на 5,5% по сравнению с 2016 годом и составил 408,7 млрд. м3 - что и сказывается на увеличительной динамике в экспортной политике «Газпрома» благодаря которого доля РФ в импортной структуре Европы в 2017 году составила 36,9%. В ближайшее время «Газпром» постарается укрепить свое доминантное положение на европейском рынке газа посредством строительства крупномасштабного газового проекта «Северный поток-2», который, в свою очередь, является конфронтацией интересов России и США. Тем не менее данный проект является целесообразным для Европы,
поскольку в условиях роста спроса на газ в регионе необходимы серьезные инвестиции и кооперация. Американские санкции разворачиваются не только против России, но и в отношении всей Европы (в частности, происходит раскол интересов стран ЕС и Германии), считая нецелесообразным финансирование со стороны европейских стран, требуя отказаться от реализации проекта, угрожая санкциями в отношении компаний, задейственных в его реализации, а именно финансовые инвесторы ENGIE SA, OMV, Shell, Uniper, Wintershall. Основной смысл строительства «Северного потока-2» для российского государства является в «установлении прямого контакта с Европой в газовой сфере в обход Украины», в результате которого последняя теряет транзитные сборы в размере 2 млрд долл. ежегодно. По мнению украинской стороны,
График 2
Добыча сырой нефти и объемы его экспорта из России в досанкционный и постсанкционный периоды (баррелей/день)
Источники: составлено автором по данным U.S. Energy Information Administration and Organization of the Petroleum Exporting Countries
График 3
Добыча природного газа и объемы его экспорта из России в досанкционный и постсанкционный периоды (млрд. м3)
Источник: составлено автором по данным BP Statistical Review of World Energy 2018, p. 28 and OPEC: Natural Gas Exports: Eastern Europe & Eurasia: Russia
данный проект не является коммерческим, а носит исключительно геополитический характер. Кроме Украины противниками проекта выступают страны Прибалтики, Дания и Польша, Словакия, боясь потерять выгоду от транзита газа.
Наибольшую экономическую выгоду от реализации проекта среди всех европейских участников проекта получит Германия, которая в случае успешной реализации проекта станет своеобразным дистрибьюторским пунктом российского газа в Европе и усилит свое как экономическое, так и политическое влияние в ЕС. Однако с экономической точки зрения реализация «Северного потока-2» невыгодна американским властям, которые также пытаются закрепиться на европейском рынке газа. В частности, в
различных средствах массовой информации в контексте нефтегазовой кооперации Европы и США часто упоминают о перспективах, взаимовыгодном сотрудничестве в духе партнерства и уважения, защите интересов Европы со стороны США, но на практике американцы преследуют собственные стратегические цели, продавливая свой сжиженный газ в Европу, пытаясь любой ценой убрать конкурентов - в частности, участников проекта «Северный поток - 2» и в ход идут как политическое и дипломатическое давление, так и прямые угрозы - в виде санкционных ограничений по отношению к России.
Особый научный и практический интерес в рамках санкционной политики по отношению России представляет собой
проект «Южный газовый коридор», который фактически является альтернативой «Северного потока-2». Основная цель газового проекта заключается в диверсификации газовых поставок в Европу через Каспий уже к 2019-2020 годах и ослаблении позиций РФ в качестве основного поставщика газа в европейский регион (5). Так, кризисные явления в экономике Европы после событий января 2006 и 2009 годов, связанные с масштабными разногласиями вокруг установления цен на газ между Россией и Украиной, которые, в свою очередь, привели к приостановке газоснабжения в Европу, заставили европейских потребителей адаптировать новую энергетическую стратегию по снижению зависимости в газопоставках из нашей страны. Однако необходимо понимать, что, во-первых, в настоящее время в рамках данного проекта присутствует недостаточное использование производственных мощностей в размере 7 млрд. м3, поскольку, ежегодная добыча азербайджанского месторождения «Шах Дениз» составляет не более 9 млрд. м3 в год, а пропускная способность трубопроводов на транспортировку составляет 16 млрд. м3, во-вторых, при относительно невысоких объемов добычи в размере 9 млрд. м3 Азербайджан не способен удовлетворить даже часть быстрорастущих запросов Европы на газ. Искусственно выступая гарантом энергетической безопасности Европы посредством поиска дополнительных источников диверсификации газовых поставок, США предложит дополнительные объемы сжиженного газа в Европу по завышенным ценам в случае невозможности исполнения Азербайджана своих контрактных обязанностей перед последней. В то же время Россия, без всяких сомнений, предпримет все попытки для укрепления своего лидерства на газовом рынке Европы. Однако в случае невероятного сценария, в рамках которого препятствия со стороны США в виде очередных санкций, которые не позволят достроить трубопровод, либо его запуск будет отложен на долгие годы, что является весьма маловероятным, грозит ЕС экономическому коллапсу - цены на энергоресурсы увеличатся в несколько раз, что, в свою очередь, приведет к росту инфляции.
В отношении нефтегазового сектора РФ экономические санкции носят скорее краткосрочный характер нежели долговременный, поскольку они не оказали отрицательного экономического воздействия на количественные показатели раз-
0 À
BS
S
if
oo
2
сч со £
б
2 о
вития отрасли в долгосрочной перспективе (графики 2 и 3).
График 2 иллюстрирует, что внешние экономические ограничения не повлияли на положительную динамику добычи в нефтяной отрасли: с 2014 по 2017 год суточная норма добычи увеличилась на 3,25%. Хотелось бы отдельно отметить невозможность увеличения данного показателя российской стороной в 2017 году по сравнению с предыдущим периодом, когда членами ОПЕК и ОПЕК+ было принято решение относительно сокращения добычи нефти суммарно на 1,8 миллиона барр/сутки от уровня октября 2016 года для стабилизации рынка, в том числе и России (6). В 2018 году ожидается дальнейшее наращивание производственной динамики ввиду обратной меры ОПЕК по увеличению объемов добычи в мире (7). Говоря об экспортной динамики нефти из России, необходимо отметить, что благодаря выстраиванию новых деловых отношений с китайскими партнерами, удалось перенаправить запасы сырой нефти изначально предназначенных для европейских регионов в Азию, что позволило России остаться на позициях одного из крупнейших экспортеров нефти (8).
График 3 также показывает, что санкции оказали лишь краткосрочной эффект на газовую промышленность: в результате их введения в 2014 году произошло незначительное снижение объемов добычи на 3,8%. Несмотря даже на то, что в 2015 году также продолжилось падение, объемы экспорта выросли к предыдущему периоду, что позволяет сделать вывод о дополнительных внутренних резервах газовой промышленности касательно выхода из кризисных явлений.
Тем не менее, несмотря на свой краткосрочный эффект, санкции оказали непосредственное влияние на процесс реорганизации НГК России, в котором произошли следующие структурные изменения:
■ ряд проектов с участием иностранного капитала либо «заморожены», либо лишились финансирования;
■ инвестиционный вектор развития направляется с Европы в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, в котором в последнее время наблюдается рост спроса на российскую нефть и газ. Основными партнерами для российской стороны выступают Индия и Китай, где уровень потребления неуклонно увеличивается;
■ расширение географического потенциала нефтяных месторождений, в рам-
ках которых осуществляется перенос операционной деятельности из «brownfield» (ранее освоенные месторождения в Западной Сибири и Волго-Уральском регионе) в «greenfield» (новые месторождения на Востоке, освоение которых требует значительных инвестиций и передовых технологий) с целью удовлетворения обязательств по поставкам по отношению к Китаю;
■ в особых экономических зонах и на территориях опережающего развития на Дальнем Востоке происходит предоставление иностранным инвесторам налоговых преференций, упрощенного административного режима, а также модернизация инфраструктуры за счет государства.
Таким образом, нельзя полностью рассматривать экономическую категорию «санкционное давление» в контексте РФ с отрицательной стороны, поскольку реорганизация нефтегазового бизнеса под воздействием внешних угроз, во-первых, создает дополнительные возможности для российской стороны в формировании альтернативных источников притока иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор в форме партнерства с азиатскими государствами, рынки которых представляют, несмотря на ряд рисков, наиболее перспективными в экономическом плане для отечественных государственных корпораций, во-вторых, ввиду возникших политических затруднений с Западом, НГК вынужден подстраиваться под изменившиеся условия и восполнять свое технологическое отставание путем собственных ресурсов, прежде всего, за счет повышения конкурентоспособности собственной технологической базы, что позволит в среднесрочной перспективе снизить зависимость российской нефтегазовой отрасли от иностранного капитала.
Литература
1. URL: http://www.atlanticcouncil.org/ news/in-the-news/fishman-in-foreign-affairs-even-smarter-sanctions-how-to-fight-in-the-era-of-economic-warfare -Atlantic Council. Edward Fishman in Foreign Affairs: Even Smarter Sanctions: How to Fight in the Era of Economic Warfare
2. URL: https://www.bloomberg.com/ news/articles/2014-09-18/why-sanctions-wont-stop-u-dot-s-dot-oil-drilling-in-russia -Bloomberg Businessweek. Why Sanctions Won"t Stop U.S. Oil Drilling in Russia
3. URL: https://www.reuters.com/ article/us-conocophillips-divestiture/ conocophillips-sells-stake-in-jv-with-rosneft-exits-russia-idUSKBN0U51AU20151222 -
ConocoPhillips sells stake in JV with Rosneft, exits Russia
4. URL: https://www.bloomberg.com/ news/articles/2018-02-28/exxon-quitting-russian-oil-ventures-frozen-by-u-s-eu-sanctions - Bloomberg Businessweek. Exxon to Quit Russian Oil Ventures Frozen by U.S. Sanctions
5. URL: https://www.reuters.com/ article/us-grigas-russia-commentary/ commentary-how-to-derail-russias-energy-war-idUSKCN1GQ290 - Reuters. Commentary: How to derail Russia"s energy war.
6. URL: https://www.reuters.com/ article/us-opec-meeting-instantview/opec-reaches-deal-to-cut-oil-output-idUSKBN13R02N - Reuters. OPEC reaches deal to cut oil output
7. URL: https://www.money.cnn.com/ 2018/06/22/news/economy/opec-meeting-oil-saudi-arabia-iran/index.html -CNNMoney. OPEC strikes deal to increase oil production
8. Clingendael International Energy Programme. Sammy Six. Russia"s Oil Export Strategy: Two Markets, Two Faces. Page 16
9. Жизнин С.З. Международное сотрудничество в сфере энергетических технологий; Московский гос. ин-т международных отношений (ун-т) М-ва иностранных дел Российской Федерации, Международный ин-т энергетической политики и дипломатии, каф. международных проблем ТЭК. - М.: МГИМО-Универ-ситет, 2016. - 249, с.
10. Рогожа И.В. Нефтяной комплекс России: государство, бизнес, инновации: монография. - М.: ИНФРА-М 2017. - 244 с. - (Научная мысль)
Developmental aspects of Russian oil-and-gas industry in the shadow of economic sanctions: trends and prospects Abdullaev D.A. MGIMO (University)
The purpose of the paper is to scrutinize main developmental aspects of Russian oil-and-gas industry under the influence of economic and political uncertainty - economic sanctions imposed against Russia for Crimea annexation. The article deals with an economic aspect of sanctions as an instrument of attaining the goals by American authorities, their application features towards Nord Stream 2, analyzes Southern Gas Corridor as an opportunity for gas supply diversification to Europe, determines structural changes in the industry under economic pressure, analyzes economic sanctions itself in the context of new business opportunities for Russian O&G business to cooperate with Asian countries especially China and India and the acceleration of technological infrastructure development to reduce dependence of Russian key economic sector on foreign capital. Key words: economic sanctions, Russia, foreign capital, investment climate, import substitution,
foreign lending, technical equipment supply, modern technologies, USA, EU. Nord Stream 2, Southern Gas Corridor, OPEC, Asia region, Far East. References
1. URL: http://www.atlanticcouncil.org/news/in-the-
news/fishman-in-foreign-affairs-even-smarter-sanctions-how-to-fight-in-the-era-of- economic-warfare - Atlantic Council. Edward Fishman in Foreign Affairs: Even Smarter Sanctions: How to Fight in the Era of Economic Warfare
2. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/
2014-09-18/why-sanctions-wont-stop-u-dot-s-dot-oil-drilling-in-russia - Bloomberg Businessweek . Why Sanctions Won"t Stop U.S. Oil Drilling in Russia
3. URL: https://www.reuters.com/article/us-
conocophillips-divestiture/conocophillips-sells-stake-in-jv-with-rosneft-exits-russia-idUSKBN0U51AU20151222 - ConocoPhillips sells stake in JV with Rosneft, exits Russia
4. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/
2018-02-28/exxon-quitting-russian-oil-ventures-frozen-by-u-s-eu-sanctions -Bloomberg Businessweek. Exxon to Quit Russian Oil Ventures Frozen by U.S. Sanctions
5. URL: https://www.reuters.com/article/us-grigas-
russia-commentary/commentary-how-to-derail-russias-energy-war-idUSKCN1GQ290 -Reuters. Commentary: How to derail Russia"s energy war.
6. URL: https://www.reuters.com/article/us-opec-
meeting-instantview/opec-reaches-deal-to-cut-oil-output-idUSKBN13R02N - Reuters. OPEC limits deal to cut oil output
7. URL: https://www.money.cnn.com/2018/06/22/
news/economy/opec-meeting-oil-saudi-arabia-iran/index.html - CNNMoney. OPEC strikes deal to increase oil production
8. Clingendael International Energy Program. Sammy
Six. Russia's Oil Export Strategy: Two Markets, Two Faces. Page 16
9. Zhiznin S.Z. International cooperation in the
field of energy technologies; Moscow State University. Institute of International Relations (University), Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, International Institute of Energy Policy and Diplomacy, international problems of the fuel and energy sector. -Moscow: MGIMO-University, 2016. - 249, p.
10. Rogozha I.V. Oil complex of Russia: state, business, innovations: monograph. - Moscow: INFRA-M 2017. - 244 p. - (Scientific thought)
О
Ю
s
*
oo 2