"I
International Ideas Festival 'Professionals of the future: the territory of advancing development
6. Koncepciya neprenyvnogo obrazovaniya [The concept of continuous education]. Available at: http // www.ido.tsu.ru. (In Russian).
7. Olshansky Yu. P. Principy formirovaniya strategii v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya (DPO) [Principles of strategy formation in the institutions of additional professional education (APE)]. Creative Economy, 2008, vol. 2, no. 10, pp. 108-114. (In Russian).
8. Vedushchie universitety: strategii razvitiya [Leading universities: development strategies]. University Book, 2016, no. 1, pp. 52-56. (In Russian).
9. Abramov A. G., Bulakina M. B., Ivannikov A. D., Krivosheev A. O., Shmelkova L. V. Sistema dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya Rossijskoj Federacii: klyuchevye statisticheskie pokazateli po rezul'tatam avtomatizirovannogo sbora dannyh [The system of additional professional education of the Russian Federation: key statistical indicators on the results of automated data collection]. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Informatization of Education, 2014, no. 1, pp. 133-134. (In Russian).
10. Vasiliev V. N., Gurtov V. A., Pitukhin E. A., Potupalova L. M. Informacionno-analiticheskaya sistema monitoringa, analiza i prognozirovaniya razvitiya obrazovatel'nyh resursov Rossijskoj Federacii na period do 2015 goda [Information and analytical system for monitoring, analyzing and forecasting the development of educational resources of the Russian Federation for the period up to 2015]. Materials of the III All-Russian scientific-practical conference "Educational environment today and tomorrow. Moscow, Rosobrazovanie, 2006. (In Russian).
11. Kotlyarova I. O., Voloshina I. A. Strategiya i taktika razvitiya podrazdeleniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v konkurentosposobnom universitete [Strategy and Tactics of the Continuing Education Department' Development in a Competitive University]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2018, vol. 10, no. 1, pp. 20-26. (In Russian).
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
FEATURES OF DEVELOPMENT OF SKILLS OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL CREATIVITY OF FUTURE TEACHERS ON THE SUBJECT OF "HANDICRAFTS LESSON"
Введение. В статье представлено исследование по проблеме творчества, представляющего собой специфичную для человека деятельность, которая порождает нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, уникальностью и оригинальностью, и, в частности, научно-технического творчества как основы инновационной деятельности. Научно-техническое творчество будущих преподавателей предмета «Технология» является одной из важнейших составляющих профессионального педагогического образования.
Цель статьи состоит в доказательстве необходимости создания оптимальных условий для эффективного развития научно-технического творчества будущих педагогов по предмету «Технология» посредством внедрения в их деятельность различных форм, средств и методов.
Методология. Исследование проводится на основе аналитического метода, состоящего в анализе теоретической и научно-методической литературы по теме исследования.
Результаты заключаются во всестороннем анализе особенностей развития навыков научно-технического творчества у будущих преподавателей технологии в общеобразовательной школе.
Заключение. Автором отмечается, что развитие навыков научно-технического творчества у будущих преподавателей дисциплины «Технология» в общеобразовательной школе должно иметь место в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов данного направления посредством применения разнообразных форм, средств и методов, основным из которых можно назвать обучение студентов основным принципам руководства творческими проектами.
Introduction. The article presents a study on the problem of creativity, which is a specific human activity, which generates something qualitatively new, characterized by uniqueness, uniqueness and
УДК/UDC 378
В. Е. Минеев, Г. М. Исмаилов, С. С. Исмаилова
V. Mineev, G. Ismailov, S. Ismailova
originality, while scientific and technical creativity is the basis of innovation, which is why the scientific and technical creativity of future teachers of the subject "Technology" is one of the most important components of professional pedagogical education.
The purpose of the article — is to prove that the main idea of the development of scientific and technical creativity of future teachers of the subject "Handicraft lesson" in the Russian Federation is to create in our country the optimal conditions in which could be effective development of scientific and technical creativity of future teachers on the subject "Handicraft lesson" through the introduction into their activities of various forms, tools and methods to engage in scientific and technical creativity.
Materials and Methods. The research is carried out on the basis of the analytical method consisting in the analysis of theoretical and scientific-methodical literature on the research topic.
Results consist of a comprehensive analysis of the author's features of the development of scientific and technical creativity skills of future teachers of the discipline "Handicraft lesson" in secondary school, and proves that such development should take place in the process of teaching future teachers.
Conclusions. The author notes that the development of skills of scientific and technical creativity of future teachers of the discipline "Handicrafts" in secondary school should take place in the process of professional training of future teachers of this direction, and through the use of various forms, tools and methods, the main of which can be called teaching students the basic principles of management of creative projects.
Ключевые слова: подготовка педагогов, научно-техническое творчество, предмет «Технология», общеобразовательная школа, творческие способности, научно-техническое мышление.
Keywords: training of teachers, scientific and technical creativity, the subject "Technology", secondary school, creativity, scientific and technical thinking.
Введение
Актуальность данного исследования по данной теме обусловлена тем, что современный темп и динамика научно-технического прогресса задают новое содержание целям и задачам профессионального образования касательно подготовки педагогов по предмету «Технология», которые должны быть творчески мыслящими личностями, а не просто грамотными и знающими специалистами педагогического профиля.
Под влиянием, которое оказывает на мир научно-технический прогресс, традиционное изобретательство подверглось глубоким изменениям. Оно начало представлять собой наукоемкую сферу производства, а на смену эмпирическому поиску одним индивидом пришла коллективная проек-тно-конструкторская деятельность, в основании которой лежит компьютерная техника и система автоматизированного проектирования (САПР).
Творчество представляет собой специфичную для человека деятельность, которая порождает нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, уникальностью и оригинальностью. Научно-техническое творчество представляет собой основу инновационной деятельности. Именно по данной причине научно-техническое творчество будущих преподавателей предмета «Технология» представляет собой одну из важнейших составляющих педагогического образования.
Таким образом, можно сформулировать основную цель исследования — доказать, что эффективность развития научно-технического творчества будущих преподавателей предмета «Технология» в Российской Федерации зависит от создания оптимальных условий посредством внедрения различных форм, средств и методов, позволяющих заниматься научно-техническим творчеством.
В процессе работы над данной темой были широко использованы труды таких авторов в области педагогики и психологии, как: М. В. Лупандина, Н. А. Лутцева, А. С. Новгородова, Е. Б. Самойленко, В. В. Сульдина, А. С. Шадрин. Особое значение для исследования данной темы необходимо отвести трудам О. В. Сидорова, научно-исследовательские работы которого посвящены особенностям развития научно-технического творчества будущих преподавателей предмета «Технология».
Методология
Основным методов исследования заявленной темы послужил аналитический, состоящий в анализе теоретической и научно-методической литературы по теме исследования.
Результаты
Нами было проанализировано 15 источников литературы по проблеме, а также был сделан авторский вывод относительно особенностей развития навыков научно-технического творчества у будущих педагогов по предмету «Технология».
Научно-творческое развитие личности обучающегося в рамках образовательной области «Технология» предполагает, что оно будет осуществляться под руководством педагогов, которые прошли специальную подготовку. П. С. Самородский говорит о том, что педагог по предмету «Технология» должен представлять собой особенную личность, которая прошла всестороннюю подготовку, так как он должен обладать профессиональной компетентностью специалиста по таким направлениям, как современное производство, педагогика, воспитание, психология и др. [14].
В настоящее время на основе идей, которые выдвигались Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, А. А. Потебней, С. Л. Рубинштейном, П. К. Энгельмейером, П. М. Якобсоном и другими известными психологами, современные исследователи выделяют следующие фазы творческой деятельности: осознание проблемы, ее разрешение и проверку. Причем перечисленные фазы, в свою очередь, делятся на ряд самостоятельных этапов [1, с. 140].
В соответствии с мнением отдельных исследователей техническое творчество представляет собой единый процесс познания и преобразования существующей действительности, в отличие от иных видов интеллектуальной деятельности, которые состоят в том, что обладают практическим, предметным выражением. Кроме того, техническое творчество может рассматриваться в качестве самостоятельной деятельности человека, в рамках которой имеют место постановка или выбор технической задачи, поиск условий и способов ее решения, а также создание нового технического объекта [13, с. 55]. В этот новый объект в обязательном порядке должно быть включено новое техническое решение, которое одновременно выступает в качестве результата достижений и опыта, имеющихся на данный момент и накопленных посредством использования творческого труда множества поколений.
Необходимо отметить, что взгляды практикующих педагогов не всегда совпадают в вопросах, касающихся различных фаз творческого цикла. Так, например, материализация найденного решения часто определяется в качестве второстепенной задачи, которая выходит за рамки собственно творческой деятельности. Многие педагоги выдвигают предположение о сокращении творческого цикла за счет ликвидации непроизводительных временных затрат, возникающих по причине неэффективной организации трудового процесса, отсутствия необходимых навыков исполнения тех или иных операций и т. д.
Наиболее целесообразным при подготовке будущих педагогов по предмету «Технология» к руководству творческими проектами школьников является использование трехэтапной структуры процесса технического творчества, поскольку в данном случае речь идет об особенностях организации воспитательно-образовательной работы со школьниками [2, с. 1411].
Также следует принимать во внимание тот факт, что структура процесса технического творчества, состоящая из трех этапов, может быть детализирована в соответствии с требованиями конкретного педагога. В рамках данной структуры научно-техническая творческая деятельность может быть разделена на такие этапы, как:
— подготовка, результатом который является постановка творческой задачи;
— собственно решение творческой задачи;
— применение полученного творческого решения на практике [12, с. 60].
С целью развития научно-технического творчества обучающихся необходимо учитывать в образовательном процессе самостоятельную значимость каждого из перечисленных этапов научно-технического творческого процесса. Для выполнения научно-технических творческих проектов будущим педагогам необходимо, чтобы у них была возможность овладения научно-технической творческой деятельностью, которая является характерной для каждого из вышеперечисленных этапов [3, с. 47]. Соответственно, в рамках работы над проектами творческой и исполнительской деятельности будущих педагогов необходимо правильное соотношение: без противопоставления их друг другу, а как составляющие образовательного процесса, обладающие равной значимостью.
Если рассматривать в качестве базы современное понимание развивающего образования, то вся познавательная деятельность будущих педагогов может быть отнесена к творческой или же репродуктивной (воспроизводящей) в зависимости от того, куда она направлена.
Репродуктивная деятельность познавательного характера в данном случае может быть рассмотрена в качестве процесса усвоения теоретического материала и последующего выполнения заданий, находящихся в прямой взаимосвязи с практическим применением данного материала, в соответствии с заданным образцом или алгоритмом действия. Относительно же творческой познавательной активности будущих педагогов по предмету «Технология» можно сказать, что она представляет собой процесс усвоения теоретического материала и последующего практического выполнения заданий, причем в основе данного процесса лежит поиск, предвидение и прогнозирование, причем как способов деятельности, так и ее результатов. Познавательная творческая деятельность в данном случае выступает в качестве высшей формы самостоятельной деятельности студентов — будущих педагогов. Что же касается задачи повышения уровня усвоения учебного материала и последующего его применения на практике, то ее решение находится в прямой зависимости от вида познавательной деятельности, в которую включен студент, иными словами, от того, идет ли речь о воспроизведении и творчестве [11, с. 219].
Соответственно, основной задачей учебного заведения, в котором учатся будущие педагоги по предмету «Технология», выступает научение студентов творческой работе, критическому восприятию и обработке полученной информации, самостоятельному добыванию новых знаний и умелому применению их на практике.
Самое широкое распространение в практике педагогической работы получили два наиболее признанных метода, а именно: решение творческих задач и выполнение заданий творческого характера. Метод решения творческих задач находится в прямой зависимости от функционирования мыслительного аппарата и соответствует основному этапу творческого цикла. Если же говорить о методе выполнения творческих заданий, то он, в основном, имеет опору на заключительный этап и тем или иным образом должен быть связан с исполнительской деятельностью, носящей творческий характер.
Необходимо отметить, что метод выполнения заданий творческого характера, связанных с конструированием технических объектов, применяется в большинстве случаев для того, чтобы достичь такой важной педагогической цели, как включение ученика в творческий процесс, предполагающий изготовление конкретного изделия от начала и до конца.
Задания, предлагаемые обучающимся на разных этапах их творческой зрелости, могут охватывать различные виды действий, находящихся в соответствии с полным циклом творчества. Это дает возможность ученикам соразмерять собственный потенциал с задачами роста научно-технического творчества, равно как и планировать выполнение различных заданий на разных этапах обучения.
При выполнении творческих заданий научно-технического характера основная роль подготовки будущих педагогов по предмету «Технология» должна быть отведена процессу решения задач творческого характера [4, с. 183]. Постановка и решение задач различных видов и направленности выступают в качестве одной из наиболее характерных черт научно-технической творческой деятельности. В процессе решения технических задач идет стимулирование продуктивного творческого мышления, а особенно таких его составляющих, как:
— отражение в человеческом сознании той технической среды, которая его окружает;
— осмысление имеющихся знаний индивида, информации и опыта;
— работа по отбору, анализу, составлению и обобщению фактов, а также дальнейшая деятельность по мысленному построению новых образов;
— установление сходства и различия новых образов с теми техническими объектами, которые уже существуют;
— идеализация, или схематические решения, а также процессы абстрагирования, конкретизации, предвидения и воображения [10, с. 51].
В качестве особенностей, которые являются наиболее характерными для технических задач, выступает то, что содержание научно-технической творческой деятельности основывается на техническом материале, в то время как процесс решения такого рода задач в большинстве случаев сопряжен со значительной неопределенностью области поиска, а решение такого рода задач является многовариантным и обладает творческим характером [5, с. 129]. Любое задание, в котором отсутствует творческая задача, перестает быть творческим и может быть в таком случае сведено только к исполнительским действиям. Именно в качестве основной цели организации педагогического процесса, в рамках которого имеет место развитие навыков научно-технического
творчества у будущих педагогов по предмету «Технология», выступает формирование условий для решения творческих задач, связанных не только с выполнением заданий творческого характера, но также и отдельно, в дополнение к ним.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие навыков научно-технического творчества у будущих преподавателей дисциплины «Технология» в общеобразовательной школе должно иметь место в процессе профессиональной подготовки посредством применения разнообразных форм, средств и методов. Одним из примеров может служить обучение студентов основным принципам руководства творческими проектами.
Литература
1. Педагогика профессионального образования / Е. П. Белозерцева, А. Д. Гонеев, А. Д. Пашков и др. ; под ред. В. А. Сласте-нина. М., 2004. С. 136-143.
2. Лупандина М. В. Проблема формирования профессионализма педагога дополнительного образования (в сфере технического творчества) // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 1410-1413.
3. Лутцева Е. А. Современный урок технологии // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С. 45-49.
4. Новгородова А. С. Подготовка учителей технологии к руководству техническим творчеством школьников // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. Челябинск, 2013. С. 182-184.
5. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2008. 368 с.
6. Профессиональная педагогика / под ред. С. Я. Батышева. М., 1997. С. 289-296.
7. Самойленко Е. Б., Белошапка Р. А. Особенности развития технического творчества [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : электрон. сб. ст. по материалам LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2017. № 5 (53). URL: https://sibac.info/anchive/guman/5(53).pdf (дата обращения: 11.11.2018).
8. Сидоров О. В. Проектирование технических объектов как средство развития технического мышления учителей технологии // Технологическое образование в инновационно-технологическом развитии экономики страны : материалы XX Междунар. конф. по проблемам технологического образования. М., 2014. С. 352-356.
9. Сидоров О. В., Козинец Н. Н., Яковлева Л. В. Познавательная и творческая активность учителя технологического образования // Технологическое обучение школьников и профессиональное обучение в России и за рубежом : сб. материалов 9 Междунар. науч.-практ. конф. Новокузнецк, 2014. С. 121-126.
10. Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно-научных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков / О. В. Сидоров, Л. В. Козуб, В. М. Бызов, Н. Н. Козинец // Инновации и инвестиции. 2015. № 4. С. 50-54.
11. Сидоров О. В., Гоферберг А. В. О повышении качества профессионально-технологической подготовки будущих учителей технологии // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8, № 1-2. С. 217-222.
12. Сидоров О. В., Козуб Л. В. Метод творческих проектов как средство развития научно-технологического мышления студентов, получающих технологическое образование // Высшее образование сегодня. 2016. № 5. С. 59-64.
13. Сульдина В. В. Использование ИКТ в развитии творческих умений будущих учителей технологии // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2017. С. 55-56.
14. Сульдина В. В. Особенности технического творчества в подготовке будущих учителей технологии [Электронный ресурс] // Студенческий. 2017. № 20 (20). URL: https://sibac.info/journal/student/21/92226 (дата обращения: 11.11.2018).
15. Шадрин А. С. Развитие творческой активности и технического мышления личности студентов технологического образования // Молодой ученый. 2017. № 12. С. 561-564.
References
1. Belozertseva E. P., Ganeev A. D., Pashkov A. D. et al. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya [Pedagogy of vocational education]. Ed. V. A. Slastenin. Moscow, 2004, pp. 136-143. (In Russian).
2. Lupandina M. V. Problema formirovaniya professionalizma pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya (v sfere tekhnicheskogo tvorchestva) [The problem of formation of professionalism of the teacher of additional education (in the sphere of technical creativity)]. Young scientist, 2015, no. 11, pp. 1410-1413. (In Russian).
3. Lutseva E. A. Sovremennyj urok tekhnologii [Modern technology lesson] // Experiment and innovations in school, 2012, no. 1, pp. 45-49. (In Russian).
4. Novgorodova A. S. Podgotovka uchitelej tekhnologii k rukovodstvu tekhnicheskim tvorchestvom shkol'nikov [The training of teachers of technology to the management of technical creativity of students]. Materials of the IV International Scientific Conference "Pedagogy: traditions and innovations". Chelyabinsk, 2013, pp. 182-184. (In Russian).
5. Polat E. S., Bukharkina M. Yu. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [Modern pedagogical and information technologies in the system of education]. Moscow, 2008, 368 p. (In Russian).
6. Professional'naya pedagogika [Professional pedagogy]. Ed. S. Ya. Batysheva. Moscow, 1997, pp. 289-296. (In Russian).
7. Samoilenko E. B., Beloshapka R. A. Osobennosti razvitiya tekhnicheskogo tvorchestva [The Features of the development of technical creativity]. Electronic collection of articles based on the materials of the LIII international student scientific-practical conference "The scientific community of students of the XXI century. Humanities". Novosibirsk, 2017, no. 5 (53). Available at: https://sibac.info/archive/guman/5(53).pdf (accessed 11.11.2018). (In Russian).
8. Sidorov O. V. Проектирование технических объектов как средство развития технического мышления учителей технологии [Design of technical objects as a means of development of technical thinking of teachers of technology]. Materials of the XX International Conference on Technological Education "Technological Education in the Innovation and Technological Development of the National Economy'. Moscow, 2014, pp. 352-356. (In Russian).
9. Sidorov O. V., Kozinets N. N., Yakovleva L. V. Poznavatel'naya i tvorcheskaya aktivnost' uchitelya tekhnologicheskogo obrazovaniya [Cognitive and creative activity of a teacher of technological education]. Collection of materials of the 9th International Scientific and Practical Conference "Technological education of schoolchildren and vocational training in Russia and abroad". Novokuznetsk, 2014, pp. 121-126. (In Russian).
10. Sidorov O. V., Kozub, L. V., Byzov V. M., Kozinets, N. N. Model' podgotovki uchitelya tekhnologii i ee rol' v formirovanii estestvenno-nauchnyh, obshchetekhnicheskih i tekhnologicheskih znanij, umenij i navykov [Model of technology teacher training and its role in the formation of natural-scientific, General technical and technological knowledge and skills]. Innovation and investment, 2015, no. 4, pp. 50-54. (In Russian).
11. Sidorov O. V., Gopher A. V. O povyshenii kachestva professional'no-tekhnologicheskoj podgotovki budushchih uchitelej tekhnologii [On improving the quality of professional and technological training of future teachers of technology]. Historical and socio-educational thought, 2016, vol. 8, no. 1-2, pp. 217-222. (In Russian).
12. Sidorov O. V., Kozub L. V. Metod tvorcheskih proektov kak sredstvo razvitiya nauchno-tekhnologicheskogo myshleniya studentov, poluchayushchih tekhnologicheskoe obrazovanie [Method of creative projects as a means of development of scientific and technological thinking of students receiving technological education]. Higher education today, 2016, no. 5, pp. 59-64. (In Russian).
13. Suldina V. V. Ispol'zovanie IKT v razvitii tvorcheskih umenij budushchih uchitelej tekhnologii [The Use of ICT in the development of creative abilities of future teachers of technology]. Materials of the II International Scientific and Practical Conference "Pedagogical skills and modern educational technologies". Cheboksary, 2017, pp. 55-56. (In Russian).
14. Suldina V. V. Osobennosti tekhnicheskogo tvorchestva v podgotovki budushchih uchitelej tekhnologii [Features of technical creativity in the training of future teachers of technology]. Student, 2017, no. 20 (20). Available at: https://sibac.info/ journal/student/21/92226 (accessed 11.11.2018). (In Russian).
15. Shadrin A. S. Razvitie tvorcheskoj aktivnosti i tekhnicheskogo myshleniya lichnosti studentov tekhnologicheskogo obrazovaniya [Development of creative activity and technical thinking of the personality of students of technological education]. Young scientist, 2017, no. 12, p. 561-564. (In Russian).
УДК/UDC 371 В. Е. Минеев, А. С. Федотов, Р. Р. Ахмеджанов
V. Mineev, A. Fedotov, R. Akhmedzhanov
ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
SPECIALIZED CLASSES AS ONE OF THE MOST EFFECTIVE FORMS OF VOCATIONAL GUIDANCE OF TEENAGERS
Введение. В статье представлено исследование по проблеме анализа и роли профильных классов в качестве одной из эффективных форм профориентации учащихся подросткового возраста в современных условиях развития системы образования Российской Федерации.
Проблемой исследования является тот факт, что подавляющее большинство современных старшеклассников полагает, что обучение в старших классах общеобразовательной школы не дает им возможности развивать и применять те знания, умения и навыки, которые могли бы помочь в профессиональном самоопределении.
Цель статьи — анализ роли и места профильных классов в качестве одной из эффективных форм профессиональной ориентации подростков в условиях общеобразовательных школ.
Методология. Исследование проводится на основе методов анализа теоретической и научно-методической литературы по теме исследования, а также опросов старшеклассников и педагогов общеобразовательных школ.
Результаты. Авторы исследовали особенности профориентационной работы с подростками в общеобразовательных школах на основе обучения в профильных классах и предлагают определение профориентационной работы и обучения в профильных классах, анализ основных преимуществ и недостатков такого обучения, а также возможные направления устранения выявленных недостатков.
Заключение. Авторами отмечается, что профессиональная ориентация учащихся-подростков профильных классов является одним из наиболее эффективных, однако далеко не единственным методом профориентации на современном этапе развития системы общего школьного образования в Российской Федерации.