Проведенный анализ показал, что женщины являются наиболее уязвимой категорией населения на рынке труда. А это значит, что проблемы женской занятости должны занимать приоритетное место среди государственных программ занятости населения. Следует также отметить, что дифференцированный подход к решению проблем женской занятости требует тщательного согласования общегосударственной политики по данному вопросу с основными направлениями социально-экономического развития регионов, поскольку реализация программ регулирования женской занятости осуществляется именно на уровне отдельных регионов.
Список литературы:
1. Экономический словарь.//http://www.nuru.ru.
2. Женщины и мужчины Казахстана 2010-2014гг.: Статистический сборник.- Астана, 2015.- 134 с.
3. Рофе А.И., Жуков А.Л. Теоретические основы экономики и социологии труда.-М.: Издательство МИК, 1999.336 с.
4. Экономическая активность населения Казахстана 2010-2014гг. Статистический сборник.- Астана, 2015.- 212 с.
особенности развития материально-техническом базы предприятий автомобильного транспорта в республике башкортостан
Харисов Венер Ильсурович
Канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», г. Уфа
Барабанова Мария Александровна
Студент ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет
экономики и сервиса», г. Уфа
АННОТАЦИЯ
Содержание данной статьи раскрывает сущность и особенности формирования и развития материально-технической базы автотранспортных предприятий. Рассмотрено понятие и значимость предприятий автомобильного транспорта, определено экономическое содержание и структура материально-технической базы. Представлены основные направления развития материально-технической базы автотранспортных предприятий.
ABSTRACT
Content of this article reveals the essence and features of the formation and development of the material and technical base of motor transport enterprises. Considered the concept and importance of enterprises of motor transport, defined economic content and structure of the material and technical base. Presented the main directions of development of the material and technical base of motor companies.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, материально-техническая база, автотранспортное предприятие.
Keywords: motor transport, material and technical base, motor transport, enterprise
Автомобильный транспорт занимает одну из ведущих ролей в логистической системе экономики, обеспечивая производственно-экономические связи в различных отраслях народного хозяйства и удовлетворяя социально-культурные потребности общества. Обладая рядом преимуществ, таких, как мобильность, универсальность, маневренность, доступность, относительно невысокая стоимость услуг, автомобильный транспорт в настоящее время является главной составляющей транспортного комплекса субъектов РФ.
В Республике Башкортостан автомобильный транспорт является неотъемлемым элементом транспортной системы. Через территорию РБ проходит большое количество федеральных и международных автомагистралей, что способствует развитию маршрутной сети, включению в ее состав
новых междугородных, межобластных и межгосударственных маршрутов. В настоящее время продолжается строительство автомагистрали «Западная Европа - Западный Китай», часть которой будет проходить по территории РБ около городов Белебей и Стерлитамак, что окажет положительное влияние на дальнейшее развитие автотранспорта, рост грузооборота и пассажиропотока. Значимой остается и роль в перевозке пассажиров по городским и пригородным маршрутам, где часто не имеется альтернатив автомобильному транспорту.
Таким образом, автомобильный транспорт в РБ является преобладающим видом транспорта, что подтверждается данными территориального органа Федеральной службы государственной статистики за 2013 год (рисунок 1) [4].
Рисунок 1. Показатели работы транспорта в РБ за 2013 год
Статистические данные показывают значимость автомобильного транс-порта, как определяющего элемента транспортного комплекса региона. От эффективности и качества услуг, предоставляемых предприятиями автомобильного транспорта, зависит цепочка добавленной стоимости в обслуживаемых автомобильным транспортом отраслях народного хозяйства, их конкурентоспособность и эффективное развитие.
К предприятиям автомобильного транспорта относятся не только предприятия, осуществляющие непосредственно перевозочную деятельность, но и обеспечивающие непрерывную и эффективную работу автотранспорта. Классификация предприятий автомобильного транспорта по критерию выполняемых ими услуг приведена на рисунке 2.
Рисунок 2. Классификация предприятий автомобильного транспорта в зависимости от оказываемых услуг
В связи с тем, что главной экономической и социальной задачей транспорта является перевозка грузов и пассажиров, наиболее распространенным типом предприятий автомобильного транспорта являются автотранспортные пред-
приятия.
В Республике Башкортостан автотранспортную деятельность осуществляет большое количество организаций и индивидуальных предпринимателей. Крупнейшим в Рос-
сии предприятием автомобильного транспорта и основным перевозчиком в РБ является государственное унитарное предприятие «Башавтотранс», имеющее сеть филиалов и транспортных колонн. Транспортные филиалы ГУП «Башавтотранс» осуществляют перевозку пассажиров по городским, пригородным, междугородным, межобластным маршрутам, перевозя свыше миллиона пассажиров ежедневно; отдельные филиалы осуществляют также грузовые перевозки. Нетранспортные филиалы ГУП «Башавтотранс», такие, как учебно-курсовой комбинат, предприятие транс-портно-экспедиционного об-служивания населения, объединение автовокзалов, управление комплектации и производственно-технического обслуживания, обеспечивают эффективное функционирование автотранспорта предприятия и способствуют оказанию качественных услуг [5].
Основу экономической деятельности и основную составляющую ресурс-ного потенциала автотранспортного предприятия составляет его материально-техническая база - совокупность материальных ресурсов и средств производства, используемых в производственных процессах.
Материально-техническая база автотранспортных предприятий формируется под влиянием действующих в отрасли правовых и экономических механизмов: законодательства в области автомобильного транспорта, конкуренции на рынке транспортных услуг, спроса на услуги. Совершенствование материально-технической базы автотранспортных предприятий способствует росту качества оказываемых предприятием услуг, а, следовательно, повышению безопасности дорожного движения, улучшению экологической обстановки, и другим социально значимым результатам. Поэтому изучение особенностей формирования и направлений развития материально-технической базы для предприятий автотранспортной отрасли является актуальной задачей науки и практики.
Для эффективного управления материально-технической базой автотранспортного предприятия необходимо детально изучить ее состав и каждый отдельный элемент. Для этого предлагается провести классификацию объектов материально-технической базы (рисунок 3).
Объекты материально-технической базы (МТЪ)
По видам собственности
С \
Пр и н адлежащи е
на праве собственности V_ )
Г
Находящиеся в хозяйственном ведении, оперативном управлении
Полученные в аренду
По видам оказываемых услуг
А
МТБ пассажирских автотранс пор тн ых предприятий
МТБ грузовых автотранспор тн ых предприятий
По экономическим элементам
Основные фонды
По характеру
участия в производстве
V.
Средства труда
Оборотные фонды
Предметы труда -
По видам
А
У
А -V
-К V
Здания
Инструмент и инвентарь
Оборудование
Подвижной состав
Инженерные системы
Элементы инфраструктуры
Материалы
Автомобильные шины
Запасные части
Рисунок 3. Классификация объектов материально-технической базы автотранспортных предприятий
Таким образом, экономическое содержание материально-технической базы автотранспортных предприятий составляют средства труда, с помощью которых осуществляется производственный процесс и предметы труда, необходимые для оказания транспортных услуг.
Особенности материально-техничес
Материально-техническая база автотранспортных предприятий имеет определенные особенности, связанные со спецификой осуществления произ-водственной деятельности (см. табл.).
Таблица
й базы автотранспортных предприятий
Отличительный признак Характеристика
Особая структура материально-технической базы Основу материально-технической базы автотранспорт-ного предприятия составляет подвижной состав - сово-купность транспортных средств, используемых для осу-ществления перевозочного процесса. В структуре мате-риально-техни-ческой базы автотранспортных предприя-тий подвижной состав занимает 60-70%.
Влияние фактора сезонности Эффективность использования материально-технической базы автотранспортного предприятия во многом зависит от сезонности производства. Для грузо-вых перевозок «мертвым» сезоном является январь-февраль, пассажирские перевозки обычно сокращаются в зимние периоды. В связи с этим часть подвижного состава не используется, и возникают дополнительные расходы на хранение и поддержание в рабочем состоя-нии неиспользуемых транспортных средств.
Обязательность непрерывного материально-технического снабжения Необходимым условием эффективного функционирова-ния автотранспортного предприятия является беспере-бойное снабжение материальными ресурсами и запас-ными частями: несвоевременное обеспечение функцио-нирования подвижного состава приводит к срывам рей-сов и потере предприятием доходов.
Необходимость государствен-ного контроля Автомобильный транспорт является источником повы-шен-ной опасности, следовательно, является объектом государственного контроля. Подвижной состав авто-транспортного предприятия должен соответствовать всем нормативным и законодательным требованиям, иначе деятельность автотранспортного предприятия может быть прекращена.
В настоящее время общей проблемой всех транспортных предприятий является устаревание транспортной инфраструктуры и высокая степень изношенности транспортных средств [1; 2].
В автомобильном транспорте основные фонды изнашиваются более интенсивно, чем в других отраслях производства. Быстрый физический износ подвижного состава автомобильного транспорта объясняется особенностями эксплуатации автомобилей: практически непрерывным нахождением в работе, состоянием дорожной сети и интенсивностью пассажиропотока; моральный износ обусловлен изменениями технических характеристик, дизайна, эргономических показателей, соответствия требованиям безопасности.
В 2013 году степень изношенности основных фондов транспортной отрасли РБ составила 69,4%, по сравнению с 61% в 2010 году.
Таким образом, рассматривая перспективы развития материально-технической базы автотранспортных предприятий, необходимо особое внимание уделить стратегии предприятия в области воспроизводства основных средств, и, в частности, подвижного состава.
Направлениями развития материально-технической базы автотранспортного предприятия могут стать:
- обновление парка подвижного состава,
- замена неиспользуемых, устаревших либо несоответствующих объемам пассажиропотока, состоянию транспортной инфраструктуры, техническим и правовым нормам транспортных средств;
- увеличение ассортимента и объемов оказываемых услуг;
-- оснащение транспортных средств современными технологиями (системы навигации, электронные терминалы и т.д.);
-- техническое переоборудование используемых транспортных средств (установка газового оборудования для перехода к использованию газового топлива и т.д.);
- модернизация оборудования, используемого для диагностики и ремонта транспортных средств;
-- повышение эффективности использования производственных площадей (продажа, сдача в аренду неиспользуемых помещений, организация новых видов деятельности на неиспользуемых производственных площадях и т.д.) [2; 3].
Воспроизводство материально-технической базы может производиться за счет собственных средств предприятия, либо привлеченных средств (дотации из бюджетов, кредиты, средства инвесторов, лизинг).
Своевременно развивая и модернизируя материально-техническую базу, автотранспортное предприятие может добиться значительного повышения конкурентоспособности оказываемых услуг. Следовательно, совершенствование управления материально-технической базой является одним из ведущих факторов экономического роста в автотранспортных предприятиях.
Список использованных источников 1. Ларионов В.Г. Проблемы транспорта в России в свете современной про-мышленной логистики / В.Г. Ларионов // Российское предпринимательство. - 2013. - № 24 (246). - С. 145-152;
2. Пеньшин Н.В. Эффективность и качество как фактор конкурентоспособности услуг на автомобильном транспорте: монография / Н.В. Пеньшин; под науч. ред. В.П. Бычкова. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2008. - 224 с.;
3. Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учебник / И.С. Туревский. - М.: Форум, 2011. - 288 с.;
4. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bashstat.gks.ru. (дата обращения: 19.10.2015);
5. Официальный сайт ГУП «Башавтотранс» Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bashauto.ru (дата обращения: 26.10.2015).
интеграаьныи показатель как фактор экономической оценки устоичивого развития
региона
Батейкин Дмитрий Викторович
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики АлтИФУ, г. Барнаул
АННОТАЦИЯ
В статье показано применение интегрального показателя, его фактическая степень использования в определении экономической оценки устойчивого развития региона, что позволяют дать итоговую оценку результативности управления регионом и комплексный результат совокупности факторов, оказывающих влияние на уровень устойчивого развития региона.
ABSTRACT
The article illustrates the application of integral indicator, its actual extent of use in determining the economic evaluation of sustainable development of the region that allow to give a final evaluation of the regional governance and integrated result of all the factors influencing the level of sustainable development of the region.
Ключевые слова: интегральный показатель, экономическая оценка, устойчивое развитие региона, комплексный результат, совокупности факторов.
Keywords: integral index, economic evaluation, sustainable development of the region, a complex result of combination of factors.
Для оценки устойчивости регионального развития предлагается использовать интегральный показатель S № или
Г 4 такт
S в зависимости от используемого набора оценочных по-
страт ^ Г
казателей), который находится в интервале от 0 до 1 и измеряет уровень устойчивости регионального развития. Чем ближе эта величина к 1, тем устойчивее развитие региона [2].
Определить степень сходства показателей эталонного и фактического развития региона также можно с помощью коэффициентов ранговой корреляции. Определение коэффициента ранговой корреляции - непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты связи с помощью количественного коэффициента. Коэффициент рассчитывался по формуле:
K = 1 -
У2
N ( N2 -1)
N - количество парных наблюдений.
Ранговый коэффициент корреляции может также использоваться для измерения взаимосвязи между качественными и количественными признаками, характеризующими однородные объекты, ранжированные по одному принципу [1]. Расчет рангового коэффициента осуществлялся по формулам (2) или (3), которые дают одинаковый результат: * = 2 х д
N (N -1)
(2)
где: D - сумма разностей между числом последовательностей и числом инверсий фактического и эталонного рядов; N - количество парных наблюдений. 4 х ¡т
K =
N (N -1)
(3)
(1)
где: d - сумма квадратов отклонений рангов ускорений (темпов) фактического режима от эталонного;
где: 1пу - общее число инверсий по всем показателям (число инверсий показывает минимальное число перестановок соседних элементов ранжированного ряда для того, чтобы он соответствовал эталонному); N - количество парных наблюдений.
Коэффициенты принадлежат интервалу от -1 до +1. В первом случае можно говорить о противоположной направ-