УДК 159.922 ББК 88.4
Тимофеева Елена Николаевна
аспирант
кафедра психологии развития, акмеологии Астраханский государственный университет г. Астрахань Timofeeva Elena Nikolaevna Post-graduate Chair of Development Psychology, Acmeology Astrakhan State University Astrakhan
Особенности развития лидерских качеств в рамках детско-родительских
отношений студенческой молодежи.
Special Features of Leadership Qualities Development Within the Child-and-
Parental Relations of the Students
Статья посвящена исследованию проблемы развития лидерских качеств в рамках детско-родительских отношений студенческой молодежи. В статье раскрываются особенности развития лидерских качеств, в частности в рамках семейных взаимоотношений, а так же приводится перечень ключевых черт характера, относящихся к феномену «лидерство».
The article is devoted to the problem of leadership qualities development within the child-and-parental relations of the students. The special features of leadership qualities development, especially within the family relations, as well as the list of the key character traits, concerning "leadership" phenomenon are revealed in the article.
Ключевые слова: лидерские качества, семья, детско-родительские отношения, организаторские способности, коммуникативные способности.
Key words: leadership qualities, family, child-and-parental relations,
administrative abilities, communicative abilities.
Постановка проблемы
Социально-экономические и политические преобразования в нашей стране способствуют возрастанию необходимости в интеллектуально одаренных, авторитетных, харизматичных и сильных людях, будущих руководителях и управленцах, обладающих организаторскими и коммуникативными способностями, способных к конкурентной борьбе, нахождению эффективных решений в сложных условиях.
Многие родители, осознавая всю важность и необходимость происходящих трансформаций в обществе, стремятся развить в подрастающем поколении лидерские качества, которые будут способствовать более прочному укреплению будущих позиций на профессиональном и социальном уровнях.
Несмотря на значительное число исследовательских работ, посвященных изучению феномена лидерства, нами замечен ряд проблем, который до сих пор не освещен в психологической литературе. В частности, изучение роли семейных взаимоотношений в развитии лидерских качеств студенческой молодежи.
Анализ научной литературы показал, что наряду с отсутствием единого перечня ключевых черт характера, присущих лидеру, нет однозначного ответа на вопрос - является ли лидерство врожденной или приобретенной характеристикой.
По мнению Г.К. Атттина. и Г.М. Андреевой, лидерство — феномен, рождаемый специфическими чертами лидера, такими как искусство убеждения, благородство, любовь к риску, энтузиазм, беспристрастность, смелость, воля, честность, справедливость, искренность и т.д. В социологических концепциях М. Вебера и Э. Трёльча был даже введен специальный термин для обозначения таких специфических черт лидера — харизма. Харизма — это исключительная одаренность человека, которая производит особое впечатление на окружающих его людей. [2, с.144-145]
Примером исследования, базирующегося в основном на «теории черт», может служить монография американского психолога Э. Богардуса «Лидеры и лидерство», в которой автор перечисляет десятки качеств, которыми должен обладать лидер: чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание и т.д.
Американский исследователь П. Дракер среди лидерских черт особо отмечает умение анализировать, взвешивать обстановку и делать правильный выбор, улаживать разногласия. В то же время требуется способность к быстрым и решительным действиям, к смелым интуитивным решениям.
Социолог Бэттон насчитал пятьдесят качеств, необходимых для идеального лидера, и среди них главное, по его мнению, - актерские способности. [7, с.3]
В 1990-е гг. С. Киркпатрик и Э. Локк проанализировали огромное количество материала по проблеме выявления основных лидерских черт и выдвинули предположение, что существуют некоторые особые черты
характера, которые вместе с другими факторами вносят вклад в успех лидеров в их деловых начинаниях. Они выделили эти черты и составили их список: напористость, честность и порядочность, мотивация лидерства, уверенность в себе, любознательность, творческие способности, знание дела, гибкость.
По их мнению, лидер не обязательно должен быть интеллектуальным гением или пророком, чтобы за ним следовали, но лидер должен в совершенстве владеть «искусством управления». [4, с.151-154]
Современные исследователи выделяют «большую пятерку качеств»: высокий уровень экстраверсии, низкий уровень нейротизма, открытость опыту, доброжелательность и ответственность. Наличие их позволяет судить о том, лидер человек или нет. [7, с.3]
Вопрос о естественности и искусственности лидерства, врожденности лидерских качеств или возможности научиться лидерству волновал многих исследователей. Большинство из них полагают, что потенциалу лидерства способствует два обстоятельства: достаточно хорошие врожденные
способности, как умственные, так и физические, и переживания раннего детства, зажегшие в сердце огонь лидерства. Идет широкая и оживленная дискуссия о том, какие генетически обусловленные черты, помимо интеллекта и физической энергии, оказывают воздействие на потенциал лидерства. Некоторые эксперты полагают, что ген лидерства встроен в ДНК. Другие отвергают это мнение. Однако вопрос о важности переживаний раннего детства вызывает меньше разногласий.
Известно, что опыт первых лет жизни создает различия между людьми. Переживания раннего детства, представляющиеся нам наиболее важными, - это успехи и неудачи, поощрения и порицания, экспериментирование, дисциплина и подобные обстоятельства, которые либо помогают человеку развить чувство уверенности в себе и потребность в успехе, либо мешают их развитию. Хотя переживания раннего детства в основном положительны, они необязательно должны быть таковыми.
Т.В. Бендас считал, что лидерские качества формируются у человека с детства: в играх кто-то верховодит, кто-то подчиняется. [3, с.113]
По мнению Л.Д. Столяренко, выявление людей с прирожденными (или сформировавшимися) лидерскими качествами и их привлечение на руководящие посты вполне может исходить как из тезиса, что лидерами рождаются, так и из признания возможности их целенаправленного сформирования. [8, с.262-263]
По данным исследований Д. Алдаира, способность придавать людям интеллектуальную и моральную силу, брать на себя риск или упорно продолжать делать свое дело перед лицом опасности либо в трудных ситуациях не присуща всем людям от рождения. Однако Ксенофонт полагал, что это можно обрести с помощью учебы, хотя и длительной. [1, с.37]
Манфред Кете де Фрис на основании своей клинической работы с руководителями делает вывод о том, что весьма многие из них развили в себе тягу к лидерству вследствие перенесенных ими в раннем детстве травм. [5, с.330]
Первым уникальным институтом развития и социализации ребенка является семья. Именно здесь начинается адаптационный период социальной жизни человека, в течение которого формируется характер, привычки, система ценностей, отношений ребенка к себе. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе детско-родительских отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э. Берн назвал жизненным сценарием. [2, с. 54-55]
Д. Баумринд приводит классификацию, в которой выделяются 3 типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей.
Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами.
Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновывать, а не навязывать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых
форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.
Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Жестокий контроль над поведением ребенка - основа их воспитания. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия - запугивание, угрозы.
У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого - несчастны.
Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля.
У детей чаще всего проблемы с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым.
В каждом из этих вариантов воспитательной деятельности можно говорить о развитии лидерских качеств ребенка. Разница лишь в том, что в первом случае это будет положительным опытом для него, а во втором и третьем - отрицательным. [9, с.481-482]
Основная цель данного исследования - установление связи между взаимоотношениями в семье и развитием лидерских качеств (которые включают в себя наличие коммуникативных и организаторских способностей) студенческой молодежи.
В связи с этим выдвинута гипотеза о том, что развитие лидерских качеств происходит под влиянием системы различных факторов, один из которых - взаимоотношения в семье.
Методика и процедура исследования
В исследовании приняли участие 154 студента 1-5 курсов очного отделения факультета психологии и факультета педагогики и социальной работы Астраханского государственного университета (118 человек); Российского государственного гуманитарного университета (АФ РГГУ) (14 человек) и Астраханского колледжа вычислительной техники (22 человека).
Возрастной состав выборки и общая численность студентов (см. табл. 1):
Таблица 1
Пол Возраст (лет) Всего
17 л. 18 л. 19 л. 20 л. 21 г. 22 г.
Мужской (чел.) 8 13 9 7 2 1 40
Женский (чел.) 10 37 27 17 10 13 114
Итого (чел.): 18 50 36 24 12 14 154
Методы и методики исследования
Учитывая изложенные теоретические положения, для достижения цели исследования обоснованным представляется применение следующих диагностических методик: опросник «Родителей оценивают дети»
И.А.Фурманов и А.А.Аладьин; тест «Диагностика лидерских способностей» Е.Жариков и Е.Крушельницкий; методика «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей» В.В. Синявский и В.В. Федоришин.
Опросник И.А.Фурманова и А.А.Аладьина «Родителей оценивают дети» предназначен для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания. Использование этой методики позволяет обнаружить наличие проблем в представлениях членов семьи.
Применение методики Е.Жарикова и Е.Крушельницкого позволяет определить уровень лидерского потенциала юношей и девушек.
Методика В.В. Синявского и В.В. Федоришина направлена на определение коммуникативных и организаторских склонностей.
Для проведения аналитического этапа мы использовали математикостатистические методы, которые позволили нам установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной
программы ЗРББ 18. В анализ включались описательные статистики, критерий Колмогорова-Смирнова для одной выборки, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования С помощью критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки установлено, что распределение интервальных переменных «самомотивация», «эмпатия», все шкалы методики «Родителей оценивают дети» значимо отличается от нормального закона.
Поэтому для выявления взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и лидерским потенциалом, коммуникативными и организаторскими способностями мы вычислили коэффициент ранговой корреляции Спирмена (см. табл. 2).
Таблица 2
Результаты расчета коэффициента корреляции Спирмена
Переменные Значение коэффициента корреляции Уровень значимости ф)
Г+ 0,032366 0,694183
Г- -0,008991 0,913041
У+ 0,113280 0,167516
У- -0,089863 0,274132
Т+ 0,138624 0,090690
Т- -0,053706 0,513927
З+ 0,025905 0,753015
З- 0,172413 0,034877
С+ «уровень лидерского 0,034562 0,674573
С- потенциала» 0,083478 0,309812
Н -0,035804 0,663576
РРЧ -0,031107 0,705515
ПДК 0,129074 0,115441
ВН 0,131909 0,107602
ФУ 0,017973 0,827199
НРЧ -0,051385 0,532306
ПНК -0,109079 0,183935
ВК -0,047561 0,563296
Г+ -0,102530 0,213397
Г- -0,042016 0,610910
У+ 0,015548 0,850718
У- -0,133833 0,103693
Т+ 0,050321 0,542220
Т- -0,135724 0,098857
З+ -0,063160 0,444130
З- Комму никативные способности 0,223219 0,006212
С+ -0,033107 0,688542
С- -0,040221 0,626244
Н -0,096182 0,243260
РРЧ -0,020231 0,806538
ПДК -0,021985 0,790135
ВН 0,004966 0,952069
ФУ -0,081015 0,326003
НРЧ -0,134812 0,101168
ПНК -0,024061 0,770843
ВК -0,141272 0,085697
Г+ -0,099213 0,228660
Г- -0,113879 0,166706
У+ -0,002544 0,975440
У- -0,275766 0,000664
Т+ 0,034942 0,672249
Т- Организаторские -0,114270 0,165246
З+ способности -0,103499 0,209077
З- 0,111475 0,175901
С+ -0,069949 0,396615
С- 0,016705 0,839754
Н -0,140106 0,088339
РРЧ -0,032598 0,693093
ПДК -0,062204 0,451073
ВН 0,026779 0,745803
ФУ -0,052614 0,523947
НРЧ -0,141562 0,085049
ПНК 0,004843 0,953257
ВК -0,057157 0,488701
Где, (З-) - недостаточность требований-запретов к подростку/юноше.
(Т-) - недостаточность обязанностей подростка/юноши.
(ВК) - вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
(У-) - игнорирование потребностей подростка/ юноши.
(Н) - неустойчивость стиля воспитания.
(НРЧ) - неразвитость родительских чувств.
В результате проведенного исследования, была выявлена достоверная связь следующих переменных:
1. Уровень лидерского потенциала и недостаточность требований-запретов к подростку/юноше. Положительная корреляция. Чем выше показатель «недостаточность требований-запретов к подростку/юноше», тем выше уровень лидерского потенциала.
2. Коммуникативные способности и недостаточность требований-запретов к подростку/юноше. Положительная корреляция. Чем выше показатель «недостаточность требований-запретов к подростку/юноше», тем выше показатель коммуникативных способностей.
Вывод 1: чем больше подростку/юноше родители разрешают и мало требуют или запрещают, тем выше уровень лидерского потенциала и выше показатель коммуникативных способностей. Даже если существуют какие-то запреты, подросток/юноша их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Подросток/юноша находится в атмосфере вседозволенности и постоянного проявления собственной инициативы.
3. Организаторские способности и игнорирование потребностей подростка/юноши. Отрицательная корреляция. Чем ниже показатель «игнорирование потребностей подростка/юноши», тем выше организаторские способности.
Вывод 2: чем меньше игнорируют потребности подростка/юноши, тем выше организаторские способности. Особенно это проявляется в духовной сфере, когда родители удовлетворяют потребность своего ребенка в эмоциональном контакте, в общении с ними, в их любви. Поэтому, чем богаче внутренний, духовный мир ребенка, тем больше у него способностей к организаторской деятельности.
Тенденция к достоверной связи переменных, отрицательная корреляция:
4. Коммуникативные способности и недостаточность обязанностей подростка. Чем ниже показатель «недостаточность обязанностей подростка», тем выше показатель коммуникативных способностей.
5. Коммуникативные способности и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания. Чем ниже показатель «вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания», тем выше показатель коммуникативных способностей.
6. Организаторские способности и неустойчивость стиля воспитания.
Чем ниже показатель «неустойчивость стиля воспитания», тем выше
организаторские способности.
7. Организаторские способности и неразвитость родительских чувств.
Чем ниже показатель «неразвитость родительских чувств», тем выше
организаторские способности.
Вывод 3: чем больше обязанностей у подростка в семье и чем меньше родители выносят конфликты между собой в сферу воспитания, тем более высокий показатель коммуникативных способностей будет наблюдаться у подростка/юноши. Чем более устойчивым будет стиль воспитания родителей и более развитыми родительские чувства по отношению к ребенку, тем выше показатель организаторских способностей.
Таким образом, в ходе теоретического и эмпирического исследования было выявлено, что лидерские качества являются не только врожденной, но и приобретенной характеристикой. Один из основополагающих факторов, влияющих на их развитие - это взаимоотношения в семье. На высокие показатели лидерского потенциала и коммуникативных способностей оказывает влияние недостаточность требований-запретов в семье. По коммуникативным способностям у подростков/юношей наблюдаются высокие показатели в тех семьях, где у них есть определенные обязанности, которые они должны выполнять, согласно сложившимся семейным традициям и высокие показатели в тех случаях, когда родители практически не выносят конфликты между собой (супругами) в сферу воспитания. Что касается организаторских способностей, то здесь прослеживается следующая тенденция: чем меньше игнорируют потребности подростка/юноши; чем более устойчивым является стиль воспитания родителей и более развитыми родительские чувства по отношению к ребенку, тем выше показатель организаторских способностей у подростка/юноши.
Библиографический список
1. Алдаир, Д. Психология лидерства [Текст] - М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 352 с.
2. Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 264 с.
3. Бендас, Т.В. Методика выявления лидеров группы [Текст] // Вестник
практической психологии образования. - 2008. - №4(17). - с.113
4. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология [Текст]: Учебник.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 352 с. - (профессиональное образование)
5. Психология лидерства: Хрестоматия [Текст] / Сост.К.В.Сельченок. - Мн.: Харвест, 2004. - 368 с. - (Библиотека практической психологии)
6. Степанов, С. Как становятся вожаками? Версии и гипотезы [Текст] // Школьный психолог. - 2003. - №44. - с.2-3
7. Столяренко, Л. Д. Психология управления [Текст]: Учебное пособие /
Л.Д.Столяренко. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 512 с.
8. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология [Текст]: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.-М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 768 с.
Bibliography
1. Aldair, D. Psychology of Leadership [Text]. - M.: EKSMO Publishing House, 2007. -
352 p.
2. Andrienko, E.V. Social Psychology [Text]: Tutorial for Students of Higher Pedagogical Educational Establishments / Under the Editorship of V.A. Slastenin. - 3rd Edit. - M.: “Akademia” Publishing Centre, 2004. - 264 p.
3. Bendas, T.V. Methods of the Group Leaders Revealing [Text] // Herald of Practical Psychology of Education. - 2008. - №4 (17). - P. 113.
4. Psychology of Leadership: Reader [Text] / Comp. by K.V.Selchenok. - Mn.: Harvest, 2004. - 368 p. - (Library of Practical Psychology).
5. Schneider, L.B. Family Psychology [Text]: Textbook for Higher Schools. 2nd Edit. - М: Academic Project; Yekaterinburg: Business Book, 2006. - 768 p.
6. Stepanov, S. How To Become a Leader? Versions and Hypotheses [Text] // School Psychologist. - 2003. - №44. - P.2-3.
7. Stolyarenko, L.D. Psychology of Management [Text]: Textbook / L.D.Stolyarenko. -2nd Edit. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2005. - 512 p.
8. Volkogonova, O. D, Zub, A.T. Administrative Psychology [Text]: Textbook. - М: FORUM: INFRA-M, 2005. - 352 p. - (Professional Education).