Научная статья на тему 'Особенности развития краудфандинга и фандрайзинга'

Особенности развития краудфандинга и фандрайзинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2436
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГ / ФАНДРАЙЗИНГ / КРАУДФАНДИНГОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черникина Е.В., Бобров С.Л.

Необходимость инновационного развития предъявляет новые требования к финансированию проектов, что возможно решить посредством использования крауд-технологий, в частности краудфандинга и фандрайзинга. В статье рассматриваются содержание краудфандинга и фандрайзинга, отличие от традиционных способов финансирования, состояние и развитие краудфандинга в России, недостатки и направления развития краудфандинга и фандрайзинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития краудфандинга и фандрайзинга»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №08/2017 ISSN 2410-6070

сообщил, что «за первые девять месяцев года производство скота и птицы составило 8,12 млн. тонн, что на 6 % больше прошлогоднего показателя».

Продовольственное эмбарго в отношении западных европейских поставщиков сельскохозяйственной продукции - это хороший стимул для развития отечественного бизнеса в соответствующих сферах. Российские аграрии получили шанс осуществить масштабное импортозамещение. Список товаров, попавших под запрет на ввоз, очень масштабный. Это и молочная продукция, и овощи, и фрукты, и мясо, и орехи. Агропромышленный комплекс стал лидирующим сектором экономики по развитию импортозамещения. Отрасль преодолела планку в 80% и вплотную приближается к 90%.

На государственную поддержку АПК до 2020 года предполагается выделение 2,13 трлн. руб. из федерального бюджета. На эти деньги предполагается к 2020 году увеличить сельскохозяйственное производство на 17,9% по сравнению с 2013 годом, в том числе растениеводство - на 16,2%, животноводство - на 18,8%.

Таким образом, все предпринятые попытки стимулирования работы во многих отраслях и сферах российской экономики по реализации политики импортозамещения будут иметь положительные результаты, а конкурентоспособность российских производителей значительно увеличится.

Список использованной литературы

1. Импортозамещение [Электронный ресурс] - Режим обращения: http://importozamechenie.ru/ (дата обращения: 02.08.2017)

2. Официальный сайт Департамента сельского хозяйства [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mcx.ru/ (дата обращения: 02.08.2017).

© Самоцветова Т.С., 2017

УДК 334

Е. В.Черникина

К.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Российский государственный гуманитарный университет

С. Л. Бобров

Студент 4 курса экономического факультета Российский государственный гуманитарный университет

г. Москва, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРАУДФАНДИНГА И ФАНДРАЙЗИНГА

Аннотация

Необходимость инновационного развития предъявляет новые требования к финансированию проектов, что возможно решить посредством использования крауд-технологий, в частности краудфандинга и фандрайзинга. В статье рассматриваются содержание краудфандинга и фандрайзинга, отличие от традиционных способов финансирования, состояние и развитие краудфандинга в России, недостатки и направления развития краудфандинга и фандрайзинга.

Ключевые слова

Краудфандинг, фандрайзинг, краудфандинговые платформы, финансирование проектов

В настоящее время кроме традиционных способов финансирования проектов используются такие нетрадиционные, как фандрайзинг и краудфандинг, что обусловлено ростом малых инновационных предприятий и идей, а также развитием Интернет - технологий.

Термин фандрайзинг появился в 2008 г в США, в то время появление экономического явления

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №08/2017 ISSN 2410-6070_

фандрайзинга относится к концу XIX — началу XX в США, где активно развивался некоммерческий сектор экономики. Сокращение бюджетного финансирования некоммерческого сектора США в 80-е гг. XX в. привело к ориентации фандрайзинга на диверсификацию источников финансирования со стороны физических и юридических лиц, государственных и местных властей, а также на поиск новых форм привлеченного финансирования некоммерческих организаций таких, как частные пожертвования, резервные взносы. Появление термина «краудфандинг» относят к 2006 г, но как экономическое явление краудфандинг появился значительно раньше и был связан со строительством архитектурных объектов за счет пожертвований (например, строительство собора Саграда Фамилиа в Испании, Храм Христа Спасителя в России). С появлением и развитием телекоммуникационных каналов связи (интернета) краудфандинг приобрел массовый характер и активное развитие в сфере финансирования некоммерческих культурных и социальных проектов, а также стартапов.

Краудфандинг рассматривают как:

-коллективное сотрудничество людей (доноров, вкладчиков), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей (владельцев, создателей стартап компании, проекта) или организаций (реципиентов).

- Социальную технологию коллективного финансирования, основанную на добровольных пожертвованиях, дарениях.

- Софинансирование, сопричастность к созданию какого-либо проекта. Спонсор принимает активное участие в заинтересовавшем его проекте, вкладывает собственные средства и получает от этого какую-либо выгоду. [1, с. 112]

Таким образом, краудфандинг предполагает возможность привлечения любых ресурсов общества, государства и организаций на безвозмездной основе для реализации какого-либо проекта через Интернет.

Каждая страна имеет специфические черты, характеризующие развитие краудфандинга, зависящие от политического, экономического, технологического уровня развития. Краудфандинг как метод коллективного финансирования активно развивается в США, немного уступает в Европе.

По данным 2014-2015 гг. объемы мирового краудфандинга увеличились в два раза и составили по итогам 2015 г. 34 млрд.долларов. Данная тенденция продолжается и в 2016 г.

Наиболее полной статистикой и динамикой в сфере краудфандинга обладает США. Фактически краудфандинг начался в США с запуска в 2009 г. платформы Kickstarter (Кикстартер), которая за последние годы получила огромное развитие и на конец 2016 г. привлекла 2,6 млрд.долларов. Платформа «Кикстартер» представляет собой общественно-полезную корпорацию (Publicbenefitcorporation, PBC), целью которой является помощь в реализации творческих проектов. На платформе размещены проекты по следующим сферам: искусство, танец, дизайн, мода, игры, публикации, технологии, театр, журналистика, музыка, фотография. Средняя успешность проектов на данной платформе составляет 35,84 %. В Европе выделяют 5 стран, на которых приходится более 50% общего краудфандингового финансирования: Великобритания, Франция, Германия, Голландия, Испания.

В России краудфандинг как вид финансирования появился в 2008 году с открытием площадки Kroogi.ru (поддержка музыкальных проектов), главной особенностью которой являлось совмещение ее инвестиционных и социальных функций. Данная площадка представляла собой модель финансирования на основе схемы с неограниченными минимальными и максимальными взносами.

К 2010 году была открыта вторая площадка по сбору средств для финансирования музыкальных проектов ThankYou, особенностью которой стал отбор проектов по различным категориям специально созданной комиссией. Позднее стали появляться краудфандинговые площадки социальной направленности (например, в 2010 появился проект «С миру по нитке»).

Рынок краудфандинга в России постепенно развивается, с каждым годом наблюдается рост объемов финансирования на российских краудфандинговых площадках. В настоящее время на российских площадках в основном финансируются творческие, социальные и благотворительные проекты, и мало проектов связанных с наукой, технологиями.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №08/2017 ISSN 2410-6070_

По данным мониторинга, проводимого Банком России более 10 российских краудфандинговых платформ (анкетирование на добровольной основе), по итогам 4 квартала 2016 г. отмечается рост объемов заключенных сделок на российских краудфандинговых площадках, которые составили 338,4 млн.руб. Общий объем заключенных сделок в сегменте p2b (кредитование физическими лицами юридических) показал увеличение на 51% в сравнении с 3 кварталом 2016 г. и превысил 173 млн.руб. Так же отмечается рост в сегменте кредитования b2b (кредитование юридическими лицами юридических), где объем сделок в 4 квартале2016 г. составил 37 млн. руб., что в 3 раза больше показателя 3 квартала 2016 г.

Объем сделок в сегменте кредитования p2p (кредитование физическими лицами физических лиц) в 4 квартале 2016 г. вырос более чем на 50% в сравнении с 3 кварталом 2016 г. и составил 46,1 млн. руб. Для финансирования культурных и благотворительных проектов через краудфандинговые площадки в 4 квартале 2016 г. привлечено 81,5 млн.руб.

В целом Банк России оценивает годовой объем рынка краудфандинга в объеме 1-2 млрд.руб. с тенденцией к росту. Количество физических лиц, использующих краудфандинг для размещения проектов или привлечения денежных средств составляет около 10 тыс.человек. [2]

В 2012 году появились две краудфандинговые платформы в России- Planeta.ru (Планета) и Boomstarter (Бумстартер), которые на сегодняшний день являются крупнейшими в стране.

Таблица 1

Характеристика крупнейших краудфандинговых платформв России [3,4]

Наименование Описание Количество успешных проектов Общий объем привлеченных инвестиций (млн.руб.)

Планета Общероссийская общетематическая площадка, где можно создать проект по сбору средств на любой коммерческий или социальный проект 2343 664,6

Бумстартер Платформа, реализующая проекты любой направленности 1497 316

Как показывают данные таблицы 1, краудфандинговая платформа «Планета» занимает лидирующие позиции по количеству успешных проектов и по общему объему привлеченных средств по сравнению с платформой «Бумстартер».

2014 2015 2016

■ Планета ■ Бумстартер

Рисунок 1 - Динамика объемов привлеченных средств за 2014-2016 гг. через краудфандинговые платформы «Планета», «Бумстартер» (млн.руб.) [5,с.40]

Данные рис.1. показывают, что в анализируемом периоде наблюдается тенденция роста объема привлеченных средств на крупнейших российский краудфандинговых площадках. Так, объем средств, привлекаемых через платформу «Планета» в 2016 г. по сравнению с 2015 г. увеличился на 53, 1 %, а в 2015 г. по сравнению с 2014 г. - на 32,6 %. Объем привлеченных средств платформой «Бумстартер» в 2016 г. по

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №08/2017 ISSN 2410-6070_

сравнению с 2015 г. увеличился на 29,9 %, а в 2015 г. по сравнению с 2014 г. - на 61 %. Основная категория проектов, размещаемых на платформе «Планета», творческие проекты (музыка, кино, театр).

По данным на 01.08.2017г. на основе аккумулирования данных с краудфандинговых платформ «Планета», «Бумстартер»: привлечено денежных средств 603292 тыс.руб., в т.ч. успешно собрано - 381902 тыс.руб.; возвращено спонсорам - 208437 тыс.руб. Всего на платформах размещено 9051 проект, успешность проектов составила 15 %.[6]

Помимо рассмотренных крупнейших краудфандинговых платформ с 2011 года создавались и работали более маленькие, которые в основном носили строго целевой характер.

Краудфандинг и фандрайзинг считаются смежными явлениями, поскольку на практике не существуют один без другого. Фандрайзинг представляет собой процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с целью реализации определённого социального проекта. При фандрайзинге осуществляется поиск источников финансирования, необходимых для осуществления деятельности некоммерческой организации, включая реализацию неприбыльных программ и проектов. Основными источниками финансирования фандрайзинга выступают: гранты (государственные и международные); спонсорство, донорство, пожертвования юридических и физических лиц; волонтерские ресурсы; собственные ресурсы (персонал, оборудование). Фандрайзинг применяется в социальной сфере, в науке, культуре. Фандрайзинг актуален в сфере образования. Среди основных задач образовательного фандрайзинга можно выделить: получение необходимых ресурсов эндаумент-фонда высшей школе и удовлетворение благотворителя; формирование круга стратегических партнеров и жертвователей. [7, С.13] работа с фондами и государственными учреждениями, с благотворителями и спонсорами по привлечению средств на научные и образовательные цели представляет собой необходимое звено в системе организации и финансирования в области науки и образования. Существенным элементом в системе фандрайзинга являются фонды глобальных интересов: Российский фонд фундаментальных исследователей (РФФИ), Российский государственный научный фонд (РГНФ). В последнее время распространенной формой фандрайзинга в высшей школе является учреждение фондов целевого капитала (эндаумент-фондов). Формирование целевого капитала и использование дохода от целевого капитала осуществляются в целях применения в сфере образования и науки [8]. Механизм его работы заключается в создании специализированной организации в форме фонда. В течение года формируется целевой капитал фонда за счет пожертвований (только в виде денежных средств), далее фонд передает целевой капитал в доверительное управление управляющей компании. Управляющая компания на периодической основе направляет полученный доход от управления целевым капиталом эндаумент-фонду, который, перечисляет доход от целевого капитала учреждениям в соответствии с финансовым планом.

Процессы краудфандинга и фандрайзинга представляют собой сложный комплекс работ как со стороны предприятия, автора проекта, так и со стороны краудфандинговой площадки, на которой размещается проект и которая выступает при этом посредником между донором и реципиентом.

Существует множество видов краудфандинга, классифицируемых по признакам: цели проекта, вид вознаграждения инвестору, в зависимости от разработчиков и др. Фандрайзинг различается в зависимости от цели привлечения средств в проект, в зависимости от сферы применения.

На развитие краудфандинга и фандрайзинга оказывают влияние такие факторы, как восприятие и понимание населения, принятые социальные нормы и эффективность местного самоуправления. Краудфандинг-платформы чаще всего возникают и хорошо развиваются в странах с высоким уровнем доверия населения, низкой стоимостью выхода на рынок и адекватной защитой прав инвесторов.

Особенностями краудфандинга и фандрайзинга по сравнению с традиционными формами привлечения средств для финансирования проектов являются: охват широкой аудитории (массовый характер); привлечение микроинвестиций, т.к. население вкладывает небольшие суммы в различные проекты; глобальное пространство финансирования (краудфандинговые площадки, социальные сети); экономия трансакционных издержек, экономия на посредниках, форма венчурного финансирования (суммы микроинвестиций незначительны, поэтому риски краудфандинга не высокие).

Краудфандинговые платформы не предоставляют отчетности о своей деятельности, в связи с чем

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №08/2017 ISSN 2410-6070_

инвесторы не получают информацию о расходовании вложенных средств. Поэтому данный рынок нуждается в контроле и институциональной организации с целью снижения рисков потерь инвесторов, также существует проблема законодательного регулирования в данной сфере.

Краудфандинг и фандрайзинг имеют отличительные характеристики от традиционных видов финансирования проектов. В отличие от кредита, при краудфандинге решение о финансировании принимается коллективно, а не одним человеком (группой специалистов) в кредитной организации. Краудфандинг дает реципиенту возможность установить вид вознаграждения инвестору. В случае если к заранее установленному сроку не будет собран необходимый объем финансирования, средства возвращаются инвесторам. В отличии от финансирования в форме гранта, при краудфандинге автор проекта самостоятельно устанавливает объем и сроки сбора средств. Независимо от грантодателя проект представляется массовой аудитории, которая определяет актуальность его финансирования [9, с.13-15]. При благотворительных пожертвованиях отсутствует вознаграждение за вклад в проект, который подразумевается при краудфанинге. Краудфандинговые проекты в большей степени поддерживают из-за идеи, чем эмпатии при благотворительности.

В отличие от традиционных форм финансирования фандрайзинг и краудфандинг менее требовательны к организационному обеспечению финансирования. Также одной из главных особенностей является применение Интернет-технологии. Но при этом основная цель традиционных и нетрадиционных методов финансирования едина и состоит в привлечении заемных средств.

В сравнении с традиционными методами финансирования фандрайзинг и краудфайдинг имеют ряд своих особенностей, слабых и сильных сторон. При этом преимуществами перед традиционными схемами финансирования являются следующие:

1. Краудфандинг отличается от стандартной бизнес-модели, в которой сначала идёт производство какого-либо инновационного продукта, a потом - предложение его рынку. В случае краудфандинга разработчик предлагает рынку только идею, далее, собрав определенную сумму средств, имеет возможность произвести предзаказный и предоплаченный объем продукции.

2. Использование Интеренет-технологий преодолевает географические границы и ограничения. Технология фандрайзинга может привлечь более широкий круг, но для традиционных схем финансирования географическая ограниченность проявляется в рамках одного региона.

3. Краудфандинг и фандрайзинг могут использоваться не только как непосредственные схемы финансирования, но также способствовать продвижению и тестированию нового товара.

Недостатком фандрайзинга и краудфандинга по сравнению с традиционными формами финансирования является повышенный уровень правовых и законодательных рисков из-за неразвитости нормативно-правовой базы. К угрозам в краудфандинге и файндрайзинге можно отнести отсутствие реализации проекта, который был успешно профинансирован, что может быть связано с неудачным бизнес-планированием, экономическим расчетом, а также с тем, что после реализации проект не получит широкой популярности уже на рынке. Следующая угроза состоит в попадании на площадки проектов мошенников, собирающих средства на несуществующую продукцию и после успешного финансирования присваивающих себе все собранные средства. По предложенному проекту может отсутствовать финансирование, это связано с тем, что обычные Интернет-пользователи могут быть не готовы инвестировать в малопонятные проекты, также существует высокая конкуренция между проектами близкой тематики [10, с.76].

Основные проблемы, препятствующие развития данного вида финансирования проектов связаны с нормативно-правовым регулированием данной сферы, отсутствием крупных инвесторов, отсутствием конкуренции (в России только две крупные платформы, занявшие свою рыночную нишу), неправильное представление своего проекта на крауд-платформах, а также проблема отбора проектов, ненадежность инвестирования проекта через интернет, вероятность мошенничества, низкий уровень доверия населения.

Дальнейшему развитию краудфандинга также будет способствовать развитие интереса со стороны государства; развитие как механизма рекламы и формирования положительного образа и хорошей репутации у коммерческих компаний (как следствие привлечение не только мелких, но и крупных инвесторов), маркетинговый путь (рынок краудфандинга можно рассматривать как демо-версию реально существующего

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №08/2017 ISSN 2410-6070_

рынка).

Список использованной литературы:

1. Алетдинова А.А., Кравченко М.С. Развитие краундфандинга и фандрайзинга в инновационной экономике: теоретический и концептуальный аспекты //Инвестиции и инновации. - 2016- №2. С. 112-116.

2. Информационного портала ZAIM.COM Рынок краудфандинга продемонстрировал существенный рост [Электронный ресурс] // Сайт Zaim.com. - 2017. - URL: https://zaim.com/news/novosti-rynka/rynok-kraudfandinga-prodemonstriroval-sushchestvennyy-rost (дата обращения 28.07.2017)

3. Российская краудфандинговая платформа Planeta [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Москва, 2017. - Режим доступа: https://planeta.ru/

4. Российская краудфандинговая платформа Boomstarter [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Москва, 2017. - Режим доступа: https://boomstarter.ru/

5. Ахмадиева М.С., Чернышова М.В. Краудфинансы, состояние и перспективы развития на современном этапе / Ахмадиева М.С., Чернышова М.В. // Международный научный журнал «Символ науки».- 2017.- № 04-1- С. 36-44.

6. Краудфандинг в цифрах Стартмен [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Москва, 2017. - Режим доступа: http://thestartman.ru/stats (дата обращения: 01.08.2017)

7. Попов В.А. Формирование и оценка деятельности эндаумент-фондов в системе высшего образования в Российской Федерации: автореф. дис.....канд. экон. наук / В.А.Попов. - Санкт-Петербург, 2016. 24 с.

8. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: федер.закон от 30 дек.2006 № 275-ФЗ // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -Москва, 2016.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 25.07.2017)

9. Горовая В.В. Практическое пособие по краудфандингу / Под ред. к.э.н. Ф.В. Мурачковского. - Москва, 2016.- 125 с.

10. Санинский С. А., Лобанова А. С., Аверьянова Л. Л. Краудсорсинг и краудфандинг — современные механизмы интеграции рыночных субъектов [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 76-79.

© Черникина Е.В., Бобров С.Л., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №08/2017 ISSN 2410-6070_

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 82 (075.8)

Бабкина Е.С.

к. филол. н., доцент Тихоокеанский государственный университет

г. Хабаровск, РФ

МОЛОДЕЖНАЯ ПЕРИОДИКА БЮРО ПО ДЕЛАМ РОССИЙСКИХ ЭМИГРАНТОВ

В МАНЬЧЖУРСКОЙ ИМПЕРИИ*

Аннотация

Статья посвящена изучению возникновения и функционирования «Литературная студия: страница объединения молодежи» - ежемесячного приложения к газетам «Голос эмигрантов» и «Боевой друг», издаваемым Бюро по делам в Маньчжурской империи (БРЭМ),

Ключевые слова молодежь, периодическая печать, БРЭМ, русская эмиграция.

29 декабря 1934 г. японцами, оккупировавшими Северо-Восточные провинции Китая, было создано Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи (БРЭМ). «Формально новый эмигрантский центр подчинялся министру народного благополучия Маньчжу-Ди-Го, фактически - Японской военной миссии, взявшей на себя его финансирование» [1. с. 20]. В положении о деятельности БРЭМ говорилось, что Бюро «является административным учреждением Маньчжоу-го» и в его функции входит «руководство во всех отношениях общественной деятельностью различных эмигрантских организаций и отдельных эмигрантов, защита их правовых, экономических и культурных интересов» [2. с. 102]. В действительности же целью БРЭМ стал полный контроль над эмигрантами, вовлечение их в реализацию внешне- и внутриполитических планов Японии.

Как единый руководящий эмигрантский орган Бюро в короткие сроки взяло под контроль все национальные, общественно-политические, культурно-просветительские и религиозные организации российских изгнанников в Маньчжурии. На руководящие должности в БРЭМ были назначены авторитетные в среде белоэмигрантов представители генеральско-офицерского корпуса царской России, выразившие готовность служить японцам.

Несмотря на жесткий контроль со стороны японцев, БРЭМ оказывало значительную поддержку российским изгнанникам: представляло российскую эмиграцию перед властями страны, защищало правовые и экономические интересы, занималось трудоустройством эмигрантов, благотворительной деятельностью и пр.

Одним из приоритетных направлений работы БРЭМ стало образование и воспитание молодого поколения российских эмигрантов: на средства Бюро содержались женская и мужская гимназии, обучались дети из неимущих семей, устраивались летние оздоровительные лагеря.

По требованию Японской военной миссии Бюро сконцентрировало внимание на военно-патриотической работе с молодежью. В структуре Бюро появился военно-воспитательный отдел под руководством полковника Н. Б. Косова. В задачу отдела входила пропаганда и агитация эмигрантской молодежи к службе в военных формированиях в составе армии Маньчжу-Ди-Го [1, с. 21].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оказывая безоговорочную поддержку официальному правительству, призывая российскую молодежь объединиться в деле «борьбы с Коминтерном и его союзниками - англосаксами, с которыми доблестная амия и флот Великого Императорского Ниппон ведут героическую борьбу за торжество нового, светлого порядка

"Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-34-01005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.