ГЛОБАЛЬНЫЕ РЫНКИ И ФИНАНСОВЫЙ ИНЖИНИРИНГ
Том 4 • Номер 2 • апрель-июнь 2017 ISSN 2410-8618 Global Markets and Financial Engineering
>
Креативная экономика
издательство
Краудфандинг как инновационный инструмент финансирования проектов
Игошина К.Е. 1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
Краудфандинг - один из наиболее перспективных методов финансирования проектов в ближайшем будущем. Этот способ привлечения инвестиций уже занял свою нишу в развитых странах и становится все более популярным в России. В статье проанализирован отечественный рынок краудфандинга, его особенности и тенденции развития, а также изучена деятельность наиболее популярных онлайн-платформ. В работе выявлены особенности данной формы финансирования на национальном рынке и определены перспективы развития.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: краудфандинг, краудинвестинг, краудфандинговые проекты, инвестиции, платформы финансирования
Crowdfunding as an innovative tool for project financing
Igoshina K.E. 1
1 The Financial University under the Government of the Russian Federation , Russia
Введение
На стадии зарождения проекта многие компании сталкиваются с проблемой недостатка денежных средств для развития своих идей. Они вынуждены искать внешние источники финансирования или уходить с рынка. Уникальность краудфандинга заключается в использовании разнообразных интернет-платформ, которые помогают собрать как небольшие, так и существенные инвестиции от огромного количества людей.
Понятие «краудфандинг» появилось в 2008 году в США и представляет собой механизм финансирования идей и проектов за счет привлечения средств большого количества частных инвесторов. По сравнению с традиционными институтами финансирования (банки, венчурные фонды и биржи) краудфандинг является наиболее доступным, простым и демократичным. В свою очередь, порядок функционирования краудфандинговых платформ очень разнообразен и зависит от
АННОТАЦИЯ:
законодательных, социальных, политических и экономических особенностей страны, в которой эта платформа организуется. Данный способ привлечения инвестиций становится все более популярным в развитых зарубежных странах.
Актуальность данной работы обуславливается стремительным ростом популярности данной системы в мире и возможностью эффективного ее развития на российском рынке, что выведет национальную экономику на новый этап доступного и дешевого финансирования проектов. Целью данной работы является определить перспективные направления развития краудфандинга в России, основываясь на мировых тенденциях и опыте, учитывая особенности национального рынка.
Динамика мирового и российского рынков краудфандинга
В 2012 году рынок краудфандинга вырос на 80%, а с 2013 по 2016 увеличивался в два раза каждый год (рис. 1). Объем совокупного рынка краудфандинга в 2015 году достиг отметки 34 млрд долл., а в Азии - 10,6 млрд долл. и обогнал европейский рынок, на котором данный показатель равен 6,5 млрд долл. В Северной Америке, где объем рынка составляет 17,2 млрд долл., данный вид финансирования наиболее развит и конкурирует с венчурными фондами [10] (Sedelnikov, 2015).
В России данное направление только начало развиваться и имеет свои отличительные особенности:
Во-первых, введение краудфандинга на западе произошло до кризиса 2008 года, в России этот процесс начался только в 2012 году, что привело к отставанию отечественного рынка.
Во-вторых, в связи с неблагоприятной экономической ситуацией у россиян срав-
ABSTRACT:_
Crowdfunding is one of the most perspective methods of project financing in the near future. This way of attracting investments has already taken its niche in developed countries and is becoming more popular in Russia. The article analyses domestic crowdfunding market, its features and development trends. We have also studied the activities of the most popular online platforms. The paper identifies features of this form of financing in the national market and outlines development prospects.
KEYWORDS: crowdfunding, crowdinvesting, crowdfunding projects, investments, financing platforms. JEL Classification: G23, G31, 016 Received: 20.05.2017 / Published: 30.06.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Igoshina K.E. (Kse-igoshina0ya.ru)
CITATION:_
Igoshina K.E. (2017) Kraudfanding kak innovatsionnyy instrument finansirovaniya proektov [Crowdfunding as an innovative tool for project financing]. Globalnye rynki i finansovyy inzhiniring. 4. (2). - 123-131. doi: 10.18334/grfi.4.2.38031
40
35 30
34,4
5 О
2032
2013
2014
2015
Рисунок 1. Темпы роста краудфандинга в мире 2012-2015 гг. Источник: составлено автором на основе данных http://crowdexpert.com
нительно мало свободных денежных средств, а также многие люди боятся мошенничества и финансовых пирамид.
Россияне не являются активными игроками на бирже и инвестирование для них сравнительно незнакомо, в отличие от иностранцев. При этом мало кто из инвесторов, работающих на бирже, готовы вложиться в стартапы, т.к. люди не верят в успешность новых проектов.
Серьезным барьером является отсутствие гибких условий для развития малого бизнеса, поэтому поставщиков проектов для краудфандинговых платформ недостаточно.
Данное направление финансирования мало освещено в средствах массовой информации, люди старшего поколения даже не знают о такой возможности инвестирования. В то время как в иностранных изданиях общеизвестной практикой являются регулярные публикации о краудфандинговых проектах.
Отдельно необходимо выделить тот факт, что в России практически нет технологических стартапов и инновационных проектов на краудфандинговых платформах. Согласно статистике, на отечественных краудфандинговых площадках пользуются популярностью благотворительные проекты, а также проекты, связанные с кинематографией и музыкой (рис. 2).
ОБ АВТОРЕ:_
Игошина Ксения Евгеньевна, студент (Kse-igoshina0ya.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Игошина К.Е. Краудфандинг как инновационный инструмент финансирования проектов // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. - 2017. - Том 4. - № 2. - С. 123-131. Сог 10.18334/дгЛ.4.2.38031
Рисунок 2. Категории краудфандинговых проектов в России Источник: [4] (Zhilenko, 2016)
Многие создатели проектов в России, размещая свою заявку на краудфандинговой платформе, ждут моментального финансирования, хотя для успешного сбора средств необходимы пресс-релизы и качественное продвижение.
Существенными барьерами являются пробелы в законодательном регулировании деятельности отечественных краудфандинговых платформ.
Наблюдается отсутствие сильной конкуренции на рынке, что снижает темпы развития данного рынка. На данный момент на российском рынке краудфандинга работают только две крупные площадки.
Динамику финансирования проектов посредством краудфандинга можно наблюдать на рисунке 3.
Рисунок 3. Данные сборов Planeta.ru и Boomstarter в 2012-2016 гг.
Источник: составлено автором на основе данных https://boomstarter.ru и https://planeta.ru/
Как подсчитали аналитики сервиса «Яндекс. Деньги», россияне вложили в крауд-фандинговые проекты на 70% больше средств за 11 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Число инвесторов в подобные проекты через указанный сервис выросло в два раза. С начала года собрано уже около 290 млн руб. на такие проекты через «Яндекс. Деньги» [9].
За 11 месяцев 2016 года сборы на Planeta.ru выросли на 27%, а число спонсоров - почти на 36%. Краудфандинговая площадка Boomstarter.ru в 2016 году увеличила объем взносов на 40% по сравнению с 11 месяцами 2015 года, до 140 млн рублей [2].
Анализ наиболее популярных краудфандинговых площадок в России
Planeta и Boomstarter работают по модели предоставления спонсору нефинансового вознаграждения. Planeta за время своего существования собрала почти 600 млн рублей и помогла реализовать более 2,5 тысяч проектов, из которых каждый третий проект оказался успешным. 20 мая 2015 года абсолютный рекорд по сборам в российском краудфандинге был установлен кампанией по сбору средств на мультфильм Гарри Бардина «Слушая Бетховена» - проекту удалось привлечь 6,15 млн рублей. 22 сентября 2015 года музыкант Борис Гребенщиков собрал более 6,18 млн рублей на свой проект. 20 февраля 2016 г. проект по финансированию экранизации романа В. Пелевина «Empire V» собрал 7,33 млн рублей. Наибольшее количество проектов завершились успешно в 2015 г. в разделах: музыка - 19%, общество - 19%, кино, видео и анимация - 17%, благотворительность - 14%, литература и журналистика - 14% [7].
За первые 2 года работы площадка собрала 30 млн рублей, а за последующие 2 года, в октябре 2016 года, общий сбор инвестиций составил 500 млн рублей. Это можно объяснить большим количеством «звездных проектов» и наращиванием PR-активности [7].
Boomstarter - вторая по величине российская площадка краудфандинга, основной социальной миссией которой является изменение восприятия краудфандинга российской аудиторией. Площадка пытается бороться с заблуждением, что краудфандинг -это только благотворительность. Самыми популярными являются разделы: технологии, фильмы, музыка, литература.
Boomstarter является лидером совместных спецпроектов с крупными брендами и государством. Именно эта площадка показала все преимущества использования кра-удфандинга представительствами крупных компаний и государства не только в целях финансирования, но и как мощный PR-инструмент. Так, одним из самых первых крупных спецпроектов на Boomstarter был совместный спецпроект с МТС.
30 декабря 2013 года Общественная Палата РФ и интернет-площадка запустили бесплатную программу обучения «Народное финансирование», нацеленную на представителей НКО и инициативных граждан. Представители Общественной Палаты РФ создали на базе платформы Boomstarter специальный учебный курс для того, чтобы объяснить представителям некоммерческих организаций и социальным предпри-
нимателям все преимущества краудфандинга, что показывает заинтересованность Правительства в развитии краудфандинга в стране.
В 2014 г. совместно с Департаментом культуры города Москвы был запущен спецпроект «Молодая Москва», направленный на создание благоприятных условий для реализации общественных проектов совместно с жителями Москвы. За каждый собранный рубль Департамент Москвы добавлял еще один. В рамках проекта успешно завершилось 14 кампаний, которые привлекли 14 млн рублей. Boomstarter привлек более 300 млн рублей на реализацию 1400 успешных проектов [8].
Также в России существуют другие, менее крупные краудфандинговые площадки. Самой известной краудинвестинговой площадкой является StartTrack.ru, запущенная в 2014 году, через которую 36 российских стартапов привлекли уже 842 млн рублей. Но количество зарегистрированных инвесторов все равно в десятки раз меньше, чем в США и других странах [6] (Kulikova, Nikiforova, 2016).
Благотворительная краудфандинговая платформа Pulsir.ru специализируется на финансировании благотворительных фондов. На данный момент на платформе зарегистрировано свыше 300 благотворительных организаций, 4787 детей внесены в общую базу, общая сумма пожертвований превышает 15 млн рублей [3].
Перспективные направления использования краудфандинговых технологий
Появление таких проектов показывает, что рынок, несмотря на финансовый кризис и трудности, продолжает свое активное развитие. Начинает развиваться направление клиентского сервиса, который может стать еще одним катализатором для активного роста рынка, т.к. будет повышаться качество запускаемых проектов, увеличиваться охват новой аудитории и повышаться доля успешных проектов. Если тенденции роста рынка будут оставаться на уровне 2016 года, то в обозримом будущем количество таких агентств может только расти.
В настоящий момент молодые площадки практически не могут похвастаться сверхрезультатами, поэтому в отечественном краудфандинге продолжают хорошо себя чувствовать только два крупных игрока. Но уже сейчас можно заявить, что постепенно начинает появляться целая «экосистема» краудфандинга, которая в дальнейшем должна стать основой для появления новых проектов.
Краудфандинг используется и для осуществления городских общественных проектов, это направление стало стремительно развиваться и применяться в разных городах нашей страны. Так, краудфандинг является удобным инструментом для решения локальных задач - будь то создание велодорожек или облагораживание парка.
В январе 2016 года в Омске была запущена уникальная социальная сеть для городских активистов, которая призвана не только создать уникальные площадки для взаимодействия некоммерческих организаций с пользователями, но также стать инстру-
ментом, который поможет проводить финансирование различных инициатив. Другая региональная некоммерческая площадка «Живой город» была запущена в Тюменской области в феврале 2016 года. Она нацелена на создание социально важных проектов для Тюменской области. В марте 2016 года в Смоленске была запущена благотворительная краудфандинговая площадка фонда помощи детям «Наше дело».
Использование краудфандинга в целях PR становится для брендов стандартным инструментом. На данный момент список компаний, которые так или иначе использовали краудфандинг, очень велик: «МТС», «Мегафон», «Lipton», «Nokia», «Rexona» и многие другие.
Заключение
Краудфандинг в России из нового «технологического чуда» постепенно превращается в повседневное и повсеместное явление. Все больше интернет-пользователей узнают о краудфандинговых проектах и начинают участвовать в их финансировании. Данный вид финансирования в России уже преодолел порог становления, и на данный момент наблюдается активный темп роста, который не подвержен кризису и во многом продолжает развиваться благодаря двум своим составляющим - социальной и благотворительной части.
Исследователи прогнозируют 200% рост краудфандинга в России, а также его использование в качестве инструмента для решения социальных проблем населения и отдельных регионов страны [1] (Veselovskiy, 2016). В связи с этим государство больше не может его игнорировать и поэтому все более активно пытается встроить себя в этот рынок не только в качестве наблюдателя, но и непосредственного участника.
В будущем отечественный краудфандинг научится функционировать так, как он работает на Западе. Ускорить процесс внедрения данного вида финансирования на отечественный рынок могла бы усиленная медиа-поддержка и создание эффективной законодательной базы. Аналитики предполагают, что в ближайшее время именно кра-удфандинг станет основным способом финансирования благотворительных проектов, а также проектов социального и креативного плана. На данный момент более выгодного способа получить начальный капитал или средства на развитие бизнеса, чем краудфандинговый сбор, в нашей стране нет. Таким образом, можно сделать вывод о том, что краудфандинг - новый этап финансирования проектов, который будет только развиваться в ближайшем будущем.
ИСТОЧНИКИ:
1. Веселовский М.Я. Краудфандинг в России: состояние и возможности стимулирова-
ния инновационных стартапов // Инновационное развитие экономики. - 2016. -
№ 2(32). - с. 7-13.
2. Вложения россиян в краудфандинговые проекты в 2016 году выросли на 70%». Рбк.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/business/29/11/2016/583c4b289a7947 5b477fa6e6
3. Единое окно для благотворителей по всей России. Pulsir.ru. [Электронный ресурс].
URL: http://www.pulsir.ru.
4. Жиленко К.Е. Особенности краудфандинга в России // Экономические науки. -
2016. - № 48. - с. 209-213.
5. Зайцев А.В. Венчурное финансирование инновационных проектов высокотехноло-
гичных предприятий // Российское предпринимательство. - 2011. - № 5-1(183). - с. 30-34.
6. Куликова В.С., Никифорова В.А. Современные финансовые потоки: краудфандинг //
Журнал об экономических науках «Бенефициар». - 2016. - № 1. - с. 72-76.
7. Народное инвестирование»: итоги трех лет в США и в России. Forbes. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/finansy/investitsii/333881-narodnoe-investirovanie-vzroslenie-rynka-kraudfandinga
8. О проекте «Планета». Planeta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://planeta.ru/about
9. Российская краудфандинговая платформа Boomstarter. Boomstarter. [Электронный
ресурс]. URL: https://boomstarter.ru
10. Седельников С.Р. Коллективное финансирование инноваций - современное состояние и перспективы краудфандинга // Креативная экономика. - 2015. - № 4. - с. 495-508.
11. Спиридонова Е.В., Сошников Д.С. Успешный краудфандинг в России и за рубежом // Российское предпринимательство. - 2016. - № 22. - с. 3185-3196. - doi: 10.18334/rp.17.22.36992.
12. Спиридонова Е.В., Шумовская А.С., Сошников Д.С. Инновационные способы финансирования проектов: теория и практика краудфандинга // Российское предпринимательство. - 2016. - № 17. - с. 2179-2192. - doi: 10.18334/rp.17.17.36531.
13. Яндекс.Деньги: за год россияне пожертвовали более 660 млн рублей. Яндекс Деньги. [Электронный ресурс]. URL: https://money.yandex.ru/doc.xml?id=528442
14. Crowdfunding industry statistics 2015-2016. Crowd Expert. [Электронный ресурс]. URL: http://crowdexpert.com/crowdfunding-industry-statistics/
REFERENCES:
Crowdfunding industry statistics 2015-2016Crowd Expert. Retrieved from http:// crowdexpert.com/crowdfunding-industry-statistics/
Kulikova V.S., Nikiforova V.A. (2016). Sovremennye finansovye potoki: kraudfanding [Modern financial flows: crowdfunding]. Zhurnal ob ekonomicheskikh naukakh «Benefitsiar». (1). 72-76. (in Russian).
Sedelnikov S.R. (2015). Kollektivnoe finansirovanie innovatsiy - sovremennoe sostoyanie i perspektivy kraudfandinga [Collective financing of innovation: current state and prospects of crowdfunding].Creative economy. 9 (4). 495-508. (in Russian).
Spiridonova E.V., Shumovskaya A.S., Soshnikov D.S. (2016). Innovatsionnye sposoby finansirovaniya proektov: teoriya i praktika kraudfandinga [Innovational ways of project funding: theory and practice of crowd-funding]. Russian Entrepreneurship. 17 (17). 2179-2192. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.17.36531.
Spiridonova E.V., Soshnikov D.S. (2016). Uspeshnyy kraudfanding v Rossii i za rubezhom [Successful crowdfunding in Russia and abroad]. Russian Entrepreneurship. 17 (22). 3185-3196. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.22.36992.
Veselovskiy M.Ya. (2016). Kraudfanding v Rossii: sostoyanie i vozmozhnosti stimulirovaniya innovatsionnyh startapov [Kraudfanding in Russia: the state and possibilities of stimulating innovative startups].Innovatsionnoe razvitie ekonomiki. (2(32)). 7-13. (in Russian).
Zaytsev A.V. (2011). Venchurnoe finansirovanie innovatsionnyh proektov vysokotekhnologichnyh predpriyatiy [Venture Capital Financing of Innovative Projects at High-Tech Enterprises]. Russian Entrepreneurship. (5-1(183)). 30-34. (in Russian).
Zhilenko K.E. (2016). Osobennosti kraudfandinga v Rossii [Features of crowdfunding in Russia]. Economic sciences. (48). 209-213. (in Russian).